1. Александер, Д. Россия глазами иностранца / Д. Александер. – М. : Аграф, 2008. – 304 с.
2. Балязин, В. Н. Неофициальная история России. Тайная жизнь Александра I / В. Н. Балязин.– М. : Олма Медиа групп, 2007. – 192 с.
3. Боборыкин, П. Д. За полвека. Воспоминания / П. Д. Боборыкин. – М. : Захаров, 2003. – 688 с.
4. Богданович, В. В. Три самодержца. Дневники генеральши Богданович / В. В. Богданович. – М. : Вече, 2008. – 496 с.
5. В борьбе за власть : страницы политической истории России ХVIII–XIX вв. – М. : Наука, 1988. – 607 с.
6. Вигель, Ф. Ф. Записки : в 2 кн. / Ф. Ф. Вигель. – М. : Захаров, 2003. – Кн.1. – 608 с.
7. Государственные деятели России XIX–начала ХХ вв. : биографический справочник / сост. И. И. Линьков, Б. А. Никитин, О. А. Ходенков. – М. : изд-во Моск. ун-та, 1995. – 208 с.
8. Графиня Комаровская. Воспоминания. – М. : Захаров, 2003. – 455 с.
9. Дубровин, Н. Письма главнейших деятелей в царствование императора Александра I (1807 – 1829) / Н. Дубровин. – М. : ГПИБ, 2006. – 540 с.
10. Данилина, Г. Я. История России XVIII – XIX вв. : хрестоматия / Г. Я. Данилина, Л. Ф. Писарькова. – М. : Вертум, 2003. – 408 с.
11. Де Кюстин А. Николаевская Россия. – М. : Иностр. литература, 1990. –568 с.
12. История России в лицах с древности до наших дней (V – XX вв.): биограф. словарь / под ред. В. В. Каргалова. – М. : Русское слово, 1997. – 544 с.
13. Калягин, В. А. Политические взгляды М. М. Сперанского / В. А. Калягин. – Саратов : Просвещение, 1973. – 287 с.
14. Карамзин, Н. М. История государства Российского / Н. М. Карамзин. – М. : ЭКСМО, 2002. – 832 с.
15. Кириллов, В. В. История России : учеб. пособ. / В. В. Кириллов. – М. : Юрайт-Издат, 2007. – 661 с.
16. Ключевский, В. О. О русской истории / под ред. В.И. Буганова. – М. : Просвещение, 1993. – 352 с.
17. Леонтович, В. В. История либерализма в России / В. В. Леонтович. – М. : Просвещение, 1995. – 253 с.
18. Мироненко, С. В. Самодержавие и реформы : политическая борьба в России в начале ХIХ века / С. В. Мироненко. – М. : Наука, 1989. – 283 с.
19. Морозов, В. И. Государственно-правовые взгляды М. М. Сперанского / В. И. Морозов. – СПБ. : Дело, 1999. – 287 с.
20. Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. / под ред. В. А. Семенова. – М. : Просвещение, 19991. – 365 с.
21. Предтеченский, А. В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX в. /А. В. Предтеченский. – М. : Политиздат, 1957. – 278 с.
22. Российский архив : история Отечества в свидетельствах и документах XVIII – XX вв. – М. : Рос. Архив, 1996. – Вып. 7. – 656 с.
23. Российское законодательство Х – ХХ вв. В 9-ти тт. – М. : Юр. лит, 1988. – Т. 6. – 432 с.
24. Русское общество 30-х годов ХIХ века. Люди и идеи. Мемуары современников. – М. : Изд-во МГУ, 1989. – 445 с.
25. Русское общество 40-50-х годов XIX века / под ред. И. С. Самойлова. – М. : Наука, 1991. – 228 с.
26. Середонин, С. М. Граф М. М. Сперанский – очерк государственной деятельности / С. М. Середонин. – СПб. : б/и, 1909. – 186 с.
27. Соловьёв, С. М. История России с древнейших времён / С. М. Соловьев. – СПб. : Тип. «Обществ. Польза», 1903. – Кн. 5. – 1544 стб.; Кн. 6. – 1178 стб.
28. Сперанский, М. М. Воспоминания / М. М. Сперанский // Русская старина. – 1872. – № 4. – С. 471 – 492.
29. Сперанский, М. М. Проекты и записки / М. М. Сперанский. – М. : Наука, 1961. – 272 с.
30. Томсинов, В. А. Светило российской бюрократии / В. А. Томсинов. – М. : Молодая гвардия, 1991. – 329 с.
31. Труайя, А. Александр I : Северный сфинкс / А. Труайя. – М. : Эксмо, 2006. – 478 с.
32. Фатеев, А. Н. Жизнь, труды, мысли и план всеобщих государственных преобразований России М. М. Сперанского / А. Н. Фатеев. – Прага : Press, 1942. – 452 с.
33. Федоров, В. А. М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев / В. А. Федоров. – М. : Просвещение, 1999. – 212 с.
34. Федоров, В. А. «Своей судьбой гордимся мы…». Следствие и суд над декабристами / В. А. Федоров. – М. : Просвещение, 1988. – 308 с.
35. Хрестоматия по истории России / А. С. Орлов, В. А. Георгиев. – М. : Просвещение, 1996. – 623 с.
36. Хрестоматия по истории России / А. С. Орлов, В. А. Георгиев. – М. : Дрофа, 2004. – 667 с.
37. Чибиряев, С. А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность, политические взгляды М.М.Сперанского / С. А. Чибиряев. – М. : Молодая гвардия, 1989. – 403 с.
38. Шепелев, Л. Е. Аппарат власти в России эпохи Александра I и Николая I / Л. Е. Шепелев. – СПб. : Искусство СПб., 2007. – 464 с.
39. Шуазель-Гуфье, С. Исторические мемуары об императоре Александре и его дворе / С. Шуазель-Гуфье. – М. : ГПИБ, 2007. – 233 с.
40. Экшут, С. А. В поиске исторической альтернативы: Александр I, его сподвижники и декабристы / С. А. Экшут. – М. : Наука, 1994. – 289 с.
Приложение
Примерный конспект урока по истории России по теме: «Реформаторская деятельность М. М.Сперанского»
Класс: 8
Тип урока: Урок с элементами лабораторно-практической работы в группах.
Цель урока: рассмотреть предпосылки и содержание реформаторских проектов М. М. Сперанского, проанализировать причины их неполной реализации.
Задачи урока:
1. Дать представление учащимся о личности и деятельности М.М.Сперанского.
2. Создание условий для развития критического мышления учащихся.
3. Содействие патриотическому воспитанию учащихся на примере жизни и деятельности М.М.Сперанского.
4. Создание условий для формирования интереса к историческому прошлому России.
Используемые учебники и учебные пособия:
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. 8 класс. – М. : Просвещение, 2005.
Используемая методическая литература:
Важенин А.Г. Конспекты уроков для учителя истории. 8 класс. История России. XIX век. Методическое пособие. – М.: Владос-Пресс ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2001.
Калганова Е. В., Сумакова Н. В.Поурочные разработки по истории. XIX век. 8 класс. – М. : ВАКО, 2004.
Средства обучения: портреты М. М. Сперанского, Александра I, схема «Система органов государственной власти по проекту Сперанского», схема «Система центрального управления Российской империи в первой половине XIX века».
Используемое оборудование: компьютерный класс, проектор, экран.
Опережающее задание: прочитать соответствующий материал в учебнике и дополнительной литературе, подготовить сообщения по теме.
План урока:
Повторение реформаторской деятельности Александра I.
Государственная деятельность М. М. Сперанского: основные этапы.
Проект политической реформы: замыслы и результаты.
Причины отставки Сперанского.
Подведение итогов.
Основные понятия: реформа, разделение властей, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, гражданские права, избирательные права.
Основные даты:
1809 – «Введение к уложению государственных законов»
1810 – Создание Государственного Совета.
1812 – Отставка М. М. Сперанского.
В своем вступительном слове учитель подчеркивает, что по уму и таланту М. М. Сперанский, несомненно, самый замечательный из государственных людей, работающих с Александром I, и, быть может, самый замечательный государственный ум в XIX веке. Наполеон увидел М. М. Сперанского в свите Александра в Эрфурте. Французский император быстро оценил скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской делегации. «Не угодно ли вам будет, государь, - спросил он Александра, - променять этого человека на какое-нибудь королевство?» Для актуализации знаний учащихся в начале урока можно организовать работу над вопросами:
1. Почему первый период царствования Александра I вошел в историю под названием «Эры либерализма», а А. С. Пушкин охарактеризовал как «дней александровых прекрасное начало»?
2. Для чего был создан «Негласный комитет»? Почему он не стал официальным органом? Кто входил в этот комитет?
3. Перечислите первые указы Александра I. Какие из них вы считаете главными?
4. Перечислите меры, которые были приняты Александром для смягчения крепостного права. Эффективны ли были эти меры?
5. Охарактеризуйте систему центрального управления Российской империи в первой половине XIX века (по схеме № 1 на доске).
6. Какой из органов был создан по инициативе М. М. Сперанского?
К реформаторской деятельности этого человека мы обращаемся сегодня на уроке.
На втором этапе урока учащиеся делают краткие сообщения по основным этапам деятельности М. М. Сперанского, которые были подготовлены дома (3-4 человека). Перед классом ставится задание выписать в тетрадь основные вехи жизни М. М. Сперанского, перечислить личные качества, которые помогли ему сделать карьеру.
Материал для сообщений учащихся
М. М. Сперанский родился в семье священника в селе Черкутино Владимирской губернии. С семи лет обучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. - в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Необыкновенные способности выдвинули его из среды учеников, и по окончании курса он был оставлен учителем математики, физики, красноречия и философии. М. М. Сперанский сам, без какой-либо протекции сумел не только «выбраться в люди», но и познакомиться без посторонней помощи с лучшими политическими, экономическими и юридическими сочинениями на французском языке, который он усвоил в совершенстве. За 4 года из домашнего секретаря князя А. Куракина он успел, исключительно в силу своих дарований, выдвинуться в статс-секретари императора (с 1807 года). А в 1803 году он уже стал директором департамента Министерства иностранных дел, заняв сей генеральский пост в 31 год. Впрочем, хвастать М. М. Сперанский не любил. Был трудолюбив, скромен, сдержан и устремлен к одной цели: переустройству Отечества в интересах Отечества. В 1803 - 1807 г.г. он составил несколько проектов государственных реформ, а в 1809 г. готовит по поручению Александра I план государственных преобразований - «Введение к уложению государственных законов». Но задуманные им реформы так и не удалось реализовать. В 1812 году его ссылают в Нижний Новгород, а затем - в Пермь. Возвращается он в Петербург только в 1822 году. По отношению к нему Александр I был лукав. Одной рукой он возвышал его, давал награды (графский титул, орден Святого Александра Невского), другой - принимал доносы на М. М. Сперанского, поручил министру полиции тайный надзор за ним и близкими ему людьми.
Михаил Михайлович был знаком со многими декабристами и был очень популярен в их среде. Декабристы предлагали включить его во временное правительство, действующее до выборов в новые органы власти, хотя сам М. М. Сперанский не имел об этом ни малейшего представления. Но вот - виток истории, и реформатор начала века в 1825 году судит декабристов, которые и вышли-то на Сенатскую площадь, потому что реформы М. М. Сперанского не были доведены до конца. Он был членом Верховного уголовного суда над декабристами, был членом ряда высших государственных комитетов в 20-З0-е годы, а в 1833 закончил составление 15-томного «Свода законов Российской империи». Оставив мечты о конституции, М. М. Сперанский теперь стремился к наведению порядка в управлении, не выходя за рамки самодержавного строя. Император Николай I присутствовал при одобрении Свода законов Государственным Советом, снял с себя орден Андрея Первозванного и возложил его на Сперанского. И еще одна ироничная усмешка истории: в 1835-1837 г.г. М. М. Сперанский преподавал юридические науки наследнику престола, будущему императору Александру II, который отменил крепостное право и даже настроился на подписание Конституции (чему помешал взрыв террористов). Интересны религиозные поиски М. М. Сперанского. Он был из настоящей русской священнической среды. В четыре года уже читал «Апостола», учился с отличием во Владимирской семинарии. Жена - англичанка, родив ему дочь, умерла. Оставшись с младенцем на руках, М. М. Сперанский вновь обратился за утешением к религии, - но не своей, православной, в которой воспитывался, а, скорее, к протестантизму. И понадобились сплетни, обвинения в шпионаже, ссылка в Новгород и Пермь, чтобы М. М. Сперанский вновь обратился к православию.
На 3 и 4 этапах урока организуется лабораторно-практическая работа в групповой форме.
В современной методике большое внимание уделяется лабораторным и практическим занятиям. Практические занятия предусматривают самостоятельную работу школьников с различными видами материалов - таблицами, схемами. Лабораторные занятия ориентируют учителя на организацию работы с различными источниками - письмами, мемуарами, выдержками работ историков, отражающих различные взгляды на одни и те же события и явления. Последнее полностью соответствует наметившейся в последнее время тенденции учить школьников истории прежде всего на документальных материалах, самостоятельно проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках.
Работу с источниками эффективно проводить в групповой форме.
Класс разбивается на 5 групп, каждая из которых получает набор документов (первое задание - о содержании проекта реформы М. М, Сперанского, второе - о причинах его отставки). Внутри группы учащиеся распределяют обязанности:
Ведущий (направляет работу группы).
Аналитик (читает документы, делает выводы).
Протоколист (записывает выводы).
Докладчик (выступает от имени группы с тезисами о результатах работы).
Группы отчитываются о проделанной работе в конце каждого этапа урока. Сделанные учениками выводы записываются всеми в тетради.
Задание группам: На основе схемы № 2 «Система органов государственной власти по проекту М. М. Сперанского» и текстов документов охарактеризуйте основные направления политической реформы М. М.Сперанского и ее принципы.
1 группа
«М. М. Сперанский утверждал, что в целях предотвращения революции необходимо дать стране Конституцию, которая, не затронув самодержавного правления, вводила бы выборные законодательные органы и принципы разделения властей в организации государственной власти. «Конституции во всех почти государствах устрояемы были в разные времена отрывками и по большей части среди жестоких политических превращений. Российская Конституция одолжена будет бытием своим не воспалению страстей и крайности обстоятельств, но благодетельному вдохновению верховной власти, которая, устроя политическое состояние своего народа, может и имеет все способы дать ему самые правильные формы.» Однако план М. М. Сперанского не предусматривал введения конституционного строя в России по типу западно-европейских стран, то есть ограничения власти монарха Конституцией. Цель проекта, как ее четко определил М. М. Сперанский, состояла в том, «чтобы облечь правление самодержавное всеми внешними формами закона, оставив в существе ту же силу и то же пространство самодержавия». Самодержавная власть императора, действующего в рамках закона, вполне совмещалась с предлагаемым им новым политическим устройством страны. В плане М. Сперанского в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей - на законодательную, исполнительную и судебную (разумеется, при верховенстве власти самодержавного монарха». Император назначает министров, членов сената и Государственного Совета.
2 группа
«В каждом волостном центре (селении или небольшом городе) каждые три года из всех владельцев недвижимой собственности (независимо от их сословной принадлежности) составляется собрание -
волостная дума. Волостная дума избирает депутатов в окружную думу. Окружная дума, кроме выборов председателя, его главного секретаря, окружного совета и окружного суда, избирает депутатов в губернскую думу и рассматривает вопросы о местных нуждах в границах своего органа. Каждые три года из числа депутатов от окружной думы собирается и губернская дума, избирающая председателя, секретаря, губернский суд и депутатов в высший представительный орган страны - Государственную думу. Председатель (или «канцлер») Думы назначался «верховной властью» (императором) из числа представленных Думой трех ее кандидатов. Дума собирается ежегодно в сентябре месяце и заседает столько времени, сколько требует повестка дня. За императором остается право прервать сессию Думы или совершенно ее распустить. «Предложение» на рассмотрение Думой законов «принадлежит одной державной власти». Таким образом, Государственная дума, по проекту Сперанского, не обладала правом законодательной инициативы. Дума была ограничена в своем контроле над деятельностью министров. Таким образом, Государственная дума хотя и называлась Сперанским «законодательным учреждением», но, по существу, это был консультативный, совещательный орган. Даже в таком варианте Дума не будет создана».
3 группа
«Принцип выборности использовался и при формировании судебной власти, но только в трех ее первых инстанциях: волостного, окружного и губернского судов. Высшей судебной инстанцией («верховным судилищем для всей империи») являлся Сенат судебный (в отличие от Сената правительствующего). Он состоял из четырех департаментов - двух по гражданским и двух по уголовным делам, по одному в Петербурге и Москве. Реформа Сената, предложенная М. М. Сперанским, не была реализована. По такому же принципу, как и судьи, формировалась и исполнительная власть. Три первые ее инстанции (волостное, окружное к губернское управления) избирались на волостных, окружных и губернских собраниях. «Управление государственное» (министерства) как высшая инстанция формировалось из числа лиц, назначаемых императором и перед ним ответственных. В этой части проекта М. М. Сперанским были изложены те принципы, которые были потом воплощены в законодательных актах 1810 - 1811 г.г., завершивших министерскую реформу. Были точно определены меры ответственности министров и сферы деятельности министерств.
4 группа
«По плану М. М. Сперанского, высшим органом, который призван был объединить деятельность законодательной, судебной и исполнительной властей, должен быть Государственный Совет. «В порядке государственных установлении Совет Представляет орган, - писал Сперанский, - в коем все действия частей законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти и от нее изливаются. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном Совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению в порядке законодательном, судебном и исполнительном».
Государственный Совет был создан 1 января 1810 года. Государственный Совет:
а) оценивал содержание законов и саму необходимость реформирования;
б) разъяснял смысл законов;
в) принимал меры к их исполнению.
Он подразделялся на 4 департамента - законов, военный, гражданских и духовных дел, государственной экономии.
5 группа
«В своем проекте М. М. Сперанский предлагает предоставить гражданские права всему населению, хотя и в неравной степени:
«1. Никто без суда наказан быть не может.
2.Никто не обязан отправлять личную службу по произволу другого, но по закону, определяющему род службы по состояниям.
3.Всякий может приобретать собственность движимую и недвижимую и располагать ею по закону.
4.Никто не обязан отправлять общественных повинностей по произволу другого, но по закону или добровольным условиям».
За дворянами сохранялось право владеть крепостными крестьянами, хотя в принципе М. М. Сперанский был против крепостного права и разрабатывал проект его постепенной ликвидации.
Избирательные права должны быть представлены всем, имеющим собственность, то есть для первых двух сословий. Соответственно этому он устанавливал новое сословное деление:
дворянство;
«среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне);
3«народ рабочий» (помещичьи крестьяне, домашние слуги и т. д.) Допускался переход из низшего «состояния» в высшее путем приобретения недвижимой собственности1.
Подводя итоги групповой работы по третьему пункту плана урока, учитель после выступлений учащихся делает выводы. Учащиеся записывают в тетрадь:
Задание группам по 4 пункту плана урока: На основании текста документов выясните причины отставки М. М. Сперанского.
1 группа
«Загадка его падения не так уж загадочна. Александр разошелся со Сперанским по существу. Разочаровался в его «плане всеобщего государственного образования», которым не решалась искомая задача соглашения самодержавия с законосвободными учреждениями. Разочаровался Александр и в финансовом плане Сперанского. Сперанский тоже был недоволен Александром за то, что он «слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым».
«В течение одного года я попеременно был поборником масонства, защитником вольности, гонителем рабства... Толпа подьячих преследовала меня за указ 6 августа эпиграммами и карикатурами; другая такая же толпа вельмож со всею из свитою, с женами и детьми преследуют меня, ни по роду моему, ни по имуществу не принадлежавшего к их сословию.., личную свою вражду старались прикрыть именем вражды государственной».
«Трудность положения Сперанского состояла в его семинарском происхождении. Будь он побочный сын какого-нибудь вельможи, ему были бы легче все реформы. Попович - статс-секретарь и доверенное лицо у государя был бельмом на глазу у всех - его равно не могли переваривать ни один из умнейших сановников Ростопчин, ни даже екатерининские тузы».
2 группа
М. М. Сперанского оценивает герой романа Г.П. Данилевского «Сожженная Москва» Базиль Перовский: «Дошли, наконец, до того, что удалили от трона и сослали, как преступника, как изменника, единственного государственного человека, Сперанского, а за что? За его открытое предпочтение судебникам Ярослава и царя Алексея гениального кодекса того, кто разогнал кровавый Конвент и дал Европе истинную свободу и мудрый новый строй».
«За неисполнение финансового плана Сперанского, попавшего в руки плохого министра финансов Гурьева, обвиняли самого же Сперанского. Раздавались голоса, что он нарочно придумал свой финансовый план, чтобы раздражить оппозицию, что он находился в преступных связях с Наполеоном. И Александр не выдержал натиска врагов Сперанского. Он считал необходимым тогда усиливать повышенное патриотическое настроение, так как отразить Наполеона он надеялся лишь в том случае, если война будет иметь народный характер; он не видел возможности вступать в объяснения и решил пожертвовать своим лучшим сотрудником ярости привилегированной толпы.
Вся вина же Сперанского фактически заключалась в том, что он через одного чиновника получил копии всех важных секретных бумаг из Министерства иностранных дел, которые он мог бы, конечно, по своему положению получать, испросив на то официальное разрешение».
3 группа
«Реформаторской деятельности Сперанского возникла серьезная оппозиция. В Петербурге это литературные салоны Державина, Шишкова. В Москве - салон сестры Александра I - Екатерины Павловны, где ведущее место занимали один из идеологов консервативного течения Н. М. Карамзин и губернатор Москвы Ростопчин. Ненависть общества к Сперанскому нашла яркое и сильное выражение в известной записке: «О древней и новой России» Карамзина. Сущность этой записки заключалась в критике политики Александра и в доказательствах необходимости сохранения на вечные времена самодержавия в России. Главная ошибка законодателей Александрова царствования состояла, по мнению Карамзина, в том, что они вместо совершенствования учреждений Екатерины, предприняли реформы. Карамзин не щадит ни Государственного Совета, ни нового учреждения министерств. Он утверждал, что вместо всех реформ достаточно было подыскать 50 хороших губернаторов и обеспечить стране хороших духовных пастырей».
«Активными противниками Сперанского были Н.М. Карамзин и великая княгиня Екатерина Павловна. В 1809 году она вступила в брак с принцем Георгием Ольденбургским и проживала с ним в Твери. Здесь вокруг нее сложился кружок консервативного направления. Великая княгиня считала конституцию «совершенным вздором, а самодержавие - полезным не только России, но и западноевропейским государствам». В ее глазах Сперанский был «преступником», овладевшим волей слабохарактерного монарха. Вражда княгини объяснялась и личными причинами. «Зловредный попович» имел смелость выступить против кандидатуры Карамзина на пост министра народного просвещения, выдвинутой Екатериной Павловной. Он отказал, кроме того, в поддержке той шведской политической партии, которая прочила на шведский престол мужа великой княгини».
4 группа
«Против Сперанского образовалось враждебное отношение не только в придворных, но и в чиновничьих кругах. Оно особенно обострилось ввиду двух указов 3 апреля и 6 августа 1809 года, которые приписывались прямому влиянию Сперанского. Первый указ предписал, чтобы все лица, носившие придворные звания, избрали себе какую-либо службу. После этого закона все придворные звания, которые до тех пор считались должностями, стали лишь почетными отличиями. Второй указ требовал, чтобы чины коллежского асессора (VIII класс) и статского советника (V класс) давались лишь по выдержании экзамена на чин или по предъявлении университетского диплома»2. Указом 6 августа были недовольны не только сами чиновники среднего звена, но и влиятельные сановники. Ведь они теряли вымуштрованных исполнительных подчиненных.
«Вице-губернатор обязан знать Пифагорову фигуру, а надзиратель в доме сумасшедших - римское право», - насмехался Н.М. Карамзин в «Записке о древней и новой России».
5 группа
«Присоединение России к континентальной блокаде привело к катастрофическим последствиям для ее экономики. Доходы казны в 1808 году составили 111 млн. рублей, а расходы - 248 млн. рублей. При таких условиях Сперанский получил повеление государя разработать проект оздоровления экономики. Такой план был подготовлен Сперанским к 1 января 1810г.:
прекращение выпуска не обеспеченных ценностями ассигнаций;
объявление выпущенных ранее бумажных денег государственным долгом и их постепенный выкуп у населения с целью уничтожения;
резкое сокращение государственных расходов;
введение нового специального налога на помещичьи и удельные имения, направляемого затем на погашение государственного долга;
введение чрезвычайного дополнительного налога на 1 год, который уплачивался крепостными и составлял 50 копеек на душу;
введение нового таможенного тарифа, облагавшего огромными пошлинами ввоз в Россию импортных товаров».
«Что касается публики, то из финансовых планов Сперанского она сделала для себя весьма неутешительные выводы:
что финансы страны пришли в плохое положение;
что казна вовлечена в значительные внутренние долги;
что на покрытие расходов не хватает обыкновенных средств, поэтому предстоят новые налоги.
Этот последний вывод был самым неприятным. Новые налоги особенно раздражали, потому что они приходились в тяжелое время, когда страна и без того была разорена; дворянство же особенно негодовало за налог на дворянские имения. Раздражение еще более усилилось, когда оказалось, что, несмотря на новые тяготы, ассигнации продолжали падать. Таким образом, план Сперанского не был осуществлен».
Подводя новые итоги групповой работы по четвертому пункту плана урока, учитель после выступлений учащихся делает выводы. Учащиеся записывают в тетрадь:
В конце урока учитель подчеркивает, что М. М. Сперанский опередил свое время, многие идеи реформатора были реализованы только в начале XX века. В качестве домашнего задания можно предложить учащимся записать в тетрадь свои рассуждения на тему: «Могли ли в начале XIX века реализоваться планы М.М. Сперанского?»
Дата: 2019-05-28, просмотров: 189.