Б. Влияние социальной среды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В этом разделе мы рассмотрим, как социальная среда, а в частности, отношения в семье, в школе и затем, в период взрослой жизни, влияет на самооценку человека.

 

Родители.

Ряд современных психологических исследований, проведенных на западе, показал, что процесс формирования личности начинается во время беременности[48]. В частности, Моника Томеннспич (Monika Tomann-Specht) исследовав 235 женщин в период беременности и родов, пришла к выводу, что отношение матери к ребенку оказывает на него огромное влияние. Дети матерей, которые хотели и ждали ребенка, оказались гораздо здоровее как эмоционально, так и физически. У детей же, которых не хотели и не ждали, формировалось ощущение своей нежеланности другим, своей ненужности окружающему миру[49].

Одной из наиболее распространенных причин формирования заниженной самооценки у ребенка во время беременности является нежеланность. Могло произойти так, что зачатие произошло не по воле семьи, и родители в данный момент не собирались иметь ребенка, а возможно, он разрушал их планы и т.д. В таком случае, мать, сама того не сознавая, через своё эмоциональное состояние передает ребенку информацию о том, что он не нужен родителям, что он не нужен в этом мире. В силу своего развития ребенок не может понять, почему он не нужен. Под таким влиянием формируется будущая личность. Формируется также и самооценка, хотя это не является осознанным процессом. Не проходя через сознание, самооценка формируется у ребенка на подсознательном уровне и, будучи уже взрослым, он и тогда не сможет понять, откуда и когда у него появились такие мысли о себе. Таким образом, ощущение своей ненужности родителям и этому миру просто вплетается в формирующийся внутренний образ. Это разрушает здоровый внутренний образ, т.к. для здорового эмоционального развития ребенок должен чувствовать, что его ждут и что его любят. Разрушается также и чувство принадлежности, т.е. ощущение себя любимым.

Не представляется возможным описать все пути формирования заниженной самооценки, и мы ограничимся лишь их перечислением.

Вот ребенок родился. Как дальше будет формироваться его самооценка?

Как мы уже упоминали, ребёнок попадает в руки родителей с уже заложенными в него свойствами темперамента. Является ли он легким или трудным, открытым или замкнутым, с положительным или отрицательным жизненным настроем, но таким он попадает в руки здоровой или нездоровой, опытной или неопытной молодой или немолодой семьи. Теперь зависит от них, насколько они смогут его таким полюбить, насколько смогут сформировать в нем чувство собственного достоинства и ощущение компетентности.

Кроме того, существуют многочисленные исследования, как зарубежных, так и отечественных психологов, показывающие, как окружающие люди (а главным образом родители) влияют на формирование самооценки. В частности, под руководством Авдеевой было проведено исследование, цель которого показать зависимость самооценки ребенка от метода воспитания, используемого родителями[50]. Дети были разделены на 4 группы 1-2 месяца, 3 месяца, 6 месяцев, 8-12 месяцев. Затем каждая из групп была разделена на 2 группы. Воспитание детей первой группы происходило преимущественно путем запретов, а второй группы - путем поощрений. Замечена зависимость психического состояния ребенка от того, под какой тип воспитания он попал. И хотя нет возможности определить влияние определённого типа воспитания непосредственно на самооценку (т.к. очень сложно ее определить у годовалого ребенка), влияние типа воспитания на внутренний образ ребенка очевиден. А т.к. внутренний образ ребенка формируется в его подсознании, то, став взрослым, он не будет понимать, откуда у него такой негативный внутренний образ. “Мы не в состоянии вспомнить причины и время возникновения сомнения в себе и в своих способностях, потому что это случилось в ранние годы нашего сознательного существования”[51].

Итак, исследование показало, что, во-первых, тип воспитания формирует внутренний образ ребенка, во-вторых, что становление самооценки у младенца происходит в зависимости от отношения взрослого. Это значит, что в первые годы жизни формируется самооценка ребенка, отражающая оценку взрослого.

Ребенок растет. Продолжает формироваться его внутренний образ, и первостепенную роль здесь по-прежнему играют родители. У ребенка начинаются определенные фазы возбуждения, называемые детским негативизмом. В частности, Олпорт связывает негативизм с формированием чувства компетентности[52]. Это проявляется через непослушание ребёнка или отказ от ожидаемых действий. Это может быть как резко агрессивный отказ, так и в виде игры, когда ребенок как бы подразнивает взрослых, демонстративно и лукаво делая то, что они запрещали. Родители не могут понять причину странной перемены поведения их ребенка. Эти психологически-нормальные негативные формы поведения чаще всего наблюдаются в периоды возрастных кризисов, когда у ребенка возникает устойчивая потребность в самостоятельности и самоутверждении. Одна из распространённых реакций родителей - подавление “восстания”. И здесь кроется опасность "сломать" ребенка, разрушить его формирующуюся волю. Став взрослым, он не будет понимать, почему он такой слабовольный и так легко поддается любому давлению. А острый дефицит самостоятельности часто перерастает в личностную зависимость.

Развитие более сильных детей может пойти по другому сценарию. Подавление негативизма только закрепляет в них негативные формы поведения. Закономерность такова, что то, что не получило возможности проявиться в свое время, в соответствующем возрасте, обязательно проявится позднее, в не очень приятной форме и продлится дольше, чем это было бы в раннее время[53]. А может и сохраниться на всю жизнь - как одна из тенденций незрелой личности. Это будет проявляться, прежде всего, в контакте со старшими, с теми самыми значимыми, которые задержали его развитие. Внутренний образ ребенка искажается и его заниженная самооценка, вероятнее всего, будет проявляться в девиантном поведении[54].

Незрелость родителей может надолго задержать эмоциональное развитие ребенка, а также и рост его чувства компетентности. Часто у родителей заранее сформировано определенное отношение к своим детям, а позднее подросткам[55]:

* подросток не имеет никакого права судить, обсуждать, критически относиться к поведению, к поступкам и личности старшего.

* подросток проявляет черную неблагодарность, относясь к старшему критично и явно отрицательно, тогда как старший дал ему жизнь, кормит и одевает его, делает ему подарки, учит и воспитывает его.

* подросток не может быть прав, он либо заблуждается, либо клевещет; созданный им психологический портрет старшего написан предвзято и потому неверен.

* если кто-то и является плохим, так это подросток, потому что он еще ... подросток! А старший не может быть таким плохим, потому что он ... старший!

Вот как эмоционально говорит об этом Жутикова Н.В.[56]:

“Младший, в любом возрасте, имеет право “судить”, т.е. иметь и выражать свое отношение к старшему, иметь и выражать свое суждение о нем, свое понимание его действий, поступков, личности. Любой человек, независимо от возраста, может иметь свое отношение и суждение о чем и о ком угодно! Потому что человек без этого не является “человеком мыслящим”. Одна из задач старшего - вызвать у младшего должное нравственное отношение и развить в нем способность к самостоятельному суждению. Мы часто говорим об их неблагодарности. “Неблагодарность”? А за что им нас благодарить? Что мы произвели их на свет? Что вскармливаем, даем одежду и кров? Простите, но животные - на своем уровне - делают то же и не требуют благодарности! Мы слишком многое ставим себе в заслугу, а сами не даем детям того, что требует от нас человеческий уровень. Вместо этого упрекаем их, что причиняют нам хлопоты! Пользуясь своей безнаказанностью, мы оскорбляем их за то, что они младшие, позволяя по отношению к ним то, чего не потерпит ни один взрослый ... Мы - тот фильтр, через который они воспринимают окружающий мир, мы - ближайшие из него, нас они чувствуют особенно остро. Мы еще хотим, чтобы они были всегда лишь нашей принадлежностью, удобной живой собственностью, легко подчиняемой и обожающей нас. Наша привязанность к ним угнетает их. Наши амбиции требуют, если уж не поклонения нам, то постоянных подтверждений незыблемости нашего авторитета. И мы силой добиваемся этого и никак не можем добиться, потому что подавление, унижение и оскорбление не содержат ничего созидающего. Они ничему хорошему не учат. Но они заразительны и возвращаются к нам в реакциях младших на наше нелепое и нерациональное поведение. Мы губим будущее наших детей - потому, что всего-навсего утверждаемся за их счет. Вот откуда их “неблагодарность”!”

Интересно отметить, что не только негативное отношение родителей разрушительно действует на ребёнка. Фактором, оказывающим большое влияние на формирование заниженной самооценки, согласно Адлеру, является также чрезмерная опека родителей. Например, мать может вести себя напряженно и проявлять нервозность, когда малыш вздумает поговорить с гостями или с посторонними людьми на улице. Она вмешивается в разговор, пытаясь объяснить, что хотел сказать малыш или начинает нервно смеяться, когда ей кажется, что его высказывания звучат глуповато. Если ребенку задают вопрос, она не дает ему открыть рот, стараясь ответить вместо него. Когда он должен провести выходные вне дома, мама предварительно читает ему обширную лекцию о том, как надо себя вести, чтобы не выглядеть глупым. И хотя при этом мать или отец действуют из лучших побуждений, все это однозначно говорит ребенку о том, что его родители не доверяют его способностям, и что его поведение без их указаний выглядит глупо. При чрезмерной опеке страдает в первую очередь чувство компетентности.

Важным для ребёнка является также ощущение себя, безусловно, любимым. Существует огромное множество подсознательных мотивов неудовлетворенности своим ребенком. Иногда его не могут полностью принять потому, что ему не достает привлекательности и обаяния, или потому, что он иногда кажется глуповатым и несообразительным. Возможно, он не такой, как его ожидали, а может, он родился в неудачное время, и его появление вызвало финансовые трудности и раздоры. Может быть, вместо мальчика родилась девочка или наоборот. А может быть, ребенок просто стал для родителей символом собственных неудач и своей непригодности к этой жизни. “Совершенно очевидно, что вы не сможете внушить ребенку уважение к самому себе, если будете испытывать к нему скрытую неприязнь по каким-то причинам[57].” Ребенок остро чувствует отсутствие безусловной любви.

На формирование самооценки большую роль оказывают ценности, принятые в обществе. Все люди в той или иной степени подвержены влиянию этих ценностей. В соответствии с ними происходит взаимное оценивание друг друга. Родители, учителя и друзья, сами этого не осознавая, часто оценивают детей, также исходя из них. Одной из таких ценностей или критериев оценивания является красота. Исследования показали, что, например, красивая женщина ценится выше, получает более высокие оценки в институте, больше влияет на мужчин и даже на суде получает более мягкий приговор[58]. Красивые мужчины и женщины оцениваются как более общительные, красивые, сильные, чуткие, добрые и интересные, чем менее красивые[59]. Поэтому, дети также оцениваемы окружающими по внешней красоте, и, следовательно, страдают те дети, которые красивой внешностью не обладают. Как мы уже отметили, самооценка ребенка формируется преимущественно на основании мнения окружающих о нем. Кроме того, впитывая эти ценности, дети сами начинают определять свою ценность по этим критериям. Внешность - это наиболее значительный критерий оценивания в жизни ребенка. Кроме этого, оценивание начинает происходить по такой категории, как ум. Ввиду того, что этот критерий оценивания начинает играть большую роль в школьный период, мы рассмотрим его ниже, в разделе “ Школа ”.

Школа.

 

Ребенок идет в школу. Как дальше будет формироваться его самооценка? Мы не будем подробно останавливаться на этом периоде, т. к. он широко представлен как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Очень хорошо этот период исследован отечественными психологами.

На становление самооценки в каждом возрастном периоде преимущественное воздействие оказывает ведущая деятельность, соответствующая этому периоду (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Т.Ю. Андрущенко). В школьный период такой ведущей деятельностью является учеба. Поэтому учебная деятельность оказывает особое влияние на формирование самооценки (Л.В. Берцфан, А.В. Захарова). Конечно, стоит добавить, что в школьный период половые различия также определяют приоритеты оценивания: мальчики оценивают себя главным образом по своим предметным достижениям, тогда как для девочек, кроме того, важны межличностные отношения (К. Гиллиган). Выявлена зависимость самооценки от отношений в классе, а также от стиля преподавания[60] (Т.С. Токарская, Н.А. Березовин, Л.К. Грицюк, А.В. Киричук).

Говоря о самооценке ребенка, нужно отметить, что к школьному периоду:

à она еще недостаточно сформирована, необъективна и обнаруживает тенденцию к переоценке (Н.Е. Акудинова, А.М. Запрягалова, А.И. Липкина).

à во многом зависит от оценок учителя (Б.Г.Ананьев, А.И.Липкина, В.М. Синельников, С.М. Юлдашева). Большинство психологов сходятся на том, что именно в подростковый период самооценка наиболее чувствительна и одновременно является неустойчивой, легко и резко меняющейся (Л.И. Божович).

По данным Роберты Симмонс и супругов Розенберг (1973), обследовавших около 2000 детей и подростков от 8 до 17 лет, в 12-14 лет заметно усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов “Я”, несколько снижается общее самоуважение, и существенно изменяется самооценка некоторых качеств. Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверстники дурного мнения о них, и они чаще испытывают депрессивные состояния. С переходом из подростковой фазы развития в юношескую, положение улучшается. После 15 лет снова происходит рост самоуважения, ослабевает застенчивость, самооценка становится устойчивее, хотя озабоченность собой у юношей все-таки выше, чем у детей.

Замечена взаимозависимая связь между учебой и самооценкой. В 1, 2 классах самооценка непосредственно влияет на учебный процесс, в старших же классах преобладает обратное действие, а именно: учебная деятельность влияет на характер самооценки[61]. Таким образом, заниженная самооценка мешает учиться и понижает успеваемость, а затем, по причине низкой успеваемости, самооценка падает еще ниже первоначального уровня.

Согласно Эриксону, который разложил развитие человека на 8 стадий психосоциального развития, школьный период связан со стадией конфликта между трудолюбием и чувством неполноценности[62] (6-12 лет). Главным кризисом этой стадии является возможность развития неполноценности. Если ребенок разрешает этот кризис, у него формируется трудолюбие, которое связано с чувством компетентности (третье основание самооценки). Нетрудно заметить, как важно ребёнку правильно пройти эту стадию.

Доктор Добсон считает, что это происходит далеко не всегда. Большинство детей, по его мнению, оканчивают школу с убеждением, будто они не обладают достаточными умственными способностями. Добсон перечислил категории детей, которым суждено иметь трудности в учебе[63]:

* Ребенок с пониженной способностью к обучению. Это дети, у которых способности для выполнения школьных заданий ограниченны. Ребенок может пытаться выполнить заданный урок, но ему ничего не удается сделать правильно. У него обычно возникают трудности при обучении чтению уже в первом классе. Он не понимает то, чему его учат...

* Полуграмотный ребенок. Такими детьми чаще всего оказываются те, у кого в семье говорят на двух языках, а ребенок ни на одном из них даже не научился говорить как следует...

* “Недотепа”. Это дети с нормальными способностями к обучению, но совершено неорганизованные, у которых отсутствует интерес к учебе...

* Ребенок из неблагополучной среды...

* Ребенок с запоздалым процессом развития. Это дети, чаще всего мальчики, не достигшие в своем возрасте достаточного уровня развития, чтобы начать учиться. Но, тем не менее, их направляют в школу, где они не в состоянии справиться с учебой...

Как мы уже отмечали, в школьный период оценивание происходит не только по внешности, но и по умственным способностям. Детей, обладающих живым умом и быстрой памятью, ценят выше, чем детей со средними способностями. Из них создают особые классы, их хвалят и ставят в пример другим. Обратное отношение к себе имеют дети с другим типом восприятия или памяти. Например, ребенок обладает медленным типом запоминания материала. Хотя ребенок умственно ничуть не уступает “отличникам”, он, пытаясь запомнить материал, замечает, что его сверстники гораздо быстрее справляются с этой задачей. Тот материал, который они запоминают за полчаса, ему нужно учить несколько часов. А проучив материал несколько часов, ребенок обнаруживает на уроке, что его сверстники, потратившие полчаса, знают урок гораздо лучше. В процессе обучения играют роль также и вербальные способности, т.е. умение рассказать. Есть дети, которые, даже зная материал, не могут его четко рассказать. Ребенок не понимает, что в этом нет его вины, что это его наследственность и что ему надо просто развить в себе то, что в других детях заложено при рождении. Таким образом, ребенок, оценивая себя, приходит к выводу, что он неспособный, это разрушает его чувство компетентности в учебе.

 

Взрослая жизнь.

 

Как мы уже отмечали, направленность на тот или иной объект самооценивания меняется с возрастом. Кроме того, доминирующая область самооценивания зависит от пола. Есть приоритетные области, в которых мужчины и женщины должны чувствовать себя уверенно. Для мужчин такой доминирующей областью чаще всего является работа. Для женщин это, в первую очередь, семья и межличностные отношения[64]. Отсюда - разное соотношение мужской и женской идентичности. Юноша, не осуществивший своего профессионального самоопределения, не может чувствовать себя зрелым. Девушка может основывать свои притязания на взрослость на других показателях, например, наличии серьезных претендентов на ее руку и сердце (К. Гиллиген, 1982). Проблемы в доминирующей области самооценивания наиболее разрушительны для самооценки человека.

Мы живем в мире проблем. Не зависимо от того, какой здоровой самооценкой мы обладаем, она подвержена постоянным колебаниям, в зависимости от тех обстоятельств, в которых мы находимся. Студент, поступив на первый курс и получив серию отрицательных оценок, начинает сомневаться в своих способностях, не смотря на то, что школу он окончил с отличием. Серия неудач в личной жизни может убедить женщину в том, что она не привлекательна и непригодна для семейной жизни. Так, проблемы, с которыми мы сталкиваемся, делают вызов нашей самооценке, ставят под вопрос ее адекватность, влияют на нее и изменяют ее. Таким образом, наша самооценка подобна барометру, меняющемуся вместе с изменениями атмосферного давления.

Итак, как мы уже отмечали, самооценка человека базируется на 3-х столпах:

· ощущения себя любимым;

· чувство собственного достоинства;

· чувство компетентности.

Если в процессе развития ребенка пострадал, хотя бы один из них - значит здоровая самооценка нарушена, и стоит на неустойчивом фундаменте, что может дать о себе знать не только в детский, но и взрослый период.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 183.