Определение социальной технологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Под технологией обычно понимают совокупность средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью и логикой процесса преобразования того или иного объекта.

Технология алгоритмизирует деятельность и поэтому может быть многократно использована, воспроизведена и тиражирована для решения сходных задач. Создание технологии гарантирует заданные свойства продукта, обеспечивает рациональность самого процесса деятельности. Такое прочтение термина, пришедшего из сфер материального производства, изначально акцентирует внимание на преобразующем характере (в отличие от чисто познавательного). Но при этом, правда, из поля зрения ускользает тот факт, что объектом технологизации выступает не столько система инструментальных технических средств, сколько сам человек, осуществляющий деятельность.

В таком случае технология становится неотъемлемым элементом культуры управления и в известной степени мерой развития человека. Это и понятно, поскольку технология выступает в виде стандартов - запретов, правил, норм, и также апробированных средств, способов и приемов целесообразной человеческой деятельности, позволяющих достигнуть заданных результатов.

«По мере расширения прикладных функций научного звания появляется возможность технологизировать те виды деятельности, которые прежде были не доступны. Поэтому в последнее время получили распространение такие термины, как «технология управления», «технология общения», «социальная технология» и некоторые другие. Опыт показывает, что объектом технологизации могут стать самые разные сферы человеческой деятельности, в том числе и межличностные отношения. Через призму технологизации можно рассмотреть всю совокупность используемых обществом средств эффективного функционирования – от высших органов власти до специфических социокультурных институтов»[2].

Достаточно серьезно стоит вопрос о локализации социальной технологии рамками только социологической деятельности. В начале 1990–х. гг. социальная инженерия получает все большее распространение в производственных социологических службах, однако границы самой социальной инженерии как направления практической деятельности социолога оказываются крайне размытыми. В результате функции социолога постоянно пересекаются с функциями других специалистов по управлению, а социальная инженерия рассматривается как ничем не ограниченная сфера управления социальными процессами.

«За социальную технологию часто принимают все средства регуляции поведения человека - от инструкции по оформлению кадров до методических рекомендаций в области социального планирования. Широкую трактовку термина - «социальная технология» предлагает, в частности, Сафонов. Он утверждает: везде, где возможно активное и целенаправленное отношение человека к социальной среде, в принципе возможна технология»[3]. М. Марков понимает под социальной технологией «последовательность технологических операций, направленных на совершенствование социального объекта»[4].

Термин технология широко используется в теории и практике управления. Здесь технологию часто связывают методами действия, особенно с теорией решения, теорией информации.

Таким образом, термин «технология» покрывает широкий круг вопросов, связанных с отношениями науки и управленческой практики.

Социальной технологией могут выступать и организационно-деятельностные игры (ОДИ). Организационно-деятельностные игры как особая форма организации и метод стимулирования коллективной мыслидеятельности, нацеленной на решение проблем, возникла в 1980-х годах и широко распространилась как в сфере решения творческих задач, так и в интеллектуальных системах управления.

Сущность ОДИ в том, что эта игра представляет собой комплекс взаимосвязанных методик или техник (мыслительно-интеллектуальных, социально-психологических и др.), обеспечивающих логически обоснованную смену различных видов коллективной, групповой, микрогрупповой деятельности, нацеленных на создание "продукта игры" - текста, содержащего решение поставленной или даже сформулированной в ходе самой игры проблемы. Решение проблемы и составляет предмет этой игры.

ОДИ обеспечивает интенсивное развитие каждого участника игрового действия, его обогащение новыми знаниями, умениями, навыками, технологиями. Игра предполагает также совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.

Итак, ОДИ - это способ (технология) решения проблемы и одновременно, социальная технология. Для достижения игровых целей в ОДИ делают чередование организационных форм деятельности: коллективных, групповых и др.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 77.