Тема 4. Финансовый анализ в системе управления финансами
Понятие и виды финансового анализа
Финансовый анализ – процесс идентификации, систематизации и аналитической обработки доступных сведений финансового характера.
Результатом финансового анализа является предоставление потенциальному пользователю рекомендаций, которые могут служить формализованной основой для принятия управленческих решений в отношении определенного объекта анализа.
В зависимости от субъекта различают внутрифирменный и внешний финансовый анализ.
Внутрифирменный финансовый анализ – совокупность аналитических процедур в системе управления финансами предприятия. Субъектом анализа выступает внутренний аналитик или менеджер. Цель – оптимизация финансовой модели организации через аналитическое обоснование инвестиционно-финансовых решений.
Особенности внутрифирменного финансового анализа:
– ориентация на решения по оптимизации баланса;
– обоснование решений по привлечению ресурсов и их размещению;
– ориентация на оптимизацию производственно-технологического процесса;
– базирование на оперативных и учетных данных, имеющих ограниченный доступ лиц;
– принятие решений рутинного оперативного характера;
– принципиальная невозможность безусловной унификации;
– высокая степень гибкости информационного обеспечения и счетных процедур в соответствии с текущими запросами линейных и функциональных руководителей;
– сочетание критериев в натуральных и стоимостном измерителе;
– высокий уровень субъективизма.
Внешний финансовый анализ – совокупность аналитических процедур по оценке инвестиционной и контрагентской привлекательности организации.
Инвестиционная привлекательность означает целесообразность вложения денежных средств в данное предприятие в форме капитала. Контрагентская привлекательность отражает возможность, обоснованность, надежность и эффективность установления бизнес-отношений с данной организацией.
Особенности внешнего финансового анализа:
– обеспечение общей характеристики имущественного и финансового положения предприятия;
– базирование на общедоступной информации;
– информационное обеспечение решений тактического и стратегического характера;
– доступность к результатам анализа любых пользователей;
– возможность унификации состава и содержания счетных процедур;
– доминанта денежного измерителя в системе критериев;
– высокий уровень достоверности и верифицируемости (проверяемости) итогов анализа.
Все аналитические действия (в рамках внешнего и внутреннего анализа) можно сгруппировать в два крупных блока:
1. анализ отчетности; цель – формирование суждения об имущественном и финансовом положении предприятия;
2. аналитическое обоснование решений финансово-инвестиционного характера; цель – оптимизация решений по финансированию и инвестированию.
В системе внешнего анализа доминирует первый блок, в системе внутрифирменного – второй блок.
Методы финансового анализа
Основные методы финансового анализа:
· горизонтальный анализ;
· вертикальный анализ;
· трендовый анализ;
· сравнительный (пространственный) анализ;
· факторный анализа;
· метод финансовых коэффициентов.
Горизонтальный (временной) анализ заключается в сравнении показателей финансовой отчетности за период с параметрами предыдущих периодов.
Наиболее распространенными приемами горизонтального анализа являются:
· простое сравнение статей отчетности и изучение их существенных изменений;
· анализ изменений татей отчетности в сравнении с колебаниями других статей.
При этом особое внимание уделяют ситуациям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует колебанию другого показателя.
Вертикальный анализ осуществляют в целях определения удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.
Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, то есть осуществляют прогнозный анализ.
Сравнительный (пространственный) анализ проводят на основе внутрихозяйственного сравнения отдельных показателей деятельности предприятия и межхозяйственных показателей аналогичных предприятий-конкурентов.
Факторный анализ – это процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. При этом факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), так и обратным (синтез). При прямом анализе результативный показатель разделяют на составные части, а при обратном – отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
Примером факторного анализа может служить трехфакторная модель Дюпона, позволяющая изучить причины, влияющие на изменение чистой прибыли на собственный капитал:
ЧП ЧП ВР А
чрск = = х х ;
СК ВР А СК
где: чрск – чистая рентабельность собственного капитала (доли единицы или процент); ЧП - чистая прибыль за расчетный период (по форме отчетности № 2); СК - собственный капитал на последнюю отчетную дату (раздел 3 бухгалтерского баланса); ВР – выручка (нетто) от реализации продукции (работ, услуг); А – активы на последнюю отчетную дату.
Если в результате анализа финансовой отчетности (за квартал, год) установлено, что чистая прибыль, приходящаяся на собственный капитал, уменьшилась по сравнению с базисным периодом, то выясняют, за счет какого фактора это произошло:
· снижения чистой прибыли на каждый рубль выручки от реализации (продаж) продукции (работ, услуг);
· менее эффективного управления активами (замедления их оборачиваемости), что приводит к снижению выручки от реализации (продаж);
· изменения структуры авансированного капитала (финансового левериджа);
· на завершающем этапе устанавливают сопряженное воздействие трех факторов на результативный показатель (с помощью способа цепных подстановок).
Анализ параметра чистой прибыли, приходящийся на собственный капитал, используют при решении вопроса, насколько предприятие может увеличить свои активы в будущем без прироста заемного капитала (кредитов и займов), то есть:
· при выборе рациональной структуры капитала;
· при решении вопроса об инвестициях в основной и оборотный капитал.
Метод финансовых коэффициентов (относительных показателей) – расчет отношений параметров финансовой отчетности и определение взаимосвязей показателей. К финансовым коэффициентам относят показатели финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности баланса, оборачиваемости активов и собственного капитала и др.
Указанные методы используют не только для изучения динамических рядов показателей за предшествующие периоды, но и для их прогноза на будущие периоды (квартал, год).
Планирование финансовых показателей на предстоящий период осуществляется на базе:
· прогноза отчета прибылей и убытков (форма № 2);
· прогноза бухгалтерского баланса – по основным статьям активов и пассивов;
· прогноза отчета о движении денежных средств (форма № 4).
Прогнозные финансовые показатели помогают собственникам и руководящим менеджерам предприятия принимать решения по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, разрабатывать оперативные, текущие и стратегические финансовые планы (бюджеты) развития предприятий и корпораций.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 298.