Формирование целостной картины мира. Предметное и социальное окружение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                       Критерии оценки

Что изучается?

Знания детей о видах транспорта, предметах, облегчающих труд человека в быту, и предметах, создающих комфорт

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра «Виды транспорта» (классификация видов транспорта: пассажирский, грузовой,

транспорт специального назначения).

Предметные картинки: троллейбус, автобус, трамвай, грузовик, самосвал, скорая помощь, милицейская машина, пожарная машина и другие.

2. Дидактическая игра «Найди пару».

Предметные картинки: веник, пылесос, нож, блендер, стиральная доска, стиральная машина, печатная машинка, компьютер и другие

Содержание диагностического задания

    1. Ребенок рассматривает картинки с различными видами транспорта.

Задание: разложи картинки по видам транспорта (пассажирский, грузовой, специальные машины).

2. Ребенок рассматривает картинки и сравнивает их.

Задания: сравни предметы и назови те, которые облегчают труд человека в быту и создают комфорт; разложи все картинки попарно (веник и пылесос, стиральная доска и стиральная машина и т. д.)       

 

    Критерии оценки

3 балла - ребенок различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд людей в быту, легко справляется с заданиями без помощи педагога.

 2 балла - ребенок допускает 1-2 ошибки при классификации видов транспорта и предметов, облегчающих труд людей в быту. Требует дополнительных инструкций.

1 балл - ребенку требуются дополнительные пояснения, допускает более 3 ошибок, затрудняется в операции обобщения

 

Что изучается?

Знания детей о размере, цвете, форме, «весе», материале, из которого сделан пред-мет, и умение его описывать

Дидактические игры, упражнения, вопросы  

    1. Дидактическая игра «А знаешь ли ты?»

Материал: предметы и предметные картинки: мячи разного размера, сделанные из различного материала (пластмасса, резина); деревянные или пластмассовые пирамидки разного размера, предметы из металла и стекла.

2. Дидактическая игра «Опиши знакомые предметы».

Материал: те же картинки или предметы, что и в п. 1

    1. Ребенок рассматривает предметы и картинки,

отвечает на вопросы:

-   Какого размера резиновый мяч? Деревянная пирамидка?

-   Назови цвет всех колец пирамидки.

-   Что тяжелее: пластмассовый мяч или резиновый? Почему? (Можно продолжить ряд до 6 вопросов.)

2. Ребенок загадывает любой предмет и описывает его так, чтобы воспитатель мог понять, о каком предмете он говорит.

Содержание диагностического задания

Задание: необходимо назвать цвет, форму, размер предмета, его «вес» (тяжелый или легкий) и материал, из которого сделан загаданный предмет

Критерии оценки

3 балла - ребенок безошибочно определяет размер, цвет, форму, «вес», материал, из которого сделаны предметы, и на основе этого описывает их.

2 балла - ребенок, отвечая на вопросы задания 1, допускает не более двух ошибок, выделяет существенные признаки и характеризует предмет с небольшой помощью взрослого.

1 балл - знания о свойствах и качествах предмета разрознены, бессистемны. Ребенок допускает более 3 ошибок в первом задании, задание 2 выполнить не может

Что изучается?

Знания о свойствах и качествах различных материалов

Дидактические игры, упражнения, вопросы

    Дидактическая игра «Что из чего?» Материал: предметы разного каче-ства: мячи резиновый, теннисный, футбольный; стакан стеклянный, пластмассовый; кружка фарфоровая; кубики пластмассовые, деревянные; ложки пластмассовые, металлические; салфетки бумажные, матерчатые.

Или

Дидактическая игра «Сравни предметы»

    Ребенок держит в руках предметы, рассматривая их.

Содержание диагностического задания

Задания:

1. Объедини предметы сделанные из стекла, пластмассы, резины и т. п.

2. Охарактеризуй деревянную ложку, называя свойства и качества материала, из которого она сделана (твердая или мягкая, хрупкая или прочная, температура поверхности теплая или холодная и др.). Затем педагог просит по этому же алгоритму дать характеристику еще 2-3 предметов.

 

Критерии оценки

3. Сравни металлическую ложку с деревянной матрешкой (металл холодный - дерево теплое), стеклянный стакан с металлической кружкой и другие.     

3 балла — ребенок без ошибок классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризует свойства и качества этих материалов: структуру поверхности, твердость — мягкость, хрупкость - прочность, блеск, звонкость, температуру поверхности.

2 балла - при определении материалов, из которых сделаны предметы, допускает 1-2 ошибки. Требует дополнительных пояснений при определении свойств и качеств этих материалов, допускает неточности.

1 балл - ребенок не может классифицировать предметы самостоятельно и допускает много ошибок

 

Что изучается?     

Знания о профессиях строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Угадай профессию».

Материал: предметные картинки с изображением людей разных профессий: повар (кулинар), строитель, штукатур-маляр, модельер, парикмахер, столяр, летчик, пожарный, милиционер, машинист, шофер, капитан, хлебороб и т. д.

Картинки с изображением атрибутов разных профессий и результатов труда людей различных профессий

Содержание диагностического задания

    Ребенок внимательно рассматривает картинки и перечисляет известные профессии, соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда.

Примерные вопросы беседы:

1. Какая профессия у этого человека?

2. Какие инструменты (атрибуты) нужны людям этой профессии?

3. Что делают люди этой профессии?

4. Объедини строителей.

5. Людей каких профессий можно назвать земледельцами?

    3 балла — ребенок называет профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, владеет приемом обобщения. Без-ошибочно соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда.

2 балла - ребенок перечисляет названия

профессий по картинкам. Обобщая профессии строителей, земледельцев, работ-ников транспорта, связи, швейной промышленности, допускает ошибки.

1 балл - ребенок называет не все профессии, приемом обобщения не владеет

 

Что изучается?     

Знания о некоторых родах войск

 

Дидактические игры, упражнения, вопросы

    Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Материал: предметные картинки с изображением пограничника, моряка, летчика, подводника, танкиста, пехотинца; картинки с изображением техники, оружия для военных профессий   

Примерные вопросы:

1. Назови, кто изображен на картинках? (Военные.)

2. При помощи картинок вспомни и назови известные тебе рода войск.

3.Какая боевая техника нужна танкисту (летчику) и т. д.?        

4. Для чего нужны военные? И другие

 

Критерии оценки

3 балла — ребенок различает рода войск, правильно отвечает на все вопросы.

2 балла - правильно называет 2-3 военных профессии, может о них рассказать.

1 балл — ребенок называет 1—2 военных профессии; затрудняется подобрать и назвать боевую технику, рассказать о профессии

 

Что изучается?

Знания о себе, родном городе; стране

        

Беседа

    Примерные вопросы:

1. Назови свой домашний адрес.

2. С кем ты живешь вместе?

3. У тебя есть бабушка (и), как ее зовут?

4. Кем ты являешься бабушке и дедушке? (Ты кто для них?) И т. п.

5. Назови город, в котором ты живешь.

6. Как называется наша страна?

7. Сможешь назвать главный город страны?

Критерии оценки 

3 балла - ребенок знает своих родственников; правильно называет домашний адрес (улица, дом, квартира), может назвать подъезд и этаж. Знает название родного города, страны, ее главного города.

2 балла - ребенок знает всех родственников, допускает неточности при назывании домашнего адреса, правильно называет город, в котором живет. Допускает ошибки или затрудняется назвать страну или главный город страны.

1 балл - ребенок знает и называет родственников, не знает домашнего адреса, не сразу называет город, в котором живет (или не знает вообще). Не называет страну и главный город страны

 

Что изучается?              

Знания о некоторых правилах дорожного движения

        

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическое упражнение «Школа пешеходных наук».

Материал: сюжетная картинка с изо-бражением улицы, тротуара, свето-фора; предметные картинки знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход»

 

Содержание диагностического задания

Ребенок рассматривает сюжетную картинку и отвечает на в о п р о с ы:

1. Как называют людей, идущих по улице?

2. Как правильно ходить по улице?

3. Назови знаки, с помощью которых пешеход может определить место, где можно перейти через улицу.

Ребенок рассматривает предметные картинки.

 - Расскажи о значении разрешающих и запрещающих сигналов светофора

        

Критерии оценки

3 балла - ребенок знает, что улицу переходят в строго определенном месте, называет знаки, знает сигналы светофора, проявляет интерес к изучению правил дорожного движения.

2 балла - ребенок знает правила перехода через улицу, значение сигналов светофора, затрудняется в названии знаков.

1 балл - ребенок затрудняется в определении места перехода улицы, но знает сигналы светофора, интереса к изучению правил дорожного движения не выражает

 

Высокий уровень — 18-21 балл,                                   

средний уровень – 11-17 баллов,                            

низкий уровень – 7-10 баллов.

 

 

Образовательная область Познание :

«Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой »

 

Что изучается?              

Знания о зимующих птицах (синица, воробей, ворона, снегирь, галка, сорока)

Дидактические игры, упражнения, вопросы       

Дидактическая игра «Кто прилетает к кормушке».

Материал: иллюстрация с изображением кормушки (с прорезями) на фоне зимнего пейзажа; карточки с изображением зимующих и перелетных птиц.

Или Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Материал: карточки с изображением 5-6 зимующих птиц и 2-3 перелетных птиц (синица, ворона, скворец, сорока; галка, снегирь, ласточка, воробей)

 

Содержание диагностического задания

1.Ребенок рассматривает картинку, уточняет изображенное время года.

Вопросы:

-   Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

-   Найди и помести на кормушку зимующих птиц.

— Расскажи, какие птицы прилетели к кормушке.

2. Ребенок рассматривает картинку

Вопросы:

-   Какая птица лишняя и почему?

-   Назови зимующих птиц, изображенных на картинке       

 

Критерии оценки

3 балла — ребенок без помощи взрослого находит и называет 5-6 зимующих птиц.

2 балла — ребенок самостоятельно находит и называет 3-4 зимующих птиц.

1 балл — ребенок называет 1-2 птицы, затрудняется в классификации птиц (зимующих и перелетных)

 

Что изучается?

Знания о растениях и способах их размножения

 

Дидактические игры, упражнения, вопросы       

Дидактическая игра «Чьи плоды?»

Материал: карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна); картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации (хлорофитум, бальзамин, фиалка)

 

Содержание диагностического задания

1.Ребенок подбирает к каждому дереву

нужную картинку с плодами.

Вопросы:

-   Назови, какие деревья ты узнал.

-   Найди на картинках плод каждого дерева.

2. Ребенок рассматривает комнатные растения. Называет их.

Задания:

На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений (черенками, усами и др.)

Критерии оценки

3 балла - ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения.

2 балла - называет деревья, имеет представления о способах размножения, но до-пускает ошибки при подборе плодов и способах размножения комнатных растений.

1 балл - называет правильно 1-2 дерева, затрудняется в соотношении их с семенами. О способах размножения растений не имеет представления

 

Что изучается?     

Представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот

 

Дидактические игры, упражнения, вопросы  

    Дидактическая игра «Что было бы если..?»

Материал: иллюстрации лета и зимы, на которых изображена вода в разных состояниях (лужа, речка, снег, ледяная горка и др.)

 

Содержание диагностического задания

Ребенок рассматривает картинки. Вопросы:

-   На какой из картинок изображена вода?

- На зимней картине есть вода?

-   Почему ты так решил? Объясни.

-   А можем мы летом увидеть лед?

- Почему?

        

Критерии оценки

3 балла - ребенок имеет представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, обоснованно делает выводы, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок имеет представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, но затрудняется сделать выводы.

1 балл - ребенок не имеет представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот

 

Что изучается?     

Общая осведомленность о роли человека в природе       

 

Дидактические игры, упражнения, вопросы  

Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».

Материал: диск со стрелкой в центре (по типу циферблата), в середине которого изображение природы, а по краям знаки, символизирующие положительное (кормушка для птиц, скворечник, посадка деревьев и т. д.) и отрицательное (сломанная ветка, сачок для бабочки и т. д.) поведение человека в природе

 

Содержание диагностического задания

    Ребенок, перемещая стрелку, рассказывает о помощи человека природе и о его вредном воздействии на природу

        

Критерий оценки

3 балла — ребенок анализирует поведение человека в природе, делает выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.

2  балла - ребенок имеет представление

о правильном поведении человека в природе, не всегда может объяснить вред,

который причиняет человек природе.

1 балл - ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении задания, затрудняется делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе

 

Что изучается?              

Знания о травянистых растениях (подорожник, крапива, лопух)      

 

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Что лишнее».

Материал: карточки с изображением растений (подорожник, крапива, лопух, береза)      

 

Содержание диагностического задания

Ребенок рассматривает карточки с изображением растений и отвечает на вопросы:

- Как называются эти растения?

- Какое из растений лишнее и почему? (Ребенок убирает картинку.)

- Как можно назвать все растения одним словом? (Травянистые.)

- Береза это... (дерево).        

 

Критерии оценки

3 балла - ребенок называет изображенные растения, правильно выбирает лишнюю карточку, объясняет свой выбор, используя обобщающее слово «травянистые».

2 балла — ребенок называет правильно 2 вида травянистых растений, но не знает обобщающего слова (травянистые). Поясняет, что береза - это дерево.

1 балл - ребенок называет правильно только одно травянистое растение, не выделяет лишнее растение, не знает обобщающих слов (дерево, травянистые растения)

 

Что изучается?              

Знания о диких животных и их повадках. (Белка, лиса, заяц, медведь, волк)

        

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Засели лес».

Материал: иллюстрация леса; карточки с изображением диких животных (белка, лиса, заяц, медведь, волк)

Содержание диагностического задания

    Ребенок рассматривает картинки.

 Вопросы:

-   Как называют зверей, которые живут в лесу? (Дикие звери.)

-   Посмотри, лес пустой, давай заселим его животными. Расскажи, что ты знаешь о каждом из них.

Ребенок поочередно «заселяет» в лес животных, отвечая на вопросы воспитателя об их жизни в лесу и повадках.

-   Чем питается белка? (Грибами, орехами.)

Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям? Что ей помогает спасаться от врагов? Что защищает от холода? (Зимняя шуба, пушистый хвост.)

-   Чем питается заяц? Как он спасается от врагов? (Путает следы, меняет окраску.)

Что помогает ему выдержать холод?

-   Почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными?

-   Как ведут себя волки во время охоты?

(Волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, могут подолгу гнаться за добычей.)

-Как охотится лиса? (Лиса незаметно подкрадывается, подкарауливает, заметает следы.)

- Чем питается медведь? Что делают медведи в зимнюю пору? (Впадают в спячку.) Что помогает медведю не питаться всю зиму? (Запас жира.)

- Какие еще животные впадают в спячку? (Ежи.) Чем питается еж? Как спасается от врагов и что помогает ему в этом? (Сворачивается клубком, иголки.)

 

Критерии оценки

3 балла - ребенок с интересом выполняет задание, правильно отвечает на все вопросы воспитателя о жизни диких животных.

2 балла - ребенок имеет представление о повадках диких животных, не на все

вопросы может ответить.

1  балл - ребенок имеет очень слабые представления о, повадках диких животных

 

Высокий уровень - 16-18 баллов;     

Средний уровень - 10-15 баллов;    

Низкий уровень - 6-9 баллов.

 

Образовательная область «Коммуникация» Развитие речи

Дата: 2019-05-28, просмотров: 214.