Глава 1 Музыкальные радиопередачи в нашей жизни
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

Глава 1 Музыкальные радиопередачи в нашей жизни

1.1 Краткая история появления музыкальных радиопередач

1.2 Музыкальные жанры, используемые в современном радиовещании

1.3 Роль музыки в жизни радиослушателей

Глава 2 Исследование слушательской аудитории современных музыкальных радиостанций г. Москвы

2.1 Инструментарий исследования

2.2 Аудитория радиостанции «Европа плюс»

2.3 Аудитория радиостанции «Русское радио»

2.4 Аудитория радиостанции «Русская Медиа –Группа»

2.5 Аудитория радиостанции «Радио Монте Карло»

2.6 Аудитория радиостанции «Динамит»

2.7 Аудитория радиостанции «Максимум»

2.8 Аудитория радиостанции «Серебряный дождь»

2.9 Аудитория радиостанции «Радио на семи холмах»

2.10 Анализ и результаты полученных данных

Заключение

Список

Приложение

 



ВВЕДЕНИЕ

 

В данной работе исследуется тема: «Музыкальные жанры в современном радиовещании».

С момента своего возникновения (1915 год) и до 60-х годов радиовещание находилось под контролем государств, в Советском Союзе - до распада страны. 90-е годы в России ознаменовали новую эру радио, ликвидацию госмонополии в этой сфере, когда возникли независимые (от государства) частные радиостанции, вышедшие вещать в FM диапазон.

В подавляющем большинстве - музыкальные станции, предлагающие этот «межкультурный товар». Постоянно имея внушительного и более яркого конкурента - телевидение, радио, тем не менее, большую часть дня (по будням) имеет значительный перевес в аудитории.

Так, по данным Gallup Media (конец 2009 года), в Москве, начиная с 06.00 и до 18.30 - это преимущественное время радио. И еще одно. Пожалуй, только информационное агентство имеет потенциальную возможность конкурировать с радио по оперативности реакции на события.

Однако, с учетом того, что лишь радио может наиболее оперативно донести новость до широкой аудитории, его значимость как средства массовой информации становится первостепенной, особенно теперь, когда журналист может выходить в эфир по телефону с места события. Пока еще возможности телевидения, тоже использующего такую практику, несколько ниже -это связано с рядом технологических особенностей последнего.

Радиовещание, которое играло главную роль во всей истории XX века как самое оперативное средство массовой информации, удерживает пальму первенства и теперь.

Актуальность дипломной работы «Музыкальные жанры в современном радиовещании» состоит в том, что радио имеет максимальные возможности работы на подсознание слушателей. Но при этом только те радиостанции, которые в своем вещании ориентируются на популярные музыкальные жанры, имеют высокий рейтинг. Музыкальная составляющая вещания является малозаметным, но значащим, можно сказать, ключевым моментом, формирующим вкусовые пристрастия и мировоззренческие ориентиры, вводя слушателей в некие универсальные рамки. Таким образом, радио следует рассматривать как «ферзя на шахматной доске современных медиа. Ибо роль его в воздействии на аудиторию - первостепенная, но находящаяся в тени королей шахмат»[1].

Объектом дипломной работы являются восемь негосударственных станций, вещающих в московском FM диапазоне (где медиа-рынок можно считать сложившимся к 2000 году). Это «Европа плюс», входящие в «Русскую медиа группу» станции – «Русское радио» «Динамит» и «Радио Монте-Карло»; «Максимум», «Серебряный дождь» и «Радио 7 на семи холмах».

Предмет исследования – музыкальные жанры, влияющие на выбор слушательской аудиторией определенных радиостанций.

Целью работы является исследование влияния выбора музыкальных жанров на рейтинг FM – радиостанций и успешность их деятельности.

В соответствии с обозначенной целью определены следующие основные задачи исследования:

- выявить роль музыкальных радиопередач в жизни слушателей;

- провести анализ слушательской аудитории современных музыкальных радиостанций г. Москвы.

Материалом работы послужил анализ музыкального вещания данных радиостанции, расшифровки текстов информационных программ, выходивших в эфир 8-и музыкальных FM-радиостанций Москвы в течение 2009 – начала 2010 годов; сведения Интернет-сайтов указанных радиоканалов, а также сайты, освещающие условия и проблемы развития современногоFM-вещания (например, http://www.guzei.com; http://www.inspb.dax.ru; http://www.radiostation.ru.

Важную группу источников составляют специализированные журналы: «Radio to radio» ,«Журналист» , «Среда» за 2009-2010 гг., уделяющие внимание проблемам востребованности радиостанций слушателями.

Для анализа слушательской аудитории этих радиостанций были использованы данные КОМКОН-Медиа по опросу радиослушателей. А также труды таких известных ученых в области радиовещания как Т.Ю. Пынина, В.В. Клюев, Д.И. Любосветов, М.И. Минков, которые в своих работах раскрывают секреты радиовещания и мониторинг данных радиостанций

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в работе радиожурналистов, а также в лекционных курсах по «Радиотележурналистике», «Теории и практике СМИ». Ряд положений включают перспективные направления дальнейшего разрешения задач профессионального плана, проблем функционирования информационного вещания в условиях изменения экономической и политической жизни страны.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 



Инструментарий исследования

В настоящее время в Москве существует восемь негосударственных станций, вещающих в московском FM- диапозоне. Это «Европа плюс», входящая в «Русскую медиа группу» станции – «Русское радио», «Динамит» и «Радио Монте-Карло»; «Максимум», «Серебряный дождь» и «Радио 7 на семи холмах». Все они имеют своих слушателей, которые выбирают «свою» радиостанцию в зависимости от полюбившего музыкального жанра.

Для анализа слушательской аудитории этих радиостанций были использованы данные КОМКОН-Медиа по опросу радиослушателей. расшифровки текстов информационных программ, выходивших в эфир 8-и музыкальных FM-радиостанций Москвы в течение 2009 – начала 2010 годов; сведения Интернет-сайтов указанных радиоканалов, а также сайты, освещающие условия и проблемы развития современного FM-вещания. Важную группу источников информации составили специализированные журналы: «Radio to radio» ,«Журналист» , «Среда» за 2009-2010 гг., уделяющие внимание проблемам востребованности радиостанций слушателями.

 

Аудитория радиостанции «Европа плюс» (106,2 FM ; 69,8 УКВ)

 

«Европа плюс» (106,2 FM; 69,8 УКВ) существует с 1990 года. Первая независимая отечественная музыкальная радиостанция. По ее инициативе 6 ноября 1990 г. в Москве создана «Российская ассоциация независимого вещания».

«Европа плюс» четырежды становилась лауреатом Национальной Премии «Овация» и обладательницей Первой российской профессиональной премии «Звезда» в области поп-музыки как лучшая музыкальная радиостанция страны, в 1999 г. Получила профессиональную премию Попова, в 2000 г. Была награждена особой премией «За выдающийся вклад в развитие музыкальных СМИ в уходящем тысячелетии»[10].

Формат: музыкально-развлекательная радиостанция.

Самоопределение.

Независимая музыкальная радиостанция формата современного хит-радио. Коммерческая радиостанция.

Задача: развлекать, не давать низкопробной попсы.

Аудитория.

По данным редакции. Радио ориентировано на молодежь от 20 до 30 лет, со сложившимися жизненными и ценностными ориентирами, образованную, с хорошими доходами. (Таков же и возраст ведущих.)

Подробные данные о составе аудитории (портрет аудитории) приведены ниже. (Представляя расширенный портрет аудитории той или иной станции, автор понимает, что: любое социологическое исследование, как и сравнение, «хромает», то есть дает лишь приблизительно объективную картину, выявляя скорее общую тенденцию; сами результаты социологических исследований могут быть по-разному поданы; проведение таких исследований может носить «заказной» либо тенденциозный характер; наконец, нельзя сбрасывать со счетов, что любые социологические опросы и исследования - один из инструментов манипуляции общественным сознанием. Вместе с тем, говоря о том, кто, как и в каком объеме слушает ту или иную радиостанцию, невозможно не учитывать и не анализировать или хотя бы не иметь в виду данные социологических опросов. Сам анализ деятельности и действенности той или иной станции малоэффективен без учета данных о ее аудитории.)

Такая радиостанция реально может претендовать на вовлечение своих слушателей в общемировое, или глобальное музыкальное пространство. Присутствие русскоязычных песен лишь дает «адресность» радиостанции - то есть то, что она работает в России. Слушая эту радиостанцию, не всегда понимаешь, в какое время живешь - какое сегодня число, как давно наступил новый год и т.п.; ведение маловыразительное, ни о чем - набор пустых, ничего не говорящих фраз о праздниках, о слушателях; музыка, как и ведение. Она - легкая, приятная, но «не держит», то и дело отвлекаешься, отстраняешься. Это - хорошее «фоновое» радио - оно работает само по себе, не мешает, не вовлекает (в отличие, скажем, от шокирующих пошлостей «Русского радио», типа: «Моя жена не француженка, это ее хулиганы научили»). Настроиться на эту волну может любой слушатель.

Радиостанция «Европа плюс» определяет себя как «крупнейшую сеть коммерческих радиостанций России с потенциальной аудиторией более 100 млн. человек». Сеть этого радио охватывает территорию России, Украины, Армении, Киргизии, Казахстана, Молдавии, Азербайджана; она включает 136 городов, в которых установлены передатчики. Благодаря спутникам «Экспресс 6» и "Интеллект 6 № 604» программы «Европы плюс» могут приниматься на всей территории СНГ.

Высокий рейтинг этой радиостанции (согласно приведенным ниже данным) во многом объясняется многолетней стойкой привычкой аудитории, начавший слушать «Европу плюс» с момента возникновения последней, когда она стала пионером независимого музыкального вещания, заполнив эфир (еще в последний год существования СССР) хорошей западной музыкой. Немаловажное значение имеет и сложившаяся сеть «Европы плюс», и привлекательная для слушателей музыка, и четко выстроенная рекламно-пиаровская деятельность станции.

Портрет аудитории.

По данным КОМКОН-Медиа (среди опрошенных методом телефонной выборки в Москве в возрасте от 12 лет и старше).

Ежедневная аудитория: (ноябрь-декабрь 2009 г.) - 70% из числа опрошенных слушают радио, из них - 9,6% слушают «Европу плюс»; (апрель 2010 г.) - 72,1% из числа опрошенных слушают радио, из них - 11,4% слушают «Европу плюс». Еженедельная аудитория: (ноябрь-декабрь 2009 г.) - 88,6%) из числа опрошенных слушают радио, из них - 20,9% слушают «Европу плюс»; (апрель 2010 г.) - 89,8%о из числа опрошенных слушают радио, из них -22.5% слушают «Европу плюс». Это четвертая позиция в списке (после «Радио России», «Русского радио» и «Маяка» в целом (с учетом трансляции), реально же - второе место по слушаемости (после «Русского радио»).

Состав аудитории:

ноябрь-декабрь 2009 г.

мужчины- 43,9%

женщины- 56,1%

по возрасту -

12-19лет- 24,7%

20-24 лет- 15,3%

25-39 лет- 38,2%

40-54 лет- 18,7%

55 лет и старше - 3,2%

по материальному положению -

низкое- 4,9% 4,1%

(слушатели, которые не в состоянии обеспечить себя даже продуктами питания)

ниже среднего -14,9% 13,8%

(слушатели, которые в состоянии обеспечить себя продуктами питания, но испытывают материальные затруднения при покупке одежды)

среднее-27,1% 25,1%

(слушатели, которые в состоянии обеспечить себя продуктами питания и одеждой, но не могут делать более крупные покупки - такие, как крупная бытовая техника)

выше среднего - 24,7% 20,0%;

(слушатели, которые при необходимости могли бы сделать крупные покупки)

по занятости -

работающие - 58,2% 56,7%

Полученные данные сведем в таблицу.

 

Таблица 1

Аудитория радиостанции «Европа плюс» 2009 г. 2010г.

учащаяся молодежь - 25,8% 27,4%
неработающие  
среднего возраста - 6,6% 13,1%
пенсионеры - 7,6% 1,6%;
по образованию -  
ниже среднего - 14,8% 16,5%
среднее - 52,9% 48,4%
высшее - 31,9% 33,8%.

 

Приведенные данные, а также «индекс соответствия» (безразмерная величина, равная умноженному на 100 отношению рейтинга радиостанции в определенной целевой группе к ее рейтингу в населении в целом) показывают, что основу аудитории радио «Европа плюс» составляют слушатели в возрасте 12-39 лет, со средним и выше среднего материальным положением, учащаяся молодежь, неработающие среднего возраста и работающие, с образованием ниже среднего и средним.

Место прослушивания «Европы плюс»:

Дома - 61 %; на работе -13%; в машине - 27%.[11]

По данным пересечения аудитории радиостанций (ноябрь-декабрь 2009г.), 45,9% слушателей «Европы плюс» слушают «Русское радио»; 29,9% - «Хит-FM»; 27,3% - радио «Максимум»; 23,2% - «Лав радио»; 21,8% - «Радио 7 на семи холмах».

По данным ГЭЛЛОП Медиа. Еженедельная аудитория: «Европу плюс» среди опрошенных в возрасте 16 лет и старше, проживающих в городах с населением более 100 000 человек (октябрь 2000 г.) слушают в России 28,3% - это лидирующая позиция (затем следуют «Русское радио» - 26,7%; «Радио России» - 26,6%; «Маяк» -25,5%).

Среди опрошенных в возрасте 12 лет и старше в Москве «Европу плюс» слушают 25,8% - это третья позиция после «Русского радио» (33,1%) и «Маяка» (30,9%). Место прослушивания радио «Европы плюс» в Москве: дома - 75,1 %; на работе -28,1%; в машине-37,5%.

Анализ данных опросов по целевым группам показывает, что в Москве «Европу плюс» слушают около 50% среди обеспеченных, ведущих активный образ жизни людей, молодых специалистов, обеспеченных студентов. Еженедельно эту радиостанцию слушают:

обеспеченные люди в возрасте 20-40 лет - 31,9%;

топ менеджеры, владельцы компаний с высокими доходами -29,9%;

руководители коммерческих организаций - 27,2%;

обеспеченные молодые люди в возрасте 16-24 лет -37,8%;

обеспеченные люди, занимающиеся спортом почти каждый день-34,8%.

В % от еженедельной аудитории радиостанции -

По возрасту:

12-19 лет-22,4%; 20-30 лет-28,7%; 31-40 лет-19,5%; 41-50 лет-17,0%; 51 и старше-12,4%. Мужчины: 12-19лет- 21,8%; 20-30 лет-31,9%; 31-40 лет-20,5%; 41-50 лет-13,2%; 51 и старше-12,6%;

По материальному положению: высокообеспеченные - 7,3%; обеспеченные - 39,6%; со средним уровнем доходов - 39,5%; малоимущие-13,6%.

Женщины:

22,8%; 26,2%; 18,8%; 19,9%; 12,3%.[12]

 

Аудитория радио « Максимум» (103,7 FM ; 66,8 УКВ)

 

Радиостанция «Максимум» существует с 1991 года (выходит в эфир), однако зарегистрировано в 1992 году. Учредители: газета «Moscow News» и американская компания «Storyfirst Communications», владеющие равным количеством акций, без частных лиц. Независимая музыкальная коммерческая радиостанция, деятельность которой ее Генеральный директор Руслан Терекбаев рассматривает исключительно как бизнес.

Формат: музыкально-развлекательная радиостанция.

Самоопределение. Музыкальная молодежная либеральная станция, ориентированная на западную поп-культуру. Радио массовой культуры с точки зрения западных потребителей, с точки зрения российских условий и аудитории - не укладывается в это понятие (мнение Генерального директора станции).

Задача: развлекать, давать качественную музыку в стиле рок, евро-поп, русский рок, без "попсы".

Аудитория.

По данным редакции. Радио ориентировано на «прозападно» мыслящую молодежь 18-28 лет, претенциозную и с амбициями, с доходами и культурным уровнем выше среднего.

Соотношение музыки и информации в течение вещательного часа в среднем выглядит следующим образом: 70-75% музыки и 30-25% информации (сюда, очевидно, входит реклама, новости, конферанс ведущих, интерактив и т.п.). С 06.00 до 09.00, когда вдет утреннее шоу, это соотношение изменяется в сторону увеличения т.н. «информации», в ночные часы, когда «радио стоит на авомате» и эфир идет без ведущего, т.е. ди-джея, практически весь вещательный час занимает музыка.

Своей основной задачей как конкурентоспособная станция, строящая свою работу на коммерческой основе и рассматривающая свою деятельность как бизнес, «либерально-прозападное» радио «Максимум» считает создание хороших программ, хороших новостей, качественной музыки, ориентированных на западную поп-культуру, воздействующую на массовое сознание. Собственно говоря, свою аудиторию станция и рассматривает как «потребителей западной поп-культуры».

В эфире звучит музыка рок, евро-поп и русский рок на английском и русском языках. Характерной особенностью радио «Максимум», принципиально отличающей его от «коллег по музыкальному эф-эму», является непременное чередование песен на русском и английском языках (т.е. после русскоязычной песни звучит англоязычная, исполнение песни на любом другом языке - крайне редкое исключение, так что можно говорить об исполнении песен только на двух языках). При этом 90% исполнителей англоязычных песен - из Англии, Ирландии, США, Швеции, - что отражает мировую тенденцию - исполнение рок-музыки преимущественно на английском языке. Присутствие русскоязычных песен - это «адресность» станции - она работает в России.

Интерактив присутствует в эфире в ограниченном объеме, его считают не очень нужным и сохраняют для разнообразия программ, само общение со слушателями в прямом эфире не вызывает у ведущих особого интереса к ним.

Требования к ведущим не отличаются оригинальностью - ведущий должен быть личностью, желательно «харизматической», как можно более молодым и при этом иметь высокий культурный уровень , - отмечает Главный редактор радиостанции Руслан Терекбаев. Он же выделяет как известных ведущих Азександра Абрахимова и Риту Митрофанову[35].

Утреннее шоу присутствует в эфире радио "Максимум" ежедневно по будням с 06.00. до 10.00. – «Утренние жаворонки» (ведущие - Юрий Пашков и Павел Корнилов).

Несмотря на то, что термины «всемирная» либо «мировая» (музыка, премьера, хит и т.п.) не употребляются в эфире (как, скажем, в эфире радио «Серебряный дождь»), по своей внутренней идеологии, музыкальной составляющей и нацеленности на западную поп-культуру радио «Максимум» вовлекает свою аудиторию в общемировое культурное пространство и по своей сути является глобальным культуртрегером. Свою аудиторию в редакции считают элитной. При этом под элитой понимаются те, у «кого много денег». Именно они - главные «потребители досуга», подлинной поп-культуры и носители либеральных ценностей. Предлагая «элите» потребляемую ею музыку, станция считает главной своей задачей, даже сверхзадачей – «прибыль, доля на рынке» (Руслан Терекбаев).

Радио «Максимум», по мнению его Генерального директора, однозначно конкурентоспособная, одна из самых стабильных станций на рынке, ближайшими конкурентами он называет «Европу плюс» и «Наше радио»[36].

Выход радио «Максимум» на зарубежную аудиторию не планируется.

Слоган радио «Максимум»: «Если радио - то Максимум». Однако, по мнению Генерального директора станции Руслана Терекбаева, этот слоган не отражает сути -либерально-прозападной ориентации радио «Максимум».

Портрет аудитории.

По данным КОМКОН-Медиа: (Среди опрошенных методом телефонной выборки в Москве в возрасте 12 лет и старше.) Ежедневная аудитория: (ноябрь-декабрь 2009 г.) 70% из числа опрошенных слушают радио, из них - 5,9% слушают радио "Максимум" (10 позиция в списке по слушаемости); (апрель 2010 г.) 72,1% из числа опрошенных слушают радио, из них -5,8% слушают «Максимум» (11 позиция). Еженедельная аудитория: (ноябрь-декабрь 2000 г.) 88,6% из числа опрошенных слушают радио, из них - 13,1% слушают «Максимум» (7 позиция, реально - без учета трансляции «Радио России» и «Маяка» - 5 позиция); (апрель 2010 г.) 89,8% из числа опрошенных слушают радио, из них - 12,1% слушают «Максимум» (10 позиция).

Состав аудитории: ноябрь-декабрь 2009 г. январь 2010

мужчины - 52,4% 50,9%

женщины - 47,6% 49,1%;

по образованию -

ниже среднего - 16,4% 25,2%

среднее - 48,6% 38,6%

высшее-33,8% 34,6%[37].

 

Полученные данные сведем в таблицу.

 

Таблица 4

Аудитория радиостанции «Максимум» 2009 г. 2010г.

по возрасту -  
12-19 лет-31,9% 35,5%
20-24 лет-17,8% 19,3%
25-39 лет-33,4% 33,5%
40-54 лет-15,2% 8,2%
55 лет и старше -1,7% 3,4%;
по материальному положению -  
низкое - 4,0%) 3,2%
нижесреднего- 12,4% 5,6%
среднее - 30,0% 22,3%
выше среднего - 27,2% 25,3%;
по занятости -  
работающие - 56,4% 47,4%
учащаяся молодежь - 31,6% 38,7%
неработающие  
среднего возраста - 5,5% 10,7%
пенсионеры - 4,8% 2,1%;

 

Приведенные данные, а также индекс соответствия показывают, что основу аудитории радио «Максимум» составляет учащаяся молодежь в возрасте 12 - 24 лет, а также работающие в возрасте до 39 лет, со средними и выше среднего доходами и, согласно индексу соответствия, с образованием ниже среднего, по данным в % - со средним и высшим образованием.

Место прослушивания радио «Максимум»:

дома - 64%; на работе -12%; в машине - 28%.

По данным пересечения аудитории радиостанций (ноябрь-декабрь 2009 г.), 44,4% слушателей радио «Максимум» слушают «Европу плюс»; 32,8% - «Русское радио»; 28,0% - «Xит-FM»; 25,0% - «Наше радио»; 23,9% - «Радио 7 на семи холмах»[38].

По данным ГЭЛЛОП Медиа. Состав аудитории (- январь 2010 г.): Мужчины - 53,3%; женщины - 46,7%; по возрасту -12-17 лет -26,4%

18 -35 лет -46,6%

36-40 лет-9,4%

41-45 лет-8,2%

46-54 лет-5,8%

55 лет и старше - 3,6%;

по материальному положению -

низкое - 9,7%

среднее-38,6%

выше среднего -51,7%;

по занятости -

работающие - 54,8%

неработающие - 45,2%;

по образованию -

ниже среднего - 25,3%

среднее - 43,9%

высшее и неполное высшее - 30,7%.

По данным ГЭЛЛОП Медиа. Еженедельная аудитория. Среди опрошенных в возрасте 12 лет и старше, проживающих в Москве (октябрь 2009 г.) радио «Максимум» слушают 15,5% - это седьмая позиция в списке после «Русского радио», «Маяка», «Европы плюс», «Радио 7...», и «Хит FM»[39].

Анализ данных свидетельствует о том, что основу аудитории радио «Максимум» составляет именно та, на которую оно и ориентировано в своей деятельности.

 

Аудитория радиостанции «Радио 7 на семи холмах» (104,7 FM ; 73,4 УКВ)

 

Радиостанция «Радио на семи холмах» существует с 1992 года под названием «Радио 7» как американская станция на российской земле на чистоте УКВ 73,4 (владельцем был американец Бен Даут). Тогда не было русскоязычной музыки, утреннее шоу (с 06.00 до 10.00) Лари Синклера велось на английском языке, новости середины часа были англоязычными, в то время как новости в начале часа выходили на русском языке. В 1993 году добавилась частота FM 104,7. В 1994 году добавилось вечернее шоу (Дари Синклер 18.00 - 22.00).

В 1995 году произошла смена формата и коллектива станции, изменилось и ее название (вместо «Радио 7» - «Радио 7 на семи холмах»); все вещания стало русскоязычным; частоты вещания остались прежними (УКВ 73.4 и FM, 104.7).

Контрольный пакет принадлежит американской корпорации МЕТРОМЕДИА Интернэшнл (другие держатели и соучредители не разглашаются, известно, что среди них есть российские частные лица).

Формат: музыкально-развлекательная радиостанция.

Самоопределение: коммерческая музыкальная не ангажированная станция; «семейное радио».

Аудитория.

По данным редакции. Станция ориентирована на консервативную аудиторию, работающих людей в возрасте 25 - 49 лет с образованием и доходом выше среднего. Реальная аудитория этой станции именно такова.

По определению Директора программ радиостанции (Мария Миронова) в течение вещательного часа по будням 75% музыки (11-13 песен) и 25% информации (сюда, очевидно, входит реклама, новости, конферанс ведущих, игры, общение со слушателями), по выходным дням и вечерам это соотношение меняется в сторону музыки (87%; 14-15 песен) за счет уменьшения информации до 13%, по ночам в эфире только самореклама с названием станции. В эфире звучит «лучшая музыка 60-х - 90-х годов, лучшие произведения классики (только инструментальные) - все лучшее, что есть в современной культуре и культуре прошлого». «Вся музыка тестируется с привлечением слушателей; ротация отсутствует; частые повторы одних и тех же песен намеренны (американская концепция), все элементы вещательного часа постоянны каждый день -для комфорта слушателей, которые знают, что и в какое время они услышат»[46] (Мария Миронова). Присутствует поп и рок музыка, классическая инструментальная музыка, отечественная эстрада.

По результатам мониторинга: музыка занимает от 70% до 95% вещательного часа в зависимости от времени суток. Если взять все звучащие в течение одного вещательного часа музыкальные композиции (а их в среднем 12 по будням) за 100%, то получается следующая картина:

англоязычные песни (исполняемые на английском языке, не обязательно певцами, происходящими из США или Великобритании, а и из Европы, Израиля, Лат. Америки) - это 67% (8 из 12); 75% (9 из 12); даже 83% (10 из 12); русскоязычные песни 8% (1 из 12); 16% (2 из 12); классическая музыка (в конце каждого часа, кроме глубокой ночи)8%(1из12); по одной песне на французском, итальянском, немецком языках 8% (1 из 12).

На «Радио 7» присутствует хорошая эстрадная, подлинная поп и рок музыка - как зарубежная, так и отечественная. Откровенной "попсы" на этой станции не выявлено. Постоянной рубрикой является «Музыкальное путешествие во времени» (по песне 70-х, 80-х, 90-х годов). Имеется и рубрика «Хит с доставкой на дом» - песни по заявкам слушателей.

Игры присутствуют в эфире "Радио 7". Это «Песни удачи» (слоган: «Слушайте «Радио 7», и Вы будете богаче не только духовно»), где 7-ой дозвонившийся к моменту начала третьей из проанонсированных музыкальных композиций получает семь тысяч рублей, однако, в феврале 2001 года эта игра видоизменилась: она стала называться «Время – деньги», где также 7-ой дозвонившийся после условного сигнала в эфире (звон будильника) должен за семь секунд очень быстро перечислить название, частоты, слоганы радиостанции (за каждое упоминание - по 700 рублей).

«Семь слов», где дозвонившийся первым слушатель в течение 30-ти секунд называет семь слов, относящихся к одной, предложенной ведущим теме и награждается билетами в кино, казино, театр; или тот же приз в обмен на правильные ответы на вопросы ведущего; с мая возникла новая версия игры под названием «Музыкальная касса», ее условия стали сложнее, а приз -10 тысяч рублей, но чтобы стать ее участником, теперь надо слушать радио постоянно, так как игра может появиться в эфире в любой час[47].

Надо отметить, что с течением времени возникают новые игры, заменяя прежние, с более сложными условиями получения выигрышей или призов. Игры, как и общение со слушателями по телефону и принятые в редакции походы в кино со слушателями станции необходимы для того, чтобы, по мнению Директора программ, "развлечь, привлечь, приобщить и приблизить слушателей".

Игры в эфире «Радио 7» выглядят оправданным и уместным дозированным развлечением, но главное - привязывают к станции, вынуждая слушать ее, чтобы выиграть. Это оправданный «манок», и в конкретном случае он правильно выстроен и не раздражает даже требовательного слушателя.

Ведение ненавязчивое, в меру строгое и эмоциональное, дружелюбное, с уважением к слушателю, присутствие ведущего оптимальное - достаточное для ощущения «неброшенности» эфира и слушателя и вместе с тем «незаболтанности» эфира. Все песни, как правило, называются - до или после их воспроизведения. Характер ведения соответствует задачам станции - семейного радио для консервативной аудитории.

Особенность «Радио 7 на семи холмах» в отличие от рассматриваемых в данной работе станций - отсутствие утренних или каких либо других шоу - это чисто музыкальная станция.

Как всякое «музыкальное радио» (состоящее на 75% и более из музыки), существующее в FM диапазоне, «Радио 7» должно выполнять функции «фона», то есть быть приятным, увлекательным дополнением, сопровождающим текущие дела (езду на автомобиле, разговор, чтение журнала, питье чая, мытье посуды и т.п.), да и любой досуг. Характер музыки, тип ведения, содержание и подача рекламы, уровень новостей (или отсутствие последних), манера общения со слушателями выявляют вещательную политику станции и - в итоге - определяют аудиторию слушателей.

Судя по ряду косвенных признаков, «Радио 7»- это (по характеру, а не по типологии) наиболее массовая станция: ее аудитория - от тинэйджеров до сорокапятилетних слушателей, имеющих образование, обладающих оформившимися качественными вкусовыми пристрастиями (практическое отсутствие «попсы»), имеющих достаток или преуспевающих (реклама эксклюзивной недвижимости, недешевых мобильных средств связи, меховых сатонов, элитарного спорта и отдыха), требовательных к характеру ведения эфира (слушатель чувствует, что его уважают) и новостям (служба новостей едва ли не лучшая среди других "музыкальных станций", сравнима с аналогичными на информационных станциях, как «Маяк» и «Эхо Москвы»). «Гуляя» по FM диапазону, нетрудно перепутать радиостанции по звучащей на них преимущественно англоязычной однотипной музыке и ведению, но при этом четко определить «Радио 7 на семи холмах»[48].

Слоганы: "Радио 7 на семи холмах» - лучшая музыка и последние новости»; «Музыка над городом – «Радио 7» -104 и 7»; «Музыка, которую хочется слушать снова и снова – «Радио 7 на семи холмах» - FM 104 и 7»; «Радио 7 на семи холмах»- для тех, кто любит радио».

Портрет аудитории.

По данным КОМКОН-Медиа. (Среди опрошенных методом телефонной выборки в Москве в возрасте 12 лег и старше.) Ежедневная аудитория: (ноябрь-декабрь 2009 г.) 70% из числа опрошенных слушают радио, из них - 7,7% - слушают «Радио 7 на семи холмах» (это пятая позиция в списке (где «Радио России» и «Маяк» стоят выше за счет трансляции), реально же - третье место по слушаемости (после «Русского радио» и «Европы плюс»); (апрель 2010 г.) 72,1 % из числа опрошенных слушают радио, из них -7,9% слушают «Радио 7...». Еженедельная аудитория, (ноябрь-декабрь 2009 г.) 88,6% из числа опрошенных слушают радио, из них -17,4% слушают «Радио 7...»; (апрель 2010 г.) 89,9% из числа опрошенных слушают радио, из них -16,6% слушают «Радио 7» (позиция сохраняется).

Состав аудитории: ноябрь-декабрь 2009 г. апрель 2010 г.

мужчины - 51,4% 51,0%;

женщины - 48,6% 49,0%;

по возрасту -

12-19лет-8,4% 12,1%

20-24 лет-9,5% 8,2%

25-39 лет-42,3% 37,5%

40-54 лет-31,1% 29,3%

55 лет и старше - 8,7% 12,9%;

по материальному положению -

низкое - 5,6% 6,3%

ниже среднего - 20,2% 17,6%

среднее - 28,2% 25,7%

выше среднего - 23,4% 18,1%;

по занятости -

работающие - 73,2% 64,7%

учащаяся молодежь - 9,4% 13,8%

неработающие

среднего возраста - 6,2% 10,0%

пенсионеры - 9,3% 6,7%;

по образованию -

ниже среднего - 6,3% 9,2%

среднее - 37,2% 36,7%

высшее - 55,7% 52,5%.[49]

Полученные данные сведем в таблицу.

 

Таблица 6

Аудитория радиостанции «Радио на семи холмах» 2009г. 2010 г.

по возрасту -  
12-19 лет 68,4%  12,1%
20-24 лет 9,5%  8,2%
25-39 лет 42,3%  41,7%
40-54 лет 33,0 %  37,5%
55 лет и старше 8,7%  12,9%;
по материальному положению -  -
низкое 5,6%  6,3
Ниже среднего 20,2%  17,6%
среднее 28,2%  25,7%
выше среднего 23,4%  18,1%;
по занятости -  
работающие 73,2%  64,7%
учащаяся молодежь 9,4%  13,8%
неработающие  
среднего возраста 6,2%  10,0%
пенсионеры 9,3%  6,7%;

 

Приведенные данные, а также индекс соответствия показывают, что основу аудитории «Радио 7» составляют именно те, на кого оно и рассчитано: работающие люди в возрасте 25 - 39 лет с высшим образованием и материальным положением выше среднего.

Место прослушивания «Радио 7 на семи холмах»:

дома - 56%; на работе -13%; в машине - 28%.

 

Заключение

С появлением и становлением FM- вещания в России сформировалась качественно новая ситуация в радиовещании вообще и в национальном информационном пространстве в частности. Она характеризуется: резко возросшей независимостью СМИ от власти как таковой; пропорциональным уменьшением возможностей государства влиять на социум; внедрением новых (по сравнению с советским периодом) информационных технологий и приемов воздействия на обыденное сознание; расширением возможностей, отличных от государственных центров силы в проецировании своего влияния на общество; активном внедрении в него новых ценностных и мировоззренческих ориентации, представляющих собой универсалистские стереотипы (приоритет личности и ее интересов над государственными, абсолютная ценность свободы, прав человека, занимающих в иерархии современного обыденного сознания высшие позиции).[54]

Она влечет за собой дальнейшую радикальную трансформацию обыденного сознания социума (особенно актуальна для новых поколений, сформировавшихся вне контекста советского опыта общественно-политической жизни) в направлении универсализма; создает реальные предпосылки для формирования информационного общества в средней и долгосрочной перспективе; служит системообразующим элементом глобализационного процесса.

Она фиксирует и легитимизирует появление радикально нового общественного культуртрегера так же, как и нового инструмента политического влияния на общество, что по своей значимости и эффективности может быть приравнено к радикально новой для России политической технологии.

Для России это критически важно, поскольку, возможно, впервые за всю свою историю, она в состоянии осуществить революционный переход к единым новейшим общемировым ценностным, мировоззренческим, психологическим стандартам от ценностей общественно-корпоративных. Россия вступает на путь глобализации, который сегодня считается основным вектором развития и интеграции в новую общемировую политическую реальность[55].

 



Список литературы

 

1. Бенедиктова Т. С. Город как дискурс // Веста. Моск. ун-та. Серия 9. Филология. 2009. №3. С. 98-111.

2. Бернштейн С.И. Язык радио. М., 2007.

3. Бурикова И. С. Россия в процессе глобализации: pro et contra // Санкт-Петербург: из Будущего в Настоящее. Материалы научной конференции. 22-24 мая 2001 г. Часть 2. СПб., 2008. С. 61-62.

4. Вартанова Е. Л. Современная медиаструктура // Средства массовой информации в постсоветской России. М., 2007.

5. В диапазоне современности. Радиовещание 80-х годов в нашей стране и за рубежом. М., 2005.

6. Горяева Т.М. Радио России. - М.,Радио, 2009.

7. Добчинский А. А. Городское радиовещание: ретроспектива, современное состояние, проблемы журналистского творчества. Автореф. дисс... канд. филол. наук. - М., Изд – во Моск. Гос. Ун- та им. М.В. Ломоносова, 2006. С. 11. История советской радиожурналистики: Документы. Тексты. Воспоминания. - М., Журналист, 2006.

8. Клюев Ю. В. Радиовещание Москвы: организационная структура, проблематика, эволюция форм и жанров (1980-2000 гг.). Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - СПб., 2008. С. 4.

9. Ланге Н., Симонова Е. Психология творчества. – М., Тринити, 2009. С. 261- 264.

10. .Любосветов Д.И. По законам эфира. О специфике использования музыкальных жанров на радио. - М., Педагогика, 2009.

11. Основы радиожурналистики. Учебник для студентов вузов./ Под ред. Проф. Ю.В. Клюева. - СПб, Дело, 2007.

12. Отечественное радио в современных условиях: В 2 ч.Ч. 1. - М.,Радио, 2008.

13. Пынина Т.Ю. Российский FM: музыка в эфире.Учебно – методическое пособие . Научный ред. Проф. Я.Н. Засурский. – М., 2006.

14. Пока микрофон не включен (Из опыта немецких радиожурналистов)/Пер. с немецкого. - М., Прогресс, 2009.

15. Радиоискусство: Теория и практика. - М., 2009. Вып. 1; М., 2009. Вып. 2.

16. Рубинштейн С.Л. , Общая психология . Учебник для вузов. Изд. 2-е. – М., Высшая школа, 2006. С. 333.

17. Руководство для создателей передач Би-Би-Си. М., Гром, 2007.

18. Светланов Е.Ф. Музыка сегодня.- М., Музыка, 2005.

19. Словарь искусств. - М., Искусство, 2006г.с. 324.

20. Третьякова Н.Н. "Образ в искусстве, основы композиции". – М., Искусство, 2009. С. 123.

 Газетные и журнальные публикации

21. Владимирова Т.В. , "Эротическая "парковка" в "Кристалле" - "Коммерческие вести" .Омск, 26.04.2010 г..

22. Газета "Комсомольская правда", №123 от 28.04.2009 г.

23. Журнал «Radio to radio» за 2009 – 2010 гг.

24. Журнал «Журналист» за 2009 – 2010 гг.

25. Журнал «Среда» за 2009-2010 гг

26. Журнал "Broadcasting", № 2(14), март 2010г..

27. Журнал "Компания", №12, 2 апреля 2010 г.

28. Минков М. К проблеме музыкальных жанров в радиовещании//Телевидение и радиовещание за рубежом. - М., Слово, 2006. С. 3–53.

 Статистические данные

29. Данные КОМКОН-Медиа по опросу радиослушателей.

30. Данные ГЭЛЛОП Медиа

 Интернет - источники

31.http: // www. onpocmonitoring.ru

32. http://www.guzei.com;

33. http://www. finspb.dax.ru;

34. http://www.radiostation.ru       

 



Приложение

 

Слушательская аудитория радиостанций г. Москвы

Аудитория

 

 

 


 


[1] Вартанова Е. Л. Современная медиаструктура // Средства массовой информации в постсоветской России. М., 2007. С. 4.

[2] Словарь искусств. - М., Искусство, 2006г.С. 324.

[3] История советской радиожурналистики; Документы. Тексты. Воспоминания.- М., 2006. С. 117.

[4] Бенедиктова Т. С. Город как дискурс // Веста. Моск. ун-та. Серия 9. Филология. 2009. №3. С. 98-111.

[5] Гаймакова Б.Д., Сенкевич М.П., Макарова С.К. Мастерство эфирного выступления. – М., Радио, 2006. С. 23.

[6] Данные КОМКОН-Медиа 

[7] Данные КОМКОН-Медиа 

[8] Третьякова Н.Н. "Образ в искусстве, основы композиции". – М., Искусство, 2009. С. 123.

[9] Светланов Е.Ф. Музыка сегодня. – М., Музыка, 2005. С. 75- 77.

[10] Вартанова Е. Л. Современная медиаструктура // Средства массовой информации в постсоветской России. М., 2007. С. 121.

[11] Данные КОМКОН-Медиа

[12] Данные ГЭЛЛОП Медиа

[13] Журнал "Broadcasting", № 2(14), март 2010г..

[14] http://www.guzei.com;

[15] Журнал "Broadcasting", №2 (14), март 2010 г..с. 23.

[16] Журнал "Broadcasting", №2 (14), март 2010 г..с. 25.

[17] Пынина Т.Ю. Российский FM: музыка в эфире. Учебно – методическое пособие./Науч. Ред. – проф. Я.Н. Засурский.- М.,2006. С. 81.

[18] Клюев Ю. В. Радиовещание Москвы: организационная структура, проблематика, эволюция форм и жанров (1980-2000 гг.). Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - СПб., 2008. С. 4.

[19] Владимирова Т.В. "Эротическая "пар­ковка" в "Кристалле" - "Коммерческие вести" .Омск, 26.04.2010 г.

[20] Журнал «Журналист» № 7, 2009. С. 31- 34.

[21] Данные КОМКОН-Медиа по опросу радиослушателей

[22] Данные КОМКОН-Медиа по опросу радиослушателей

[23] Журнал «Компа­ния» №12,2 апреля 2010г.

[24] Журнал «Среда» №143 , 2009г. с. 32.

[25] Журнал «Журналист» №10, 2010.с. 21-23.

[26] Данные КОМКОН – Медиа по опросу слушателей.

[27] Журнал "Broadcasting", № 2(14), март 2010г..

[28] Журнал «Компа­ния» №12,2 апреля 2010. С. 14.

[29] http://www.radiostation.ru

[30] Журнал «Журналист» №2, 2010, с. 30- 31.

[31] http://www.radiostation.ru

[32] Журнал "Компания", №12, 2 апреля 2010 г.

[33] Данные КОМКОН – Медиа.

[34] Данные КОМКОН – Медиа.

[35] Журнал «Среда» №7. 2009. С. 34.

[36] Журнал «Среда» №4, 2010. С. 26.

[37] Данные КОМКОН –Медиа.

[38] Данные КОМКОН-Медиа.

[39] Данные ГЭЛЛОП Медиа.

[40] Журнал «Среда», №3, 2010. С. 19-20.

[41] http://www. finspb.dax.ru;

[42] Пынина Т.Ю. Российский FM: Музыка в эфире. Учебно – методическое пособие./Науч. Ред. – проф. Я.Н. Засурский. – М., 2006. С. 85.

[43] Данные КОМКОН-Медиа

[44] Журнал "Broadcasting", № 5(17), апрель  2010г..с. 29.

[45] Журнал "Broadcasting", № 5(17), апрель 2010г..с. 32- 33.

[46] Журнал «Среда» №9, 2009. С. 20..

[47] http://www.radiostation.ru

[48] Пынина Т.Ю. Российский FM: Музыка в эфире. Учебно – методическое пособие./Науч. Ред. – проф. Я.Н. Засурский. – М.,2006. С. 105.

[49] Данные КОМКОН – Медиа.

[50] Данные GALLUP MEDIA (октябрь 2009 г.).

[51] Словарь искусств. - М., Искусство, 2006г.с. 324.

[52] Добчинский А.А. Городское радиовещание: ретроспектива, современное состояние, проблемы журналисткого творчества. Автореф. Дисс. Канд. Филол. Наук. – М., 2006.с. 3.

[53] Данные КОМКОН – Медиа.

[54] Руководство для создателей передач Би-Би-Си. – М., Гром, 2007. С. 114.

[55] Пока микрофон не включен (Из опыта немецких радиожурналистов) / Пер. с нем. – М., Гром, 2009.



Содержание

 

Введение

Глава 1 Музыкальные радиопередачи в нашей жизни

1.1 Краткая история появления музыкальных радиопередач

1.2 Музыкальные жанры, используемые в современном радиовещании

1.3 Роль музыки в жизни радиослушателей

Глава 2 Исследование слушательской аудитории современных музыкальных радиостанций г. Москвы

2.1 Инструментарий исследования

2.2 Аудитория радиостанции «Европа плюс»

2.3 Аудитория радиостанции «Русское радио»

2.4 Аудитория радиостанции «Русская Медиа –Группа»

2.5 Аудитория радиостанции «Радио Монте Карло»

2.6 Аудитория радиостанции «Динамит»

2.7 Аудитория радиостанции «Максимум»

2.8 Аудитория радиостанции «Серебряный дождь»

2.9 Аудитория радиостанции «Радио на семи холмах»

2.10 Анализ и результаты полученных данных

Заключение

Список

Приложение

 



ВВЕДЕНИЕ

 

В данной работе исследуется тема: «Музыкальные жанры в современном радиовещании».

С момента своего возникновения (1915 год) и до 60-х годов радиовещание находилось под контролем государств, в Советском Союзе - до распада страны. 90-е годы в России ознаменовали новую эру радио, ликвидацию госмонополии в этой сфере, когда возникли независимые (от государства) частные радиостанции, вышедшие вещать в FM диапазон.

В подавляющем большинстве - музыкальные станции, предлагающие этот «межкультурный товар». Постоянно имея внушительного и более яркого конкурента - телевидение, радио, тем не менее, большую часть дня (по будням) имеет значительный перевес в аудитории.

Так, по данным Gallup Media (конец 2009 года), в Москве, начиная с 06.00 и до 18.30 - это преимущественное время радио. И еще одно. Пожалуй, только информационное агентство имеет потенциальную возможность конкурировать с радио по оперативности реакции на события.

Однако, с учетом того, что лишь радио может наиболее оперативно донести новость до широкой аудитории, его значимость как средства массовой информации становится первостепенной, особенно теперь, когда журналист может выходить в эфир по телефону с места события. Пока еще возможности телевидения, тоже использующего такую практику, несколько ниже -это связано с рядом технологических особенностей последнего.

Радиовещание, которое играло главную роль во всей истории XX века как самое оперативное средство массовой информации, удерживает пальму первенства и теперь.

Актуальность дипломной работы «Музыкальные жанры в современном радиовещании» состоит в том, что радио имеет максимальные возможности работы на подсознание слушателей. Но при этом только те радиостанции, которые в своем вещании ориентируются на популярные музыкальные жанры, имеют высокий рейтинг. Музыкальная составляющая вещания является малозаметным, но значащим, можно сказать, ключевым моментом, формирующим вкусовые пристрастия и мировоззренческие ориентиры, вводя слушателей в некие универсальные рамки. Таким образом, радио следует рассматривать как «ферзя на шахматной доске современных медиа. Ибо роль его в воздействии на аудиторию - первостепенная, но находящаяся в тени королей шахмат»[1].

Объектом дипломной работы являются восемь негосударственных станций, вещающих в московском FM диапазоне (где медиа-рынок можно считать сложившимся к 2000 году). Это «Европа плюс», входящие в «Русскую медиа группу» станции – «Русское радио» «Динамит» и «Радио Монте-Карло»; «Максимум», «Серебряный дождь» и «Радио 7 на семи холмах».

Предмет исследования – музыкальные жанры, влияющие на выбор слушательской аудиторией определенных радиостанций.

Целью работы является исследование влияния выбора музыкальных жанров на рейтинг FM – радиостанций и успешность их деятельности.

В соответствии с обозначенной целью определены следующие основные задачи исследования:

- выявить роль музыкальных радиопередач в жизни слушателей;

- провести анализ слушательской аудитории современных музыкальных радиостанций г. Москвы.

Материалом работы послужил анализ музыкального вещания данных радиостанции, расшифровки текстов информационных программ, выходивших в эфир 8-и музыкальных FM-радиостанций Москвы в течение 2009 – начала 2010 годов; сведения Интернет-сайтов указанных радиоканалов, а также сайты, освещающие условия и проблемы развития современногоFM-вещания (например, http://www.guzei.com; http://www.inspb.dax.ru; http://www.radiostation.ru.

Важную группу источников составляют специализированные журналы: «Radio to radio» ,«Журналист» , «Среда» за 2009-2010 гг., уделяющие внимание проблемам востребованности радиостанций слушателями.

Для анализа слушательской аудитории этих радиостанций были использованы данные КОМКОН-Медиа по опросу радиослушателей. А также труды таких известных ученых в области радиовещания как Т.Ю. Пынина, В.В. Клюев, Д.И. Любосветов, М.И. Минков, которые в своих работах раскрывают секреты радиовещания и мониторинг данных радиостанций

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в работе радиожурналистов, а также в лекционных курсах по «Радиотележурналистике», «Теории и практике СМИ». Ряд положений включают перспективные направления дальнейшего разрешения задач профессионального плана, проблем функционирования информационного вещания в условиях изменения экономической и политической жизни страны.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 



Глава 1 Музыкальные радиопередачи в нашей жизни

Дата: 2019-05-28, просмотров: 181.