Рассмотрев основные направления маркетинговой стратегии ООО «Компания Альпиндустрия», изложенные в предыдущем разделе, можно сделать вывод, что стратегия компании достаточно грамотна и эффективна в современных условиях рынка, поскольку предприятие является рентабельным и приносит прибыль. Данный вывод можно подтвердить путем анализа финансовых показателей компании, в частности, финансовых результатов деятельности.
Анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов представлен в таблице 3.1.
Таблица 3.1 Анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов
Показатель | За прошлый год, тыс. руб. | За отчетный год, тыс. руб. | Доля в выручке от продаж, % | Изменение | ||||
абсолютное | относительное | доли | ||||||
за прошлый год | за отчетный год | |||||||
Выручка | 151 576 | 188 978 | 100,00 | 100,00 | + 37 402 | 1,2468 | 0,00 | |
Себестоимость | 107 382 | 142 182 | 70,84 | 75,24 | + 34 800 | 1,3241 | + 4,39 | |
Коммерческие расходы | 19 317 | 26 195 | 12,74 | 13,86 | + 6 878 | 1,3561 | + 1,12 | |
Прибыль от продаж | 24 877 | 20 601 | 16,41 | 10,90 | - 4 276 | 0,8281 | - 5,51 |
Из таблицы следует, что по сравнению с прошлым годом за отчетный год выручка от продаж увеличилась на 37 402 тыс. руб., или на 24,68 %, себестоимость проданного товара увеличилась на 34 800 тыс. руб., или на 32,41 %, коммерческие расходы возросли на 6 878 тыс. руб., или на 35,61 %, прибыль от продаж снизилась на 4 276 тыс. руб., или на 17,19 %.
Факторный анализ прибыли от продаж приведен в таблицах 3.2 и 3.3.
Таблица 3.2 Факторный анализ прибыли от продаж, тыс. руб.
Показатель | Прошлый год | Базис | Отчетный год | Изменение |
Выручка | 151 576 | 167 237 | 188 978 | + 37 402 |
Себестоимость | 107 382 | 125 825 | 142 182 | + 34 800 |
Коммерческие расходы | 19 317 | 19 317 | 26 195 | + 6 878 |
Прибыль от продаж | 24 877 | 22 095 | 20 601 | - 4 276 |
Таблица 3.3 Факторный анализ прибыли от продаж, тыс. руб.
Фактор | Расчет | Влияние |
Объем продаж | 24 877 x x 100 % = + 2 570 | + 2 570 |
Себестоимость продаж | 142 182 – 125 825 = + 16 357 | - 16 357 |
Цена | 188 978 – 167 273 = + 21 741 | + 21 741 |
Коммерческие расходы | 26 195 – 19 317 = + 6 878 | - 6 878 |
Структура и ассортимент продаж | 22 095 - 24 877 x = - 5 352 | - 5 352 |
Итого | - 4 276 |
Из расчетов следует, что прибыль от продаж в отчетном году по сравнению с прошлым годом снизилась на 4 276 тыс. руб. Это изменение обусловлено влиянием следующих факторов:
- за счет роста объема продаж на 37 402 тыс. руб. прибыль увеличилась на 2 570 тыс. руб.;
- за счет роста себестоимости на 34 800 тыс. руб. прибыль снизилась на 16 357 тыс. руб.;
- за счет роста цен прибыль увеличилась на 21 741 тыс. руб.;
- рост коммерческих расходов снизил прибыль на 6 878 тыс. руб.;
- за счет повышения доли низкорентабельных изделий прибыль снизилась на 5 352 тыс. руб.
Анализ прибыли до налогообложения представлен в таблице 3.4.
Таблица 3.4Факторный анализ прибыли до налогообложения, тыс. руб.
Показатель | Прошлый год | Отчетный год | Изменение | Влияние на прибыль до налогообложения | |
тыс. руб. | % | ||||
Прибыль от продаж | 24 877 | 20 601 | - 4 276 | 82,81 | - 4 276 |
Проценты к уплате | 1 894 | 2 199 | + 305 | 116,10 | - 305 |
Прочие расходы | 420 | 211 | - 209 | 50,24 | + 209 |
Прибыль до налогообложения | 22 563 | 18 191 | - 4 372 | 80,62 | - 4 372 |
Из таблицы следует, что в отчетном году по сравнению с прошлым годом прибыль до налогообложения снизилась на 4 3720 тыс. руб., или на 19,38 %. Это изменение обусловлено снижением прибыли от продаж на 4 276 тыс. руб., или на 82,81 %, ростом суммы процентов к уплате на 305 тыс. руб., или на 16,10 %. Положительное влияние оказало снижение прочих расходов на 209 тыс. руб., или на 49.76 %.
По результатам анализа выявлены резервы увеличения балансовой прибыли путем снижения коммерческих расходов, повышения доли высокорентабельных товаров.
Таким образом, маркетинговая стратегия, проводимая ООО «Компания Альпиндустрия» в отчетном году, позволила достичь рентабельной и безубыточной работы предприятия, но, тем не менее, прибыль от продаж снизилась по сравнению с показателями предыдущего года снизилась на 4 276 тыс. руб. или на 17,19%, что свидетельствует о том, что маркетинговая стратегия предприятия имеет ряд недостатков и нуждается в корректировке.
Заключение
Предприятие может строить свое управление исходя из разных концепций – финансовой, просчитывая наиболее оптимальные сферы расходов и инвестиций; конкурентной, вытесняя любыми способами конкурента с рынка; товарной, улучшая качественные показатели своей продукции, и других, однако в настоящее время, по многочисленным исследованиям ученых и практических подтверждений работающих предприятий, наибольший эффект в управлении дает маркетинговая концепция, ориентированная на выяснение и удовлетворение запросов потребителей определенного целевого рынка.
В основу управления маркетинговой деятельностью на предприятии входят: планирование маркетинговой деятельности, организационное построение служб маркетинга предприятия, реализация намеченных маркетинговых решений, оценка их результативности, контроль и корректировка.
Сложившаяся экономическая ситуация вынуждает российские предприятия начинать использовать маркетинговую информацию при формировании планов производства для предприятий-производителей и планов закупки и реализации для предприятий, работающим в сфере торговли, таким как ООО "Компания Альпиндустрия". Последовательная реализация методики маркетингового планирования задает условия для перехода на маркетинговые принципы управления.
Маркетинг – новая философия управления предприятием. Главное в маркетинге – двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей, ориентация на них производства, адресности выпускаемой продукции. С другой – активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений, а главное наиболее полное удовлетворение запросов покупателей.
Как объект исследования в данной работе было выделено предприятие ООО "Компания Альпиндустрия".
Общество с ограниченной ответственностью «Компания Альпиндустрия» (краткое фирменное наименование — ООО «Компания Альпиндустрия») создано 20 августа 2004 г.
Торговля осуществляется через пять магазинов. По предлагаемому ассортименту товаров все магазины являются специализированными — в них представлены товары нескольких товарных групп, объединенных общностью спроса. Каждый магазин имеет собственный ассортимент, площадь, торговый оборот, формы и методы торгового обслуживания.
За отчетный год валюта бухгалтерского баланса ООО «Компания Альпиндустрия» возросла на 38 686 тыс. руб., или на 168,96 %, в том числе внеоборотные активы — на 7 476 тыс. руб., или на 202,05 %, текущие активы — на 31 210 тыс. руб., или на 163,99 %, из них: запасы и затраты — на 16 430 тыс. руб., или на 142,90 %, денежные средства — на 1 837 тыс. руб., или на 183,24 %, расчеты и прочие активы — на 12 943 тыс. руб., или на 256,49 %. Более высокие темпы роста запасов и затрат вызваны влиянием на их размер инфляционных факторов. Собственный капитал на конец анализируемого периода составил 34 463 тыс. руб. и за год увеличился на 13 242 тыс. руб. (на 162,40 %). Краткосрочные кредиты возросли на 4 927 тыс. руб. (на 131,88 %), расчеты и прочие обязательства — на 20 517 тыс. руб. (на 205,62 %).
Основной категорией покупателей являются люди в возрасте от 20 до 25, за ней группа в возрасте от 25 до 30 лет. Две эти группы в общей сумме дают 51%, то есть можно утверждать, что основной группой покупателей исследуемого предприятия являются молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет.
Главными конкурентами являются другие крупные спортивные магазины города, в частности, «Фан-спорт», «Спорт-Мастер», «Фанат». Главный конкурент – магазин «Фанат», находящийся в непосредственной близости возле крупнейшего магазина ООО «Комапния Альпиндустрия» - «Вертикаль».
Потребители реализуемого товара на рынке ведут себя адекватно сложившейся ситуации. В связи с тем, что на рынке розничной продажи спортивных и сопутствующих товаров конкуренция очень напряженная, покупатели могут сделать покупку в том или ином понравившемся им магазине. Если потребителя что-то не устраивает в этом магазине, то он легко может приобрести аналогичный товар у конкурента. Если покупателя обсчитывают или иным образом совершают обман, то покупатель теряет доверие к этому магазину и приобретает товары у конкурентов, даже если это ему не совсем выгодно. Можно сделать вывод, что рынок, на котором функционирует изучаемое предприятие, представляет собой рынок покупателя.
Ценовая политика исследуемого предприятия определяется стремлением уменьшить количество промежуточных звеньев между производителем и сетью магазинов ООО «Компания Альпиндустрия». Нельзя точно утверждать, что предприятие ориентируется при формировании ценовой политики в основном на спрос и возможности потенциальных покупателей или в основном на условия конкуренции. Будет правильнее утверждать, что оно в равной степени уделяет вниманию и первому и второму подходу.
Если рассматривать систему сбыта, то можно утверждать, что на предприятии присутствует прямой сбыт – непосредственная реализация продукции продавца конкретному потребителю.
Сбытовая деятельность предполагает наличие торговой коммуникации предприятия, т.е. передачу торговой информации от одного потребителя к другим. Торговая коммуникация должна включать все формы воздействия, обеспечивать целенаправленную передачу коммерческих сведений заинтересованным лицам. Ее цель — передача информации о продукте по всем каналам его продвижения для формирования благоприятного отношения к предприятию, его производящему.
Торговая коммуникация осуществляется через:
• демонстрацию продукта представителям торговли, посредникам, торгово-закупочным организациям, предприятиям-потребителям и прочим заинтересованным лицам;
• конференции (торговые, научно-практические и т.п.), ярмарки;
• коммерческую корреспонденцию и бюллетени;
• рекламу, каталоги, материалы выставок и т.п.
В программу стимулирования сбыта на исследуемом предприятии входит:
1. Ежемесячная акция «Суперцена» с полиграфией;
2. Система дисконтных карт;
3. Промакции поставщиков;
4. Совместные акции с поставщиками;
5. Сезонные акции.
Помимо вышеперечисленных средств продвижения товаров и повышения спроса на них, предприятие активно размещает рекламу на рекламных щитах (6х3) в разных частях города. Также активно используется реклама на одной из наиболее прослушиваемых радиостанций города Иркутска – «Хит FM».
В целом маркетинговой стратегии ООО «Компания Альпиндустрия» присущи следующие положительные черты.
1. Маркетинг на предприятии руководствуется в своей деятельности продуманной стратегией, которая ориентированна в основном на свойства товара, его новизну и спрос, а не на его закупочную цену. Сотрудничество ведется с проверенными и надежными поставщиками, что позволяет обеспечить поставки товаров надлежащего качества и в планируемые сроки.
2. Ассортиментная политика на предприятии имеет стратегическую основу. Предприятие постоянно закупает продукцию, которая находится на самом начальном этапе жизненного цикла и имеет высокий потенциал продаж, который был обусловлен поддержкой товаропроизводителя в форме рекламы как по телевидению и радио, так и в виде печатной продукции.
3. Значительное внимание уделяется ценовой политике и политике стимулирования сбыта.
4. Службой маркетинга постоянно изучается жизненный цикл многих продаваемых товаров, то есть цена на него не постоянна с начала его реализации и до продажи последней единицы продукции. Это соответствует концепции установления цены на товар в течении всей его жизни. Таким образом, предприятие ускоряет темпы реализации продукции и получает максимум прибыли, которая могла быть получена только в момент максимального спроса на продукцию и соответственно установленной максимальной цены. На заключительной стадии жизни, когда товар находится на заключительной стадии жизни и спрос на него минимальный, предприятие снижает на него цену и устраивает распродажи, что позволяет избежать затоваривания этой продукцией.
5. На предприятии присутствуют каналы обратной связи с покупателями, то есть у руководства компании существует представление о покупательских предпочтениях и желаниях. Руководство предприятия имеет возможность заранее знать, чего хотят их покупатели, и соответственно имеет возможность оперативной коррекции ассортимента продукции и ее цены.
6. На предприятии значительное внимание уделяется PR – акциям, основная задача которых - создание и сохранение имиджа фирмы. Общественность имеет много информации о предприятии как о целостной системе – ее традициях, целях и ценностях. Предприятие стремится создать образ преуспевающей, социально-ориентированной и заботящейся не только о своих клиентах, но и обо всех других жителях города компании. Слоган «Вертикаль – модный, спортивный, позитивный!» способствует формированию положительного имиджа компании.
7. Закупочная политика предприятия ориентированна не только на работу с постоянными поставщиками продукции, но и на поиск новых с возможно более выгодными условиями сотрудничества. Руководством предприятия проводятся серьезные мероприятия по поиску и привлечению новых поставщиков. Также формируется база поставщиков, которых можно привлечь в случае отказа от сотрудничества с основными поставщиками, что позволяет избежать ситуаций, когда в продажу вовремя не поступает необходимый товар.
Тем не менее, в маркетинговой стратегии рассматриваемой компании присутствует также ряд недостатков:
1. Недостаточно эффективная организация складского хозяйства. Площади склада не отвечают нуждам предприятия, то есть весь получаемый товар не удается разместить на стеллажах, поэтому приходится часть товара держать в местах, для них не предназначенных. Это создает трудности при перемещении по территории предприятия, а также затрудняет поиск нужного товара. Также на складе отсутствует четкая система расположения товара на полках склада, то есть кладовщики по своему собственному усмотрению выгружают продукцию, что создает трудности при ее поиске продавцами-консультантами. Как только запасы на складе подходят к нижней границе необходимого запаса, автоматически заказывается следующая партия.
2. Анализ конкурентной среды проводится исключительно в рамках собирания информации о ценах конкурентов на аналогичные товары, присутствующие в ассортименте предлагаемом самим предприятием. То есть служба маркетинга в рамках изучения конкурентов занимается сбором сведений об их ценах и отправляет полученные данные в головной офис. Данный факт может свидетельствовать о крайне узком спектре данных, собираемых о конкурентах, что не может дать полной картины о конкурентной среде, в которой функционирует предприятие.
Рассмотрев основные направления маркетинговой стратегии ООО «Компания Альпиндустрия», изложенные в предыдущем разделе, можно сделать вывод, что стратегия компании достаточно грамотна и эффективна в современных условиях рынка, поскольку предприятие является рентабельным и приносит прибыль. Данный вывод можно подтвердить путем анализа финансовых показателей компании, в частности, финансовых результатов деятельности.
Из результатов анализа следует, что по сравнению с прошлым годом за отчетный год выручка от продаж увеличилась на 37 402 тыс. руб., или на 24,68 %, себестоимость проданного товара увеличилась на 34 800 тыс. руб., или на 32,41 %, коммерческие расходы возросли на 6 878 тыс. руб., или на 35,61 %, прибыль от продаж снизилась на 4 276 тыс. руб., или на 17,19 %.
Из анализа следует, что в отчетном году по сравнению с прошлым годом прибыль до налогообложения снизилась на 4 3720 тыс. руб., или на 19,38 %. Это изменение обусловлено снижением прибыли от продаж на 4 276 тыс. руб., или на 82,81 %, ростом суммы процентов к уплате на 305 тыс. руб., или на 16,10 %. Положительное влияние оказало снижение прочих расходов на 209 тыс. руб., или на 49.76 %.
По результатам анализа выявлены резервы увеличения балансовой прибыли путем снижения коммерческих расходов, повышения доли высокорентабельных товаров.
Таким образом, маркетинговая стратегия, проводимая ООО «Компания Альпиндустрия» в отчетном году, позволила достичь рентабельной и безубыточной работы предприятия, но, тем не менее, прибыль от продаж снизилась по сравнению с показателями предыдущего года снизилась на 4 276 тыс. руб. или на 17,19%, что свидетельствует о том, что маркетинговая стратегия предприятия имеет ряд недостатков и нуждается в корректировке.
Список использованной литературы
1 Дорошев, В. И. Введение в теорию маркетинга / В. И. Дорошев. – М.: ИНФРА, 2005.- 258с.
2 Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер - М.: Прогресс, 2005. – 734 с.
3 Дихтль, Е. А. Практический маркетинг. Учебное пособие / Е. А. Дихтль, С. М. Ервин, Х. В. Херагин – М.: Высшая школа, 2002. – 140 с.
4 Голубков, Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры / Е.П. Голубков – М.: Дело, 1995. – 318 с.
5 Хлусов, В.П. Основы маркетинга / В.П. Хлусов - М.: "Издательство ПРИОР", 2003. – 260 с.
6 Эрмашвили, Н.Д. Маркетинг: Учебник для ВУЗов. / Н.Д. Эрмашвили - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 - 623 с.
7 Амблер, Т. Практический маркетинг / Т. Амблер – СПб.: Издательство "Питер", 2005. - 400 с.
8 Уткин, Э.А. Маркетинг / Под. Ред. проф Э.А. Уткина – М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС, 2002 – 320 с.
9 Сергеева, С.Е. Эффективный маркетинг - ключ к успеху компании / С.Е. Сергеева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - № 2. - С.114-120.
10 Ноздрева, Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке / Р.Б. Ноздрева, Л.И. Цыгичко – М.: Финансы и статистика, 2004. – 327 с.
11 Багиев, Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии / Г.Л. Багиев – СПб.: Обл. правл. ВНТОЭ, 2006. – 240 с.
12 Вайсман, А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху / А. Вайсман пер. с нем. - М.: АО “Интерэксперт”, Экономика, 2003. – 344 с.
13 Федько, В.П. Основы маркетинга: 100 экзаменационных ответов / В.п. Федько, Н.Г. Федько - Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2005. – 448 с.
14 Бейти, В. Агрессивный маркетинг или партизанская война в малом бизнесе: Сборник по материалам американских авторов: В. Бейти, Г. Дайбла, П. Гленн - Самара: Самарский дом печати, 2002. – 280 с.
15 Завьялов, П.С. Формула успеха: маркетинг / П.С. Завьялов, В.Е. Демидов - М.: ЮНИТИ, 2003. -387 с.
16 Голубков, Е.П. Маркетинг. Учебное пособие / Е.П. Голубков – М.: Изд. дом "Дриада", 2000. – 262 с.
17 Котлер, Ф. Управление маркетингом: анализ, планирование и контроль / Ф. Котлер – М.: ИНФРА-М, 2004. – 434 с.
18 Афанасьев, М.П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы / М.П. Афанасьев – М.: Издательский центр "Книга", 2005. – 304 с.
19 Голубков, Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры / Е.П. Голубков – М.: Издательско-торговый дом "Русская Редакция", 2005. – 261 с.
20 Хайем, А. Маркетинг для "чайников": Пер. с англ / А. Хайем – Киев: КiевПрес, 2006. – 258 с.
21 Дихтль, Е. Практический маркетинг / Е. Дихтль, Х. Хершген – М.: Высшая школа, 2005. – 369 с.
22 Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг / В.Е. Хруцкий – М.: ИНФРА-М, 2000. – 436 с.
23 Соловьев, Б.А. Маркетинг / Б.А. Соловьев – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 381 с.
24 Лазурко, Н.В. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии / Н.В. Лазурко – М.: Владос, 2006. - 272 с.
25 Градов, А.П. Организационная структура и функции службы маркетинга предприятия: Учебное пособие / А.П. Градов – СПб.: ИК "Невский проспект", 2006. – 92 с.
26 Завьялов, П.С. маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие / П.С. Завьялов – М.: ИНФРА-М, 2000. – 327 с.
27 Маркетинг: выбор лучшего решения / Е.П. Голубков и [др]. – М.: Экономика, 2003. – 372 c.
28 Акулич, И.Л. Основы маркетинга / И.Л. Акулич, Е.В. Демченко. - 2-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 1999. – 236 с.
29 Календжяна, С.О. Как составить план по маркетингу торговой компании: Пер. с англ. / Календжяна С.О. - М.: Дело, 2007. - 80 с.
30 Герчикова, И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчикова - М.: ЮНИТИ, 2000. – 486 с.
31 Любанова, Т.П. Знакомьтесь, маркетинг! / Т.П. Любанова, Н.А. Калашникова - Ростов н/Д: РО ВОИВТ, 2005. - 170 с.
32 Основы маркетинга / Ф. Котлер и [др]. - Второе европейское издание. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 652 с.
33 Аникеев, С.Н. Методика разработки плана маркетинга / С.Н. Аникеев - М.: Фолиум, 2006. – 131 с.
34 Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф – СПб.: Питер, 2005. – 329 с.
35 Шкардун, В. А. Оценка готовности предприятия к реализации маркетинговой стратегии / В.А, Шкардун, Т.И. Ахтямов // Маркетинг. – 2001. – № 3. – С.23-26
36 Рыбальченко, И.А. Практические методы разработки и анализа товарной стратегии предприятия на основе внутренней вторичной информации - Данные сайта http://www.cfin.ru/marketing. - 2006
37 Герчикова, М.А. Практический менеджмент / М.А. Герчикова - М.: ИНФРА-М, 2000. – 250 с.
38 Ковалев, А.И. Маркетинговый анализ / А.И. Ковалев, В.В. Войленко -М.: Центр экономики и маркетинга 2004. – 176 с.
39 Генри, А. Маркетинг: Принципы и стратегия. Учебник для вузов / А. Генри - М.: ИНФРА-М., 2005. – 273 с.
40 Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, Ф. Хедоури – М.: Дело, 2001. - 655 с.
41 Буров, В.П. Бизнес-план. Методика составления. Реальный пример / В.П. Буров, В.А. Морошкин, О.К. Новиков – М.: Издательствово ЦИПКК АП, 2001. – 193 с.
42 Пешкова, Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы / Е.Н. Пешкова – М.: Ось-89, 2006. – 368 с.
43 Ромат, Е.В. К вопросу об оценке эффективности рекламы / Е.В. Ромат // Маркетинг и реклама. – 2001. – № 53. – С.48-49
44 Быкова, Е.В. Финансовое искусство коммерции / Е.В. Быкова, Е.С. Стоянова - М.: Перспектива, 2005. – 154 с.
45 Андреев, С. И. Принятие решений в маркетинговых ситуациях / С.И. Адреев // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - №1. - С.28-36.
46 Голубков, Е.П. Основы маркетинга / Е.П. Голубков – М.: Финпресс, 2005. – 342 с.
47 Большаков, А.С. Менеджмент: Учебное пособие / А.С. Большаков - Спб.: Питер, 2004. – 160 с.
48 Уткин, Э.А. Управление фирмой / Э.А. Уткин - М.: Акалис, 2006. – 516 с.
49 Горяев, И.П. Маркетинг: Словарь-справочник / И.П. Горяев - М.: Кимр, 2006. – 208 с.
50 Голубков, Е.П. Маркетинг как концепция рыночного управления / Е.П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - № 2. - С.95-113.
51 Барышева, А.В. Лицом к клиенту / А.В. Барышева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2007. № 3. - С.72-83.
52 Капустина, Н.Е. Теория и практика маркетинга в США / Н.Е. Капустина – М.: Дело, 2007. – 277 с.
[1] Романов А.Н. Маркетинг: Учебник – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – с.18.
[2] Голубков Е.П. «Маркетинг как концепция рыночного упправления», http: \\www. cfin.ru \ press \ marketing
[3] Котлер Ф. Маркетинг менеджмент под.ред. Волковой Ю.Н. – СПб: Питер, 2000. – 49 с.
[4] А.И. Суширов «Анализ конкурентоспособности предприятия на основе технологии бенчмаркинга», http: \\cpeb.ru \ abaut/ html
[5] Романов А.Н. Маркетинг: Учебник – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – с.246.
[6] Котлер Ф. Маркетинг менеджмент под. ред. Волковой Ю.Н. – СПб: Питер, 2000. – 598 с.
[7] Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Изд-во «Финпресс», 2000. – 31с.
[8] Он же, 32 с.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 223.