Изучение практического опыта работы воспитателя по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Так как овладение диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников, ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Именно поэтому в ходе написания практической части выпускной квалификационной работы нами был изучен практический опыт работы воспитателя по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Практическая работа по развитию диалогической речи детейстаршего дошкольного возраста через использование метода беседы была реализована нами во время прохождения государственной практики на базе МДОБУ № 29 «Серебряное копытце». Дошкольное учреждение работает по образовтельной программе «Детство». Возрастная группа: старшая (5-6 лет).Количество детей - 15 человек.

Практика проходила под руководством воспитателя высшей квалификационной категории: Ирины Сергеевны Ганиной.

Беседа происходит вне занятия в свободной деятельности детей. При проведении беседы Ирина Сергеевна использует вопросы как репродуктивные, так и аналитические (поисковые).

Тема беседы: «Что такое книга? Где живут книги».

-Ребята, давайте поговорим о книге. Как вы думаете, что такое книга?

-Расскажите, о чем же нам может рассказать книга?

-Ребята , а где дома вы храните свои книги?

-Представьте, если книг очень, очень много. Где же нам их сохранить?

-Ребята, а кто ни будь из вас был в библиотеке?

-Что же это такое библиотека?

-Скажите, а кто работает в библиотеке?

-Как называется это профессия?

-Ребята, в библиотеке есть два зала, в одном можно выбрать книгу забрав её домой на время. Этот зал называется абонемент. А другой - читальный. Как вы думаете почему?

-В зале библиотеке надо соблюдать правила поведения. Как вы думаете, какие это правила?

-Ребята, а если случайно вы увидели книжку с порванной страницей, как вы думаете, как ей помочь?

Количество вопросов по данной теме 11. Вопросы были конкретные, четко сформулированы.В ходе беседы Ирина Сергеевна учитывала возрастные особенности детей, а также уровень их развития. Темп беседы выбран оптимальный. Дети были довольно активны , чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в беседе.

По мнению Ирины Сергеевны, диалогическая речь-это речь обусловленная ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Диалогическая речь не только более высокая форма речевого развития, но и исторически первая.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Так как беседа является одним из видов формирования диалогической речи дошкольников, поэтому в дошкольном учреждении воспитатель старшей группы уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду, воспитывает у детей правильное отношение к окружающему, приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы, а также учит просто и понятно излагать свои мысли. Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.

Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. п.).

Беседы на бытовые темы, используемые воспитателем старшей группы касаются тех явлений быта, которые дети наблюдают и в которых сами участвуют. В беседах дети сообщают, с кем они живут дома, как зовут членов семьи и где они работают, что они делают дома, как отдыхают; рассказывают о своих играх, занятиях и развлечениях дома, о посильной помощи взрослым; сравнивается обстановка дома и обстановка в детском саду.

Для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста Ирина Сергеевна в своей деятельности использует беседы о труде взрослых, которые помогают детям осознать смысл деятельности сотрудников детского сада, создающих удобства и благополучие для всех детей.

При подборе программного материала для бесед воспитатель учитывает личный опыт детей группы, запас их представлений и знаний, так как по мнению воспитателя «…дети могут принимать активное участие в беседе в том случае, когда у них есть некоторые более или менее ясные и разнообразные представления о предмете беседы. Нельзя ребенка допускать описывать то, судить о том, о чем, у него нет достаточных, им вполне и ясно усвоенных данных...»

В ходе беседы вопросы Ирины Сергеевны, которые являются основным методическим приемом на этом занятии, раскрывают содержание намеченной темы и, направляя мысль детей, учат их правильно отвечать. Ирина Сергеевна продумывает содержание и формулировку своих вопросов, чтобы они были понятны всем детям. Своими вопросами она направляет мысль детей на существенные, характерные признаки и явления.

Для уточнения представлений детей или для того, чтобы дать наглядный образ неизвестного им объекта, Ирина Сергеевна использует наглядный материал: картину, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую активность. Их высказывания в этом случае непосредственно опираются на ощущения и восприятия. Примеры :

- Что изображено на картине? (дети рассматривают картину и воспроизводят то, что на ней изображено);

- Максим потрогай руку Ани и скажи какая она (мягкая, теплая).

При проведении беседы Ирина Сергеевна стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками. Для этого соблюдает следующие правила: ставит вопрос всей группе, затем вызывает одного ребенка для ответа. Воспитатель никогда не спрашивает детей в том порядке, в каком они сидят, так как по ее мнению это приводит к тому, что часть детей перестает работать: неинтересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко.

Такая форма разговора соответствует детским интересам и служит прекрасным средством активизации диалогической речи детей.

На основании анализа опыта работы воспитателя старшей группы «Мишутка» нами были подготовлены конспекты занятий по развитию речи с использованием метода беседы в процессе развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 385.