Стратегия сотрудничества (интеграции)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сотрудничество, как и конфронтация, нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов. Но в отличие от конкурентного стиля сотрудничество предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, которое отвечает устремлениям всех сторон. Это возможно при своевременной и точной диагностике проблемы, породившей конфликтную ситуацию, уяснения как внешних проявлений, так и скрытых причин конфликта, готовности сторон действовать совместно ради достижения общей цели.

В отличие от компромисса, где проблема частично решается на уровне позиций, для сотрудничества необходим переход с уровня позиций на более глубокий уровень принципиальных интересов. В результате взамен кажущейся неразрешимости проблемы обнаруживается совместимость и общность интересов.

Стиль сотрудничества охотно используется теми, кто воспринимает конфликт как естественное явление социальной жизни, как потребность решить ту или иную проблему без нанесения ущерба какой-либо стороне. Именно он лежит в основе установки толерантности. В конфликтной ситуации возможность сотрудничества появляется в тех случаях, когда:

§ проблема, вызвавшая разногласия, представляется важной для конфликтующих сторон и каждая из них не намерена уклоняться от ее совместного решения;

§ конфликтующие стороны имеют примерно равный ранг, потенциал или статус или вовсе не обращают внимания на разницу в своих положениях;

§ каждая сторона желает добровольно и на равноправной основе обсудить спорные вопросы, с тем, чтобы, в конечном счете, прийти к полному согласию относительно взаимовыгодного решения значимой для всех проблемы;

§ стороны, вовлеченные в конфликт, поступают как партнеры, доверяют друг другу, считаются с потребностями, опасениями и предпочтениями оппонента;

§ имеются необходимые ресурсы (в том числе временные) для разрешения конфликта.

Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. С.М. Емельянов считает, что, если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одной или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.

Там, где выигрывают обе стороны, люди более склонны к исполнению решений. Но данная стратегия может использоваться лишь в случае готовности обеих сторон идти на сближение, в чем и состоит главная трудность. Первые шаги по преодолению конфликта особенно не просты необходимо преодолеть ряд барьеров: агрессию, страх, недоверие, опасения, затрудняющие адекватное восприятие конфликтной ситуации.

Целесообразное решение состоит в том, чтобы соотнести наиболее желательный для нас исход с вероятностью его достижения и принять решение о выборе стратегии. Для ее реализации необходима следующая последовательность действий:

§ прояснение потребностей и интересов своих и другой стороны;

§ выявить взаимодополняющие моменты в требованиях сторон;

§ найти новые варианты решений, учитывающие потребности обеих сторон;

§ обеспечить партнерство, а не противостояние.

Выгоды сотрудничества несомненны: каждая сторона получает максимум пользы при минимуме потерь. Но такой путь разрешения конфликта очень не прост. Он требует времени, энергии, терпения, затрат других ресурсов, а также высокой конфликтологической компетентности обеих сторон в равной мере. А.С. Кармин справедливо замечает, что корнем слова сотрудничество в русском языке является труд. Это отражает реальную необходимость приложения интеллектуальных, эмоциональных и других усилий для его осуществления. Но зато и награда при использовании этого пути очевидна: решение является окончательным, партнерские отношения не только не разрушены, но и укреплены совместным выходом из трудной ситуации. Это единственный способ выхода из конфликта без урона для обеих сторон.

Поэтому сегодня общепризнано, что эта стратегия является стратегией успеха. В частности западная конфликтологоческая практика строится именно на этой основе.

Исследователи, разрабатывая идею продуктивного взаимодействия между людьми, выделяют ряд факторов, способствующих успешному сотрудничеству (См. А.С. Кармин).

Факторы, связанные с окружающим миром:

§ история сотрудничества или кооперации в обществе;

§ сотрудничающие группы, которые являются лидерами в этой области в глазах сообщества;

§ благоприятный политико-социальный климат.

Факторы, относящиеся к членам сотрудничества:

§ взаимное уважение, понимание, доверие;

§ подходящие контакты членов сотрудничества;

§ участники сотрудничества видят в нем свои интересы;

§ способность к взаимным уступкам.

Факторы, связанные с процессом и структурой сотрудничества:

§ члены сотрудничества разделяют как сам процесс, так и результат;

§ многоуровневость принятия решений;

§ гибкость позиций;

§ развитие конкретных ролей и политики;

§ приспособляемость.

Факторы коммуникации:

§ открытые и частые встречи;

§ организация информирования и формальных коммуникационных связей.

Факторы целей:

§ конкретные цели и объекты стремления;

§ общая точка зрения;

§ особая цель, задача.

Факторы ресурсов:

§ доступность финансирования, материальное обеспечение;

§ опытные, умелые руководители.

Сотрудничество в реалиях нашей жизни редко существует в стерильной чистоте. В нем часто присутствуют элементы любого другого стиля реагирования. Более того, нередко до перехода к сотрудничеству приходится начинать с соперничества, уступки или других форм взаимодействия с партнером. С некоторыми людьми нормальное общение вообще возможно только после того, как их поставят на место. Но при этом все другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическим фактором развития взаимоотношений между субъектами конфликта.

Завершая данное описание, отметим, что не существует ни одной стратегии, однозначно приемлемой в любой ситуации. Каждая стратегия хорошо срабатывает в конкретных обстоятельствах, определенных выше как условия эффективности стиля поведения. Большинство людей склонны употреблять привычные сценарии конфликтного взаимодействия, имея в репертуаре одну-две стратегии поведения, тогда как высокая конфликтологическая компетентность состоит в том, чтобы уметь варьировать ими и адекватно осуществлять выбор необходимой для данных отношений именно здесь и сейчас.

 

 

Классификация конфликтов

 

10.1. Проблема классификации в конфликтологии.

10.2. Основные виды классификации конфликтов: по характеру субъектности, по способу поведения или характеру протекания, по форме проявления, по способам разрешения и последствиям и др.

10.3. Внутриличностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые конфликты

Трудности типологииконфликтов связаны с рядом обстоятельств:

1. конфликты относятся к категории социальных явлений, границы которых явно не прослеживаются;

2. любой конфликт имеет множество сторон, аспектов и возможных граней, что не дает возможности создать единую классификацию и однозначно отличить один тип конфликта от другого;

3. сущность конфликта зачастую невозможно определить даже по прошествии времени: закамуфлированность подлинных источников, причин и мотивов участников;

4. субъективность исследователя.

Существует огромное количество типологий конфликтов, каждая по-своему хороша, но при этом каждая по-своему ограничена. Пример подобной типологии с указанными ограничениями представим вашему вниманию:

- Тип причины (противоречия), вызвавшей конфликт: внутренние и внешние, антагонистические и неантагонистические, главные и второстепенные, основные и не основные (различие в том, что основные на всем временном промежутке или во всех сферах, а главные на конкретном промежутке или в одной сфере);

- Сферы проявления: экономические, политические, идеологические, социальные (национальные, этнические, религиозные, межнациональные, организационные (социально трудовые), экологические, демографические, конфликты культуры и духовных ценностей, деловые, эмоциональные (пример столкновение в очереди, в транспорте, когда есть одна заведенная личность)), финансовые, торговые, бытовые, семейные;

- Степень длительности и напряженности: бурные и быстротекущие, острые длительные, слабовыраженные и вялотекущие, слабовыраженные и быстротекущие;

- Субъекты конфликтного взаимодействия: внутриличностные, межличностные, конфликты личность группа, межгрупповые (от микрогруппы до межнациональных взаимодействий);

- Социальные последствия: конструктивные, деструктивные;

- По объекту конфликта: реалистичные (предметные), нереалистичные (беспредметные);

- Ранг участников: горизонтальные, вертикальные, диагональные (отношения косвенная подчиненность), смешанные;

- Количество и характер факторов: однофакторные, многофакторные и кумулятивные (много факторов, усиливающих друг друга); конфликты амбиций; конфликты достижения наименьшего зла;

- Характер протекания: канализируемые (предполагающие ограниченную сферу соперничества) и эскалирующие (расширяющаяся сфера взаимодействия);

- Временные параметры: единичные, периодические, частые или скоротечные, длительные, затяжные;

- Форма проявления (степень выраженности): открытые, скрытые, потенциальные;

- По способу разрешения: компромиссные, антагонистические;

- Масштабы проявления: локальные, общие;

- Начало конфликта: спонтанные, инициированные, спровоцированные;

- Характер причины: объективные, субъективные;

- Последствия конфликта: непосредственные (касающиеся только участников) и опосредованные (касающиеся иных членов общества), целесообразные и нецелесообразные в зависимости от достигнутых целей;

- Психическая форма проявления: эмоциональные (Чечня), рациональные (Афганистан), иррациональные (сверхразумные) (Югославия);

- Форма борьбы: мирная и немирная;

- Нормативная регуляция: институционализированные (дуэль), неинституционализированные (ссора в метро);

- Потребности субъектов взаимодействия: ресурсные (материальные потребности), статусно ролевые (социальные потребности), конфликты ценностей, норм, принципов (духовные потребности);

- Особые конфликты: пустые (ложные) у которых нет предмета (просто из-за плохого самочувствия или непонимания ситуации) и смещенные в которых разными сторонами дается разная интерепретация сути конфликта (для одной стороны профессиональный, для другой административный конфликт: S1 O1 и S2 O2 или S1 O1 (O2) S2 (S субъект; O объект).

 

Внутриличностный конфликт

Личность является предельным субъектом (оппонентом) конф­ликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельным генератором кон­фликта, внутри которого он и развертывается. Другими словами - личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внут­ри себя - внутриличностные конфликты, носителем которых она и является. И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нор­мального человека - это конфликт, и прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого нам никуда не деться.

Внутриличностный конфликт - это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противо­речивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них.

Можно выделить следующие характеристики внутриличностного конфликта:

1) внутриличностный конфликт появляется в результате взаи­модействия элементов внутренней структуры личности;

2) сторонами внутриличностного конфликта выступают одно­временно существующие в структуре личности разноплановые и про­тиворечивые интересы, цели, мотивы и желания;

3) внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, являются равновеликими. В про­тивном случае человек из двух зол просто выбирает меньшее, из двух благ — большее, а наказанию предпочитает награду;

4) любой внутренний конфликт сопровождается негативными эмоциями;

5) основу любого внутриличностного конфликта составляет си­туация, характеризующаяся:

• противоречивыми позициями сторон;

• противоположными мотивами, целями и интересами сторон;

• противоположными средствами достижения целей в данных усло­виях (например, преследуется цель — победить в битве, но вместе с тем необходимо христианские заповеди соблюсти, в том числе — «не убий»);

• отсутствием возможности удовлетворения какой-либо потреб­ности и вместе с тем невозможностью ее устранения.

Следует также добавить, что, как показал 3. Фрейд, внутрилич­ностный конфликт может быть не только осознанным, но и неосоз­нанным, что не делает его менее значимым.

Различают три типа внутриличностных (психологических) конфликтов:

1 Конфликт потребностей. Его основание заключается в том, что наши потребности мо­гут противостоять друг другу и побуждать нас к различным действи­ям. Иногда мы хотим одновременно противоречивых вещей и поэто­му не можем действовать. Например: ребенок хочет съесть конфету. Но мать просит его отдать лакомство ей. В таком случае ребенок хотел бы съесть конфету, а также отдать ее матери. Он испытывает конфликт потребностей и начинает плакать.

2 Конфликт между потребностью и социальной нормой. Очень сильная потребность может столкнуться внутри нас с принудитель­ным императивом. Независимо от того, уступим мы или нет этой потребности, ситуация становится конфликтной.

Многочисленные примеры подобного рода внутриличностных конфликтов описаны 3. Фрейдом. В его терминологии противоречие, вызывающее данный тип конфликта, — это противоречие между Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Оно (Ид) — сосредоточение слепых ин­стинктов (либо сексуальных, либо агрессивных), стремящихся к не­медленному удовлетворению. Сверх-Я (Супер-эго) включает мораль­ные нормы, запреты и поощрения, усвоенные личностью.

3 Конфликт социальных норм. Сущность этого конфликта зак­лючается в том, что человек испытывает равнозначное давление двух противоположных социальных норм.

В прошлом веке дуэль, запрещенная церковью, была единствен­ным признанным в обществе средством смыть оскорбление и восста­новить свою честь. Конфликтная ситуация для верующего дворянина заключалась в противоречии между классовым и религиозным долгом.

Более полная классификация внутриличностных конфликтов содержится в работе А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова, которые предложи ли взять за основу классификации ценностно-мотивационную сферу личности. В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают в конфликт, они выделяют сле­дующие основные его виды1:

1 Мотивационный конфликт. Это конфликты между бессозна­тельными стремлениями, между стремлениями к обладанию и безо­пасности, между двумя положительными тенденциями (ситуация бу­риданова осла).

2 Нравственный конфликт, который часто называют моральным или нормативным конфликтом. Это конфликт между желанием и дол­гом, между моральными принципами и личными привязанностями.

3 Конфликт нереализованного желания, или комплекса неполно­ценности. Это конфликт между желаниями личности и действи­тельностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трак­туют как конфликт между «хочу быть таким, как они» и невозмож­ностью это желание реализовать. Он может возникнуть в результате физической невозможности человека осуществить это стремление. Например, из-за неудовлетворенности своей внешностью или физи­ческими данными.

4 Ролевой конфликт. Он выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (меж­ролевой внутриличностный конфликт), а также с различным пони­манием требований, предъявляемых самой личностью к выполне­нию одной роли (внутриролевой конфликт). Примером межролевого внутриличностного конфликта может быть ситуация, когда челове­ка в качестве сотрудника организации просят поработать сверхуроч­но, но в качестве отца он хочет больше время уделить своему ребен­ку. Примером внутриролевого конфликта может служить ситуация, когда верующему человеку для защиты отечества нужно взять r руки оружие и идти на войну убивать.

5 Адаптационный конфликт. Этот конфликт имеет два смысла. В широком смысле он понимается как возникающий на основе на­рушения равновесия между субъектом и окружающей средой, в уз­ком смысле — как возникающий при нарушении процесса социаль­ной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требо­ваниями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека (профессиональными, физически­ми, психическими).

6 Конфликт неадекватной самооценки возникает из-за расхож­дения между претензиями личности и оценкой своих возможностей. Результатом этого является повышенная тревожность, эмоциональ­ное напряжение и срывы.

7 Невротический конфликт - результат сохраняющегося в тече­ние длительного времени обычного внутриличностного конфликта, характеризуется высшим напряжением и противоборством внутрен­них сил и мотивов личности.

При более конкретном рассмотрении причин внутриличностного конфликта их можно разделить на три вида:

1) внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности;

2) внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе;

3) внешние причины, обусловленные положением личности в обществе.

Следует иметь в виду, что все эти виды причин конфликта взаимосвязаны, а сама их дифференциация достаточно условна. Речь идет по существу о единичных, особенных и общих причинах, меж­ду которыми, как и между категориями, их отражающими, суще­ствует диалектическая взаимосвязь. Например, внутренние причи­ны конфликта есть результат взаимодействия личности и с группой, и с обществом, а не возникают сами по себе, ниоткуда.

Внутренние причины внутриличностного конфликта коренятся в противоречиях между различными мотивами личности, в рассогласованности ее внутренней структуры. При этом чем сложнее внутрен­ний мир человека, чем больше развиты его чувства, ценности и притязания, чем выше его способность к самоанализу, тем в большей степени личность подвержена конфликту. Среди основных про­тиворечий, вызывающих внутренний конфликт, можно выделить следующие:

• противоречие между потребностью и социальной нормой. Внутриличностный конфликт, возникающий на этой основе, классичес­ки описан 3. Фрейдом;

• противоречие мотивов, интересов и потребностей (и в театр хочется сходить, и к семинару надо подготовиться);

• противоречие социальных ролей (и па производстве надо за­держаться для выполнения срочного заказа, и с ребенком погулять);

• противоречие социальных ценностей и норм: как соединить христианскую ценность «не убий» и долг защиты отечества на поле боя.

Для возникновения внутриличностного конфликта указанные противоречия должны приобрести глубокий личностный смысл, иначе человек не будет придавать им значения. Кроме того, различные стороны противоречий по силе своего воздействия на личность должны быть примерно равными. В противном случае человек из двух зол легко выбирает меньшее, а из двух благ - большее. И никакого конфликта не возникает.

Внешние причины внутриличностного конф­ликта могут быть обусловлены: положением личности в группе, 2) положением лично­сти в организации, 3) положением личности в обществе.

1 Внешние причины внутриличностного конфликта, обуслов­ленные положением личности в группе, могут быть разнообразными. Но их общий признак состоит в невозможности удовлетворения каких-либо важных, имеющих в данной ситуации глубокий внут­ренний смысл и значение для личности, потребностей и мотивов. В работе «Психология индивида и группы» выделяются в этой связи четыре вида ситуаций, вызывающих внутриличностный конфликт1:

1) физические преграды, препятствующие удовлетворению на­ших основных потребностей: узник, которому камера не дает свобо­ды передвижения; непогода, препятствующая уборке урожая; недо­статочный доход, не позволяющий хозяйке приобрести то, что ей хочется; опущенный шлагбаум иди часовой, не пропускающий в то или иное место;

2) отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испы­тываемой потребности (я хочу выпить чашку кофе, но магазины закрыты, и дома его больше не осталось);

3) биологические ограничения (умственно отсталые люди и люди с физическими дефектами, у которых препятствие коренится в са­мом организме);

4) социальные условия (главный источник наибольшего числа наших внутриличностных конфликтов).

Когда наша потребность в уважении не встречает понимания, когда мы лишены свободы или чувствуем себя чужими в своем классе из-за отношения к нам некоторых людей,— мы находимся в состоянии фрустрации. Существует множество примеров конфликт­ных ситуаций подобного типа в жизни общества, поскольку очень часто группы оказывают давление на своих членов, что приводит к личным конфликтам.

2 На уровне организации внешние причины, вызывающие внутриличностный конфликт, могут быть представлены такими видами противоречий, как:

1) противоречие между большой ответственностью и недоста­точными правами для ее реализации (человека повысили в долж­ности, дали в подчинение новых сотрудников, расширили функ­ции и т.д., а права остались прежними);

2) противоречие между жесткими требованиями по срокам и качеству выполнения задания и плохими условиями труда (во что бы то ни стало надо выполнить производственное задание, а техни­ка старая и постоянно ломается);

3) противоречие между двумя взаимоисключающими требова­ниями или заданиями (требования одновременно повысить каче­ство выпускаемой продукции и вместе с тем увеличить производ­ство ее при неизменном оборудовании);

4) противоречие между жестко поставленной задачей и плохо прописанными механизмами и средствами ее выполнения. (В на­шем недавнем прошлом в условиях жесткой плановой экономики в этой связи был популярен лозунг «план любой ценой»);

5) противоречие между производственными требованиями, нор­мами и традициями в организации, с одной стороны, и личными ценностями или потребностями, с другой. (Постоянная работа в вы­ходные, вечные авралы, практика взяток и подношений, подхали­маж, привычка начальника приставать с ухаживаниями к подчи­ненным, систематические коллективные выпивки на работе и т. д. — такого рода требования, обычаи и нормы могут быть не приемлемы­ми для людей, не соответствовать их ценностям и потребностям);

6) противоречие между стремлением к творчеству, карьере, самоутверждению и возможностями реализации этого в рамках орга­низации. (Многие люди в качестве жизненно важной цели стремят­ся к повышению квалификации, к самореализации, и если для это­го нет условий, может развиться внутриличностный конфликт);

7) противоречия, вызванные несовместимостью социальных ро­лей личности. (Эта причина внутриличностного конфликта встреча­ется довольно часто. Ее содержание состоит в противоречии между теми функциями, которые человек должен выполнять, обладая раз­ными статусами- В этом случае различные роли будут предъявлять к человеку разные, может быть, даже противоречивые требования. На­пример, статус руководителя организации будет предъявлять одни требования и нормы поведения по отношению к подчиненному, а статус близкого друга — другие);

8) противоречие между стремлением к прибыли и нравственны­ми нормами. (Человек работает в организации, выпускающей при­быльную, но недоброкачественную или вредную для потребителей продукцию).

3 Внешние причины внутриличностного конфликта, обуслов­ленные положением личности в обществе. Эти причины связаны с противоречиями, которые возникают на уровне социальной макро­системы и коренятся в характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономичес­кой жизни.

Для России в этой связи необходимо обратить внимание прежде всего на влияние рыночных отношений на возникновение и развитие внутриличностного конфликта. Для нас этот вопрос является особо актуальным, потому что страна совсем недавно встала на путь ры­ночной экономики. И хотя в отечественной литературе этот вопрос еще не изучен в должной мере, мы можем обратиться к исследова­ниям, имеющимся в других странах, давно вставших на путь эконо­мического либерализма.

3. Межличностный конфликт

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в ка­кой-то конкретной ситуации.

Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между дву­мя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут проис­ходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.

В межличностном конфликте каждая сторона стремится отсто­ять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорб­лениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сло­жившейся системе взаимодействия между людьми. У них появля­ются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разре­шение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противо­борствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоя­тельствах.

Любое урегулирование конфликта или его предупреждение на­правлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 224.