Методы социально-психологического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В основе любой отрасли знаний, в том числе и социальной психологии, лежит научное исследование. Социально-психологическое исследование – вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологических характеристик самих этих групп. Любое социально-психологическое исследование нацелено на получение информации с помощью научных методов. Психологические методы группируются по различным основаниям. Российский ученый Г. М. Андреева предлагает делить все методы социальной психологии на две основные группы: исследовательские методы и методы воздействия. Исследовательские методы характеризуют социальную психологию как фундаментальную науку, а методы воздействия представляют практическую социальную психологию. Методы, применяемые в социальной психологии, могут быть теоретическими и эмпирическими. Теоретические методы применяются при разработке и обосновании научных теорий. Они являются общими для социальной психологии и других, как психологических, так и непсихологических наук. Эмпирические методы используются для сбора первичной информации, фиксирующей социально-психологические факты, и описание полученных данных, обычно в рамках определенных теоретических концепций.

Методы исследования, в свою очередь, подразделяются на методы сбора информации и методы обработки. К методам сбора информации относятся: наблюдение, метод анализа документов, опрос, тестирование, эксперимент, математические методы исследования. Кратко рассмотрим каждый из указанных методов.

Наблюдение – один из самых распространенных методов сбора первичной информации. Он состоит в целенаправленном восприятии параметров и свойств объекта, которые проявляются внешне и объективно без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и не включенным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает, а не включенное это не предполагает. Предметом социально-психологических наблюдений являются вербальные и невербальные акты поведения человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде или ситуации. Наблюдаются, в частности, речевые контакты, их частота, продолжительность, выразительность, экспрессия лица, глаз и тела, движения, перемещения, статические состояния наблюдаемых, физические воздействия – касания, толчки, удары, передачи и т.д. Недостатками данного метода является высокий уровень субъективизма при сборе данных, привнесенных наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительности) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя), преимущественно качественный характер выводов наблюдения, относительная ограниченность в обобщении результатов исследования.

Метод анализа документов обычно представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах. Необходимая информация содержится в различных источниках (документах, научных исследованиях, архивных материалах, специальной литературе). Существуют два основных типа документов, представляющих интерес для социально-психологического исследования – официальные (отчеты, публикации, характеристики и т.п.) и сугубо личные (показания, письма, исповеди и др.). В рамках исследований массовых коммуникаций широко используется контент-анализ документа. Этот формализованный метод анализа документов основан на выделении специальных «единиц исследования» (например, слов, принятых в качестве ключевых) и подсчета частоты их употребления. Он применяется при исследованиях в области социальной коммуникации, так как удобен и наиболее адекватен при изучении больших массивов информации.

Опрос является одним из наиболее распространенных методов в социальной психологии. Это метод целенаправленного получения вербальной устной или письменной информации о социально-психологических явлениях путем непосредственного очного или заочного общения исследователя и респондента. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми. Массовый опрос (в основном массовое интервью) предназначен для диагностики массовых социально-психологических явлений (состояние общественного мнения, социальные настроения, уровень социальной напряженности и т.д.).

Одним из методов сбора и анализа информации, который позволяет с высочайшей степенью достоверности оценить эффективность маркетинговых исследований является метод фокус-групп или фокусированное интервью. Термин введен американскими социологами Р. Мертоном и Р. Кендаллом. Групповое неформализованное интервью применяется в западной психологии с начала 50-х годов XX века. В 80-е годы XX века интерес к этому методу возрос благодаря успешному применению в рекламе продукции на любом этапе ее создания (от возникновения рекламной идеи, до конкретного рекламного продукта). Преимущества метода – оперативность, дешевизна, экономия времени.

Тестирование – метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя с помощью специальных вопросов или заданий. Тесты относятся к методам сбора данных и методам психодиагностики. В социальной психологии используются при диагностике личности, реже – при исследовании групп. Тест – кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психологических свойств личности, группы, общности. Психологический тест – теоретически и эмпирически обоснованная система высказываний и заданий, которые позволяют получить измерения соответствующих психологических свойств. В психологических текстах вопросы могут отличаться от вопросов интервью, чаще носят косвенный характер. Обработка результатов сводится к тому, чтобы соотнести с помощью ключа полученные результаты. Тесты бывают нескольких видов. Чаще делят на высоко стандартизированные и слабо стандартизированные (проективные). В социальной психологии тесты применяются как подсобные средства. Большинство составлены для диагностики личности, в частности – для определения типологических особенностей человека, его характера и темперамента. Значительная часть тестов помогает раскрыть определенную сторону личности (например, тест Г. Айзенка помогает раскрыть нейротизм и интроверсию/экстраверсию, Я. Стреляу – особенности характера, Г. Шмишека – тенденции к акцентуации, то есть выраженность определенных черт характера, Дж. Роттера – локус контроля, а именно, как человек объясняет свои действия и свою жизнь). Существуют комплексные методики, например, тест Р. Кеттелла. Существуют также тесты проективные, например, цветовой тест М. Люшера, который используется для оценки эмоционального и физиологического состояния человека. Проективные тесты – рисуночные (например, «Дом-Дерево-Человек», «Несуществующее животное» и «Рисунок семьи»). Впервые термин «проективная техника» был использован Франком в статье «Применение проективных методов в исследовании личности». Интерпретация тестов этих связана с психоанализом. Они отличаются тем, что материал характеризуется неопределенностью, имеют субъективную интерпретацию и сложны в обработке. Важен не результат, а рассуждения человека в процессе тестирования.

Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов. Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим, когда лишь фиксируются необходимые социально-психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их взаимоотношения в группе. В настоящее же время эксперимент – один из основных методов исследования в социальной психологии. Считается наиболее мощным методом познания, так как связан с человеческой практикой и позволяет установить причинно-следственные связи, овладеть законами общества, предполагает опытное моделирование явлений, активное воздействие исследователя на явление, измерение реакций на воздействие, неоднократную воспроизводимость результатов. Особая разновидность естественного эксперимента – социальный эксперимент (чаще проводится в малых группах). Его осуществление связано с реализацией социальных программ или реформ.

Математические методы исследования – это такие методы, которые позволяют представлять изучаемые в социальной психологии явления в численной форме или производить соответствующие количественные (математические) расчеты. Эти методы являются общими для всех областей психологии и делятся на две основные группы: методы математической статистики и методы математического моделирования. С помощью методов математической статистики производится количественная обработка данных, получаемых в ходе исследования, с целью обнаружения имеющихся в них математических связей и закономерностей. Посредством методов математического моделирования явления, изучаемые в социальной психологии, представляются в виде математических моделей – формул и выражений.

Вторую группу составляют методы психологического воздействия, посредством которых оказывается воздействие на психологию и социальное поведение отдельных людей или групп. Это, прежде всего, методы, применяемые в средствах массовой коммуникации, в процессе организации и проведения публичных выступлений, в рекламе, пропаганде, агитации, в промышленности, индивидуальной и групповой психотерапии. В современной социальной психологии предлагается их классификация и дается научное обоснование. Основными из них являются: психокоррекция , психотерапия, психологическое консультирование, социально-психологические тренинги, игровые методы, в частности, ролевые игры и психодрама.

Психокоррекция или (психотерапия) – система мероприятий, направленных на устранение недостатков поведения психически здорового человека. В ходе индивидуальной психотерапии психолог работает с клиентом один на один. Достоинствами такого метода являются конфиденциальность и наличие более глубокого результата. Индивидуальная работа помогает выявить особенности клиента и снять барьеры.

Групповая психокоррекция используется, если проблема клиента носит межличностный характер, в результате чего у него возникают проблемы общения с другими людьми. Специфика метода заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, то есть особую роль играют взаимодействия между участниками группы в коррекционных целях. Групповой опыт приводит к тому, что участники становятся более свободны в выражении чувств, устанавливают дружеские отношения, у них появляются ответственность, самостоятельность и инициатива.

Психологическое консультирование как метод в социальной психологии позволяет помочь клиенту разобраться в психологических проблемах и найти выход из сложившейся трудной жизненной ситуации.

Социально-психологические тренинги – представляют собой синтез групповой психотерапии и игры. К ним относятся: тренинги развития коммуникационных навыков, делового общения, тренинги развития сензитивности, тренинги ассертивности (развитие самостоятельности и независимости, умение настоять на своем), гештальтгруппы, тренинги личностного роста, группы телесной терапии и др. Основными целями создания тренинговых групп являются – познание и принятие человеком себя и других людей такими, какие они есть, осознание собственных психологических проблем и проблем, существующих у других людей, повышение искренности и открытости в общении с людьми, снижение психологических барьеров (барьеров психологической защиты), совершенствование коммуникативных умений и навыков. В таких группах создаются ситуации, позволяющие участникам изучать складывающиеся между ними взаимоотношения, правильно воспринимать и оценивать свое поведение в группе. Предполагается, что это повысит эффективность групповой работы и позволит членам группы устанавливать между собой хорошие личные и деловые взаимоотношения. Практика работы тренинговых групп была разработана под руководством Курта Левина на основе созданной им теории малых группы. Первоначально эти группы были рассчитаны на анализ группового взаимодействия с целью улучшения результатов групповой работы и познания участниками группы друг друга. Затем Т-группы стали широко применяться в психотерапевтической и психологической практиках.

Игровая терапия представляет собой разновидность групповой терапии. Это психотерапевтический метод, основанный на ролевой игре. Выполнение группой упражнений с коммуникацией, разыгрывание ролей и ситуаций. Благодаря игротерапии создается система личностных отношений, снижается напряженность и страх перед другими людьми, растет самооценка.

Психодрама как психотерапевтический метод основывается на катарсисе, который достигается с помощью драматических инсценировок. Представляет собой специально организуемый и проводимый в группе людей, нуждающихся в психологической помощи, импровизированный психодраматический спектакль. В ходе такого спектакля разыгрывается какая-либо реальная жизненная ситуация (драма клиента) с акцентом на выявлении и разрешении тех психологических проблем, с которыми этот человек в своей жизни столкнулся. Сюжет для психодрамы предлагает обычно кто-либо из членов группы, взяв его из своей реальной жизни (данного человека в психодраме называют протагонистом). Этот человек исполняет главную роль в разыгрываемом далее психодраматическом спектакле. Роли распределяются между остальными участниками в соответствии с их психологическим или поведенческим сходством с людьми, составляющими социальное окружение протагониста – теми, во взаимоотношениях с которыми он испытывает трудности. После окончания импровизированного психодраматического спектакля производится групповой анализ того, что в нем происходило, намечаются практические пути решения проблемы протагониста и аналогичных проблем других участников группы. Данная техника была создана американским психологом, социологом и врачом-психиатром Дж. Морено.

Социометрия – теория измерения межличностных отношений, автором которой также является Джекоб Морено. Это эффективный инструмент исследования малых групп и коллективов. В целом, концепция подвергалась критике, но методика оказалась весьма популярна. Сущность – выявление симпатии и антипатии. Помогает выявить отношения в группе путем осуществления каждым членом группы выбора по определенному критерию. Можно рассчитать позицию члена в группе. Используется для улучшения отношений членов в группе. Социометрия исходит из того, что любая общность рождается на основе совместной деятельности. В группе завязываются официальные и неофициальные отношения. Система неформальных отношений зависит от ценностей индивидов, самооценок и взаимооценок. Возникает, как правило, несколько неформальных структур – взаимоподдержки, взаимовлияния, престижа, популярности и лидерства. Неформальные структуры зависят от формальных в той степени, в которой люди подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности и правилам ролевого взаимодействия. Задача социометрии – изучение неофициальной структуры социальной группы и ее психологической атмосферы. Социометрические методы выражают отношения в виде величин и графиков. Таким образом, с помощью социометрической методики можно выявить – социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах, конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений, формальных и неформальных лидеров, предпочитаемых или «отвергнутых» членов группы, наличие в группе микрогрупп и связи между ними.

Одна из важнейших проблем социально-психологического исследования – качество социально-психологической информации. Оно зависит от качества применяемых в социально-психологическом исследовании инструментов и компетентности исследователя в процессе интерпретации полученных данных. Понятно, что все указанные и некоторые другие проблемы должны быть тщательно учтены при организации лабораторного социопсихологического эксперимента. Что касается социально-психологического инструментария, можно считать, что существует ряд предъявляемых к нему требований, выполнение которых позволяет оценить качество социопсихологической информации. К ним относятся следующие: репрезентативность (представительность) – это возможность распространения результатов, полученных при исследовании выборочной совокупности объектов, на всю совокупность этих объектов. Обоснование выборочной совокупности – важный этап исследования, и соответствующие процедуры определения выборки рассматриваются в методах социологии; обоснованность (валидность) – это возможность измерения именно тех характеристик объекта, которые требуется измерять. Существует множество способов проверки инструмента на валидность. Они рассматриваются в курсе психологической диагностики; устойчивость – однозначность информации при получении ее в разных ситуациях. Обычно это качество проверяется повторными измерениями; точность – это чувствительность инструмента, степень приближения результата измерения к истинному значению измеряемой величины; надежность – свойство инструмента, которое в разных специальных литературных источниках описывается через критерий либо репрезентативности, либо устойчивости.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 332.