Задачи бухгалтерского учета в современных условиях функционирования экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Как известно, бухгалтерский учет является средством сплошного, непрерывного и документального наблюдения, измерения и отражения в денежном измерителе финансово-хозяйственной деятельности организации. Причем учет организуется применительно к потребностям системы управления. Переход к рынку ставит новые задачи перед бухгалтерским учетом в связи с перестройкой отношений в республике. Значительное влияние на организацию бухгалтерского учета оказывают новые формы собственности (государственная, общественная, частная, совместная с зарубежными фирмами, кооперативная, акционерная и др.), методы управления и построения хозяйственных связей. В это время возрастает значение бухгалтерской информации в деле управления, так как повышается роль конечных результатов (прибыли, дохода) в работе организаций. Достоверная бухгалтерская информация о финансово-хозяйственной деятельности организации позволяет принимать обоснованныe управленческие решения. Бухгалтерский учет как наиболее регламентированная функция управления должен организовываться таким образом, чтобы обеспечить контроль за рациональным и экономным использованием государственных, общественных, кооперативных, акционерных и других средств и в максимальной степени удовлетворить потребности органов управления в информации.

Кроме того, он должен представлять объективную информацию для составления установленной отчётности и правильного налогообложения.

Исходя из современных требований функционирования экономики, перед бухгалтерским учетом стоят следующие задачи:

ü своевременное и точное отражение в учете процесса приобретения основных средств, заготовления товарно-материальных ценностей и их наличия и движения в процессе производства (отражение ценностей по учетным ценам и отклонений фактической себестоимости от их стоимости по учетным ценам);

ü достоверное отражение затрат на производство продукции, работ и услуг, их реализацию, а также контроль за их соответствием установленным нормам с выявлением причин и виновников отклонений;

ü своевременное и достоверное отражение в учете выпуска и реализации продукции, работ, услуг и выявления финансовых результатов;

ü контроль за использованием материальных, трудовых, финансовых ресурсов и их сохранностью на государственных, совместных, кооперативных, акционерных и др. организациях;

ü своевременное и правильное определение результатов работы организаций и их подразделений;

ü правильные и своевременные расчеты с персоналом по оплате труда, поставщиками, бюджетом, органами социального страхования, разными дебиторами и кредиторами и др.;

ü составление и своевременное представление достоверной установленной отчетной информации соответствующим органам управления;

ü постоянное совершенствование методов учета применительно к условиям функционирования экономики с использованием передовой компьютерной техники.

Для успешного решения указанных задач в организациях ведется бухгалтерский учет в соответствии с действующими законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», положениями и инструкциями, Планом счетов бухгалтерского учета и др. При этом используется соответствующая первичная учетная документация – акты о приемке-передаче основных средств, накладная на внутренние перемещения объектов основных средств, акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств, приходный ордер, лимитно-заборная карта, акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материалов, накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов, наряд на сдельную работу, рапорт о выработке, приходный и расходный кассовые ордера и др. и сводные регистры (карточки движения основных средств, инвентарный список основных средств, ведомость учета остатков материалов на складе, отчеты материально ответственных лиц, ведомости, машинограммы, журналы-ордера и др.).

Бухгалтерия организации обеспечивает обработку документов, осуществляет рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и на их основе – составление установленной отчетности.

При этом по мере дальнейшего развития экономики усложняются и задачи бухгалтерского учета, что требует его дальнейшего совершенствования.

Своевременное получение учетных сведений о производственно-хозяйственной деятельности организации или его подразделения позволяет руководителям более оперативно воздействовать на ход работы производства, принимать соответствующие меры для повышения экономических показателей работы организации.

1.2 Учетная политика. Порядок формирования и оформления учетной политики

 

Организации всех форм собственности в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. №3321-ХII «О бухгалтерском учете и отчетности», с изм., и доп., при ведении бухгалтерского учета должны руководствоваться принятой учетной политикой.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета представляет собой совокупность выбранных организацией способов ведения бухгалтерского учета, имеющих методическую и организационно-техническую составляющие, а для целей налогообложения – совокупность способов ведения налогового учета организации, имеющих методическую и организационно-техническую составляющие, а также элементы методики исчисления некоторых налогов (сборов).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки факторов хозяйственной деятельности, погашение стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации.

Учетная политика организации включает в себя:

1. Описание принятых способов ведения бухгалтерского учета.

2. План счетов бухгалтерского учета.

3. Формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета (если они отличаются от типовых).

4. График документооборота.

Учетная политика организации разрабатывается главным бухгалтером организации, оформляется приказом и утверждается руководителем. Положение по учетной политике включает в себя организационно-технические и методические аспекты учета.

Методический аспект в учетной политике предполагает отражение:

– обособленной стоимости основных средств и средств труда в обороте;

– применения различных методик и порядка начисления амортизации основных средств;

– оценки нематериальных активов;

– порядка начисления амортизации по нематериальным активам;

– порядка учета процесса приобретения материалов и их оценки;

– ведение учета операций по заготовлению и приобретению материальных ценностей;

– порядка списания материалов в производство;

– учета и финансирования ремонта основных средств;

– учета расходов будущих периодов и сроков их погашения;

– перечня резервов предстоящих расходов;

– методов оценки незавершенного производства;

– методов распределения коммерческих расходов;

– методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции;

– метода определения реализации продукции при признании в бухгалтерском учете выручки от реализации по мере отгрузки продукции, выполнения работ, оказания услуг (метод начисления) или по мере оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

– распределения и использования прибыли;

– порядка формирования резервных фондов;

– вариантов начисления процентов по займам и кредитам по мере их выплаты или по мере их начисления.

Способы ведения бухгалтерского учета, отражаемые в учетной политике.

При выборе технической составляющей учетной политики определяются:

– рабочий план счетов (за основу принимается Типовой план счетов);

– формы первичных документов, внутренние правила документооборота;

– формы бухгалтерского учета (мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная, упрощенная), последовательность записей в них и их взаимосвязь;

– категории имущества и обязательства, подлежащие инвентаризации, сроки их проведения, порядок оформления результатов инвентаризации в учете;

– состав, формы отчетов, периодичность, сроки составления и представления внутрипроизводственной отчетности.

В организационном аспекте предусматривается построение бухгалтерской службы, ее место в системе управления и взаимодействие с другими структурными подразделениями.

Для обеспечения сохранности имущества, соблюдения законности и целесообразности финансово-хозяйственной деятельности, а также достоверности учетных и отчетных данных в организации создается система внутрихозяйственного контроля, в которую включаются:

– разделение функций по ведению бухгалтерского учета;

– установление ответственности каждого работника;

– использование бланков строгой отчетности;

– организация хранения ценностей;

– организация внутреннего аудита;

– организация службы информационной безопасности.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 259.