Психолого – педагогической литературы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исследователь Т.Г. Винокур определяет диалог с точки зрения специфики языка как «…особую, функционально-стилистическую форму речевого общения, которой свойственны: наличие двух или нескольких участников, обменивающихся речью; более или менее быстрый темп речи, когда каждый компонент ее является репликой; сравнительная краткость реплик; лаконичность и эллиптичность построений внутри реплик». [5]

В Ушаковой О.С. « речи » описаны приемы диалогической детей.считает, что «… речь в степени и контекстна, она свернута и (в ней многое благодаря ситуации собеседниками). речь , реактивна, организована. роль играют и шаблоны, реплики и сочетания . Таким , диалогическая более , чем другие речи». [26]

, что диалогическая речи в раннем неотделима в существенных от деятельности , Д.Б. Эльконин: «На основе речи активное грамматическим родного » [24]. Анализируя усвоения грамматического родного , он отмечал, что «в диалогической речь приобретает характер и выражать отношения» [24].

В пособии А.М. «Методика речи » рассматриваются вопросы разговорной () речи: детей и понимать к ним речь, разговор, на вопросы и . Уровень разговорной зависит от словаря и от того, он овладел строем . Разговорная как речь с предполагает умение вести во время , быть , сдержанным.влияет на детских , поощряет узнавать у друга новое. должен детям, что расспрашивать об их труде, и т.д., можно узнать интересного. [4]

А.М. было , что у одних и тех же их речь быть то ситуативной, то контекстной в от задач и общения. было , что ситуативность не является возрастной , характерной для дошкольного , и что даже у маленьких при определенных общения и проявляется речь. с тем было , что на протяжении возраста снижаются ситуативности и черты в речи , даже при и в условиях, ситуативные речи. На своих А.М. Леушина к заключению, что речь первичной речи . [17]

Многие считают: вести нужно (В.И. Яшина, А.А. , Н.М. Юрьева и др.). В формах - не просто ситуативный ; это богатая произвольная речь, вид взаимодействия, ое общение. [24]

В возрасте в диалог взрослый. к малышу с , побуждениями, , он тем самым откликается на его и жесты, «» диалог (Е.И. ), интерпретируя, «», распространяя ситуативные своего собеседника, их до полной .

Диалогу «коллективный » (Ж. Пиаже) - общение, каждый активно в присутствии , но не отвечает на его , не замечая с его стороны на высказывания.

Т.И. считает, что социально для дошкольников диалогическая общения.является средой личности. или дефицит общения к различного искажениям развития, проблем с окружающими , появлению сложностей в адаптироваться в жизненных .[11, ]

Колодяжная Т.П., Л.А. подчеркивают, что в детстве развивать форму . На протяжении дошкольного необходимо у детей строить (спрашивать, , объяснять, , подавать ). Для этого использовать с детьми на разнообразные , связанные с ребенка в , детском , с его отношениями с и взрослыми, его и впечатлениями.развивать слушать , задавать и отвечать в от контекста. [14]

Также в описываются посвященные развития речи ученых, как Л.С. , С.Л. Рубинштейн. Они , что в овладении , ребенок от части к : от слова к двух или слов, - к простой , еще позже - к предложениям.этапом связная , состоящая из ряда предложений.[24]

связной речью - из главных речевого дошкольников. Ее решение от многих (речевой , социального , семейного , индивидуальных личности, активности и т.п.), которые учитывать в целенаправленного воспитания.

В детстве овладевает всего речью, имеет особенности, в использовании средств, в разговорной .

Диалогическая представляет особенно проявление функции . Ученые диалог естественной языкового , классической речевого .

Главной диалога чередование одного с прослушиванием и говорением . Важно, что в собеседники знают, о чем речь, и не в развертывании и высказывания. диалогическая протекает в ситуации и жестами, , интонацией. и языковое диалога. в нем может неполной, , иногда .

Для диалога : разговорная и фразеология; , недоговоренность, ; простые и бессоюзные ; кратковременное обдумывание.

диалога двумя . Диалогическая отличается , реактивностью. важно , что для диалога использование и клише, стереотипов, формул , привычных, употребляемых и как бы к определенным положениям и разговора (Л.П. ). Речевые облегчают диалога. речь не только , но и внешними (ситуация, в происходит , реплики ). Развитие речи важно в методике детей языку. В обучения речи предпосылки для повествование, . Связная может ситуативной и . Ситуативная связана с наглядной и не отражает содержания в речевых . Она понятна при учете той , о которой . Говорящий использует , мимику, местоимения. В речи в от ситуативной ее понятно из контекста.контекстной состоит в том, что требуется высказывания без конкретной , с опорой на языковые .

В большинстве ситуативная имеет разговора, а речь - монолога. Но, как Д.Б. Эльконин, отождествлять речь с , а контекстную - с . [24]

форма , являющаяся , естественной языкового , состоит из высказываниями, для характерны , ответ, , пояснения, , реплики. При особую играют , жесты, , которые изменять слова. также условия, и цели общения.

характеризуется высказываний или нескольких на одну , связанную с ситуацией. В представлены все повествовательных (, утверждение), (просьба, ), вопросительных () предложений с синтаксической , используются и междометия, усиливаются , мимикой, .

В спонтанном репликам не сложные в них встречаются сокращения, формообразования и словообразования, а нарушения норм.с тем именно в диалога учится своего , у него умение за логикой высказывания, т. е. в происходит и развитие монологической .

Полноценное родным , развитие способностей как стержень формирования ребенка-дошкольника. Оно большие для решения задач , эстетического и воспитания ,

Особенно тесная речевого и развития выступает в связной , т. е. речи , логичной, , организованной. связно о чём-нибудь, ясно объект (предмет, ), уметь , отбирать свойства и ; устанавливать отношения (, временные) предметами и . Кроме , необходимо подбирать подходящие для данной , слова; строить и сложные и связывать их способами .

В формировании речи, выступает и речевого и аспекта. высказывание , насколько владеет, родного , его грамматическим , и одновременно уровень , эстетического, развития .

Каждая в реплика диалога не законченного , но все они воспринимаются в « единстве». В связной часто неполные , пропущенные которых говорящими из речи, и часто полные стандартной (штампы) стиля.

образом, диалогической играет роль в речевого ребенка и центральное в общей работы по речи в саду. диалогу рассматривать и как , и как средство овладения . Освоение сторон является условием диалогической , и в то же время диалогической способствует использованию отдельных и синтаксических . Связная вбирает в все достижения в овладении языком, его строем, составом, строем.

 

Развития речи в дошкольном

 

Развитие речи свои особенности.

дошкольного должен того, каждый легко и вступал в со взрослыми и . Нужно детей словами просьбы, словами на взрослых. и охотнее в общение с те дети, с раннего воспитывались в учреждении (, сад).[20]

В работе с старшего возраста большое уделяет ответов ; он приучает их как в краткой, так и в форме, не от содержания . Необходимо детей участвовать в на занятии: только , когда воспитатель, высказывания товарищей.

5 - 6 лет следует более отвечать на вопросы; они научиться в распространенном краткие своих .

Обучение умению диалог, в беседе сочетается с навыков поведения: слушать , кто говорит, не , не перебивать .

Однако (воспитателям и ) следует , что для ребенка возраста значение овладение речью - условием социального ребенка.диалог ребенку входить в как со взрослыми, так и со . Дети больших в развитии речи в социального , которое , что окружающие их (в первую семья) к ним с чувством и уважения, а когда считаются с , чутко к его мнению, , потребностям и т.д., взрослые не говорят , но и умеют своего , занимая тактичного .

Если пяти-шести жизни занимающегося делами , он доступными ему (гудением, ) старается его внимание. В два речь становится средством с близкими , он для них «приятный ».

В три года становится общения сверстниками. изучение , как реагирует дошкольник года) на человека: установить ? выжидает? не на общение? - следующее. незнакомый не обращается к или выражает расположение мимикой и , то лишь 2% пытаются с ним в контакт. , на активное откликается уже восьмой этого . [20]

То же сказать и о детей.его «взлета» (в разнообразия общения и средств) - год жизни. В дошкольном наблюдается спад: мотивов и простота их выражения.

считают, что (благоприятным в восприимчивости) развития является 2-5 лет. А как непосредственно школой мы ребенку родной и функции (навыки , умение изложить, что , над чем размышляет, о чем )? Насколько является то, учили на занятиях, т.е. «качество» их высказываний и речевой ? Ответить на эти можно речь среднего и дошкольного .

Для устной как монологической, так и , характерны и простота предложений, соединения, непосредственность, и образная изложения: ть поговорками, .[24]

Необходимо у детей строить (спросить, , объяснить, , подать , поддержать); при этом языковыми в соответствии с .

Для этого беседы на различные , связa с жизнью в семье, саду, с его с друзьями и , его интересами и . Именно в развивается выслушать , задать , ответить в от окружающего . Важно развивать использовать и правила этикета, что , для воспитания речевого . Самое , все навыки и , которые в процесс е речи, ребенку и для монологической .

Воспитатели сада свои на то, чтобы детей содержательной и для окружающих и речевое проходило в , отвечающих , предъявляемым к человека в .

Содержательность зависит от жизни . Запас наблюдений, , переживаний, при воспитанной в речевом обогащает речь.

содержательности детей, не забывать о том, что они любят словами и , но это хорошо на месте и в время. речи, как ясной , достигается говорить с полнотой и . Работа над и понятностью речи - это в то же работа над мышления и расширением его .

Требования в части диалогической в основном к тому, научить пользоваться необходимыми устной , как вопрос, , краткое , развернутый .

Эти требования главным на занятиях. В то же для развития речи с занятиями значение речевое детей с другом и с в повседневной .

Начиная с года , можно дифференцированное, в от ситуации и высказывания, языковых . Так, высказываясь о природы, в 3-7 раз чаще, чем при явлений жизни, прилагательными и . В высказываниях по знакомых, явлений жизни в 2-2, 5 раза глаголов. В о природе их (11-16%).

дифференцированно используют строй . Наиболее для включения в сложных ситуация, где партнеру по или взрослому разъяснить, его, доказать.число предложений в рассказах по сюжетной (17-20%) [9]

на пятом активность и в деятельности детям функций : общение со и друг с , умения выразить , сопровождать свои . Благодаря на пятом , как никогда в , высока активность.произносит в 180-210 в течение 30 игры. У большая объяснить другу то, что они и знают - 40% от числа возникновения . В этих дети так много предложений, не услышишь от них на очень в познавательном занятиях по языку. строй (в смысле использования , прилагательных, ) при этом не , чем на занятиях.

До лет у детей случаи отношений речью и действиями. легко то, что видит, о том, что собирается или уже сделал, но во время собственных . На пятом желание и подтвердить свою усиливается. Так, старше 4, 5 лет речью в каждое (бытовое, ) действие. Но в от ситуации высказывания в этих на 90% состоят из предложений.отражение в громкий важно тем, что это из этапов умственных .[16]

Таким , речевую детей не во время , но и разных деятельности с успехом для закрепления навыков и мышления.

в процессе общения употребляют в форме наклонения и . Но уже к середине во 2-й младшей , а особенно в в их речи исчезают типа:« !», «Играть!». друг к , дети все используют императива: « играть! вместе гараж!». формы в себе к совместной , элементы ее и планирования. Они , когда обращается к по поводу , характеризует , состояния. О дети в форме приказа: «!», «Сядь!».

к пяти в высказываниях число , обозначающих и переживания, а существительных те, характеризуют облик («чистюля», «»). [13]

Нравственный разнообразится за счет и существительных. наречия и довольно . Они характеризуют правил и поведение (, плохо-хорошо). Это , что правила , общения в младшем возрасте, а в 5 лет регулятором детей.

и прилагательные, служат для действий, (дружно, , без спросу, , верный и др.) встречаются и в , и в повседневном детей. уже в средней наряду с общественного у детей формировать и словарь.

У воспитанников групп в высказываниях возрастает пос пятым жизни глаголов. При условиях, , если любят со взрослыми или рассматривать , картинки, это совершенствовать речью. И не только в том, что глагола, как части , легко другие речи, что усложняет строй. С глаголов нередко поступки, свое к людям. (, из рассказа о : «Он не забывает, какие и газеты . Доставляет их в погоду.надо , помогать ».) [14]

5 - 6 лет, которые в высказываниях достаточное глаголов, домысливают , т.е. выделяют связи, оценочные .

Можно , что в самостоятельных детей 6 лет, по с воспитанниками групп, не меняется ни состав, ни сформированности связной . Если же 5 -6 лет пытаются о рассказать , соподчиненность может , мысль вставкой-перечислением. Так, услышать: « пограничники в дозоре с ». Далее перечисляет, что сосны, ели, столбы. неожиданно словами: « довольны, что подарил им ».

В старшей и группах активность во время игр и видов деятельности (в 2-3 раза) . Причину некоторые [18] искать в в этот переходе речи во . Само по снижение активности и не считать явлением. Но в группе в со средней в 1, 9 (с 40 процентов) случаи чего-либо , когда наиболее в грамматическом и совершенна в . Среди самостоятельных в играх распоряжения, . Они, как и сами действия, высказываниями, по грамматическому . Названия излишне заменяются , много и модальных . Все это придает ситуативный . Оценка , событий с помощью используемых («хорошо-плохо») и «хороший» - «» [4]

Диалогическую дети в усваивают легко, так как слышат ее в .

Кроме кратких , вызываемых , воспитатель разговоры, он планирует как прием.организуемые разговоры быть (в случае отставания, характера и ) и коллективными. отметить значение разговоров, в и средней . Они помогают детей, их поведение. спрашивает, , куда дети , что делали на или в уголке . В такай особенно вовлекать детей обращения к ним вопросам, .

Для формирования, разговорной , используется, словесных . При этом воспитатель образец просьбы, предлагает его повторить, , запомнил ли он . Эти поручения закреплению вежливой .

Для развития форм собеседования организует рассматривание , детских , книг. к собеседованию на тему небольшие воспитателя. рассказы в памяти аналогичные , активизируют их и оценки.

эффективный - объединение разных , организация другой . Гости об игрушках хозяев, о и т.д.

В старших применяются те же , но усложняется разговоров поручений и . Больше уделяется общения со, правилам поведения в местах. В разговорах предлагается , поправить , переспросить или собеседника. основные формирования речи в повседневной . Важно такие , в которых должен что-то воспитателю или (ошибку в товарища, игры), в чем-то , что-либо им.

Необходимо детей вопросы и отвечать на них (" бы это сделал ?", "Как помочь?" и др.).на вопросы, при обсуждении и бытовых , дети давать ответы. следует не только сторону , но и его речевое . [9]

речь - простая устной : она поддерживается ; ситуативна и эмоциональна, разговаривающие воспринимают друг друга, с помощью различных выразительных средств: жестов, взглядов, мимики, интонации и др. Разговаривающим обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: используются незаконченные предложения, восклицания, междометия; она состоит из вопросов и ответов, реплик и кратких, обобщений. В психологии, раскрывается разница между обычным диалогом и беседой. Беседа своеобразный диалог, направляемый определенной темой. Цель беседы - обсудить, выяснить какой-то вопрос. Для ведения беседы нужна предварительная подготовка участвующих лиц, в ней больше развернутых обращений. Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не сможет стать cpедством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Для ребенка 2-го и 3-го года характерна легкая отвлекаемость от содержания разговора.

Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает разговоры, которые он планирует как педагогический прием. Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения к ним, подсказывающим вопросом, поощрением. Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. При этом малышам воспитатель даёт образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку его повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.

В старших группах применяются те же приемы, но усложняется тематика разговоров, содержание поручений и рассказов. Больше внимания уделяется навыкам общения со взрослыми, правилам речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить иди расспросить собеседника.

Таким образом, речевые навыки дошкольников требуют целенаправленного систематического развития, при этом необходимо учитывать возрастные особенности развития диалогической речи.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 193.