Насущной необходимостью является определение роли и места правоохранительных органов в механизме обеспечения законных правоотношений, прав и свобод граждан.
Современная модель демократического государства требует новых концептуальных подходов к решению проблем реализации правоохранительной функции, ведь существование демократии без эффективной системы защиты и охраны прав человека и гражданина невозможно.
Основными задачами правоохранительных органов и воинских формирований государства является обеспечение государственной защиты и безопасности. Эта деятельность определяется действующим законом.
Повышение авторитета власти в области противодействия преступности зависит не только от степени раскрываемости различных уголовных преступлений, но и от уровня доверия населения к государственным правоохранительным органам. Как к защитникам индивидуальных и общественных интересов и соблюдения силовыми структурами принципа верховенства права[1]. Деятельность правоохранительных органов должна опираться на связь и поддержку населения. Речь идет обо всех правоохранительных органах, которые вместе с соответствующими нормативно-правовыми принципами, организационным и другим видам обеспечения образуют правоохранительную систему государства.
К правоохранительным органам относятся:
· прокуратура;
· суд;
· органы юстиции;
· таможенные органы;
· органы по обеспечению безопасности;
· органы по борьбе с преступностью (служба безопасности, полиция, налоговая, государственная охрана)[2].
Правоохранительная система - это многоуровневая социальная система, которую составляют правовые средства, методы и гарантии, обеспечивающие защиту социальных отношений от противоправных посягательств, и государственные органы, выполняющие правоохранительные функции. Она имеет следующие свойства: целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды, иерархичность.
Правоохранительные органы олицетворяют монополию государства на применение силы для принуждения, которое является необходимым условием обеспечения эффективного действия права. Правоохранительные органы призваны сдерживать общество от совершения преступлений, аморальных действий, злых намерений[3].
Система правоохранительных органов составляет органическую составную часть общества, продукт его деятельности, воспроизведение менталитета и уровня цивилизационного развития. Заимствование положительного опыта организации и функционирования системы этих органов одного государства в другой (других) способно предотвратить ошибки, просчетов и негативных явлений, что особенно актуально на пути развития демократии[4].
Правовой основой деятельности Следственного комитета РФ являются следующие правовые акты:
¾ Конституция РФ;
¾ Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации";
¾ Указ Президента РФ от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации", которым утверждено Положение о Следственном комитете РФ, регулирующее полномочия, систему, организацию Следственного комитета, а также службу в нем;
¾ "Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации" (утв. Следственным комитетом РФ 11.04.2011).
Особое место занимают приказы Следственного комитета, с которыми можно ознакомиться на официальном сайте Следственного комитета.
Согласно Закону о СК России данное ведомство является федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Обеспечение оперативного и качественного расследования преступлений, изобличение виновного и назначение справедливого наказания, защита прав и свобод человека в сфере уголовного судопроизводства возможны только при полном соблюдении законности. Статья 2 Закона о СК России указывает на то, что в осуществлении своей деятельности СК России руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Деятельность СК России, помимо федеральных законов, регулируется многочисленными подзаконными (ведомственными) документами. Соблюдение этих актов обеспечивает соблюдение федеральных законов, во исполнение которых они приняты например, Приказов СК России от 03.07.2012 N 38 "Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Следственного комитета Российской Федерации", от 11.09.2012 N 63 "Об утверждении Положения о вопросах оплаты труда и поощрения федеральных государственных гражданских служащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации"[5].
СК России, обеспечивая защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств, выступает в качестве определенного гаранта законности в государстве. Законность в деятельности СК России является неотъемлемым элементом системы его принципов, тем более, если ставится вопрос о независимости СК России (также в лице своих сотрудников) и недопустимости вмешательства в деятельность следственного ведомства[6].
Очевиден тот факт, что вся деятельность СК России выстраивается на основе принципа законности. И отсутствие на законодательном уровне закрепления принципа законности в деятельности СК России является существенным упущением[7].
Дата: 2019-04-23, просмотров: 361.