Исследование пересечения аудиторий радиостанций показывает, что среди слушателей «Радио 7 на семи холмах» 31,1% слушают «Русское радио» ; 27,1 % - «Европу плюс»; 20,9% - «Авторадио» ; 19,8% - «Серебряный дождь» (среди слушателей этой станции 42,0% слушают также «Радио 7 на семи холмах»).
По данным GALLUP MEDIA (октябрь 2009 г.). :
- еженедельная аудитория в Москве;
- население в возрасте 12 лет и старше.
Радио в целом слушают 89,6%, среди них - 21,5% слушают «Радио 7 на семи холмах». Это та же пятая позиция в списке (очевидно, также с учетом трансляции «Радио России» и «Маяка»), реально - то же третье место (после «Русского радио» и «Европы плюс»).[50]
Таким образом, по данным опросов, эту станцию слушает та аудитория, на которую она и ориентирована.
Таким образом, проведя анализ слушательской аудитории современных музыкальных радиостанций Москвы, можно сделать следующие выводы.
Вышеперечисленные радиостанции - это негосударственные коммерческие музыкальные станции, более половины вещательного часа (в ночные часы - почти весь час) занимает музыка. По типологии она имеет общемировой, т.е. глобальный характер. Подавляющее большинство музыки (в среднем 80%, а на радио «Монте-Карло» -100%) - англоязычная (кроме «Русского радио») популярная музыка основных музыкальных жанров[51].
Звучащая в эфире русскоязычная музыка (как правило, две песни в час - кроме «Русского радио», где только русскоязычная музыка, и даже в равном соотношении, как на радио «Максимум») - это лишь «адресность»[52] станции, указывающая на то, что она работает в России.
Рассматриваемые радиостанции распределились по слушателям следующим образом (здесь и далее - по данным КОМКОН-Медиа, ежедневная аудитория, ноябрь-декабрь 2009 года и апрель 2010 года):
1. «Русское радио»-14,3% и 15,3%;
2. «Европа плюс»-9,6%и 11,4%;
3. «Радио 7 на семи холмах» - 7,7% и 7,9%;
4. «Максимум» - 5,9% и 5,8%;
5. "Серебряный дождь" - 3,6% и 4,6%;
6. «Динамит» - 4,0% и 4,5%;
7. «Монте-Карло» - 2,5% и 2,8%[53].
Рейтинг ежедневной аудитории в Москве сохраняет ту же расстановку станций по слушаемости (см. Приложение).
Анализ аудитории рассматриваемых радиостанций свидетельствует о том, что:
1) станции слушают в основном те, на кого они и ориентированы;
2) общую основу аудитории этих музыкальных станций (по данным КОМКОН-Медиа, согласно индексу соответствия) составляют слушатели с возрастным цензом в пределах 20-39 лет, то есть наиболее активная часть общества; при этом подавляющее большинство аудитории «Европы плюс», «Максимума» и «Динамита» - это слушатели в возрасте 12-24 лег, у «Серебряного дождя"»- 25-54 лет; у «Радио 7...» -25-39 лет, у «Русского радио -12-39 лет;
3) основное место прослушивания - дом, на второй позиции - машина (кроме «Серебряного дождя» где эти данные меняются местами) и на третьей - работа;
4) «Максимум» и «Серебряный дождь» больше слушают мужчины, остальные станции, особенно «Европу плюс» - женщины несколько больше, чем мужчины;
5) аудитории этих станций существенно пересекаются: более 35% слушателей
«Европы плюс» также слушают «Русское радио»;
«Радио 7...» - «Русское радио» и «Европу плюс»;
«Максимума» - «Русское радио» и «Европу плюс»;
«Серебряного дождя» - «Русское радио», «Европу плюс» и «Радио 7...»;
«Динамита» - «Русское радио» и «Европу плюс»;
«Монте-Карло» - «Русского радио», «Европу плюс» и «Максимум».
«Русское радио» ориентировано на самую широкую, массовую аудиторию, на среднестатистического слушателя. Реально основу его аудитории составляют (согласно индексу соответствия, дающему наиболее верное представление о составе аудитории) люди со средним и выше среднего материальным положением всех категорий по занятости (кроме пенсионеров) со средним образованием, 32,4% слушателей этой станции также слушают «Европу плюс».
«Европа плюс» ориентирована на молодых людей 20-30 лет со сложившимися жизненными и ценностными ориентирами. Реально основу ее аудитории составляют люди со средним и выше среднего материальным положением, учащаяся молодежь и неработающие среднего возраста с образованием ниже среднего. 43,6% слушателей этой станции также слушают «Русское радио».
«Радио 7 на семи холмах» ориентировано на консервативную аудиторию с образованием и доходом выше среднего и возрастным цензом 25-49 лет. Реально станция и имеет именно эту аудиторию, ее в основном слушают работающие люди с высшим образованием, материальным положением выше среднего и средним. 36,2% слушателей этой станции также слушают «Русское радио».
«Максимум» ориентирован на «прозападно» мыслящую молодежь 18-28 лет, претенциозную и с амбициями, с доходами и культурным уровнем выше среднего. Реально он и имеет практически такую аудиторию - в основном учащуюся молодежь с высокими доходами. 45,8% слушателей этой станции также слушают «Европу плюс».
«Серебряный дождь» ориентирован на высоко образованный средний класс с возрастным цензом 25-35 лет. Реально они составляют основу его аудитории. 40,8% слушателей этой станции также слушают «Европу плюс».
«Динамит» ориентирован на молодежь и взрослых людей с уже сформировавшимися музыкальными вкусами, на слушателей в возрасте 16 - 40 лет, ведущих активный образ жизни. Реально его слушает в основном учащаяся молодежь с материальным положением выше среднего. 49,2% слушателей этой станции также слушают «Европу плюс». Анализируя данные исследования аудитории станции за различные периоды (КОМЕОН-Медиа), можно сделать вывод о размытости аудитории, также о том, что она не сложилась.
«Монте-Карло» ориентировано на высокообеспеченных людей. Ввиду низкого рейтинга станции, ее аудитория детально не исследована. 44,8% слушателей этой станции также слушают «Европу плюс». Можно говорить о размытости аудитории «Монте-Карло», как и «Динамита».
Основу аудитории анализируемых станций (без учета индекса соответствия, по абсолютным данным в %) составляют работающие слушатели в возрасте 25 - 39 лет со средним материальным положением в семье (у «Серебряного дождя» этот показатель равен слушателям с высоким материальным положением) кроме «Европы плюс», «Максимума», «Динамита», где возрастной показатель - 12 - 39 лет. Среди них идет разделение по образованию: слушатели с высшим образованием доминируют у «Радио 7...» к «Серебряного дождя», в то время как со средним - у «Русского радио», «Европы плюс», «Максимума» и «Динамита».
Вторую позицию по возрасту занимают слушатели 40 - 54 лет, кроме слушателей «Европы плюс», «Максимума» и «Динамита» (12-19 лет). «Радио 7...» и «Серебряный дождь» практически в равной степени слушают следующие возрастные категории 12 -19 лет, 20 - 24 лет и 55 лет и старше (колебания в пределах 8,5 - 9,5% от состава аудитории).
Наиболее интересными и показательными являются следующие данные по возрастному составу аудитории (при делении ее на три значимые категории):
- «Русское радио» слушают 64,9% в возрасте 25 - 54 лет, 32,1 % в возрасте 12 - 24 лет, 3,0% в возрасте 55 лет и старше;
- «Европу плюс» слушают 55,9% в возрасте 25 - 54 лет, 41,6% в возрасте 12 - 24 лет, 2,4% в возрасте 55 лет и старше;
- «Радио 7 на семи холмах» слушают 66,8% в возрасте 25 - 54 лет, 20,3% в возрасте 12-24 лет, 12,9% в возрасте 55 лет и старше;
- «Максимум» слушают 41,7% в возрасте 25 - 54 лет, 54,8% в возрасте 12-24 лет, 3,4% в возрасте 55 лет и старше;
- «Серебряный дождь» слушают 79,6% в возрасте 25-54 лет, 14,4% в возрасте 12-24 лет, 5,9 в возрасте 55 лет и старше;
- «Динамит» слушают 40,8%) в возрасте 25 - 54 лет, 58,6% в возрасте 12 - 24 лет, 0,5% в возрасте 55 лети старше.
Таким образом, мы видим, что при общем доминировании среднего возраста среди слушателей всех радиостанций (25-39 лет), «Европа плюс», «Максимум» и «Динамит» имеют значительно более молодую аудиторию. Именно она менее сформирована в своих ценностных ориентирах и более подвержена любого вида влияниям, поэтому с точки зрения возможностей информационного и культуртрегерского воздействия и манипулирования сознанием является самой ценной и представляет собой основу формирующегося социума информационного общества.
Основным местом прослушивания радио является дом для слушателей радиостанций:
«Русское радио» (63%); «Европа плюс» (61%); «Радио 7...» (56%); «Максимум» (64%); «Динамит» (59%); машина для слушателей радиостанции «Серебряный дождь» (48%), дома (40%).
В машине слушают «Русское радио» (23%); «Европу плюс» (27%);
«Радио 7...» (28%); «Максимум» (28%); «Динамит» (29%).
Меньше всего слушают радио на работе (13% для всех станций, кроме «Русского радио» -14%).
По рейтингу слушательской аудитории радиостанция «Европа плюс» занимает ведущее место (см. Приложениие1).
Приведенные в дипломной работе данные опросов за ноябрь-декабрь 2009 года и апрель 2010 года в целом отражают реальную ситуацию по всем пунктам, т.к. в течение года колебания в оценках происходили в основном в пределах десятых долей процента.
Заключение
С появлением и становлением FM- вещания в России сформировалась качественно новая ситуация в радиовещании вообще и в национальном информационном пространстве в частности. Она характеризуется: резко возросшей независимостью СМИ от власти как таковой; пропорциональным уменьшением возможностей государства влиять на социум; внедрением новых (по сравнению с советским периодом) информационных технологий и приемов воздействия на обыденное сознание; расширением возможностей, отличных от государственных центров силы в проецировании своего влияния на общество; активном внедрении в него новых ценностных и мировоззренческих ориентации, представляющих собой универсалистские стереотипы (приоритет личности и ее интересов над государственными, абсолютная ценность свободы, прав человека, занимающих в иерархии современного обыденного сознания высшие позиции).[54]
Она влечет за собой дальнейшую радикальную трансформацию обыденного сознания социума (особенно актуальна для новых поколений, сформировавшихся вне контекста советского опыта общественно-политической жизни) в направлении универсализма; создает реальные предпосылки для формирования информационного общества в средней и долгосрочной перспективе; служит системообразующим элементом глобализационного процесса.
Она фиксирует и легитимизирует появление радикально нового общественного культуртрегера так же, как и нового инструмента политического влияния на общество, что по своей значимости и эффективности может быть приравнено к радикально новой для России политической технологии.
Для России это критически важно, поскольку, возможно, впервые за всю свою историю, она в состоянии осуществить революционный переход к единым новейшим общемировым ценностным, мировоззренческим, психологическим стандартам от ценностей общественно-корпоративных. Россия вступает на путь глобализации, который сегодня считается основным вектором развития и интеграции в новую общемировую политическую реальность[55].
Список литературы
1. Бенедиктова Т. С. Город как дискурс // Веста. Моск. ун-та. Серия 9. Филология. 2009. №3. С. 98-111.
2. Бернштейн С.И. Язык радио. М., 2007.
3. Бурикова И. С. Россия в процессе глобализации: pro et contra // Санкт-Петербург: из Будущего в Настоящее. Материалы научной конференции. 22-24 мая 2001 г. Часть 2. СПб., 2008. С. 61-62.
4. Вартанова Е. Л. Современная медиаструктура // Средства массовой информации в постсоветской России. М., 2007.
5. В диапазоне современности. Радиовещание 80-х годов в нашей стране и за рубежом. М., 2005.
6. Горяева Т.М. Радио России. - М.,Радио, 2009.
7. Добчинский А. А. Городское радиовещание: ретроспектива, современное состояние, проблемы журналистского творчества. Автореф. дисс... канд. филол. наук. - М., Изд – во Моск. Гос. Ун- та им. М.В. Ломоносова, 2006. С. 11. История советской радиожурналистики: Документы. Тексты. Воспоминания. - М., Журналист, 2006.
8. Клюев Ю. В. Радиовещание Москвы: организационная структура, проблематика, эволюция форм и жанров (1980-2000 гг.). Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - СПб., 2008. С. 4.
9. Ланге Н., Симонова Е. Психология творчества. – М., Тринити, 2009. С. 261- 264.
10. .Любосветов Д.И. По законам эфира. О специфике использования музыкальных жанров на радио. - М., Педагогика, 2009.
11. Основы радиожурналистики. Учебник для студентов вузов./ Под ред. Проф. Ю.В. Клюева. - СПб, Дело, 2007.
12. Отечественное радио в современных условиях: В 2 ч.Ч. 1. - М.,Радио, 2008.
13. Пынина Т.Ю. Российский FM: музыка в эфире.Учебно – методическое пособие . Научный ред. Проф. Я.Н. Засурский. – М., 2006.
14. Пока микрофон не включен (Из опыта немецких радиожурналистов)/Пер. с немецкого. - М., Прогресс, 2009.
15. Радиоискусство: Теория и практика. - М., 2009. Вып. 1; М., 2009. Вып. 2.
16. Рубинштейн С.Л. , Общая психология . Учебник для вузов. Изд. 2-е. – М., Высшая школа, 2006. С. 333.
17. Руководство для создателей передач Би-Би-Си. М., Гром, 2007.
18. Светланов Е.Ф. Музыка сегодня.- М., Музыка, 2005.
19. Словарь искусств. - М., Искусство, 2006г.с. 324.
20. Третьякова Н.Н. "Образ в искусстве, основы композиции". – М., Искусство, 2009. С. 123.
Газетные и журнальные публикации
21. Владимирова Т.В. , "Эротическая "парковка" в "Кристалле" - "Коммерческие вести" .Омск, 26.04.2010 г..
22. Газета "Комсомольская правда", №123 от 28.04.2009 г.
23. Журнал «Radio to radio» за 2009 – 2010 гг.
24. Журнал «Журналист» за 2009 – 2010 гг.
25. Журнал «Среда» за 2009-2010 гг
26. Журнал "Broadcasting", № 2(14), март 2010г..
27. Журнал "Компания", №12, 2 апреля 2010 г.
28. Минков М. К проблеме музыкальных жанров в радиовещании//Телевидение и радиовещание за рубежом. - М., Слово, 2006. С. 3–53.
Статистические данные
29. Данные КОМКОН-Медиа по опросу радиослушателей.
30. Данные ГЭЛЛОП Медиа
Интернет - источники
31.http: // www. onpocmonitoring.ru
32. http://www.guzei.com;
33. http://www. finspb.dax.ru;
34. http://www.radiostation.ru
Приложение
Слушательская аудитория радиостанций г. Москвы
Аудитория
[1] Вартанова Е. Л. Современная медиаструктура // Средства массовой информации в постсоветской России. М., 2007. С. 4.
[2] Словарь искусств. - М., Искусство, 2006г.С. 324.
[3] История советской радиожурналистики; Документы. Тексты. Воспоминания.- М., 2006. С. 117.
[4] Бенедиктова Т. С. Город как дискурс // Веста. Моск. ун-та. Серия 9. Филология. 2009. №3. С. 98-111.
[5] Гаймакова Б.Д., Сенкевич М.П., Макарова С.К. Мастерство эфирного выступления. – М., Радио, 2006. С. 23.
[6] Данные КОМКОН-Медиа
[7] Данные КОМКОН-Медиа
[8] Третьякова Н.Н. "Образ в искусстве, основы композиции". – М., Искусство, 2009. С. 123.
[9] Светланов Е.Ф. Музыка сегодня. – М., Музыка, 2005. С. 75- 77.
[10] Вартанова Е. Л. Современная медиаструктура // Средства массовой информации в постсоветской России. М., 2007. С. 121.
[11] Данные КОМКОН-Медиа
[12] Данные ГЭЛЛОП Медиа
[13] Журнал "Broadcasting", № 2(14), март 2010г..
[14] http://www.guzei.com;
[15] Журнал "Broadcasting", №2 (14), март 2010 г..с. 23.
[16] Журнал "Broadcasting", №2 (14), март 2010 г..с. 25.
[17] Пынина Т.Ю. Российский FM: музыка в эфире. Учебно – методическое пособие./Науч. Ред. – проф. Я.Н. Засурский.- М.,2006. С. 81.
[18] Клюев Ю. В. Радиовещание Москвы: организационная структура, проблематика, эволюция форм и жанров (1980-2000 гг.). Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - СПб., 2008. С. 4.
[19] Владимирова Т.В. "Эротическая "парковка" в "Кристалле" - "Коммерческие вести" .Омск, 26.04.2010 г.
[20] Журнал «Журналист» № 7, 2009. С. 31- 34.
[21] Данные КОМКОН-Медиа по опросу радиослушателей
[22] Данные КОМКОН-Медиа по опросу радиослушателей
[23] Журнал «Компания» №12,2 апреля 2010г.
[24] Журнал «Среда» №143 , 2009г. с. 32.
[25] Журнал «Журналист» №10, 2010.с. 21-23.
[26] Данные КОМКОН – Медиа по опросу слушателей.
[27] Журнал "Broadcasting", № 2(14), март 2010г..
[28] Журнал «Компания» №12,2 апреля 2010. С. 14.
[29] http://www.radiostation.ru
[30] Журнал «Журналист» №2, 2010, с. 30- 31.
[31] http://www.radiostation.ru
[32] Журнал "Компания", №12, 2 апреля 2010 г.
[33] Данные КОМКОН – Медиа.
[34] Данные КОМКОН – Медиа.
[35] Журнал «Среда» №7. 2009. С. 34.
[36] Журнал «Среда» №4, 2010. С. 26.
[37] Данные КОМКОН –Медиа.
[38] Данные КОМКОН-Медиа.
[39] Данные ГЭЛЛОП Медиа.
[40] Журнал «Среда», №3, 2010. С. 19-20.
[41] http://www. finspb.dax.ru;
[42] Пынина Т.Ю. Российский FM: Музыка в эфире. Учебно – методическое пособие./Науч. Ред. – проф. Я.Н. Засурский. – М., 2006. С. 85.
[43] Данные КОМКОН-Медиа
[44] Журнал "Broadcasting", № 5(17), апрель 2010г..с. 29.
[45] Журнал "Broadcasting", № 5(17), апрель 2010г..с. 32- 33.
[46] Журнал «Среда» №9, 2009. С. 20..
[47] http://www.radiostation.ru
[48] Пынина Т.Ю. Российский FM: Музыка в эфире. Учебно – методическое пособие./Науч. Ред. – проф. Я.Н. Засурский. – М.,2006. С. 105.
[49] Данные КОМКОН – Медиа.
[50] Данные GALLUP MEDIA (октябрь 2009 г.).
[51] Словарь искусств. - М., Искусство, 2006г.с. 324.
[52] Добчинский А.А. Городское радиовещание: ретроспектива, современное состояние, проблемы журналисткого творчества. Автореф. Дисс. Канд. Филол. Наук. – М., 2006.с. 3.
[53] Данные КОМКОН – Медиа.
[54] Руководство для создателей передач Би-Би-Си. – М., Гром, 2007. С. 114.
[55] Пока микрофон не включен (Из опыта немецких радиожурналистов) / Пер. с нем. – М., Гром, 2009.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 211.