Учёт расчётов с поставщиками
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Расчётные операции организации с поставщиками складываются из расчётов за приобретаемые ценности и оказываемые услуги. Как правило, они ведутся безналичным порядком, т.е. посредством записей соответствующих сумм на банковских счетах, и осуществляются в обслуживающем банке через расчетный счет. Безналичные расчеты могут осуществляться как за счет имеющихся средств на расчетном счете, так и за счет средств кредитов банка в форме банковского перевода.

Банковский перевод – это последовательность операций, которые в соответствии с расчетными документами осуществляют банки. Банк – отправитель платежа осуществляет перевод денежных средств в банк получателя платежа в пользу лица, указанного в расчетных документах (бенефициара).

В зависимости от порядка поступления ценностей и расчета за них применяют различные формы расчетов. Под формой расчетов понимают совокупность способов осуществления платежей, порядок документооборота и оборота денежных средств между участниками расчетов и учреждениями банков.

Основными формами безналичных расчетов, осуществляемых организациями-плательщиками с поставщиками и подрядчиками, являются:

• акцептная;

• аккредитивная;

• расчетными чеками и чеками из лимитированных чековых книжек.

Акцептная форма расчетов

При акцептной форме расчетов поставка материальных ценностей (или оказание услуг) поставщиком предшествует оплате, т.е. оплата осуществляется по факту поставки материалов или оказания услуг. После получения ценностей плательщик обязан перечислить денежные средства на расчетный счет поставщика. Такая форма расчетов является наиболее льготной для покупателей, так как поставщик предоставляет покупателю своего рода беспроцентный кредит в товарной форме.

Поставщик, отгружая материальные ценности, выписывает сопроводительные документы: накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры либо счета. В зависимости от того, кто выступает инициатором платежа, расчет может быть кредитовым или дебетовым.

Если инициатором платежа выступает плательщик, банковские расчеты осуществляются кредитовыми переводами и оформляются платежным требованиями-поручениями или платежным поручением.

а) Расчет платежными требованиями-поручениями

Платежное требование-поручение – письменное требование поставщика или подрядчика (бенефициара) к получателю ценностей или услуг (плательщику) оплатить стоимость материальных ценностей или оказанных услуг, отраженных в сопроводительных документах, минуя обслуживающий банк.

Первый экземпляр платежного требования-поручения подписывается директором и главным бухгалтером поставщика (подрядчика) и заверяется печатью.

Платежное требование-поручение представляется непосредственно плательщику, минуя банки, обслуживающие их для акцепта. Акцептом называется согласие на оплату платежного требования-поручения, полученного от поставщика ценностей (бенефициара).

При отказе от акцепта необходимо документально мотивировать отказ и уведомить поставщика в определенные договором порядке и сроки. В случае необоснованного отказа на плательщика может быть наложен штраф (за просрочку платежа) в пользу поставщика.

Акцептованное платежное требование-поручение, т.е. подписанное плательщиком и заверенное оттиском печати на первом экземпляре, представляется в банк плательщика для осуществления расчета.

Основной недостаток такой формы заключается в том, что она не гарантирует своевременного платежа поставщику.

б) Расчет платежными поручениями

Платежное поручение – письменное распоряжение владельца счета о перечислении денежных сумм со своего счета на счет получателя.

Платежное поручение выписывается на специальном бланке и предъявляется в банк в течение 10 дней со дня выписки. Первый экземпляр подписывается должностными лицами организации и заверяется оттиском печати. При расчетах платежными поручениями документы совершают движение лишь в один конец, что существенно сокращает документооборот.

в) Расчет платежными требованиями

Если инициатором платежа выступает получатель платежа (бенефициар), банковские расчеты осуществляются дебетовыми переводами и оформляются платежным требованием.

Платежное требование – письменное требование получателя денежных средств (бенефициара) к плательщику об уплате денежной суммы за отгруженные материальные ценности или оказанные услуги (работы) через банк.

При такой форме расчетов покупатель (плательщик) осуществляет контроль над поставщиком, так как платежное требование исполняется банком на основании полученного от плательщика акцепта.

Акцепт (согласие на оплату) оформляется заявлением на акцепт, которое представляется в банк-отправитель (банк покупателя) в двух экземплярах. Первый экземпляр заявления на акцепт заверяется подписями должностных лиц и оттиском печати. Акцепт может быть предварительным или последующим.

Предварительный акцепт плательщики передают в банк до поступления платежного требования.

Последующий акцепт плательщики передают в банк после поступления в банк платежного требования для оплаты. При такой форме акцепта покупатель следит за поступающими в его адрес платежными требованиями и в случае поставки недоброкачественной, нестандартной продукции, несогласованной цены и т.д. может вовремя отказаться от оплаты. При отказе от акцепта необходимо документально мотивировать отказ и уведомить поставщика в определенные договором порядке и сроки. В случае необоснованного отказа на плательщика может быть наложен штраф в пользу поставщика.

Банк не рассматривает споров между поставщиками и покупателями по существу мотивов отказа от акцепта. Они рассматриваются в установленном порядке арбитражем.

Основной недостаток акцептной формы заключается в том, что она не гарантирует своевременного платежа поставщику.

Аккредитивная форма расчёта

Аккредитивная форма расчётов является наиболее жёсткой и применяется, как правило, к неаккуратным плательщикам или клиентам, не заслуживающим доверия. Эта форма расчётов предусматривает предварительную оплату материальных ценностей (работ или услуг). Передача ценностей поставщиком производится после поступления платежа или получения гарантии этого платежа в виде зарезервированных средств на специальном счете в банке.

Такая форма расчетов является наиболее выгодной для поставщиков и подрядчиков, так как обеспечивает им скорейшее получение денежных средств, а также дисциплинирует плательщиков, задерживающих платежи при акцептной форме оплаты. При расчетах с иногородними поставщиками организация также может использовать аккредитивную форму расчетов.

а) Расчет платежными поручениями

Если при аккредитивной форме расчетов инициатором платежа выступает плательщик, банковские расчеты осуществляются кредитовыми переводами и оформляются платежным поручениями.

Расчет платежными поручениями при аккредитивной форме расчетов предусматривает перечисление поставщику денежных средств за материальные ценности, работы, услуги в виде предоплаты в размере 100%. Платежное поручение – письменное распоряжение покупателя о перечислении денежных средств со своего счета на счет поставщика ценностей или подрядчика. Оно представляется в банк в трех экземплярах, первый из которых заверяется подписями должностных лиц и оттиском печати.

б) Расчет аккредитивами

Если при аккредитивной форме расчет осуществляется аккредитивами, то имеет место дебетовый перевод. Оформляется он заявлением на аккредитив.

Аккредитив открывается банком-эмитентом (банком плательщика) на основании договора, в котором предусмотрена такая форма расчета. Как правило, в договоре определяются условия аккредитива, а также вид аккредитива – отзывной, безотзывный, переводный и т.д.

Для расчетов с поставщиками по выставленным аккредитивам используется счет 55 «Специальные счета в банках», субсчет 55/1 «Аккредитивы». Этот субсчет открывается по поручению организации за счет ее средств или кредитов банка путем депонирования указанной суммы на специальном счете.

Депонирование средств гарантирует поставщику ценностей своевременный платеж за отгруженные товарно-материальные ценности и оказанные услуги. Средства с аккредитива перечисляются на расчетный счет поставщика на основе документов, подтверждающих отгрузку ценностей.

Расчет расчетными чеками

Для ускорения и удобства расчетов покупателя ТМЦ с поставщиком могут быть использованы так называемые лимитированные чековые книжки. Денежные средства перечисляются на указанные чековые книжки либо с расчетного счета предприятия, либо за счет кредитов банка. Чековые книжки называются лимитированными, так как с помощью чеков из указанной книжки можно рассчитаться в пределах сумм, перечисленных на данную книжку, т.е. своего рода установлен лимит.

При расчётах расчётными чеками лимитированные чековые книжки приобретают за счёт собственных средств или кредита банка. При приобретении чековой книжки необходимая сумма средств в размере лимита бронируются для оплаты чеков.

Чек очень удобен для расчетов в тех случаях, когда плательщик боится отдать деньги до того, как получит товар, а постав-шик боится отдать товар до получения гарантий платежа. Иметь чековую книжку удобно при поездках в командировку, когда изначально не известен продавец.

При расчетах чеками следует помнить, что чек должен быть плачен в полной сумме, на которую выписан, без комиссии.

Организация, принимающая чек, обязана убедиться в том, что:

– сумма денежных средств, указанная в чеке, не превышает предельной суммы, обозначенной на его оборотной стороне и в чековой карточке;

– номер счета чекодателя, проставленный в чеке, соответствует указанному в чековой карточке;

– подпись чекодателя, проставленная в чеке в момент его заполнения, идентична подписи, проставленной в чековой карточке.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 239.