Зибер (Николай Иванович), 1844 - 1888) - экономист, сын швейцарского подданного и малороссиянки, уроженец Таврической губернии, воспитанник симферопольской гимназии и Киевского университета, в котором кончил курс по юридическому факультету, после чего недолго был мировым посредником в Волынской губернии. В 1871 г., за диссертацию "Теория ценности и капитала Д. Рикардо, в связи с позднейшими разъяснениями" ("Киевские Университетские Известия" 1871 г., № 1 - 2, 4 - 11), получил степень магистра политической экономии и командирован за границу. В 1873 г. университет святого Владимира избрал Зибера доцентом по кафедре политической экономии и статистики, но в 1875 г. он вышел в отставку и поселился в Швейцарии, откуда постоянно участвовал своими статьями в русских журналах, а также в газете "Русские Ведомости". Из журнальных статей Зибера самые замечательные: "Экономическая теория Карла Маркса" ("Знание", 1876, № 10, 12; 1877, № 2; "Слово", 1878, № 1, 3, 9, 12); "История швейцарской альменды" ("Вестник Европы", 1881, № 10); "Экономические эскизы" ("Отечественные Записки", 1880, № 12; 1881, № 3, 5, 6, 9, 11; 1882, № 4 и 6); "Судьбы общинного владения в Швейцарии" ("Вестник Европы", 1882, № 7); "О влиянии прогресса на бедность" ("Русская Мысль", 1883, № 9, 11, 12); "Распределение поземельной собственности в Германии" ("Русская Мысль", 1883, № 1 и 2); "Общественная экономия и право" ("Юридический Вестник", 1883, № 5, 9 и 10). Наибольшую известность доставило Зиберу вышеупомянутое сочинение о "Теории ценности", самое полное не только на русском языке, но и в иностранной литературе изложение различных теорий и определений ценности и капитала. Д. Рикардо, имя которого поставлено в заглавии этого сочинения, является только главным центром, около которого группируются другие экономисты. Чрезвычайно высоко ставя Рикардо (полное собрание сочинений которого, в переводе на русский язык, Зибер издал особой книгой, в 1882 г.), Зибер в то же время старался доказать прямую преемственную связь между теориями ценности Рикардо и Карла Маркса. Последний нашел себе в Зибере лучшего истолкователя и популяризатора в русской литературе. Это выразилось в особенности в горячей защите главного сочинения К. Маркса "Капитал" от его русских критиков, Герье, Чичерина и Ю. Жуковского, а также и в позднейшем, главном сочинении Зибера: "Рикардо и К. Маркс в их общественно-экономических исследованиях" (СПб., 1885). В этой книге, являющейся, до известной степени, переработкой "Теории ценности", Зибер еще полнее изобразил естественную эволюцию теории Рикардо в учение Маркса, осветив особенно ярко процесс развития капиталистического производства и переживание им трех основных фазисов: ремесло, мануфактура, фабрика. Благодаря, главным образом, трудам Зибера, трудовая теория ценности Рикардо-Маркса и Марксова схема экономического развития получили и в русской экономической науке твердую и прочную постановку. Самый способ изложения и критики рассматриваемых теорий обнаруживает как обширную эрудицию Зибера, так и выдающуюся его способность к теоретическому мышлению и творчеству. Большинство остальных трудов Зибера вращается около тех же теоретических вопросов. В "Очерках первобытной экономической культуры" (1883) Зибер, пользуясь обширным литературным материалом по описанию быта разных некультурных народов и племен, а равно и историческими данными о первобытном состоянии ныне культурных европейских народов, делает попытки обобщения первобытных форм общественной жизни. Главное его внимание обращено на явления экономические, но рядом с ними освещаются формы брачных и семейных отношений и т. п. стороны жизни общества. Основная мысль сочинения заключается в том, что общинные формы хозяйства, в их различных стадиях, представляют универсальные формы экономической деятельности на ранних ступенях развития. Подтверждается это рассмотрением разных видов и моментов общинной хозяйственной деятельности - охоты, рыбной ловли, пастушества, земледелия, работ по выжиганию лесов, орошению, постройке жилищ. Первобытные виды и понятия собственности и различные формы обмена также находят у Зибера достаточно полное освещение, равно как и процесс развития общественно-должностной деятельности, общин, как и корпораций.
Особое место среди произведений экономистов XIX в. в России занимают труды Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889). Его научное творчество наиболее плодотворно протекало в 50-е - начале 60-х годов XIX в., в период подъема общественного движения в России. Чернышевский — крупнейший мыслитель и ученый своего времени. Он оказал громадное влияние на современников и последующие поколения революционеров. Его труды по философии, политической экономии и истории составили целую эпоху в развитии этих наук. В.И. Ленин называл его самым большим и талантливым представителем социализма до К. Маркса.
Н.Г. Чернышевский являлся идеологом трудящихся, в первую очередь крепостного крестьянства.
Экономические произведения Чернышевского содержали глубокий анализ и критику крепостничества, обоснование ЭКОНОМИЧЕСКОЙ программы крестьянской революции, критику капитализма и западной политэкономии. В них создавалась новая экономическая теория— "политическая экономия трудящихся", развивалось и обосновывалось социалистическое учение.
Центральное место в трудах Чернышевского заняли вопросы критики крепостничества, разработка демократической программы решения аграрного вопроса.
Одной из первых экономических работ Чернышевского была статья "О земле как элементе богатства" (1854), написанная в связи с изданием книги либерального экономиста А. Львова. Чернышевский выступил в ней с критикой западной политэкономии. Вслед за тем появились другие экономические произведения, написанные в течение 50-х годов, в числе которых статьи "О поземельной собственности", "О новых условиях сельского быта", "Устройство быта помещичьих крестьян", "Славянофилы и вопрос об общине", "Критика философских предупреждений против общинного владения", "Суеверие и правда логики" и др. Важные экономические работы были написаны в начале 60-х годов, в том числе: "Капитал и труд", "Замечания к книге Д.С. Милля "Основания политической экономии", "Очерки из политической экономии по Миллю", "Письма без адреса".
В своей аграрной программе Чернышевский исходил из необходимости полной ликвидации помещичьей собственности на землю, помещичьего землевладения. Земля должна была стать государственной собственностью с передачей ее в пользование крестьянским общинам. Требование национализации земли составляло важнейший пункт его аграрной программы. Помещичьи хозяйства ликвидировались и заменялись крестьянскими. Но такие хозяйства представляли только первый шаг на пути создания новой ЭКОНОМИЧЕСКОЙ системы. В дальнейшем предусматривался переход к крупным коллективным хозяйствам, которые в состоянии обеспечить прогресс производства, основанного на широком применении достижений науки и техники. Осуществление такой программы Чернышевский связывал с народной революцией.
В решении аграрной проблемы значительное место отводилось крестьянской общине. Отношение к ней изложено Чернышевским в ряде произведений, в частности, в статьях "О поземельной собственности", "Критика философских предупреждений против общинного владения", "Суеверие и правила логики" и др. Учитывая сохранение крестьянской общины в России, Чернышевский считал необходимым использовать ее в социально-экономических преобразованиях, отводил ей важное место в структуре того аграрного строя, который должен был утвердиться после ликвидации крепостничества. Выступая за полное уничтожение класса помещиков, национализацию земли, он считал, что на основе общины следует строить систему землевладения и землепользования.
Социализм Чернышевского не вышел за рамки утопического. "Чернышевский, — писал В.И. Ленин, — был социалистом-утопистом, который мечтал о переходе к социализму через старую, полуфеодальную крестьянскую общину, который не видел и не мог в 60-х годах прошлого века видеть, что только развитие капитализма способно создавать материальные условия и общественную силу для осуществления социализма".
"Политическая экономия трудящихся" рассматривала все основные проблемы ЭКОНОМИЧЕСКОЙ теории. Отвергая определение предмета политэкономии как науки о богатстве, Чернышевский называл ее наукой о материальном благосостоянии человека, насколько оно зависит от вещей и положений, производимых трудом.
В качестве метода исследования Чернышевский выдвинул метод гипотез, получивший название гипотетического. Это, по существу, метод абстракций, нацеленный на то, чтобы с помощью научных предположений (гипотез) освободиться от влияния второстепенных, усложняющих условий и установить главное.
Чернышевский отметил заслугу А. Смита и Д. Рикардо в создании трудовой теории стоимости. Он считал, что стоимость принадлежит только вещам, произведенным трудом, а труд — единственный источник производства. С позиции трудящихся из трудовой теории стоимости был сделан вывод о том, что если продукт обязан своим возникновением труду, то весь должен составлять принадлежность того самого организма, трудом которого создан. "Прежняя теория говорит: все производится трудом, новая теория прибавляет: и потому все должно принадлежать труду".
"Политэкономия трудящихся" по-иному, чем западные экономисты, трактовала проблему труда, его купли-продажи. Чернышевский исходил из того, что труд не является продуктом, а представляет собой производительную силу, его источник. Отсюда следовал вывод, что труд не может быть предметом торговли, хотя это, как само собой разумеющееся, принималось буржуазной политэкономией.
В подходе к капиталу Чернышевский также не ограничился позицией классиков западной политэкономии. Он делал отличный от них вывод: поскольку капитал является продуктом труда, то и принадлежать он должен тем, кто его создал. Разделяя теорию Рикардо и, по существу, отождествляя прибыль с прибавочной стоимостью, он делал ударение на обратной зависимости прибыли и заработной платы, подчеркивал несовместимость интересов стоящих за этими категориями двух классов. В интересах повышения материального благосостояния трудящихся следовало, по его мнению, объединить прибыль с заработной платой.
"Политэкономия трудящихся" означала существенный шаг вперед в толковании земельной ренты. Еще в статье "О земле как элементе богатства" содержалась мысль о том, что существует рента и с худших участков, т.е. абсолютная земельная рента. Хотя данное положение не получило теоретического обоснования, тем не менее оно представляло шаг вперед в развитии теории ренты. Чернышевский определил ренту как излишек прибыли и выступил с критикой "закона" убывающего плодородия почвы.
Чернышевский дал характеристику капиталистической конкуренции, экономических кризисов и некоторых других вопросов. Он исходил из того, что социализм будет свободен от конкуренции и анархии производства, место которых займет планомерность, соревнование. Социалистическое производство должно, по его мнению, руководствоваться рациональным расчетом общественных потребностей и реальных возможностей их удовлетворения на каждом конкретном этапе развития производительных сил общества.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 257.