Анализ проблемы отрицательных внешних эффектов в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В данной главе разберем проблемы отрицательных внешних эффектов в современной России, и проанализируем, как влияют отрицательные эффекты на экономику страны.

В современном мире проблема внешних эффектов становится все более актуальной.  Как известно каждый производитель стремится к улучшению своего благосостояния, то есть к обогащению, но государство и общество должно позаботиться о том, чтобы деятельность, которой занимается производитель, не влекла за собой нежелательных последствий. В обществе необходимо регулировать взаимоотношения его членов, но каждый человек беспокоиться только за себя, и поэтому необходимо вмешательство  государственных органов, которые будут использовать инструменты власти для решения проблемы отрицательных внешних эффектов.

Возникновение проблем, связанных с отрицательными внешними эффектами характерно, в большинстве случаев, для производств, загрязняющих окружающую среду, которые также существуют в России.  Поэтому экологическая обстановка в России характеризуется ростом заболеваемости населения, обострением социально-экономических проблем, что в свою очередь, играет отрицательную роль в экономике страны.

К  опасным городам в России для проживания относят: Красноярск, Магнитогорск, Омск, Челябинск и т.д. Причина данной ситуации заключается в активных работах промышленных объектов, заводов в этих городах. Однако, Красноярск, в котором существуют большие заводы, как: алюминиевый завод («РУСАЛ КРАСНОЯРСК»), машиностроительный завод(«КрасМаш»), металлургический завод(«КраМЗ») и т.д, относят к самым опасным городам. В этом городе были проведены исследования загрязнений окружающей среды. Данное исследование позволило выяснить, что в 2014 году загрязнение воздуха составило 0,7%, а в 2017 году показатель значительно вырос и составил 2,1%. Исходя из этого можно сделать вывод, что рост загрязнения окружающей среды вызвало рост заболеваний. Поэтому в российских городах, имеющие крупные промышленные предприятия и заводы, в особенности связанные с алюминием и металлургии, население чаще страдает от онкологических заболеваний – в частности, от рака лёгких.

Рассмотрим заболеваемость населения в России, связанные с экологией. Ниже приведены данные за 2015 и 2016 года, и действительно, наблюдается рост заболеваемости населения. Например, болезнь органов дыхания, которая в большинстве случаев связана с грязной экологией, и приводит к онкологическим заболеваниям, в 2015 году составляет 24,1%, а в 2016 году составляет 24,8%.

Соответственно, наблюдаем, что с ростом заболеваемости растет смертность, нетрудоспособность населения. Подобная проблема была рассмотрена в научной статье Казанцевой Л.К., Тагаевой Т.О.

Эта статья была посвящена негативному влиянию неблагоприятной экологической ситуации. В статье авторы приводят исследования по обобщенным  оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), влияние отдельных факторов на состояние здоровья населения в процентном выражении: экономические и социальные факторы (питание, условия труда и отдыха, материально-бытовые условия) -49-53%; окружающая среда (качество окружающей среды) -17-20%; состояние здравоохранения (своевременность и качество медицинской помощи, эффективность профилактических мероприятий) -8-10%.[7]

 


Рисунок 4. Структура общей заболеваемости населения в России за период 2015-2016гг.[8]

За последние 6 лет загрязнение атмосферного воздуха оставалось на высоком уровне. Снижение концентрации загрязняющих веществ отмечается лишь в отдельных районах Европы и Северной и Южной Америки. Ранее ВОЗ сообщала, что в 2012 году от загрязнения атмосферного воздуха умерло около 3 млн человек.

К основным факторам загрязнения воздуха ВОЗ относит неэффективное использование энергии домашними хозяйствами, промышленностью, сельским хозяйством и транспортным сектором, а также эксплуатацию угольных теплоэлектростанций. При этом организация отметила, что власти некоторые регионы пробладают успешными мерами по снижению загрязнения воздуха. Например, в Мехико идёт активная работа по переходу на более экологичный транспорт: автобусы заменяют на более современные, выхлопные газы которых не содержат сажи, а к 2025 году запретят пользоваться легковыми автомобилями с дизельным двигателем.

Транспорт — основной источник загрязнения воздуха и в большинстве крупных российских городов, а в Москве по официальной статистике на его долю приходится 95 % валовых выбросов вредных веществ. При неблагоприятных метеоусловиях уровень загрязнения воздуха ощутимо влияет на здоровье, особенно детей и пожилых людей. Качество воздуха будет ухудшаться и дальше, пока не поменяется модель транспортного поведения. При этом можно не только снизить вредные выбросы, но и улучшить транспортную ситуацию и сделать жизнь в городе более комфортной. [9]

Таким образом по мнению ВОЗ, средний удельный вес влияния экологических факторов на здоровье человека значителен – до 20%. Существенное влияние экологического фактора объясняется его способностью усугублять другие причины ухудшения общественного здоровья, такие как: тяжелые металлы ( ртуть, свинец, кадмий), которые загрязняют воду и почву, не только могут стать причиной заболеваний, но и приводят к нарушениям памяти и способности к обучению.

Вывод из данной статьи заключается в том, что, действительно экология отрицательно влияет на здоровье населения, и соответственно приводит к нетрудоспособности населения.

Данная проблема актуальна во всем мире.

Рассмотрим экологическую проблему в США. Основной проблемой для них является загрязнение водных ресурсов сточными водами и продуктами топливных ресурсов, которые загрязняют основные источники питьевой воды. Сброс сточных вод в речные воды является причиной распространения множества инфекционных заболеваний, именно из-за таких заболеваний страдают от 1,8-до 3,5 млн. человек. Загрязнение окружающей среды, в особенности атмосферного воздуха влечет за собой возникновения климатических изменений, учащаются природные катастрофы. За последние 15-20 лет в США наблюдалось резкое увеличение разрушительных ураганов и торнадо. Эти явления несут с собой многомиллионные убытки для страны, и уносят тысячи человеческих жизней.

Наиболее глобальная экологическая проблема прослеживается в Китае, так , что эта проблема влияет на состояние окружающей среды всего мира. Считается, что самая главная проблема Китая – это ядовитый смог, загрязняющий атмосферу. Состояние воздуха ухудшается вследствие использования транспортных средств. В Китае загрязнено большинство водоемов; загрязнение рек составляет – 75%, загрязнение подземных вод- 90%. Источники загрязнения: твердые бытовые отходы, нефтепродукты, коммунальные стоки и химические вещества. Объем неочищенных стоков, которые сбрасывают в акваторию страны, исчисляются миллиардами тонн. Соответственно, такие водные ресурсы не подходят не только для питья, но даже, и для бытовых нужд. Поэтому в данной стране существует еще одна экологическая проблема – дефицит питьевой воды. А употребление людьми грязной воды приводят к тяжелым заболеваниям, в некоторых случаях отравленная вода приводит к летальному исходу. [10]

Поэтому правительство Китая должно принять кардинальные меры, чтобы сократить негативное влияние на окружающую среду и сберечь природные ресурсы.

Можно рассмотреть транспортный налог, который был введен во многих странах из-за проблемы с экологией, так как транспорт является главным источников загрязнения воздуха. В период введения налога  выдвигались  различные предложения по реформированию транспортного налога: включить налог в акциз на бензин; изменить расчет налога, исходя из мощности двигателя, в пользу экологических характеристик авто; отменить транспортный налог для владельцев экологичных авто, топливом для которых является не бензин, а электрическая энергия. Рассматривался вопрос о дифференциации транспортного налога исходя из экологической ситуации. В случае введения экологической составляющей налог увеличится с владельцев автомашин с высоким выхлопом СО2 (автомашины, год выпуска которых 10 и более лет), которые наносят наибольший вред окружающей среде. Были закреплены дифференцированные ставки с владельцев таких транспортных средств, как:  автомобили, мотоциклы, велосипеды, яхты, лодки, паромы и тд. Этот налог в каждой стране устанавливается разными способами. Например: в Германии действует единый принцип налогообложения в стране, владельцы транспортного средства платят за объем двигателя и за объем выброса СО2; в США транспортные налоговые сборы включены в цену бензина; в Норвегии при исчислении транспортного налога берется в расчет объем выбросов СО2, мощность двигателя, вес автомобиля и объем выбросов оксидов азота; в Китае существует два вида налогов: налог на владение автотранспортом (зависит от объема двигателя) и транспортный налог, включенный в стоимость бензина.

Отсюда делаем вывод, что отрицательные внешние эффекты негативно влияют на развитие страны. Особый акцент делается на экологическую проблему, которая затрагивает общественное здоровье населения, и может приводить к увеличению смертности, что соответственно касается и развития экономики. Таким образом,  отрицательный внешний эффект от экологии,   не только ухудшает экономику и в целом положение  России, но и влияет на все страны мира.

 


Дата: 2019-04-23, просмотров: 227.