Конспект лекций по предмету «Экономика предприятия»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конспект лекций по предмету «Экономика предприятия»



Лекция 1

Экономические основы функционирования предприятий

Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, осуществляющий производство продукции или оказание услуг с целью удовлетворения потребностей общества.

Основные черты, как субъекта рыночных отношений:

1. Производственно-техническое единство (общность процессов производства, капитала, технологии.

2. Организационное единство (организованный коллектив, структура, порядок управления)

3. Экономическое единство – общность материальных, технических, финансовых ресурсов и экономических результатов. Существенный признак предприятия – единая территория, наличие вспомогательных и обслуживающих хозяйств.

Функции:

· производство продукции, оказание услуг востребованных обществом пользующихся спросом на рынке.

· решение социальных задач коллектива предприятия (обеспечение рабочих мест, заработной платы, участие в гос. и муниц. Программах за счет налогов и не только.

Предприятие обладает хозяйственной, организационной и юридической самостоятельностью.

Деятельность предприятия разрешается в пределах тех видов, которые оговорены в уставе предприятия после регистрации предприятия по месту расположения и приобретения права юридического лица. Юридическое лицо должно:

- обладать собственностью или арендовать имущество;

- вступать в хозяйственный оборот от собственного имени;

- отвечать по обязательствам всем своим имуществом;

- имеет право предъявлять иск и выступать в качестве ответчика;

- иметь самостоятельный баланс и счет в банке.

По данным единого государственного реестра сегодня в России насчитывается 2,710 тыс. юридических лиц, в том числе: в промышленности 12,5%, в торговле 31%; в сельском хозяйстве 12,5%;в строительстве 10,5%.

Устав предприятия – это документ, утвержденный в установленном порядке, предоставляющий собой свод предложений, правил, определяющих структуру, устройство, виды деятельности, порядок отношений с юридическими и физическими лицами и государственными органами, а также права и обязанностями юридического лица. В уставе отражается: организационная и правовая форма предприятия, его наименование, местонахождения, юр.адрес, цели и предмет деятельности, уставный капитал, органы управления, органы контроля, условия реорганизации и ликвидации. В уставе фиксируется начальный уставной капитал. Уставной капитал выражается в рублях, хотя может вноситься в виде имущества и интеллектуальной собственности.

Основная часть имущества предприятия – средства производства, которые включают в себя орудия труда, использующиеся в процессе производства. В дальнейшем имущество предприятия может формироваться за счет собственных средств, займов и кредитов. Вещественное имущество не является неизменной величиной во времени. Оно потребляются в процессе производства, превращаясь в готовую продукцию и их стоимость может возрастать на величину затрат, связанных с переработкой, и снижается в процессе изготовления продукции. Имущество данного предприятия может временно и постоянно находиться в имуществе другого предприятия в виде аренды или коммерческого кредита.

Предприятие имеет расчетный счет в банке.



Жизненный цикл предприятия

 

Рождение связано с решением задачи удовлетворения интересов покупателей с занятием свободной рыночной ниши. Детство – рост предприятия обгоняет рост управленческого потенциала. Юность – на смену интуитивному риску приходит расчет. Зрелость –осуществляется проникновение в новые сферы деятельности. Возрождение- необходимость смены руководства.

Исторический опыт жизненного цикла говорит о том, что цикл возрождения продолжается 30-40 лет



Лекция 2

Лекция 3

Организация оплаты труда

Сущность, принципы заработной платы Заработная плата (з/п) – основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода (чистую продукцию), зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала.

Основные принципы организации оплаты труда:

– оплата по количеству и качеству труда;

– дифференциация оплаты труда (различие з/п от количества, квалификации и условий труда);

– законодательное регулирование гарантированного минимума з/п (МРОТ – минимальный размер оплаты труда);

– полная самостоятельность предприятий в решении вопросов оплаты труда;

– соблюдение стоимостных пропорций;

– простота форм и систем оплаты труда, доступ для понимания каждого работника.

Заработная плата выполняет ряд функций: учетную, мотивационную (стимулирующую), социальную (справедливое распределение фонда зарплаты) и воспроизводственную (обеспечение жизнедеятельности людей).

Тарифная система, формы и системы оплаты труда. В основе оплаты труда лежит тарифная систем, которая построена в зависимости от сложности условий и качества труда, особенностей отраслей экономики и регионов страны.

Тарифная система предусматривает гарантированную зарплату рабочих на основе тарифных ставок, а специалистов, руководителей и служащих – должностных окладов. Тарифная система состоит из тарифно-квалифицированного справочника; тарифной сетки (где даются тарифные коэффициенты по разрядам). Тарифный разряд характеризует квалификацию рабочих, а коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка последующего разряда превышают ставку первого разряда. Тарифная ставка выражает нормативный размер оплаты в единицу времени. Оплата труда руководителей, специалистов и собственно служащих производится на основе должностных окладов. Кроме того, тарифная система включает районный коэффициент к заработной плате и другие правила с учетом особых условий производства.

Существует две формы оплаты труда:

1. Повременная, которая предусматривает оплату труда в зависимости от отработанного времени и квалификации работника. Подразделяется на:

– простую повременную,

– повременно-премиальную.

2. Сдельная, которая предусматривает оплату по расценкам. Расценка – величина зарплаты за единицу работы. Подразделяется на прямую сдельную, сдельно-премиальную, косвенно-сдельную (для оплаты труда вспомогательных рабочих), сдельно-прогрессивную (оплата труда по твердым расценкам и оплата труда по повышенным расценкам), урочную, аккордную (применяется при оплате труда по наряду за установленный объем работ).

Определение фонда оплаты труда (фонда заработной платы) осуществляется в соответствии с инструкцией «О составе фонда заработной платы и выплат социального характера», введенной в действие с 01.01.1996 г.

Включению в фонд з/п подлежат:

Ø оплата за отработанное время (з/п начисленная работникам по тарифным ставкам, окладам, сдельный процент от выручки, оплата за отпуска выходные);

Ø оплата за неотработанное время (оплата ежегодных и дополнительных отпусков без денежной компенсации за неиспользованный отпуск, оплата льготных часов подросткам, кормящим матерям, оплата учебных отпусков, предоставленных работникам обучающимся в образовательных учреждениях);

Ø единовременные поощрительные выплаты (премии, вознаграждения по итогам работы за год, материальная помощь, предоставленная всем или большинству работников, денежная компенсация за неиспользованный отпуск);

Ø выплаты на питание, жилье, топливо (стоимость бесплатно предоставленных работникам отдельной отрасли экономики продуктов питания, выплаты за вредность производства).

Лекция 4

Лекция 5

Лекция 6

Рентабельность предприятия

 

Эффективность производственно – хозяйственной деятельности предприятия отражают относительные показатели: рентабельность продукции по балансовой,(чистой) прибыли (Рпр), рентабельность активов (Робщ.), рентабельность капитала (Рк)..

Рентабельность продукции Рпр. показывает результативность текущих затрат и определяется как отношение полученной прибыли от реализации продукции к себестоимости реализованной продукции, умноженной на 100.

В зависимости от конкретных задач оценки могут быть определены показатели рентабельности основного капитала, собственного капитала, и др.

Лекция 7

Лекция 8

1. Бизнес-планирование как форма выбора стратегии развития предприятия

 

Разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для любого предпринимателя. Бизнес-план как универсальный аналитический документ, призванный убедить инвесторов или кредитора вложить деньги в проект, уже обрел признание в России.

Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Но не только этим обусловлен интерес к бизнес-планированию. Создание прогнозной модели компании или проекта, а таковой и является бизнес-план, позволяет решать сложные, перспективные задачи:

- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;

- выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям;

- оценить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

- определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;

- оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей;

- предусмотреть трудности, которые могут мешать выполнению бизнес-плана.

Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, дает логическое обоснование и экономическое содержание предлагаемого направления деятельности в ясной и краткой форме и, в конечном счете, отвечает на самый нужный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.

В настоящее время предложено множество методик разработки бизнес-плана, каждая из которых имеет свои нюансы в содержании тех или иных разделов.

Конспект лекций по предмету «Экономика предприятия»



Лекция 1

Дата: 2019-05-28, просмотров: 172.