Исследование необходимости применения информационных технологий при анализе бизнеса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

1. Исследование необходимости применения информационных технологий при анализе бизнеса

1.1 Информационные элементы методической базы анализа бизнеса

1.2 Элементные технологии поддержки процесса анализа бизнеса

1.3 Исследование решения задач анализа бизнеса в среде современных информационных технологий

Выводы

2. Концептуальная модель интегрированной информационной базы системы анализа бизнеса

2.1 Модель информационной интеграции современной методической базы анализа бизнеса

2.2 Концептуальная модель информационной базы системы управления процессом анализа бизнеса

Выводы

3. Реализация системы комплексного анализа бизнеса в среде современных информационных технологий

3.1 Объектно-ориентированная среда построения информационной базы анализа бизнеса

3.2 Механизм трансформации элементов ER-модели в открытую объектно-ориентированную среду «1С: Предприятие»

Выводы

Заключение

Литература



Введение

Актуальность работы. Развитие методического аппарата анализа бизнеса, наблюдающееся в последние годы в Российской Федерации, диктует необходимость использования новых подходов к организации процесса анализа.

Сбор информации о бизнесе, ее передача, обработка и хранение в процессе анализа предприятий является одной из основ объективных выводов и заключений оценщиков. Это определяет возрастающую роль информации для обоснования заключений о стоимости предприятия.

Качественное информационное обеспечение любого процесса управления хозяйственной деятельностью возможно только при использовании в полной мере всех достижений научно - технического прогресса. В первую очередь это касается применения в практике анализа новейших информационных технологий: средств вычислительной техники, программного обеспечения и телекоммуникаций. На важность исследований в области информационного обеспечения анализа бизнеса указывали в своих работах многие ученые и практики: А.Г. Грязнова, М.А. Федотова, В.В. Григорьев, С.В. Валдайцев, Ш. Пратт и другие. Тем не менее, в научной и профессиональной литературе до сих пор отсутствуют работы, посвященные моделированию информационной базы анализа бизнеса [45,60,72].

Использование в процессе анализа стоимости бизнеса массивов данных и разнообразного математического аппарата, неоднократное обращение к одним и тем же данным, ставят вопрос о необходимости применения информационных технологий.

Согласно существующим стандартам, при анализе каждого объекта бизнеса необходимо комплексно использовать затратный, сравнительный и доходный подходы, а в рамках каждого из подходов самостоятельно конкретизировать методы анализа. Многообразие методов и моделей, применяемых при анализе бизнеса, с точки зрения информационного обеспечения содержит в себе противоречие, поскольку ориентируется на различную информационную базу.

Таким образом, при проведении комплексного анализа требуется привлечение разнообразного методического аппарата, ориентированного на использование неоднородных совокупностей исходных данных.

В настоящее время специализированный программный инструментарий аналитической деятельности ограничен и развит недостаточно. На сегодняшний день не существует программных продуктов и баз данных, в полной мере удовлетворяющих потребностям профессиональных аналитиков, отсутствуют информационные системы комплексного анализа стоимости бизнеса. Имеются инструментальные средства, позволяющие в той или иной мере решать локальные задачи автоматизации отдельных аспектов процесса анализа бизнеса. К ним относятся системы финансового анализа и бизнес планирования, а так же программные продукты для оценки отдельных видов активов: зданий и сооружений, машин и оборудования и т.п.

Теоретическим и практическим вопросам использования информационных технологий при анализе бизнеса уделялось достаточно мало внимания. Однако развитие анализа вызвало необходимость исследования в области ее автоматизации.

В настоящее время рынок программного обеспечения предлагает класс открытых информационных систем, способных реализовывать широкий круг прикладных экономических функций. Одной из основных проблем компьютерной реализации анализа бизнеса в среде этих систем является отсутствие представлений о структуре и содержании информационной базы, удовлетворяющей потребностям профессионального анализа. Это требует разработки научно-обоснованной концепции структуры и содержания информационной базы, обеспечивающей специализированный программный инструментарий необходимой и достаточной информацией.

Все это определило необходимость научной проработки вопросов концептуального моделирования информационной базы системы комплексного анализа бизнеса и разработки механизмов ее реализации в среде открытых прикладных систем. Проведение такого исследования - актуальная научная задача.

Целью работы является создание концептуальной модели информационной базы, обеспечивающей информационную интеграцию различных методов и подходов к анализу бизнеса и механизмов ее практической реализации в среде современных информационных технологий.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие научные и практические задачи:

• выявить информационные элементы исследуемой предметной области и связи между ними;

• определить области интеграции информационных элементов, используемых различными методами и подходами к анализу бизнеса;

• выявить и проанализировать существующие элементные технологии, используемые на различных этапах технологического процесса анализа бизнеса;

• предложить методику построения концептуальной модели информационной базы анализа бизнеса, обеспечивающей информационную интеграцию существующего многообразия методов и подходов, используемых при анализе бизнеса;

• разработать методику преобразования концептуальной модели информационной базы анализа бизнеса в объектную модель прикладной информационной системы.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются информационные технологии, используемые в процессе анализа стоимости бизнеса. Объектом исследования является методический аппарат анализа бизнеса.

Методологическую основу исследования составили приложения методологии научного познания и системного анализа в прикладных направлениях информатики, экономической теории, экономики предприятий и аналитической деятельности. Использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации, а также различные варианты проектов методических рекомендаций, регулирующих аналитическую деятельность. При решении конкретных задач использовались методы анализа стоимости бизнеса и методы информационного моделирования.

Теоретической базой исследования являются труды зарубежных и отечественных ученых — экономистов по различным аспектам анализа бизнеса и работы в области автоматизированной обработки экономической информации, баз данных, компьютерных систем и информационного моделирования. Значительный вклад в проблематику оценки внесли ученые школы Финансовой Академии при Правительстве РФ, созданной М.А. Федотовой, а в области компьютерных систем и информационного моделирования ученые школы Финансовой Академии при Правительстве РФ, созданной B.C. Рожновым и В.Б. Либерманом. Активно использовались материалы научно практических конференций и семинаров по методологии анализа и разработки систем автоматизации управления, проектирования баз данных, а так же материалы публикаций по исследуемым вопросам в экономических и компьютерных изданиях.

Основную методологическую баз составляют научные труды ведущих российских ученых по анализу бизнеса, периодические издания, программные продукты ведущих российских фирм - производителей автоматизированных систем финансового анализа (АСФА) и автоматизированных систем бизнес-планирования (АСБП). Широко используются результаты исследований Ассоциации разработчиков программного обеспечения в области экономики (АРЭП), специальные исследования рынка программного обеспечения России и стран СНГ фирмы «Бизнес-Программы-Сервис», специальные исследования Российского общества аналитиков.

Научная новизна исследования состоит в создании концептуальной модели информационной базы анализа бизнеса и разработке механизмов преобразования этой модели в объектную модель прикладной открытой информационной системы.

В связи с этим в работе получены и выносятся на защиту следующие научные результаты:

• классификация инструментальных средств, используемых на различных этапах технологического процесса анализа стоимости бизнеса;

• концепция информационной интеграции различных методов анализа бизнеса для построения информационной базы комплексной системы оценки бизнеса;

• концептуальная модель информационной базы системы комплексного анализа бизнеса;

• механизмы преобразования концептуальной модели предметной области в объектную модель открытой прикладной информационной системы.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее основные положения, результаты, разработанные методики и рекомендации могут быть использованы для развития существующих и создания новых инструментальных средств анализа стоимости бизнеса.

Самостоятельное практическое значение имеют:

• состав и структура интегрированной информационной базы системы комплексного анализа бизнеса;

• механизмы трансформации элементов информационной модели, представленных в терминах подхода «сущность-связь» в среду объектов метаданных системы «1С:Предприятие».

Структура и объем выпускной квалификационной работы. Структура работы определена поставленной целью и последовательностью решения сформулированных задач. Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка основной использованной литературы и приложений.



Выводы

 

1. Исследование методической базы анализа стоимости бизнеса, проводимое на основе затратного, сравнительного и доходного подходов, выявило в методах анализа, с одной стороны, наличие формализованного математического аппарата, с другой стороны, субъективные (профессиональные) суждения аналитиков.

Однако, проанализировав методы анализа бизнеса, нами выявлена интеграция информационных элементов строго формализуемых математических методов с информацией, используемой методами экспертных оценок в эмпирических выводах и умозаключениях экспертов.

Таким образом, можно сделать вывод об использовании информационных систем для решения задач анализа бизнеса.

2. Анализ информационной базы стоимостной оценки бизнеса позволил сделать вывод о наличии совокупности информационных элементов, единых для различных подходов, что предопределило создание интегрированной базы данных для системы комплексного анализа стоимости бизнеса.

3. Исследование методологии аналитической деятельности выявило типовой технологический процесс, общий для всех подходов к анализу стоимости бизнеса и позволило выделить элементные технологии, покрывающие отдельные этапы этого процесса.

4. Проведенное исследование современных аналитических систем путем их классификации по ряду признаков позволило сделать вывод о возможности классификации аналитических систем, используемых при анализе стоимости бизнеса, по технологическому признаку инструментальные средства, средства разработки бизнес-планов, специализированные программные средства анализа отдельных видов активов.

5. Проведенный анализ показал, что существующие аналитические системы решают лишь локальные задачи при анализе стоимости бизнеса, их информационная база не предназначена для решения всего комплекса задач оценочной деятельности и достигнутый ими уровень автоматизации не отвечает требованиям эффективности процесса анализа.

Таким образом, возникает необходимость построения системы комплексного анализа стоимости бизнеса, основанной на концептуальной модели информационной базы, удовлетворяющей информационным потребностям всего методического разнообразия аналитической деятельности.



Выводы

1. На основе проведенного анализа информационного и инструментального обеспечения анализа стоимости бизнеса нами создана концептуальная модель комплексного анализа стоимости бизнеса.

2. Исследование предметной области определило набор критериев, характерных для моделирования системы анализа бизнеса.

Анализ показал, что свойства, присущие модели «сущность-связь» удовлетворяют требованиям построения концептуальной схемы исследуемой предметной области и тем самым данная модель применима в качестве инструмента концептуального моделирования информационной базы процесса аналитической деятельности.

3. Проведенное исследование показало, что в основу разработки методики построения КМ ИБ положены: агрегативно-декомпозиционный подход, позволяющий оперировать объектами или их агрегатами с заданным уровнем детализации; принцип выявления и разрешения противоречий, возникающих при совместном использовании информационных элементов предметной области (объект анализа, объект-аналог, метод анализа, цель анализа, показатель объекта анализа).

4. Анализ предметной области позволил также предложить методику построения концептуальной модели системы управления процессом анализа стоимости бизнеса, целью разработки которой является обеспечение информационной поддержки процесса управления групповой работой при реализации проектов оценки бизнеса, выполняемых аналитической компанией.

5. Предложенная концептуальная модель обеспечивает интеграцию технологической информации управления процессом анализа бизнеса с информационными элементами предметной области, что дает возможность планирования и эффективной организации информационного взаимодействия конкретных исполнителей на различных этапах аналитической деятельности с учетом используемых ими подходов к анализу.



Выводы

1. Анализ открытых объектно-ориентированных прикладных систем позволил предложить использование и качестве инструмента для практической реализации концепции построения информационной базы анализа бизнеса открытую объектно-ориентированную систему «1С: Предприятие».

2. Разработанная объектная информационная модель в системе «1С: Предприятие» реализует возможности полного описания информационной базы в терминах объектов метаданные в объектно-ориентированной среде «1С: Предприятие».

3. На основе анализа объектов информационной системы «1С: Предприятие» выделены соответствия данных объектов объектам КМ ИЕ и предложены два базовых механизма трансформации элементов ER-модели в объектную среду «1С: Предприятие»: механизм использования подчиненных справочников и механизм связывания объектов через типы.

 



Заключение

 

Предложенная концептуальная модель информационной базы, обеспечивающая информационную интеграцию различных методов и подходов к анализу бизнеса и механизмов ее практической реализации в открытую объектно-ориентированную среду современных информационных технологий, позволила сделать следующие выводы:

1. Проведено исследование методической базы анализа стоимости бизнеса на основе затратного, сравнительного и доходного подходов. Выявлено, что каждый из рассмотренных методов включает формализованную часть, основанную на применении строгого математического аппарата и слабо формализуемую часть, основанную на субъективных суждениях аналитиков.

2. Сделан вывод о наличии в предметной области:

· информационной интеграции формализованной и неформализованной частей процесса оценки стоимости бизнеса;

· пересекающихся совокупностей исходных данных, используемых разными подходами;

· пересечений в исходных, промежуточных и результатных данных на различных этапах анализа стоимости бизнеса различными подходами.

Рассмотрена возможность информационной интеграции при построении базы данных системы комплексного анализа бизнеса.

3. Определен типовой технологический процесс анализа стоимости бизнеса, общий для всех рассмотренных подходов. Для каждого из этапов технологического процесса выявлены элементные технологии, применимые к области анализа бизнеса.

Приведена классификация аналитических систем, используемых на различных этапах технологического процесса анализа стоимости бизнеса.

Определены критерии выбора программных систем для целей решения задач анализа бизнеса:

• инструментальные средства финансового анализа должны обладать достаточным числом регламентированных методик или открытостью системы, а также функциями загрузки, обработки и корректировки исходных данных;

• средства разработки бизнес-планов должны включать в свой состав модуль «анализ бизнеса», либо реализовывать отдельные методики этого процесса;

• специализированные программные средства анализа отдельных видов активов должны обеспечивать возможность анализа и использования баз данных по недвижимости, машинам и оборудованию.

4. Предложена методика создания концептуальной модели комплексного анализа стоимости бизнеса.

Определен набор критериев, характерных для моделирования системы анализа бизнеса:

• точность определения данных, используемых в методической базе анализа бизнеса;

• наглядность и простота модели;

• адекватность модели моделируемому объекту, т.е. соответствие структурных средств модели основным типам структур, характерным для комплексного анализа стоимости бизнеса;

• адаптируемость и гибкость к изменениям исходных данных и нуждам профессиональных аналитиков;

• независимость используемых данных от программного обеспечения аналитиков.

Установлено, что модель «сущность-связь» удовлетворяет требованиям построения концептуальной схемы исследуемой предметной области и тем самым применима в качестве инструмента концептуального моделирования информационной базы процесса аналитической деятельности.

5. Показано, что в основу разработки методики построения КМ ИВ положен агрегативно-декомпозиционнын подход, позволяющий оперировать объектами или их агрегатами с заданным уровнем детализации. На основании данного подхода выделены информационные элементы предметной области, представленные в модели в качестве сущностей: объект анализа; объект-аналог, метод анализа, цель оанализа, показатель объекта анализа.

Доказано, что в основу методики концептуального моделирования положен принцип выявления и разрешения противоречий, возникающих при совместном использовании информационных элементов предметной области.

6. Предложена методика построения концептуальной модели системы управления процессом анализа стоимости бизнеса, обеспечивающая интеграцию технологической информации управления процессом анализа бизнеса (задания сотрудникам, промежуточные результаты по этапам анализа, технологические этапы, исполнители) с информационными элементами предметной области, что дает возможность планирования и эффективной организации информационного взаимодействия конкретных исполнителей на различных этапах аналитической деятельности с учетом используемых ими подходов к анализу.

7. Предложено на основе анализа открытых объектно-ориентированных прикладных систем использование в качестве инструмента для практической реализации концепции построения информационной базы анализа бизнеса открытую объектно-ориентированную систему «1С: Предприятие».

Разработана объектная информационная модель в системе «1С: Предприятие», описывающая объекты КМ ИБ анализа бизнеса в терминах объектов метаданных системы «1С: Предприятие».

8. Предложены два базовых механизма трансформации элементов ER-модели в объектную среду «1С: Предприятие». Механизм использования подчиненных справочников предполагает, что для справочника, представляющего некоторую сущность, устанавливается в качестве Справочника-владельца другой справочник, выражающий связываемую сущность. Механизм связывания объектов через типы предполагает, что в справочник, представляющий некоторую сущность, включается реквизит, которому назначается тип, представляющий собой справочник, выражающий связываемую сущность.

9. Реализация КМ анализа бизнеса в среде «1С; Предприятие» обеспечивает:

• интеграцию совокупностей походных данных, используемых различными методами при анализе стоимости бизнеса;

• информационную увязку всех элементов технологического процесса анализа бизнеса;

• реализацию системы запросов к информационной базе, а также алгоритмов анализа бизнеса встроенными средствами объектно-ориентированного программирования;

• устранение дублирования и противоречивости данных, обеспечение ссылочной целостности на уровне базовых механизмов системы;

основу для построения профессионально ориентированных программных продуктов.



Литература

1. О Методических рекомендациях и порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. Приказ Минфина РФ от 28 июня 2000 г. N 60н.

2. О формах бухгалтерской отчетности организаций. Приказ Минфина РФ от 13 января 2000 г. N 4н.

3. Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 г. №519.

4. Федеральный закон № 135-ФЗ or 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

5. Barker R.; CASE*Method. Entity Relationship Modelling, Bungay, 1990.

6. Chesley G.R Valuing Business: Use of accounting earnings Saint Mary's University, Halifax, NS, 1999.

7. Hand J. R. M, Landsman W. R The Pricing of Dividends in Equity Valuation, UNC Chapel Hill, 1999.

8. Lee C. M. C. Measuring Wealth.CA Magazine, 1996.

9. Liu J., Ohlson J.A. The FalthanX)hlson (1995) Model: Empirical Implications Anderson School of Management, U.C.L.A., Los Angeles, Stern School of Business, N.Y.U., New York, 1999.

10. Martin J., Recommended diagramming techniques for analysts and programmers, Eng.Cliffs, 1987.

11. Mills R. Shareholder Value Analysis - Principles and Issues. - Technical Bulletin of the Institute of Charted Accountants in England and Wales, 1999.

12. Yourdon E. The Yourdon Approach. BYTE, April, 1989.

13. Автоматизированные информационные технологии в экономике. Учебное пособие под ред. И.Т, Трубилина, М.: Финансы и статистика. -1999г.- 416с.

14. Аналитические информационные системы. Аналитическая лаборатория Про-Инвест. Сайт http://www.pro-invest.com

15. Аналитические материалы компании ИКФ "АЛЬТ", Санкт-Петербург. Сайт http://www.alt.rcom.ru

16. Барнгольц С. Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития. - М.: Финансы и статистика, 1984. - 214с.

17. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента. Том 2. М.:, Ника-центр, Эльга - Н, 2001.-511 с.

18. Борковский А.Б. Англо — русский словарь по программированию и информатике. М.:, 1990.

19. Валдайцев С. В. «Оценка бизнеса и инновации: учебное пособие». - М.:, Филинъ, 1997.

20. Валдайцев СВ. «Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия», М.:, Юнити, 2001.

21. Вендров А. М. CASE - технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. - М.:, Финансы и статистика, 1998.

22. Вендров А. М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. - М.:, Финансы и статистика, 2000.

23. Гароза И. Л. Проектирование баз данных материального учета на основе моделей типа «сущность - связь». Дисс....к.э.н., ФА, 1990.

24. Голощапов Н.А., Помазкова, С. И. Недвижимость: словарь - справочник. М.:, ИТРК РСПП 2000. - 422с.

25. Грабауров В.А. Информационные технологии для менеджеров. - М.:, Финансы и статистика, 2001, - 365с.

26. Григорьев В.В. Оценка предприятий: доходный подход. - М.:, Федеративное издательство, 1998,

27. Григорьев В.В. Оценка предприятий: имущественный подход. - М: Дело, 1998.

28. Григорьев Е. И. Модель "объект - качество". Сайт www.citfomra.ru

29. Грязнова И. Н. Информационное моделирование базы данных бухгалтерского учета: Дисс....к.э.н. - М.:, 1995. - 188с.

30. Демин И.С. Информационное моделирование процессов на основе структуризации экономических объектов. Дисс....к.э.н., - М.:, 1994. -187с.

31. Демин И.С, Проектирование баз данных экономических объектов, М.:, МАИ, 1999г. -136с.

32. Дик В.В. Методология формирования решений в экономических системах и инструментальные средства их поддержки. - М.:, Финансы и статистика, 2001.- 298с.

33. Есипов В., Маховикова Г., Терехова В. «Оценка бизнеса», СПб.:, Питер, 2001.

34. Ефимов А.Н., Зимин B.C., Рощи на А.А. Правовые аспекты и оценка программного обеспечения ЭВМ и баз данных. РОО, «Московское общество оценщиков», 2002. - 195с

35. Зеленков Ю.А. "Введение в базы данных". Сайт http://alpha.netis.ru.

36. Информационные технологии в бизнесе. Под ред. Милана Желены, СПБ.:, ПИТЕР, 2002.

37. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика. 2002. - 559с.

38. Когаловский М. Р. Абстракции и модели в системах баз данных. //Системы управления базами данных, 04-05/1998.

39. Козлов М., Обзор программных продуктов для расчета инвестиционных проектов. Сайт http://www.cfin.ru

40. Козырев А.А.. Информационные технологии в экономике и управлении. - СПб.:, Издательство Михайлова, 2001. - 357с.

41. Колесник А.П. Математические модели для финансовых организаций. - М.:, МАИ, 1996.-120с.

42. Комлев И.В. Методы и средства совершенствования процедуры тендерного отбора систем автоматизации управления предприятием. Дисс....к.э.н.,-М.:, 2002.-191с.

43. Компьютерные системы и сети. Учебное пособие под ред. В.П. Косарева. - М.:, Финансы и статистика. -1999г. - 416с.

44. Коупленд Т. и др., Стоимость компаний: оценка и управление, М.:, ЗАО "Олимп-Бизнес", 1999. - 565с.

45. Крамар Е.Ю. Построение рейтингов предприятий на основе анализа их финансового положения. Дисс... к.э.н. СПб, 2000.

46. Лайкачев А.Р. Правовые основы оценки бизнеса. Сайт http://www.pro-invest.com

47. Макарова Т.В. «Методы оценки программных продуктов с использованием компьютерных технологии», Автореф. Дисс....к.э.н., М.:, 2000.

48. Международные стандарты бухгалтерского учета. Сайт «Виртуальный клуб оценщиков» http://www.appiaiser.ru

49. Международные стандарты оценки (МСО 1-4) Международного комитета по стандартам оценки имущества (МКСОИ). Сайт «Виртуальный клуб оценщиков» http://www.appraiser.ru

50. Методические рекомендации по оценочной деятельности. Оценка рыночной стоимости предприятия (бизнеса). Сайт Торгово-промышленной палаты РФ - http://www.kodtpp.ru.

51. Модильяни Ф., Миллер М. «Сколько стоит фирма? Теорема ММ», М.:, Дело, 1999.

52. Н. В. Комлев. Аналитические системы. Финансовая газета №25, июнь 2001 г.

53. Оценка бизнеса. Под ред. Грязнопой А.Г., - М.:, Финансы и статистика, 2001.-507с.

54. Оценочная деятельность в России. Сборник научных трудов, выпуск 1, ФА, 1998г.

55. Оценочная деятельность в России, Сборник научных трудов, выпуск 2, ФА, 1998г.

56. Оценочная деятельность в России. Сборник научных трудов, выпуск 3, ФА, 1999г.

57. Оценочная деятельность в России. Сборник научных трудов, выпуск 4, ФА, 2001г.

58. Павловец В. В. Введение в оценку стоимости бизнеса. Сайт «Корпоративный менеджмент». Раздел «Оценка бизнеса», http://www.cfin.ru

59. Павловская. A. Audit Expert и тенденции развития систем автоматизации финансового анализа. Сайт liitp://www.pro-invest.com

60. Пахоменко О.В. Математические модели оценки объектов интеллектуальной собственности в информационной системе (ИСООИС)// Вопросы оценки -2001. -№2.

61. Пратт Ш. Оценки бизнеса: пер. с англ. - М.:, Институт экономического анализа Всемирного Банка, 1996.

62. Программный продукт «Audit Expert 3.0.». Руководство пользователя -М. - Про-Инвест ИХ, 2001.

63. Программный продукт «Project E-.xpert 7.O.». Руководство пользователя -М.: Про-Инвест ИТ, 2001.

64. Программный продукт «ИНЭК-Инвестор». Руководство пользователя -М.: Фирма ИНЭК, 2001.

65. Программный продукт «Квантэкс 2.0.». Руководство пользователя - Рязань: ОАО Квантэкс, 2000.

66. Результаты исследований и опросов «Виртуального клуба оценщиков» http://www.appraiser.ru

67. Рожнов К.В. Классификация объектов оценки бизнеса // Вопросы оценки-2008.-№3.

68. Рожнов К.В. О системе оценки бизнеса //Вопросы оценки-2009. -№3.

69. Рожнова О.В. Информационное пространство финансового учета. Ав-тореф. Дисс.... д.э.н. М.:, 2002.

70. Рутгайзер В.М. «Междисциплинарные вопросы оценки стоимости» М., "Квинто - Консалтинг" М., 2000. - 136с.

71. Самсонов И.В. Анализ доходности деятельности открытых акционерных обществ. Автореф. Дисс.... к.э.н. -М.:, 2002.

72. Саприцкий Э.Б., Руднев Ю.А., АР. Дубинский, С.А. Халатов. Компьютерные системы оценки основных фондов // Вопросы оценки. — 1999. -октябрь - декабрь.

73. Скотт М. Факторы стоимости, М, «Олимп-бизнес», 2000. -427с.

74. Соколов В.Н. Модели оценки производственных предприятий. Дисс.... д.э.н., СПб, 1998.

75. Стандарты Американского Общества Оценщиков (BVS). Сайт «Виртуальный клуб оценщиков» Http://\vvvw.appraiser.ru

76. Тренер В.В., Фадеев П.В. Систематика оценочной деятельности. Основные понятия, классификация и система показателей. Сайт «Виртуальный клуб оценщиков» http://www.appraiser.ru

77. Тренев Н.Н. Управление финансами, Финансы и статистика, 2000.

78. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании: - Пер. с англ. — М.: Дело, 2000.

79. Федотова М.А. Рыночная стоимость собственного капитала предприятия. Дисс,...д.э.н. - М.:, 1995г.

80. Федотова М.А., Леонтьев Ю.Б. Профессиональная оценка в России (состояние, проблемы, перспективы) // Вопросы оценки. - 2009. - №3.

81. Финансовый менеджмент. Под ред. Стояновой Е.С. Изд. «Перспектива», 2002. - 655с.

82. Фридман Дж., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости: пер. с англ. -М..:, Дело, 1995.

83. Царева Н.А., Козодаев М.А. Аналитические системы - инструмент оценщика бизнеса// Вопросы оценки - 2009. - №4.

84. Чен Петер Пин-Шен // Модель "сущность-связь" - шаг к единому представлению о данных. //Системы управления базами данных, 03/1999.

85. Шабелышков В. Информационные аналитические системы - развитие систем поддержки принятия решений. Сайт Imp:// slaval980.narod.ru

86. Шарп У.Ф., Александр Г.Д., Бреили Дж. В. Инвестиции: Университетский учебник: пер. с англ. — М.:, Инфра-М, 1998.

87. Шульга Д.В. Анализ инструментальных методов оценки компаний. //Сборник научных трудов Финансовой академии при Правительстве РФ, Математические и инструментальные методы исследований экономики, М. Изд. Перспектива, 1999г.

88. Шульга Д.В. Информационная интеграция элементов методического обеспечения оценочной деятельности. //Московский оценщик, №5 (18) 2002.

89. Шульга Д.В. Методика построения концептуальной модели интегрированной информационной базы опенки бизнеса. //Сборник научных трудов под общей ред. Герасимова Б.Н., Математические и инструментальные методы экономического анализа: управление качеством. Тамбов, изд. Тамбовского Государственного Технического Университета, 2002г. - выпуск №5.

90. Шульга Д.В. Управление процессом оценки бизнеса: информационный аспект. //Вестник Тюменского государственного университета №1, Тюмень, изд. ТГУ, 2002г.

91. Шуремов Е.Л. Опыт сопоставления возможностей программ финансового анализа // Финансовая газета. - 2002. - №1 (525).

Содержание

 

Введение

1. Исследование необходимости применения информационных технологий при анализе бизнеса

1.1 Информационные элементы методической базы анализа бизнеса

1.2 Элементные технологии поддержки процесса анализа бизнеса

1.3 Исследование решения задач анализа бизнеса в среде современных информационных технологий

Выводы

2. Концептуальная модель интегрированной информационной базы системы анализа бизнеса

2.1 Модель информационной интеграции современной методической базы анализа бизнеса

2.2 Концептуальная модель информационной базы системы управления процессом анализа бизнеса

Выводы

3. Реализация системы комплексного анализа бизнеса в среде современных информационных технологий

3.1 Объектно-ориентированная среда построения информационной базы анализа бизнеса

3.2 Механизм трансформации элементов ER-модели в открытую объектно-ориентированную среду «1С: Предприятие»

Выводы

Заключение

Литература



Введение

Актуальность работы. Развитие методического аппарата анализа бизнеса, наблюдающееся в последние годы в Российской Федерации, диктует необходимость использования новых подходов к организации процесса анализа.

Сбор информации о бизнесе, ее передача, обработка и хранение в процессе анализа предприятий является одной из основ объективных выводов и заключений оценщиков. Это определяет возрастающую роль информации для обоснования заключений о стоимости предприятия.

Качественное информационное обеспечение любого процесса управления хозяйственной деятельностью возможно только при использовании в полной мере всех достижений научно - технического прогресса. В первую очередь это касается применения в практике анализа новейших информационных технологий: средств вычислительной техники, программного обеспечения и телекоммуникаций. На важность исследований в области информационного обеспечения анализа бизнеса указывали в своих работах многие ученые и практики: А.Г. Грязнова, М.А. Федотова, В.В. Григорьев, С.В. Валдайцев, Ш. Пратт и другие. Тем не менее, в научной и профессиональной литературе до сих пор отсутствуют работы, посвященные моделированию информационной базы анализа бизнеса [45,60,72].

Использование в процессе анализа стоимости бизнеса массивов данных и разнообразного математического аппарата, неоднократное обращение к одним и тем же данным, ставят вопрос о необходимости применения информационных технологий.

Согласно существующим стандартам, при анализе каждого объекта бизнеса необходимо комплексно использовать затратный, сравнительный и доходный подходы, а в рамках каждого из подходов самостоятельно конкретизировать методы анализа. Многообразие методов и моделей, применяемых при анализе бизнеса, с точки зрения информационного обеспечения содержит в себе противоречие, поскольку ориентируется на различную информационную базу.

Таким образом, при проведении комплексного анализа требуется привлечение разнообразного методического аппарата, ориентированного на использование неоднородных совокупностей исходных данных.

В настоящее время специализированный программный инструментарий аналитической деятельности ограничен и развит недостаточно. На сегодняшний день не существует программных продуктов и баз данных, в полной мере удовлетворяющих потребностям профессиональных аналитиков, отсутствуют информационные системы комплексного анализа стоимости бизнеса. Имеются инструментальные средства, позволяющие в той или иной мере решать локальные задачи автоматизации отдельных аспектов процесса анализа бизнеса. К ним относятся системы финансового анализа и бизнес планирования, а так же программные продукты для оценки отдельных видов активов: зданий и сооружений, машин и оборудования и т.п.

Теоретическим и практическим вопросам использования информационных технологий при анализе бизнеса уделялось достаточно мало внимания. Однако развитие анализа вызвало необходимость исследования в области ее автоматизации.

В настоящее время рынок программного обеспечения предлагает класс открытых информационных систем, способных реализовывать широкий круг прикладных экономических функций. Одной из основных проблем компьютерной реализации анализа бизнеса в среде этих систем является отсутствие представлений о структуре и содержании информационной базы, удовлетворяющей потребностям профессионального анализа. Это требует разработки научно-обоснованной концепции структуры и содержания информационной базы, обеспечивающей специализированный программный инструментарий необходимой и достаточной информацией.

Все это определило необходимость научной проработки вопросов концептуального моделирования информационной базы системы комплексного анализа бизнеса и разработки механизмов ее реализации в среде открытых прикладных систем. Проведение такого исследования - актуальная научная задача.

Целью работы является создание концептуальной модели информационной базы, обеспечивающей информационную интеграцию различных методов и подходов к анализу бизнеса и механизмов ее практической реализации в среде современных информационных технологий.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие научные и практические задачи:

• выявить информационные элементы исследуемой предметной области и связи между ними;

• определить области интеграции информационных элементов, используемых различными методами и подходами к анализу бизнеса;

• выявить и проанализировать существующие элементные технологии, используемые на различных этапах технологического процесса анализа бизнеса;

• предложить методику построения концептуальной модели информационной базы анализа бизнеса, обеспечивающей информационную интеграцию существующего многообразия методов и подходов, используемых при анализе бизнеса;

• разработать методику преобразования концептуальной модели информационной базы анализа бизнеса в объектную модель прикладной информационной системы.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются информационные технологии, используемые в процессе анализа стоимости бизнеса. Объектом исследования является методический аппарат анализа бизнеса.

Методологическую основу исследования составили приложения методологии научного познания и системного анализа в прикладных направлениях информатики, экономической теории, экономики предприятий и аналитической деятельности. Использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации, а также различные варианты проектов методических рекомендаций, регулирующих аналитическую деятельность. При решении конкретных задач использовались методы анализа стоимости бизнеса и методы информационного моделирования.

Теоретической базой исследования являются труды зарубежных и отечественных ученых — экономистов по различным аспектам анализа бизнеса и работы в области автоматизированной обработки экономической информации, баз данных, компьютерных систем и информационного моделирования. Значительный вклад в проблематику оценки внесли ученые школы Финансовой Академии при Правительстве РФ, созданной М.А. Федотовой, а в области компьютерных систем и информационного моделирования ученые школы Финансовой Академии при Правительстве РФ, созданной B.C. Рожновым и В.Б. Либерманом. Активно использовались материалы научно практических конференций и семинаров по методологии анализа и разработки систем автоматизации управления, проектирования баз данных, а так же материалы публикаций по исследуемым вопросам в экономических и компьютерных изданиях.

Основную методологическую баз составляют научные труды ведущих российских ученых по анализу бизнеса, периодические издания, программные продукты ведущих российских фирм - производителей автоматизированных систем финансового анализа (АСФА) и автоматизированных систем бизнес-планирования (АСБП). Широко используются результаты исследований Ассоциации разработчиков программного обеспечения в области экономики (АРЭП), специальные исследования рынка программного обеспечения России и стран СНГ фирмы «Бизнес-Программы-Сервис», специальные исследования Российского общества аналитиков.

Научная новизна исследования состоит в создании концептуальной модели информационной базы анализа бизнеса и разработке механизмов преобразования этой модели в объектную модель прикладной открытой информационной системы.

В связи с этим в работе получены и выносятся на защиту следующие научные результаты:

• классификация инструментальных средств, используемых на различных этапах технологического процесса анализа стоимости бизнеса;

• концепция информационной интеграции различных методов анализа бизнеса для построения информационной базы комплексной системы оценки бизнеса;

• концептуальная модель информационной базы системы комплексного анализа бизнеса;

• механизмы преобразования концептуальной модели предметной области в объектную модель открытой прикладной информационной системы.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее основные положения, результаты, разработанные методики и рекомендации могут быть использованы для развития существующих и создания новых инструментальных средств анализа стоимости бизнеса.

Самостоятельное практическое значение имеют:

• состав и структура интегрированной информационной базы системы комплексного анализа бизнеса;

• механизмы трансформации элементов информационной модели, представленных в терминах подхода «сущность-связь» в среду объектов метаданных системы «1С:Предприятие».

Структура и объем выпускной квалификационной работы. Структура работы определена поставленной целью и последовательностью решения сформулированных задач. Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка основной использованной литературы и приложений.



Исследование необходимости применения информационных технологий при анализе бизнеса

Дата: 2019-05-28, просмотров: 183.