Понятие "самооценка" в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли это понятие. Ниже мы рассмотрим концепции тех психологов, которые внесли значительный вклад в развитие этого понятия.
Уильям Джеймс. Первым, кто ввел понятия “самооценка”, “образ самого себя” в структуру личности был Уильям Джеймс. В своей теории Джеймс разделил личность на 3 части согласно:
· ее составных элементов;
· чувств и эмоций, вызываемых этими элементами (самооценка);
· поступков, вызываемых этими элементами личности (заботы о самом себе и самосохранение).
Составные элементы личности Джеймс подразделил на три класса: физическая личность, социальная личность и духовная личность. После исследования составных элементов личности он рассмотрел чувства и эмоций, вызываемые этими элементами, а именно самооценку. Самооценку, в свою очередь, он разделил на 2 типа: самодовольство и недовольство собой[14]. Последующие персонологи развили свои теории личности, рассматривая самооценку человека через призму тех философских взглядов, которые лежат в основе каждой из таких теорий.
Зигмунд Фрейд представляет человека как водимое сексуальностью и агрессией существо, чьи подавленные инстинкты вытеснены в подсознание. Реально человек не осознает себя, а также истинной причины и мотивов своих чувств и поступков. Поэтому Фрейд мало говорит о самооценке и в основном связывает ее с функцией суперэго[15].
Беррес Фредерик Скиннер природу самооценки видел несколько по-иному. Для него развитие и научение человека происходит через опыт. Развитая им “теория оперантного научения” представляет человеческое развитие как результат взаимодействия индивида с окружающей средой, которое происходит через положительный или отрицательный опыт. Такой опыт либо подкрепляет либо подавляет последующее повторение поведения. Поэтому основным формирующим фактором самооценки является положительный или негативный опыт. Из него индивид и черпает представления о себе[16].
Альберт Бандура. Концепция, предложенная Альбертом Бандурой, является развитием бихевиоральных взглядов Скиннера[17]. Но в отличие от Скиннера Бандура считал, что научение происходит не только через прямой опыт, но и через наблюдение. Опыт, приобретаемый с помощью наблюдения, он назвал “косвенным подкреплением”. Например, студент, который наблюдает за тем, как его сосед во время теста успешно компилирует конспект, получает позитивное косвенное подкрепление, и вероятность воспроизведения такого же опыта этим студентом увеличивается. Но главным фактором, по мнению Бандуры, регулирующим человека и движущим его, является самоподкрепление. Этот процесс имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу. В свою очередь, самоподкрепление, или саморегулирование Бандура делит на три процесса: процесс самонаблюдения, самооценки и самоответа. Особую роль здесь играет самооценка. Бандура утверждает, что широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, неудовлетворенности собой и самокритике[18]. Оценка поведения происходит по своим личностным стандартам, причем эти стандарты определяются относительно, т.е. путем сравнения себя с окружающими или с ценностями эталонной группы. Поэтому фактор сравнения играет важнейшую роль в формировании самооценки. Саму самооценку Бандура рассматривает в категориях “самоэффективность”, “самоуважение” и “чувство собственного достоинства”. Действие самооценки Бандура видит через мысленное представление:
“Те, кто считают себя неспособными добиться успеха, более склонны к мысленному представлению неудачного сценария и сосредотачиваются на том, что все будет плохо. Уверенность в неспособности добиться успеха ослабляет мотивацию и мешает выстраивать поведение... Те, кто обладает сознанием высокой самоэффективности, мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения, и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем[19].”
Отечественные психологи, рассматривая самооценку, в первую очередь подчеркивают важность деятельности человека. Они считают, что самооценка, как и другие личностные образования, формируется в результате деятельности, и через осознания результатов своей деятельности человек приходит к осознанию себя как субъекта этой деятельности, к оценке своих возможностей и качеств (Горбачева В.А., Акудинова Н.Е., Бронников И.Н.). Причём, главную роль в формировании личности играет фактор социальной среды, издержки семейного и школьного воспитания, рабочий коллектив и т.д. Факторы наследственного характера: тип нервной системы, физическое состояние организма и т. д. играют второстепенную роль[20].
Альфред Адлер видел истоки формирования самооценки, а в частности, чувства неполноценности в детстве, когда ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и нуждается в опеке родителей.
“Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности”[21].
Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека. Таким образом, согласно Адлеру фактически все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочнение чувства превосходства.
Карл Роджерс рассматривал самооценку через понятия “самости” или “Я- концепции”. Основную роль в формировании “Я-концепции” он отводит оценке индивидуума другими в младенческом и подростковом периоде, т.е., по его мнению, “Я-концепция” формируется в процессе социализации через взаимодействие со значимыми другими (родители, друзья и т.д.). Через призму своей “Я-концепции“ человек видит мир. Роджерс предположил, что “Я-концепция” не контролирует и не регулирует действия человека, скорее она символизирует главную часть сознательного опыта индивидуума, а поведение человека лишь согласуется с ней. Сама “Я-концепция” включает в себя не только наше восприятия того, какие мы есть, но так же и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть[22].
Гордон Олпорт. Согласно Гордону Олпорту, самооценка формируется в процессе развития проприума[23]. Этот процесс состоит из семи стадий. Третьей стадией развития проприума (возраст около 3-х лет) он называет формирование чувства самоуважения, а несколько позже, на пятой стадии (5-6 лет), - образ себя. Предложив семь аспектов развития проприума, Олпорт назвал еще один - познание самого себя. Он считал, что этот аспект стоит над всеми остальными, являясь заключительной стадией развития проприума[24].
Эрик Фромм. Интересный взгляд на природу самооценки имел Эрик Фромм. Он утверждал, что поведение человека может быть понятно только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. А для нынешнего века характерна невиданная доселе свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений, чего не было в прошлые столетия. Свобода, в свою очередь, принесла человечеству чувство одиночества, собственной незначимости и отчужденности. Свои новые проблемы человечество решает по-разному. Один из возможных путей - отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм выделяет несколько стратегий, используемых людьми с целью бегства от свободы. Первый из них - авторитаризм, определяемый как “тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным “Я”[25]. Второй способ бегства - деструктивность. Человек преодолевает чувство неполноценности, унижая и покоряя других[26]. Третий способ - конформизм, т.е. абсолютное подчинение социальным нормам, регулирующим поведение. “Индивидуум прекращает быть самим собой, он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других - таким, каким они хотят его видеть”[27]. Последние два способа бегства мы рассмотрим ниже более подробно (см. стр. 40). Обобщая, можно сказать, что для Фромма источник проблем - это социальная среда.
Абрахам Маслоу рассматривает самооценку в свете описанной им иерархии потребностей[28]. В этой иерархии он последовательно расположил человеческие потребности в порядке их очередности:
· Физиологические потребности.
· Потребности безопасности и защиты.
· Потребности принадлежности и любви.
· Потребности самоуважения.
· Потребности самоактуализации (самосовершенствования).
Маслоу указал, что невозможно подняться на уровень последующей потребности, не удовлетворив предыдущую. Из названных потребностей непосредственно связанны с самооценкой две:
- потребности в принадлежности и любви;
- потребности самоуважения.
Потребности в самоуважении Маслоу разделил на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижение независимости и свободы. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, социальный статус, оценка и принятие. Человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми для него людьми.
Исследователями изучается не только природа самооценки, но и ее проявления. В частности, Морис Розенберг[29], наблюдая за юношами школьного возраста, показал, что те из них, кто страдает заниженной самооценкой, особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненнее реагируют на смех и критику, на неуспех, а так же на то, если у них что-то не получается в работе или они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Часто они не способны налаживать близкие отношения с другими, т.к. стесняются себя и бояться открыться перед другими. Вследствие этого, для них свойственны застенчивость, склонность к психической изоляции, уход от действительности и одиночество. Так, 2/3 из опрошенных Розенбергом юношей с заниженной самооценкой страдают от одиночества, а из юношей со здоровой самооценкой - лишь 14%. Их больше беспокоит мнение окружающих. В общении они чувствуют себя неловко, они заранее уверенны, что окружающие о них плохого мнения (1/4 - заниженная самооценка и 1/100 - здоровая).
Заниженное самоуважение и коммуникативные трудности влияют на социальную активность таких людей. Они принимают значительно меньше участия в общественной жизни, реже занимают выборные должности. При выборе профессии они избегают специальностей, связанных с необходимостью руководить или подчиняться, а также предполагающих дух соревнования. Даже поставив перед собой определенную цель, они не особенно надеются на успех, считая, что у них нет необходимых данных. Рассматривая ниже признаки заниженной самооценки, мы более подробно остановимся на её проявлениях (см. стр. 27).
Существуют данные о наличии связи между самоуважением и отношением к другим людям: человек, положительно относящийся к себе, обычно принимает и других, тогда как негативное отношение к себе часто сочетается с отрицательным и недоброжелательным отношением к другим. Низкое самоуважение порождает целый ряд трудностей в сфере общения и межличностных отношений (Л.Келе, Р.Кулка, Д.Клингель 1930), а также связано с различными эмоциональными расстройствами: депрессиями, отрицательными эмоциональными состояниями, болезненными симптомами и агрессивным поведением[30] (П.О'Малли, Д.Бахман, 1975).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 244.