Инструменты государственного решения проблемы отрицательных внешних эффектов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существует два типа способа решения проблем внешних эффектов: частные и государственные. Рассмотрим  частные способы они подразделяются три подхода: интернализация внешних эффектов, общественные санкции, соглашение о правах собственности (теорема Коуза).

Один из способов заставить лицо считаться с теми внешними эффектами, которые оно порождает своей деятельностью, заключается в интернализации внешних эффектов. Под интернализацией  понимается превращение внешнего эффекта во внутренний, путем создания экономических единиц значительного масштаба за счет вертикальной или горизонтальной интеграции.

Общественные санкции - это система общественного порицания, связанная с экологической культурой населения.

Теорема Коуза говорит, что в тех случаях, когда возникает экстерналий, заинтересованные стороны могут выработать соглашение, согласно которому экстерналий из внешнего фактора превращается во внутренний и обеспечивается эффективность.[4]

Однако частные способы решения не всегда применимы, либо являются неэффективными. Поэтому государство в частности, применяют свои методы решения проблем отрицательных внешних эффектов.

Рассмотрим государственные методы решения. Существует три метода: корректирующий налог (налог Пигу), субсидирование расходов на уменьшения загрязнений, государственная регламентации.

Разберем каждый из методов подробно.

Артур Пигу, являющийся представителем неоклассической школы, дал свою интерпретацию проблемы внешних эффектов, а точнее общественных благ. Он выдвигает тезис о существовании общественных выгод и издержек каждого блага, которые не учитываются самим производителем, но, тем не менее, влияют на благосостояние других участников рынка. Пигу определил внешние эффекты, как; общественные издержки – отрицательные внешние эффекты, и общественные выгоды – положительные внешние эффекты. Он ввел корректирующий налог, для регулирования отрицательных внешних эффектов.[5]

Корректирующий налог- это налог, который взимается с каждой дополнительной продукции.

Tax= MSC-MPS                                           (3)

Налог Пигу устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции. 

T=MEC,                                            (4)

 где Т - размер корректирующего налога; МЕС - предельные внешние издержки.  Тогда МРВ + Т = MSC, и кривая предельных индивидуальных издержек с учетом налога Пигу совпадает с кривой предельных общественных издержек. Проанализируем данный эффеект на графике. что ведет к уменьшению выпуска продукции с отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня.

Рисунок 2.Отрицательный эффект налога Пигу на выпуск продукции.

 

 Из графика можно увидеть что, введение налога Пигу приведет к росту цен и уменьшению выпуска продукции с отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня. Таким образом, решение проблемы методом корректирующего налога является не эффективным.

Кроме налогообложения А. Пигу также предложил выплачивать субсидии производителям положительных внешних эффектов, с целью стимулирования производства продукции, так чтобы его объём был  достиг до общественно-оптимального уровня (MSB=MSC).

Корректирующие субсидии - это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект.

 Такие субсидии предназначены для интернализации внешнего эффекта посредством оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, которое может увеличить объем производства до эффективного уровня.

Корректирующая субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней полезности на каждую единицу выпускаемой продукции с положительным внешним эффектом:

G=MEB,                                              (5)

 где G - это размер корректирующей субсидии, MEB – предельная внешняя полезность (выгода).

Тогда кривая предельной частной полезности с учетом такой субсидии будет совпадать с кривой предельной общественной полезности. Тогда с учётом субсидии получим:

  MPB+G=MSB                                              (6)

Кривая предельной частной полезности продукции совпадёт с кривой предельной общественной полезности, что приведёт к увеличению выпуска продукции с положительными внешними эффектами до эффективного положения с позиции общественной полезности

Рисунок 3.Эффект корректирующей субсидии на выпуск.

В условиях существования внешних эффектов общество интересует благосостояние людей, подвергающихся их воздействию. Налоги Пигу изменяют стимулы в условиях воздействия экстерналий, сдвигая распределение ресурсов ближе к общественному оптимуму.

Рассмотренные методы Пигу могут регулировать на отрицательные внешние эффекты, но не всегда.

 Поэтому налогом Пигу и корректирующими субсидиями не всегда возможно решить все проблемы, связанные с возникновением внешних эффектов, по некоторым причинам. Основными причинами являются; 1) то, что в реальной практике довольно сложно определить размеры издержек и выгод, 2) размеры ущерба в ходе политических и экономических дискуссий определяются, весьма, приблизительно.

Государственная регламентация –это система ограничения, в котором существует два типа регулирования: количественное-это контроль за уровнем загрязнения, ресурсное- это регулирование производственного процесса, то есть запрет на использование отдельных материалов в процессе производства.[6]

Таким образом, можно сделать вывод, что внешние эффекты являются неблагоприятными факторами для общества. Однако рынки способны решить данную проблему с внешними эффектами, когда отношения между объектами и субъектами четко разграничены правами собственности, а количество вовлеченных в процесс сторон невелико. Экономисты предлагают реальные эффективные свои программы и считают их действительно эффективными; рынки лицензий и введение штрафных санкций за выбросы отходов, которые могли бы способствовать эффективному разрешению масштабных экологических проблем, таких, как загрязнение воздушной среды и водного бассейна в обширных регионах.

 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 250.