На сегодняшний день в России остро стоит решение проблемы внешних эффектов. Внимание акцентируется на решении проблемы, в большей степени, отрицательных экстерналий в сфере природопользования, в связи с масштабными выбросами вредных веществ в природу и влиянии на экономику. В экологических проблемах государство каждой страны имеет свои методы и пути совершенствования. В частности они вкладывают бюджетные средства на проведение различных профилактических мероприятий для улучшения общественного положения и расходуют немалые деньги на охрану окружающей среды.
Рассмотрим методы государственного регулирования в России.
К государственным методам относится: корректирующие налоги, государственная регламентация. Разберем каждый метод по отдельности.
Корректирующий налог[11] – это налог на выпуск благ, характеризующихся отрицательными экстерналиями и повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных. В этом случае интернализация отрицательных внешних эффектов приводит к увеличению цены товара, и ведет к снижению объема спроса на товар.
Налог Пигу носит преимущественно побудительный характер. Его цель заключается в том, чтобы отделить цену, заплаченную потребителями, от цены, полученной производителями, и способствовать такому равновесию на рынке, чтобы количество благ, участвующих в обмене, соответствовало оптимуму. Чем выше налог, тем больше сокращение загрязнения. В случае, если налог достаточно высок, то заводы могут полностью прекратить работу, сведя ядовитые выбросы к нулю. Регулирование требует, чтобы каждый завод уменьшил уровень загрязнения до одной и той же величины, но равное сокращение далеко не всегда эффективно. На самом деле, налог Пигу устанавливает цену на право загрязнения окружающей среды, для тех заводов, которые несут самые высокие издержки по уменьшению выбросов.[12] В условиях внешних эффектов общество беспокоит экономическое благосостояние людей, подвергающихся их воздействию. Налог Пигу изменяет стимулы в условиях воздействия внешних эффектов, сдвигая распределение ресурсов ближе к социальному балансу.
Таким образом, налог Пигу является источником налоговых поступлений, а также средством повышения экономической эффективности.
Разберем пример корректирующего налога и покажем его влияние на графике.
цена предельные общественные издержки
C A предельные частные издержки
налог на загрязнение на единицу=MC на загрязнения
B D
Спрос=предельной общественной выгоде
Qe Qm выпуск стали
Рисунок 5. корректирующие налоги, устраняющие отрицательные внешние эффекты.
Разберем пример сталелитейной фирмы, загрязняющей воздух. Без государства выпуск был бы избыточным. За счет вменения фирме издержек, равных предельным издержкам загрязнения, уравниваются предельные частные и предельные общественные издержки. На графике исходим из того, что величина загрязнения пропорциональна уровню выпуска, а предельные издержки на каждую единицу загрязнения фиксированы. Таким образом, за счет введения фиксированной платы на единицу выпуска, равной общественным издержкам загрязнения, фирма будет вынуждена производить общественно эффективное количество продукции. На рисунке расстояние AD представляет собой налог на загрязнение за каждую единицу выпуска, тогда область ADBC – суммарные налоги на загрязнение. Налоги также заставят фирму ассигновать эффективные с точки зрения общества суммы на уменьшение загрязнения.
Государственная регламентация основывается на двух типах регулирования:
1. Контролируется уровень загрязнения. Например, нормы содержания вредных веществ в выхлопных газах автомобилей;
2. Государство регулирует производственные процессы. Например, государство имеет право запретить использование некоторых сортов угля либо может требовать от фирмы использования газопромывателей и средств уменьшения загрязнения либо строительство фильтров заданной мощности.
Однако государство чаще регулируют производственные процессы, так как легче контролировать ресурсы, чем контролировать и измерять уровень загрязнения.
Также существуют способы сокращения вредных выбросов в природу и сокращается отрицательный эффект на экономику:
1. Установление законом норм или стандартов по вредным выбросам, иными словами, предельных концентраций вредных веществ в промышленных отходах. Превышение установленных правительственными органами стандартов влечет крупный штраф или уголовное наказание. Однако данный способ несёт в себе явные недостатки. Он позволяет бесплатно выбрасывать в окружающую среду определённое количество вредных веществ. Кроме того, установленный центром стандарт не учитывает экологическую обстановку регионов, не рассматриваются существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм. Но наиболее существенным минусом является то, что нормы и стандарты не стимулируют производителей к снижению вредных выбросов, к снижению негативного внешнего эффекта.
2. Плата за выбросы. Данный способ более гибок, чем предыдущий. Однако нет полной уверенности, что экологические стандарты и нормы не будут нарушены.
3. Продажа прав на загрязнение – достаточно новый способ преодоления негативных внешних эффектов, который состоит в том, что государство определяет норму выбросов для каждого региона и продаёт в форме лицензий с аукциона право на загрязнение. Предприятия вправе обмениваться правом на выброс в рамках допустимого объёма загрязнения.[13]
Согласно Закону РФ «Об охране окружающей природной среды», опубликованному в 2001 г., основными принципами экономического механизма охраны окружающей природной среды являются:
- Установление лимитов загрязнения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду;
- Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
- Обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.[14]
Кроме государственных методов регулирования внешних эффектов существуют частные методы регулирования. Существуют благотворительные фонды, которые помогают в регулировании отрицательных эффектов на окружающую среду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В России затруднен контроль уровня загрязнения путем продажи прав на загрязнение. В ситуации, когда рынок недостаточно развит и отсутствует спецификация прав собственности, обмен акциями на право загрязнения между предприятиями будет сопряжен с рядом особенностей. К ним относится неполнота информации, неуверенность в надежности участников рынка, трудности поиска подходящего партнера. Несмотря на это Россия принимает меры по регулированию для решения проблемы отрицательных внешних эффектов, чтобы улучшить жизнь населения страны, а также улучшение развития экономики.
[1] Глобальная экономика. Энциклопедия/под редакцией Куликова И.М.М.: »Финансы и статистика», 2011г. Стр.223-227.
[2] Рюмина Е.В. Почему предприятия не хотят и не могут охранять окружающую среду: количественный анализ // Экономическая наука современной России. 2009. № 3.
[3] Учебник О.В.Натробина «Экономика общественного сектора», Астрахань 2007г.,-стр.28-29
[4] Учебник О.В Натробина «Экономика общественного сектора», Астрахан 2007г., стр.37-41.
[5] Архипова О. В. Анализ провалов государства и провалов рынка в сравнительной форме // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 27.
[6] Учебник Л.И. Якобсона «Экономика общественного сектора» Москва, 2014г.,стр. 10-15.
[7]Электронный ресурс – cyberleninka.ru
[8] Росстат gks.ru
[9]
[10]
[11] Габиш. Г «Микроэкономика»
[12] Гальперин «50 лекций по микроэкономике»
[13] Выскребенцев И.К. Совершенствование экономических методов природопользования // Финансы. 2006. № 4. С. 29-32.
[14] Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», от 26 декабря 2001 года.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 212.