Наряду с ОС и НМА необходимым условием для обеспечения непрерывного процесса производства и реализации продукции является наличие оптимального количества оборотных средств:
— оборотных производственных фондов,
— фондов обращения.
К оборотным производственным фондам (сфера производства) относятся:
а) оборотные средства в производственных запасах (сырьё, основные материалы, покупные полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, тара, запасные части и др.);
б) оборотные средства в производстве (незавершённое производство, полуфабрикаты собственного изготовления).
В фонды обращения включаются:
а) готовая продукция на складе предприятия,
б) готовая продукция отгруженная, но ещё не оплаченная,
в) денежные средства (средства на счетах в банке и кассе),
г) средства в расчётах (ещё не поступившие на р/сч. предприятия).
Фонды обращения связаны с обслуживанием процесса обращения товаров.
Они не образуют стоимость продукции, а являются её носителями.
Оборотные производственные фонды вступают в производство в своей натуральной форме и в процессе изготовления продукции целиком потребляются.
В составе материально — производственных запасов могут отражаться также основные средства стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу.
Независимо от срока службы такие «малоценные основные средства» включаются в состав производственных запасов и списываются на производственные затраты (расходы на продажу) полностью по мере их отпуска в производство (ввода в эксплуатацию). При этом предметы, отпущенные в производство, числятся в учёте предприятия в количественном выражении до момента их ликвидации.
Сверхнормативная величина оборотных средств (например, запасов материалов) снижает производственные возможности предприятия, т.к. в этом случае часть капитала предприятия «оседает» в неиспользуемых запасах материальных ценностей на складах. Для выполнения программы работ требуется больше средств, что в конечном итоге может оказать существенное влияние на платёжеспособность предприятия.
Потребность предприятий в оборотных средствах определяется ежегодно при разработке финансового плана.
Текущий (аналитический) учёт движения материалов в первичных документах, оборотных ведомостях ведётся по стабильным учётным ценам.
Ими являются цены согласно расчётным документам поставщиков без учёта транспортно-заготовительных расходов (ТЗР), наценок и т.д.
В то же время, одним из главных положений учёта и контроля производственных запасов на предприятиях является оценка их в синтетическом учёте и бухгалтерских балансах по фактической себестоимости.
Под фактической себестоимостью МЦ понимается их стоимость
— по ценам приобретения или заготовления (без НДС),
— включая наценки, уплачиваемые снабженческим организациям,
— и расходы по заготовке и доставке этих ценностей на предприятия с учётом изменения цен на рынке.
Кругооборот оборотных средств
Функция оборотных средств состоит в платёжно-расчётном обслуживании кругооборота материальных ценностей на стадиях материально-технического обеспечения, производства и реализации.
Оборотные средства на протяжении одного производственного цикла меняя свою форму совершают кругооборот, состоящий из 3-х стадий.
1-я стадия — денежная — является подготовительной.
Она протекает в сфере обращения, где происходит превращение денежных средств (Д) в форму производственных запасов (Т):
Д — Т
Здесь оборотные средства переходят из денежной формы (сфера обращения) в товарную форму (сфера производства).
На 2-й стадии приобретённые материальные ценности (Т) переходят непосредственно в процесс производства (П) и превращаются в начале в производственные запасы и полуфабрикаты, а после завершения производственного процесса — в готовую продукцию (Т — товарная форма):
Д-Т-П-Т 1
На 3-й стадии готовая продукция реализуется, в результате чего оборотные фонды из сферы производства приходят в сферу обращения и снова принимают денежную форму (Д):
Д-Т-П-Т 1 -Д 1
Продолжительность нахождения оборотных средств на каждой стадии кругооборота различная.
Определяющим являются потребительские и технологические свойства продукции, особенности её производства и реализации.
Превращение хозяйственных средств из одного вида в другое в ходе производственно-хозяйственной деятельности предприятия называется их оборотом.
Время нахождения оборотных средств на каждой стадии кругооборота определяет общую потребность предприятия в оборотных средствах.
Увеличение длительности их кругооборота приводит не только к отвлечению собственных средств, но и к необходимости привлечения дополнительных заёмных средств с тем, чтобы не нарушать непрерывность производственного процесса.
И наоборот, чем быстрее совершается переход средств предприятия из одной стадии в другую, тем меньше при прочих равных условиях потребность в оборотных средствах.
Недостаток оборотных средств
— влечёт за собой сбои в производственном процессе, уменьшение объёмов производства и реализации,
— приводит к снижению конкурентоспособности предприятия в целом, ухудшению его экономического положения.
Основным источником финансирования является собственный капитал, доля которого во всех источниках финансирования должна составлять не менее 50%.
Заключительным этапом анализа оборачиваемости текущих активов должна стать оценка соответствия условий получения и представления кредита.
Если расчеты за продукцию или оказанные услуги производятся на условиях последующей оплаты, можно говорить о получении предприятием кредита от своих поставщиков и подрядчиков. В то же время, само предприятие выступает кредитором своих покупателей и заказчиков, а также поставщиков в части выданных им авансов под предстоящую поставку материалов. Поэтому от того, насколько соответствуют сроки предоставленного предприятию кредита общим условиям его производственной и финансовой деятельности (длительности нахождения материалов в запасах, периоду их преобразования в готовую продукцию, сроку погашения дебиторской задолженности), зависит финансовое благополучие предприятия.
Если на предприятии произошло замедление оборачиваемости имущества, и в результате этого необходима дополнительная загрузка средств в оборот, то данный факт оценивается отрицательно, т. к. предприятие должно взять кредит.
12 Характеристика этапов процесса адаптации персонала
Условно процесс адаптации можно разделить на четыре этапа: оценка уровня подготовленности новичка; ориентация; действенная адаптация; функционирование.
Итак, этап оценки уровня подготовленности нового сотрудника необходим для разработки наиболее эффективных процедур адаптации. Если сотрудник, принятый на работу, имеет не только специальную подготовку, но и определенный опыт работы в подобных структурных подразделениях других организаций, временной период его адаптации будет минимальным. Однако важно помнить, что даже в такой ситуации в организации возможны непривычные для него варианты разрешения и выполнения уже известных ему задач. Поскольку организационная структура управления зависит от ряда параметров, таких как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонал, новый сотрудник неизбежно попадает в какой-то степени в не знакомую ему ситуацию. В этом смысле адаптация должна быть ориентирована как на знакомство со специфическими особенностями деятельности организации, так и на включение в коммуникативные процессы, знакомство с персоналом, организационными особенностями коммуникации, правилами поведения и прочим.
Следующий этап – ориентация – предполагает конкретное знакомство нового сотрудника со своими функциональными обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Для этого привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом. Чаще всего в ходе проведения общей ориентации затрагиваются такие вопросы, как:
1) общее представление об организации, а именно: ее цели, приоритеты, проблемы, традиции, нормы, стандарты, продукция и потребители, организационная структура управления, деловое партнерство, информация о первых руководителях;
2) политика организации в отношении персонала: принципы кадровой политики; принципы подбора, отбора и оценки персонала; направления профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; правила и нормы применения графиков и режимов рабочего времени; правила охраны коммерческой тайны организации и технической документации;
3) оплата труда: виды и формы оплаты труда в соответствии с грейдингом персонала; оплата выходных, сверхурочных и другое;
4) дополнительные льготы: страхование, учет стажа работы; оплата листков временной нетрудоспособности, выходные пособия, пособия по болезням в семье, в случае тяжелых утрат, выплаты по уходу за ребенком; финансовая поддержка в случае увольнения или ухода на пенсию; возможности профессионального обучения и повышения квалификации; наличие столовой, буфетов; другие услуги организации для своих сотрудников;
5) охрана труда и соблюдение техники безопасности: оказание первой медицинской помощи; меры предосторожности на рабочем месте; предупреждение о возможных опасностях на производстве; правила техники противопожарной безопасности; правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них;
6) работник и его отношения с профсоюзом: сроки и условия найма; назначения, перемещения, продвижения; испытательный срок; права и обязанности сотрудников организации; права непосредственного руководителя структурного подразделения;
7) служба быта: организация питания; наличие служебных входов; условия для парковки личных автомобилей и многое другое;
Затем могут быть проведены мероприятия по специальной ориентации, осуществляемые как в формах бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новый сотрудник, так и собеседований с непосредственным руководителем, в рамках специальной ориентации затрагиваются следующие вопросы: 1) функции структурного подразделения; 2) трудовые обязанности и ответственность; 3) требуемая отчетность; 4) процедуры, правила, предписания; 5) представление сотрудников структурного подразделения (Иванцевич Дж. М., Лобанов А. А. М., 2003).
Далее следует этап действенной ориентации, суть которого заключается в адаптации нового сотрудника к своему должностному статусу и в значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с членами трудового коллектива. На этом этапе необходимо «новичку» предоставить возможность для активных действий в различных сферах, когда он испытывает на себе полученные знания об организации. И в это время важно оказывать максимальное содействие новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности его деятельности и особенностей взаимодействия с новыми коллегами.
Заключительный этап в процессе адаптации – функционирование, который характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной трудовой деятельности.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 211.