Вызывает интерес не только структура самооценки и составные, из которых она строится, но и ее уровень или коэффициент. Психологи сходятся во мнениях, что самооценку можно определять по трем параметрам:
* высота;
* устойчивость;
* адекватность[65].
Существует множество опросников, оценочных шкал и тестов, которые позволяют определить уровень самооценки, насколько она высокая или низкая. Испытуемый должен указать те качества, поступки и установки, которые он признаёт за собой, или же от него требуется определить свое место на той или иной шкале. В этом случае исследователя интересуют не детали создаваемого испытуемым портрета, а общий уровень оценки, проявляющийся в его ответах. Этот уровень можно определить двумя способами. В соответствии с первым, предлагаемые испытуемому черты делятся на основании общепринятых критериев, на положительные и отрицательные, а уровень оценки самого себя определяется числом положительных черт, приписываемых себе испытуемыми. Второй способ состоит в том, что испытуемый должен ответить на один и тот же список вопросов в двух различных планах. Он должен сообщить не только то, каким он видит себя (субъективный образ), но и указать те качества, которыми хотел бы обладать (т.е. воссоздать, таким образом, идеальный образ себя). Степень расхождения между этими двумя оценками рассматривается как мера удовлетворенности собой или степень приемлемости самого себя[66].
Мы не будем приводить тест для определения самооценки, т.к. это не входит в цель данной работы, но считаем необходимым дать общие признаки заниженной самооценки, показать основные видимые проявления ее в поведении человека. Если вы обнаруживаете в себе или в ком-то более, чем 20% этих признаков, это значит, что самооценка является заниженной. Вот эти признаки[67]:
* Большая чувствительность к упрекам и критике. Это связано с тем, что критика затрагивает самооценку человека, которая и так занижена. По причине этого, критика болезненно воспринимается и переносится. Часто это проявляется в обидах по самому незначительному поводу (незначительным этот повод является лишь для окружающих). Как правило, “мелочи”, которые “задевают” человека, указывают на те области, в которых “хромает” его самооценка, и в которых у него уже имеются “раны”. Например, если человека “задевают” замечания, связанные с его знаниями, умениями или навыками, то, скорее всего, у него страдает чувство компетентности. Если человека “задело” легкое замечание по поводу его личностных свойств, то возможно, что он не ощущал или не ощущает себя любимым.
Нельзя не отметить, что чувствительность к упрекам или критике зависит не только от самооценки, но и от настроения человека, его физического состояния (т.е. голод, неполноценный сон накануне и т.д.) и обстоятельств, при которых это было сказано. Поэтому разовые случаи не могут быть причиной, достаточной для вынесения диагноза “низкая самооценка”, однако, если такая реакция повторяется неоднократно, то это является “сигнальной лампочкой”, которая в сочетании с другими проявлениями будет свидетельствовать о заниженной самооценке. Для такого человека свойственно потом “нянчиться” со своими ранеными чувствами: снова и снова вспоминать, анализировать, продумывать другие варианты исхода ситуации и т.д. В общении такой человек крайне чуток и чувствителен к мнениям других о себе, его очень волнует, что скажут или что подумают. Так же ему свойственно постоянно “казнить” себя за свои ошибки и “промахи”.
* Второй признак заниженной самооценки - чувствительность к похвале и неумение ее принимать. Когда такого человека хвалят, он пытается отказаться от похвалы или переложить ее на кого-то другого, случайность или обстоятельства. “То, как вы принимаете комплименты, показывает, насколько вы уважаете себя”[68]. Интересно приложить это к христианской жизни. Когда христианина хвалят за хорошую проповедь или пение, за добросовестно сделанную работу или оказанную вовремя помощь, он старается, чтобы похвала принадлежала не ему, а Христу, и это правильно. Проблема заключается в том, что человек с заниженной самооценкой может за этим просто скрывать свое неумение принимать похвалу. Свою заниженную самооценку он неосознанно адаптировал в христианскую жизнь.
* О заниженной самооценке может свидетельствовать и привычка негативно говорить о себе, о своих особенностях, качествах, способностях и навыках в присутствии других, а также награждать себя каким-то названием или прозвищем. У христиан это может проявляться в показном гипертрофировании своей греховности или вины.
* Еще одним признаком заниженной самооценки является склонность к мечтаниям. Вообще нужно оговориться, что каждый человек иногда не прочь помечтать, и это вполне нормально. Под склонностью к мечтаниям мы подразумеваем частое и продолжительное по времени пребывание в мечтах, когда это становится часто практикуемой привычкой и в какие-то моменты даже может становиться второй жизнью человека. Это свидетельствует о том, что то, каким он является в данный момент, он себе неприемлем, непривлекателен. Он неудовлетворен тем положением, в котором он находится в настоящее время, недоволен отношением к нему других. И тогда он все чаще и чаще начинает воображать себя в другом мире, в мире, где его все уважают, где он многого достиг, где он представляет собой “совокупность совершенства”. Мечты - это бегство от реальности. В этом случае: чем больше человек фантазирует, тем ниже его самооценка.
* О заниженной самооценке свидетельствует также конформистское поведение. Это выражается в приспособленчестве, т.е. стремлении ничем не отличаться от референтной группы. Происходит подстраивание под моду, вкусы, взгляды, образ жизни этой группы. Так же это проявляется в политике “невысовывания” из-за страха критики и неуверенности в своих силах. Руководитель с заниженной самооценкой будет увлекаться угодничеством. В церкви это может “выливаться” в членские собрания, на которых все “за” или все “против”. Однако здесь нужно отметить, что иногда заниженная самооценка проявляется напротив в девиантном поведении, т.е. подчеркнутой оппозиции обществу, критическом отношении, вызывающем несогласии с большинством, в подчеркнуто “своём” мнении. Многократные психологические исследования показали связь между девиантным поведением и заниженной самооценки. Ниже данный вопрос будет рассмотрен более подробно (стр. 40). Главное отличие между людьми с заниженной и здоровой самооценкой заключается в том, что люди со здоровой самооценкой, как правило, находятся в “золотой середине”, т.е. они не конформисты, но и не проявляют девиантное поведение, их позиция в основном сбалансирована, и если они и становятся в оппозицию, то из-за своих убеждений, а не для того, чтобы “быть оппозицией”[69].
* О заниженной самооценке также свидетельствует общая неуверенность в себе как личности, в восприятии себя хуже других, в сомнении в своих социальных навыках. Это выражается в страхе перед начинанием нового дела, опасении начать совершать что-то, что поставит на карту репутацию. Это может проявляться как в простых вещах, например, страхе во время урока, зная ответ на заданный вопрос, поднять руку и высказаться, так и в серьезных жизненных начинаниях, например, страхе взяться за какую-то общественную работу. Исключение этому составляют те случаи, когда человек действительно знает, что он не имеет важных навыков и знаний для этого дела, а не просто неуверен в себе.
* Заключительный признак, указывающий на заниженную самооценку, это постоянное самоутверждение, постоянное стремление повысить свою значимость[70]. Окружающие люди воспринимаются таким человеком как соперники, которых нужно победить, а не друзья, которых нужно любить. Средством самоутверждения могут стать большие бицепсы, обладание какой-то собственностью, например, машинка на дистанционном управлении для семилетнего мальчика, которой ни у кого больше нет, или новенький “Мерседес” для семнадцатилетнего юноши. Средством самоутверждения для студента может стать учеба, т.е. знания и т.д.
Интересно это соотнести с христианской жизнью. Человек, не имевший признания в мире, придя в церковь, может использовать средством самоутверждения религию. Это может проявляться, например, в стремлении к исключительной святости и резко критическому отношению к “недостаточно святым”. Ниже мы остановимся на этом вопросе более подробно (стр. 39).
К сожалению, объём данной работы не позволяет перечислить все пути и проявления заниженной самооценки и описать все множество путей, которыми человеческая природа восполняет свои недостатки. Почти всегда это происходит на подсознательном уровне. Человек часто не осознает до конца мотивы своих поступков и слов.
Говоря о признаках заниженной самооценки в целом, нетрудно заметить, что почти все признаки проявляются в контексте окружающих. Например, в склонности к мечтаниям, совершенный в мечтах подвиг лишается своей ценности, если его никто не увидел и не узнал. Для “героя-мечтателя” нужна хотя бы пара восхищенных глаз. Также, для обладателя “Мерседеса” важен не столько сам процесс обладания и пользования машиной, сколько то, чтобы о факте обладания машиной узнали значимые люди.
Подводя итог вводных глав работы, важно отметить, что в исследовании природы самооценки и её структуры мы обнаружили большую зависимость последней от социальной среды. Социальная среда оказывает влияние на формирование самооценки, во-первых, как фактор влияния на все три столпа, на которых базируется самооценка, во-вторых, в качестве референтной группы, которая является источником норм оценивания и самооценивания.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 221.