Нынешняя структура следственных органов сложилась семь лет назад, когда из Генпрокуратуры был выделен Следственный комитет России. Сегодня следственные функции распределили между собой три ведомства: Следственный комитет России, следственный департамент МВД и главное следственное управление ФСБ. Кроме того, существуют также органы дознания в составе полиции, пограничной службы ФСБ, Федеральной службы судебных приставов. При этом СКР практически полностью унаследовал прежнюю подследственность Генеральной прокуратуры[16].
С тех пор информация о ликвидации Следственного комитета или его возвращении в состав Генпрокуратуры возникает с завидной регулярностью. Одновременно также муссируются слухи о ликвидации следственных подразделений МВД и распределении их функций между СКР и отделами дознания полиции.
В дискуссии вокруг Следственного комитета можно выделить две точки зрения. Одна из них исходит из того, что создание СКР позволило разделить функции надзора и следствия и сделало процесс предварительного следствия более объективным и независимым. Сторонники создания СК исходят из того, что органы прокуратуры теперь не могут произвольно возбуждать уголовные дела, а следователи, в свою очередь, не смогут произвольно передавать дела в суд без одобрения прокурорских работников. Противники полагают, что в результате слишком много полномочий сконцентрировали в своих руках следственные органы, а возможности прокуратуры влиять, на стадии предварительного следствия минимальны, что приводит к избыточной концентрации полномочий в руках следственных органов и, как следствие, множеству злоупотреблений.
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов заявил, что не считает возможной такую масштабную реорганизацию в ближайшем будущем. По его словам, речь может идти только о частичном возвращении следственных функций Генеральной прокуратуре.
Кабанов отметил, что в слиянии следственных органов СКР и МВД есть определенные плюсы, но они нивелируются возможными экономическими рисками, в частности, ростом затрат. При этом существующая система нуждается в диверсификации полномочий в целях уменьшения коррупционных рисков. По словам эксперта, «в случае построения жесткой системы контроля должна быть некая независимая структура», которая сможет контролировать следствие. Кабанов сказал, что главной проблемой существующей системы является то, что «сотрудники СК находятся в скрытом конфликте интересов, потому что возбуждать в их отношении уголовные дела может только СК». Наиболее оптимальным вариантом развития ситуации он назвал возврат части следственных функций Генпрокуратуре в части контроля, за сотрудниками органов следствия и ведения в их отношении следственных действий.
Бывший сотрудник правоохранительных органов, а ныне специалист по GR Сергей Жирков сказал, что создание Следственного комитета и отделение следствия от прокуратуры было «позитивным шагом», потому как позволило «диверсифицировать функции прокурорского надзора и следствия» и привело «к большей независимости следствия, а в целом разделению полномочий внутри правоохранительной системы». По словам эксперта, сегодня нужно также «отделить следственный департамент МВД, либо, как минимум, придать ему автономный статус, потому что начальники следственных отделов МВД фактически подчиняются руководству полиции». Кроме того, необходимо также дальнейшее усиление прозрачности правоохранительных органов и развитие независимой судебной системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следственный комитет РФ, как правоохранительный орган создавался для того, чтобы выполнять основные задачи:
· Оперативно и качественно расследовать преступления в соответствии с установленными уголовными и процессуальными законами РФ.
· Обеспечивать соблюдение законов при приеме всей поступившей в орган информации о преступлениях, а также защищать права и свободу человека.
· Осуществлять контроль над работой следственных органов и должностных лиц СК.
· Одной из задач комитета является выявление обстоятельств, которые помогают доводить расследование преступных деяний до конца и принимать все возможные меры по их устранению.
· Осуществлять в рамках своих полномочий сотрудничество с органами других государств, в сфере судопроизводства.
· Разрабатывать все меры по реализации политики в государстве в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве.
· Совершенствовать нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности.
· Определять порядок и представлять отчеты по проведению следственных мероприятий.
· Организовывать проведение мероприятий, которые направлены на защиту прав гражданина.
· Принуждать граждан не только знать, но соблюдать и выполнять все законы нашего государства.
· Осуществлять постоянный контроль над работой нижестоящих сотрудников.
Чем занимается следственный комитет, и на каких принципах основана деятельность данной организации?
Следственные органы и учреждения, входящие в состав следственного комитета, придерживаются следующих принципов в своей работе:
1. Главой над всеми структурами следственного комитета является Председатель Следственного комитета. Он дает указания всем нижестоящим работникам, которые должны неукоснительно выполняться. Далее распоряжения доводятся до следователей.
2. Свои полномочия Следственный комитет должен осуществлять независимо от органов государственной власти или местного самоуправления. А также не могут оказывать влияние на работу СК различные общественные организации и объединения.
3. Нужно сделать все возможное, чтобы работа сотрудников следственных органов велась в одном направлении, но при этом она не должна нарушать права и свободу человека.
4. Обо всех результатах работы Следственного комитета должно быть доложено в федеральные органы государственной власти.
Но какими делами занимается Следственный комитет, какие требования предъявляются к его сотрудникам? Рассмотрим этот вопрос далее.
Следственный комитет имеет право рассматривать любое дело о преступлениях, которые предусмотрены действующим законодательством, ранее уже рассматривались в прокуратуре или в СК. Если задать вопрос, чем занимается следственный комитет РФ, например, то можно перечислить те же самые дела: убийства, изнасилования, умышленное причинение вреда здоровью человека, которое закончилось летальным исходом, похищение человека, преступные деяния, которые совершаются лицами с особым правовым статусом, к ним относятся работники внутренних органов, судьи, адвокаты, депутаты, должностные лица, налоговые преступления,
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993г. (с учетом поправок от 21.07.2014) // СЗ РФ.- 04.08.2014.- N 31.- ст. 4398
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // "Российская газета", N 249, 22.12.2001
3. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О Следственном комитете Российской Федерации" // Российская газета, N 296, 30.12.2010
4. Указ Президента РФ от 14.01.2011 N 38 (ред. от 21.12.2018) "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" // Российская газета, N 6, 17.01.2011
5. Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005 (ред. от 20.02.2014) "О едином учете преступлений" // Российская газета, N 13, 25.01.2006
6. Приказ Следственного комитета РФ от 15.01.2011 N 2 "Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации" // СПС «Гарант максимум»
7. Приказ Следственного комитета РФ от 21.01.2011 N 13 (ред. от 14.02.2011) "О совершенствовании приема граждан в системе Следственного комитета Российской Федерации"
8. Багмет А.М. Раскрытие и расследование преступлений прошлых лет - приоритетный проект Следственного комитета Российской Федерации // Российский следователь. 2016. N 3. С. 4
9. Багмет А.М. Рассмотрение обращений в системе Следственного комитета Российской Федерации // Российский следователь. 2018. N 1. С. 3
10. Барщевский М.Ю. Адвокатура. Пособие. М., 2016, С. 14.
11. Бастрыкин А.И. Раскрытие преступлений прошлых лет: теоретические и практические аспекты /// Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2018. N 7. С. 21
12. Гольтяпина И. Ю. Административно-правовые средства обеспечения безопасности в России.- Омск, 2017.– 70с.
13. Дмитриев Ю.А. Государство как субъект обеспечения национальной безопасности России. С-Пб., 2017 – 80с.
14. Дудин Н.П. Становление и развитие правоохранительной системы Российской Федерации. Монография СПб.: СПбУУиЭ, 2016. С. 12.
15. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. М.: Юристъ, 2017. С. 20.
16. Мирзоев Г.Б., Григорьев В.Н. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность.Курс лекций. М. Зерцало, 2018. С. 63.
17. Сахаров А.Б Правоохранительные органы Российской Федерации. М.: Юрайт, 2015, С. 21.
18. Смирнов Г. Откройте, Следственный комитет! // ЭЖ-Юрист. 2014. N 44. С. 3-4
19. Федотова Ю.Г. Элементы механизма административно-правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Современное право. 2018. N 7. С. 21
20. Федотова Ю.Г. Элементы механизма административно-правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Современное право. 2018. N 7. С. 21 - 22.
21. Хмелева А.В. Организация работы по преступлениям прошлых лет в Следственном комитете Российской Федерации // Российский следователь. 2018. N 10. С. 13
22. Шаваев А.К. Национальная безопасность как сложная комплексная система.- М., 2015. – 60с.
[1] Дудин Н.П. Становление и развитие правоохранительной системы Российской Федерации. Монография СПб.: СПбУУиЭ, 2016. С. 12.
[2] Федотова Ю.Г. Элементы механизма административно-правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Современное право. 2018. N 7. С. 21
[3] Мирзоев Г.Б., Григорьев В.Н. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность.Курс лекций. М. Зерцало, 2018. С. 63.
[4] Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. М.: Юрист, 2017. С. 20.
[5] Федотова Ю.Г. Элементы механизма административно-правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Современное право. 2018. N 7. С. 21
[6] Барщевский М.Ю. Адвокатура. Пособие. М., 2016, С. 14.
[7] Сахаров А.Б.Правоохранительные органы Российской Федерации. М.: Юрайт, 2015, С. 21.
[8] Шаваев А.К. Национальная безопасность как сложная комплексная система.- М., 2015., С.11
[9] Багмет А.М. Рассмотрение обращений в системе Следственного комитета Российской Федерации // Российский следователь. 2018. N 1. С. 3
[10] Гольтяпина И. Ю. Административно-правовые средства обеспечения безопасности в России.- Омск, 2017, С.54
[11] Смирнов Г. Откройте, Следственный комитет! // ЭЖ-Юрист. 2014. N 44. С. 3
[12] Багмет А.М. Раскрытие и расследование преступлений прошлых лет - приоритетный проект Следственного комитета Российской Федерации // Российский следователь. 2016. N 3. С. 4
[13] Бастрыкин А.И. Раскрытие преступлений прошлых лет: теоретические и практические аспекты /// Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2018. N 7. С. 21
[14] Следственный комитет РФ. URL: https://sledcom.ru (дата обращения: 12.03.2019
[15] Хмелева А.В. Организация работы по преступлениям прошлых лет в Следственном комитете Российской Федерации // Российский следователь. 2018. N 10. С. 13
[16] https://pasmi.ru/archive/196996
Дата: 2019-04-23, просмотров: 263.