Виды государственной поддержки субъектов малого предпринимательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Нормативные акты:

-   Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995

-   Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007

-   Постановление правительства РФ № 556 от 22.07.2008 «О пре дельных значениях выручки от реализации товаров [работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»

-   Правила проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства

-   Городская целевая программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства в городе Красноярске» на 2008 - 2009 годы

Впервые попытка обозначить размер предприятий и отнести их к какой-либо категории была манифестирована Федеральным законом № 88-ФЗ «Я государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.1995. Субъектами малого предпринимательства признавались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, Объектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или «скольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не более 25%. Средняя численность работников за отчетный период должна была находиться в рамках следующих показателей: в промышленности, строительстве и транспортной сфере - 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек, в розничной 51,8% в Красноярском крае составляют микропредприятия торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек, в оптовой торговле и в других отраслях экономики - 50 человек.

Закон, принятый прошлым летом, предлагает провести границу между малым и микробизнесом. Соответственно, ключевые показатели изменились таким образом: средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 15 человек для микропредприятий, 100 человек - для малых предприятий. Вне зависимости от сферы деятельности. Постановлением правительства РФ № 556 от 22.07.2008 определен еще один критерий - объем выручки от реализации товаров, услуг и т. д. (без учета НДС). Так, к микропредприятиям относятся компании с годовым оборотом до 60 млн. руб., а к малым - до 400 млн. руб. Средний бизнес располагается в границах до 1 млрд. руб. Постановление вступит в силу со дня его официального опубликования.

В Красноярском крае по состоянию на 1 января 2008 года насчитывалось 50,1 тыс. организаций, в том числе 7,6 тыс. - малых предприятий (15,2%) и 26 тыс. - микропредприятий (51,8%).

Наиболее многочисленной категорией субъектов малого и среднего бизнеса являются индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие деятельность без образования юридического лица. На 1000 жителей края приходится 24 ИП, в Красноярске это соотношение - 28. По данным Красноярскстата, большинство лиц, занятых индивидуальным трудом в 2007 году, находились в возрасте высокой трудовой активности - от 25 до 55 лет, но вместе с этим в крае есть индивидуальные предприниматели и более солидного возраста - от 60 до 72 лет. Мужчин и женщин-предпринимателей примерно поровну - 52,8% и 47,2% соответственно.

Свыше 70% ИП имеют профессиональное образование (более 40% -высшее и неполное высшее, более 30% - среднее и начальное профессиональное), каждый пятый - общее среднее образование.

Каждый второй предприниматель является работодателем. В среднем по краю на одного работодателя, по данным 2007 года, приходилось около 4 наемных работников. В различных сферах деятельности эта цифра неодинакова. Например, в общественном питании каждый пятый предприниматель работает самостоятельно или привлекает к работе членов семьи, в розничной торговле - каждый третий. Численность работающих у 65% индивидуальных предпринимателей в общественном питании составила от 1 до 6 человек (в розничной торговле - у 87%).

Среди индивидуальных предпринимателей наиболее распространенным видом деятельности является розничная торговля - 53% субъектов заняты продажей населению потребительских товаров. В остальных сферах деятельности участие малого бизнеса намного скромнее: 5,8% - обрабатывающие производства, 5,6% - предоставление персональных услуг, 1,8% - строительство и т. д.

Программой социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года определены приоритетные сферы деятельности малого предпринимательства:

- выпуск продукций, товаров и услуг,

 - переработка древесины и не древесных продуктов леса,

-   производство и переработка сельскохозяйственной продукции,

-   оказание социально-бытовых услуг населению,

-   строительство объектов жилищного назначения,

-   инновационная деятельность,

-   жилищно-коммунальное хозяйство и экология.

По различным оценкам, доля малого бизнеса в ВВП страны составляет от 12 до 17%, в то время как в европейских странах этот показатель в разы больше - от 50 до 60%

В рамках этой же программы обозначены мероприятия, направленные на интенсивный рост сектора малого предпринимательства. Основными механизмами их реализации должны стать упорядочение деятельности контролирующих, надзорных и правоохранительных органов при осуществлении проверок, упрощение процедуры лицензирования, налоговое стимулирование развития малого предпринимательства, развитие кредитования малого бизнеса, создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, а также достойное информационное обеспечение малого бизнеса.

Первым шагом к созданию комфортной информационной среды для малого предпринимательства стало снижение информационной нагрузки на этот сектор экономики.

Согласно Постановлению правительства РФ от 16.02.2008 № 79 утверждены «Правила проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства». Новые правила предусматривают изменение системы наблюдений: пересматривается периодичность представления статотчетности, уменьшается число показателей в формах, вводятся специализированные формы, характеризующие специфику производственной деятельности.

В результате введения этого документа 16% организаций края переведены с ежемесячной на квартальную отчетность, 51% - с ежеквартальной на ежегодную отчетность (по выборке).

Результатом комплексных мер, по мнению экспертов, должно стать увеличение вклада малых предприятий в ВРП более чем в 2 раза к 2010 году. О том, как в действительности изменится структура малого бизнеса, позволит судить масштабное исследование, проведение которого правительство России планирует после 2010

В соответствии с федеральным законом поддержка малого и среднего бизнеса оказывается в следующих формах:

1. Финансовая поддержка (ст. 17) - может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих

инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Имущественная поддержка (ст. 18) - осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.

Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению. Статьей 18 установлен также ряд ограничений и запретов, связанных с оказанием имущественной поддержки.

3. Информационная поддержка (ст. 19) - осуществляется в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

4. Консультационная поддержка (ст. 20) - осуществляется в виде:

-   создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций;

-   компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.

Кроме того, в Законе № 209-ФЗ отдельно определены особенности оказания поддержки по определенным направлениям деятельности:

-   поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации

кадров (ст. 21);

-   поддержка в области инноваций и промышленного производства (ст. 22);

-   поддержка в области ремесленной деятельности (ст. 23);

 

-   поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность

(ст. 24);

-   поддержка субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность

(ст. 25).

В соответствии с п. 3 ст. 16 федерального закона № 209-ФЗ определено, что субъекты Российской Федерации вправе наряду с установленными этим Законом формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.



Реклама

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 152.