Теоретические основы развития диалогической речи старших дошкольников в процессе беседы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

1. Теоретические основы развития диалогической речи старших дошкольников в процессе беседы…………………………………………….

1.1 Понятие диалогической речи у детей дошкольного возрастав

психолого – педагогической литературы…………………...……………7

1.2  Особенности развития диалогической речи в старшем

дошкольном возрасте……………………………………………………

1.3 Обучение детей старшего дошкольного возраста диалогической речи…………………………………….

1.4Беседа как метод развития диалогической речи в старшем

дошкольном возрасте……………………………………………………

2. Практическая работа по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через использование метода беседы в МБОДУ___________________………………

2.1 Изучение практического опыта работы воспитателяпо развитию

диалогической речи детей старшего дошкольного возраста…………

2.2 Разработка и апробация занятий по развитию речи с

использованием метода беседы в процессе развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста и подборка рекомендаций для

воспитателей ДОО по проведению беседы с детьми старшего

дошкольного возраста. ………

Заключение……………………………………………………………………

Список используемых источников…………………………………………

Приложения…………………………………………………………………….

 

Введение

 

Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми[29].

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста - важная и сложная тема в современной дошкольной педагогике. Именно в дошкольном возрасте активно развивается речь, складываются предпосылки для дальнейшего межличностного общения ребенка, накапливается словарный запас, воспитывается активность в словотворчестве, и в то же время закладываются основы правильного произношения слов и правописания, основы культуры речи.

Поэтому дошкольное детство - это наиболее благоприятное время для развития у ребенка правильной речи как письменной, так и устной. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Беседа - это организованная, целенаправленная разговор воспитателя с детьми по определенной теме, которая состоит из вопросов и ответов.

Беседа является эффективным словесным методом обучения, при правильном сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью детей играет большую роль в образовательно-воспитательной работе с детьми.

Посредством бесед дети целенаправленно усваивают сведения о конкретных предметах и явлениях, учатся словом передавать признаки предметов, действия с предметами.

Беседа также обогащает ребенка новыми знаниями или показывает знакомое в новом аспекте. Участвуя в беседе, ребенок учится концентрировать свое мнение на одном предмете, вспоминает то, что знает о нем, приучается логически мыслить.

Беседы активизируют детскую речь, способствуют развитию диалогической речи. Овладение навыками диалогической речи имеет важное значение для последующего обучения в школе.

Под влиянием бесед речь дошкольников становится точной, содержательной. В беседе активизируются нравственные и эстетические представления детей, сосредоточивается их внимание на ярких впечатлениях. Беседы, идейно направлены и богатые по содержанию, подводят детей к доступным для них суждениям, выводам.

Актуальность темы обусловила цель данной работы.

Объект исследования – процесс развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – беседа как средство развития диалогической речи старших дошкольников.

Цель - теоретическое обоснование и практическое применение метода беседы как средства развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть понятие диалогической речи в психолого – педагогической литературе.

2. Изучить особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

3. Рассмотреть беседу как метод развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

4. Проанализировать практический опыт работы воспитателя по использованию метода беседы в развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

5. Разработать и провести занятия по развитию речи с использованием метода беседы в развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

6. Составить рекомендации для воспитателей ДОО по проведению беседы с детьми старшего дошкольного возраста.

Методологическую основу работы составляют основополагающие исследования в области психологии и педагогики по развитию речи Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева. Л.В. Щерба, А.А. Пешковского, А.Н. Гвоздева, В.В. Виноградова, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флёриной, Ф.А. Сохина, А.М. Леушиной, М.М. Кониной и др., раскрывающие особенности решения задач речевого развития дошкольников.

Методы исследования:

- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы по вопросам развития диалогической речи у детей, формулирование выводов по теме исследования, составление библиографии;

- эмпирические: наблюдение, беседа;

- интерпретационные: структурный метод.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучение и систематизация материала по использованию метода беседы в развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные конспекты занятий и рекомендаций по проведению беседы могут быть использованы воспитателями ДОО в развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

База исследования: МДОБУ №29 «Серебряное копытце».

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

 

Развития речи в дошкольном

 

Развитие речи свои особенности.

дошкольного должен того, каждый легко и вступал в со взрослыми и . Нужно детей словами просьбы, словами на взрослых. и охотнее в общение с те дети, с раннего воспитывались в учреждении (, сад).[20]

В работе с старшего возраста большое уделяет ответов ; он приучает их как в краткой, так и в форме, не от содержания . Необходимо детей участвовать в на занятии: только , когда воспитатель, высказывания товарищей.

5 - 6 лет следует более отвечать на вопросы; они научиться в распространенном краткие своих .

Обучение умению диалог, в беседе сочетается с навыков поведения: слушать , кто говорит, не , не перебивать .

Однако (воспитателям и ) следует , что для ребенка возраста значение овладение речью - условием социального ребенка.диалог ребенку входить в как со взрослыми, так и со . Дети больших в развитии речи в социального , которое , что окружающие их (в первую семья) к ним с чувством и уважения, а когда считаются с , чутко к его мнению, , потребностям и т.д., взрослые не говорят , но и умеют своего , занимая тактичного .

Если пяти-шести жизни занимающегося делами , он доступными ему (гудением, ) старается его внимание. В два речь становится средством с близкими , он для них «приятный ».

В три года становится общения сверстниками. изучение , как реагирует дошкольник года) на человека: установить ? выжидает? не на общение? - следующее. незнакомый не обращается к или выражает расположение мимикой и , то лишь 2% пытаются с ним в контакт. , на активное откликается уже восьмой этого . [20]

То же сказать и о детей.его «взлета» (в разнообразия общения и средств) - год жизни. В дошкольном наблюдается спад: мотивов и простота их выражения.

считают, что (благоприятным в восприимчивости) развития является 2-5 лет. А как непосредственно школой мы ребенку родной и функции (навыки , умение изложить, что , над чем размышляет, о чем )? Насколько является то, учили на занятиях, т.е. «качество» их высказываний и речевой ? Ответить на эти можно речь среднего и дошкольного .

Для устной как монологической, так и , характерны и простота предложений, соединения, непосредственность, и образная изложения: ть поговорками, .[24]

Необходимо у детей строить (спросить, , объяснить, , подать , поддержать); при этом языковыми в соответствии с .

Для этого беседы на различные , связa с жизнью в семье, саду, с его с друзьями и , его интересами и . Именно в развивается выслушать , задать , ответить в от окружающего . Важно развивать использовать и правила этикета, что , для воспитания речевого . Самое , все навыки и , которые в процесс е речи, ребенку и для монологической .

Воспитатели сада свои на то, чтобы детей содержательной и для окружающих и речевое проходило в , отвечающих , предъявляемым к человека в .

Содержательность зависит от жизни . Запас наблюдений, , переживаний, при воспитанной в речевом обогащает речь.

содержательности детей, не забывать о том, что они любят словами и , но это хорошо на месте и в время. речи, как ясной , достигается говорить с полнотой и . Работа над и понятностью речи - это в то же работа над мышления и расширением его .

Требования в части диалогической в основном к тому, научить пользоваться необходимыми устной , как вопрос, , краткое , развернутый .

Эти требования главным на занятиях. В то же для развития речи с занятиями значение речевое детей с другом и с в повседневной .

Начиная с года , можно дифференцированное, в от ситуации и высказывания, языковых . Так, высказываясь о природы, в 3-7 раз чаще, чем при явлений жизни, прилагательными и . В высказываниях по знакомых, явлений жизни в 2-2, 5 раза глаголов. В о природе их (11-16%).

дифференцированно используют строй . Наиболее для включения в сложных ситуация, где партнеру по или взрослому разъяснить, его, доказать.число предложений в рассказах по сюжетной (17-20%) [9]

на пятом активность и в деятельности детям функций : общение со и друг с , умения выразить , сопровождать свои . Благодаря на пятом , как никогда в , высока активность.произносит в 180-210 в течение 30 игры. У большая объяснить другу то, что они и знают - 40% от числа возникновения . В этих дети так много предложений, не услышишь от них на очень в познавательном занятиях по языку. строй (в смысле использования , прилагательных, ) при этом не , чем на занятиях.

До лет у детей случаи отношений речью и действиями. легко то, что видит, о том, что собирается или уже сделал, но во время собственных . На пятом желание и подтвердить свою усиливается. Так, старше 4, 5 лет речью в каждое (бытовое, ) действие. Но в от ситуации высказывания в этих на 90% состоят из предложений.отражение в громкий важно тем, что это из этапов умственных .[16]

Таким , речевую детей не во время , но и разных деятельности с успехом для закрепления навыков и мышления.

в процессе общения употребляют в форме наклонения и . Но уже к середине во 2-й младшей , а особенно в в их речи исчезают типа:« !», «Играть!». друг к , дети все используют императива: « играть! вместе гараж!». формы в себе к совместной , элементы ее и планирования. Они , когда обращается к по поводу , характеризует , состояния. О дети в форме приказа: «!», «Сядь!».

к пяти в высказываниях число , обозначающих и переживания, а существительных те, характеризуют облик («чистюля», «»). [13]

Нравственный разнообразится за счет и существительных. наречия и довольно . Они характеризуют правил и поведение (, плохо-хорошо). Это , что правила , общения в младшем возрасте, а в 5 лет регулятором детей.

и прилагательные, служат для действий, (дружно, , без спросу, , верный и др.) встречаются и в , и в повседневном детей. уже в средней наряду с общественного у детей формировать и словарь.

У воспитанников групп в высказываниях возрастает пос пятым жизни глаголов. При условиях, , если любят со взрослыми или рассматривать , картинки, это совершенствовать речью. И не только в том, что глагола, как части , легко другие речи, что усложняет строй. С глаголов нередко поступки, свое к людям. (, из рассказа о : «Он не забывает, какие и газеты . Доставляет их в погоду.надо , помогать ».) [14]

5 - 6 лет, которые в высказываниях достаточное глаголов, домысливают , т.е. выделяют связи, оценочные .

Можно , что в самостоятельных детей 6 лет, по с воспитанниками групп, не меняется ни состав, ни сформированности связной . Если же 5 -6 лет пытаются о рассказать , соподчиненность может , мысль вставкой-перечислением. Так, услышать: « пограничники в дозоре с ». Далее перечисляет, что сосны, ели, столбы. неожиданно словами: « довольны, что подарил им ».

В старшей и группах активность во время игр и видов деятельности (в 2-3 раза) . Причину некоторые [18] искать в в этот переходе речи во . Само по снижение активности и не считать явлением. Но в группе в со средней в 1, 9 (с 40 процентов) случаи чего-либо , когда наиболее в грамматическом и совершенна в . Среди самостоятельных в играх распоряжения, . Они, как и сами действия, высказываниями, по грамматическому . Названия излишне заменяются , много и модальных . Все это придает ситуативный . Оценка , событий с помощью используемых («хорошо-плохо») и «хороший» - «» [4]

Диалогическую дети в усваивают легко, так как слышат ее в .

Кроме кратких , вызываемых , воспитатель разговоры, он планирует как прием.организуемые разговоры быть (в случае отставания, характера и ) и коллективными. отметить значение разговоров, в и средней . Они помогают детей, их поведение. спрашивает, , куда дети , что делали на или в уголке . В такай особенно вовлекать детей обращения к ним вопросам, .

Для формирования, разговорной , используется, словесных . При этом воспитатель образец просьбы, предлагает его повторить, , запомнил ли он . Эти поручения закреплению вежливой .

Для развития форм собеседования организует рассматривание , детских , книг. к собеседованию на тему небольшие воспитателя. рассказы в памяти аналогичные , активизируют их и оценки.

эффективный - объединение разных , организация другой . Гости об игрушках хозяев, о и т.д.

В старших применяются те же , но усложняется разговоров поручений и . Больше уделяется общения со, правилам поведения в местах. В разговорах предлагается , поправить , переспросить или собеседника. основные формирования речи в повседневной . Важно такие , в которых должен что-то воспитателю или (ошибку в товарища, игры), в чем-то , что-либо им.

Необходимо детей вопросы и отвечать на них (" бы это сделал ?", "Как помочь?" и др.).на вопросы, при обсуждении и бытовых , дети давать ответы. следует не только сторону , но и его речевое . [9]

речь - простая устной : она поддерживается ; ситуативна и эмоциональна, разговаривающие воспринимают друг друга, с помощью различных выразительных средств: жестов, взглядов, мимики, интонации и др. Разговаривающим обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: используются незаконченные предложения, восклицания, междометия; она состоит из вопросов и ответов, реплик и кратких, обобщений. В психологии, раскрывается разница между обычным диалогом и беседой. Беседа своеобразный диалог, направляемый определенной темой. Цель беседы - обсудить, выяснить какой-то вопрос. Для ведения беседы нужна предварительная подготовка участвующих лиц, в ней больше развернутых обращений. Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не сможет стать cpедством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Для ребенка 2-го и 3-го года характерна легкая отвлекаемость от содержания разговора.

Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает разговоры, которые он планирует как педагогический прием. Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения к ним, подсказывающим вопросом, поощрением. Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. При этом малышам воспитатель даёт образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку его повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.

В старших группах применяются те же приемы, но усложняется тематика разговоров, содержание поручений и рассказов. Больше внимания уделяется навыкам общения со взрослыми, правилам речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить иди расспросить собеседника.

Таким образом, речевые навыки дошкольников требуют целенаправленного систематического развития, при этом необходимо учитывать возрастные особенности развития диалогической речи.

 

Выводы по 1 главе

 

Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.

Речевое развитие дошкольника является одной из приоритетных задач ФГОС дошкольного образования. ФГОС ДО «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших. Согласно ФГОС ДОодним из компанентов речевого развития является развитие связной, грамматически правильной диалогической (разговорной) речи[29].

Процесс развития диалогической речи дошкольников достигнет более высокого уровня если использовать беседу как средство развития.

Беседа является эффективным словесным методом обучения, при правильном сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью детей играет большую роль в образовательно-воспитательной работе с детьми.

Беседы активизируют детскую речь, способствуют развитию диалогической речи. Овладение навыками диалогической речи имеет важное значение для последующего обучения в школе. Воспитатель учит детей в ходе бесед правильно применять грамматические формы слов, четко произносить слова, правильно ставить ударения, обогащает и активизирует их словарь. Беседы, идейно направлены и богатые по содержанию, подводят детей к доступным для них суждениям, выводам.

Ребенок на ярких примерах полнее осознает и эмоционально переживает свое отношение к окружающему. Опираясь на знания, ребенок обдумывает свое поведение, оценивает поступки. В условиях детского сада беседа используется как важное средство коллективного общения детей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

1. Теоретические основы развития диалогической речи старших дошкольников в процессе беседы…………………………………………….

1.1 Понятие диалогической речи у детей дошкольного возрастав

психолого – педагогической литературы…………………...……………7

1.2  Особенности развития диалогической речи в старшем

дошкольном возрасте……………………………………………………

1.3 Обучение детей старшего дошкольного возраста диалогической речи…………………………………….

1.4Беседа как метод развития диалогической речи в старшем

дошкольном возрасте……………………………………………………

2. Практическая работа по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через использование метода беседы в МБОДУ___________________………………

2.1 Изучение практического опыта работы воспитателяпо развитию

диалогической речи детей старшего дошкольного возраста…………

2.2 Разработка и апробация занятий по развитию речи с

использованием метода беседы в процессе развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста и подборка рекомендаций для

воспитателей ДОО по проведению беседы с детьми старшего

дошкольного возраста. ………

Заключение……………………………………………………………………

Список используемых источников…………………………………………

Приложения…………………………………………………………………….

 

Введение

 

Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми[29].

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста - важная и сложная тема в современной дошкольной педагогике. Именно в дошкольном возрасте активно развивается речь, складываются предпосылки для дальнейшего межличностного общения ребенка, накапливается словарный запас, воспитывается активность в словотворчестве, и в то же время закладываются основы правильного произношения слов и правописания, основы культуры речи.

Поэтому дошкольное детство - это наиболее благоприятное время для развития у ребенка правильной речи как письменной, так и устной. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Беседа - это организованная, целенаправленная разговор воспитателя с детьми по определенной теме, которая состоит из вопросов и ответов.

Беседа является эффективным словесным методом обучения, при правильном сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью детей играет большую роль в образовательно-воспитательной работе с детьми.

Посредством бесед дети целенаправленно усваивают сведения о конкретных предметах и явлениях, учатся словом передавать признаки предметов, действия с предметами.

Беседа также обогащает ребенка новыми знаниями или показывает знакомое в новом аспекте. Участвуя в беседе, ребенок учится концентрировать свое мнение на одном предмете, вспоминает то, что знает о нем, приучается логически мыслить.

Беседы активизируют детскую речь, способствуют развитию диалогической речи. Овладение навыками диалогической речи имеет важное значение для последующего обучения в школе.

Под влиянием бесед речь дошкольников становится точной, содержательной. В беседе активизируются нравственные и эстетические представления детей, сосредоточивается их внимание на ярких впечатлениях. Беседы, идейно направлены и богатые по содержанию, подводят детей к доступным для них суждениям, выводам.

Актуальность темы обусловила цель данной работы.

Объект исследования – процесс развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – беседа как средство развития диалогической речи старших дошкольников.

Цель - теоретическое обоснование и практическое применение метода беседы как средства развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть понятие диалогической речи в психолого – педагогической литературе.

2. Изучить особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

3. Рассмотреть беседу как метод развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

4. Проанализировать практический опыт работы воспитателя по использованию метода беседы в развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

5. Разработать и провести занятия по развитию речи с использованием метода беседы в развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

6. Составить рекомендации для воспитателей ДОО по проведению беседы с детьми старшего дошкольного возраста.

Методологическую основу работы составляют основополагающие исследования в области психологии и педагогики по развитию речи Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева. Л.В. Щерба, А.А. Пешковского, А.Н. Гвоздева, В.В. Виноградова, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флёриной, Ф.А. Сохина, А.М. Леушиной, М.М. Кониной и др., раскрывающие особенности решения задач речевого развития дошкольников.

Методы исследования:

- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы по вопросам развития диалогической речи у детей, формулирование выводов по теме исследования, составление библиографии;

- эмпирические: наблюдение, беседа;

- интерпретационные: структурный метод.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучение и систематизация материала по использованию метода беседы в развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные конспекты занятий и рекомендаций по проведению беседы могут быть использованы воспитателями ДОО в развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

База исследования: МДОБУ №29 «Серебряное копытце».

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

 

Теоретические основы развития диалогической речи старших дошкольников в процессе беседы

Дата: 2019-05-28, просмотров: 205.