Радиостанция существует с апреля 1995 года. Формат: общий (смешанный).
Самоопределение.
"Радио для взрослых, с программами для взрослых." (Здесь и далее - все фразы в кавычках - мнение Главного редактора (Дмитрий Савицкий) "Серебряного дождя".) Коммерческая станция. Принадлежит частным лицам.
Задача: формировать музыкальные программы, интересные для слушателей.
Аудитория.
По данным редакции. Станция ориентирована на высоко образованный средний класс с возрастным цензом 25-35 лет. Реально они и составляют основу аудитории.
Музыка в среднем занимает три четверти вещательного часа (как правило, - это 13 песен):
англоязычные песни - до 70%;
русскоязычные песни - как правило, 2 в час, т.е. 15%;
по одной песне в час на французском или итальянском языках (хорошая эстрадная музыка), реже - хорошая инструментальная композиция - суммарно 15%.
Характерные рубрики:
«Песня с приветом» (песни, приветы, поздравления по заявкам слушателей (интерактив, по телефону, также пейджер и интернет);
«Всемирная музыкальная история» (музыка от 60-х годов до конца 90-х).
Музыку в эфире «Серебряного дождя» Главный редактор станции определил как «хиты, проверенные временем, с 85-го по 2000 гг.», «музыку, которую люди знают», «западную поп музыку и отечественную, приближенную к року»[40].
И несколько слов о ведении. Некоторые ночные ведущие пытаются работать под пошловато-запанибратскую стилистику «Русского радио», однако до оригинала не дотягивают.
Для привлечения слушателей проводится конкурс (интерактив, по телефону) – «Какая музыкальная композиция прозвучала в конце прошлого часа?»[41]
После всего сказанного выше представляется совершенно невероятным сложившееся в результате мониторинга мнение (или вывод), что эта радиостанция рассчитана на массового, не очень взыскательного слушателя. Поразительно, но слушать «Серебряный дождь» не очень интересно.
На взгляд автора, это является следствием не до конца продуманной или не просчитанной вещательной политики. По типологии «Серебряный дождь» является музыкальной станцией. Однако, присутствие большого количества шоу, лишенных музыкальной составляющей, постоянные анонсы (даже такой, выигрышный, как "Всемирная премьера нового альбома Дженнифер Лопес -только в эфире «Серебряного дождя»), в данном случае «размывают» эфир.
При всех заявках и притязаниях на «качественность» станции, «Серебряный дождь» к таковым отнести не представляется возможным. По целому ряду признаков, среди которых - характер ведения, наполненность вещательного часа, принцип построения эфира - можно говорить о «типологической размытости»[42] этой станции.
Слоган: «Серебряный дождь» - радио с человеческим лицом».
Портрет аудитории.
По данным КОМКОН-Медиа. (Среди опрошенных методом телефонной выборки в Москве в возрасте 12 лет и старше.) Ежедневная аудитория: (ноябрь-декабрь 2009 г.) 70% из числа опрошенных слушают радио, из них - 3,6 слушают "Серебряный дождь" (18-ая позиция в списке по слушаемости); (апрель 2001 г.) 72,1% слушают радио, из них - 4,6% слушают «Серебряный дождь» (14 позиция). Еженедельная аудитория: (ноябрь-декабрь 2009 г.) 88,6% слушают радио, из них - 9,7 % слушают «Серебряный дождь» (12 позиция); (апрель 2010 г.) 89,8% слушают радио, из них -11,6% слушают «Серебряный дождь» (12 позиция).
Состав аудитории: ноябрь-декабрь 2009 г. апрель 2010 г.
мужчины - 56,8% 59,9%;
женщины-43,2% 40,1%;
по возрасту -
12-19 лет-6,9% 8,9%
20-24 лет- 8,8% 5,5%
25-39 лет-41,9% 41,7%
40-54 лет-33,0% 37,9%
55 лет и старше - 9,5% 5,9%;
по материальному положению -низкое- 5,1%
ниже среднего - 22,3% 17,4%
среднее - 24,2% 19,0%
выше среднего - 24,2% 25,6%;
по занятости -
работающие - 74,4% 70,3%
учащаяся молодежь - 7,8% 10,8%
неработающие
среднего возраста-10,0% 14,6%
пенсионеры - 7,0% 2,5%;
по образованию -
ниже среднего - 5,8% 5,7%
среднее-41,8% 38,3%
высшее-52,4% 54,8%.[43]
Полученные данные сведем в таблицу.
Таблица 5
Аудитория радиостанции «Серебряный дождь» 2009 г. 2010 г.
по возрасту - | |
12-19 лет 6,9% | 2,9% |
20-24 лет 8,8% | 5,5% |
25-39 лет 41,9% | 41,7% |
40-54 лет 33,0 % | 37,9% |
55 лет и старше 9,5% | 5,9%; |
по материальному положению - | - |
низкое 5,1% | - |
Ниже среднего 22,3% | 17,4% |
среднее 41,8% | 19,0% |
выше среднего 24,2% | 25,6%; |
по занятости - | |
работающие 74,4% | 70,3% |
учащаяся молодежь 7,8% | 10,8% |
неработающие | |
среднего возраста 10,0% | 14,6% |
пенсионеры 7,0% | 2,5%; |
Приведенные данные, а также индекс соответствия показывают, что основу аудитории «Серебряного дождя» составляют люди в возрасте 25 - 54 лет с высшим образованием и материальным положением выше среднего - то есть те, на кого и рассчитана эта станция.
Место прослушивания «Серебряного дождя»: дома - 40%; на работе -13%; в машине - 48%. По данным пересечения аудитории радиостанций (ноябрь-декабрь 2000 г.), 42,0% слушателей «Серебряного дождя» слушают «Радио 7 на семи холмах»; 41,6% - «Русское радио»; 40,7% -«Европу плюс»; 28,3% - «Авторадио...»; 28,1 % - «Хит-FM»; 27,8%
- радио «Максимум»; 24,2 – «Наше радио»; 23,2% - «Маяк»; 21,9%
- «Эхо Москвы».
Причиной столь низкого рейтинга станции ее Главный редактор считает состояние общества, а именно: низкий культурный и интеллектуальный уровень, потребность в «массовой культуре» - примитивной музыке, русскоязычных песнях с нехитрыми текстами (попса), скандальной или кризисной информации, отсутствие желания думать о чем-либо, кроме прагмы и прозы дня, развлечениях и «хлебе насущном»; отсутствие вкуса
Поэтому низкий рейтинг станции ее Главный редактор считает вполне нормальным, вернее - закономерным явлением в «этой стране»[44].
Эта станция имеет свою, сложившуюся аудиторию (примечательно, что в основном «Серебряный дождь» слушают в машине), стремится выдерживать заданный уровень, заниматься по возможности «культпросветом» в области музыки. И, тем не менее, для привлечения слушателей «Серебряный дождь», как никакая другая радиостанция, проводит яркие и беспрецедентные пиаровские акции, а также серьезную, качественную, но малознакомую западную музыку заменяет более известной и привычной, исключая, при этом, «попсу».
Следствием низкого рейтинга является небольшой, по сравнению с другими станциями, приток рекламы, а, значит, доходов и уменьшает возможности развития.
Это беспокоит ее руководство. Главный редактор не видит общественных предпосылок для резкого скачка в слушаемости, высказывает сожаление, что государство не поддерживает (в первую очередь финансово) качественные радиостанции, стремящиеся прививать хороший вкус и знакомить с достойной малоизвестной у нас современной музыкой, не рассчитанной на массовый спрос (имеется в виду, конечно, «Серебряный дождь»), однако очень хочет повышения рейтинга на несколько процентов[45].
Аудитория радиостанции «Радио 7 на семи холмах» (104,7 FM ; 73,4 УКВ)
Радиостанция «Радио на семи холмах» существует с 1992 года под названием «Радио 7» как американская станция на российской земле на чистоте УКВ 73,4 (владельцем был американец Бен Даут). Тогда не было русскоязычной музыки, утреннее шоу (с 06.00 до 10.00) Лари Синклера велось на английском языке, новости середины часа были англоязычными, в то время как новости в начале часа выходили на русском языке. В 1993 году добавилась частота FM 104,7. В 1994 году добавилось вечернее шоу (Дари Синклер 18.00 - 22.00).
В 1995 году произошла смена формата и коллектива станции, изменилось и ее название (вместо «Радио 7» - «Радио 7 на семи холмах»); все вещания стало русскоязычным; частоты вещания остались прежними (УКВ 73.4 и FM, 104.7).
Контрольный пакет принадлежит американской корпорации МЕТРОМЕДИА Интернэшнл (другие держатели и соучредители не разглашаются, известно, что среди них есть российские частные лица).
Формат: музыкально-развлекательная радиостанция.
Самоопределение: коммерческая музыкальная не ангажированная станция; «семейное радио».
Аудитория.
По данным редакции. Станция ориентирована на консервативную аудиторию, работающих людей в возрасте 25 - 49 лет с образованием и доходом выше среднего. Реальная аудитория этой станции именно такова.
По определению Директора программ радиостанции (Мария Миронова) в течение вещательного часа по будням 75% музыки (11-13 песен) и 25% информации (сюда, очевидно, входит реклама, новости, конферанс ведущих, игры, общение со слушателями), по выходным дням и вечерам это соотношение меняется в сторону музыки (87%; 14-15 песен) за счет уменьшения информации до 13%, по ночам в эфире только самореклама с названием станции. В эфире звучит «лучшая музыка 60-х - 90-х годов, лучшие произведения классики (только инструментальные) - все лучшее, что есть в современной культуре и культуре прошлого». «Вся музыка тестируется с привлечением слушателей; ротация отсутствует; частые повторы одних и тех же песен намеренны (американская концепция), все элементы вещательного часа постоянны каждый день -для комфорта слушателей, которые знают, что и в какое время они услышат»[46] (Мария Миронова). Присутствует поп и рок музыка, классическая инструментальная музыка, отечественная эстрада.
По результатам мониторинга: музыка занимает от 70% до 95% вещательного часа в зависимости от времени суток. Если взять все звучащие в течение одного вещательного часа музыкальные композиции (а их в среднем 12 по будням) за 100%, то получается следующая картина:
англоязычные песни (исполняемые на английском языке, не обязательно певцами, происходящими из США или Великобритании, а и из Европы, Израиля, Лат. Америки) - это 67% (8 из 12); 75% (9 из 12); даже 83% (10 из 12); русскоязычные песни 8% (1 из 12); 16% (2 из 12); классическая музыка (в конце каждого часа, кроме глубокой ночи)8%(1из12); по одной песне на французском, итальянском, немецком языках 8% (1 из 12).
На «Радио 7» присутствует хорошая эстрадная, подлинная поп и рок музыка - как зарубежная, так и отечественная. Откровенной "попсы" на этой станции не выявлено. Постоянной рубрикой является «Музыкальное путешествие во времени» (по песне 70-х, 80-х, 90-х годов). Имеется и рубрика «Хит с доставкой на дом» - песни по заявкам слушателей.
Игры присутствуют в эфире "Радио 7". Это «Песни удачи» (слоган: «Слушайте «Радио 7», и Вы будете богаче не только духовно»), где 7-ой дозвонившийся к моменту начала третьей из проанонсированных музыкальных композиций получает семь тысяч рублей, однако, в феврале 2001 года эта игра видоизменилась: она стала называться «Время – деньги», где также 7-ой дозвонившийся после условного сигнала в эфире (звон будильника) должен за семь секунд очень быстро перечислить название, частоты, слоганы радиостанции (за каждое упоминание - по 700 рублей).
«Семь слов», где дозвонившийся первым слушатель в течение 30-ти секунд называет семь слов, относящихся к одной, предложенной ведущим теме и награждается билетами в кино, казино, театр; или тот же приз в обмен на правильные ответы на вопросы ведущего; с мая возникла новая версия игры под названием «Музыкальная касса», ее условия стали сложнее, а приз -10 тысяч рублей, но чтобы стать ее участником, теперь надо слушать радио постоянно, так как игра может появиться в эфире в любой час[47].
Надо отметить, что с течением времени возникают новые игры, заменяя прежние, с более сложными условиями получения выигрышей или призов. Игры, как и общение со слушателями по телефону и принятые в редакции походы в кино со слушателями станции необходимы для того, чтобы, по мнению Директора программ, "развлечь, привлечь, приобщить и приблизить слушателей".
Игры в эфире «Радио 7» выглядят оправданным и уместным дозированным развлечением, но главное - привязывают к станции, вынуждая слушать ее, чтобы выиграть. Это оправданный «манок», и в конкретном случае он правильно выстроен и не раздражает даже требовательного слушателя.
Ведение ненавязчивое, в меру строгое и эмоциональное, дружелюбное, с уважением к слушателю, присутствие ведущего оптимальное - достаточное для ощущения «неброшенности» эфира и слушателя и вместе с тем «незаболтанности» эфира. Все песни, как правило, называются - до или после их воспроизведения. Характер ведения соответствует задачам станции - семейного радио для консервативной аудитории.
Особенность «Радио 7 на семи холмах» в отличие от рассматриваемых в данной работе станций - отсутствие утренних или каких либо других шоу - это чисто музыкальная станция.
Как всякое «музыкальное радио» (состоящее на 75% и более из музыки), существующее в FM диапазоне, «Радио 7» должно выполнять функции «фона», то есть быть приятным, увлекательным дополнением, сопровождающим текущие дела (езду на автомобиле, разговор, чтение журнала, питье чая, мытье посуды и т.п.), да и любой досуг. Характер музыки, тип ведения, содержание и подача рекламы, уровень новостей (или отсутствие последних), манера общения со слушателями выявляют вещательную политику станции и - в итоге - определяют аудиторию слушателей.
Судя по ряду косвенных признаков, «Радио 7»- это (по характеру, а не по типологии) наиболее массовая станция: ее аудитория - от тинэйджеров до сорокапятилетних слушателей, имеющих образование, обладающих оформившимися качественными вкусовыми пристрастиями (практическое отсутствие «попсы»), имеющих достаток или преуспевающих (реклама эксклюзивной недвижимости, недешевых мобильных средств связи, меховых сатонов, элитарного спорта и отдыха), требовательных к характеру ведения эфира (слушатель чувствует, что его уважают) и новостям (служба новостей едва ли не лучшая среди других "музыкальных станций", сравнима с аналогичными на информационных станциях, как «Маяк» и «Эхо Москвы»). «Гуляя» по FM диапазону, нетрудно перепутать радиостанции по звучащей на них преимущественно англоязычной однотипной музыке и ведению, но при этом четко определить «Радио 7 на семи холмах»[48].
Слоганы: "Радио 7 на семи холмах» - лучшая музыка и последние новости»; «Музыка над городом – «Радио 7» -104 и 7»; «Музыка, которую хочется слушать снова и снова – «Радио 7 на семи холмах» - FM 104 и 7»; «Радио 7 на семи холмах»- для тех, кто любит радио».
Портрет аудитории.
По данным КОМКОН-Медиа. (Среди опрошенных методом телефонной выборки в Москве в возрасте 12 лег и старше.) Ежедневная аудитория: (ноябрь-декабрь 2009 г.) 70% из числа опрошенных слушают радио, из них - 7,7% - слушают «Радио 7 на семи холмах» (это пятая позиция в списке (где «Радио России» и «Маяк» стоят выше за счет трансляции), реально же - третье место по слушаемости (после «Русского радио» и «Европы плюс»); (апрель 2010 г.) 72,1 % из числа опрошенных слушают радио, из них -7,9% слушают «Радио 7...». Еженедельная аудитория, (ноябрь-декабрь 2009 г.) 88,6% из числа опрошенных слушают радио, из них -17,4% слушают «Радио 7...»; (апрель 2010 г.) 89,9% из числа опрошенных слушают радио, из них -16,6% слушают «Радио 7» (позиция сохраняется).
Состав аудитории: ноябрь-декабрь 2009 г. апрель 2010 г.
мужчины - 51,4% 51,0%;
женщины - 48,6% 49,0%;
по возрасту -
12-19лет-8,4% 12,1%
20-24 лет-9,5% 8,2%
25-39 лет-42,3% 37,5%
40-54 лет-31,1% 29,3%
55 лет и старше - 8,7% 12,9%;
по материальному положению -
низкое - 5,6% 6,3%
ниже среднего - 20,2% 17,6%
среднее - 28,2% 25,7%
выше среднего - 23,4% 18,1%;
по занятости -
работающие - 73,2% 64,7%
учащаяся молодежь - 9,4% 13,8%
неработающие
среднего возраста - 6,2% 10,0%
пенсионеры - 9,3% 6,7%;
по образованию -
ниже среднего - 6,3% 9,2%
среднее - 37,2% 36,7%
высшее - 55,7% 52,5%.[49]
Полученные данные сведем в таблицу.
Таблица 6
Аудитория радиостанции «Радио на семи холмах» 2009г. 2010 г.
по возрасту - | |
12-19 лет 68,4% | 12,1% |
20-24 лет 9,5% | 8,2% |
25-39 лет 42,3% | 41,7% |
40-54 лет 33,0 % | 37,5% |
55 лет и старше 8,7% | 12,9%; |
по материальному положению - | - |
низкое 5,6% | 6,3 |
Ниже среднего 20,2% | 17,6% |
среднее 28,2% | 25,7% |
выше среднего 23,4% | 18,1%; |
по занятости - | |
работающие 73,2% | 64,7% |
учащаяся молодежь 9,4% | 13,8% |
неработающие | |
среднего возраста 6,2% | 10,0% |
пенсионеры 9,3% | 6,7%; |
Приведенные данные, а также индекс соответствия показывают, что основу аудитории «Радио 7» составляют именно те, на кого оно и рассчитано: работающие люди в возрасте 25 - 39 лет с высшим образованием и материальным положением выше среднего.
Место прослушивания «Радио 7 на семи холмах»:
дома - 56%; на работе -13%; в машине - 28%.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 215.