Впроцессе изучения педагогической и методической литературы нами было выяснено, что существует противоречие между задачей развития диалогической речи дошкольников и недостаточно эффективным использованием беседы в практике ДОУ для ее решения.
В период государственной преддипломной практики мы организовали практическую работу с детьми старшего дошкольного возраста по развитию диалогической речи в МДОБУ №29 «Серебряное копытце», а именно разработали и провели занятия по развитию речи с использованием метода беседы, а также составили рекомендации для воспитателей ДОО по проведению беседы с детьми старшего дошкольного возраста.
Тематика бесед определялась нами в зависимости от конкретных задач воспитательной работы с детьми, их возрастных особенностей, запаса знаний об окружающем мире, приобретенных в процессе экскурсий, наблюдений и занятий по другим разделам программы.
Организованная нами практическая работа по развитию диалогической речи состояла из трех этапов.
Первый этап - работа на занятиях по развитию речи. В ходе данного этапа нами были организованы пять занятий по развитию речи детей старшей группы с использованием метода беседы.
В процессе работы с детьми мы стремились к созданию такой атмосферы, которая позволяла бы детям чувствовать себя свободно, непринужденно, естественно, которая стимулировала бы общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы.
В начале беседы, чтобы быстро собрать внимание детей и возбудить у них интерес к предстоящему занятию, активную умственную деятельность, воздействовать на их чувства в качестве эмоционального средства мы использовали картины, новую для детей загадку, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы, сюрпризный момент, проблемные вопросы.
Например, согласно календарно – тематическому планированию Ирины Сергеевны по развитию речи, мы познакомили детей с русской народной сказкой «Лиса и кувшин».
В качестве эмоционального средства мы использовали иллюстрации из данного произведения, которые имели прямое отношение к содержанию беседы.(Приложение 1).
При проведении беседы в зависимости от ответов детей возникла необходимость задавать дополнительные вопросы (репродуктивные и поисковые).
Пример:
- Кто главный герой сказки?
- Что произошло с лисой когда она стала топить кувшин?
- Как вы думаете лиса совершила хороший поступок, украв кувшин?
Для уточнения представлений детей или для того, чтобы дать наглядный образ неизвестного им объекта, мы использовали наглядный материал: в виде иллюстрации. Наглядный материал вызывал у детей большой интерес и речевую активность. Их высказывания в этом случае непосредственно опирались на ощущения и восприятия.
С целью развития диалогической речи и закрепления умения детей составлять рассказ по картине с последовательно развивающимся действием, нами было организовано согласно календарно - тематическому плану второе занятие по развитию речи в старшей дошкольной группе на тему: «Весна пришла» (Приложение 2). На занятии мы использовали картину с последовательно развивающимся действием, из пособия В.В. Гербовой «Учусь говорить» и книги Н. Радлова «Рассказы в картинках».
В начале занятия детям было предложено одгадать загадку. После чего мы предложили детям внимательно рассмотреть картину, для того , чтобы они смогли составить интересный рассказ.
-Ребята, какое время года изображено на картине? (ответы детей: весна)
- Почему вы так решили? ( ответы детей потому- что снег растаял)
Передний план картины рассматриваем.
Начинайте с главных героев картины. Дайте детям имена, далее переходите к тому, что вокруг них.
-Ребята скажите, что вы видите на переднем плане? (ответы детей: мальчика и девочку)
-Давайте вместе дадим имена детям.
-Какое имя мы дадим девочке? (ответы детей:Оля)
-А какое имя мы дадим мальчику? (ответы детей:Саша)
-Теперь мы с вами знаем как зовут детей Оля и Саша.
-Скажите какие изменения вы видите в одежде детей? (ответы детей: у Оли и Саши одеты легкая куртка и шапка)
-Как вы думаете почему они так одеты? ( ответы детей: потому -что наступила весна и стало тепло)
-Чем занимаются дети на поляне?( ответы детей: Саша пускает кораблики, а Оля любуется цветами)
-Ребята скажите, что еще вы видите на картине? (ответы детей: деревья, птиц, солнце, ручеек.)
-Ребята скажите, что изображено в правом углу за Сашей? (ответы детей: скворечник)
-А какая птица сидит на скворечнике? (ответы детей: скворец)
-Теперь давайте посмотрим, что изображено в левом углу перед Олей? (ответы детей: дерево)
-Ребята, а что вы видите на дереве? (ответы детей: сороку)
-Что делает сорока на дереве? (ответы детей: сорока вьет гнездо)
-Скажите, что находится между Олей и Сашей? (ответы детей: ручеек)
-Что произошло с землёй?( ответы детей: снег растаял и на ней появилась трава)
-Какой цветок первый пробрался из земли?( ответы детей: подснежник)
-Что вы видите на заднем плане картины? (ответы детей: горы, небо, солнце, кустики на горе)
-Ребята скажите, а какое солнце? (ответы детей: яркое)
-Скажите, а небо какое? (ответы детей: чистое, голубое, на нем нет облаков)
-Ребята, а как вы думаете можно ли рвать цветы просто так без надобности? (ответ детей: нет ими нужно только любоваться)
-А ломать деревья можно? (ответ детей: нет )
-Почему вы так думаете? (ответы детей: потому – что когда деревья ломают они начинают болеть и погибают)
После чего дети по одному рассказывали происходящую историю на картине. Как только дети закончили рассказывания им было предложена дидактическая игра. Затем я рассказала детям свой вариант рассказа.
На третьем занятии с целью развития диалогической речи мы предложили детям составить правильный разговор по телефону.( Приложение 3). Для этого мы использовали отрывок из рассказа Н. Носова «Телефон». Прежде чем дети составили свои диалоги по телефону им был прочитан отрывок из рассказа. После чего была проведена беседа на выявление причины несостоявшегося разговора героев рассказа.
-Как вы думаете правильно ли разговаривали друзья по телефону?(ответы детей: нет)
-Почему вы так думаете?Какие ошибки совершали мальчики?
(ответы детей: потому что они перебивали друг друга)
-А вы знаете правила разговора по телефону?(ответы детей: да, нет)
-Давайте вмести будем их проговаривать и при этом схематично изображать на доске.
(Проговариваем правила, схематично изображаю их на доске)
Когда зазвенел телефон и вы взяли трубку то нужно сначала поздороваться.
Вежливо спросить: как ваши дела?
Выслушать ответ до конца, не перебивая.
Вопросы должны быть четкими.
В конце разговора нужно попрощаться
Вместе с детьми были составлены правила поведения при телефонном разговоре. После чего дети приступили к составлению разговора с использованием правил поведения при телефонном разговоре.
Четвертое занятие было построено на ознакомлении с рассказом В. Драгунского «Друг детства». (Приложение 4). Занятие способствовало формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; побуждало рассказывать детей о событиях из личного опыта. В начале занятия детям был задан проблемный вопрос. После чего был прочитан отрывок из рассказа В. Ю Драгунского «Друг детства». Затем нами была проведена беседа по рассказу.
-Ребята скажите, о ком этот рассказ?
(Ответы детей: о мальчике)
- А как звали мальчика? (Ответы детей: мальчика звали Дениска)
- Кем Денис решил стать? (Ответы детей:Денис хотел стать боксером)
-Ребята скажите, что попросил Денис у папы? (Ответы детей: он попросил боксерскую грушу)
-Что же ответил папа на просьбу Дениса? (Ответы детей: он спросил зачем она ему нужна)
-Что же на это ответил Денис? (Ответы детей: что он будет тренироваться для того, чтобы стать боксером)
-Какой вопрос задал папа Денису после этого? (Ответы детей: он спросил сколько стоит эта груша)
-Когда Денис ответил папе, сколько стоит груша, папа согласился ее купить? ( Ответы детей: Нет. Он сказал, что Денис обойдется и без груши)
-Что сделала мама, когда увидела расстроенного Дениса? ( Ответы детей: мама стала копаться в корзине с игрушками и вытащила плюшевого медведя.)
-Почему мама предложила ему плюшевого медведя? ( Ответ детей: потому, что она увидела, что Денис расстроился и обиделся на папу.)
-Что делал Денис, когда мама ушла? ( Ответы детей: он рассматривал мишку и вспоминал, как с ним играл.)
-Скажите, а каким был мишка?
(Ответы детей: мишка был большим и мягким.У него вместо одного глаза была пуговица.)
-Что случилось с Денисом после его воспоминаний? ( Ответы детей: ему стало грустно.)
-Ребята скажите, почему Денис сказал маме, что никогда не будет боксером? (Ответы детей: потому что он вспомнил как хорошо ему было с мишкой и понял, что тренироваться на нем не сможет).
-А как бы вы поступили на его месте? ( Ответы детей: мы бы тоже не смогли тренироваться на мишке.)
-А у вас есть друзья детства? ( Ответы детей: да.)
-Скажите, а где вы храните своих друзей детства? (Ответы детей: на полочке в комнате; в шкафу.)
-А как часто вы о них вспоминаете?
(Ответы детей: когда становиться скучно; каждый день.)
Беседа по произведени В. Драгунского способствовала более глубокому восприятию художественного произведения, более точному пониманию идейного замысла.
Заключающим занятием данного этапа стало ознакомление детей с рассказом Л.Н Толстого «Умная галка» (Приложение 5). В котором дети продолжали учиться связно, последовательно, выразительно пересказывать небольшие рассказы, совершенствовали диалогическую форму речи. Тем самым мы проверили, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы. Занятие начиналось с проблемного вопроса, после чего был прочитан рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка». Затем была проведена беседа по рассказу.
-Как вы думаете почему она умная? (ответы детей: потому, что она догадалась как ей можно попить.)
-Что галка хотела сделать, когда увидела кувшин? (Ответы детей: она хотела попить.)
-А почему она не смогла попить?(Ответы детей: потому – что воды было мало.)
-Зачем галка кидала камушки в воду? ( Ответы детей: что бы вода поднялась.)
-После того как галка накидала камни в кувшин она смогла попить? (Ответы детей: да смогла.)
-Ребята теперь вы поняли, почему галку назвали умной? (Ответы детей: она умная потому – что догадаласькак она может попить)
Проанализировав с воспитателем рассказ Л.Н. Толстого, детям легче запомнить и передать его содержание близко к тексту.
После беседыбыло проведено повторное чтение с последующим пересказом детей.
Второй этап– подборка рекомендации для воспитателей ДОО по проведению беседы с детьми старшего дошкольного возраста (Приложение 6).
Нами были подобраны рекомендации для воспитателей ДОО по проведению беседы с детьми старшего дошкольного возраста, так как рекомендации являются разновидностью методической продукции и особым типом структурированной информации, которая определяет порядок, акценты и логику изучения определенной темы, а именно использование беседы в процессе развития диалогической речи дошкольников. Данные рекомендации включают в себя раскрытие частных методик, которые выработаны на основании положительного опыта.
В рекомендациях содержится конкретный материал, который касается самого процесса ведения бесед.
Проведённая нами практическая работа по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через беседу показало, что в речи детей появилась связность и последовательность изложения материала. В большей степени детьми стали употребляться разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. Пересказы детей стали более подробные, содержательные с сохранением авторского текста.
Вывод по 2 главе.
Практическая часть работы проходила на базе МДОБУ № 29 «Серебряное копытце» под руководством воспитателя высшей категории Ганиной Ирины Сергеевны.
В ходе работы было проведено изучение педагогической деятельности воспитателя, направленной на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством беседы. На основании этого нами были разработаны рекомендации для воспитптелей ДОО по проведению беседы с детьми старшего дошкольного возраста.
Так же в ходе работы нами были разработаны и проведены пять занятий по развитию речи с использованием метода беседы в процессе развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
На основании проведенной работы можно сделать вывод: беседа – это не отьемлемая часть в процессе развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Заключение
Таким образом, целью данного исследования являлось изучение беседы как средства развития речи у детей дошкольного возраста. Беседа - это организованная, целенаправленная разговор воспитателя с детьми по определенной теме, которая состоит из вопросов и ответов. Беседа является эффективным словесным методом обучения, при правильном сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью детей играет большую роль в образовательно-воспитательной работе с детьми. Разработанный Сократом и Платоном метод беседы применялся в обучении молодежи риторике и логике. Позднее этот метод был использован в школьном обучении. Со времен Я. А. Коменского и И.Г. Песталоцци встал вопрос о применении бесед в дошкольном воспитании. Беседа в первую очередь является методом уточнения и систематизации представлений детей, полученных ими в процессе повседневной жизни и на занятиях. Характер беседы требует от ребенка умения активно воспроизводить свои знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Посредством бесед дети целенаправленно усваивают сведения о конкретных предметах и явлениях, учатся словом передавать признаки предметов, действия с предметами. Сосредоточивая внимание на характерных признаках явлений, педагог углубляет представления детей о том, что они воспринимали на прогулках, экскурсиях. Обозначение воспринятого словом, описание самими детьми предметов и явлений делает процесс приобретения знаний осмысленнее. Беседа также обогащает ребенка новыми знаниями или показывает знакомое в новом аспекте. Участвуя в беседе, ребенок учится концентрировать свое мнение на одном предмете, вспоминает то, что знает о нем, приучается логически мыслить. В беседе воспитатель учит ребенка четко выражать свои мысли, развивает умение слушать и понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них - коротко или подробнее, в зависимости от характера вопроса, правильно задавать вопросы. Беседы активизируют детскую речь, способствуют развитию диалогической речи. Овладение навыками диалогической речи имеет важное значение для последующего обучения в школе. Воспитатель учит детей в ходе бесед правильно применять грамматические формы слов, четко произносить слова, правильно ставить ударения, обогащает и активизирует их словарь. В беседах есть возможность повторно воспроизвести то, что дети наблюдали ранее. Под влиянием бесед речь дошкольников становится точной, содержательной. В беседе активизируются нравственные и эстетические представления детей, сосредоточивается их внимание на ярких впечатлениях. Беседы, идейно направлены и богатые по содержанию, подводят детей к доступным для них суждениям, выводам. Ребенок на ярких примерах полнее осознает и эмоционально переживает свое отношение к окружающему. Опираясь на знания, ребенок обдумывает свое поведение, оценивает поступки. Беседа формирует у ребенка соответствующее отношение к фактам действительности, способствует воспитанию организованности и формированию определенных моральных качеств. В условиях детского сада беседа используется как важное средство коллективного общения детей. Таким образом, проведенная работа доказывает, что процесс развития диалогической речи дошкольников достигнет более высокого уровня если: -использовать беседу как средство развития; -в процессе развития диалогической речи дошкольников учитывать психологические возрастные и индивидуальные особенности; -использовать методические рекомендации, направленные на совершенствование диалогической речи детей с использованием беседы.
Список используемых источников
1. Арушанова А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2010. - №5. - с. 61.
2. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С., Дурова Н.В. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2012. - №10. - с. 90.
3. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1997. - 232 с.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981 - 256 с.
5. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М.: Наука, 2003 - 172с.
6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе // Дошкольное воспитание. - 2010. - №3. - с. 80.
7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. - М.: Просвещение, 2003. - 127 с.
8. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. - СПб.: Питер, 1998. - 221 с.
9. Горшкова Е. В. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. - 2010. - №12. - с. 93.
10. Грецик Т.А. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. - 2013. - №6. - с. 56.
11. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет. - М.:Просвещение, 2007. - 94с.
12. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Современность, 2009. - 363 с.
13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2010. - 416 с.
14. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ, - Ростов - н/Д: Учитель, 2012. - 32 с.
15. Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с. 1202.
16. Крылова Н.М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2009. - с. 1208.
17. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников. Ученые записки.- Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена. - 1941. - 78с.
18. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с. 52.
19. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? - М.: Просвещение, 2008. - 157 с.
20. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Гринго, 1995. - 236 с.
21. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. /под ред. Венгера А.Л. - М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2011. - 223 с.
22. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О.С. - М.: АПО, 2014. - 63 с.
23. Радина К.К. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2009. - с. 229.
24. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2006. - 304 с.
25. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение, 2011 - 205с.
26. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. - М.: Изд-во института психотерапии, 2011. - 237 с.
27. Флерина Е.А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2009. - с. 115.
28. Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. - М.: Академия, 2013. - 448с.
29. [Электронный ресурс]https://xn--80abucjiibhv9a.xnФедеральныйГосударственные\й Образовательный Стандарт ДОО.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 202.