Общее правило платежеспособности – оборотные активы должны быть больше краткосрочных обязательств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Удовлетворительная платежеспособность организации определяется такими формальными признаками как:

· наличие свободных денежных средств на расчетных, валютных и иных счетах в коммерческих банка;

· отсутствие длительной просроченной задолженности (менее трех месяцев) поставщикам, коммерческим банкам, бюджетам, государственным внебюджетным фондам и иным кредиторам);

· наличие собственных оборотных средств (чистого оборотного капитала) на начало и конец расчетного периода.

Низкая платежеспособность может быть случайной (временной) и длительной (хронической). Последний тип задолженности может привести организацию к банкротству.

Высшим типом финансовой устойчивости и платежеспособности является способность организации развиваться преимущественно за счет собственных источников финансирования (сумм чистой прибыли и сумм амортизационных отчислений). Для этого оно должно иметь гибкую структуру финансовых ресурсов и возможность при необходимости привлекать заемные средства, то есть быть кредитоспособным.

Платежеспособность выражают, как правило, через коэффициенты ликвидности. Наиболее приоритетные из них следующие:

      ДС + Кфв                                     ДС + Кфв + Дз  

Кал =                        ;                             Ктл =                            ;

            Ко                                                         КО

               З                                             Дс + Кфл + Дз + З

Клмз =                      ;                 Кол =                                ;

               Ко                                                      Ко

где: КАЛ  - коэффициент абсолютной ликвидности (рекомендуемое значение 0,15 –0,20); ДС – денежные средства на конец расчетного периода; КФВ – краткосрочные финансовые вложения на конец расчетного периода; КО – краткосрочные обязательства на конец расчетного периода; КТЛ  - коэффициент текущей ликвидности (рекомендуемое значение 0,5 – 0,8); ДЗ - дебиторская задолженность на конец расчетного периода; К ЛМЗ – коэффициент ликвидности при мобилизации запасов (рекомендуемое значение 0,5 – 0,7); З – запасы товарно-материальных ценностей на конец расчетного периода; К ОЛ – коэффициент общей ликвидности (рекомендуемое значение 1,0 – 2,0).

Согласно международным стандартам коэффициент общей ликвидности должен находиться в пределах от 1,0 до 2,0. Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных активов должно быть достаточно для покрытия краткосрочных обязательств. В ином случае организация окажется под угрозой банкротства. Превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами более чем в два раза также нежелательно, так как может свидетельствовать о неэффективной структуре капитала.

Более частным показателем по отношению к параметру общей ликвидности является коэффициент ликвидности при мобилизации запасов. Он характеризует степень зависимости платежеспособности организации от запасов товарно-материальных ценностей с точки зрения мобилизации денежных средств для погашения краткосрочных обязательств. Однако запасы могут быть использованы для этой цели только после их реализации, что предполагает наличие не только конкретного покупателя, но и присутствие у него свободных денежных средств.

Коэффициенты финансовой устойчивости устанавливаются по формулам:

      СК             ЧОК             ЗК                 СК

Кфн  =      ; Км =         ; Кзад =       ; Кфин  =      ;

      ВБ               СК             СК                  ЗК

где: Кфн  - коэффициент финансовой независимости (рекомендуемое значение свыше 0,5); ВБ - валюта баланса (итоговая сумма по балансу); СК – собственный капитал (итог разделе Ш баланса); К М  - коэффициент маневренности (рекомендуемое значение 0,2 –0,3); ЧОК – чистый оборотный капитал (разница между оборотными активами и краткосрочными обязательствами); КЗАД – коэффициент задолженности (рекомендуемое значение 0, 67, то есть 40%/ 60%); КФИН – коэффициент финансирования (рекомендуемое значение 1,5).

Данные коэффициенты характеризуют финансовое равновесие и структуру капитала организации. Они отражают также степень защищенности интересов инвесторов и кредиторов, а также способность организации погашать долгосрочную задолженность. Коэффициенты финансовой независимости имеют рекомендуемые значения, на которые можно ориентироваться в процессе финансового анализа.

Деловую активность организации характеризуют коэффициенты оборачиваемости активов и собственного капитала:

        ВР                   ВР

КОа =         ; КОск  =       ;

         А                    СК

где: КОа – коэффициент оборачиваемости активов (количество оборотов); ВР – выручка (нетто) от реализации продукции (работ, услуг) за расчетный период; А –средняя за расчетный период стоимость активов; К ОСК – коэффициент оборачиваемости собственного капитала; СК – средняя за расчетный период стоимость собственного капитала;

Нормативного значения данные показатели не имеют..

Интенсивность использования ресурсов и собственного капитала выражают коэффициенты рентабельности (доходности):

 

         ЧП                            ЧП                        ЧП

ЧРА =         х 100 ; ЧРСК =     х 100 ; РЧА =      х 100 ;

            А                            СК                        ЧА

где: ЧРА – чистая рентабельность активов в расчетном периоде, %; ЧП – чистая прибыль за расчетный период; ЧРСК – чистая рентабельность собственного капитала в расчетном периоде, %; РЧА рентабельность чистых активов , %; ЧА – средняя за расчетный период стоимость чистых активов. СК – средняя за расчетный период стоимость собственного капитала;

 

Тема 5. Планирование в системе финансового менеджмента

1. Содержание и значение финансового планирования

Финансовое планирование влияет на все сферы деятельности предприятия.

Понятие «планирование деятельности предприятия» может рассматривать в двух аспектах:

– с позиции теории фирмы и ее экономической природы;

– как одна из функций финансового менеджмента, т.е. умение предвидеть будущее фирмы и использовать на практике это предвидение.

Оба аспекта планирования тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом:

– необходимость и возможность планирования обусловлена общими условиями хозяйствования;

– с помощью планирования сводят к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для организации;

– устраняют излишние трансакционные издержки внутри организации по торговым сделкам (контрактам);

– степень разработанности финансовых планов зависит от используемой исходной базы, методов и приемов, многовариантности получаемых результатов и т.п.

Финансовое планирование организации – это целенаправленная деятельность в процессе организации и управления по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств, выражающихся в движении выручки, главным образом прибыли, в соответствии с имеющимися финансовыми ресурсами, требованиями законодательства, целями развития организации и интересами предпринимателя (собственника).

В процессе финансового планирования оценивается состояние финансовых ресурсов, резервов и определяются потенциальные возможности организации; определяются все основные методы и формы воздействия финансового механизма в хозяйственной деятельности.

Этапы финансового планирования включают:

1. анализ показателей и составление финансового плана;

2. утверждение собственником проекта финансового плана (основных показателей);

3. исполнение финансового плана (связан с оперативным контролем за выполнением финансового плана);

4. по результатам оперативного контроля осуществляется корректировка финансового плана;

5. Исполнение финансового плана (после чего проводится внешний и внутренний финансовый контроль).

 

Разработка финансовых планов и бюджетов занимает важное место в системе мер по стабилизации их денежного оборота.

Финансовый план – это обобщающий плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств организации на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Финансовое планирование включает в себя разработку операционных и финансовых бюджетов, а также прогнозы денежных ресурсов на ближайшие 2-3 года. В России финансовые планы составляются в форме баланса доходов и расходов (на год с поквартальной разбивкой показателей).

Бюджет – это оперативный финансовый план, составленный, как правило, в рамках до одного года (с поквартальной или помесячной разбивкой показателей), отражающий поступление и расходование денежных средств по текущий, инвестиционной и финансовой деятельности организации. В практике управления финансами используют два вида бюджетов – операционный и финансовый.

Принципиальное отличие финансового плана от бюджета заключается в том, что бюджет всегда содержит стоимостные показатели, в то время как план может содержать как стоимостные, так и натуральные показатели. А также перечень мероприятий.

Смета – это форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действия по исчислению показателей. Например, смета затрат на производство и реализацию продукции (смета издержек), составляемая на год с поквартальной разбивкой показателей. В узком смысле понятие сметы и бюджета тождественны.

Значение внутрифирменного финансового планирования состоит в следующем:

– намеченные стратегические цели преломляют в форме финансово-экономических показателей: объем продаж, издержки, прибыль, инвестиции, денежные потоки и др.;

– устанавливают стандарты для поступления финансовой информации в форме финансовых планов и отчетов об их исполнении;

– определяют приемлемые границы финансовых ресурсов, необходимых для реализации оперативных и долгосрочных пленов;

– оперативные финансовые планы предоставляют полезную информацию для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии;

– в долгосрочных финансовых планах предусматривают финансовые ресурсы, необходимые для финансирования реальных инвестиционных проектов, обеспечивающих будущее развитие организации.

Основной целью финансового планирования является определение возможного объема финансовых ресурсов, капитала и ресурсов, устанавливаемых на базе прогноза величины денежных потоков, формируемых за счет собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников. Данная цель может быть разделена на локальные цели:

– обеспечение производственного, научно-технического, коммерческого и социального развития предприятия, прежде всего, за счет собственных средств;

– увеличение прибыли преимущественно за счет роста объема производства и снижения издержек производства и обращения;

– обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, особенно в период реализации инвестиционных проектов.

Финансовый план взаимосвязан с другими разделами бизнес-плана, то есть с планами по: производству продукции, закупкам материальных ресурсов, рекламе, инвестициям, научным исследованиям и разработкам и др.

Назначение финансового плана – это одновременно прогноз средне- и долгосрочной финансовой перспективы и определение текущих доходов и расходов.

Важнейшие объекты финансового планирования:

– выручка от реализации продукции (работ, товаров и услуг);

– издержки производства и обращения;

– прибыль и ее распределение по соответствующим направлениям;

– фонды специального назначения и их использование;

– объем платежей в бюджет и в государственные социальные внебюджетные фонды;

– объем заемных средств, привлекаемых с финансового рынка;

– плановая потребность в оборотных средствах и источники финансирования их прироста;

– объем капитальных вложений и источники их финансирования и др.

Для составления финансовых планов используют следующие информационные источники:

– договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;

– прогнозные расчеты;

– данные бухгалтерского учета;

– экономические нормативы.

Разработанные на основе этих данных финансовые планы служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов.

2. Принципы финансового планирования

Общие принципы планирования на предприятии

1. Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся возможными в рамках вертикального единства предприятия.

2. Координация планов отдельных подразделений выражается в том, что: нельзя эффективно планировать деятельность одних подразделений предприятия вне связи с другими; всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других подразделений.

3. Принцип участия означает, что каждый специалист предприятия становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности и выполняемой им функции.

4. Принцип непрерывности заключается в том, что: процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках установленного цикла; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (план производства – план по маркетингу – и т.д.).

5. Принцип гибкости состоит в придании процессам планирования и финансовым планам возможности изменять направления использования ресурсов и резервов в связи с возникновением новых обстоятельств;

6. Принцип точности предполагает, что планы развития должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.

7. Принцип научности состоит в том, что в процессе финансового планирования необходимо: сочетания действия экономических законов, влияния законодательных и нормативных документов на деятельность, обеспечение методологической базы расчетов;

8. Принцип единоначалия предполагает решающее слово предпринимателя (собственника) в вариантах решения поставленных конкретных задач с учетом его интересов;

9. Принцип конъюнктуры рынка предусматривает необходимость учета возможности организации в обеспечении потребностей рынка;

Принципы финансового планирования:

1. Принцип финансового соотношения сроков (золотое банковское правило»), который предполагает, что получение и использование средств должно происходить в установленные сроки, то есть капитальные вложения с длительными сроками окупаемости необходимо финансировать за счет долгосрочного заемного капитала.

2. Принцип платежеспособности означает, что планирование денежных средств должно обеспечивать соблюдение предприятием платежной дисциплины в течение всего года.

3. Принцип рентабельности капитальных вложений – для реальных инвестиций целесообразно выбирать самые недорогие способы финансирования (финансовый лизинг, среднесрочный банковский вредит и др.) заемный капитал выгодно привлекать только в случае, если он повышает доходность собственного капитала. В данном случае проявляется действие эффекта финансового левериджа (рычага).

4. Принцип сбалансированности рисков – особенно рисковые долгосрочные инвестиции предпочтительнее финансировать за счет собственных средств и привлечения денежных ресурсов спонсоров (схемы проектного финансирования).

5. Принцип приспособления к потребностям рынка – для предприятия важно учитывать конъюнктуру финансового рынка и свою зависимость от привлечения средств кредиторов (заимодавцев).

6. Принцип предельной рентабельности – целесообразно выбирать такие инвестиционные проекты, которые обеспечивают предприятию максимальную (предельную) рентабельность. Такая ситуация наблюдается в случаях, когда доходность инвестиций выше цены капитала (Ди > Цк ).

7. Принцип самофинансирования предполагает необходимость преимущественного использования собственных финансовых ресурсов и средств по сравнению с заемными средствами;

8. Принцип коммерческой тайны заключается в том, что любая информация, связанная с разработкой финансовых планов и показателей, сами величины показателей коммерческий интерес у других субъектов хозяйствования с целью изменения положения на рынке.

3. Методы финансового планирования

Планирование финансовых показателей осуществляют с помощью следующих методов:

1. Нормативный метод. На базе заранее установленных норм и нормативов определяют потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования. В финансовом планировании применяют целую систему норм и нормативов:

– федеральные: ключевая ставка, нормы амортизации, минимальный размер оплаты труда, ставки федеральных налогов;

– региональные: ставки региональных налогов и сборов;

– местные: ставки местных налогов и сборов;

– отраслевые (рекомендательный характер): уровень рентабельности, нормы естественной убыли, нормы расхода топлива, нормы отчислений в резервные и страховые фонды;

– нормативы хозяйствующего субъекта (разрабатываются предприятием самостоятельно): норматив оборотных средств, нормативы распределения чистой прибыли, технологические нормы, нормативы формирования резервных фондов, ремонтных фондов, резервов сомнительных долгов.

Этот метод является самым простым и доступным. Зная норматив и объемный параметр можно легко вычислить планируемый финансовый показатель. Важно – разработка экономически обоснованных норм и нормативов для формирования и использования денежных ресурсов и организации контроля за их соблюдением каждым структурным подразделением организации.

2. Расчетно-аналитический метод. Метод основывается на анализе достигнутой величины финансовых показателей, которая принимается за базу. На основе индекса изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина показателя.

Этот метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенным способом на основе анализа динамики показателей.

В рамках этого метода широко применяется экспертная оценка. Метод менее точен, чем нормативный.

3. Балансовый метод. Благодаря балансу достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Метод применяется при прогнозировании поступлений и выплат из денежных фондов (потребления, накопления и резервных), квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и др. например, балансовая увязка по денежным фондам имеет вид:

О нп + П = Р + О кп

где: О нп и О кп – остаток средств фонда на начало и конец расчетного периода; П – поступление средств в денежный фонд; Р – расходование средств из денежного фонда.

4. Оптимизации плановых решений. Содержание метода сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирается наиболее оптимальный вариант. При этом можно применять различные критерии выбора:

– минимум приведенных затрат;

– минимум текущих затрат;

– минимум вложений капитала при наибольшей эффективности его использования;

– минимум времени на оборот капитала, то есть ускорение оборачиваемости авансированных средств;

– максимум приведенной прибыли;

– максимум дохода на рубль вложенного капитала;

– максимум доходности капитала (сумма прибыли на рубль вложенного капитала);

– максимум сохранности финансовых ресурсов, то есть минимум денежных потерь (финансового, кредитного, процентного, валютного и иных рисков).

Приведенные затраты представляют собой сумму текущих расходов и капиталовложений, приведенных к идентичной размерности в соответствии с принятыми нормативами эффективности. Их определяют по формуле:

З привед. (мин.) = Зт  + Зе *   Кн ,

где: Зт – текущие (операционные) затраты; Зе – единовременные затраты (капиталовложения); Кн – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений, доли единицы.

В настоящее время Кн = 0,15, что соответствует нормативному сроку эффективности капиталовложений.

Ток = 1/ Кн = 1 / ,15 = 6,6 года,

где Ток – период окупаемости капиталовложений; Кн – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений, доли единицы.

Приведенную прибыль рассчитывают по формуле:

Пп  = Пт – Зе  * Кн   ,

где Пп – приведенная прибыль; Пт – текущая прибыль; Зе – единовременные затраты (капиталовложения); Кн – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений, доли единицы.

5. Факторный метод. Факторный метод используют для расчета планируемого объема прибыли. Он включает в себя пять последовательных этапов:

– расчет базовых показателей за предыдущий год;

– постановку целей хозяйственной деятельности на предстоящий период;

– прогноз индексов инфляции;

– вариантный расчет прибыли;

– выбор оптимального варианта.

Для факторного метода планирования прибыли используют четыре индекса инфляции:

– изменение цен на продукцию (работы, товары и услуги);

– изменение покупных цен на сырье и материалы, приобретаемые предприятием;

– колебания балансовой стоимости основных средств;

– изменение средней оплаты труда.

6. Экономико-математическое моделирование. Метод позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину.

Данную взаимосвязь выражают через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное математическое описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц). В модель включают только ключевые (определяющие) факторы. Модель может базироваться на функциональной или корреляционной связи.

Функциональную связь выражают уравнением вида:

У = ƒ (х),

где У – соответствующий показатель; ƒ (х) – функциональная связь исходя из показателя «х».

Корреляционная связь – это вероятностная зависимость, которая проявляется только в общем виде и при большом количестве наблюдений. Данная связь выражается уравнениями регрессии различного вида. Например, однофакторные модели типа: линейного, параболы, гиперболы, линейного и логарифмического уравнений.

При использовании моделей планирования приоритетное значение имеет определение периода исследования. Он должен выбираться с учетом однородности исходных данных. Целесообразно использовать для перспективного планирования годовые финансовые показатели за прошедшие 3-5 лет, а для текущего (годового) планирования – квартальные данные за 1-2- года. При значительных изменениях условий работы предприятия в плановом периоде в определенные на базе экономико-математических показателей моделей показатели вносят необходимые коррективы.

Экономико-математическое моделирование позволяет перейти от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей (включая прибыль). Построение экономико-математической модели финансового показателя складывается из ряда этапов:

– изучение динамики финансового показателя за определенное время (год) и выявление факторов, влияющих на эту динамику;

– расчет модели функциональной зависимости финансового показателя от определенных факторов (например, прибыли от объема продаж);

– разработка различных вариантов прогноза финансового показателя;

– анализ и экспертная оценка возможной динамики финансового показателя в будущем;

– выбор оптимального варианта, то есть принятие планового решения.

В экономико-математическую модель вводят не все, а только основные факторы. Проверку обоснованности модели осуществляют практикой ее применения. Важное значение для обоснованности модели имеет ее представительность, то есть объективность наблюдений за изучаемым объектом, обоснованность выбранных моделей с помощью расчета среднеквадратического отклонения полученных данных от фактических и коэффициента вариации.

 

 

Среднеквадратическое отклонение (Z) устанавливают по формуле:

        

         ∑ (y – yx) 2

z = √                       ;

                  2

где: Y и YX – фактическая и расчетная сумма прибыли; n – число случаев наблюдений.

Коэффициент вариации представляет собой процентное отношение среднеквадратического отклонения к среднеарифметической величине отчетного показателя (прибыли):

Кв = ( + Z / У ) * 100,

где: Кв - коэффициент вариации; Z – среднеквадратическое отклонение; У – среднеарифметическая величина прибыли;

Коэффициент вариации показывает, что если степень отклонения расчетных показателей от фактических составляет незначительную величину, то можно сделать вывод о возможности использования данной модели для планирования (прогноза) прибыли.

7. Сетевой метод. Этот метод также применяется в крупных организациях и позволяет на основе сетевых графиков или моделей: описать организационную и технологическую последовательность выполнения операций и взаимосвязи между ними; акцентировать внимание на отдельных важных операциях; обеспечивать координацию операций; увязывать финансовые ресурсы и их источники; и прочее. Сетевой график представляет собой информационную модель, отражающую процесс выполнения комплекса операций, направленных на достижения цели или конкретных задач.

8. Программно-целевой метод. Содержание этого метода включает в себя: формирование и оптимизацию программы; обоснование количества ресурсов; организацию управления и контроля. Этот метод является по своей сути комплексным управлением деятельностью организации (предприятия) по определенному направлению развития. Содержание его заключается в комплексном применении всех имеющихся методов управления и планирования.

4 . Классификация, виды и формы финансовых планов

Финансовый план представляют собой совокупность документов определенной формы, которые характеризуют определенные стороны финансовых отношений организации.

Финансовые планы классифицируются в зависимости от планового периода, на который они разрабатываются:

– оперативные финансовые планы, которые составляются на период месяц, декаду или неделю;

– текущие финансовые планы, которые разрабатываются на год с поквартальной разбивкой;

– среднесрочные финансовые планы, которые разрабатываются на плановый период от одного года до трех лет;

– перспективные (долгосрочные) финансовые планы, которые разрабатываются на пять и более лет планового периода;

– программные финансовые планы, которые разрабатываются на конкретные периоды внедрения и использования программ предпринимательской деятельности по сферам хозяйствования.

На малых предприятиях (организациях) всех форм собственности, как правило, разрабатываются только оперативные финансовые планы, т.к. невозможно рассчитать на перспективу состояние финансовых ресурсов, объемы и структуру производства и выручки, в т.ч. выручки от реализации продукции (работ, услуг) и т.п.

Оперативные и текущие финансовые планы начинают разрабатываться, как правило, со средних организаций (предприятий), где мотивами развития становятся расширение сферы деятельности и закрепление на рынке товаров и услуг. Основной целью разработки финансовых планов становится разработка наиболее эффективных путей использования прибыли и нахождение дешевых привлеченных и заемных финансовых ресурсов.

Оперативные, текущие и перспективные планы разрабатываются в крупных, сверхкрупных организациях (предприятиях), корпорациях и транснациональных компаниях. Целью разработки комплекса финансовых планов и разработочных таблиц является: освоение внутренних и внешних рынков ресурсов и сбыта продукции (работ, услуг); выпуск новых видов продукции

Программные финансовые планы разрабатываются по мере необходимости, а в крупных, сверхкрупных организациях (предприятиях) они носят систематический характер с подробной характеристикой исходной информации, результатов деятельности и определением центров ответственности.

Финансовые планы, как документы, включают в себя несколько форм (регистров), которые могут быть в следующем виде:

Смета затрат представляет собой форму планового расчета, определяющую потребность в денежных средствах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей – разрабатывается на квартал, полугодие, год, программу;

Баланс доходов и расходов характеризует поступление и расходование денежных средств на планируемый период, разрабатывается на квартал, год, программу;

Инвестиционный план отражает потребность в денежных ресурсов, направляемых на инвестиционную деятельность и источники их формирования, разрабатывается на квартал, год, программу;

Кредитный план представляет собой план получения и погашения кредитов банков, разрабатывается на квартал, год, программу;

Валютный план показывает поступления и расходование денежных средств в иностранной валюте, разрабатывается на квартал, год, программу;

Прогноз баланса активов и пассивов, отражает величину показателей актива и пассива бухгалтерского баланса по истечению предстоящего периода, разрабатывается на год, программу;

План движения денежных ресурсов отражает движение наличных и безналичных денежных средств по организации и по видам деятельности на определенный период, разрабатывается на квартал, год, программу;

Платежный календарь (баланс) отражает доходы и расходы на предстоящий период, разрабатывается на месяц с подекадной разбивкой;

Кассовая заявка (план) отражает поступление денежных средств на счета в банках и в кассу и потребность в этих денежных средствах, разрабатывается на квартал;

Разработочные таблицы. Такие таблицы составляются и раскрывают или дополняют характеристики определенных сторон финансовых показателей, в том числе:

План распределения валовой и чистой прибыли отражает все аспекты использования прибыли и представляет собой расчет валовой, налогооблагаемой и чистой прибыли, разрабатывается на квартал, год, программу;

План взаимоотношений с бюджетом показывает отношения по поводу исчисления и уплаты налогов и отчислений в бюджет и государственные фонды денежных средств и поступления денежных средств из централизованных денежных фондов, с учетом взаиморасчетов, разрабатывается на квартал, год, программу;

План налогов и отчислений (налоговый бюджет) отражает взаимоотношения с бюджетом и государственными фондами денежных средств, разрабатывается на квартал, год, программу;

Расчет амортизационных отчислений по методам в соответствии с бухгалтерским учетом и для налогообложения;

План потребности в оборотных средствах отражает излишек или недостаток собственных оборотных средств и источники их покрытия и пополнения.

Плановая смета представляет собой расчет всех затрат и расходов организации (издержек), связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг). Она может иметь следующий вид (см. таблицу 1):

Финансовый план (Баланс доходов и расходов) организации представляет собой таблицу, в которой в активе отражаются доходы и поступления средств при любой форме расчетов, а в пассиве – все расходы и отчисления. Он может быть выражен в следующей форме (см. таблицу 2):

Инвестиционный план представляет собой обоснование имеющихся инвестиционных ресурсов и предполагаемых направлений их расходования. Форма инвестиционного плана может быть в следующей форме (см. таблицу 3):

План движения денежных средств на счетах в банке и в кассе (платежный баланс) разрабатывается на предстоящий месяц с разбивкой по декадам. С его помощью обеспечивается оперативное использование денежных средств на текущие операции. В платежном балансе выделяются наличные и безналичные доходы и платежи. Платежный баланс может быть представлен в следующей форме (см. таблицу 4):

Кассовый план представляет собой план движения наличных денег, проходящих через кассу организации. Своевременность обеспечения наличными денежными средствами характеризует определенное финансовое состояние и может быть представлено в следующей форме (см. таблицу 5):

Финансовые планы и разработочные таблицы являются основой процесса бюджетирования затрат. В процессе финансового планирования формируются проекты оперативных, текущих и перспективных финансовых бюджетов. Для организации системы бюджетирования создаются центры ответственности. Завершающим элементом процесса бюджетирования является консолидированный бюджет организации. Однако все показатели документов, представляющих финансовый план организации, также требуют расчетов с применением вышеназванных методов, способов и приемов финансового планирования.

 

ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ

Таблица 1

Смета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по организации на _____________ год.

№ п/п Элементы затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) Сумма (в валюте РФ)
1. Материальные затраты                                ВСЕГО в том числе, например: - сырье и основные материалы (за вычетом возвратных отходов), покупные изделия и полуфабрикаты - вспомогательные материалы - топливо и энергия - плата за природные ресурсы ____________
2. Затраты на оплату труда                             ВСЕГО в том числе, например: - заработная плата за выполненные работы - выплаты стимулирующего и компенсационного характера, включаемые в себестоимость - материальная помощь, включаемая в издержки ____________
3. Отчисления на социальные нужды (единый социальный налог)                                       ВСЕГО в том числе в: - пенсионный фонд - фонд социального страхования - фонд медицинского страхования   ___________
4. Амортизация основных фондов                  ВСЕГО в том числе: - собственных основных фондов - арендованных основных фондов - прочих (уплаченных) ___________
5. Прочие затраты                                           ВСЕГО в том числе, например: - отчисления в бюджетные фонды - местные налоги и сборы - оплата информационных и аудиторских услуг - оплата банку, в том числе: - проценты за кредит и услуги - отчисления в ремонтный фонд - прочие расходы ____________
6. Итого расходов по обычным видам деятельности (затрат на производство)                                      
7. Списано затрат на непроизводственные счета  
8. Изменение остатков незавершенного производства  (+, -)  
9. Производственные издержки продукции, работ, услуг  
10. Коммерческие расходы                               ВСЕГО в том числе, например: - расходы на рекламу - представительские расходы - прочие расходы ____________
11. Полные издержки произведенной продукции, работ, услуг  
12. Остатки нереализованной товарной продукции (работ, услуг) на начало года по полным издержкам  
13. Остатки нереализованной продукции (работ, услуг) на конец года по полным издержкам  
14.              Полные издержки реализованной продукции (работ, услуг) за год  
15. Стоимость произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) в контрактных (договорных) ценах без НДС (выручка от продажи продукции, работ, услуг)    
16. Сумма налога на добавленную стоимость  
17. Стоимость произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) в контрактных (договорных) ценах без НДС с учетом уровня инфляции (выручка от продажи продукции, работ, услуг)  
18. Стоимость произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) в контрактных ценах с учетом НДС (выручка от продажи продукции, работ, услуг)  
  Дополнения к расчетам: Разработочные таблицы  
19. Прочие расходы                              ВСЕГО -прочие расходы -сумма НДС ____________
20. Общие расходы организации без НДС    ВСЕГО             Сумма НДС Общие расходы организации с НДС                          ____________
21. Прочие доходы                               ВСЕГО - прочие доходы  - сумма НДС ____________
22. Корректировка валовой прибыли для целей налогообложения -____________________________________________ -____________________________________________ -____________________________________________ -____________________________________ВСЕГО__ (+, -)_________________________________________   ____________ ____________ ____________ ____________ ____________

 

Таблица 2

Финансовый план организации на  на ___ год

(БАЛАНС ДОХОДОВ И РАСХОДОВ)

№ п/п Разделы, статьи Сумма, руб.
  ДОХОДЫ И ПОСТУПЛЕНИЯ  
1. Прибыль организации (общая прибыль), облагаемая налогом на прибыль                                     ВСЕГО (справочно-налогооблагаемая прибыль)___________                 в том числе: - доходы от обычных видов деятельности - от реализации продукции (работ и услуг) - разница между прочими доходами и расходами ____________
2. Доходы организации (доходы), облагаемые налогом на доходы                                       ВСЕГО (справочно-налогооблагаемый доход)___________ в том числе: - разница между прочими доходами и расходами                         ____________
3. Амортизационные отчисления                   ВСЕГО в том числе: - амортизационные отчисления - арендная плата полученная ____________
4. Отчисления в ремонтный фонд (начислено)  
5. Кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении организации (предприятия)  
6. Излишек собственных оборотных средств  
7. Мобилизация внутренних ресурсов  
8. Штрафы, пени, неустойки полученные  
9. Поступления:                                              ВСЕГО - централизованных средств____________________ - бюджетных ассигнований_____________________ - от выпуска ценных бумаг_____________________ - прочие______________________________________ ____________
10. Заемные средства                                       ВСЕГО в том числе: - долгосрочные заемные средства - иностранные инвестиции ____________
  ИТОГО доходов и поступлений (БАЛАНС)  
  РАСХОДЫ И ОТЧИСЛЕНИЯ  
1. Расходы и отчисления, относимые на финансовые результаты                                                   ВСЕГО                                                                                                                                       в том числе: - налог на имущество предприятий -штрафы, пени, неустойки уплаченные - прочие____________________________________________   ____________
  Сумма льгот по налогу на прибыль  
  Сумма налога на прибыль   (справочно-налогооблагаемая прибыль) __________ ____________
  Сумма налога на доход (по видам доходов)       (справочно-налогооблагаемый доход) __________ ____________
2.  Использование денежных фондов предприятия                                                                       ВСЕГО                                                                                     в том числе: 1.Фонд накопления                                      ВСЕГО (в т.ч. за счет прибыли)_________________________ - инвестирование в основные фонды - пополнение недостатка собственных оборотных средств - оплата процентов банка сверх ставки ЦБ - плата за сверхнормативные выбросы в окружающую среду - плата за природные ресурсы сверх лимита - расходы на рекламу сверх нормы - налог на рекламу сверх нормы - лицензионные сборы - другие __________________________________________ 2.Фонд потребления                                   ВСЕГО (в т.ч. за счет прибыли)________________________ - дивиденды, выплаченные по акциям предприятия акционерам - надбавки к пенсиям - другие - ______________________________________   ____________   ____________   ____________      
3.  Использование резервного фонда          ВСЕГО (в т.ч. за счет прибыли)_________________________ ____________
4. Использование ремонтного фонда          ВСЕГО (в т.ч. за счет прибыли) _______________________ ____________
5.   Другие направления денежных средств  ВСЕГО в том числе: ____________
  ИТОГО расходов и отчислений (БАЛАНС)  

 

 

Таблица 3

Инвестиционный план организации на   ____год

№ п/п Разделы и статьи Сумма, руб.

           Доходы и поступления средств

1. Собственные средства                                 ВСЕГО в том числе: - прибыль - амортизационные отчисления - прочие внутренние финансовые ресурсы в том числе: - прибыль в строительстве при хозяйственном способе производства - доходы от попутной добычи строительных материалов на пятне застройки - выручка от реализации основных средств в строительстве (операционные доходы) - мобилизация внутренних ресурсов - прочие собственные средства - __________________________ ____________
2. Привлеченные средства                              ВСЕГО в том числе: - централизованные средства - бюджетные ассигнования (инвестиционные средства) - эмиссия ценных бумаг  - иностранные инвестиции - прочие привлеченные средства - ____________________________ ____________
3. Заемные средства                                         ВСЕГО в том числе: - долгосрочные заемные средства - другие - ____________________________ ____________
  ИТОГО доходов и поступления средств (БАЛАНС)  

Потребность в инвестициях (План капитальных вложений)

4. Потребность в инвестициях:                     ВСЕГО в том числе:              - выполняемых подрядным способам - выполняемых собственными силами - приобретения оборудования - прочие капитальные затраты     ИТОГО потребность в инвестициях (БАЛАНС)   5. Коэффициент самофинансирования  

Таблица 4

Платежный баланс организации на _____ месяц ____года

№ п/п Разделы, статьи Сумма, руб.
  Доходы и поступления денежных средств  
1. Остаток денежных средств на начало месяца  
2. Поступления средств в течение месяца ВСЕГО в том числе: - выручка от реализации продукции (работ, услуг) - выручка от продажи основных средств и иного имущества - авансовые поступления                         ВСЕГО в том числе: - внереализационные доходы - арендная плата - средства, полученные по ценным бумагам - временная финансовая помощь - поступление дебиторской задолженности - средства от продажи ценных бумаг - валютные поступления - ссуды банков - бюджетные ассигнования - прочие поступления ___________     ___________
3. ВСЕГО доходов и поступлений  
  Расходы и отчисления денежных средств  
4. Платежи в счет неотложных нужд  
5. Налоговые платежи                                    ВСЕГО В том числе: - НДС и акцизы - таможенные платежи - налоги на прибыль (доходы) - налоги на имущество, землю - прочие налоги и сборы ___________
6. Отчисления в бюджетные и государственные внебюджетные фонды ………………….ВСЕГО в том числе:________________________________________    
7. Обязательные платежи по расходам за водоснабжение, телефон и другие  
8. Платежи по усмотрению организации ВСЕГО в том числе: - оплата труда - оплата поставок - выплаченные авансы и предоплата - оплата накладных расходов - погашение ссуд банков - оплата векселей - выплата дивидендов - прочие выплаты ___________
9. ВСЕГО расходов и отчислений  
10. Превышение доходов и поступлений над расходами и платежами  
11. Превышение расходов и отчислений над доходами и поступлениями  
12. Планируемый остаток денежных средств на конец месяца  

Таблица 5

Кассовый план организации на ____ квартал _____ года

№ п/п Показатели Сумма, руб.
1. Поступление наличных денег, кроме средств, получаемых в банке                                   ВСЕГО в том числе: - от реализации продукции (работ, услуг) - прочие поступления__________________________   ___________
2. Расходование наличных денег                 ВСЕГО в том числе: - на оплату труда - на командировочные расходы - на хозяйственно-операционные расходы ___________
3. Расчет выплат заработной платы             ВСЕГО в том числе: - фонд оплаты труда - прочие выплаты - удержания                                                   ВСЕГО в том числе: - налоги - добровольное страхование, пенсионное обеспечение - прочие Подлежит к выдаче                                  ВСЕГО в том числе: - из выручки - из наличных денег, полученных в банке ____________   ____________    
  Календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней выплат Дата  

 

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 288.