Удовлетворительная платежеспособность организации определяется такими формальными признаками как:
· наличие свободных денежных средств на расчетных, валютных и иных счетах в коммерческих банка;
· отсутствие длительной просроченной задолженности (менее трех месяцев) поставщикам, коммерческим банкам, бюджетам, государственным внебюджетным фондам и иным кредиторам);
· наличие собственных оборотных средств (чистого оборотного капитала) на начало и конец расчетного периода.
Низкая платежеспособность может быть случайной (временной) и длительной (хронической). Последний тип задолженности может привести организацию к банкротству.
Высшим типом финансовой устойчивости и платежеспособности является способность организации развиваться преимущественно за счет собственных источников финансирования (сумм чистой прибыли и сумм амортизационных отчислений). Для этого оно должно иметь гибкую структуру финансовых ресурсов и возможность при необходимости привлекать заемные средства, то есть быть кредитоспособным.
Платежеспособность выражают, как правило, через коэффициенты ликвидности. Наиболее приоритетные из них следующие:
ДС + Кфв ДС + Кфв + Дз
Кал = ; Ктл = ;
Ко КО
З Дс + Кфл + Дз + З
Клмз = ; Кол = ;
Ко Ко
где: КАЛ - коэффициент абсолютной ликвидности (рекомендуемое значение 0,15 –0,20); ДС – денежные средства на конец расчетного периода; КФВ – краткосрочные финансовые вложения на конец расчетного периода; КО – краткосрочные обязательства на конец расчетного периода; КТЛ - коэффициент текущей ликвидности (рекомендуемое значение 0,5 – 0,8); ДЗ - дебиторская задолженность на конец расчетного периода; К ЛМЗ – коэффициент ликвидности при мобилизации запасов (рекомендуемое значение 0,5 – 0,7); З – запасы товарно-материальных ценностей на конец расчетного периода; К ОЛ – коэффициент общей ликвидности (рекомендуемое значение 1,0 – 2,0).
Согласно международным стандартам коэффициент общей ликвидности должен находиться в пределах от 1,0 до 2,0. Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных активов должно быть достаточно для покрытия краткосрочных обязательств. В ином случае организация окажется под угрозой банкротства. Превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами более чем в два раза также нежелательно, так как может свидетельствовать о неэффективной структуре капитала.
Более частным показателем по отношению к параметру общей ликвидности является коэффициент ликвидности при мобилизации запасов. Он характеризует степень зависимости платежеспособности организации от запасов товарно-материальных ценностей с точки зрения мобилизации денежных средств для погашения краткосрочных обязательств. Однако запасы могут быть использованы для этой цели только после их реализации, что предполагает наличие не только конкретного покупателя, но и присутствие у него свободных денежных средств.
Коэффициенты финансовой устойчивости устанавливаются по формулам:
СК ЧОК ЗК СК
Кфн = ; Км = ; Кзад = ; Кфин = ;
ВБ СК СК ЗК
где: Кфн - коэффициент финансовой независимости (рекомендуемое значение свыше 0,5); ВБ - валюта баланса (итоговая сумма по балансу); СК – собственный капитал (итог разделе Ш баланса); К М - коэффициент маневренности (рекомендуемое значение 0,2 –0,3); ЧОК – чистый оборотный капитал (разница между оборотными активами и краткосрочными обязательствами); КЗАД – коэффициент задолженности (рекомендуемое значение 0, 67, то есть 40%/ 60%); КФИН – коэффициент финансирования (рекомендуемое значение 1,5).
Данные коэффициенты характеризуют финансовое равновесие и структуру капитала организации. Они отражают также степень защищенности интересов инвесторов и кредиторов, а также способность организации погашать долгосрочную задолженность. Коэффициенты финансовой независимости имеют рекомендуемые значения, на которые можно ориентироваться в процессе финансового анализа.
Деловую активность организации характеризуют коэффициенты оборачиваемости активов и собственного капитала:
ВР ВР
КОа = ; КОск = ;
А СК
где: КОа – коэффициент оборачиваемости активов (количество оборотов); ВР – выручка (нетто) от реализации продукции (работ, услуг) за расчетный период; А –средняя за расчетный период стоимость активов; К ОСК – коэффициент оборачиваемости собственного капитала; СК – средняя за расчетный период стоимость собственного капитала;
Нормативного значения данные показатели не имеют..
Интенсивность использования ресурсов и собственного капитала выражают коэффициенты рентабельности (доходности):
ЧП ЧП ЧП
ЧРА = х 100 ; ЧРСК = х 100 ; РЧА = х 100 ;
А СК ЧА
где: ЧРА – чистая рентабельность активов в расчетном периоде, %; ЧП – чистая прибыль за расчетный период; ЧРСК – чистая рентабельность собственного капитала в расчетном периоде, %; РЧА рентабельность чистых активов , %; ЧА – средняя за расчетный период стоимость чистых активов. СК – средняя за расчетный период стоимость собственного капитала;
Тема 5. Планирование в системе финансового менеджмента
1. Содержание и значение финансового планирования
Финансовое планирование влияет на все сферы деятельности предприятия.
Понятие «планирование деятельности предприятия» может рассматривать в двух аспектах:
– с позиции теории фирмы и ее экономической природы;
– как одна из функций финансового менеджмента, т.е. умение предвидеть будущее фирмы и использовать на практике это предвидение.
Оба аспекта планирования тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом:
– необходимость и возможность планирования обусловлена общими условиями хозяйствования;
– с помощью планирования сводят к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для организации;
– устраняют излишние трансакционные издержки внутри организации по торговым сделкам (контрактам);
– степень разработанности финансовых планов зависит от используемой исходной базы, методов и приемов, многовариантности получаемых результатов и т.п.
Финансовое планирование организации – это целенаправленная деятельность в процессе организации и управления по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств, выражающихся в движении выручки, главным образом прибыли, в соответствии с имеющимися финансовыми ресурсами, требованиями законодательства, целями развития организации и интересами предпринимателя (собственника).
В процессе финансового планирования оценивается состояние финансовых ресурсов, резервов и определяются потенциальные возможности организации; определяются все основные методы и формы воздействия финансового механизма в хозяйственной деятельности.
Этапы финансового планирования включают:
1. анализ показателей и составление финансового плана;
2. утверждение собственником проекта финансового плана (основных показателей);
3. исполнение финансового плана (связан с оперативным контролем за выполнением финансового плана);
4. по результатам оперативного контроля осуществляется корректировка финансового плана;
5. Исполнение финансового плана (после чего проводится внешний и внутренний финансовый контроль).
Разработка финансовых планов и бюджетов занимает важное место в системе мер по стабилизации их денежного оборота.
Финансовый план – это обобщающий плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств организации на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Финансовое планирование включает в себя разработку операционных и финансовых бюджетов, а также прогнозы денежных ресурсов на ближайшие 2-3 года. В России финансовые планы составляются в форме баланса доходов и расходов (на год с поквартальной разбивкой показателей).
Бюджет – это оперативный финансовый план, составленный, как правило, в рамках до одного года (с поквартальной или помесячной разбивкой показателей), отражающий поступление и расходование денежных средств по текущий, инвестиционной и финансовой деятельности организации. В практике управления финансами используют два вида бюджетов – операционный и финансовый.
Принципиальное отличие финансового плана от бюджета заключается в том, что бюджет всегда содержит стоимостные показатели, в то время как план может содержать как стоимостные, так и натуральные показатели. А также перечень мероприятий.
Смета – это форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действия по исчислению показателей. Например, смета затрат на производство и реализацию продукции (смета издержек), составляемая на год с поквартальной разбивкой показателей. В узком смысле понятие сметы и бюджета тождественны.
Значение внутрифирменного финансового планирования состоит в следующем:
– намеченные стратегические цели преломляют в форме финансово-экономических показателей: объем продаж, издержки, прибыль, инвестиции, денежные потоки и др.;
– устанавливают стандарты для поступления финансовой информации в форме финансовых планов и отчетов об их исполнении;
– определяют приемлемые границы финансовых ресурсов, необходимых для реализации оперативных и долгосрочных пленов;
– оперативные финансовые планы предоставляют полезную информацию для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии;
– в долгосрочных финансовых планах предусматривают финансовые ресурсы, необходимые для финансирования реальных инвестиционных проектов, обеспечивающих будущее развитие организации.
Основной целью финансового планирования является определение возможного объема финансовых ресурсов, капитала и ресурсов, устанавливаемых на базе прогноза величины денежных потоков, формируемых за счет собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников. Данная цель может быть разделена на локальные цели:
– обеспечение производственного, научно-технического, коммерческого и социального развития предприятия, прежде всего, за счет собственных средств;
– увеличение прибыли преимущественно за счет роста объема производства и снижения издержек производства и обращения;
– обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, особенно в период реализации инвестиционных проектов.
Финансовый план взаимосвязан с другими разделами бизнес-плана, то есть с планами по: производству продукции, закупкам материальных ресурсов, рекламе, инвестициям, научным исследованиям и разработкам и др.
Назначение финансового плана – это одновременно прогноз средне- и долгосрочной финансовой перспективы и определение текущих доходов и расходов.
Важнейшие объекты финансового планирования:
– выручка от реализации продукции (работ, товаров и услуг);
– издержки производства и обращения;
– прибыль и ее распределение по соответствующим направлениям;
– фонды специального назначения и их использование;
– объем платежей в бюджет и в государственные социальные внебюджетные фонды;
– объем заемных средств, привлекаемых с финансового рынка;
– плановая потребность в оборотных средствах и источники финансирования их прироста;
– объем капитальных вложений и источники их финансирования и др.
Для составления финансовых планов используют следующие информационные источники:
– договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;
– прогнозные расчеты;
– данные бухгалтерского учета;
– экономические нормативы.
Разработанные на основе этих данных финансовые планы служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов.
2. Принципы финансового планирования
Общие принципы планирования на предприятии
1. Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся возможными в рамках вертикального единства предприятия.
2. Координация планов отдельных подразделений выражается в том, что: нельзя эффективно планировать деятельность одних подразделений предприятия вне связи с другими; всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других подразделений.
3. Принцип участия означает, что каждый специалист предприятия становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности и выполняемой им функции.
4. Принцип непрерывности заключается в том, что: процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках установленного цикла; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (план производства – план по маркетингу – и т.д.).
5. Принцип гибкости состоит в придании процессам планирования и финансовым планам возможности изменять направления использования ресурсов и резервов в связи с возникновением новых обстоятельств;
6. Принцип точности предполагает, что планы развития должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.
7. Принцип научности состоит в том, что в процессе финансового планирования необходимо: сочетания действия экономических законов, влияния законодательных и нормативных документов на деятельность, обеспечение методологической базы расчетов;
8. Принцип единоначалия предполагает решающее слово предпринимателя (собственника) в вариантах решения поставленных конкретных задач с учетом его интересов;
9. Принцип конъюнктуры рынка предусматривает необходимость учета возможности организации в обеспечении потребностей рынка;
Принципы финансового планирования:
1. Принцип финансового соотношения сроков (золотое банковское правило»), который предполагает, что получение и использование средств должно происходить в установленные сроки, то есть капитальные вложения с длительными сроками окупаемости необходимо финансировать за счет долгосрочного заемного капитала.
2. Принцип платежеспособности означает, что планирование денежных средств должно обеспечивать соблюдение предприятием платежной дисциплины в течение всего года.
3. Принцип рентабельности капитальных вложений – для реальных инвестиций целесообразно выбирать самые недорогие способы финансирования (финансовый лизинг, среднесрочный банковский вредит и др.) заемный капитал выгодно привлекать только в случае, если он повышает доходность собственного капитала. В данном случае проявляется действие эффекта финансового левериджа (рычага).
4. Принцип сбалансированности рисков – особенно рисковые долгосрочные инвестиции предпочтительнее финансировать за счет собственных средств и привлечения денежных ресурсов спонсоров (схемы проектного финансирования).
5. Принцип приспособления к потребностям рынка – для предприятия важно учитывать конъюнктуру финансового рынка и свою зависимость от привлечения средств кредиторов (заимодавцев).
6. Принцип предельной рентабельности – целесообразно выбирать такие инвестиционные проекты, которые обеспечивают предприятию максимальную (предельную) рентабельность. Такая ситуация наблюдается в случаях, когда доходность инвестиций выше цены капитала (Ди > Цк ).
7. Принцип самофинансирования предполагает необходимость преимущественного использования собственных финансовых ресурсов и средств по сравнению с заемными средствами;
8. Принцип коммерческой тайны заключается в том, что любая информация, связанная с разработкой финансовых планов и показателей, сами величины показателей коммерческий интерес у других субъектов хозяйствования с целью изменения положения на рынке.
3. Методы финансового планирования
Планирование финансовых показателей осуществляют с помощью следующих методов:
1. Нормативный метод. На базе заранее установленных норм и нормативов определяют потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования. В финансовом планировании применяют целую систему норм и нормативов:
– федеральные: ключевая ставка, нормы амортизации, минимальный размер оплаты труда, ставки федеральных налогов;
– региональные: ставки региональных налогов и сборов;
– местные: ставки местных налогов и сборов;
– отраслевые (рекомендательный характер): уровень рентабельности, нормы естественной убыли, нормы расхода топлива, нормы отчислений в резервные и страховые фонды;
– нормативы хозяйствующего субъекта (разрабатываются предприятием самостоятельно): норматив оборотных средств, нормативы распределения чистой прибыли, технологические нормы, нормативы формирования резервных фондов, ремонтных фондов, резервов сомнительных долгов.
Этот метод является самым простым и доступным. Зная норматив и объемный параметр можно легко вычислить планируемый финансовый показатель. Важно – разработка экономически обоснованных норм и нормативов для формирования и использования денежных ресурсов и организации контроля за их соблюдением каждым структурным подразделением организации.
2. Расчетно-аналитический метод. Метод основывается на анализе достигнутой величины финансовых показателей, которая принимается за базу. На основе индекса изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина показателя.
Этот метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенным способом на основе анализа динамики показателей.
В рамках этого метода широко применяется экспертная оценка. Метод менее точен, чем нормативный.
3. Балансовый метод. Благодаря балансу достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Метод применяется при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов (потребления, накопления и резервных), квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и др. например, балансовая увязка по денежным фондам имеет вид:
О нп + П = Р + О кп,
где: О нп и О кп – остаток средств фонда на начало и конец расчетного периода; П – поступление средств в денежный фонд; Р – расходование средств из денежного фонда.
4. Оптимизации плановых решений. Содержание метода сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирается наиболее оптимальный вариант. При этом можно применять различные критерии выбора:
– минимум приведенных затрат;
– минимум текущих затрат;
– минимум вложений капитала при наибольшей эффективности его использования;
– минимум времени на оборот капитала, то есть ускорение оборачиваемости авансированных средств;
– максимум приведенной прибыли;
– максимум дохода на рубль вложенного капитала;
– максимум доходности капитала (сумма прибыли на рубль вложенного капитала);
– максимум сохранности финансовых ресурсов, то есть минимум денежных потерь (финансового, кредитного, процентного, валютного и иных рисков).
Приведенные затраты представляют собой сумму текущих расходов и капиталовложений, приведенных к идентичной размерности в соответствии с принятыми нормативами эффективности. Их определяют по формуле:
З привед. (мин.) = Зт + Зе * Кн ,
где: Зт – текущие (операционные) затраты; Зе – единовременные затраты (капиталовложения); Кн – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений, доли единицы.
В настоящее время Кн = 0,15, что соответствует нормативному сроку эффективности капиталовложений.
Ток = 1/ Кн = 1 / ,15 = 6,6 года,
где Ток – период окупаемости капиталовложений; Кн – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений, доли единицы.
Приведенную прибыль рассчитывают по формуле:
Пп = Пт – Зе * Кн ,
где Пп – приведенная прибыль; Пт – текущая прибыль; Зе – единовременные затраты (капиталовложения); Кн – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений, доли единицы.
5. Факторный метод. Факторный метод используют для расчета планируемого объема прибыли. Он включает в себя пять последовательных этапов:
– расчет базовых показателей за предыдущий год;
– постановку целей хозяйственной деятельности на предстоящий период;
– прогноз индексов инфляции;
– вариантный расчет прибыли;
– выбор оптимального варианта.
Для факторного метода планирования прибыли используют четыре индекса инфляции:
– изменение цен на продукцию (работы, товары и услуги);
– изменение покупных цен на сырье и материалы, приобретаемые предприятием;
– колебания балансовой стоимости основных средств;
– изменение средней оплаты труда.
6. Экономико-математическое моделирование. Метод позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину.
Данную взаимосвязь выражают через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное математическое описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц). В модель включают только ключевые (определяющие) факторы. Модель может базироваться на функциональной или корреляционной связи.
Функциональную связь выражают уравнением вида:
У = ƒ (х),
где У – соответствующий показатель; ƒ (х) – функциональная связь исходя из показателя «х».
Корреляционная связь – это вероятностная зависимость, которая проявляется только в общем виде и при большом количестве наблюдений. Данная связь выражается уравнениями регрессии различного вида. Например, однофакторные модели типа: линейного, параболы, гиперболы, линейного и логарифмического уравнений.
При использовании моделей планирования приоритетное значение имеет определение периода исследования. Он должен выбираться с учетом однородности исходных данных. Целесообразно использовать для перспективного планирования годовые финансовые показатели за прошедшие 3-5 лет, а для текущего (годового) планирования – квартальные данные за 1-2- года. При значительных изменениях условий работы предприятия в плановом периоде в определенные на базе экономико-математических показателей моделей показатели вносят необходимые коррективы.
Экономико-математическое моделирование позволяет перейти от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей (включая прибыль). Построение экономико-математической модели финансового показателя складывается из ряда этапов:
– изучение динамики финансового показателя за определенное время (год) и выявление факторов, влияющих на эту динамику;
– расчет модели функциональной зависимости финансового показателя от определенных факторов (например, прибыли от объема продаж);
– разработка различных вариантов прогноза финансового показателя;
– анализ и экспертная оценка возможной динамики финансового показателя в будущем;
– выбор оптимального варианта, то есть принятие планового решения.
В экономико-математическую модель вводят не все, а только основные факторы. Проверку обоснованности модели осуществляют практикой ее применения. Важное значение для обоснованности модели имеет ее представительность, то есть объективность наблюдений за изучаемым объектом, обоснованность выбранных моделей с помощью расчета среднеквадратического отклонения полученных данных от фактических и коэффициента вариации.
Среднеквадратическое отклонение (Z) устанавливают по формуле:
∑ (y – yx) 2
z = √ ;
2
где: Y и YX – фактическая и расчетная сумма прибыли; n – число случаев наблюдений.
Коэффициент вариации представляет собой процентное отношение среднеквадратического отклонения к среднеарифметической величине отчетного показателя (прибыли):
Кв = ( + Z / У ) * 100,
где: Кв - коэффициент вариации; Z – среднеквадратическое отклонение; У – среднеарифметическая величина прибыли;
Коэффициент вариации показывает, что если степень отклонения расчетных показателей от фактических составляет незначительную величину, то можно сделать вывод о возможности использования данной модели для планирования (прогноза) прибыли.
7. Сетевой метод. Этот метод также применяется в крупных организациях и позволяет на основе сетевых графиков или моделей: описать организационную и технологическую последовательность выполнения операций и взаимосвязи между ними; акцентировать внимание на отдельных важных операциях; обеспечивать координацию операций; увязывать финансовые ресурсы и их источники; и прочее. Сетевой график представляет собой информационную модель, отражающую процесс выполнения комплекса операций, направленных на достижения цели или конкретных задач.
8. Программно-целевой метод. Содержание этого метода включает в себя: формирование и оптимизацию программы; обоснование количества ресурсов; организацию управления и контроля. Этот метод является по своей сути комплексным управлением деятельностью организации (предприятия) по определенному направлению развития. Содержание его заключается в комплексном применении всех имеющихся методов управления и планирования.
4 . Классификация, виды и формы финансовых планов
Финансовый план представляют собой совокупность документов определенной формы, которые характеризуют определенные стороны финансовых отношений организации.
Финансовые планы классифицируются в зависимости от планового периода, на который они разрабатываются:
– оперативные финансовые планы, которые составляются на период месяц, декаду или неделю;
– текущие финансовые планы, которые разрабатываются на год с поквартальной разбивкой;
– среднесрочные финансовые планы, которые разрабатываются на плановый период от одного года до трех лет;
– перспективные (долгосрочные) финансовые планы, которые разрабатываются на пять и более лет планового периода;
– программные финансовые планы, которые разрабатываются на конкретные периоды внедрения и использования программ предпринимательской деятельности по сферам хозяйствования.
На малых предприятиях (организациях) всех форм собственности, как правило, разрабатываются только оперативные финансовые планы, т.к. невозможно рассчитать на перспективу состояние финансовых ресурсов, объемы и структуру производства и выручки, в т.ч. выручки от реализации продукции (работ, услуг) и т.п.
Оперативные и текущие финансовые планы начинают разрабатываться, как правило, со средних организаций (предприятий), где мотивами развития становятся расширение сферы деятельности и закрепление на рынке товаров и услуг. Основной целью разработки финансовых планов становится разработка наиболее эффективных путей использования прибыли и нахождение дешевых привлеченных и заемных финансовых ресурсов.
Оперативные, текущие и перспективные планы разрабатываются в крупных, сверхкрупных организациях (предприятиях), корпорациях и транснациональных компаниях. Целью разработки комплекса финансовых планов и разработочных таблиц является: освоение внутренних и внешних рынков ресурсов и сбыта продукции (работ, услуг); выпуск новых видов продукции
Программные финансовые планы разрабатываются по мере необходимости, а в крупных, сверхкрупных организациях (предприятиях) они носят систематический характер с подробной характеристикой исходной информации, результатов деятельности и определением центров ответственности.
Финансовые планы, как документы, включают в себя несколько форм (регистров), которые могут быть в следующем виде:
Смета затрат представляет собой форму планового расчета, определяющую потребность в денежных средствах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей – разрабатывается на квартал, полугодие, год, программу;
Баланс доходов и расходов характеризует поступление и расходование денежных средств на планируемый период, разрабатывается на квартал, год, программу;
Инвестиционный план отражает потребность в денежных ресурсов, направляемых на инвестиционную деятельность и источники их формирования, разрабатывается на квартал, год, программу;
Кредитный план представляет собой план получения и погашения кредитов банков, разрабатывается на квартал, год, программу;
Валютный план показывает поступления и расходование денежных средств в иностранной валюте, разрабатывается на квартал, год, программу;
Прогноз баланса активов и пассивов, отражает величину показателей актива и пассива бухгалтерского баланса по истечению предстоящего периода, разрабатывается на год, программу;
План движения денежных ресурсов отражает движение наличных и безналичных денежных средств по организации и по видам деятельности на определенный период, разрабатывается на квартал, год, программу;
Платежный календарь (баланс) отражает доходы и расходы на предстоящий период, разрабатывается на месяц с подекадной разбивкой;
Кассовая заявка (план) отражает поступление денежных средств на счета в банках и в кассу и потребность в этих денежных средствах, разрабатывается на квартал;
Разработочные таблицы. Такие таблицы составляются и раскрывают или дополняют характеристики определенных сторон финансовых показателей, в том числе:
План распределения валовой и чистой прибыли отражает все аспекты использования прибыли и представляет собой расчет валовой, налогооблагаемой и чистой прибыли, разрабатывается на квартал, год, программу;
План взаимоотношений с бюджетом показывает отношения по поводу исчисления и уплаты налогов и отчислений в бюджет и государственные фонды денежных средств и поступления денежных средств из централизованных денежных фондов, с учетом взаиморасчетов, разрабатывается на квартал, год, программу;
План налогов и отчислений (налоговый бюджет) отражает взаимоотношения с бюджетом и государственными фондами денежных средств, разрабатывается на квартал, год, программу;
Расчет амортизационных отчислений по методам в соответствии с бухгалтерским учетом и для налогообложения;
План потребности в оборотных средствах отражает излишек или недостаток собственных оборотных средств и источники их покрытия и пополнения.
Плановая смета представляет собой расчет всех затрат и расходов организации (издержек), связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг). Она может иметь следующий вид (см. таблицу 1):
Финансовый план (Баланс доходов и расходов) организации представляет собой таблицу, в которой в активе отражаются доходы и поступления средств при любой форме расчетов, а в пассиве – все расходы и отчисления. Он может быть выражен в следующей форме (см. таблицу 2):
Инвестиционный план представляет собой обоснование имеющихся инвестиционных ресурсов и предполагаемых направлений их расходования. Форма инвестиционного плана может быть в следующей форме (см. таблицу 3):
План движения денежных средств на счетах в банке и в кассе (платежный баланс) разрабатывается на предстоящий месяц с разбивкой по декадам. С его помощью обеспечивается оперативное использование денежных средств на текущие операции. В платежном балансе выделяются наличные и безналичные доходы и платежи. Платежный баланс может быть представлен в следующей форме (см. таблицу 4):
Кассовый план представляет собой план движения наличных денег, проходящих через кассу организации. Своевременность обеспечения наличными денежными средствами характеризует определенное финансовое состояние и может быть представлено в следующей форме (см. таблицу 5):
Финансовые планы и разработочные таблицы являются основой процесса бюджетирования затрат. В процессе финансового планирования формируются проекты оперативных, текущих и перспективных финансовых бюджетов. Для организации системы бюджетирования создаются центры ответственности. Завершающим элементом процесса бюджетирования является консолидированный бюджет организации. Однако все показатели документов, представляющих финансовый план организации, также требуют расчетов с применением вышеназванных методов, способов и приемов финансового планирования.
ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ
Таблица 1
Смета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по организации на _____________ год.
№ п/п | Элементы затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) | Сумма (в валюте РФ) |
1. | Материальные затраты ВСЕГО в том числе, например: - сырье и основные материалы (за вычетом возвратных отходов), покупные изделия и полуфабрикаты - вспомогательные материалы - топливо и энергия - плата за природные ресурсы | ____________ |
2. | Затраты на оплату труда ВСЕГО в том числе, например: - заработная плата за выполненные работы - выплаты стимулирующего и компенсационного характера, включаемые в себестоимость - материальная помощь, включаемая в издержки | ____________ |
3. | Отчисления на социальные нужды (единый социальный налог) ВСЕГО в том числе в: - пенсионный фонд - фонд социального страхования - фонд медицинского страхования | ___________ |
4. | Амортизация основных фондов ВСЕГО в том числе: - собственных основных фондов - арендованных основных фондов - прочих (уплаченных) | ___________ |
5. | Прочие затраты ВСЕГО в том числе, например: - отчисления в бюджетные фонды - местные налоги и сборы - оплата информационных и аудиторских услуг - оплата банку, в том числе: - проценты за кредит и услуги - отчисления в ремонтный фонд - прочие расходы | ____________ |
6. | Итого расходов по обычным видам деятельности (затрат на производство) | |
7. | Списано затрат на непроизводственные счета | |
8. | Изменение остатков незавершенного производства (+, -) | |
9. | Производственные издержки продукции, работ, услуг | |
10. | Коммерческие расходы ВСЕГО в том числе, например: - расходы на рекламу - представительские расходы - прочие расходы | ____________ |
11. | Полные издержки произведенной продукции, работ, услуг | |
12. | Остатки нереализованной товарной продукции (работ, услуг) на начало года по полным издержкам | |
13. | Остатки нереализованной продукции (работ, услуг) на конец года по полным издержкам | |
14. | Полные издержки реализованной продукции (работ, услуг) за год | |
15. | Стоимость произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) в контрактных (договорных) ценах без НДС (выручка от продажи продукции, работ, услуг) | |
16. | Сумма налога на добавленную стоимость | |
17. | Стоимость произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) в контрактных (договорных) ценах без НДС с учетом уровня инфляции (выручка от продажи продукции, работ, услуг) | |
18. | Стоимость произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) в контрактных ценах с учетом НДС (выручка от продажи продукции, работ, услуг) | |
Дополнения к расчетам: Разработочные таблицы | ||
19. | Прочие расходы ВСЕГО -прочие расходы -сумма НДС | ____________ |
20. | Общие расходы организации без НДС ВСЕГО Сумма НДС Общие расходы организации с НДС | ____________ |
21. | Прочие доходы ВСЕГО - прочие доходы - сумма НДС | ____________ |
22. | Корректировка валовой прибыли для целей налогообложения -____________________________________________ -____________________________________________ -____________________________________________ -____________________________________ВСЕГО__ (+, -)_________________________________________ | ____________ ____________ ____________ ____________ ____________ |
Таблица 2
Финансовый план организации на на ___ год
(БАЛАНС ДОХОДОВ И РАСХОДОВ)
№ п/п | Разделы, статьи | Сумма, руб. |
ДОХОДЫ И ПОСТУПЛЕНИЯ | ||
1. | Прибыль организации (общая прибыль), облагаемая налогом на прибыль ВСЕГО (справочно-налогооблагаемая прибыль)___________ в том числе: - доходы от обычных видов деятельности - от реализации продукции (работ и услуг) - разница между прочими доходами и расходами | ____________ |
2. | Доходы организации (доходы), облагаемые налогом на доходы ВСЕГО (справочно-налогооблагаемый доход)___________ в том числе: - разница между прочими доходами и расходами | ____________ |
3. | Амортизационные отчисления ВСЕГО в том числе: - амортизационные отчисления - арендная плата полученная | ____________ |
4. | Отчисления в ремонтный фонд (начислено) | |
5. | Кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении организации (предприятия) | |
6. | Излишек собственных оборотных средств | |
7. | Мобилизация внутренних ресурсов | |
8. | Штрафы, пени, неустойки полученные | |
9. | Поступления: ВСЕГО - централизованных средств____________________ - бюджетных ассигнований_____________________ - от выпуска ценных бумаг_____________________ - прочие______________________________________ | ____________ |
10. | Заемные средства ВСЕГО в том числе: - долгосрочные заемные средства - иностранные инвестиции | ____________ |
ИТОГО доходов и поступлений (БАЛАНС) | ||
РАСХОДЫ И ОТЧИСЛЕНИЯ | ||
1. | Расходы и отчисления, относимые на финансовые результаты ВСЕГО в том числе: - налог на имущество предприятий -штрафы, пени, неустойки уплаченные - прочие____________________________________________ | ____________ |
Сумма льгот по налогу на прибыль | ||
Сумма налога на прибыль (справочно-налогооблагаемая прибыль) __________ | ____________ | |
Сумма налога на доход (по видам доходов) (справочно-налогооблагаемый доход) __________ | ____________ | |
2. | Использование денежных фондов предприятия ВСЕГО в том числе: 1.Фонд накопления ВСЕГО (в т.ч. за счет прибыли)_________________________ - инвестирование в основные фонды - пополнение недостатка собственных оборотных средств - оплата процентов банка сверх ставки ЦБ - плата за сверхнормативные выбросы в окружающую среду - плата за природные ресурсы сверх лимита - расходы на рекламу сверх нормы - налог на рекламу сверх нормы - лицензионные сборы - другие __________________________________________ 2.Фонд потребления ВСЕГО (в т.ч. за счет прибыли)________________________ - дивиденды, выплаченные по акциям предприятия акционерам - надбавки к пенсиям - другие - ______________________________________ | ____________ ____________ ____________ |
3. | Использование резервного фонда ВСЕГО (в т.ч. за счет прибыли)_________________________ | ____________ |
4. | Использование ремонтного фонда ВСЕГО (в т.ч. за счет прибыли) _______________________ | ____________ |
5. | Другие направления денежных средств ВСЕГО в том числе: | ____________ |
ИТОГО расходов и отчислений (БАЛАНС) |
Таблица 3
Инвестиционный план организации на ____год
№ п/п | Разделы и статьи | Сумма, руб. |
Доходы и поступления средств | ||
1. | Собственные средства ВСЕГО в том числе: - прибыль - амортизационные отчисления - прочие внутренние финансовые ресурсы в том числе: - прибыль в строительстве при хозяйственном способе производства - доходы от попутной добычи строительных материалов на пятне застройки - выручка от реализации основных средств в строительстве (операционные доходы) - мобилизация внутренних ресурсов - прочие собственные средства - __________________________ | ____________ |
2. | Привлеченные средства ВСЕГО в том числе: - централизованные средства - бюджетные ассигнования (инвестиционные средства) - эмиссия ценных бумаг - иностранные инвестиции - прочие привлеченные средства - ____________________________ | ____________ |
3. | Заемные средства ВСЕГО в том числе: - долгосрочные заемные средства - другие - ____________________________ | ____________ |
ИТОГО доходов и поступления средств (БАЛАНС) | ||
Потребность в инвестициях (План капитальных вложений)
Таблица 4
Платежный баланс организации на _____ месяц ____года
№ п/п | Разделы, статьи | Сумма, руб. |
Доходы и поступления денежных средств | ||
1. | Остаток денежных средств на начало месяца | |
2. | Поступления средств в течение месяца ВСЕГО в том числе: - выручка от реализации продукции (работ, услуг) - выручка от продажи основных средств и иного имущества - авансовые поступления ВСЕГО в том числе: - внереализационные доходы - арендная плата - средства, полученные по ценным бумагам - временная финансовая помощь - поступление дебиторской задолженности - средства от продажи ценных бумаг - валютные поступления - ссуды банков - бюджетные ассигнования - прочие поступления | ___________ ___________ |
3. | ВСЕГО доходов и поступлений | |
Расходы и отчисления денежных средств | ||
4. | Платежи в счет неотложных нужд | |
5. | Налоговые платежи ВСЕГО В том числе: - НДС и акцизы - таможенные платежи - налоги на прибыль (доходы) - налоги на имущество, землю - прочие налоги и сборы | ___________ |
6. | Отчисления в бюджетные и государственные внебюджетные фонды ………………….ВСЕГО в том числе:________________________________________ | |
7. | Обязательные платежи по расходам за водоснабжение, телефон и другие | |
8. | Платежи по усмотрению организации ВСЕГО в том числе: - оплата труда - оплата поставок - выплаченные авансы и предоплата - оплата накладных расходов - погашение ссуд банков - оплата векселей - выплата дивидендов - прочие выплаты | ___________ |
9. | ВСЕГО расходов и отчислений | |
10. | Превышение доходов и поступлений над расходами и платежами | |
11. | Превышение расходов и отчислений над доходами и поступлениями | |
12. | Планируемый остаток денежных средств на конец месяца |
Таблица 5
Кассовый план организации на ____ квартал _____ года
№ п/п | Показатели | Сумма, руб. |
1. | Поступление наличных денег, кроме средств, получаемых в банке ВСЕГО в том числе: - от реализации продукции (работ, услуг) - прочие поступления__________________________ | ___________ |
2. | Расходование наличных денег ВСЕГО в том числе: - на оплату труда - на командировочные расходы - на хозяйственно-операционные расходы | ___________ |
3. | Расчет выплат заработной платы ВСЕГО в том числе: - фонд оплаты труда - прочие выплаты - удержания ВСЕГО в том числе: - налоги - добровольное страхование, пенсионное обеспечение - прочие Подлежит к выдаче ВСЕГО в том числе: - из выручки - из наличных денег, полученных в банке | ____________ ____________ |
Календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней выплат Дата |
Дата: 2019-05-28, просмотров: 288.