Организацией сыска занимается Следственный комитет. Это крупная структура правоохранительных органов, входящая в систему исполнительной власти.
Следственный комитет - это относительно молодой орган. Появился он только в 2011 году. До этого существовал лишь особый комитет, зависимый от прокуратуры. До 2007 года понятия "следственный комитет" и вовсе не существовало - всеми сыскными функциями занималась прокуратура.
Согласно закону, СК РФ осуществляет ряд полномочий в области уголовного судопроизводства. Это крупная государственная военизированная организация. Сотрудники СК РФ имеют право носить с собой боевое оружие.
Основной задачей следственных органов является организация предварительного расследования в форме следствия. На данный момент во всей системе СК РФ работает около 35 тыс. человек. Системным руководителем является Александр Иванович Бастрыкин. Первый его заместитель - Василий Иванович Пискарев[8].
Следственный комитет - это важнейшая правоохранительная структура, состоящая из множества учреждений, институтов и отделений. Столь крупная система должна функционировать на основе строгих принципов. Согласно статье 5 ФЗ "О Следственном комитете", рассматриваемая система органов реализует свои функции на основе принципов законности, гуманности и гласности. Основной задачей СК РФ является защита свобод, интересов и прав человека и гражданина. Следственным органам необходимо поддерживать постоянные связи с прочими федеральными органами власти, в особенности с прокуратурой.
Большое количество принципов касаются сотрудников Следственного комитета. Так, работники не имеют права совмещать свою основную деятельность с любой другой работой, имеющей возмездную основу. Запрещается входить в состав органов управления, наблюдательных советов, иностранных организаций и прочих инстанций, предусмотренных российским законодательством.
Чем занимаются сотрудники Следственного комитета? Ответ на этот вопрос дает соответствующий Федеральный закон, в котором подробно регламентированы все обязанности, полномочия и задачи работников правоохранительной системы. При этом зависит здесь все от ранга сотрудника, его статуса, а также от положений трудового договора. Однако все же можно выделить наиболее общие функции СК РФ.
Первая задача органа - это проведение доследственных проверок по сообщениям, постоянно поступающим в СК РФ. Анонимные звонки о минировании, заявления о совершении преступных деяний, материалы дела из прокуратуры - все это должно тщательно разбираться сотрудниками следственных органов. Вторая важная задача - осуществление предварительного следствия. Причем дела, которые разбирает СК РФ, должны носить только уголовный характер. Все происходит в строгом соответствии с законодательством.
Реализация криминалистического сопровождения во время расследования преступлений является третьей задачей органов СК РФ. Собираются улики, происходит опрос свидетелей, ведётся диалог с подозреваемым и т.д. Особое место здесь занимает судебно-экспертная деятельность - важнейшая функция процессуального контроля.
Таким образом, работникам Следственного комитета точно есть чем заняться. К тому же Россия, несмотря на громадную полицейскую структуру, является довольно криминализированным государством. СК РФ - орган особой важности, получающий свое постоянное развитие.
Важным в работе СК РФ является работа с обращениями граждан.
Подробная регламентация процедуры рассмотрения обращений, к сожалению, не исключает допущения отдельных нарушений, типичными из которых являются: нарушение порядка разрешения обращений; несоблюдение сроков рассмотрения обращений; несвоевременное проведение процессуальной проверки при наличии в обращении признаков преступлений; рассмотрение первичных обращений без детального анализа доводов заявителей; дача неполных ответов, что влечет направление гражданами повторных и неоднократных обращений; незаконные решения о прекращении переписки с заявителями и др.[9].
Обращения граждан в следственные органы Следственного комитета свидетельствуют о доверии к ведомству, а доверие необходимо оправдывать. В связи с этим работу с обращениями необходимо считать одним из приоритетных направлений, стоящих перед следственными органами, а мнения граждан, изложенные в обращениях, учитывать при выполнении задач, стоящих перед органами Следственного комитета в установленной сфере деятельности.
Кроме того, сотрудникам надлежит обеспечивать полную и всестороннюю проверку каждого довода заявителя, исключить принятие незаконных и необоснованных решений по обращениям, подготовку немотивированных ответов на жалобы. При рассмотрении обращений и даче ответа не нарушать следственную и иную охраняемую федеральным законом тайну; внимательно относиться к обращениям граждан, совершенствовать работу по их личному приему; обеспечить соблюдение сотрудниками требований Приказа Следственного комитета от 15.01.2011 N 7 "О вежливом и внимательном отношении сотрудников Следственного комитета Российской Федерации к гражданам" (далее - Приказ СКР N 7).
Также необходимо повысить требовательность к организации рассмотрения жалоб на процессуальные действия (бездействие) и решения следователей и руководителей следственных органов; исключить случаи направления жалоб на рассмотрение в следственный орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. О выявленных фактах нарушения сотрудниками сроков рассмотрения обращений докладывать руководителю следственного органа (либо лицу, исполняющему его обязанности) с указанием обстоятельств допущенных нарушений и виновных должностных лиц; принимать исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь.
Обращения граждан содержат не только сообщения о хорошей работе сотрудников Следственного комитета и предложения об их поощрении. В ряде случаев, а их, к сожалению, немало, граждане обращаются с жалобами на нарушения прав и свобод, а также в иных случаях ненадлежащего выполнения следователями своей работы.
Казалось бы, обращение гражданина - это обычное явление. Однако мы должны понимать, что человек не будет без необходимости обращаться к должностным лицам в следственные органы: скорее всего, его устные просьбы, требования, которые он считает законными и обоснованными, выполнены не были; его права и свободы оказались нарушенными, и он ждет от государства защиты.
Отдельно можно выделить обращения граждан на неэтичное поведение сотрудников следственных органов, а именно: на некорректные высказывания, на невнимательное отношение к человеку, на грубость либо недисциплинированность.
Несмотря на то что деятельность по рассмотрению обращений неоднократно обсуждалась на заседаниях коллегии Следственного комитета, продолжают иметь место факты дачи кратких, необоснованных и немотивированных ответов (так называемых отписок); нерассмотрения обращения в установленный срок; рассмотрения обращения лицом, на которого поступила жалоба; поверхностного подхода к рассмотрению жалобы подозреваемого (обвиняемого) и др. А ведь обращающийся человек и так пострадал от преступления либо нарушены его права и свободы. В ст. 2 Конституции Российской Федерации люди не делятся на плохих и хороших, защита каждого - вот обязанность государства.
Основной причиной обращения в следственные органы Следственного комитета является неудовлетворенность деятельностью следователя и (или) принятыми им решениями. У каждого гражданина есть право на обращение, а у сотрудников Следственного комитета - обязанность дать мотивированный ответ.
В целом каждому человеку свойственно оценивать правомерность действий (бездействия) должностных лиц. И когда он считает, что его права и законные интересы нарушены, то он обращается с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Конечно, заявитель надеется получить исчерпывающий ответ в достаточно короткий срок. Не отписку из нескольких предложений, а содержательный ответ, свидетельствующий, что в его проблеме разобрались. Наличие в ответе общих типовых формулировок, как правило, заставляет заявителя думать, что его доводы проверены недобросовестно, в его ситуацию не вникли, подошли формально и даже, может быть, что-то скрывают. Все это влечет повторное обращение гражданина. В этом случае руководителю необходимо провести личный прием, под видеозапись, с участием компетентных сотрудников соответствующих подразделений. В ходе личного приема главное - не перебивать, выслушать до конца; показать готовность разобраться в проблеме; всегда помнить, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.
Характерным для ряда следственных отделов является нарушение требований ч. 4 ст. 148 УПК РФ о направлении заявителям копии решения, вынесенного по результатам проведения процессуальной проверки. Подобные нарушения влекут искусственное увеличение числа рассмотренных обращений, обжалование заявителями бездействия сотрудников следственных отделов в иные ведомства и в суд в порядке ст. 125 УПК РФ.
Систематически выявляются нарушения и при рассмотрении повторных обращений. Согласно ч. 6 ст. 8 Закона N 59 запрещается направлять жалобы на рассмотрение в следственный орган следственного управления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых, обжалуется. При этом в ряде следственных отделов незаконно практикуется дача заявителям ответов на повторные обращения тем же должностным лицом, чьи действия обжалованы.
Как показывает практика, значительная часть повторных и неоднократных жалоб и обращений поступает от подозреваемых (обвиняемых) по уголовным делам, а также осужденных, в отношении которых приговор вступил в законную силу. Данные лица обжалуют привлечение к уголовной ответственности; приводят доводы о превышении должностных полномочий сотрудниками полиции. Однако в ряде случаев мотивами, побуждающими заявителей направлять в следственные органы обращения неоднократно, являются ненадлежащее рассмотрение первичных обращений, неполнота проверки доводов и непринятие необходимых мер в рамках рассмотрения обращений.
Анализ жалоб о нарушении профессиональной этики свидетельствует, что не всегда они рассматриваются руководством следственного отдела надлежащим образом и расцениваются как сигнал для принятия мер к обеспечению соблюдения подчиненными сотрудниками требований Приказа СКР N 7.
Следственный комитет - это широчайшая система органов со сложной структурой. Начать характеристику внутреннего устройства этой системы следует с рассказа о председателе СК РФ.
Еще с момента создания самого органа, в 2011 году во главе Следственного комитета был поставлен Александр Иванович Бастрыкин - юрист и генерал юстиции. Функции председателя указаны в статье 13 ФЗ "О следственном комитете". Первой и основной его задачей является организация работы всей системы СК РФ. Помимо этого, председатель имеет право на изменение работы органа. Все изменения должны носить прогрессивный характер: например, могут смениться заместители, пересмотру подвергнуться системные инструкции и планы, модернизируется штатное расписание и т.д.
Председатель СК имеет нескольких заместителей - одного основного и пятерых дополнительных. Все эти лица образуют собой высший начальствующий состав. У каждого заместителя есть свой специфический набор полномочий.
О системе следственных органов Следственного комитета РФ рассказывается в статье 12 соответствующего Федерального закона. Согласно ему, в систему СК РФ входят следующие инстанции:
· Центральный аппарат. Здесь заседают председатель, его заместители и председатели от округов.
· Территориальные отделы следствия, в том числе военные. Деление происходит по окружному, межрегиональному, региональному и районному уровням.
Таким образом, в общую систему СК входят федеральные и региональные структуры. В центральном управлении есть инспекторские, финансовые, кадровые, военные, процессуальные и документационные виды управления.
Образовательные учреждения, готовящие будущих сотрудников следственной системы, также входят в структуру СК РФ. Здесь же находятся некоторые научные инстанции.
Таким образом, Следственный комитет - это широкая и сложная система, имеющая множество отраслей и ответвлений. Во многом, именно из-за этого СК РФ был в свое время отделен от прокуратуры.
Разобрав понятие, цели и функции Следственного комитета, следует перейти к характеристике его работников. Известно, что сотрудником рассматриваемой системы можно стать лишь при наличии юридического образования.
Более того, необходимо отвечать некоторым критериям по физическому и психическому здоровью. Не может быть принят на службу недееспособный, имеющий непогашенную судимость, а также тяжело больной гражданин. Помимо этого, доступ на службу закрыт близким родственникам сотрудников СК РФ.
При приеме на работу проводится специальное испытание. В течение шести месяцев работник исполняет законные требования своего начальства. При удовлетворительном результате гражданин будет принят на работу. Перед началом работы сотрудник обязан принести присягу.
В конце 2010 года в целях улучшения деятельности органов следствия и для усиления прокурорского надзора СК при прокуратуре РФ был упразднен, а на его базе создан новый федеральный орган государственной власти России, получивший название Следственный комитет Российской Федерации. Руководство страны планировало передать в ведение данной структуры расследование особо тяжких преступлений, в том числе тех, которые находятся под юрисдикцией ФСБ, МВД и армии. Указания председателя СК должны быть переданы через нижестоящие инстанции и доведены до всех следователей.
С 2011 года руководителем Следственного комитета РФ является заслуженный юрист России Александр Иванович Бастрыкин. Именно он продолжил дальнейшее формирование структуры как ведомства, независимого от других федеральных органов власти. В частности, ему принадлежит идея о возвращении в Уголовно-процессуальный кодекс положения об объективной истине. Это понятие предусматривает полное, беспристрастное и объективное ведение судопроизводства, процесс должен происходить в первую очередь на основе презумпции невиновности подозреваемого.
На сегодняшний день заместителями председателя являются: Александр Сергеевич Сорокин, генерал-полковник юстиции; Елена Евгеньевна Леоненко, генерал-полковник юстиции; Борис Михайлович Карнаухов, генерал-полковник юстиции; Александр Вячеславович Федоров, генерал-полковник юстиции; Илья Валерьевич Лазутов и Игорь Викторович Краснов.
Обычные граждане привыкли ассоциировать Следственный Комитет РФ с его представителями в средствах массовой информации. Уже много лет должность пресс-секретаря исполнял Владимир Иванович Маркин, с 2016 года – Светлана Львовна Петренко.
Основная функция органов СК – это осуществление действий по следствию и дознанию. За последние годы ведомством были раскрыты громкие и самые сложные преступления, а также благодаря участию сотрудников СК были разрешены ряд экономических и политических задач.
Эффективность деятельности той или иной организации напрямую зависит от ее устройства. При составлении закона о формировании СК разработчики постарались создать централизованную систему, действующую на основе подчинения руководителей отделений председателю СК. О том, чем занимается следственный комитет, каковы принципы его работы, прописаны нормы в ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 403-ФЗ. Согласно пунктам этой статьи, СК РФ имеет следующее устройство:
1. Непосредственное руководство над структурами осуществляется председателем Следственного комитета. Его распоряжения через нижестоящих сотрудников доходят непосредственно до следователей.
2. Вся деятельность СК осуществляется независимо от других федеральных органов страны, субъектов РФ или местного самоуправления. На работу СК не могут влиять никакие общественные и иные организации.
3. Все действия СК должны быть оглашены при условии, что не нарушаются права и свободы человека и данные действия не противоречат законодательству РФ.
4. Об итогах своей работы органы СК обязаны докладывать в федеральные органы гос. власти.
Все комитеты, органы и отделы СК являются юридическими организациями и имеют специальную печать с гербом и с полным своим наименованием. Единая система включает, помимо центрального органа, следственные органы, следственные комитеты в регионах страны (территориальные и военные). А также в структуру СК РФ входят образовательные учреждения, научные центры и иные подразделения, на которые возложено выполнение некоторых обязанностей СК РФ.
То, чем занимается Следственный комитет, напрямую вытекает из обязанностей, возложенных на него Правительством:
· обеспечивать оперативное расследование преступлений в соответствии с законодательством РФ;
· основная задача СК - выявлять все обстоятельства, при которых было совершено преступление;
· сотрудничать с другими государственными службами, а также международными организациями в рамках, установленных законом;
· максимально обеспечить законность всей поступающей информации, а также соблюдение прав и свобод человека;
· разрабатывать необходимые меры по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве;
· представлять в установленном порядке все отчеты по деятельности органа;
· вести работу среди граждан по ознакомлению с законами РФ.
В ФЗ о Следственном комитете от 28.12.2010 г. прописаны также обязанности органов в плане проведения эффективной кадровой работы и постоянное повышение профессионализма сотрудников.
Полномочия сотрудников СК прописаны как в ФЗ № 403, так и в других федеральных законах, а также в Положении о СК Российской Федерации. Все то, чем занимается Следственный комитет, регламентировано Конституцией России, принципами и нормами международного права, и иными актами правовой обязанности.
СК вправе осуществлять следующие функции:
· при сообщении о преступлении проводить доследственную проверку;
· проводить судебные экспертизы;
· обеспечивать криминалистическое сопровождение следствия;
· проводить предварительное следствие в пределах законодательства;
· вести процессуальную проверку следственных органов[10].
А также другие функции, прописанные в законодательстве РФ. Многие обыватели не подозревают, чем занимается Следственный комитет на самом деле, представляя его работу как непосредственное преследование преступника и задержание. На самом деле эти функции выполняет полиция, а СК проводит сбор полной информации по делу, поиск улик, в том числе с помощью криминалистических лабораторий и судебных экспертиз. Особую роль выполняет Следственный комитет МВД, именно сюда поступают самые резонансные и громкие дела, например, дела о терактах, проявлении нацизма на территории РФ, дела, связанные с педофилией и убийством детей.
Сотрудники следственного комитета имеют право рассматривать все уголовные преступления, предусмотренные законодательством РФ, которые ранее уже рассматривались в СК или прокуратуре. В их числе:
· умышленные убийства;
· изнасилования;
· преступления, совершенными высокопоставленными лицами государства, а также теми, кто наделен определенной властью;
· похищения людей;
· преступления в налоговой сфере;
· причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное умышленно.
Обычно Следственный комитет рассматривает наиболее тяжкие и резонансные преступления. Его независимость от других федеральных органов власти обеспечивает максимальную объективность расследования сложных уголовных дел.
Расследование преступлений прошлых лет является важной составляющей деятельности правоохранительных органов, без которой невозможно обеспечить неотвратимость наказания лиц, виновных в совершении преступлений. Следственному комитету Российской Федерации (далее - СК РФ) в этом направлении деятельности отведена решающая роль ввиду повышенной общественной опасности отнесенных к его компетенции преступных посягательств. Можно согласиться с мнением, что потерпевшие по преступлениям прошлых лет, по сути, стали таковыми дважды: во-первых, от совершенного посягательства, а во-вторых, в результате недостаточно квалифицированного следствия и его оперативного сопровождения, длительное время лишавших восстановления нарушенных прав потерпевших и справедливости как цели наказания.
Исключить полностью латентность преступлений в таких случаях нельзя, но в соответствии с нормативными документами формально эти преступления не относятся к категории "преступления прошлых лет".
В соответствии с п. 2.11 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учете преступлений, утвержденного совместным Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 "Об едином учете преступлений", нераскрытое преступление - это преступление, производство по уголовному делу о котором приостановлено по п. 1 - 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ. Таким образом, в число нераскрытых преступлений прошлых лет следует относить преступления, уголовные дела о которых были приостановлены производством по вышеуказанным основаниям по состоянию до начала текущего отчетного периода.
Если подойти формально к принятому определению преступлений прошлых лет, то раскрытые преступления, например, прошлые эпизоды серийных убийств или других преступлений, которые в ходе работы по преступлению (преступлениям) настоящего времени были установлены (выявлены), но которые ранее не были зарегистрированы в установленном порядке, не относятся к преступлениям прошлых лет. Неслучайно в показатели работы следственных подразделений теперь включаются количество раскрытых преступлений данной категории и количество раскрытых ранее латентных преступлений. Например, в 2017 г. СК РФ раскрыто 5 925 преступлений прошлых лет, ранее не зарегистрированных (в 2016 г. - 6 576). 46,6% раскрытых преступлений прошлых лет составляют тяжкие и особо тяжкие преступления, среди них 504 убийства. Выявлено и раскрыто 4 548 преступлений прошлых лет, ранее не состоявших на учете, из них 45 убийств, 1 129 изнасилований.
В соответствии с приказами Председателя СК РФ, в частности Приказом N 65 Председателя СК РФ от 31 июля 2014 г. "Об организации работы по расследованию уголовных дел о преступлениях прошлых лет", организация работы по раскрытию и расследованию преступлений данной категории является одним из основных, приоритетных направлений работы СК РФ. В его подразделениях (территориальных и специализированных следственных управлениях) организация работы по раскрытию и расследованию преступлений прошлых лет возложена на отделы (управления) криминалистики. Именно следователи-криминалисты проводят обобщения следственной практики, осуществляют ее анализ, принимают меры к совершенствованию работы аналитических групп следственных органов СК РФ по раскрытию преступлений прошлых лет, оказывают организационную, практическую, консультативную помощь следователям при расследовании преступлений данной категории.
Во всех следственных управлениях субъектов РФ в соответствии с приказами руководителей созданы аналитические группы, возглавляемые, как правило, одним из заместителей руководителя СУ, которые являются координирующим органом на данном направлении деятельности. В состав аналитических групп входят руководители отдела криминалистики, следователи-криминалисты, руководители отделов по расследованию особо важных дел, руководители отделов процессуального контроля, представители управлений УР ГУВД (УВД), ЭКЦ субъектов РФ, сотрудники УФСИН, ветераны следствия. Такой состав позволяет оперативно и предметно обсуждать полноту и качество расследования уголовных дел, результаты оперативно-розыскной деятельности, перспективы раскрытия преступлений. Для повышения эффективности работы в ряде регионов возникает необходимость разделения указанной группы, на областную и территориальные (в районах, где наблюдается наиболее тяжелая оперативная обстановка)[11].
Помимо аналитической группы в некоторых следственных управлениях создана постоянно действующая следственно-оперативная группа по раскрытию и расследованию преступлений прошлых лет. Сотрудники этой группы имеют постоянный следственный состав, они освобождены от работы по уголовным делам текущего периода, рассмотрения проверочных материалов, что позволяет эффективно работать по преступлениям, оставшимся нераскрытыми в предшествующие годы.
Обычно, на аналитическую группу возлагаются обязанности по организации планомерного изучения уголовных дел о преступлениях прошлых лет, принятию мер к отмене ранее принятых незаконных и необоснованных процессуальных решений, осуществлению контроля за ходом и результатами дополнительного расследования по данным уголовным делам, обеспечению по каждому такому уголовному делу проведения всех необходимых следственных действий, проведению оперативных совещаний по рассмотрению результатов работы по уголовным делам данной категории, вынесению наиболее актуальных вопросов на рассмотрение коллегии следственного управления и др. Следует признать, что работа аналитических групп довольна эффективна.
В отделах криминалистики следственных управлений работа по раскрытию преступлений данной категории ведется, как правило, по предметному принципу (т.е. данное направление работы закреплено за конкретным сотрудником отдела) или по предметно-зональному принципу, когда каждый следователь-криминалист организует работу по расследованию преступлений прошлых лет на курируемой территории (в районах города и области)[12].
Отметим, отдельные преступления из рассматриваемой категории раскрывались и расследовались до образования СК РФ, заслуга руководства данного ведомства, бесспорно, состоит в том, что именно в СК РФ раскрытие и расследование преступлений, по которым следствие ранее было приостановлено, находятся в приоритетном направлении деятельности ведомства. В то же время руководством СК РФ обращено внимание на то обстоятельство, что ежегодно общее количество нераскрытых преступлений статистически прекращается за счет истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности. Чтобы исключить формальный подход в этом случае, в соответствии с Приказом Председателя СК РФ от 15 января 2011 г. "Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации" прекращение уголовного дела за истечением сроков давности по тяжкому и особо тяжкому преступлению, за которое предусмотрено высшая мера наказания, возможно лишь при наличии (установлении) обвиняемого.
Изучение и анализ следственной работы по рассматриваемому направлению деятельности показывают, что причинами неэффективности работы по делам прошлых лет часто являются недостаточно подготовленный кадровый состав правоохранительных органов, его численный недостаток, загруженность делами текущего периода, отсутствие должного налаженного взаимодействия между следственными, оперативно-розыскными и экспертными подразделениями, несовершенство системы отчетности, игнорирование возможностей криминалистических учетов (в частности, учет ДНК-профилей, следов рук и др.), несовершенство законодательной базы и др. Отсутствие инициативности руководства правоохранительных органов, следователей и сотрудников уголовного розыска приводило зачастую к тому, что раскрытие преступлений прошлых лет обусловливалось в основном активизацией розыска уже известных обвиняемых или признаниями лиц, задержанных за другие совершенные ими преступления.
Практика показывает, что одним из основных направлений, по которым ведется работа по делам прошлых лет и которые обеспечивают значимые результаты, - это формирование и использование баз криминалистических учетов, которые являются важнейшим потенциалом повышения результативности деятельности по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе прошлых лет. Это прежде всего дактилоскопический учет и учет ДНК-профилей лиц.
В соответствии с Приказом СК РФ от 12 марта 2013 г. "Об утверждении Инструкции по формированию, ведению и использованию дактилоскопической следотеки Следственного комитета Российской Федерации" ведется дактилоскопическая следотека - централизованная электронная база данных в виде файлов установленного формата, в которых зафиксирована и систематизирована криминалистическая идентификационная информация о следах рук, изъятых с мест происшествий по уголовным делам о нераскрытых преступлениях. Только в 2017 г. по учету следов рук базы СК РФ выявлено 56 лиц, оставивших следы на месте совершения преступлений.
Одним из самых эффективных и быстроразвивающихся направлений криминалистического исследования вещественных доказательств является ДНК-экспертиза (генотипоскопическая экспертиза). По состоянию на 1 января 2017 г. на учете в базе данных ДНК в Следственном комитете состояло почти 15 000 генетических профилей. Только в 2017 г. по результатам проверки генотипов, выявленных из следов биологической природы, т.е. с использованием ДНК-учетов, установлены 265 лиц, причастных к совершению преступлений[13].
По инициативе руководства СК РФ подразделениями криминалистической службы ведется учет генотипов без вести пропавших лиц. Регулярно проводится и контролируется работа по постановке на учет и проверке ДНК-профилей обнаруженных трупов неустановленных лиц.
Можно привести много примеров, когда обстоятельством, подтолкнувшим к раскрытию особо тяжких преступлений, например, убийств, носящих серийный характер, послужила постановка на учет ДНК-профилей (генотипов), выявленных из биологических следов преступника, изъятых с места происшествия (часто - одежды, полостных тампонов жертв, трупов). Приведем лишь одни из последних. В декабре 2017 г. СК РФ объявил об окончании расследования и начале суда над так называемом ангарским маньяком, совершившим с 1992 по 2010 г. не менее 84 убийств. Орудовал П. в Иркутске, Ангарске, Усолье-Сибирском и соответствующих им районах. Жертвами преступника стали женщины от 16 до 60 лет. В январе 2015 г. П. был осужден к пожизненному заключению за 22 убийства. Следователями СК РФ проведены дополнительные осмотры мест происшествий[14].
Большая нагрузка легла на следователей, работающих по преступлениям прошлых лет, в связи с вхождением Крыма, г. Севастополя в Российскую Федерацию. В наследство от украинских коллег досталось множество нераскрытых тяжких преступлений, и каждый год, после того как полуостров вернулся в Российскую Федерацию, удается раскрывать по 2 - 3 десятка убийств и изнасилований, производство по которым было приостановлено в связи с неустановлением лиц, их совершивших[15].
Таким образом, регулярное проведение инвентаризации вещественных доказательств и следов, имеющихся в уголовных делах, их исследование и постановка на учет, а также проверка по базам ДНК-профилей, дактоучета является реальным резервом в раскрытии и расследовании уголовных дел прошлых лет.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 485.