Глава II. Сферы применения социологической диагностики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенности диагностических методик, используемых в социологической практике

Теоретическая и прикладная социология различаются по цели, которую они перед собой ставят, а не по объекту и методу исследования.

Прикладная социология ставит перед собой задачу, используя познанные фундаментальной социологией законы и закономерности в развитии общества, найти пути, средства преобразования этого общества в положительном направлении. Поэтому она изучает практические отрасли человеческой деятельности, например, социологию политики, социологию права, труда, культуры и т.д. и отвечает на вопрос “для чего?”: (для социального развития, для формирования правового общества, для социального управления и т.д.) Деление социологического знания по ориентации на фундаментальное и прикладное достаточно условно, т.к. и то, и другое вносит определенный вклад в решение как научных, так и практических задач.

Это же относится и к эмпирическим социологическим исследованиям: они могут быть ориентированы и на решение практических задач.

С учетом этих двух аспектов функции социологии могут быть представлены и сгруппированы следующим образом:

 

Фундаментальные — Познавательная: 1) дескриптивная (описательная) 2) диагностическая 3) прогностическая (попытка предвидеть) 4) моделирования социальных объектов
Прикладные — Прогнозная — Социального проектирования и конструирования — Организационно-технологическая — Управленческая — Инструментальная

 

Появление на предприятии средств социологической диагностики и соответствующих средств технологического обеспечения диктовалось потребностью управления в получении оперативной и надежной информации о состоянии социальной организации предприятия. Это направление наиболее слабо проработано, поэтому заслуживает особого рассмотрения. Смысл диагностики неотделим от практической управленческой трудовой деятельности в любой сфере и состоит и том, чтобы выявить меру отклонения объекта от заданного режима или должного состояния по заданным признакам. Это позволяет определить, нуждается ли социальный объект в управленческом воздействии или корректировке своего состояния, выдвинуть ориентиры управления.

Разработка социолого-диагностических средств началась в конце 60-х - начале 70-х годов одновременно с появлением первых социологических служб на предприятиях и была тесно связана с технологизацией и стандартизацией оценки состоянии социального объекта или процесса. Речь идет об унифицированных экспресс-методиках, кратких анкетах для увольняющихся, карточках адаптации молодого работника, стандартизированных средствах оценки личных и деловых качеств персонала.

Важным шагом к развитию социологической диагностики явилось создание формализованных и полуформализованных интервью о проблемах трудовой организации. В настоящее время социологические службы располагают довольно большим количеством специализированных методик, позволяющих решать проблему оперативной оценки.

Гораздо сложнее определить требуемые качества социального объекта. Дело в том, что всякое знание об объекте бессмысленно с позиции управления, если отсутствует представление о его нормальном или должном состоянии. В технических науках, медицине и психологии широко используются знания о нормальном состоянии анализируемой системы. Именно представление о норме позволяет определить отклонение в работе прибора, поведении живого организма или психологическую патологию личности. Только в основе могут разрабатываться программы вмешательства или коррекции поведения диагностируемого объекта.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 54.