Модуль 1. Введение в финансовый менеджмент
Тема 1. Финансы, финансовые отношения, система финансов
Система финансов
Финансы как отношения характеризуются разнообразием форм существования, т.е. это не единичные отношения, а целая система. Таким образом, можно говорить о системе финансов.
Система финансов представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды (см. рис. 1).
Рис. 1. Система финансов
В экономической литературе также используется понятие «финансовая система», которое иногда отождествляется с системой финансов. Понятие «финансовая система» показывает институциональный аспект, т.е. это определенная совокупность финансовых институтов, которые действуют в системе финансов той или иной страны.
Инфраструктура финансовой системы РФ включает:
– государственную систему управления финансами (Президент, Федеральное Собрание, Правительство, Минфин, Федеральное Казначейство, Федеральная служба по налогам и сборам, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная таможенная служба, Министерство экономического развития и торговли, Счетная палата, Центральный банк и др.);
– министерства и ведомства бюджетополучателей, бюджетные организации;
– коммерческие и некоммерческие предприятия, домохозяйства;
– финансово-кредитные учреждения: коммерческие банки, кредитные организации небанковского типа, инвестиционные и лизинговые компании, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды;
– организации финансового рынка: биржи, брокеры, дилеры, консультанты.
Среди основных принципов выделения звеньев системы финансов можно назвать:
во-первых, наличие собственной финансовой базы, образуемой доходами субъектов экономических отношений;
во-вторых, функциональное назначение каждого звена, обеспечивающего финансирование затрат по достижению своих целей;
в-третьих, единство и взаимодействие звеньев, предопределяемые общностью источника первичных доходов и финансовой политики, нацеленной на согласование интересов субъектов экономических отношений, взаимоувязанностью их финансовых планов и балансов.
Несмотря на особенности каждого звена, система финансов является единой. Основой единства системы финансов являются финансы предприятий, т. к. непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов является национальный доход, который создается в сфере материального производства. Другими словами, именно в сфере финансов предприятий создается основная часть доходов, которая в результате перераспределения формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов.
Централизованным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития отраслей экономики и перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственными и непроизводственными сферами, предприятиями различных форм собственности и отдельными группами населения.
Тема 2. Финансовый менеджмент как система управления финансами
Модуль 2. Методы (функции) финансового менеджмента
Тема 4. Финансовый анализ в системе управления финансами
Методы финансового анализа
Основные методы финансового анализа:
· горизонтальный анализ;
· вертикальный анализ;
· трендовый анализ;
· сравнительный (пространственный) анализ;
· факторный анализа;
· метод финансовых коэффициентов.
Горизонтальный (временной) анализ заключается в сравнении показателей финансовой отчетности за период с параметрами предыдущих периодов.
Наиболее распространенными приемами горизонтального анализа являются:
· простое сравнение статей отчетности и изучение их существенных изменений;
· анализ изменений татей отчетности в сравнении с колебаниями других статей.
При этом особое внимание уделяют ситуациям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует колебанию другого показателя.
Вертикальный анализ осуществляют в целях определения удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.
Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, то есть осуществляют прогнозный анализ.
Сравнительный (пространственный) анализ проводят на основе внутрихозяйственного сравнения отдельных показателей деятельности предприятия и межхозяйственных показателей аналогичных предприятий-конкурентов.
Факторный анализ – это процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. При этом факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), так и обратным (синтез). При прямом анализе результативный показатель разделяют на составные части, а при обратном – отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
Примером факторного анализа может служить трехфакторная модель Дюпона, позволяющая изучить причины, влияющие на изменение чистой прибыли на собственный капитал:
ЧП ЧП ВР А
чрск = = х х ;
СК ВР А СК
где: чрск – чистая рентабельность собственного капитала (доли единицы или процент); ЧП - чистая прибыль за расчетный период (по форме отчетности № 2); СК - собственный капитал на последнюю отчетную дату (раздел 3 бухгалтерского баланса); ВР – выручка (нетто) от реализации продукции (работ, услуг); А – активы на последнюю отчетную дату.
Если в результате анализа финансовой отчетности (за квартал, год) установлено, что чистая прибыль, приходящаяся на собственный капитал, уменьшилась по сравнению с базисным периодом, то выясняют, за счет какого фактора это произошло:
· снижения чистой прибыли на каждый рубль выручки от реализации (продаж) продукции (работ, услуг);
· менее эффективного управления активами (замедления их оборачиваемости), что приводит к снижению выручки от реализации (продаж);
· изменения структуры авансированного капитала (финансового левериджа);
· на завершающем этапе устанавливают сопряженное воздействие трех факторов на результативный показатель (с помощью способа цепных подстановок).
Анализ параметра чистой прибыли, приходящийся на собственный капитал, используют при решении вопроса, насколько предприятие может увеличить свои активы в будущем без прироста заемного капитала (кредитов и займов), то есть:
· при выборе рациональной структуры капитала;
· при решении вопроса об инвестициях в основной и оборотный капитал.
Метод финансовых коэффициентов (относительных показателей) – расчет отношений параметров финансовой отчетности и определение взаимосвязей показателей. К финансовым коэффициентам относят показатели финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности баланса, оборачиваемости активов и собственного капитала и др.
Указанные методы используют не только для изучения динамических рядов показателей за предшествующие периоды, но и для их прогноза на будущие периоды (квартал, год).
Планирование финансовых показателей на предстоящий период осуществляется на базе:
· прогноза отчета прибылей и убытков (форма № 2);
· прогноза бухгалтерского баланса – по основным статьям активов и пассивов;
· прогноза отчета о движении денежных средств (форма № 4).
Прогнозные финансовые показатели помогают собственникам и руководящим менеджерам предприятия принимать решения по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, разрабатывать оперативные, текущие и стратегические финансовые планы (бюджеты) развития предприятий и корпораций.
Тема 5. Планирование в системе финансового менеджмента
1. Содержание и значение финансового планирования
Финансовое планирование влияет на все сферы деятельности предприятия.
Понятие «планирование деятельности предприятия» может рассматривать в двух аспектах:
– с позиции теории фирмы и ее экономической природы;
– как одна из функций финансового менеджмента, т.е. умение предвидеть будущее фирмы и использовать на практике это предвидение.
Оба аспекта планирования тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом:
– необходимость и возможность планирования обусловлена общими условиями хозяйствования;
– с помощью планирования сводят к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для организации;
– устраняют излишние трансакционные издержки внутри организации по торговым сделкам (контрактам);
– степень разработанности финансовых планов зависит от используемой исходной базы, методов и приемов, многовариантности получаемых результатов и т.п.
Финансовое планирование организации – это целенаправленная деятельность в процессе организации и управления по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств, выражающихся в движении выручки, главным образом прибыли, в соответствии с имеющимися финансовыми ресурсами, требованиями законодательства, целями развития организации и интересами предпринимателя (собственника).
В процессе финансового планирования оценивается состояние финансовых ресурсов, резервов и определяются потенциальные возможности организации; определяются все основные методы и формы воздействия финансового механизма в хозяйственной деятельности.
Этапы финансового планирования включают:
1. анализ показателей и составление финансового плана;
2. утверждение собственником проекта финансового плана (основных показателей);
3. исполнение финансового плана (связан с оперативным контролем за выполнением финансового плана);
4. по результатам оперативного контроля осуществляется корректировка финансового плана;
5. Исполнение финансового плана (после чего проводится внешний и внутренний финансовый контроль).
Разработка финансовых планов и бюджетов занимает важное место в системе мер по стабилизации их денежного оборота.
Финансовый план – это обобщающий плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств организации на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Финансовое планирование включает в себя разработку операционных и финансовых бюджетов, а также прогнозы денежных ресурсов на ближайшие 2-3 года. В России финансовые планы составляются в форме баланса доходов и расходов (на год с поквартальной разбивкой показателей).
Бюджет – это оперативный финансовый план, составленный, как правило, в рамках до одного года (с поквартальной или помесячной разбивкой показателей), отражающий поступление и расходование денежных средств по текущий, инвестиционной и финансовой деятельности организации. В практике управления финансами используют два вида бюджетов – операционный и финансовый.
Принципиальное отличие финансового плана от бюджета заключается в том, что бюджет всегда содержит стоимостные показатели, в то время как план может содержать как стоимостные, так и натуральные показатели. А также перечень мероприятий.
Смета – это форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действия по исчислению показателей. Например, смета затрат на производство и реализацию продукции (смета издержек), составляемая на год с поквартальной разбивкой показателей. В узком смысле понятие сметы и бюджета тождественны.
Значение внутрифирменного финансового планирования состоит в следующем:
– намеченные стратегические цели преломляют в форме финансово-экономических показателей: объем продаж, издержки, прибыль, инвестиции, денежные потоки и др.;
– устанавливают стандарты для поступления финансовой информации в форме финансовых планов и отчетов об их исполнении;
– определяют приемлемые границы финансовых ресурсов, необходимых для реализации оперативных и долгосрочных пленов;
– оперативные финансовые планы предоставляют полезную информацию для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии;
– в долгосрочных финансовых планах предусматривают финансовые ресурсы, необходимые для финансирования реальных инвестиционных проектов, обеспечивающих будущее развитие организации.
Основной целью финансового планирования является определение возможного объема финансовых ресурсов, капитала и ресурсов, устанавливаемых на базе прогноза величины денежных потоков, формируемых за счет собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников. Данная цель может быть разделена на локальные цели:
– обеспечение производственного, научно-технического, коммерческого и социального развития предприятия, прежде всего, за счет собственных средств;
– увеличение прибыли преимущественно за счет роста объема производства и снижения издержек производства и обращения;
– обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, особенно в период реализации инвестиционных проектов.
Финансовый план взаимосвязан с другими разделами бизнес-плана, то есть с планами по: производству продукции, закупкам материальных ресурсов, рекламе, инвестициям, научным исследованиям и разработкам и др.
Назначение финансового плана – это одновременно прогноз средне- и долгосрочной финансовой перспективы и определение текущих доходов и расходов.
Важнейшие объекты финансового планирования:
– выручка от реализации продукции (работ, товаров и услуг);
– издержки производства и обращения;
– прибыль и ее распределение по соответствующим направлениям;
– фонды специального назначения и их использование;
– объем платежей в бюджет и в государственные социальные внебюджетные фонды;
– объем заемных средств, привлекаемых с финансового рынка;
– плановая потребность в оборотных средствах и источники финансирования их прироста;
– объем капитальных вложений и источники их финансирования и др.
Для составления финансовых планов используют следующие информационные источники:
– договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;
– прогнозные расчеты;
– данные бухгалтерского учета;
– экономические нормативы.
Разработанные на основе этих данных финансовые планы служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов.
2. Принципы финансового планирования
Общие принципы планирования на предприятии
1. Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся возможными в рамках вертикального единства предприятия.
2. Координация планов отдельных подразделений выражается в том, что: нельзя эффективно планировать деятельность одних подразделений предприятия вне связи с другими; всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других подразделений.
3. Принцип участия означает, что каждый специалист предприятия становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности и выполняемой им функции.
4. Принцип непрерывности заключается в том, что: процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках установленного цикла; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (план производства – план по маркетингу – и т.д.).
5. Принцип гибкости состоит в придании процессам планирования и финансовым планам возможности изменять направления использования ресурсов и резервов в связи с возникновением новых обстоятельств;
6. Принцип точности предполагает, что планы развития должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.
7. Принцип научности состоит в том, что в процессе финансового планирования необходимо: сочетания действия экономических законов, влияния законодательных и нормативных документов на деятельность, обеспечение методологической базы расчетов;
8. Принцип единоначалия предполагает решающее слово предпринимателя (собственника) в вариантах решения поставленных конкретных задач с учетом его интересов;
9. Принцип конъюнктуры рынка предусматривает необходимость учета возможности организации в обеспечении потребностей рынка;
Принципы финансового планирования:
1. Принцип финансового соотношения сроков (золотое банковское правило»), который предполагает, что получение и использование средств должно происходить в установленные сроки, то есть капитальные вложения с длительными сроками окупаемости необходимо финансировать за счет долгосрочного заемного капитала.
2. Принцип платежеспособности означает, что планирование денежных средств должно обеспечивать соблюдение предприятием платежной дисциплины в течение всего года.
3. Принцип рентабельности капитальных вложений – для реальных инвестиций целесообразно выбирать самые недорогие способы финансирования (финансовый лизинг, среднесрочный банковский вредит и др.) заемный капитал выгодно привлекать только в случае, если он повышает доходность собственного капитала. В данном случае проявляется действие эффекта финансового левериджа (рычага).
4. Принцип сбалансированности рисков – особенно рисковые долгосрочные инвестиции предпочтительнее финансировать за счет собственных средств и привлечения денежных ресурсов спонсоров (схемы проектного финансирования).
5. Принцип приспособления к потребностям рынка – для предприятия важно учитывать конъюнктуру финансового рынка и свою зависимость от привлечения средств кредиторов (заимодавцев).
6. Принцип предельной рентабельности – целесообразно выбирать такие инвестиционные проекты, которые обеспечивают предприятию максимальную (предельную) рентабельность. Такая ситуация наблюдается в случаях, когда доходность инвестиций выше цены капитала (Ди > Цк ).
7. Принцип самофинансирования предполагает необходимость преимущественного использования собственных финансовых ресурсов и средств по сравнению с заемными средствами;
8. Принцип коммерческой тайны заключается в том, что любая информация, связанная с разработкой финансовых планов и показателей, сами величины показателей коммерческий интерес у других субъектов хозяйствования с целью изменения положения на рынке.
3. Методы финансового планирования
Планирование финансовых показателей осуществляют с помощью следующих методов:
1. Нормативный метод. На базе заранее установленных норм и нормативов определяют потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования. В финансовом планировании применяют целую систему норм и нормативов:
– федеральные: ключевая ставка, нормы амортизации, минимальный размер оплаты труда, ставки федеральных налогов;
– региональные: ставки региональных налогов и сборов;
– местные: ставки местных налогов и сборов;
– отраслевые (рекомендательный характер): уровень рентабельности, нормы естественной убыли, нормы расхода топлива, нормы отчислений в резервные и страховые фонды;
– нормативы хозяйствующего субъекта (разрабатываются предприятием самостоятельно): норматив оборотных средств, нормативы распределения чистой прибыли, технологические нормы, нормативы формирования резервных фондов, ремонтных фондов, резервов сомнительных долгов.
Этот метод является самым простым и доступным. Зная норматив и объемный параметр можно легко вычислить планируемый финансовый показатель. Важно – разработка экономически обоснованных норм и нормативов для формирования и использования денежных ресурсов и организации контроля за их соблюдением каждым структурным подразделением организации.
2. Расчетно-аналитический метод. Метод основывается на анализе достигнутой величины финансовых показателей, которая принимается за базу. На основе индекса изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина показателя.
Этот метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенным способом на основе анализа динамики показателей.
В рамках этого метода широко применяется экспертная оценка. Метод менее точен, чем нормативный.
3. Балансовый метод. Благодаря балансу достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Метод применяется при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов (потребления, накопления и резервных), квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и др. например, балансовая увязка по денежным фондам имеет вид:
О нп + П = Р + О кп,
где: О нп и О кп – остаток средств фонда на начало и конец расчетного периода; П – поступление средств в денежный фонд; Р – расходование средств из денежного фонда.
4. Оптимизации плановых решений. Содержание метода сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирается наиболее оптимальный вариант. При этом можно применять различные критерии выбора:
– минимум приведенных затрат;
– минимум текущих затрат;
– минимум вложений капитала при наибольшей эффективности его использования;
– минимум времени на оборот капитала, то есть ускорение оборачиваемости авансированных средств;
– максимум приведенной прибыли;
– максимум дохода на рубль вложенного капитала;
– максимум доходности капитала (сумма прибыли на рубль вложенного капитала);
– максимум сохранности финансовых ресурсов, то есть минимум денежных потерь (финансового, кредитного, процентного, валютного и иных рисков).
Приведенные затраты представляют собой сумму текущих расходов и капиталовложений, приведенных к идентичной размерности в соответствии с принятыми нормативами эффективности. Их определяют по формуле:
З привед. (мин.) = Зт + Зе * Кн ,
где: Зт – текущие (операционные) затраты; Зе – единовременные затраты (капиталовложения); Кн – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений, доли единицы.
В настоящее время Кн = 0,15, что соответствует нормативному сроку эффективности капиталовложений.
Ток = 1/ Кн = 1 / ,15 = 6,6 года,
где Ток – период окупаемости капиталовложений; Кн – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений, доли единицы.
Приведенную прибыль рассчитывают по формуле:
Пп = Пт – Зе * Кн ,
где Пп – приведенная прибыль; Пт – текущая прибыль; Зе – единовременные затраты (капиталовложения); Кн – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений, доли единицы.
5. Факторный метод. Факторный метод используют для расчета планируемого объема прибыли. Он включает в себя пять последовательных этапов:
– расчет базовых показателей за предыдущий год;
– постановку целей хозяйственной деятельности на предстоящий период;
– прогноз индексов инфляции;
– вариантный расчет прибыли;
– выбор оптимального варианта.
Для факторного метода планирования прибыли используют четыре индекса инфляции:
– изменение цен на продукцию (работы, товары и услуги);
– изменение покупных цен на сырье и материалы, приобретаемые предприятием;
– колебания балансовой стоимости основных средств;
– изменение средней оплаты труда.
6. Экономико-математическое моделирование. Метод позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину.
Данную взаимосвязь выражают через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное математическое описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц). В модель включают только ключевые (определяющие) факторы. Модель может базироваться на функциональной или корреляционной связи.
Функциональную связь выражают уравнением вида:
У = ƒ (х),
где У – соответствующий показатель; ƒ (х) – функциональная связь исходя из показателя «х».
Корреляционная связь – это вероятностная зависимость, которая проявляется только в общем виде и при большом количестве наблюдений. Данная связь выражается уравнениями регрессии различного вида. Например, однофакторные модели типа: линейного, параболы, гиперболы, линейного и логарифмического уравнений.
При использовании моделей планирования приоритетное значение имеет определение периода исследования. Он должен выбираться с учетом однородности исходных данных. Целесообразно использовать для перспективного планирования годовые финансовые показатели за прошедшие 3-5 лет, а для текущего (годового) планирования – квартальные данные за 1-2- года. При значительных изменениях условий работы предприятия в плановом периоде в определенные на базе экономико-математических показателей моделей показатели вносят необходимые коррективы.
Экономико-математическое моделирование позволяет перейти от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей (включая прибыль). Построение экономико-математической модели финансового показателя складывается из ряда этапов:
– изучение динамики финансового показателя за определенное время (год) и выявление факторов, влияющих на эту динамику;
– расчет модели функциональной зависимости финансового показателя от определенных факторов (например, прибыли от объема продаж);
– разработка различных вариантов прогноза финансового показателя;
– анализ и экспертная оценка возможной динамики финансового показателя в будущем;
– выбор оптимального варианта, то есть принятие планового решения.
В экономико-математическую модель вводят не все, а только основные факторы. Проверку обоснованности модели осуществляют практикой ее применения. Важное значение для обоснованности модели имеет ее представительность, то есть объективность наблюдений за изучаемым объектом, обоснованность выбранных моделей с помощью расчета среднеквадратического отклонения полученных данных от фактических и коэффициента вариации.
Среднеквадратическое отклонение (Z) устанавливают по формуле:
∑ (y – yx) 2
z = √ ;
2
где: Y и YX – фактическая и расчетная сумма прибыли; n – число случаев наблюдений.
Коэффициент вариации представляет собой процентное отношение среднеквадратического отклонения к среднеарифметической величине отчетного показателя (прибыли):
Кв = ( + Z / У ) * 100,
где: Кв - коэффициент вариации; Z – среднеквадратическое отклонение; У – среднеарифметическая величина прибыли;
Коэффициент вариации показывает, что если степень отклонения расчетных показателей от фактических составляет незначительную величину, то можно сделать вывод о возможности использования данной модели для планирования (прогноза) прибыли.
7. Сетевой метод. Этот метод также применяется в крупных организациях и позволяет на основе сетевых графиков или моделей: описать организационную и технологическую последовательность выполнения операций и взаимосвязи между ними; акцентировать внимание на отдельных важных операциях; обеспечивать координацию операций; увязывать финансовые ресурсы и их источники; и прочее. Сетевой график представляет собой информационную модель, отражающую процесс выполнения комплекса операций, направленных на достижения цели или конкретных задач.
8. Программно-целевой метод. Содержание этого метода включает в себя: формирование и оптимизацию программы; обоснование количества ресурсов; организацию управления и контроля. Этот метод является по своей сути комплексным управлением деятельностью организации (предприятия) по определенному направлению развития. Содержание его заключается в комплексном применении всех имеющихся методов управления и планирования.
4 . Классификация, виды и формы финансовых планов
Финансовый план представляют собой совокупность документов определенной формы, которые характеризуют определенные стороны финансовых отношений организации.
Финансовые планы классифицируются в зависимости от планового периода, на который они разрабатываются:
– оперативные финансовые планы, которые составляются на период месяц, декаду или неделю;
– текущие финансовые планы, которые разрабатываются на год с поквартальной разбивкой;
– среднесрочные финансовые планы, которые разрабатываются на плановый период от одного года до трех лет;
– перспективные (долгосрочные) финансовые планы, которые разрабатываются на пять и более лет планового периода;
– программные финансовые планы, которые разрабатываются на конкретные периоды внедрения и использования программ предпринимательской деятельности по сферам хозяйствования.
На малых предприятиях (организациях) всех форм собственности, как правило, разрабатываются только оперативные финансовые планы, т.к. невозможно рассчитать на перспективу состояние финансовых ресурсов, объемы и структуру производства и выручки, в т.ч. выручки от реализации продукции (работ, услуг) и т.п.
Оперативные и текущие финансовые планы начинают разрабатываться, как правило, со средних организаций (предприятий), где мотивами развития становятся расширение сферы деятельности и закрепление на рынке товаров и услуг. Основной целью разработки финансовых планов становится разработка наиболее эффективных путей использования прибыли и нахождение дешевых привлеченных и заемных финансовых ресурсов.
Оперативные, текущие и перспективные планы разрабатываются в крупных, сверхкрупных организациях (предприятиях), корпорациях и транснациональных компаниях. Целью разработки комплекса финансовых планов и разработочных таблиц является: освоение внутренних и внешних рынков ресурсов и сбыта продукции (работ, услуг); выпуск новых видов продукции
Программные финансовые планы разрабатываются по мере необходимости, а в крупных, сверхкрупных организациях (предприятиях) они носят систематический характер с подробной характеристикой исходной информации, результатов деятельности и определением центров ответственности.
Финансовые планы, как документы, включают в себя несколько форм (регистров), которые могут быть в следующем виде:
Смета затрат представляет собой форму планового расчета, определяющую потребность в денежных средствах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей – разрабатывается на квартал, полугодие, год, программу;
Баланс доходов и расходов характеризует поступление и расходование денежных средств на планируемый период, разрабатывается на квартал, год, программу;
Инвестиционный план отражает потребность в денежных ресурсов, направляемых на инвестиционную деятельность и источники их формирования, разрабатывается на квартал, год, программу;
Кредитный план представляет собой план получения и погашения кредитов банков, разрабатывается на квартал, год, программу;
Валютный план показывает поступления и расходование денежных средств в иностранной валюте, разрабатывается на квартал, год, программу;
Прогноз баланса активов и пассивов, отражает величину показателей актива и пассива бухгалтерского баланса по истечению предстоящего периода, разрабатывается на год, программу;
План движения денежных ресурсов отражает движение наличных и безналичных денежных средств по организации и по видам деятельности на определенный период, разрабатывается на квартал, год, программу;
Платежный календарь (баланс) отражает доходы и расходы на предстоящий период, разрабатывается на месяц с подекадной разбивкой;
Кассовая заявка (план) отражает поступление денежных средств на счета в банках и в кассу и потребность в этих денежных средствах, разрабатывается на квартал;
Разработочные таблицы. Такие таблицы составляются и раскрывают или дополняют характеристики определенных сторон финансовых показателей, в том числе:
План распределения валовой и чистой прибыли отражает все аспекты использования прибыли и представляет собой расчет валовой, налогооблагаемой и чистой прибыли, разрабатывается на квартал, год, программу;
План взаимоотношений с бюджетом показывает отношения по поводу исчисления и уплаты налогов и отчислений в бюджет и государственные фонды денежных средств и поступления денежных средств из централизованных денежных фондов, с учетом взаиморасчетов, разрабатывается на квартал, год, программу;
План налогов и отчислений (налоговый бюджет) отражает взаимоотношения с бюджетом и государственными фондами денежных средств, разрабатывается на квартал, год, программу;
Расчет амортизационных отчислений по методам в соответствии с бухгалтерским учетом и для налогообложения;
План потребности в оборотных средствах отражает излишек или недостаток собственных оборотных средств и источники их покрытия и пополнения.
Плановая смета представляет собой расчет всех затрат и расходов организации (издержек), связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг). Она может иметь следующий вид (см. таблицу 1):
Финансовый план (Баланс доходов и расходов) организации представляет собой таблицу, в которой в активе отражаются доходы и поступления средств при любой форме расчетов, а в пассиве – все расходы и отчисления. Он может быть выражен в следующей форме (см. таблицу 2):
Инвестиционный план представляет собой обоснование имеющихся инвестиционных ресурсов и предполагаемых направлений их расходования. Форма инвестиционного плана может быть в следующей форме (см. таблицу 3):
План движения денежных средств на счетах в банке и в кассе (платежный баланс) разрабатывается на предстоящий месяц с разбивкой по декадам. С его помощью обеспечивается оперативное использование денежных средств на текущие операции. В платежном балансе выделяются наличные и безналичные доходы и платежи. Платежный баланс может быть представлен в следующей форме (см. таблицу 4):
Кассовый план представляет собой план движения наличных денег, проходящих через кассу организации. Своевременность обеспечения наличными денежными средствами характеризует определенное финансовое состояние и может быть представлено в следующей форме (см. таблицу 5):
Финансовые планы и разработочные таблицы являются основой процесса бюджетирования затрат. В процессе финансового планирования формируются проекты оперативных, текущих и перспективных финансовых бюджетов. Для организации системы бюджетирования создаются центры ответственности. Завершающим элементом процесса бюджетирования является консолидированный бюджет организации. Однако все показатели документов, представляющих финансовый план организации, также требуют расчетов с применением вышеназванных методов, способов и приемов финансового планирования.
ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ
Таблица 1
Смета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по организации на _____________ год.
№ п/п | Элементы затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) | Сумма (в валюте РФ) |
1. | Материальные затраты ВСЕГО в том числе, например: - сырье и основные материалы (за вычетом возвратных отходов), покупные изделия и полуфабрикаты - вспомогательные материалы - топливо и энергия - плата за природные ресурсы | ____________ |
2. | Затраты на оплату труда ВСЕГО в том числе, например: - заработная плата за выполненные работы - выплаты стимулирующего и компенсационного характера, включаемые в себестоимость - материальная помощь, включаемая в издержки | ____________ |
3. | Отчисления на социальные нужды (единый социальный налог) ВСЕГО в том числе в: - пенсионный фонд - фонд социального страхования - фонд медицинского страхования | ___________ |
4. | Амортизация основных фондов ВСЕГО в том числе: - собственных основных фондов - арендованных основных фондов - прочих (уплаченных) | ___________ |
5. | Прочие затраты ВСЕГО в том числе, например: - отчисления в бюджетные фонды - местные налоги и сборы - оплата информационных и аудиторских услуг - оплата банку, в том числе: - проценты за кредит и услуги - отчисления в ремонтный фонд - прочие расходы | ____________ |
6. | Итого расходов по обычным видам деятельности (затрат на производство) | |
7. | Списано затрат на непроизводственные счета | |
8. | Изменение остатков незавершенного производства (+, -) | |
9. | Производственные издержки продукции, работ, услуг | |
10. | Коммерческие расходы ВСЕГО в том числе, например: - расходы на рекламу - представительские расходы - прочие расходы | ____________ |
11. | Полные издержки произведенной продукции, работ, услуг | |
12. | Остатки нереализованной товарной продукции (работ, услуг) на начало года по полным издержкам | |
13. | Остатки нереализованной продукции (работ, услуг) на конец года по полным издержкам | |
14. | Полные издержки реализованной продукции (работ, услуг) за год | |
15. | Стоимость произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) в контрактных (договорных) ценах без НДС (выручка от продажи продукции, работ, услуг) | |
16. | Сумма налога на добавленную стоимость | |
17. | Стоимость произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) в контрактных (договорных) ценах без НДС с учетом уровня инфляции (выручка от продажи продукции, работ, услуг) | |
18. | Стоимость произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) в контрактных ценах с учетом НДС (выручка от продажи продукции, работ, услуг) | |
Дополнения к расчетам: Разработочные таблицы | ||
19. | Прочие расходы ВСЕГО -прочие расходы -сумма НДС | ____________ |
20. | Общие расходы организации без НДС ВСЕГО Сумма НДС Общие расходы организации с НДС | ____________ |
21. | Прочие доходы ВСЕГО - прочие доходы - сумма НДС | ____________ |
22. | Корректировка валовой прибыли для целей налогообложения -____________________________________________ -____________________________________________ -____________________________________________ -____________________________________ВСЕГО__ (+, -)_________________________________________ | ____________ ____________ ____________ ____________ ____________ |
Таблица 2
Финансовый план организации на на ___ год
(БАЛАНС ДОХОДОВ И РАСХОДОВ)
№ п/п | Разделы, статьи | Сумма, руб. |
ДОХОДЫ И ПОСТУПЛЕНИЯ | ||
1. | Прибыль организации (общая прибыль), облагаемая налогом на прибыль ВСЕГО (справочно-налогооблагаемая прибыль)___________ в том числе: - доходы от обычных видов деятельности - от реализации продукции (работ и услуг) - разница между прочими доходами и расходами | ____________ |
2. | Доходы организации (доходы), облагаемые налогом на доходы ВСЕГО (справочно-налогооблагаемый доход)___________ в том числе: - разница между прочими доходами и расходами | ____________ |
3. | Амортизационные отчисления ВСЕГО в том числе: - амортизационные отчисления - арендная плата полученная | ____________ |
4. | Отчисления в ремонтный фонд (начислено) | |
5. | Кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении организации (предприятия) | |
6. | Излишек собственных оборотных средств | |
7. | Мобилизация внутренних ресурсов | |
8. | Штрафы, пени, неустойки полученные | |
9. | Поступления: ВСЕГО - централизованных средств____________________ - бюджетных ассигнований_____________________ - от выпуска ценных бумаг_____________________ - прочие______________________________________ | ____________ |
10. | Заемные средства ВСЕГО в том числе: - долгосрочные заемные средства - иностранные инвестиции | ____________ |
ИТОГО доходов и поступлений (БАЛАНС) | ||
РАСХОДЫ И ОТЧИСЛЕНИЯ | ||
1. | Расходы и отчисления, относимые на финансовые результаты ВСЕГО в том числе: - налог на имущество предприятий -штрафы, пени, неустойки уплаченные - прочие____________________________________________ | ____________ |
Сумма льгот по налогу на прибыль | ||
Сумма налога на прибыль (справочно-налогооблагаемая прибыль) __________ | ____________ | |
Сумма налога на доход (по видам доходов) (справочно-налогооблагаемый доход) __________ | ____________ | |
2. | Использование денежных фондов предприятия ВСЕГО в том числе: 1.Фонд накопления ВСЕГО (в т.ч. за счет прибыли)_________________________ - инвестирование в основные фонды - пополнение недостатка собственных оборотных средств - оплата процентов банка сверх ставки ЦБ - плата за сверхнормативные выбросы в окружающую среду - плата за природные ресурсы сверх лимита - расходы на рекламу сверх нормы - налог на рекламу сверх нормы - лицензионные сборы - другие __________________________________________ 2.Фонд потребления ВСЕГО (в т.ч. за счет прибыли)________________________ - дивиденды, выплаченные по акциям предприятия акционерам - надбавки к пенсиям - другие - ______________________________________ | ____________ ____________ ____________ |
3. | Использование резервного фонда ВСЕГО (в т.ч. за счет прибыли)_________________________ | ____________ |
4. | Использование ремонтного фонда ВСЕГО (в т.ч. за счет прибыли) _______________________ | ____________ |
5. | Другие направления денежных средств ВСЕГО в том числе: | ____________ |
ИТОГО расходов и отчислений (БАЛАНС) |
Таблица 3
Инвестиционный план организации на ____год
№ п/п | Разделы и статьи | Сумма, руб. |
Доходы и поступления средств | ||
1. | Собственные средства ВСЕГО в том числе: - прибыль - амортизационные отчисления - прочие внутренние финансовые ресурсы в том числе: - прибыль в строительстве при хозяйственном способе производства - доходы от попутной добычи строительных материалов на пятне застройки - выручка от реализации основных средств в строительстве (операционные доходы) - мобилизация внутренних ресурсов - прочие собственные средства - __________________________ | ____________ |
2. | Привлеченные средства ВСЕГО в том числе: - централизованные средства - бюджетные ассигнования (инвестиционные средства) - эмиссия ценных бумаг - иностранные инвестиции - прочие привлеченные средства - ____________________________ | ____________ |
3. | Заемные средства ВСЕГО в том числе: - долгосрочные заемные средства - другие - ____________________________ | ____________ |
ИТОГО доходов и поступления средств (БАЛАНС) | ||
Потребность в инвестициях (План капитальных вложений)
Таблица 4
Платежный баланс организации на _____ месяц ____года
№ п/п | Разделы, статьи | Сумма, руб. |
Доходы и поступления денежных средств | ||
1. | Остаток денежных средств на начало месяца | |
2. | Поступления средств в течение месяца ВСЕГО в том числе: - выручка от реализации продукции (работ, услуг) - выручка от продажи основных средств и иного имущества - авансовые поступления ВСЕГО в том числе: - внереализационные доходы - арендная плата - средства, полученные по ценным бумагам - временная финансовая помощь - поступление дебиторской задолженности - средства от продажи ценных бумаг - валютные поступления - ссуды банков - бюджетные ассигнования - прочие поступления | ___________ ___________ |
3. | ВСЕГО доходов и поступлений | |
Расходы и отчисления денежных средств | ||
4. | Платежи в счет неотложных нужд | |
5. | Налоговые платежи ВСЕГО В том числе: - НДС и акцизы - таможенные платежи - налоги на прибыль (доходы) - налоги на имущество, землю - прочие налоги и сборы | ___________ |
6. | Отчисления в бюджетные и государственные внебюджетные фонды ………………….ВСЕГО в том числе:________________________________________ | |
7. | Обязательные платежи по расходам за водоснабжение, телефон и другие | |
8. | Платежи по усмотрению организации ВСЕГО в том числе: - оплата труда - оплата поставок - выплаченные авансы и предоплата - оплата накладных расходов - погашение ссуд банков - оплата векселей - выплата дивидендов - прочие выплаты | ___________ |
9. | ВСЕГО расходов и отчислений | |
10. | Превышение доходов и поступлений над расходами и платежами | |
11. | Превышение расходов и отчислений над доходами и поступлениями | |
12. | Планируемый остаток денежных средств на конец месяца |
Таблица 5
Кассовый план организации на ____ квартал _____ года
№ п/п | Показатели | Сумма, руб. |
1. | Поступление наличных денег, кроме средств, получаемых в банке ВСЕГО в том числе: - от реализации продукции (работ, услуг) - прочие поступления__________________________ | ___________ |
2. | Расходование наличных денег ВСЕГО в том числе: - на оплату труда - на командировочные расходы - на хозяйственно-операционные расходы | ___________ |
3. | Расчет выплат заработной платы ВСЕГО в том числе: - фонд оплаты труда - прочие выплаты - удержания ВСЕГО в том числе: - налоги - добровольное страхование, пенсионное обеспечение - прочие Подлежит к выдаче ВСЕГО в том числе: - из выручки - из наличных денег, полученных в банке | ____________ ____________ |
Календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней выплат Дата |
Показатели
Базовые условия
Рост выручки о реализации на 10 %
Операционный анализ показывает также чувствительность, то есть возможную реакцию финансового результата на изменение внешних и внутренних факторов производства и сбыта продукции, в частности, ответить на вопрос на сколько можно изменить объем продаж без потери прибыли.
Одним из эффективных методов управления издержками, доходами и прибылью является стохастический (вероятностный) финансовый анализ по системе « CVP ». В его основу положены вероятностные переменные величины. Например, прибыль до налогообложения – это вероятностная переменная, поскольку в равенство, которое определяет ее величину, входит объем реализуемой продукции, то есть величина, значение которой можно точно оценить (отпускная цена единицы продукции и сумма переменных издержек на единицу продукции известны, как правило, достаточно точно). Стохастический анализ CVP только с одной принимающей случайное значение переменной - простейший вариант подобного исследования, поскольку в данном случае не учитывают взаимозависимость переменных. Анализ приобретает более сложную форму, когда в расчет включают другие случайные переменные – цену и переменные издержки. Для того чтобы чистая прибыль стала одной стохастической переменной можно использовать формулу:
ЧП = [Q х (Це х ПИе) – СИ ] х (1 - Нс),
где: ЧП – чистая прибыль, тыс руб.; Q – количество проданной продукции, единиц; Це – цена за единицу проданной продукции; ПИ е –величина переменных издержек на единицу продукции, руб.; СИ – общая сумма переменных издержке, руб.; 1 – Нс – налоговый корректор, который равен 0,76 [(100 %- 24%): 100%] .
Таким образом, величина чистой прибыли в системе «СVP» чувствительна к следующим основным факторам: объему производства в физическом выражении; цене за единицу продукции; уровню переменных издержек в цене продукции; ставке налога на прибыль.
Основная цель такого анализа – установить, что произойдет с конечным финансовым результатом, если изменяться: объем производства, цены на отдельные изделия и ассортимент реализуемой продукции, в течение короткого релевантного периода (в рамках имеющихся производственных мощностей).
Тема 8. Финансовый леверидж (рычаг)
1. Экономическое содержание финансового левериджа (рычага)
Для любой организации приоритетное значение имеет правило, при котором как собственные, так и заемные средства должны обеспечивать отдачу в форме прибыли (дохода).
Если организация в производственно-торговой деятельности как собственный, так и заемный капитал, то доходность собственного капитала может быть увеличена за счет привлечения банковских кредитов. Такое повышение рентабельности собственного капитала называют эффектом финансового рычага (левериджа).
Прежде чем проиллюстрировать данный параметр, уточним понятие термина «рентабельность активов» ( ROA ):
_
Ра = (БП : А ) х 100 ;
где: Ра (ROA) - рентабельность активов (имущества); БП – бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения; А – стоимость активов (имущества) за расчетный период (средняя).
Рентабельность активов – важный показатель, выражающий эффективность использования основного и оборотного капитала.
Анализ эффективности использования капитала можно проводить по следующей форме при условии одинакового уровня рентабельности активов и различной структуры источников капитала (см. таблицу 8).
Таблица 8
Расчет рентабельности и доходности собственного капитала с учетом издержек по задолженности и уплаты налога на прибыль
Показатели | Предприятие 1 | Предприятие 2 | |
1. | Рентабельность активов, % | ||
2. | Пассив баланса (без кредиторской задолженности) | ||
В том числе: | |||
А) Собственный капитал | |||
Б) Заемный капитал | нет | ||
3. | Актив баланса (без кредиторской задолженности) | ||
4. | Бухгалтерская прибыль (1 х 3 : 100) | ||
5. | Финансовые издержки по задолженности | нет | |
6. | Текущий финансовый результат (4 – 5) | ||
7. | Сумма налога на прибыль | ||
8. | Чистая прибыль (6 – 7) | ||
9. | Чистая рентабельность собственного капитала, % |
Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности собственного капитала, полученное благодаря привлечению кредита, несмотря за его платность, и уплаты налога на прибыль.
Очевидно, что данный эффект возникает из расхождения между рентабельностью активов и «ценой» заемного капитала, то есть средней банковской ставкой. Другими словами, предприятие должно предусмотреть такую рентабельность активов, чтобы денежных средств было достаточно на уплату процентов за кредит и уплату налога на прибыль.
Следует иметь в виду, что средняя расчетная ставка процента не совпадает с процентной ставкой, принимаемой по условиям кредитного договора.
Среднюю расчетную ставку за кредит устанавливают по формуле:
___
СП = [ФИ к : (сумма ЗС) ] х 100 ,
___
где: СП – средняя расчетная ставка за кредит; ФИ к – фактические финансовые издержки по всем полученным кредитам за расчетный период (сумма уплаченных процентов); Сумма ЗС – общая сумма заемных средств, привлеченных в расчетном периоде.
Данная формула получила наибольшее распространение на практике, так как позволяет установить «среднюю цену», в которую обходятся организации заемные средства.
Общая формула для расчета эффекта финансового рычага может быть выражена:
___
ЭФФ = [(1 – Нс) х (Ра – СП)] х (ЗК : СК),
где ЭФФ – эффект финансового рычага; Нс – ставка налога на прибыль,
___
доли единицы; СП – средняя расчетная ставка процента за кредит, %; ЗК –заемный капитал; СК – собственный капитал; (1 – Нс) – налоговый корректор;
___
(Ра – СП) - дифференциал финансового рычага; (ЗК : СК) – коэффициент задолженности.
Первая составляющая эффекта - налоговый корректор, показывает, в какой степени проявляется эффект финансового рычага в связи с различным уровнем налогообложения, он не зависит от деятельности предприятия, так как ставку налога на прибыль утверждают в законодательном порядке.
В процессе управления финансовым рычагом дифференцированный налоговый корректор может быть использован в случаях если:
– по различным видам деятельности установлены дифференцированные ставки налогообложения;
– по отдельным видам деятельности используют льготы по налогу на прибыль;
– отдельные дочерние подразделения (филиалы) осуществляют свою деятельность в свободных экономических зонах как своей страны, так и за рубежом.
Вторая составляющая эффекта – дифференциал, является основным фактором, формирующим положительное значение эффекта финансового рычага.
__
Условие: Ра > СП .
Чем выше положительное значение дифференциала, тем весомее при прочих равных условия значение эффекта финансового рычага.
В связи с высокой динамичностью этого показателя он требует систематического мониторинга в процессе управления. Динамизм дифференциала обусловлен рядом факторов:
– в период ухудшения конъюнктуры финансового рынка (падения объема предложения ссудного капитала) стоимость привлечения заемных средств может резко возрасти и превысить уровень бухгалтерской прибыли, генерируемой активами.
– снижение финансовой устойчивости в процессе интенсивного привлечения заемного капитала приводит к увеличению риска банкротства предприятия, что вынуждает повышать процентные ставки за кредит с учетом премии за дополнительный риск. В результате дифференциал финансового рычага может быть сведен к нулю или даже к отрицательному значению. В результате рентабельность собственного капитала (Ра, ROE) снизится. Так как часть генерируемой им прибыли будет направлена на обслуживания долга, полученного под высокие процентные ставки;
– в период ухудшения ситуации на товарном рынке и сокращения объема продаж и величины бухгалтерской прибыли отрицательное значение дифференциала может формироваться даже при стабильных процентных ставках за счет снижения рентабельности активов.
Таким образом, отрицательная величина дифференциала приводит к снижению рентабельности собственного капитала, что делает его использование неэффективным.
Третья составляющая эффекта – коэффициент задолженности характеризует силу воздействия финансового рычага. Коэффициент задолженности является мультипликатором, который изменяет положительное или отрицательное значение дифференциала.
При положительном значении последнего - любой прирост коэффициента задолженности будет приводить к еще большему падению рентабельности собственного капитала. При отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента задолженности будет приводить к еще большему падению рентабельности собственного капитала.
Таким образом, при стабильном дифференциале коэффициент задолженности является главным фактором, влияющим на величину доходности собственного капитала, то есть он генерирует финансовый риск. Аналогично при неизменной величине коэффициента задолженности положительное или отрицательное значение дифференциала генерирует как увеличение суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансовый риск ее потери.
Анализ денежных потоков
Цель анализа денежных потоков – определение причин дефицита (избытка) денежных средств, источников их поступления и направлений расходования для контроля за текущей платежеспособностью организации.
Главным документом для анализа денежных потоков является «Отчет о движении денежных средств».
На основе показателей данного регистра можно установить:
– уровень финансирования текущей и инвестиционной деятельности за счет собственных источников;
– зависимость предприятия от заемных средств;
– дивидендную политику в отчетном периоде и прогноз на будущее;
– финансовую эластичность предприятия, т.е. его способность формировать денежные резервы (чистый приток денежных средств);
– реальное состояние платежеспособности за истекший период и прогноз на будущий краткосрочный период (квартал).
В результате аналитической работы можно сделать предварительные выводы о причинах дефицита денежных средств:
– низкая рентабельность продаж, активов и собственного капитала;
– отвлечение денежных средств в излишние производственные запасы и незавершенное производство;
– влияние инфляции за состояние запасов;
– большие капитальные затраты, не обеспеченные соответствующими источниками финансирования;
– влияние инфляции на капитальные вложения;
– высокие выплаты налогов и сборов и суммы дивидендов акционерам;
– чрезмерная доля заемного капитала в пассиве баланса (свыше 50%) и связанные с этим высокие выплаты процентов за пользование кредитами и займами;
– снижение коэффициента оборотных активов, т есть вовлечение в оборот предприятия дополнительных денежных средств.
В итоге совокупный денежный поток должен стремиться к нулю, т.к. отрицательное сальдо по одному виду деятельности компенсируется положительным сальдо по другому его виду.
Для анализа движения денежных средств прямым методом составляют таблицы: в первой – анализ денежных потоков производится по видам деятельности (текущей, инвестиционной и финансовой), во второй – анализ структуры притока и оттока денежных средств по организации в целом.
Для изучения потока денежных средств косвенным методом необходимо подготовить отдельный аналитический отчет. Взаимосвязь оборотных активов с денежными потоками выражается в изменении их отдельных элементов и влияния этого изменения на чистый денежный поток. Увеличение вложений в оборотные активы приводит к снижению чистого денежного потока и наоборот. Рост кредиторской задолженности приводит к повышению объема чистого денежного потока, т.к. она является дополнительным источником финансирования оборотного капитала.
Для предприятий, располагающих значительными внеоборотными активами, привлекающих кредиты банков и использующих денежные средства для увеличения чистого оборотного капитала удобнее использовать параметр чистых денежных поступлений (потоков), который рассчитывается по стандартной формуле:
Чистые денежные поступления (потоки) = Чистый доход в форме прибыли + Амортизационные отчисления + Увеличение долгосрочной задолженности – Прирост чистого оборотного капитала
По результатам анализа денежных потоков косвенным методом можно выяснить:
– в каком объеме и из каких источников получены денежные средства и каковы основные направления их расходования;
– можно ли в результате текущей деятельности обеспечить превышение поступлений над платежами (резерв денежной наличности);
– можно ли погасить краткосрочные обязательства за счет поступлений от дебиторов;
– достаточно ли полученной чистой прибыли для удовлетворения текущих и инвестиционных потребностей;
– какова разница между величиной полученной чистой прибыли и объемом денежных средств.
Формирование капитала
Основной целью формирования капитала является удовлетворение потребностей организации в средствах (источниках) финансирования ее активов.
Исходя из этой цели, процесс формирования капитала базируется на следующих принципах:
1. Учет перспектив развития организации. Обеспечение данной стратегии формирования капитала достигается путем включения в бизнес-план проекта по созданию нового предприятия и расчетов, связанных с его формирование, прежде всего, за счет собственных источников (средств нераспределенной прибыли и амортизационных отчислений).
2. Достижение соответствия между объемами привлекаемого капитала и формируемых активов организации. Общая потребность в капитале для создания новой организации классифицируется на две группы:
– проектные расходы, предусмотренные в сметном расчете стоимости строительства;
– предпроектные расходы, не предусмотренные в сметном расчете стоимости строительства.
Предпроектные расходы необходимы для разработки бизнес-плана и финансирования, связанных с этим, исследований, носят разовый характер и невелики по объему. Проектные расходы необходимы для формирования основного и оборотного капитала новой организации (например, приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, транспортных средств, компьютерной техники и т.д.).
3. Обеспечение оптимальной структуры капитала с позиции эффективности его использования. Структура капитала представляет собой соотношение между собственными и заемными средствами, используемыми в текущей деятельности организации. Она оказывает существенное влияние на результаты текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, а также на доходность активов и собственного капитала.
В аналитических целях в пассиве бухгалтерского баланса источники капитала группируют по времени погашения обязательств на:
– краткосрочные пассивы – это обязательства, которые покрывают оборотными активами или погашают в результате образования новых краткосрочных обязательств. Их погашают обычно в течение непродолжительного периода (не более одного года). Выделение краткосрочных обязательств в отдельную группу важно для организации мониторинга ликвидности баланса;
– долгосрочные пассивы – это обязательства, которые должны быть погашены в течение срока, превышающего один год. Основными видами этих обязательств являются долгосрочные кредиты и займы;
– собственные источники капитала характеризуют, в частности, уставный, добавочный и резервные капиталы, нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного года. Данные статьи находятся в пассиве и отражают сумму активов организации.
Собственный капитал характеризуют следующие положительные черты:
– простота привлечения, так как решения по его увеличению (особенно за счет внутренних источников) принимают собственники и менеджеры организации без участия других организаций (например, коммерческих банков);
– более высокая способность генерировать прибыль во всех сферах деятельности, так как при его использовании отпадает необходимость в уплате процентов по банковским кредитам и облигационным займам;
– обеспечение финансовой устойчивости развития и высокой платежеспособности в долгосрочном периоде.
Недостатки использования собственного капитала следующие:
– ограниченность объема привлечения средств для расширения масштабов деятельности;
– более высокая стоимость в сравнении с альтернативными заемными источниками капитала (норма дивиденда по обыкновенным акциям, как правило, выше нормы процента по корпоративным облигациям, так как риск последних ниже;
– нереализуемая возможность прироста чистой рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных средств с помощью эффекта финансового рычага (левериджа).
Организация, использующая только собственный капитал, имеет максимальную финансовую устойчивость (коэффициент финансовой независимости равен 1,0),однако ограничивает темпы своего развития в будущем, так как, отказавшись от привлечения заемного капитала в период благоприятной рыночной конъюнктуры, лишается дополнительного источника финансирования прироста активов (капитала и имущества).
Заемный капитал характеризуется следующими позитивными признаками:
– широкими возможностями привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге заемщика (наличие ликвидного залога или гарантии платежеспособного поручителя);
– обеспечением роста финансового потенциала для увеличения активов при возрастании темпов роста объема продаж;
– возможностью генерировать прирост рентабельности собственного капитала за счет эффекта финансового рычага при условии, что рентабельность активов превышает среднюю процентную ставка за банковский кредит;
– более низкой стоимостью банковских кредитов по сравнению с эмиссией акций за счет обеспечения эффекта «налогового щита», поскольку проценты за кредит при налогообложении прибыли относят к внереализационным расходам.
Использование заемного капитала имеет и свои недостатки:
– привлечение заемных средств формирует наиболее опасные для организации финансовые риски (кредитный, процентный, риск потери ликвидности и др.);
– активы, образованные за счет заемного капитала формируют более низкую (при прочих равных условиях) норму прибыли на капитал, так как возникают дополнительные расходы по обслуживанию долга перед кредиторами;
– высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры на кредитном рынке (особенно при долгосрочном заимствовании средств);
– сложность процедуры привлечение заемных средств (особенно в крупных размерах и на срок более одного года), так как предоставление кредитных ресурсов зависит от возможностей коммерческих банков, требующих залога имущества или солидных гарантий других организаций.
Организация, привлекающая заемные средства в форме кредита или облигационного займа, имеет более высокий финансовый потенциал для своего экономического роста и благоприятные возможности прироста доходности собственного капитала.
Обеспечение минимизации затрат на формирование капитала из различных источников, что достигается в процессе управления его стоимостью и структурой.
4.Обеспечение рационального использования капитала в процессе финансово-хозяйственной деятельности реализуется с помощью максимизации рентабельности собственного капитала при минимизации коммерческих рисков.
Среди методов управления формированием капитала наиболее сложными являются проблемы минимизации стоимости (цены) капитала и оптимизации его структуры.
3. Средневзвешенная и предельная стоимость (цена) капитала
Управление капиталом осуществляется с помощью оценки его стоимости. Стоимость капитала выражает цену, которую организация уплачивает за его привлечение из различных источников.
Важнейшими аспектами использования показателя стоимости капитала являются следующие положения:
– стоимость капитала используют как измеритель доходности текущей деятельности. Поскольку стоимость капитала выражает часть прибыли (нераспределенной прибыли), которая должна быть уплачена за привлечение нового капитала, то данный показатель является минимальной нормой ее формирования от всех видов деятельности;
– показатель стоимости капитала используют как критериальный в процессе осуществления реального инвестирования. Уровень стоимости (цены) капитала используют как дисконтную ставку, по которой сумму будущего денежного потока приводят к настоящей стоимости в процессе оценки реального инвестиционного проекта. Кроме того, он служит базой для сравнения с внутренней нормой доходности (ВНД) по каждому проекту. Если внутренняя норма доходности ниже, чем показатель стоимости капитала, то подобный проект не принимают к реализации;
– стоимость капитала выступает базовым критерием для измерения эффективности финансовых инвестиций. При оценке доходности отдельных финансовых инструментов (акций и корпоративных облигаций) базой равнения выступает стоимость капитала. Индикатор стоимости капитала позволяет оценить не только реальную рыночную стоимость и доходность отдельных видов эмиссионных ценных бумаг, но и определить наиболее эффективные направления финансового инвестирования.
– данный показатель является мерой оценки доходности образованного инвестиционного портфеля в целом. Например, для оценки текущей действительной стоимости акций широко используют формулу М. Гордона:
СА = До х (1 +К) ;
Р - К
где: СА – действительная стоимость обыкновенной акции, руб.; До – сумма дивиденда, полученного по акции в предыдущем году, руб.; Р – требуемый инвестором уровень доходности акции, доли единицы; К – предполагаемый ежегодный рост дивиденда, доли единицы. Можно сопоставить действительную стоимость акции с ее рыночной стоимостью, по которой можно купить или продать ее и сделать соответствующий вывод;
– стоимость капитала в разрезе отдельных элементов (собственного и заемного) используют в процессе управления его структуры с помощью коэффициентов задолженности и финансирования:
К зад = ЗК ,
СК
где: К зад – коэффициент задолженности; ЗК – заемный капитал; СК – собственный капитал.
К фин = СК ,
ЗК
где: К фин – коэффициент финансирования; ЗК – заемный капитал; СК – собственный капитал.
При коэффициенте задолженности более 1,0 и коэффициенте финансирования менее 1,0 (100%) организация утрачивает финансовую независимость и несет значительные расходы по обслуживанию долга перед кредиторами в форме процентных платежей.
– стоимость капитала выступает критерием эффективности лизинговых операций, то есть выбора между единовременной оплатой приобретаемого оборудования или взятия его в долгосрочную аренду с правом последующего выкупа (финансовый лизинг). Если стоимость обслуживания лизинга превышает цену капитала организации, то применение финансового лизинга становится невыгодным. Лучше в этом случае произвести единовременную оплату приобретаемого оборудования.
– стоимость капитала является измерителем уровня рыночной цены организации. Снижение цены капитала приводит к росту рыночной стоимости и наоборот. Особенно наглядно эта зависимость отражается на деятельности организации, цена акций которой понижается или снижается на фондовом рынке, что влияет на стоимость капитала;
– стоимость капитала особенно важна в регулировании тарифов жизнеобеспечивающих отраслей экономики – энергетики, транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства и др.
При управлении стоимостью капитала необходимо соблюдать следующие основные принципы (правила, основные положения):
1. Принцип предварительной поэлементной оценке стоимости капитала.
Исходя из продолжительности функционирования в данной конкретной организации, активы и пассивы классифицируют на краткосрочные и долгосрочные. Мобилизация того или иного элемента пассивов (источников средств) для финансирования активов связана с определенными расходами:
– акционерам необходимо выплачивать дивиденды;
– владельцам корпоративных облигаций – проценты;
– коммерческим банкам – проценты за предоставленные ими кредиты и др.
Структура данных источников существенно различается по видам организаций и сферам их деятельности.
Неодинакова также цена каждого источника средств, поэтому цену капитала обычно определяют по формуле средней арифметической взвешенной. Для некоторых источников средств цену капитала можно установить достаточно точно (цена акционерного капитала и банковского кредита). По другим источникам выполнить такие расчеты сложнее (например, по статьям накопленной прибыли).
Общая величина денежных средств, которую следует уплатить за привлечение определенного объема денежных ресурсов, выраженная в процентах к этому объему, называется «ценой» капитала.
В идеальном случае, предполагается, что оборотные активы финансируют за счет краткосрочных обязательств, а внеоборотные активы – за счет долгосрочных обязательств и собственного капитала. Поэтому оптимизируется общая сумма расходов по привлечению средств из различных источников. Зная даже ориентировочную величину цены капитала, можно осуществлять сравнительный анализ эффективности вложенных средств в активы организации.
Варианты
4. Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации его стоимости (цены) базируется на предварительной оценке собственных и заемных средств при разных условиях их привлечения и вариантных расчетах средневзвешенной стоимости капитала (см. таблицу 11).
При расчете оптимизации необходимо установить, при какой структуре капитала будет достигнута минимальная средневзвешенная величина – СКК (WACC).
Таблица 11
Расчет средневзвешенной стоимости капитала (WACC) по предприятию
Показатели |
Варианты | ||||
1. | Общая стоимость капитала, млн. руб. | 1 | 2 | … | n |
2. | Варианты структуры капитала, % 1.собственный (акционерный) 2.заемный | ||||
3. | Норма дивиденда, % | ||||
4. | Минимальная процентная ставка (с учетом премии за кредитный риск),% | ||||
5. | Ставка налога на прибыль, доли единицы | ||||
6. | Налоговые корректоры | ||||
7. | Ставка процента за кредит с учетом налогового корректора, % ( 4 х 6 ) 6 100 | ||||
8. | 1.Цена составных элементов капитала, % 2.собственного капитала (2.2. х 3 ) 3.заемного капитала ( 2.3. х 7 ): 100 | ||||
9. | Средневзвешенная стоимость капитала (WACC) [(8.2. х 2.2. ) + ( 8.3. х 2.3.)] х 100, % |
5. Оптимизация структуры капитала по критерию минимизации финансового риска связана с выбором наиболее дешевых источников финансирования активов.
Для выполнения поставленной цели все активы классифицируют на три группы:
1. внеоборотные (капитальные) активы;
2. стабильная часть оборотных активов;
3. варьирующая часть оборотных активов.
На практике используют три различных подхода к финансированию неоднородных по экономической природе групп активов за счет источников средств организации: консервативный; умеренный; агрессивный.
При консервативном подходе примерно 50 % варьирующей части оборотных активов формируют за свет краткосрочных обязательств. Остальные 50 % -переменной части - стабильная сумма оборотных активов и внеоборотные активы, покрывают собственным капиталом и долгосрочными обязательствами.
При умеренном подходе 100% варьирующей (переменной) части оборотных активов формируют за счет краткосрочных обязательств, а 100% стабильной (постоянной) части – за счет собственных средств организации. Внеоборотные активы возмещают за счет части собственного капитала и долгосрочных обязательств.
При агрессивном подходе 100% варьирующей части и 50% стабильной части покрывают за счет краткосрочных обязательств. Остальные 50% постоянной части оборотных активов и внеоборотные активы – за счет собственного капитала и долгосрочных обязательств.
Планирование основного капитала
Планирование основного капитала включает в себя три взаимосвязанных процесса:
1. планирование развития производственных ресурсов (на период свыше одного года);
2. текущее планирование формирования и использования основного капитала (на период в один год);
3. оперативное планирование обновления отдельных элементов основного капитала (машин и оборудования) в пределах месяца и квартала.
Процесс разработки стратегии развития производственных ресурсов организации включает следующие этапы:
– установление общего периода, на который она разрабатывается;
– изучение факторов внешней экономической среды;
– определение долгосрочных целей развития;
– формирование системы показателей эффективности использования основного капитала;
– детализация информационных показателей по периодам развития основного капитала (приоритет коэффициента обновления над коэффициентом выбытия основных средств и др.);
– формирование инвестиционных ресурсов, необходимых для реализации выбранной стратегии;
– разработка системы организационно-экономических мероприятий по обеспечению реализации стратегии развития;
– оценка разработанной стратегии, которая должна согласовываться с общими направлениями финансовой и инвестиционной политики организации и предполагает использование, прежде всего, собственных финансовых ресурсов на осуществление мероприятий по развитию производственных ресурсов.
Текущее планирование формирования и использования основного капитала создает базу для разработки и доведения до конкретных исполнителей плановых заданий по всем основным параметрам его функционирования. Текущие планы составляют на год с распределением показателей по кварталам (при необходимости такое распределение может проводиться в разрезе более мелких временных периодов).
Исходной информационной базой для разработки текущих планов служат:
– результаты финансового анализа использования основного капитала за предшествующий период;
– план выбытия в предстоящем году физически и морально устаревших элементов основного капитала;
– план ввода в действие новых основных средств в состав основного капитала;
– план формирования финансовых ресурсов, необходимых для обновления основных средств;
– действующие нормы амортизации по группам основных средств;
– средние процентные ставки на рынке ссудного капитала (в случае привлечения заемных средств);
– действующие ставки налоговых платежей в бюджетную систему;
– деловая ситуация на фондовом рынке (в случае эмиссии корпоративных ценных бумаг – акций и облигаций) и прочие.
Текущие планы целесообразно составлять в нескольких вариантах: оптимистический; умеренный (наиболее реальный); пессимистический.
Оперативные планы (бюджеты) обновления основного капитала разрабатывают на квартал с помесячной разбивкой показателей. Основные их назначение – дальнейшая детализация показателей, приведенных в текущем (годовом) инвестиционном плане (бюджете).
Показатели
План на год
В том числе по кварталам
I Потребность в обновлении основного капитала
II Источники финансирования обновления основного капитала
Данный бюджет составляется на год с поквартальной разбивкой показателей, а также на квартал – с помесячным распределением.
Понятие оборотного капитала
Оборотный капитал – денежные средства, авансированные в совокупность оборотных активов (оборотные фонды и средства) организации, используемые или предназначенные к использованию в производстве и приносящие прибыль (прибавочную стоимость или добавочный капитал).
Оборотные средства – денежные средства, авансированные в оборотные активы, которые однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла.
С одной стороны, они представляют собой часть имущества, воплощенного в материально-производственных запасах, незаконченных расчетах, остатках денежных средств и финансовых вложениях. С другой – это часть капитала, авансированного в оборотные активы и обеспечивающего бесперебойность воспроизводственного процесса в организации.
Оборотные производственные фонды и средства включают в себя:
– предметы труда (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо);
– средства труда (тара, запасные части, инструмент);
– незавершенное производство (предметы труда и средства труда, израсходованные на производство, но не составляющие готовую продукцию);
– расходы будущих периодов (средства, вложенные в мероприятия, которые будут учтены в издержках продукции в последующие отчетные периоды).
Оборотные фонды и средства в сфере обращения состоят из:
– средств, авансированных в готовую продукцию;
– средств, находящихся в расчетах;
– средств, находящихся на расчетных, валютных счетах и в кассе.
Для оборотных активов (средств) как части авансированного капитала характерны следующие признаки:
– они должны быть вложены заранее, т.е. авансированы до получения дохода (выручки от продажи продукции, товаров, работ и услуг);
– оборотные средства в качестве наиболее ликвидных ресурсов не расходуются и не потребляются, но они должны постоянно возобновляться в хозяйственном обороте;
– абсолютная потребность в оборотных средствах зависит от объема хозяйственной деятельности, условий снабжения и сбыта и должна поэтому регулироваться.
При их недостатке или неэффективном пользовании финансовое состояние предприятия ухудшается, что непосредственно сказывается на его платежеспособности и в конечном итоге приводит к несостоятельности (банкротству).
Модуль 1. Введение в финансовый менеджмент
Дата: 2019-05-28, просмотров: 243.