Занятия психолога в лагере (1 – 4 классы)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Занятия психолога в лагере (1 – 4 классы).

Занятие 1. Тема: «Страна красок».

Занятие 2. Тема: «Ласковое имя».

Занятие 3. Тема: «Заколдованные друзья».

Занятие 4. Тема: «Две страны».

Занятие 5. Тема: «Придумываем сказку».

Занятие 6. Тема: «Невербальное общение. Животные».

Занятие 7. Тема: «Умение ладить с другими. Одинокая звезда».

Занятие 8. Тема: «Принадлежность к группе. Ревущий мотор».

Занятие 9. Тема: «Расслабление. Путешествие на облаке».

Занятие 10. Тема: «Коллективный плакат. Наш отряд».

 

 

Занятие психолога для детей 1 и 2 отряда.

Тема: «Самопознание, самовоспитание и саморазвитие. Царь - батюшка».

 

Занятия психолога в лагере с 1 отрядом (1 - 4 классы)

Занятие 1.

Тема: «Страна красок»

Цель: - развивать социальные и коммуникативные навыки;

- сформировать чувство ответственности за свои поступки и умение принимать собственное решение;

- снять тревожность и улучшить эмоциональный фон.

1. Вводная часть

А) Приветствие.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться

-Доброе утро!

-Доброе утро!- солнцу и птицам,

-Доброе утро! - приветливым лицам.

И каждый становится добрым доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

Б) Паспорт эмоций.

Психолог. Перед вами лежат маленькие цветочки, выберите себе тот цвет, который вам всего приятнее и наклейте на свой паспорт.

В) Психогимнастика

«С добрым утром» - пластический этюд с элементами пальчиковой гимнастики

Цель: Учить детей настраиваться на радостное эмоциональное состояние с помощью музыки.

Звучит музыка, дети сидят на стульчиках.

Психолог: «Вы сидите, ваши головы опущены, вы дремлете, спите; вдруг ощущаете, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открываете глаза, потягиваетесь, поднимаетесь, подходите к окну и, открыв его, любуетесь ранним утром» (музыка прекращается).

С добрым утром, глазки! Вы проснулись? Указательными пальцами поглаживать глаза Сделать из пальцев “бинокль” посмотреть в него
С добрым утром, ушки! Вы проснулись? Ладонями поглаживать уши Приложить ладони к ушам “Чебурашка”
С добрым утром, ручки! Вы проснулись? Поглаживать то одну, то другую ручки Хлопки в ладоши
С добрым утром, ножки! Вы проснулись? Поглаживание коленок Потопать ногами
С добрым утром, солнце! Я - проснулся! (проснулась) Поднять руки вверх, посмотреть на солнце (посмотреть вверх).

Г) Упражнение «Дыхательная гимнастика» - « Чудо-нос»

После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Воспитатель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.

Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.

2. Основная часть

Психолог. Сегодня мы с вами попадем в волшебную Страну красок, карандашей, кисточек. Но злой волшеб­ник Хук украл все цвета, остались только черные, холодные тона. Он уверен, что яркие цвета не вернутся в страну, ведь он не знает, что у меня есть такие славные помощники, как вы.

Сейчас, пожалуйста, займите свои места за столом и посмотрите: перед вами лежат два листа бумаги. Пер­вый лист сомните изо всей силы, до тех пор, пока он не превратится в шар. У всех получилось? Возьмите этот шар в руки, посмотрите на него, подуйте, скажите вол­шебные слова и подбросьте в воздух. Поймали? МО­ЛОДЦЫ! А сейчас постарайтесь разгладить его так, чтобы он не порвался, и «проутюжьте» его ладошками. Вот здесь и начинается наше волшебство. Но сначала необходи­мо преодолеть одно препятствие — нарисовать на этом мятом листе бумаги. Скажите, пожалуйста, какой са­мый, яркий, самый теплый цвет? (Ответы детей) Пра­вильно, желтый. А что у нас самого теплого цвета, что может растопить, обогреть? На что люди смотрят с радостью, особенно после долгой холодной зимы? (От­веты детей.) Конечно, солнышко. Давайте мы сейчас нарисуем большое, красивое солнышко, пусть наш злой волшебник испугается. Но проказы его на этом не за­кончились. Посмотрите, на столе лежат еще листы бу­маги. Поменяйте, пожалуйста, воду в стаканчиках, только аккуратно. Возьмите большую кисть, окуните ее в воду и чистой водой намочите лист. А теперь нарисуйте то, для изображения чего необходимо семь цветов. Дога­дались? (Дети рисуют радугу.) Справились, молодцы!

Психолог. Опять злой волшебник хочет нам насолить. Не угомонится, пока мы путешествуем по Стране красок. Для того, чтобы победить злого волшебника, необходимо выполнить следующие задания.

Задание 1. Создайте рисунок, используя два-три цвета, но с одним условием: ваши глазки будут завязаны (исполь­зуем карандаши).Движения рук должны соответствов­ать звучанию музыки. (Звучит классическая музыка.)Как только закончится музыка, открой­те глаза и посмотрите, что у вас получилось.

Задание №2

Сейчас задание усложнится, вам необходимо взять карандаш в рот и таким способом постараться нарисо­вать что-нибудь.

Задание № 3

Следующее задание: нарисовать дом, дерево и человека, но только левой рукой.

Психолог. Справились, молодцы. Теперь возьмите свои четыре рисунка и внимательно посмотрите на них. Вспомните свои ощущения. Подумайте и скажите, ка­кая работа вызвала у вас затруднения? Какой частью тела было легче всего рисовать? Передайте все свои рисунки по кругу до тех пор, пока ваши рисунки не вер­нутся вам, и внимательно рассмотрите каждый из них.

Рассмотрели все рисунки? Вы заметили, что рисунки не имеют определенной и точной формы и напоминают каракули. Если посмотреть на них со всех сторон, то можно увидеть что-то необычное. На что похожи ваши рисунки? (Обсуждение.)

— А сейчас выйдите из-за стола, встаньте в круг и
представьте, что вы злые, волшебники. Покажите, какие вы злые, выражением лица, позой тела, без слов и звука. С каждой минутой, с каждой секундой вы ста­новитесь все злей и злей, вы надуваетесь, как мыль­ный пузырь. (Дети показывают руками, надувают щеки, психолог продолжает говорить очень медленно.)Злой волшеб­ник надувается все больше и больше, пока от злости не лопнет. (Хлопок в ладоши.)Все, лопнул! Еще раз.

Понравилось ли вам это путешествие? Что больше всего понравилось, легко ли было, что вызывало за­труднения?

Выставка детских работ. Подвести детей к работам, дать возможность их рассмотреть.

3. Заключительная часть

А) Релаксация под спокойную музыку, с дыхательными
упражнениями.

Б) Упражнение «Паспорт эмоций».

Психолог. Перед вами лежат маленькие цветочки, выберите себе тот цвет, который вам всего приятнее, и наклейте на свой «паспорт».











Занятие 2

Тема: «Ласковое имя»

Цель: сплочение группы ребят в лагере; создавать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе; создание положительного эмоционального фона в группе.

Вводная часть

А. Приветствие – “Комплимент”

Все дети встают в круг. Один из них поворачивается к своему соседу, здоровается и говорит ему что-нибудь хорошее, комплимент в его адрес. Тот в ответ должен сказать “спасибо”, взять его за руку и, в свою очередь, повернуться к соседу. И так до тех пор, пока каждый не услышит комплимент о себе. В итоге все берутся за руки, и образуется круг. Психолог делает вывод: “Посмотрите, в вашем отряде столько хороших, красивых, добрых… ребят”

Б. Психогимнастика

Игра – релаксация - «Солнечный зайчик»

Цель: Снятие напряжения мышц лица.

Ведущий:

Хотите поиграть с "Солнечным зайчиком"?(Звучит музыка)

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с "Солнечным зайчиком", глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!

Основная часть.

Упражнение “Ласковое имя”

Цель: создание условий для самораскрытия.

Дети сидят на стульях по кругу. Каждому ребенку сосед придумывает новое имя, начинающееся с первой буквы его настоящего имени. Например, Лена – ласковая, любознательная и т.п. Одновременно происходит обсуждение сказанного детьми.

Упражнение “Узнайте друг друга”

Цель: игра проводится для того, чтобы дети могли лучше узнать друг о друге.

Психолог предлагает встать на определенное место всех, кто обладает общим признаком, например:

· У кого имя начинается с гласной буквы, и у кого с согласной – 2 группы

· У кого светлые волосы (блондины), темные волосы (брюнеты) или шатены – 3 группы

· У кого день рождения зимой (весной, летом и осенью) – 4 группы

· У кого дома есть домашние животные – 2 группы

· Кто любит фрукты, кто конфеты, а кто котлеты – 3 группы

· Кто умеет кататься на велосипеде

· Кто любит петь и танцевать и т.д

Игра “Путаница”

Цель: сплочение группы

Дети выбирают одного из участников, который выходит за дверь. Остальные становятся в круг и берутся за руки. По команде психолога они, не бросая рук, путаются между собой. Психолог помогает детям запутаться. Когда готова путаница, зовут игрока, который находился за дверью. Его задача – распутать путаницу.

Заключительная часть.

 Прощание – “Добрая улыбка”

Цель: сплочение коллектива, завершение занятия.

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и дарят всем молча свою добрую улыбку.

Занятие 3

Тема: “Заколдованные друзья”

Цель: развивать навыки общения у детей; способствовать установлению контакта между детьми (доброжелательное отношение друг к другу).

Вводная часть.

А. Приветствие – “Как сказочный персонаж”

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе.

Детям необходимо выбрать сказочного персонажа и поздороваться так, как это сделал бы он. Остальные ребята должны узнать этого персонажа.

Б. Упражнение «Дыхательная гимнастика»- Бегемотик

И.п.: лежа или сидя.

Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться словами:

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Основная часть.

Игра “Заколдованные друзья”

Цель: развитие умения чувствовать настроение другого человека, развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Психолог говорит: “В одной стране жил-был злой волшебник, любимым занятием которого было всех ссорить. Но люди в этой стране были очень дружными. И тогда он разозлился и решил их заколдовать. Он соединял каждого человека с его другом так, что они превращались в одно целое. Они прирастали друг к другу бок о бок, и у них на двоих было всего две руки, две ноги и т.д. Давайте поиграем в таких заколдованных друзей. Разделитесь на пары, крепко обнимите друг друга за талии и считайте, что этой руки у вас нет. Есть только по одной руке на каждого. Ходить сложно, ведь ноги тоже срослись, так что приходится шагать как одному существу. Сначала – шаг двумя сросшимися ногами, потом единый шаг двумя боковыми ногами (показывает пример). Пройдитесь по комнате, привыкните друг к другу.

Привыкли? Теперь попробуйте поесть. Садитесь за стол. Помните, что у вас на двоих всего две руки. В одну руку берите ложку, в другую – кусочек хлеба. Помните, что нужно быть внимательным к действиям вашего друга, иначе ничего не получится”.

Упражнение “Разговор через стекло”

Цель: развитие навыков невербального общения.

Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание без слов позвать обедать вторых, вторым – пойти посадить дерево. Первые номера не должны знать, что было предложено вторым, и наоборот. Участники пытаются договориться между собой так, словно между ними толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга. Затем проводится обсуждение, смогли ли участники понять друг друга, договориться.

Игра “Дружный поезд”

Цель: сплочение группы.

Дети встают друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В таком положении они преодолевают различные препятствия:

· Подняться и сойти со стула (“переехать через горы”)

· Проползти под столом (“въехали в тоннель”)

· Пробраться через “дремучий лес”

· Тихо-тихо проехать по “заколдованному лесу”.

На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера.

3.Заключительная часть. Прощание – “Связующая нить”

Цель:сплочение коллектива.

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе психолога натягивают нить. Психолог обращает внимание детей на то, что они составляют одно целое, и что каждый из них важен и значим в этом целом.

Занятие 4

Тема: “Две страны”

Цель: развивать навыки общения у детей; создать условия для самораскрытия каждого ребенка, развитие эмоциональной сферы.

Вводная часть.

А. Приветствие – “Корабли в море”

Цель: сплочение группы, преодоление боязни тактильного контакта.

Дети свободно перемещаются по комнате под спокойную музыку, как будто “корабли плывут по морю”. Затем ведущий говорит, что “встречные корабли подплывают друг к другу и здороваются”: сначала руками, потом плечами, коленями, лбами, спинами и т.д.

Заключительная часть. Прощание

На прощание участники дарят друг другу получившиеся рисунки.

Занятие 5

Тема: “Придумываем сказку»

Цель: развивать умение действовать сообща; сплочение коллектива, создание благоприятной эмоциональной сферы, сплочение коллектива.

Вводная часть.

А. Приветствие – “Снежинки”

Дети свободно передвигаются по комнате под спокойную музыку, как будто летающие снежинки. По команде ведущего снежинки подлетают друг к другу и соединяются: по 2, 3, 4 и т.д.

Б. Психогимнастика - «Дождик»

Этюд на выражение эмоций

Цель: Учить оптимистическому видению мира, ощущению радости внутри

себя, через развитие навыков музыкального восприятия и пластического самовыражения.

Жарким летом весело бегать под дождем, прыгать на одной ножке, ловить капельки и кружиться под струйками воды. Завлекательно перескакивать через лужу и запрыгивать в ее серединку, расплескивая по сторонам воду.

Выразительные движения: мелкий бег, прыжки с поджатыми ногами.

Дождик в июне

Похож на меня.

Вот он бежит, ручейками звеня,

Скачет вприпрыжку

И песни поет,

И улыбаться не устает.

В.Чижов

2. Основная часть - “Придумываем сказку”

Цель: умение действовать сообща.

Дети сидят в кругу. Каждый ребенок называет любимого персонажа из сказки или рассказа, говорит, почему именно этот персонаж ему нравится, что у него есть с ним общего. Далее дети делятся на подгруппы, им дается задание придумать новую сказку с выбранными ими героями и инсценировать ее.

Упражнение “Наш отряд в лучах солнца”

Цель: сплочение коллектива, создание благоприятной эмоциональной сферы.

На доске прикреплен лист ватмана с изображением солнца без лучей. Каждому ребенку дается “лучик”, на котором они должны написать, какой, по их мнению, у них отряд, положительные моменты, хорошие слова о лагере и отряде. Затем каждый приклеивает свой “лучик” к солнышку. Когда все “лучики” будут приклеены, ведущий зачитывает ответы, которые находятся на “лучиках”. Делается вывод.

Заключительная часть. Прощание

Детям нужно придумать новые способы прощания.

Занятие 6

Тема: “Невербальное общение. Животные»

Цель: развивать умение невербального общения; создание благоприятной эмоциональной сферы.

Вводная часть.

А. Приветствие

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе.

Психолог говорит: “Существует много способов приветствия, ваша задача придумать новый способ приветствия и поздороваться с каждым”. В конце упражнения обсуждается, у кого было самое интересное и необычное приветствие.

Заключительная часть.

Прощание – “Открытка в подарок”

Цель: развитие положительных эмоций.

Дети разбиваются на пары. Ведущий говорит: “Сегодня мы с вами будем рисовать открытки в подарок друг другу. Нарисуйте открытку своему партнеру. Она должна быть очень красивая, нежная и добрая. Когда открытка будет готова, я подойду к каждому из вас, и вы продиктуете добрые слова и пожелания вашему другу, а потом подарите ему открытку”.

Занятие 7

Вводная часть.

Основная часть

Блиц-опрос: Какое у тебя настроение? Все по кругу отвечают на вопрос.

Информирование: Сегодня мы с вами поговорим о том, как важно уметь ладить с другими людьми. Для этого нужно научиться делиться с ближним тем, что есть у нас самих – будь то игрушки, или возможность высказаться, или всеобщее внимание. Мы лучше ладим с другими людьми в том случае, когда мы дружелюбны.

Знаете ли вы какого-нибудь человека - ребенка или взрослого, который как будто распространяет вокруг себя дружелюбие, и рядом с которым вы сами становитесь дружелюбнее? Как вы видите и чувствуете, что этот человек дружелюбен? Знаете ли вы человека, который иногда всем своим видом нагоняет на вас угрюмость или враждебность?(разговор)

Упражнение «Передай эмоцию»

Цель: развивать социальный интеллект, учить распознавать эмоции.

Группа стоит или сидит в кругу, один начинает и делает определенное выражение лица, с которым он смотрит на своего соседа слева. Теперь тот повторяет выражение лица и поворачивается в свою очередь к своему соседу слева и т.д. Игра продолжается пока эта «эпидемия» не охватывает всех играющих.

Упражнение «Угадай эмоцию»

Цель: учить распознавать эмоции.

Материал: карточки с эмоциями.

Каждый ребенок вытаскивает листок бумаги с определенной эмоцией. Эту

эмоцию он должен изобразить на своем лице, остальные угадывают, что чувствует человек.

Игра «Равновесие»

Цель: научить детей настраиваться друг на друга.

Дети садятся на пол, образуя двойной круг так, чтобы вы попарно сидели друг напротив друга. В паре возьмитесь за руки и отклонитесь назад. При этом постарайтесь удерживать равновесие. Насколько далеко вы можете отклониться назад?

А теперь встаньте. Поставьте ступни ног вплотную друг к другу, чтобы при этом они стояли прямо перед сдвинутыми ступнями вашего партнера. Возьмитесь за руки и медленно отклонитесь назад. Насколько далеко вы можете отклониться, удерживая равновесие?

Поменяйтесь партнерами.

Обсуждение. Насколько хорошо сотрудничал с тобой твой партнер?

Что нужно делать для того, чтобы поддерживать хорошее равновесие с партнером? Обратите внимание на детей, которые постоянно перетягивают партнера на себя, и помогите им понять, как это действует на их отношения с другими детьми.

Игра «Догонялки»

Цель: испытать мышечную «радость»

Водящий догоняет детей, кого поймал «пятнает» - хлопает рукой по плечу. Пойманный становится водящим.

Заключительная часть - рефлексия:

Каждый по кругу отвечает на вопросы: С каким настроением вы сегодня уходите? Почему? Важно ли ладить с другими людьми?

Занятие 8

Вводная часть.

В. Психогомнастика .

Упражнение «Браво»

Цель: создать атмосферу взаимного принятия и хорошего настроения, повысить самооценку детей.

Психолог: Кто из вас бывал в театре или в цирке и видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов.

(Поставьте стул в центре класса и попросите всех плотно окружить его со всех сторон). Каждый из детей получает гром аплодисментов.

Обсуждение: Понравилось ли тебе получать аплодисменты? Понравилось ли хлопать в ладоши?

Основная часть

Упражнение: «Оползень».

Цель: учить согласовывать свое собственное поведение с поведением других.

Материалы: ведро с сырым песком, теннисный мячик, каждому игроку – по одной столовой ложке.

Ход игры: Насыпают небольшую горку песка. На вершину этой горы устанавливают теннисный мячик. Играющие по очереди берут от этой горы по ложке или горсть песка. При этом они должны быть очень осторожны. Игра заканчивается, когда мячик, венчающий гору, скатывается вниз из-за оседания земли.

Если же мячик скатывается преждевременно, то гора из песка насыпается вновь.

Можно внести элемент соревновательности, разбив детей на две группы.

Обсуждение: От чего зависело, как долго мячик продержится на горе?

Упражнение «Ревущий мотор»

Цель: помочь детям ощутить единение с другими, дать возможность энергетического всплеска.

Психолог: Кто из вас видел настоящие автомобильные гонки? Вы помните, как ревут моторы, когда водители после очередного виража давят на газ? Сейчас мы организуем здесь нечто вроде автогонок по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобиля – «Ррмм». Один из вас начинает произносить «Ррмм» и быстро поворачивет голову налево или направо. Его сосед, в чью сторону он повернул, тут же «вступает в гонку» и быстро произносит свое

«Ррмм», повернувшись к следующему соседу. Таким образом, «рев мотора» быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот.

(Когда «рев мотора» пройдет полный круг)

Конечно же, у нашего гоночного автомобиля есть и тормоза. Когда на них нажимают, раздается другой звук – «Иииик». Когда кто-нибудь во время «движения автомобиля» вдруг произносит «Иииик», он тем самым останавливает нашу машину и разворачивает ее в противоположную сторону. Но у каждого есть право только дважды сделать это.

(Последний круг «ехать» нужно особенно быстро закончить «гонки» одним единым «Иииик»).

3.Заключительная часть - рефлексия:

Чувствуешь ли ты себя бодрым и активным? Чувствуешь, что наша группа – это единое целое?

Занятие 9

Вводная часть.

А. Приветствие.

Упражнение «Улыбка».

Б. Блиц-опрос: Какое у меня сегодня настроение?

В. Игра «Бумажные мячики».

Цель: позволить детям сбросить свое беспокойство, напряжение; учить расслабляться; создать радостное настроение.

Материалы: старые газеты

Психолог: Возьмите каждый по большому листу старой газеты, как следует его скомкайте и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик.

Разделитесь на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется на полу меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию.

Игра «Смеяться запрещается»

Цель: создать радостное настроение.

Психолог: Сядьте, пожалуйста, широким кругом. Кто-то один встанет посередине и будет водить. Его задача состоит в том, чтобы выбрать кого-нибудь из сидящих и заставить его заговорить или улыбнуться. Для достижения своей цели он может пробовать все, что угодно, однако он не должен ни до кого дотрагиваться, и, разумеется, сам он не имеет права говорить. Те, кто сидит в кругу, не должен отворачиваться или закрывать глаза.

(Каждый водит не более одной минуты). Если за это время водящий не сумеет рассмешить или заставить заговорить кого-либо, пусть с тем же ребенком попробуют свои силы еще 1-2 водящих. Если же водящий добивается успеха, он меняется местами с тем, кого заставил улыбнуться или заговорить.

Занятие 10

Тема: “Коллективный плакат. Наш отряд!”

Цель: развивать умение находить положительные черты характера в других людях; осознание своей значимости в коллективе.

Вводная часть.

А. Приветствие – “Ты самый…”

Цель: умение находить положительные черты характера в других людях.

Для этого упражнения потребуется мяч. Ребята также садятся в круг. Тот, у кого в руках оказывается мяч, бросает его другому, при этом называя одноклассника по имени и говоря следующую фразу: “Ваня, ты самый…веселый (и т.п.)” Важно следить за тем, чтобы дети называли только положительные качества.

2. Основная часть. Коллективный плакат “Наш отряд!”

Цель: осознание своей значимости в коллективе.

Дети в подгруппах изготавливают из большого листа ватмана плакат на тему “Наш отряд” (рисование, аппликация – по желанию). На плакате должна отражаться жизнь в лагере, друзья, любимые занятия и т.п. Затем каждая подгруппа представляет свой плакат, дает пояснения.

3. Прощание – “Ура! Каникулы!”

Цель: завершение дня на положительной ноте.

На доске вывешивается большой лист ватмана с надписью “Каникулы”. Дети

должны вырезать из цветной бумаги фигурку и написать на ней пожелание для всех на лето. Затем фигурки приклеивают на лист ватмана. Психолог зачитывает пожелания детей вслух (тоже пишет пожелание) и говорит свое собственное пожелание для всех ребят.

Вступительная часть.

 Приветствие.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться

-Доброе утро!

-Доброе утро!- солнцу и птицам,

-Доброе утро! - приветливым лицам.

И каждый становится добрым доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

Основная часть

1 этап - игра "Царь - батюшка".

Психолог. Помните сказку: - "В некотором Царстве, некотором государстве жил-был царь..." Вам предоставляется возможность пожить в самом настоящем Царстве-государстве. Какое оно будет, это Царство - зависит от вас, придворных, и от Царя, которого вы посадите на трон. Вот сейчас мы и займемся выбором царя. Кого вы выберете? Отвечая на поставленный вопрос, каждый должен будет подойти к своему избраннику и

положить ему руку на плечо. Так вся группа выстроится в некие цепочки разной длины и "ветвистости". Сделайте свой выбор.

Психолог начинает разматывать клубок от периферии к центру, которым является человек, получивший максимальное количество выборов. Подойдя к концу одной из цепочек, ведущий просит игрока объяснить выбранному человеку причины выбора. При этом он должен обратиться к своему избраннику напрямую. Например: "Я выбрал тебя, Денис, потому что считаю именно тебя наиболее подходящим на эту роль, т.к. и т.д."

Вопросы для обсуждения.

- Насколько вы могли предсказать результат выборов?

-Был ли выбор неожиданным для Вас?

-Что удивило в выборе других участников группы?

2 этап - "Кто ты будешь такой?..." .

Психолог. Царь не может быть без свиты. Помните известную детскую считалку:

"На Златом крыльце сидели

Царь, Царевич, Король, Королевич,

Сапожник, Портной,

Кто ты будешь такой?..."

Участникам предлагается выбрать для себя роль в королевстве и попроситься к королю на службу, доказав королю, что он как нельзя лучше подходит для этой роли. Король либо принимает его на эту роль, либо обоснованно отказывает и наделяет его ролью на свое усмотрение. Участники занимают место в соответствии со своей ролью. Проигрывание ролей.

Обсуждение.

- Удалось ли тебе презентовать себя в незнакомой группе?

- Доволен ли ты своей ролью?

- Чем твоя роль привлекательна для тебя?

- Согласен ли ты с царем?

3 этап - "Государственный переворот".

Каждому участнику дается один ход, с помощью которого он может изменить свое или чужое положение в государстве (повысить, понизить, убить, оживить, уволить...). Когда заканчивается круг, то участники получают еще по одному ходу. Очень важно после каждого шага пояснять перестановки.

Когда "Царство" создано, проводится обсуждение и соотнесение полученного опыта с ситуациями в семье, в реальной жизни.

- Довольны ли вы ролями и должностями которые вам давали в игре другие участники?

- Довольны ли вы своей стратегией в игре?

- Хотели бы вы жить в том Царстве-государстве, которое у вас получилось?

- Как перекликаются полученные роли с ролями, используемыми в реальной жизни?

4 этап - "Стол переговоров".

Психолог. Сейчас вы сядете за стол переговоров. Цель ваших переговоров - создать такое королевство, где каждый остался доволен своей ролью, то есть мнение каждого должно быть учтено.

Проигрывание ролей.

Обсуждение.

- Легко ли было вам прийти к общему решению?

- Мнения всех участников были учтены?

- Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия?

- Как изменилась атмосфера в группе?

5 этап - "Мое Царство".

Психолог. Мы завершаем это упражнение. Я прошу вас подойти к столу, взять краски и лист бумаги. Попробуйте отразить в рисунке свое эмоциональное состояние на данный момент. Время на рисование –7 минут.

Ведущий просит участников выбрать среди всех рисунков те, которые кажутся в чем-то похожими на их собственные или созвучными по настроению. Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. По желанию участники комментируют свои рисунки, рассказывают о своих ощущениях.

Обсуждение.

- Что вы чувствуете сейчас?

- Менялись ли ваши чувства на протяжении игры?

- Какой из этапов игры был наиболее сложным для вас?

- Какие открытия для себя вы сделали в процессе игры?

Прощание – “Добрая улыбка”

Цель: сплочение коллектива, завершение занятия.

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и дарят всем молча свою добрую улыбку

Заключительный этап.

 

Занятия психолога в лагере (1 – 4 классы).

Занятие 1. Тема: «Страна красок».

Занятие 2. Тема: «Ласковое имя».

Занятие 3. Тема: «Заколдованные друзья».

Занятие 4. Тема: «Две страны».

Занятие 5. Тема: «Придумываем сказку».

Занятие 6. Тема: «Невербальное общение. Животные».

Занятие 7. Тема: «Умение ладить с другими. Одинокая звезда».

Занятие 8. Тема: «Принадлежность к группе. Ревущий мотор».

Занятие 9. Тема: «Расслабление. Путешествие на облаке».

Занятие 10. Тема: «Коллективный плакат. Наш отряд».

 

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 2406.