ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИ E ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУЩНОСТИ И МЕТОДОВ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЛИСТОК УЧЕТА

Ф.И.О. студента_ Коттоева Диана Хусейновна

Группа_Эн-31

Факультет_ Мировая экономика и управление

Ф.И.О. научного руководителя_ Чертина Инна Владимировна

Тема курсовой работы_ Отрицательные внешние эффекты в российской экономике: государственные методы решения

________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Дисциплина, по которой выполняется курсовая работа __

Экономика общественного сектора/Теория отраслевых рынков

№ п/п Вид работы Сроки Оценка Дата Подпись Н/рук.
1. Предоставление плана курсовой работы и библиографического списка        
2. Предоставление чернового варианта курсовой работы        
3. Предоставление готовой к защите работы (Допуск научного руководителя)        
4 Процент самостоятельности по системе «Антиплагиат»  

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(отзыв научного руководителя)

__________________ ______________

(дата) (подпись)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….2

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУЩНОСТИ И МЕТОДОВ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ……………………..4

1.1 Понятие и особенности отрицательных внешних эффектов……

1.2 Инструменты государственного решения проблемы отрицательных внешних эффектов………………………………………………..

ГЛАВА II. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ: ВОЗМОЖНОСИ ИХ ГОСУДАОСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ.

2.1Анализ проблемы отрицательных внешних эффектов в России..

2.2Государственные методы решения отрицательных эффектов в России: проблемы и пути совершенствования…………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы заключается в том, что в современных условиях возникла необходимость более глубокого рассмотрения вопроса внешних эффектов и затрат. Иначе можно сказать, что в экономике современной  России осталась нерешенная проблема внешних эффектов.

 Внешние эффекты – это влияние деятельности одного экономического агента на благосостояние другого, которое не находит отражения в рыночной цене блага. Выделяют отрицательные и положительные внешние эффекты. При отрицательных внешних эффектах возникают неблагоприятные ситуации производителей, предпринимателей и для экономики страны в целом. Актуальность данной проблемы в большей части связана с развитием экономики и производительности страны. Данная ситуация является большой проблемой не только для государства, но и для крупных предпринимателей, так как их деятельность зависит от благосостояния  населения.  Исходя из рассмотренной ситуации, нетрудно сделать вывод о том, что проблема внешних эффектов является актуальной во все времена.

Степень изученности проблемы.

Исследованием проблемы связанной с внешними эффектами в экономике занимались как зарубежные, так и отечественные экономисты. Они изучили основные законодательные и нормативные документы по рассматриваемой теме, а также разработали экономическое моделирование.К таким зарубежным ученым- экономистам относят: А. Пигу, Л. Роббинс, М. Ротбард, Р.Коуза, А.Маршалл. Среди отечественных экономистов выделяют таких ученых как: В.С. Арсенов, А.А.Голуб, Ю.Ю.Гаврилова, которые внесли особый вклад в изучении данной проблемы именно в экологическом аспекте, а так же Капелюшников Р., А.П.Заостровцев

Цель  работы - изучение отрицательных внешних эффектов в экономике и методов государственного решения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-рассмотреть понятие и особенности отрицательных внешних эффектов;

-проанализировать инструменты государственного решения проблемы отрицательных внешних эффектов;

-исследовать проблемы отрицательных внешних эффектов в России;

- выявить государственные методы решения отрицательных эффектов в России:  проблемы и пути совершенствования.

Цель и задачи работы предопределяют ее структуру. Она состоит из следующих частей: введения, теоретической части, практической части, заключения, списка литературы.

 

Рисунок 2.Отрицательный эффект налога Пигу на выпуск продукции.

 

 Из графика можно увидеть что, введение налога Пигу приведет к росту цен и уменьшению выпуска продукции с отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня. Таким образом, решение проблемы методом корректирующего налога является не эффективным.

Кроме налогообложения А. Пигу также предложил выплачивать субсидии производителям положительных внешних эффектов, с целью стимулирования производства продукции, так чтобы его объём был  достиг до общественно-оптимального уровня (MSB=MSC).

Корректирующие субсидии - это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект.

 Такие субсидии предназначены для интернализации внешнего эффекта посредством оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, которое может увеличить объем производства до эффективного уровня.

Корректирующая субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней полезности на каждую единицу выпускаемой продукции с положительным внешним эффектом:

G=MEB,                                              (5)

 где G - это размер корректирующей субсидии, MEB – предельная внешняя полезность (выгода).

Тогда кривая предельной частной полезности с учетом такой субсидии будет совпадать с кривой предельной общественной полезности. Тогда с учётом субсидии получим:

  MPB+G=MSB                                              (6)

Кривая предельной частной полезности продукции совпадёт с кривой предельной общественной полезности, что приведёт к увеличению выпуска продукции с положительными внешними эффектами до эффективного положения с позиции общественной полезности

Рисунок 3.Эффект корректирующей субсидии на выпуск.

В условиях существования внешних эффектов общество интересует благосостояние людей, подвергающихся их воздействию. Налоги Пигу изменяют стимулы в условиях воздействия экстерналий, сдвигая распределение ресурсов ближе к общественному оптимуму.

Рассмотренные методы Пигу могут регулировать на отрицательные внешние эффекты, но не всегда.

 Поэтому налогом Пигу и корректирующими субсидиями не всегда возможно решить все проблемы, связанные с возникновением внешних эффектов, по некоторым причинам. Основными причинами являются; 1) то, что в реальной практике довольно сложно определить размеры издержек и выгод, 2) размеры ущерба в ходе политических и экономических дискуссий определяются, весьма, приблизительно.

Государственная регламентация –это система ограничения, в котором существует два типа регулирования: количественное-это контроль за уровнем загрязнения, ресурсное- это регулирование производственного процесса, то есть запрет на использование отдельных материалов в процессе производства.[6]

Таким образом, можно сделать вывод, что внешние эффекты являются неблагоприятными факторами для общества. Однако рынки способны решить данную проблему с внешними эффектами, когда отношения между объектами и субъектами четко разграничены правами собственности, а количество вовлеченных в процесс сторон невелико. Экономисты предлагают реальные эффективные свои программы и считают их действительно эффективными; рынки лицензий и введение штрафных санкций за выбросы отходов, которые могли бы способствовать эффективному разрешению масштабных экологических проблем, таких, как загрязнение воздушной среды и водного бассейна в обширных регионах.

 

 

Рисунок 5. корректирующие налоги, устраняющие отрицательные внешние эффекты.

Разберем пример сталелитейной фирмы, загрязняющей воздух. Без государства выпуск был бы избыточным. За счет вменения фирме издержек, равных предельным издержкам загрязнения, уравниваются предельные частные и предельные общественные издержки.  На графике исходим из того, что величина загрязнения пропорциональна уровню выпуска, а предельные издержки на каждую единицу загрязнения фиксированы. Таким образом, за счет введения фиксированной платы на единицу выпуска, равной общественным издержкам загрязнения, фирма будет вынуждена производить общественно эффективное количество продукции. На рисунке расстояние AD представляет собой налог на загрязнение за каждую единицу выпуска, тогда область ADBC – суммарные налоги на загрязнение. Налоги также заставят фирму ассигновать эффективные с точки зрения общества суммы на уменьшение загрязнения.

Государственная регламентация основывается на двух типах регулирования:

1. Контролируется уровень загрязнения. Например, нормы содержания вредных веществ в выхлопных газах автомобилей;

2. Государство регулирует производственные процессы. Например, государство имеет право запретить использование некоторых сортов угля либо может требовать от фирмы использования газопромывателей и средств уменьшения загрязнения либо строительство фильтров заданной мощности. 

Однако государство чаще регулируют производственные процессы, так как легче контролировать ресурсы, чем контролировать и измерять уровень загрязнения.

 Также существуют способы сокращения вредных выбросов в природу и сокращается отрицательный эффект на экономику:

 1. Установление законом норм или стандартов по вредным выбросам, иными словами, предельных концентраций вредных веществ в промышленных отходах. Превышение установленных правительственными органами стандартов влечет крупный штраф или уголовное наказание. Однако данный способ несёт в себе явные недостатки. Он позволяет бесплатно выбрасывать в окружающую среду определённое количество вредных веществ. Кроме того, установленный центром стандарт не учитывает экологическую обстановку регионов, не рассматриваются существенные различия предельных частных издержек отдельных фирм. Но наиболее существенным минусом является то, что нормы и стандарты не стимулируют производителей к снижению вредных выбросов, к снижению негативного внешнего эффекта.

2. Плата за выбросы. Данный способ более гибок, чем предыдущий. Однако нет полной уверенности, что экологические стандарты и нормы не будут нарушены.

3. Продажа прав на загрязнение – достаточно новый способ преодоления негативных внешних эффектов, который состоит в том, что государство определяет норму выбросов для каждого региона и продаёт в форме лицензий с аукциона право на загрязнение. Предприятия вправе обмениваться правом на выброс в рамках допустимого объёма загрязнения.[13]

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей природной среды», опубликованному в 2001 г., основными принципами экономического механизма охраны окружающей природной среды являются:

- Установление лимитов загрязнения выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду;

 - Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

 - Обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.[14]

Кроме государственных методов регулирования внешних эффектов существуют частные методы регулирования. Существуют благотворительные фонды, которые помогают в регулировании отрицательных эффектов на окружающую среду.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В России затруднен контроль уровня загрязнения путем продажи прав на загрязнение. В ситуации, когда рынок недостаточно развит и отсутствует спецификация прав собственности, обмен акциями на право загрязнения между предприятиями будет сопряжен с рядом особенностей. К ним относится неполнота информации, неуверенность в надежности участников рынка, трудности поиска подходящего партнера. Несмотря на это Россия принимает меры по регулированию  для решения проблемы отрицательных внешних эффектов, чтобы   улучшить жизнь населения страны, а также улучшение развития экономики.


[1] Глобальная экономика. Энциклопедия/под редакцией Куликова И.М.М.: »Финансы и статистика», 2011г. Стр.223-227.

[2] Рюмина Е.В. Почему предприятия не хотят и не могут охранять окружающую среду: количественный анализ // Экономическая наука современной России. 2009. № 3.

[3] Учебник О.В.Натробина «Экономика общественного сектора»,  Астрахань 2007г.,-стр.28-29

[4] Учебник О.В Натробина «Экономика общественного сектора», Астрахан 2007г., стр.37-41.

[5] Архипова О. В. Анализ провалов государства и провалов рынка в сравнительной форме // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 27.

[6] Учебник Л.И. Якобсона «Экономика общественного сектора» Москва, 2014г.,стр. 10-15.

[7]Электронный ресурс – cyberleninka.ru

[8] Росстат gks.ru

[9]

[10]

[11] Габиш. Г «Микроэкономика»

[12] Гальперин «50 лекций по микроэкономике»

[13] Выскребенцев И.К. Совершенствование экономических методов природопользования // Финансы. 2006. № 4. С. 29-32.

[14] Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», от 26 декабря 2001 года.


ЛИСТОК УЧЕТА

Ф.И.О. студента_ Коттоева Диана Хусейновна

Группа_Эн-31

Факультет_ Мировая экономика и управление

Ф.И.О. научного руководителя_ Чертина Инна Владимировна

Тема курсовой работы_ Отрицательные внешние эффекты в российской экономике: государственные методы решения

________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Дисциплина, по которой выполняется курсовая работа __

Экономика общественного сектора/Теория отраслевых рынков

№ п/п Вид работы Сроки Оценка Дата Подпись Н/рук.
1. Предоставление плана курсовой работы и библиографического списка        
2. Предоставление чернового варианта курсовой работы        
3. Предоставление готовой к защите работы (Допуск научного руководителя)        
4 Процент самостоятельности по системе «Антиплагиат»  

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(отзыв научного руководителя)

__________________ ______________

(дата) (подпись)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….2

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУЩНОСТИ И МЕТОДОВ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ……………………..4

1.1 Понятие и особенности отрицательных внешних эффектов……

1.2 Инструменты государственного решения проблемы отрицательных внешних эффектов………………………………………………..

ГЛАВА II. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ: ВОЗМОЖНОСИ ИХ ГОСУДАОСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ.

2.1Анализ проблемы отрицательных внешних эффектов в России..

2.2Государственные методы решения отрицательных эффектов в России: проблемы и пути совершенствования…………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы заключается в том, что в современных условиях возникла необходимость более глубокого рассмотрения вопроса внешних эффектов и затрат. Иначе можно сказать, что в экономике современной  России осталась нерешенная проблема внешних эффектов.

 Внешние эффекты – это влияние деятельности одного экономического агента на благосостояние другого, которое не находит отражения в рыночной цене блага. Выделяют отрицательные и положительные внешние эффекты. При отрицательных внешних эффектах возникают неблагоприятные ситуации производителей, предпринимателей и для экономики страны в целом. Актуальность данной проблемы в большей части связана с развитием экономики и производительности страны. Данная ситуация является большой проблемой не только для государства, но и для крупных предпринимателей, так как их деятельность зависит от благосостояния  населения.  Исходя из рассмотренной ситуации, нетрудно сделать вывод о том, что проблема внешних эффектов является актуальной во все времена.

Степень изученности проблемы.

Исследованием проблемы связанной с внешними эффектами в экономике занимались как зарубежные, так и отечественные экономисты. Они изучили основные законодательные и нормативные документы по рассматриваемой теме, а также разработали экономическое моделирование.К таким зарубежным ученым- экономистам относят: А. Пигу, Л. Роббинс, М. Ротбард, Р.Коуза, А.Маршалл. Среди отечественных экономистов выделяют таких ученых как: В.С. Арсенов, А.А.Голуб, Ю.Ю.Гаврилова, которые внесли особый вклад в изучении данной проблемы именно в экологическом аспекте, а так же Капелюшников Р., А.П.Заостровцев

Цель  работы - изучение отрицательных внешних эффектов в экономике и методов государственного решения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-рассмотреть понятие и особенности отрицательных внешних эффектов;

-проанализировать инструменты государственного решения проблемы отрицательных внешних эффектов;

-исследовать проблемы отрицательных внешних эффектов в России;

- выявить государственные методы решения отрицательных эффектов в России:  проблемы и пути совершенствования.

Цель и задачи работы предопределяют ее структуру. Она состоит из следующих частей: введения, теоретической части, практической части, заключения, списка литературы.

 

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИ E ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУЩНОСТИ И МЕТОДОВ ИХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ

Дата: 2019-04-23, просмотров: 266.