Пути повышения эффективности управления дебиторской задолженностью
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Современный этап экономического развития страны характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост

дебиторской задолженности на организации. Поэтому важной задачей является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга.

В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам:

1) дебиторская задолженность за услуги, срок оплаты которых не наступил;

2) дебиторская задолженность за услуги, неоплаченные в срок;

3) дебиторская задолженность по векселям полученным;

4) дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;

5) дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом.

Среди перечисленных видов наибольший объем дебиторской задолженности организаций приходится на задолженность покупателей за услуги (первые три вида дебиторской задолженности). В общей сумме дебиторской задолженности на расчеты с покупателями приходится 80-90%. Поэтому управление дебиторской задолженностью в организации связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей по расчетам за реализованную услугу. В целях эффективного управления этой дебиторской задолженностью на предприятии должна разрабатываться и осуществляться особая финансовая политика управления дебиторской задолженностью.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики организации, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

На анализируемой организации ЗАО "Железобетонспецстрой" занимающемся строительством, наибольшая доля в оборотных активах принадлежит дебиторской задолженности – 38,73% на конец отчетного периода. За 2009 год прирост данного показателя составил 14,39% по сравнению с 2008 годом.

За 2009 год произошло повышение оборачиваемости дебиторской задолженности организации ЗАО "Железобетонспецстрой" с 48 дней в 2008 году, до 70 дней в 2009 году. Это значит, что 22 дня денежные средства омертвлены в дебиторской задолженности.

Также в ходе анализа финансового состояния организации ЗАО "Железобетонспецстрой", выявили, что за отчетный период произошло снижение рентабельности активов организации с 35,3% в 2008 году, до 15,8% в 2009 году.

Признаки агрессивной политики:

1) организация не ограничивает увеличение объема оборотных активов;

2) организация накапливает запасы сырья, материалов и готовой продукции, увеличивает дебиторскую задолженность и свободные остатки денежных средств на счетах в банках.

В результате доля оборотных активов в общем объеме имущества высока (более 50 %), а период их оборачиваемости длителен (свыше 90 дней). Таким образом, можно сделать вывод, что организация в своей деятельности использует агрессивную политику управления текущими активами, внутри которых удельный вес принадлежит дебиторской задолженности. Доля оборотных активов в общем объеме имущества высока (64,8%), период их оборачиваемости длителен (122 дня) - это признаки агрессивной политики управления текущими активами (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1 – Признаки и результаты агрессивной политики управления текущими активами, в тыс. рублей

Показатель 2008 год 2009 год
Выручка от реализации 132359 101926
Чистая прибыль 11652 5561
Оборотные активы 32996 35094
Внеоборотные активы 14537 19031
Общая сумма активов 47533 54125
Удельный вес оборотных активов в общей сумме всех активов, % 69,4 64,8
Период оборачиваемости оборотных активов (дни)  82  122
Экономическая рентабельность активов, %  24,5  10,3

 

Для укрепления финансового состояния организации ЗАО "Железобетонспецстрой" рекомендуется уменьшить дебиторскую задолженность. Для этого следует провести ряд мероприятий:

1) сформировать систему кредитных условий на основании следующих элементов:

а) срок предоставления кредита;

 – сократить кредитный период, привлекая покупателей новой продукцией и повышенным качеством существующей;

 б) размер предоставляемого кредита

 – установить кредитный лимит с учетом типа кредитной политики, планируемого объема реализации услуг на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации, финансового состояния организации кредитора;

 в) стоимость предоставления кредита

 – характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за продукцию. Установить стоимость товарного или потребительского кредита, имея в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту, т.к. покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке;

 г) система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями

 – формируется в процессе разработки кредитных условий; должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери организации - кредитора.

2. Сформировать системы стандартов оценки покупателей, включая следующие элементы:

а) определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей по следующим критериям:

 – объем хозяйствующих операций с покупателей и стабильность их осуществления;

– репутация покупателя в деловом мире;

– платежеспособность покупателя;

 – результативность хозяйственной деятельности покупателя;

 – объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредитора при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве;

 б) формирование и экспертиза информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей:

 – информационная база состоит из сведений предоставляемых непосредственно покупателям; данных формируемых из внутренних источников; информации, формируемой из внешних источников;

 в) группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности:

 – основывается на результатах ее оценки и делит покупателей на категории:

 – покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме;

 – покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме

 – покупатели, которым кредит не предоставляется.

3. Сформировать процедуры инкассации дебиторской задолженности

 а) должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежа;

 б) должны быть предусмотрены возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту;

 в) должны быть предусмотрены условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов

4.Обеспечить использование в предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

 а) факторинг

 – заключается в уступке организацией – продавцом права получения денежных средств по платежным документам за оказанные услуги в пользу банка или «фактор – компании», которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. Факторинговая операция позволяет организации продавцу рефинансировать преимущественную часть дебиторской задолженности по предоставленному кредиту в короткие сроки, сократив тем самым период финансового и операционного цикла;

 б) учет векселей, выданных покупателями продукции

- предоставляет собой финансовую операцию по их продаже банку по определенной цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки.

Предложенные мероприятия позволят снизить срок оборачиваемости дебиторской задолженности организации 70 до 40 дней и сумму дебиторской задолженности до 12700 тыс.руб.

Изменится коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность. Он будет равен 0,4. В таблице 3.2 представлены показатели финансовой устойчивости при указанной предполагаемой сумме дебиторской задолженности.

 

Таблица 3.2 – Расчет показателей финансового состояния с учетом рекомендаций по управлению дебиторской задолженностью, в тыс. рублей

Показатели Значение показателя 2009 год Прогнозируемое значение показателя
1 2 3
I. Исходные данные    
1. Внеоборотные активы. 19031 19031
2. Оборотные активы 35094 26830
2.1 дебиторская задолженность 20964 12700
3. Выручка от реализации. 101926 101926
4.Сумма однодневного оборота по реализации продукции (стр. 3 / 365) 279,25 279,25
II. Показатели финансового состояния    
5.Коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность (стр. 2.1 / стр. 2) 0,6 0,4
6.Средний период инкассации дебиторской задолженности (стр. 2.1 / стр. 4) 75 46
7.Количество оборотов дебиторской задолженности (стр. 3 / стр. 2.1) 5 8

 

Согласно данным таблицы, при условии, что дебиторская задолженность организации будет находиться на уровне 12700 тыс. руб., оборачиваемость дебиторской задолженности снизится на 24 дня по сравнению с предыдущими расчетами, и будет составлять 46 дней. Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности повышает краткосрочную платежеспособность организации, может привести к повышению притока денежных средств, как следствие ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности, в итоге произойдет ускорение общей оборачиваемости текущих активов и повышение прибыли.

А количество оборотов дебиторской задолженности составило 8 раз, что характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение определенного периода.

В ходе проведенных мероприятий финансовые результаты организации улучшились. В частности, коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность сократился (с 0,6 до 0,4). Также сократился средний период инкассации дебиторской задолженности (с 75 дней до 46 дней),

что также является положительным моментом. Уменьшение периода инкассации дебиторской задолженности ведет к увеличению количества оборотов дебиторской задолженности (с 5 раз до 8).

Следует отметить, что в некоторых случаях увеличение оборачиваемости дебиторской задолженности отражает негативные явления в деятельности организации, например, в случае повышения объема реализации за счет реализации услуг с минимальной прибылью.

Важность управления дебиторской задолженностью проявляется и в том, что во многих организациях дебиторская задолженность составляет наибольшую долю оборотных средств. Данный вид управления является составным элементом общего процесса управления оборотными средствами организации.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 186.