Транспортировка половых продуктов, посадочного материала и взрослой рыбы может быть внутрихозяйственной и межхозяйственной. Непродолжительные по времени внутрихозяйственной перевозки осуществляют в полиэтиленовых мешках, живорыбных контейнерах, молочных флягах и живорыбных автомашинах (в зависимости от вида и возраста рыб, а так же расстояния перевозки). Для межхозяйственных перевозок на большие расстояния используют авиацию, железнодорожный и автомобильный транспорт.
Транспортировка – один из ответственных этапов в работе с икрой. Поэтому организации перевозки должно быть уделено особое внимание. Основная задача при перевозке – обеспечение дыхательного обмена эмбрионов, поддержание оптимальной температуры внутри контейнера, а также предохранение икры от механических воздействий.
Икра европейской ряпушки на разные стадии развития неодинаково реагирует на одни и те же факторы внешней среды. Имеются периоды повышенной чувствительности к различного рода внешним воздействиям, в том числе и к механическим. В это время эмбрионы легко повреждаются и гибнут.
Так как икра осенненерестующей ряпушки, начиная со стадии поздней морулы и кончая стадией замыкания желточной пробки, очень чувствительна даже к самым незначительным механическим воздействиям, перевозка в этом период запрещена. Период пониженной чувствительности икры начинается сразу же после набухания и продолжается до стадии поздней морулы. С начала пигментации глаз устойчивость икры возрастает и сохраняется до выклева личинок. Работа во временном пункте должна быть спланирована так, чтобы икра транспортировалась на стадиях дробления и была доставлена на рыбоводный завод до наступления стадии мелкоклеточной морулы.
Температурный фактор при хранении и транспортировке икры также является одним из основных. Повышение температуры воды, как и колебаний ее, хотя и не вызывают сразу видимых нарушений развития икры, но при дальнейшей инкубации приводит к увеличению отхода, сокращению периода эмбрионального развития, преждевременному выклеву нежизнеспособных личинок. Повышение температуры до пороговой ведет к остановке развития. Кроме того, при повышении температуры усиливается интенсивность дыхательного обмена икры, что может нарушить развитие ее из-за недостатка кислорода.
В настоящее время для транспортировки икры европейской ряпушки применяются контейнеры различных конструкций (деревянные, контейнер Жукинского, чемодан конструкции Есипова и др.). Наиболее широкое применение получил пенопластовый контейнер.
Контейнер изготавливается из пенопластиковых плит, сварку швов осуществляют клеем Б-3 или БФ-2. Размеры контейнера (55х45х50см) позволяет производить его погрузку через люки самолетов различных конструкций. Вес пустого контейнера 8-10 кг, загруженного 30-60 кг.
Икру европейской ряпушки транспортируют на пластмассовых рамках с сетчатым дном. В контейнер входит 24 таких рамок. Икру на них раскладываю в 1,5-3 слоя.
Так же была изготовлена серия пластиковых контейнеров типа «Ки». В этот контейнер устанавливается 18 полистироловых рыбоводных рамок в проволочной корзине. Размеры контейнера 57х53х57 см. При перевозке икры «многослойным» способом можно использовать рамки высотой 15 см или лососевые рамки, обтянутые сеткой, которые устанавливают на планки, прибитые внутри контейнера, модернизированные рамки могут быть использованы из дерева или пластмасс с дном из мелкоячейной сетки. Такая рамка должна быть прочной так как масса ее с икрой составляет 12-15 кг. Для перевозки икры толстым слоем в контейнере типа «Ки» устанавливают специальные вставки, изготовленные из листового полистирола.
Икру раскладывают в емкости с водой. Для этого рамку, выстланную салфеткой, помещают в воду так, чтобы стенки находились на 0,5 см выше уровня воды. Для равномерного распределения икры рамку легка покачивают, затем вынимают из воды в горизонтальном положении. После этого необходимо удалить излишки воды, для чего рамку старого образца выдерживают в наклонном положении в течение 3-5 минут, рамку высотой 15 см – в течение часа.
Рамки с икрой устанавливают одну на другую, перевязывают веревкой и помещают в контейнер, на дно которого положена крестовина. Сверху икру прикрывают пустой рамкой, стопку в контейнере закрепляют при помощи клиньев.
Купание икры ряпушки проводится при задержке в пути более 3-х суток. Вода для купания должна быть насыщена кислородом, не содержать вредных примесей и хлора, а температура воды соответствовать температуре воздуха в контейнере.
Используемые в настоящее время стандартные пенопластовые контейнеры имеют невысокую изотермичность. Для повышения изотермических свойств тары рекомендуется использовать чехлы и упаковывать стопки рамок в несколько слоев мокрой марли.
Контейнер без чехла можно использовать при непродолжительных перевозках и незначительной разнице температуры внутри контейнера и наружного воздуха.
Продолжительная перевозка икры европейской ряпушки проходит при самых разнообразных температурах наружного воздуха. С места сбора икру транспортируют часто при сильных морозах, а в самолете температура воздуха достигает + 200 С, поэтому продолжительных перевозок икры в контейнерах без чехлов следует избегать. Начальная температура в контейнере устанавливается в зависимости от температуры в помещении, в котором выдерживают и загружают икру. Поэтому рекомендуется загружать икру в помещении, где температура воздуха не превышает 50С.
Если перевозка происходит при плюсовых температурах воздуха, температура в контейнере начинает повышать рамку. Для понижения ее используют лед, который помещают на верхнюю рамку. Лед необходимо упаковывать в двух - трехслойный пакет, так как применение его без упаковки приводит к возникновению большой разницы температуры под крышкой и у дна (3-60С).
Так как результаты перевозки во многом зависят от соблюдения температурного режима, необходимо заранее знать при каких температурах будет проводиться транспортировка.
Многолетний опыт перевозок показал, что вследствие растянутого цикла развития при низких температурах, высокой прочности оболочки и устойчивости к механическим воздействиям икры европейской ряпушки на стадиях дробления и пигментации глаз, перевозка ее в изотермических контейнерах проходит, как правило, успешно (Черняев, 1987).
Для перевозки предличинок, личинок и молоди европейской ряпушки весьма удобной тарой является полиэтиленовые пакеты (рис. 6).
Рис. 6. Полиэтиленовый пакет
Вместимость стандартного полиэтиленового пакета – 40 литров. Техника перевозки в эти пакетах не сложная. Их заполняют на 0,5 объема водой и предлиинками (или личинками, или молодью), а оставшееся свободное пространство заполняют чистым кислородом, который подается под давлением из баллона. При этом кислород поступает из трубки, пропущенной во внутрь через собранные в виде гармошки (мелких складок) его верхние края. Пропустив в каждый пакет по 20 литров кислорода, их прочно завязывают или закрывают зажимом и устанавливают в ящики из картона. Содержащийся в пакетах кислород постепенно проникает в воду и насыщает ее (при качке). Это дает возможность транспортировать предличинки, личинки и молодь ряпушки при плотных посадках. Однако для принятия решений о перевозке предличинок ряпушки в этих пакетах необходимо знать их биологические особенности и поведение на той или иной стадии развития. У предличинок европейской ряпушки отсутствует стадия покоя, поэтому ее перевозят в первые дни после выклева.
При транспортировке необходимо поддерживать благоприятную температуру воды, так при перевозке ряпушки температура воды должна быть 5-100C. Если рыб перевозят в жаркие дни, то в транспортировочные ящики закладывают такую массу льда (поместив его в небольшие полиэтиленовые пакеты), которая обеспечивала бы поддержание благоприятной температуры для рыб.
При расчете плотности посадки предличинок, личинок и молоди европейской ряпушки в герметически закрытый стандартный полиэтиленовый пакет, заполняемый водой и кислородом, необходимо учитывать следующее:
– степень растворения кислорода в воде в зависимости от механического перемешивания в пути, температуры и парцианального давления;
– пороговое содержание кислорода для предличинок, личинок и молоди ряпушки (1-3 мл/л);
– потребление кислорода и выделение свободной углекислоты предличинками, личинками и молодью в зависимости от температуры, их массы и видовой принадлежности;
– предельно допустимые концентрации углекислоты для предличинок, личинок и молоди;
– коэффициент растворения углекислоты в воде в зависимости от температуры;
– фактор пространственного расположения предличинок, личинок и молоди (для рыбы до 1г принимается соотношение ее массы и воды от 1:8 до 1:10, а свыше 1г – от 1:2 до 1:6);
– длительность перевозки предличинок, личинок и молоди.
Перевозка предличинок, личинок и молоди европейской ряпушки в полиэтиленовых пакетах удобнее и экономичнее чем в других емкостях. В этих пакетах предличинки, личинки и молодь ряпушки можно отправлять прямыми рейсами самолетов без сопровождающих. Пакеты, доставленные к месту назначения, помещают на некоторое время в водоем или заполненный водой бассейн, в который будет выпущена рыба. После того как температура воды в пакетах и водоеме (бассейне) становится одинаковой, пакеты вскрывают и выпускают привезенный материал. При соблюдении указанных норм загрузки пакетов предличинками, личинками и молодью ряпушки отход их за весь период транспортировки обычно не происходит (Иванов, 1988).
Живую рыбу перевозят очень часто: внутри хозяйства – из выростных прудов в зимовальные, из зимовальных в нагульные и так далее, из других хозяйств – из питомников, полносистемных хозяйств в нагульный хозяйства, при заселении водоемов новыми видами рыб и т.п. Перевозят живую рыбу в воде и без воды.
Наиболее распространена перевозка живой европейской ряпушки в воде. Успешность этой операции при правильной организации определяется количеством воды, а также ее качеством, состоянием перевозимой рыбы и длительности перевозки. Наилучшие условия перевозки достигаются при низкой температуре воды, обеспечивающие наибольшее содержание в ней кислорода и меньшее потребление его ряпушкой. При низкой температуре продукты обмена, накапливающиеся в воде, обладают меньшей активностью.
Для внутрихозяйственных перевозок часто используют брезентовые чаны вместимостью 2-3 м3 и металлические фляги вместимостью около 40 литров. Используют так же специальные живорыбные автомашины. На дальние расстояния ряпушку перевозят в специальных живорыбных вагонах или авиатранспортом.
Тара, применяемая при перевозке, должна быть исправной и чистой. За 4-5 дней до начала перевозки проверяется состояние тары, дезинфицируют ее, промывая щелоком или раствором марганцовокислого калия. Тару наполняют водой из того же водоема, в котором содержится принимаемая к перевозке рыба.
Важным фактором определяющим успешность перевозки взрослой ряпушки, является соотношение между массой воды и рыбы. Большое количество воды улучшает условия транспортировки рыбы.
Без воды взрослую ряпушку перевозят в течение 2,5-3 часа во влажной упаковке. Для перевозки сеголетков и годовиков используют ящики – рамки, сделанные из дерева размером 60х75 см и высотой 8-10 см, обтянутые снизу какой-нибудь материей. В каждый ящик закладывают 300-400 сеголетков и годовиков европейской ряпушки и устанавливают один за другой по 3-4 шт. в стопки. Сверху каждой стопки устанавливают рамку с чистым льдом. При таянии льда вода стекает в нижележащие рамки с рыбой и увлажняет их. Для перевозки производителей ряпушки без воды используют чаны-люльки, сделанные из брезента, бязи, клеенки или другой плотной ткани.
Привезенную к месту посадки рыбу обильно поливают водой из леек или ведер, чтобы облегчить раскрытие жаберных крышек, затем помещают в чаны или баки и развозят по участкам водоемов (Вавилкин, 1985).
Таким образом, транспортировка икры, личинок, молоди и взрослых особей европейской ряпушки можно осуществлять различными методами. В настоящее время для транспортировки икры европейской ряпушки применяются контейнеры различных конструкций (деревянные, контейнер Жукинского, чемодан конструкции Есипова и др.). Наиболее широкое применение получил пенопластовый контейнер. Для перевозки предличинок, личинок и молоди европейской ряпушки весьма удобной тарой является полиэтиленовые пакеты. А при перевозке взрослых особей часто используют брезентовые чаны вместимостью 2-3 м3 и металлические фляги вместимостью около 40 литров.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 262.