13.1. Прогнозирование конфликта как этап выявления его возможных причин и потенциального развития. Виды прогнозов.
13.2. Диагностика и мониторинг конфликтов. Методы диагностики.
13.3. Предупреждение конфликтаЭффективное управление социальной системой как превентивная форма предупреждения конфликта.
Прогнозирование конфликта - этап выявления его возможных причин и потенциального развития.
Прогнозирование возможных последствий своих поступков является неотъемлемой характеристикой человека, способного не только контролировать собственные личностные проявления, но также управлять динамикой событий собственной жизни.
Прогнозирование возможности возникновения и развитие социального конфликтадает человеку:
§ представление о социальных и личностных последствиях конфликта, включая ресурсные затраты на участие в нем и его разрешение,
§ позволяет обойти, предупредить возникновение нежелательных конфликтов,
§ регулировать протекание конфликта, минимизируя потери и используя конструктивный потенциал.
Безусловно, наиболее точно могут прогнозировать возникновение и развитие социальных противоречий, включая конфликты, профессионалы: конфликтологи и социологи. Только на основе всесторонних научных исследований симптомов возникающих противоречий и диагностики можно смоделировать возможный конфликт и составить программу действий по сведению к минимуму его негативных последствий для общества. Однако каждый человек может развить свои способности в прогнозировании и управлении результатами социальных взаимодействий. Для этого необходимо иметь совокупность взаимосвязанных знаний, навыков и отношений.
К необходимым навыкам, определяющим эффективность прогнозирования, можно отнести следующие:
§ коммуникативные навыки (вербальное и невербальное общение, налаживание и использование разнообразных каналов передачи информации);
§ аналитические навыки (сбор и обработка многоплановой информации о ситуации и людях, ее обуславливающих, моделирование ситуации и поведения людей);
§ навыки психологической корреляции и самокорреляции (контролъ и управление эмоционально-волевыми состояниями, оказание позитивного воздействия на окружающих и др.);
§ навыки выявления, предупреждения и разрешения проблемных ситуаций (чрезвычайных, конфликтных).
Прогнозирование представляет собой вид деятельности, который зачастую протекает на уровне подсознания и во многом определяется неконтролируемыми (или отчасти контролируемыми) формами поведения, такими, как условные рефлексы и привычки. Обычно поведение контролируется сознанием только в момент обучения. Поэтому склонность к прогнозированию и моделированию будущего обусловлена определенными привычками, например:
§ рационализировать свои поступки (думать прежде, чем действовать);
§ уменьшать разрыв между отдаленными (стратегическими) и ближайшими (тактическими) целями;
§ соизмерять желания и возможности;
§ учитывать как свои интересы и планы, так и интересы и планы других людей;
§ уважительно относиться к другим людям, как бы их внешний вид, образ жизни и привычки ни отличались от собственных.
Процесс прогнозирования состоит из следующей последовательности действий:
1. Выявление симптомов — некоторых фактов и событий, которые в своей совокупности не дают основание сделать определенные выводы, но настораживают и побуждают к активности по поиску дополнительной информации.
2. Поиск и анализ информации — сбор и обработка различных фактов, дающих основание сделать определенный вывод (диагностика) и принять решение относительно предмета беспокойства.
3. Моделирование
§ возможных вариантов развития событий;
§ альтернатив своих действий;
§ последствий развития ситуации и своих действий.
Цель прогнозирования — принятие такого решения, которое позволит субъекту наиболее эффективно решить поставленные перед ним задачи в конкретных условиях.
Используя индуктивный метод, т.е. выявляя и изучая многообразные конфликты в быту, сфере досуга, спорта, можно анализировать, объяснять и прогнозировать возникновение более сложных конфликтов (от простого конфликта — к более сложному, от конкретного конфликта — к обобщению).
Дедуктивный метод, наоборот, позволяет на основе знания общих закономерностей, информированности о социальных программах прогнозировать конфликты в определенных социальных сферах или регионах. В этом и заключается роль конфликтологии.
На этом этапе необходимо провести диагностику слабых мест в межличностных или групповых отношениях, способных стать конфликтогенами в этом общении.
Элемента процесса управления | Предметы управления |
Стороны | Поведенческие аспекты |
Индивиды | Управление восприятием Управление коммуникацией |
Группы | Управление восприятием Управление коммуникацией Управление групповой сплоченностью |
Стадии рассогласования | Содержание принятия решений. |
Несовместимые различия | Выбор стратегии |
Вмешивающееся поведение | Выбор тактик Социальный контроль Управление силой |
Прогнозирование конфликтов для различных их типов может быть представлено в общем виде:
Тип конфликта | Направления прогностических действий |
Межличностная сфера | Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников; знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта, на стадии возникновения конфликтной ситуации (ограничение отношений, подчеркнуто-официальная форма общения, критические высказывания в адрес соперника и др.) |
Сфера внутригрупповых интересов | Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников. Изучение и анализ общественного мнения, групповых мотивов и ценностей |
Межгрупповое взаимодействие | Постоянное взаимодействие со всем коммуникационным каналам с внешними организациями. Работа с лидерами в микрогруппах внутри коллектива и внутри подразделений, входящих в структуры организации; анализ общественного мнения; знание ранних симптомов межгрупповых конфликтов в их латентной фазе (критические высказывания в адрес других групп, усиление идентификации Мы с акцентом на противопоставление Они и т. п.) |
Дата: 2019-05-28, просмотров: 270.