Контроль является одной из завершающих стадий управления финансами предприятия, выступая в то же время необходимым условием управления ими. Финансовый контроль присущ контрольной функции финансов и тесно связан с нею.
Контроль определяет все стадии индивидуального кругооборота фондов, начиная с авансирования средств в производственные запасы и заканчивая процессом реализации готовой продукции и поступлением выручки на счета корпорации в банках.
Финансовый контроль как понятие субъективное представляет собой метод управления финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов. В переводной экономической литературе внутрифирменный контроль часто отождествляют с аудитом.
Под аудитом обычно понимается ежегодная независимая проверка бухгалтерской отчетности компании, проводимая в интересах ее акционеров. Аудит, однако, предусматривает более широкое применение, чем только проверка бухгалтерской отчетности. Внутренний аудит представляет собой действенный инструмент управления, позволяющий определить отклонения от утвержденных планов, норм и стандартов. Внутренний аудит призван помочь руководству реально оценить позитивные и негативные аспекты деятельности корпорации.
Существуют различные виды (формы) финансового контроля, которые можно классифицировать по ряду признаков:
1. В зависимости от субъекта контроля различают:
– государственный контроль, который проводится органами государственной власти (Администрацией Президента, законодательными и исполнительными органами РФ и субъектов РФ); его цель состоит в соблюдении интересов государства и общества в целом при реализации финансовой политики государства;
– ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-ревизионными управлениями (отделами) министерств и ведомств; цели устанавливаются самими министерствами и ведомствами;
– внутрихозяйственный контроль, проводимый финансовыми и экономическими подразделениями предприятий и организаций; цели формируются органами управления хозяйствующих субъектов; как разновидность внутрибанковский контроль;
– независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами и аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регулирующими осуществление аудиторских проверок;
– общественный контроль, выполняемый неправительственными общественными организациями или отдельными физическими лицами на основе добровольности;
– правовой контроль, проводимый правоохранительными органами;
– гражданский контроль, осуществляемый физическими лицами.
2. В зависимости от времени проведения:
– Предварительный контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов различных уровней, финансовых планов и программ, балансов финансовых ресурсов территорий и других финансовых планов. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению нецелевого и неэффективного использования средств, выявлению резервов роста доходов и прибыли, позволяет выбрать наиболее экономичные решения при планировании направлений бюджетных ассигнований, средств предприятий, организаций на текущие и капитальные расходы.
– Текущий контроль является основным видом финансового контроля. Он ведется в процессе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций, исполнения бюджетов, смет доходов и расходов бюджетных организаций. Целью данного вида контроля является выявление нарушений финансовой дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, требований бухгалтерского учета и отчетности.
– Последующий финансовый контроль проводится по окончании финансового или отчетного года. В ходе его проверяется количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты всех уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение бюджетов всех уровней.
3. В зависимости от регламента осуществления:
– обязательный контроль осуществляется государственными органами финансового контроля в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки; к нему относят налоговые проверки, обязательный аудит финансовой отчетности предприятий и т.д.;
– инициативный контроль определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления финансами;
– внешний и внутренний контроль.
4. В зависимости от объекта контроля различают: бюджетный контроль, контроль внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный и валютный контроль.
Методы финансового контроля:
1. Проверки проводятся как непосредственно на предприятии, в организации, учреждении в присутствии их должностных лиц (документальные проверки) или по месту нахождения контрольного органа на основе предоставленных проверяемой организацией документов (камеральные проверки).
2. Обследование заключается в личном ознакомлении контролирующего лица с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, но проводятся контрольные замеры работ, расхода топлива, проверка скрытых объектов налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте работы, наблюдения.
3. Надзор представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Систематическое или грубое нарушение надзорных норм и требований влечет за собой применение санкций, в том числе в виде отзыва лицензий за выполнение каких-либо операций или видов деятельности.
4. Наблюдение (мониторинг) – это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов и финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия контролируемой организации, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности предприятия (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств).
5. Анализ проводится на основе детального изучения периодической и годовой финансово-экономической отчетности. В ходе анализа выявляется уровень выполнения плановых параметров по доходам и расходам бюджетов и внебюджетных фондов, финансовых планов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, соблюдение финансовых и натуральных норм расходования средств, финансовой дисциплины.
6. Ревизия представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджетов, осуществляемых с помощью приемов документального и фактического контроля. Цель ревизии – выявление и предупреждение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта.
Виды ревизий классифицируют по ряду признаков:
– по ведомственной принадлежности ревизуемых органов: ведомственные, внутрихозяйственные;
– по полноте охвата ревизуемых материалов: полные и частные, комплексные и тематические, сплошные, выборочные и комбинированные;
– по отношению к процессу планирования: плановые, внеплановые, внезапные;
– по привлекаемым материалам и способам проверки: документальные, фактические;
– по очередности использования документов: первичные, дополнительные, повторные.
Ревизионный процесс состоит из нескольких этапов: подготовительный, собственно проверка, систематизация и обработка материалов ревизии, реализация выводов и рекомендаций по итогам ревизии.
На подготовительном этапе составляется и утверждается программа ревизии, в которой указываются цели ревизии, объект, конкретные аспекты контроля и основные вопросы ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, состоящим из вводной, основной и заключительной частей. Это официальный финансовый документ, на основе которого разрабатываются мероприятия и принимаются меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 284.