Тема 1. Введение в курс экономической истории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Предисловие. 6

Программа курса "Экономическая история"……………………………..….7

Учебно-методическое обеспечение изучения дисциплины «Экономическая история» 16

Тема 1. Введение в курс экономической истории. 16

1. Предмет и задачи курса экономической истории. 16

2. Периодизация экономической истории. 18

Часть I. Экономическая история ведущих стран мира. 23

Тема 2. Хозяйственные формы экономики Древнего мира. 23

1. Основные этапы эволюции первобытного общества. 23

2. Фазы эволюции и варианты развития рабовладельчества. 24

3. Причины гибели рабовладельческой системы.. 26

Тема 3. Становление и развитие феодальной системы хозяйства. 28

1. Основные черты и периодизация феодального хозяйства. 28

2. Средневековые города в Европе. 29

Тема 4. Мануфактурный период мировой экономики. 32

1. Предпосылки и последствия Великих географических открытий. 32

2. Разложение феодальных отношений. Развитие мануфактурного производства 33

Тема 5. Эпоха перехода к индустриальному обществу. 36

(конец XVIII-II половина XIX в.) 36

1. Экономика Англии в ХУШ-Х1Х вв. 36

2. Экономическое развитие Франции. 38

3. Экономическое развитие Германии в эпоху промышленного капитализма. 40

Тема 6. Хозяйство ведущих стран мира в последней трети ХIХ - начале ХХ века 43

1. Прогресс мировой науки, техники и технологии производства. 43

2. Экономический рост США и Германии. 44

3. Основные факторы промышленного отставания Англии и Франции. 46

Тема 7. Хозяйство ведущих стран мира в межвоенный период. 48

1. Экономические последствия Первой мировой войны для ведущих стран мира 48

2. Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. и экономические причины Второй мировой войны.. 49

Тема 8. Хозяйство ведущих стран мира после Второй мировой войны.. 53

1. Экономические последствия Второй мировой войны для ведущих стран мира 53

2. Динамика и структурные изменения хозяйственного развития во II половине ХХ века. Формирование трех центров экономического развития: США, Японии, стран Западной Европы.. 55

Тема 9. Общая характеристика экономики развивающихся стран. 59

1. Хозяйство стран с переходной экономикой. 59

2. Развивающиеся страны и новые индустриальные страны.. 60

Часть II. Экономическая история Украины.. 62

Тема 10. Хозяйство украинских земель в период с древнейших времен до V века н.э. 62

Тема 11. Развитие феодальной системы хозяйства на украинских землях (V-ХVI вв.) 64

1. Формы и характер землевладения в Киевской Руси. 64

Категории зависимого населения. 64

2. Города, ремесла, торговля и финансовая система в Киевской Руси. 65

3. Экономическое положение украинских земель во время феодальной раздробленности и литовско-польский период. 66

Тема 12. Хозяйство украинских земель в условиях господства феодальной системы (XVII-XVIII) 69

1. Экономические отношения в казацко-гетманский период. 69

2. Мануфактурный период украинской промышленности. 70

3. Развитие торговых отношений и формирование украинского национального рынка 71

Тема 13. Кризис феодально-крепостнической. 72

системы и развитие капиталистических отношений в XIX в. 72

1. Аграрные реформы середины XIX в. и их влияние на экономическое развитие Украины.. 72

2. Промышленный переворот в Восточной Украине и на западноукраинских землях 73

3. Финансовая политика. 74

Тема 14. Экономическое развитие Украины в конце XIX - начале XX вв. 76

1. Столыпинская аграрная реформа и ее проведение в Украине. 76

2. Индустриализация в Украине. 77

3. Развитие кооперативного движения. Финансовые и кредитные отношения. 78

Тема 15. Хозяйство Украины в межвоенный период. 79

1. Экономическая политика украинских правительств и большевиков. 79

2. Сталинская индустриализация и ее особенности в Украине. 81

3. Проведение коллективизации сельского хозяйства и ее последствия в Украине 82

Тема 16. Экономика Украины в годы Второй мировой войны и послевоенного восстановления (1939-1950 гг.) 84

1. Хозяйство Украины на первом этапе Второй мировой войны.. 84

2. Экономическое положение Украины в 1941-1944 гг. 85

3. Трудности послевоенного восстановления. 86

Тема 17. Хозяйственное развитие Украины в 1950-1980-е годы.. 88

1. Экономические реформы 50 - 60-х годов ХХ в. и их влияние на Украину. 88

2. Хозяйство Украины “периода застоя”. 90

3. Попытки экономических преобразований во второй половине 80-х годов и причины их неудач. 91

Тема 18. Экономика независимой Украины в 1990-е – начале 2000-х гг. 92

1. Социально-экономические реформы в первые годы независимости. 92

2. Экономическое положение государства во второй половине 1990-х – начале 2000 гг. 93

Перечень контрольных вопросов к зачету 96

Перечень контрольных вопросов к экзамену 98

Критерии оценки знаний. 101

Список литературы.. 103

 



Предисловие

 

Экономическая история - важная гуманитарная дисциплина, составляющая часть высшего экономического образования.

Экономическая история изучает хозяйственную деятельность человечества в историческом развитии, основные явления и процессы материального производства; экономическую политику ведущих государств мира и Украины; исследует общие закономерности экономической жизни, а также его особенности в отдельных странах. Изучая конкретные аспекты экономики, данная дисциплина помогает лучше понять современные хозяйственные проблемы, прогнозировать их решение. В пособии не только в хронологическом порядке изложен фактический материал, но приведен анализ общественно-экономических явлений, рассмотрены их позитивные и негативные характеристики.

На сегодняшний день экономическая история занимает определенное место в системе высшего образования развитых государств мира, став неотъемлемой частью подготовки не только экономистов, но и юристов, политологов, социологов.

Целью и задачей курса «Экономическая история» является изучение хозяйственной деятельности человечества в историческом аспекте, начиная с древнейших времен и по настоящий день.

Экономическая история способствует пониманию историко-экономических явлений, помогает познать особенности развития экономики отдельных стран, понять причины быстрого развития одних стран и отставания других в разные времена.

Данное пособие составлено в соответствии с программой курса «Экономическая история» для студентов высших учебных заведений.

В структуру пособия входят:

Ÿ программа курса «Экономическая история»;

Ÿ введение – тема 1;

Ÿ часть первая – восемь тем по всемирной экономической истории;

Ÿ часть вторая – девять тем по экономической истории Украины;

Ÿ целевые постановки по каждой из тем;

Ÿ вопросы для подготовки к семинарским занятиям;

Ÿ основные термины и понятия по каждой из тем;

Ÿ тематика рефератов;

Ÿ тестовые задания по каждой теме;

Ÿ вопросы по итоговому контролю знаний студентов;

Ÿ критерии оценки знаний;

Ÿ список рекомендованной литературы.


Ÿ Программа курса «Экономическая история»


Цели работы

1. Понять, что изучает экономическая история.

2. Определить задачи курса.

3. Охарактеризовать критерии периодизации курса экономической истории.

 

Вопросы к семинару

1. Что является предметом изучения экономической истории?

2. Методические особенности курса.

3. Значение предмета экономической истории.

4. Какое место занимает экономическая история в системе других экономических наук?

5. Каковы критерии периодизации курса экономической истории?

Термины и понятия

Предмет экономической истории, методы экономической истории, периодизация, историография, доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.



Тема реферата

«Роль экономической истории в формировании мировоззрения экономистов».

 

Тесты

1. Экономическая история как самостоятельная наука возникла:

а) в России в ХХ в.;

б) в Западной Европе во второй половине ХIХ в.;

в) в Восточной Европе в начале XVII в.

2. Экономическая история изучает:

а) развитие народного хозяйства в различных странах мира в разные эпохи;

б) историю экономической мысли;

в) общественные движения и партии;

г) деятельность народов различных стран во всех сферах и отраслях хозяйства.

3. Экономическая история тесно связана с такими экономическими науками как:

а) политэкономия;

б) экономика промышленности, торговли, труда;

в) общая гражданская история.

4. Наиболее существенным признаком, свойственным экономической истории, является:

а) метод абстракции;

б) принцип хронологической последовательности;

в) экономическое моделирование;

г) высокая степень точности.

5. Среди типов исторических источников можно выделить:

а) вещественные;

б) лингвистические;

в) этнографические;

г) материальные.

6. К устным источникам относятся:

а) исторические думы, легенды, были;

б) летописи;

в) дневники;

г) народные пословицы и поговорки.

7. К письменным источникам относятся:

а) монеты;

б) грамоты;

в) статистические данные;

г) протоколы.

8. Данные по истории развития языка – это:

а) письменные источники;

б) лингвистические источники;

в) этнографические источники;

г) устные источники.

9. Данные о характере и особенностях быта, культуры, обычаев того или иного народа – это:

а) письменные источники;

б) лингвистические источники;

в) этнографические источники;

г) устные источники.

10. Критерием периодизации экономической истории, предложенным русским историком-экономистом Л.И. Мечниковым, является:

а) история денег;

б) водные пути сообщения;

в) общественно-экономическая формация.

11. Критерием периодизации экономической истории, предложенным немецким экономистом К. Бюхером, является:

а) развитие культуры;

б) климатические условия;

в) меновая концепция.



Цели работы

1. Охарактеризовать хозяйство первобытной эпохи и первых цивилизаций, определить основные черты первобытного строя и хозяйства первых цивилизаций.

2. Определить значение и дать общую характеристику основным чертам первобытного строя, особенностям древневосточного и античного рабовладения.

 

Вопросы к семинару

1. Какие основные этапы эволюции первобытного общества можно выделить?

2. Фазы эволюции и вариации развития рабовладельчества.

3. В чем заключаются причины гибели рабовладельческой системы?

4. Зарождение антифеодальных отношений. Система колоната.

Термины и понятия

Первобытнообщинный строй, община, палеолит, мезолит, неолит, восточное рабство, античное рабство, колонат.

 

Темы рефератов

1. Экономическое положение Древнего Египта.

2. Экономика Древнего Вавилона.

3. Экономическое развитие Индии.

4. Хозяйство Древнего Китая.

5. Экономическое развитие Древней Греции.

6. Экономическое положение Древнего Рима.

 

Тесты

1. Вариантами развития рабовладельчества являются:

а) средиземноморское рабство;

б) восточное рабство;

в) северное рабство;

г) античное рабство.

2. Экономика восточного рабства характерна для:

а) Древней Индии;

б) Древнего Египта;

в) Древнего Рима;

г) Древней Греции.

3. Экономика античного рабства характерна для:

а) Древней Индии;

б) Вавилонского царства;

в) Древнего Рима;

г) Древней Греции.

4. Выберите характерные черты восточного рабства:

а) рабство носило патриархальный характер;

б) рабство было классическим;

в) использование рабского труда было всесторонним;

г) использование рабского труда было односторонним и непродуктивным.



Цели работы

1. Рассмотреть становление и развитие феодальной системы хозяйства.

2. Выявить особенности экономического развития ведущих стран Западной Европы: Англии, Франции, Германии.

3. Рассмотреть значение городов для экономического развития ведущих стран мира в период феодализма.

Вопросы к семинару

1. Основные черты и периодизация феодального хозяйства.

2. Формы землевладения и социально-экономические отношения в эпоху Средневековья.

3. Средневековые города. Развитие ремесла, торговли и денежной системы.

 

Термины и понятия

Феодализм, Аллод, бенефиций, феод, рента, отработочная рента (барщина), продуктовая рента (оброк), денежная рента, города, ремесло, цех, цеховая организация, национальные рынки.

 

Темы рефератов

1. Экономическое развитие Англии, Германии, Франции в период феодализма.

2. Европейская торговля в Средние века: основные пути, районы и значение для развития национальной экономики.

 

Тесты

1.В основе средневекового хозяйства лежала:

а) собственность феодалов на землю;

б) собственность феодалов на имения;

в) частичная собственность на закрепощенных крестьян.

2. Основными причинами образования средневековых городов были:

а) развитие промыслов;

б) развитие торговли;

в) отделение ремесла от земледелия.

3. Какие формы феодальной ренты известны:

а) отработочная, продуктовая, денежная;

б) побор, оброк, панщина;

в) натуральная, монопольная, крестьянская.

4. Объединение ремесленников одной или нескольких профессий называется:

а) мануфактура;

б) цех;

в) фабрика.

5) В какой стране феодальные отношения продолжались с Х в. по ХУ в.:

а) Франции;

б) Англии;

в) Германии?

6) В какой стране феодализм просуществовал до Х1Х в:

а) Германии;

б) Франции;

в) Англии?



Цели работы

1. Показать значение Великих географических открытий, определить их причины и последствия.

2. Раскрыть сущность первоначального накопления капитала, отразив особенности этого процесса в ведущих странах мира.

3. Выявить причины разложения феодальных отношений.

4. Показать роль мануфактурного периода для мировой экономики.

 

Вопросы к семинару

1. Великие географические открытия и их экономические последствия.

2. Первоначальное накопление капитала и особенности этого процесса в ведущих странах мира.

3. Разложение феодальных отношений.

4. Становление и развитие мануфактурного производства.

Термины и понятия

Великие географические открытия, «революция цен», процесс первоначального накопления капитала, огораживание, мануфактура.

 

Темы рефератов

1. Становление мирового рыночного хозяйства.

2. Особенности мануфактурного производства Англии, Франции, Германии.

З. Развитие мануфактур Голландии.

4. Значение мануфактурного периода в истории человечества.

 

Тесты

1. Основные причины Великих географических открытий:

а) поиск новых торговых путей;

б) острая нехватка золота и серебра;

в) материально-технические открытия;

 г) все вышеперечисленное.

2. Первоначальное накопление капитала в Голландии связано с:

а) развитием торговых отношений;

б) аграрным переворотом;

в) высокими налогами.

3. Мануфактура – это предприятие, основанное на:

а) разделении труда;

б) принудительном труде;

в) ремесленной технике.

4. Инициаторами первых открытий были:

а) японские и китайские путешественники;

б) португальские и испанские мореплаватели;

в) английские и немецкие исследователи.

5 Первоначальное накопление капитала во Франции связано с:

а) развитием торговых отношений;

б) аграрным переворотом;

в) высокими налогами.

6 Процесс первоначального накопления капитала в Англии связан с:

а) развитием торговых отношений;

б) аграрным переворотом;

в) высокими налогами.

7. Какое значение имели Великие географические открытия:

а) возникли связи между самыми отдаленными областями, регионами;

б) возникли феодальные отношения;

в) начала создаваться колониальная система?



Сельское хозяйство

В конце ХVIII в. сельское хозяйство обеспечивало потребности Англии в продуктах питания, но с конца ХVIII в. оно начало отставать от развития промышленности; продукты питания во все больших размерах стали ввозиться из-за границы. Нарушение торговых связей Англии во время войны с Наполеоном привело к резкому росту цен на хлеб, что вызвало увеличение зернового производства.

Согласно принятым в 1814 г. «хлебным законам» ввоз иностранного хлеба в Англию запрещался до тех пор, пока цена не превысит определенного уровня. Таким образом, под нажимом землевладельцев и фермеров Англия начала осуществлять не только промышленный, но и аграрный протекционизм.

Отмена «хлебных законов» означала ослабление протекционизма. В 50-е годы были отменены вообще всякие ограничения во внешней торговле, и Англия провозгласила экономическую политику фритредерства (свободы торговли). Расширение внешней торговли осуществлялось за счет колониальных стран, сырьевые ресурсы которых были немаловажным фактором промышленного развития Англии. В результате первоначального накопления капитала к середине ХУШ в. были созданы предпосылки для дальнейшего быстрого развития капитализма: созданы рынок рабочей силы, значительные накопления капитала, широкий внутренний рынок. Развитие мануфактуры достигло своей вершины, создав одновременно предпосылки для перехода к машинному производству: детальное разделение труда, специализацию инструментов, упрощение трудовых процессов.

В 60-е годы ХУШ в. в Англии начался промышленный переворот, т.е. процесс смены мануфактуры фабрикой. Сущность промышленного переворота характеризуется двумя особенностями:

1. Технической революцией, связанной с внедрением машинного производства и заменой им ручного труда;

2. Изменениями в социальной сфере, выражающимися в реальном подчинении труда капиталу, и возникновении двух основных классов капиталистического общества – буржуа и пролетариев.

Главным содержанием промышленного переворота является капиталистическая индустриализация. Она начинается в Англии с легкой промышленности, точнее, с хлопчатобумажной, как наиболее молодой.

Был изобретен ткацкий станок, заменивший ручной труд 40 ткачей (1785 г. – Эдмунд Картрайт).

Этим был завершен процесс создания машинной базы в текстильной промышленности. Машины постепенно внедряются в сукноделие, полотняное и шелкоткацкое производство.

Подлинный переворот начался с изобретением Уаттом в 1784 г. паровой машины, ставшей универсальным двигателем, который применяется в различных отраслях промышленности и, в первую очередь, в текстильной. Появление паровой машины вызвало быстрое развитие угледобычи и металлургии.

Транспортная проблема начала решаться только со строительством железных дорог, появлением парового, речного и морского транспорта. Первая железная дорога (61 км.) была построена в 1825 г.

Завершился промышленный переворот изобретением ряда простейших станков (токарного, строгального). С этого времени машины стали производиться машинами, а не вручную.

В результате промышленного переворота в Англии была создана адекватная капитализму машинная база и окончательно победил капиталистический способ производства.

 

Цели работы

1. Раскрыть эпоху перехода к индустриальному обществу.

2. Показать особенности развития капитализма в сельском хозяйстве.

3. Выявить предпосылки промышленных переворотов.

 

Вопросы к семинару

1. Особенности развития капитализма в сельском хозяйстве в Европейских странах.

2. Особенности развития капитализма в США.

3. Предпосылки промышленной революции.

4. Промышленные перевороты в Англии, Франции, Германии, США.



Термины и понятия

Капитализм, «прусский путь» развития капитализма в сельском хозяйстве, «американский путь» развития капитализма в сельском хозяйстве, политика фритредерства, политика протекционизма, промышленная революция, промышленный переворот.

 

Темы рефератов

1. Промышленный переворот в Англии.

2. Особенности промышленного переворота во Франции, Германии.

3. Промышленный переворот в США.

 

Задание для самостоятельной работы

Составить сравнительную таблицу о прохождении промышленного переворота в ведущих странах мира.

 

Тесты

1. В период промышленного переворота были созданы:

а) паровая машина;

б) линия по производству, переработке и передаче электроэнергии;

в) первый автомобиль;

г) началось строительство железных дорог.

2. Особенностью какой страны была рано начавшаяся специализация сельского хозяйства:

а) Франции;

б) Англии;

в) Германии.

3) «Прусский» путь развития капитализма в сельском хозяйстве заключался:

а) в передаче крестьянам земли без выкупа;

б) крестьяне должны были выкупать земли или оставлять помещикам часть земли;

в) в образовании свободных мелкоземельных крестьянских владений.

4. «Американский» путь развития капитализма в сельском хозяйстве заключался в:

а) передаче крестьянам земли без выкупа;

б) крестьяне должны были выкупать земли или оставлять помещикам часть земли;

в) специализации сельского хозяйства.

5. Политика фритредерства – это:

а) государственная политика, направленная на свободные торговые отношения;

б) государственная политика, направленная на защиту национального производителя;

в) государственная политика невмешательства в экономику.

6. Политика протекционизма – это:

а) государственная политика, направленная на свободные торговые отношения;

б) государственная политика, направленная на защиту национального производителя;

в) государственная политика невмешательства в экономику.



Цели работы

1. Раскрыть значение прогресса мировой науки, техники и технологии производства.

2. Охарактеризовать положение Англии на рубеже ХIХ-ХХ вв., выявить причины утраты мирового первенства.

3. Рассмотреть положение Франции в к. XIX - н. XX вв., выявить причины промышленного отставания.

4. Объяснить причины быстрого экономического подъема Германии.

5. Выявить экономические причины Первой мировой войны.

 

Вопросы к семинару

1. Научно-технические открытия к. XIX - н. XX вв. и их влияние на экономическое развитие мира.

2. Индустриализация в США (к. XIX - н. XX вв.).

3. Экономический рост Германии в к. XIX - н. XX вв.

4. Экономическое развитие Англии в к. XIX - н. XX вв.

5. Экономическое развитие Франции в к. XIX - н. XX вв.

 

Термины и понятия:

Эпоха индустриализации, научно-техническая революция, монополия, картель, синдикат, трест, концерн, международное разделение труда, мировой рынок, международная торговля, международные миграционные процессы.

 

Темы рефератов

Международные экономические отношения в XIX - н. XX в.в.

 

Тесты

1. После завершения промышленного переворота развитые страны вступили в эпоху:

а) первоначального накопления капитала;

б) индустриализации;

в) милитаризации.

2. Какие новые отрасли появились в к. ХIХ – н. ХХ вв.:

а) автомобильная;

б) кораблестроение;

в) электротехническая;

г) машиностроение.

3. Главная причина экономической отсталости Франции в к. ХIХ – н. ХХ вв.:

а) военные выплаты;

б) внутренняя политика государства;

в) модернизации техники.

4. Во время индустриализации происходит:

а) концентрация производства;

б) возникновение новых отраслей;

в) усиление роли государства в экономике.

5. Экономическому росту США в к. ХIХ – н. ХХ вв. способствовало:

а) увеличение земель;

б) внешняя политика государства;

в) милитаризация промышленности.

6. Главная причина экономической отсталости Англии в к. ХIХ – н. ХХ вв.:

а) большое количество колоний;

б) физическое и моральное старение техники;

в) военные выплаты.

7. Экономическому росту Германии в к. ХIХ – н. ХХ вв. способствовало:

а) увеличение колоний;

б) ликвидация феодальной раздробленности;

в) применение новейших достижений НТП.

8. Важнейшими изобретениями в период индустриализации были:

а) изобретение электролампы;

б) изобретение паровых двигателей;

в) изобретение двигателей внутреннего сгорания;

г) строительство железных дорог.



Цель работы

1. Рассмотреть экономические причины и последствия Первой мировой войны для ведущих стран мира.

2. Выявить причины мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. и его особенности в США, Германии, Англии, Франции.

3. Охарактеризовать положение ведущих стран мира накануне Второй мировой войны.

 

Вопросы к семинару

1. Экономические последствия Второй мировой войны.

2. План Даэуса и его последствия.

3. Хозяйство развитых стран в 20-е годы XX в.

4. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

 

Термины и понятия

Первая мировая война, план Даэуса, план Юнга, мировой экономический кризис, «Новый курс» Рузвельта, макроэкономика, кейнсианство, милитаризация экономики.

 

Темы рефератов

1. Хозяйство развитых стран мира в 1920-е гг.

2. Причины и последствия Мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. в ведущих странах мира.

 

Тесты

1. Причины, которые привели к первой мировой войне:

а) мировой экономический кризис;

б) недовольство Германии разделением сфер влияния между странами;

в) соотношение сил на мировой арене обострило противоречия

2) Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. начался с:

а) спада торговли;

б) резкого падения цен на акции на Нью-йоркской фондовой бирже;

в) роста безработицы в Лондоне.

3) С какой страны начался Мировой экономический кризис:

а) Германии;

б) США;

в) одновременно в Англии и Франции?



Цели работы

1. Охарактеризовать экономику ведущих стран мира в годы Второй мировой войны.

2. Показать роль плана Маршалла для восстановления хозяйства.

3. Выявить динамику и структурные изменения мирового хозяйственного развития во второй половине ХХ века.

 

Вопросы к семинару

1. Экономика ведущих стран в годы Второй мировой войны.

2. Предпосылки и последствия ускоренного развития Германии и Японии.

3. Динамика и структурные изменения мирового хозяйственного развития 2 пол. XX в.

 

Термины и понятия

Вторая мировая война, план Маршалла, научно-технический прогресс, постиндустриальное общество, Европейский Союз, господствующие центры мирового развития, «Общий рынок».

 

Темы рефератов

1. Роль плана Маршалла.

2. «Общий рынок» - Европейский Союз.



Тесты

1. Последствия Второй мировой войны:

а) ослабление экономики США;

б) замедление темпов научно-технического прогресса;

в) уничтожение индустриальных хозяйств.

2. Какие центры стали итогом экономического развития
в к. ХХ в.:

а) США;

б) Китай;

в) Япония;

г) страны Европейского Союза;

д) страны Африки?

3. Последствия Второй мировой войны:

а) уничтожение, демонтаж индустриальных хозяйств;

б) замедление темпов научно-технического прогресса;

в) ослабление экономики США.




Темы рефератов

1. Интеграция и экономическое соперничество в современном мире.

2. Экономическое развитие новых индустриальных стран.



Цель работы

1 . Охарактеризовать основные черты хозяйства первобытных племен.

2. Рассмотреть хозяйство скифов.

3 . Показать экономическое развитие восточнославянских племен.

 

Вопросы к семинару

1. Основные черты хозяйства первобытных племен. Трипольская культура.

2. Хозяйство скифов и античных городов-государств украинского Причерноморья.

3. Экономическое развитие восточнославянских племен.

 

Термины и понятия

Палеолит, мезолит, неолит, трипольская культура, бронзовый век, железный век, скифы, античные города-государства, Боспорское царство, киммерийцы, анты, греческие города-полисы.

 

Темы рефератов

1. Хозяйство украинских земель в доисторическое время.

2. Роль греческих городов-полисов для украинских земель.

Цель работы

Рассмотреть и охарактеризовать развитие феодальной системы на украинских землях в V-XVI вв.

 

Вопросы к семинару

1. Формы и характер землевладения в Киевском государстве. Категории зависимого населения.

2. Города, ремесла, торговля в Киевской Руси.

3. Экономическое положение украинских земель в литовско-польский период.

 

Термины и понятия

Вервь, смерды, закупы, рядовичи, холопы, изгои, Киевская Русь, феодализм, гривна, дань, уроки, погосты, дым, рало, магнаты, базары, торги, ярмарки.

Темы рефератов

1. Хозяйство украинских земель в период раздробленности и монголо-татарского ига (XII - середина XIV в.).

2. Хозяйственное развитие Галицко-Волынских земель.

 

Тесты

1. Выберите наиболее распространенные формы землевладения в Киевской Руси:

а) монастырское;

б) княжеское;

в) казацкое;

г) дворянское.

2. Смерды – это:

а) зависимые крестьяне;

б) крестьяне, не имеющие своего хозяйства;

в) свободные крестьяне, имеющие хозяйство.

3. Люди без общественного положения, которые вышли из одной социальной группы, но не вошли в другую, в Киевской Руси назывались:

а) смерды;

б) изгои;

в) холопы.

4. Наиболее зависимое положение в Киевской Руси было у:

а) холопов;

б) рядовичей;

в) закупов.

5.Что послужило причиной образования городов в Киевской Руси:

а) отделение ремесла от земледелия;

б) развитие торговли;

в) насильственное переселение крестьян.

6) Как назывались серебряные деньги в Киевской Руси:

а) червонец;

б) гривна;

в) дукат;

г) рубль.

6. Налоговая система в Киевской Руси была основана на следующих налогах:

а) погост;

б) рало;

в) дым;

г) побор.

7. Место сбора налогов в Киевской Руси называлось:

а) погост;

б) рало;

в) дым;

г) побор.

Вопросы к семинару

1. Эволюция аграрных отношений в казацко-гетманский период.

2. Мануфактурный период украинской промышленности.

3. Внутренняя и внешняя торговля.



Термины и понятия

Национально-освободительная революция, землевладения фермерского типа, шляхта, крепостное право, магдебургское право, мануфактуры, контрактные ярмарки, постоянная торговля, аукционная торговля, чумаки, национальный рынок, побор, подымное, стация, показенщина, казачество, Запорожская Сечь, зимовник, хутор.

 

Темы рефератов

1. Хозяйство Запорожской Сечи.

2. Формирование украинского национального рынка.



Финансовая политика

Главным источником бюджетных доходов царской России в первой половине XIX в. были оброчный и подушный налоги с крестьян, таможенные сборы, налоги с капиталов и торговых оборотов, незначительные налоговые сборы с дворян. В структуре доходов снизилось значение налога с души и оброка, и возросла роль косвенного налогообложения.

Расходная часть бюджета в значительной степени была неэффективной. Большинство затрат приходилось на военное и морское министерства, более 10% бюджета уходило на содержание двора, а также бумажных денег.

В таких условиях российское правительство было вынуждено провести финансовую реформу. Она была реализована в 1839-1843 гг. министром финансов России Э.Канкриным. Ее проводили через изъятие ассигнации и введение твердой валюты в виде разменных на серебро государственных кредитных билетов.

Но в связи с ростом государственных (особенно военных) расходов царское правительство опять прибегло к эмиссии новых кредитных билетов, которые начали обесцениваться.

Т.е. хозяйственное развитие Украины в XIX в. в значительной мере определялось ее колониальным положением. Украинская экономика, несмотря на существенные изменения во второй половине XIX в. оставалась аграрно-индустриальной.

 

Цель работы

1. Выявить причины, которые привели к разложению феодально-крепостнической системы.

2. Охарактеризовать развитие капиталистических отношений в XIX в.



Вопросы к семинару

1. Аграрная реформа 1848 г. в Австрийской империи и в Западной Украине.

2. Крестьянская реформа 1861г. в России и ее осуществление в Украине.

3. Промышленный переворот в Восточной Украине.

 

Термины и понятия

Промышленный переворот, аграрная реформа, крестьянская реформа, финансовая реформа 1839-1843 гг.

 

Темы рефератов

1. Промышленное развитие западноукраинских земель.

2. Финансовая политика.

 

Тесты

1. Предприятия, на которых частично применялся механизированный труд, хотя преобладал ручной, называются:

а) ремесленные;

б) мануфактуры;

в) фабрики.

2. Мануфактурное производство было наиболее развито в Украине:

а) в ХV веке;

б) в ХVII веке;

в) в Х1Х веке.

3. Когда произошла отмена крепостного права:

а) в 1768 г.;

б) в 1861 г.;

в) в 1910 г.

 

В ноябре 1906 г. вышел указ, который упразднял обязательные “земельные общины” и давал каждому крестьянину право требовать выхода из общины и выделения ему земли на одном участке, который получил название “отруб”, а если крестьяне переносили туда свои участки - “хутор”. К тому же, существенным дополнением столыпинского указа, была помощь фермерам через Крестьянский банк, в котором крестьяне могли брать кредиты для покупки земель. Еще одно важное направление реформы - переселение крестьян в Сибирь, за Урал и на Дальний Восток из густозаселенных регионов (было переселено более 2 млн. крестьян ).

В целом, столыпинская аграрная реформа имела успех в Украине. Ей воспользовались, в первую очередь, крестьяне, которые хотели и умели хозяйствовать. Реформа ускорила переход украинского села на индустриальную основу, создала благоприятные условия для развития частного крестьянского землевладения, стимулировала развитие аграрных мероприятий. Производительность сельского хозяйства в 1909-1913 гг. выросла в полтора раза, но модернизация техники в украинских селах осуществлялась медленнее, чем в странах Западной Европы, и была прервана войной 1914 года.

 

Индустриализация в Украине

 

В течение 1860-80-х гг. в Восточной Украине закончился промышленный переворот. Характерным признаком этого было повсеместное использование в производстве паровых двигателей, механизмов, станков. Основным промышленным топливом стал каменный уголь. С этого времени активно используются в производстве достижения науки и техники.

Процесс монополизации происходил в начале XX века. Вследствие экономического кризиса 1900-1903 гг. обанкротились сотни мелких и слабых предприятий, вместо них возникли крупные монополистические объединения: ”Продмет”, ”Продвагон”, ”Продуголь” и т. д.

Практически все отрасли были монополизированы. По уровню концентрации промышленного производства Украина в начале XX в. вышла на одно из первых мест в мире. Но промышленный рост был однобоким и неравномерным.

Политика ценообразования, проводимая Российской империей, создавала ситуацию, когда стоимость готовых российских товаров была очень высокой, в то время как цены на украинское сырье были очень низкими. Вследствие этого российские производители готовых товаров имели гораздо большую прибыль, чем компании по переработке угля и железной руды в Украине. Так украинскую экономику лишали потенциальной прибыли и вынуждали служить интересам российского центра империи. Т. о., несмотря на высокие темпы индустриализации в Украине завершить ее до начала Первой мировой войны не удалось.

 

Цель работы

Охарактеризовать экономическое развитие украинских земель на рубеже ХIХ- ХХ вв.

 

Вопросы к семинару

1. Изменения в сельском хозяйстве. Аграрные реформы 1848г. и 1861г.

2. Индустриализация в Украине в конце Х1Х - начале ХХ века.

3. Зарождение и развитие кооперативного движения.

4. Финансово-кредитная система Украины в конце Х1Х - начале ХХ века.

 

Термины и понятия

Индустриализация, монополистические объединения, столыпинская аграрная реформа, кооперативное движение, кредитные общества, кредитная кооперация, производственная кооперация.

 

Темы рефератов

1. Влияние столыпинской аграрной реформы на экономику украинских земель.

2. Особенности промышленного развития начала XX столетия в Восточной и Западной Украине.



Цель работы

Дать характеристику экономическому положению украинских земель в межвоенный период.

 

Вопросы к семинару:

1. Экономическая политика украинского правительства эпохи национально-освободительной революции (1917-1919 гг.).

2. Экономические эксперименты большевиков в Украине: «военный коммунизм» и нэп.

3. Сталинская индустриализация в Украине: прохождение, особенности, последствия.

4. Коллективизация сельского хозяйства и ее последствия в Украине.

 

Термины и понятия:

Национально-освободительная революция, Центральная Рада, Гетманат, Директория, военный коммунизм, нэп, сталинская индустриализация, пятилетки, коллективизация, голодомор, мировой экономический кризис.

 

Темы рефератов

1. Причины и последствия голодомора 1932-1933 г.г. в Украине.

2. Экономическое развитие западноукраинских земель в 20-30-х годах.

 

Тесты

1. После первой мировой войны какое из правящих правительств провозгласило отмену частной собственности на территории Украины:

а) гетманат;

б) царское самодержавие;

в) Центральная Рада;

г) Директория?

2. Какие меры принимались большевиками при проведении политики «военного коммунизма»:

а) приватизация;

б) национализация;

в) введение денежного обращения;

г) экспроприация продовольственных товаров?

3. В ходе проведения новой экономической политики были предприняты меры:

а) разрешена частная собственность;

б) продразверстка;

в) продналог;

г) введение хозрасчета на предприятиях.

4. К каким последствиям привела коллективизация:

а) подъему сельского хозяйства;

б) голодомору;

в) недовольству большевиками?

5. Индустриализация – это:

а) развитие торговли;

б) развитие промышленности;

в) развитие сельского хозяйства.



Цель работы

1. Охарактеризовать положение украинских земель в годы Второй мировой войны, выявить экономические последствия войны для страны.

2. Показать восстановление народного хозяйства Украины в 1945-
1950 гг.

 


Вопросы к семинару

1. Положение Украины на первом этапе Второй мировой войны.

2. Экономическое положение Украины в 1941-1944 гг.

3. Трудности послевоенного строительства.

Термины и понятия

Коллективизация, репрессии, фашистский режим, тактика «сожженной земли», послевоенное строительство, завершение индустриализации.

Темы рефератов

1. Экономические последствия войны для Украины.

2. Восстановление народного хозяйства Украины.

3. Голод 1946-1947 гг. и его последствия.

 

Тесты

1. Вторая мировая война на украинских землях началась в:

а) 1939 году;

б) 1942 году;

в) 1941 году.

2. К каким последствиям привела Вторая мировая война:

а) мировой экономический кризис;

б) падение жизненного уровня населения;

в) индустриализация?

3) Что из элементов советской власти оставили фашисты, придя к власти:

а) колхозы;

б) милиция;

в) централизованное планирование?

4. За счет каких ресурсов восстанавливалось хозяйство Украины после войны:

а) финансирование европейских стран;

б) план Маршалла;

в) труд населения страны?


Тема 17. Хозяйственное развитие Украины
в 1950-1980-е годы

1. Экономические реформы 50 - 60-х годов ХХ в.
и их влияние на Украину

 

В 50-х – первой половине 60-х годов основные направления экономической политики в Украине оставались практически неизменными. Но после смерти Сталина были предприняты попытки пересмотреть некоторые аспекты экономической политики, не затрагивая при этом основ тоталитарного общества.

В первую очередь была начата реорганизация управления промышленностью. Вместо старой вертикально-министерской системы в 1957 г. Н.С.Хрущёв ввёл новую территориально-горизонтальную систему управления, основанную на советах народного хозяйства (совнархозы) При этом сохранялся Госплан. На территории Украины было создано 11 совнархозов. Это привело к оживлению деятельности заводов. Внутренний рынок наполнился телевизорами, радиоприёмниками, стиральными машинами, холодильниками и другими товарами. Наблюдался рост темпов промышленной продукции.

Но реформы Н.С. Хрущёва носили половинчатый характер, т.к. при существующей командно-административной системе нельзя было существенно улучшить экономическое положение.

Вместе с экспериментами в промышленности, Хрущёв занялся реформированием сельского хозяйства. Были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, увеличено финансирование аграрного сектора. Вместе с этим, Хрущёв решил внедрить в СССР некоторые достижения американских фермеров. Колхозам приказали увеличить посевы кукурузы, гороха, что должно было увеличить уровень кормовой базы животноводства. Эти культуры засеивали даже на пшеничных полях, в областях, не пригодных для них (например, в Архангельской).

Это экспериментирование привело к кризису в сельском хозяйстве. В 1962 г. СССР впервые был вынужден закупить зерно за границей.

В 1965 г. к власти пришло руководство, возглавляемое
Л. Брежневым. В этот период начались экономические реформы, отождествляемые с именем О. Косыгина.

Реформа должна была обеспечить преодоление таких негативных явлений экономики, как увеличение потребности в капиталовложениях, незавершённое строительство, массовый выпуск товаров, не имеющих сбыта, диспропорция в развитии отраслей хозяйства. Первый этап реформы принёс позитивные результаты: оживилось сельскохозяйственное производство, улучшилось обеспечение городов продовольствием.

Но в начале 1970-х годов темпы реформ начали постепенно снижаться. Советское руководство постепенно отказалось от реформ. Наступили “золотые годы стабильности”.

Причины неудач экономических реформ 50-60-х годов лежат в основе тоталитарной экономики. Экономическое реформирование не могло принести успех без политических изменений, демократизации и без реальной экономической самостоятельности республик.

2. Хозяйство Украины “периода застоя”

 

В середине 1970-х годов советская экономика полностью утратила присущий для 50-60 годов динамизм, развиваясь только экстенсивными методами. Это крайне негативно сказалось, в первую очередь, на Украине, природные и трудовые ресурсы которой были ограничены, и развитие которой требовало интенсификации общественного производства. Республиканская экономика стала заложницей стратегии центра.

Традиционно развитые индустриальные отрасли экономики республики быстро приходили в упадок из-за недостатка новых технологии, становились нерентабельными, качество их продукции постоянно снижалось.

В Украине, на которую приходилось 2,6 % территории Советского Союза, было построено 40 % атомных энергоблоков СССР.

Основой советской экономики был топливно-энергетический и военно-промышленный комплекс. В середине 70-х объём ВПК составлял более 60%. В этот период в Украине требовались перемены с целью дальнейшего развития экономики: внедрения новых технологий, интенсификации использования трудовых ресурсов, переориентации структуры производства на высокотехнологические циклы и т.д. Все эти элементы либо отсутствовали в экономических планах центра, или имели декларативный характер.

Таким образом, названный период стал временем замедления экономического развития. Темпы промышленного производства постоянно снижались. Аналогичной была ситуация и в аграрном секторе.

Соответственно изменялось и благосостояние народа. Происходил постоянный рост средней заработной платы. Но это повышение номинальной, а не реальной зарплаты.

Он не подкреплялся увеличением массы предлагаемых товаров и услуг. Количество денег на руках увеличивалось, но тратить их было всё сложнее из-за постоянного дефицита товаров.

Вследствие этого вырастали сбережения населения. Таким образом, в конце 70-х начале 80-х годов экономика Украины, как и всего Советского Союза, вошла в полосу всеобщего кризиса. Она была неэффективной, неконкурентоспособной, большинство попыток её оживить имели чисто административный или даже идеологически декларативный характер. Отсутствие рынка привело к отсутствию информации, которую доносит обществу система рыночных цен.

Для украинской экономики была характерна коррупция, взяточничество и.т.д.

Важной причиной кризиса советской экономики было существование политической системы, в которой одна партия полностью монополизировала право на власть.

 

3. Попытки экономических преобразований во второй половине 80-х годов и причины их неудач

 

К середине 1980-х годов кризис в СССР охватил все сферы жизни. Экономика не обеспечивала потребностей населения.

В апреле 1985 г. М. С. Горбачёв - генеральный секретарь ЦК КПСС, провозгласил об изменении экономической, социальной и внешней политики.

В ходе проведения экономических реформ можно выделить три этапа:

1. Реформа А. Аганбегяна (апрель 1985г.), сущность которой заключается в социально-экономическом ускорении развития страны на основе широкого внедрения достижений НТП, создании нового механизма хозяйствования.

2. Реформа Н. Рыжкова – Л. Абалкина (1987-1989гг.), сущностью которой были “самостоятельность”, “самофинансирование”, “самоокупаемость”.

3. Концепция перехода к регулируемой рыночной экономике (1990-1991гг.), сущностью которой было внедрение под контролем государства рыночных механизмов.

Попытки экономических реформ не имели положительных результатов.

Большой проблемой для украинской экономики стала чернобыльская трагедия 26.04.1986 г. Значительным этапом на пути к независимости было принятие Верховным Советом Украины 16 июля 1990 г. “Декларации о государственном суверенитете”. Логическим продолжением стал закон “Об экономической самостоятельности УССР”, принятый 2 августа 1990 г. В этот период продолжался спад производства, дефицит товаров усилился, 2 апреля 1991 г. в 2 раза выросли цены, падал жизненный уровень людей. Аналогичные процессы происходили на территории всего СССР. Стало очевидно, что империя исчерпала свои возможности, следовало провести существенные изменения и в политическом, и в экономическом ракурсе.

 





Цель работы

Охарактеризовать хозяйственное развитие Украины в условиях кризиса советской тоталитарной системы и способы ее модернизации.

Вопросы к семинару

1. Каковы причины и последствия реорганизации управления промышленностью в 50-е - н. 60-х гг.?

2. Как отразилась реформаторская деятельность Н.С. Хрущева на положение сельского хозяйства?

3. Определить основные направления развития хозяйства Украины во 2-й пол. 60-х - 80-х гг.

4. Назовите основные реформы во 2 пол. 80-х гг.

5. Каковы основные экономические причины распада СССР?

 

Термины и понятия

Советы народного хозяйства, реформы Н.С.Хрущева, «Косыгинские реформы», застойные явления, стагнация, реформы М.С. Горбачева, чернобыльская трагедия, декларация о государственном суверенитете Украины.

 

Темы рефератов

1. Косыгинские реформы в Украине.

2. Хозяйство Украины «периода застоя».

3. Хозяйство Украины на рубеже 1980-1990 гг.



Тесты

1. Какие реформы проводил Н.С. Хрущев:

а) реорганизация промышленности;

б) приватизация жилищного фонда;

в) реформирование сельского хозяйства;

г) введение в денежное обращение купонов?

2. Период 1970 – пер. половина 1980-х годов вошел в историю под названием:

а) период экономической активности;

б) период застоя;

в) перестройка;

г) период свободы слова.

3. Какие черты были характерны для экономики с 1985 по
1990 гг.:

а) структурный дисбаланс;

б) тяжелые последствия чернобыльской аварии;

в) экономическая свобода предпринимательства;

г) приватизация имущества государственных предприятий.

4. Акт независимости Украины был провозглашен:

а) 30 июня 1990 года;

б) 24 августа 1991 года;

в) 4 февраля 1989 года;

г) 28 мая 1992 года.


Перечень контрольных вопросов к зачету по дисциплине «Экономическая история»

 

1. Предмет и задачи экономической истории.

2. Критерии периодизации экономической истории.

3. Характеристика хозяйственной деятельности в условиях первобытнообщинного строя.

4. Основные черты экономического развития в условиях рабовладельческого общества. Экономические особенности в античном и восточном обществах.

5. Экономическая характеристика феодализма.

6. Формирование централизованных национальных государств в Западной Европе. Особенности экономического развития Франции, Англии, Германии.

7. Экономические причины и последствия Великих географических открытий.

8. Первоначальное накопление капитала и особенности этого процесса в ведущих странах мира: Англии, Нидерландах, Франции, Германии.

9. Разложение феодальных отношений Становление и развитие мануфактурного производства в Англии, Нидерландах, Франции, Германии.

10. Особенности развития капитализма в сельском хозяйстве (европейские страны, США).

11. Предпосылки промышленной революции. Промышленные перевороты в Англии, Франции, Германии, США.

12. Прогресс науки и техники во второй половине ХIХ в.

13. Экономика Англии и Франции на рубеже ХIХ-ХХ вв. Причины экономической отсталости.

14. Экономика США и Германии на рубеже ХIХ-ХХ вв. Причины быстрого экономического развития стран.

15. Экономические причины и последствия Первой мировой войны для США, Англии, Франции, Германии.

16. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и его особенности в ведущих странах мира.

17. Экономические причины и последствия Второй мировой войны для мировой экономики.

18. Формирование трех господствующих центров: США, Япония, страны Западной Европы.

19. Экономическая характеристика стран с переходной экономикой.

20. Социально-экономические проблемы развивающихся стран на современном этапе.

21. Хозяйство первобытных племен на территории Украины (от древнейших времен до V в. н.э.).

22. Экономическое развитие Киевской Руси.

23. Экономическое положение украинских земель в литовско-польский период.

24. Экономическое развитие Запорожской Сечи.

25. Мануфактурный период украинской промышленности
(ХVII-ХVIII вв.).

26. Внутренняя и внешняя торговля. Формирование украинского национального рынка (ХVII-ХVIII вв.).

27. Крестьянская реформа 1861 г. в России и ее проведение в Украине.

28. Экономическое развитие Украины в конце XIX - начале XX вв.

29. Столыпинская аграрная реформа и ее осуществление в Украине.

30. Влияние Первой мировой войны на экономику украинских земель.

31. Экономические эксперименты большевиков в Украине: «военный коммунизм» и нэп.

32. Сталинская индустриализация в Украине: осуществление, особенности, последствия.

33. Коллективизация сельского хозяйства и ее последствия в Украине. Голодомор 1932-1933 гг.

34. Экономика Украины в годы Второй мировой войны.

35. Трудности послевоенного восстановления в Украине.

36. Украины в условиях кризиса советской тоталитарной системы
(50-60 гг. XX в.).

37. Причины и формы застойных явлений в экономической жизни
70-х - первой половине 80-х гг. Украины.

38. Экономические реформы второй половины 80-х гг. в СССР и их проведение в Украине.

39. Проблемы социально-экономического реформирования украинской экономики в первые годы независимости.

40. Экономическое положение Украины во второй половине 90-х гг. XX века.


Перечень контрольных вопросов к экзамену по дисциплине «Экономическая история»

 

1. Предмет и задачи экономической истории.

2. Характеристика хозяйственной деятельности первобытного общества.

3. Критерии периодизации экономической истории.

4. Основные черты экономического развития в условиях рабовладельческого общества.

5. Фазы эволюции и варианты развития рабовладельчества (восточное античное рабство).

6. Экономическая характеристика феодализма.

7. Феодальные города, их возникновение и экономическая роль.

8. Формирование централизованных национальных государств в Западной Европе. Особенности экономического развития Франции, Англии, Германии.

9. Экономические причины и последствия Великих географических открытий.

10. Первоначальное накопление капитала, его источники, методы и результаты. Особенности этого процесса в ведущих странах мира – Англии, Нидерландах, Франции, Германии, США.

11. Разложение феодальных отношений, становление и развитие мануфактурного производства в Европе и США.

12. Особенности развития капитализма в сельском хозяйстве (европейских стран, США).

13. Предпосылки промышленной революции. Промышленный переворот в Англии.

14. Особенности промышленных переворотов во Франции, Германии, США.

15. «Прусский» и «американский» пути развития капитализма в сельском хозяйстве.

16. Прогресс науки и техники во второй половине XIX века.

17. Экономика Англии и Франции на рубеже XIX-XX вв. Причины экономической отросли.

18. Экономика США и Германии на рубеже XIX-XX вв. Причины быстрого экономического развития стран.

19. «Новые» индустриальные страны и причины их быстрого экономического роста.

20. Экономические причины Первой мировой войны.

21. Экономические последствия Первой мировой войны для США, Англии, Франции, Германии и ее роль в послевоенном развитии европейских стран.

22. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и ее особенности в ведущих странах мира.

23. Положение ведущих стран в мировом хозяйстве накануне Второй мировой войны.

24. Экономические последствия Второй мировой войны для мировой экономики.

25. Формирование трех центров мирового капитализма: США, Япония, стран Западной Европы.

26. «Общий рынок» - Европейский Союз.

27. Хозяйство стран с переходной экономикой.

28. Экономическая характеристика развития стран.

29. Новые индустриальные страны.

30. Новые явления в хозяйственной жизни республик, входящих в состав СССР. Особенности становления рыночных отношений.

31. Хозяйство первобытных племен на территории Украины. “от древнего времени до V в. н. э.

32. Социально-экономические предпосылки образования древнего государства.

33. Экономическое развитие Киевской Руси.

34. Возникновение казацких поселений, развитие городов, внутренних экономических связей и внешней торговли.

35. Экономическое развитие Запорожской Сечи.

36. Экономическая политика Украины в годы правления Б.Хмельницкого.

37. Мануфактурный период украинской промышленности. (XVII-XVIII вв).

38. Внутренняя и внешняя торговля. Формирование украинского национального рынка (XVII-XVIII вв).

39. Хозяйство Украины в XIX в.- промышленный переворот в Восточной Украине.

40. Крестьянская реформа 1861 г. в России и ее проведение в Украине.

41. Экономическое развитие Украины в конце XIX- начале XX вв.

42. Столыпинская аграрная реформа и ее осуществление в Украине.

43. Зарождение и развитие кооперативного движения.

44. Финансово-кредитная система в Украине (XIX - начало XX вв.).

45. Экономическая политика украинских правителей эпохи Национально-освободительной революции (1917-1919 гг.).

46. Экономические эксперименты большевиков в Украине: «военный коммунизм» и нэп.

47. Сталинская индустриализация в Украине: особенности, осуществление, последствия.

48. Коллективизация сельского хозяйства и ее последствия в Украине. Голодомор 1932-1933г.г.

49. Экономика Украины в годы Второй мировой войны.

50. Трудности послевоенного восстановления в Украине.

51. Украина в условиях кризиса тоталитарной системы (50-60 гг.
XX в.)

52. Причины и формы застойных явлений в экономической жизни 70-х – первой половины 1980-х гг. XX в.

53. Экономические реформы второй половины 1980-х гг. и причины их неудачи.

54. Проблемы социально-экономического реформирования украинской экономики в первые годы независимости.

55. Экономическое положение Украины во второй половине
1990-х – начале 2000 гг.

56. Экономика Крыма на современном этапе.

57. Проблемы «теневой экономики» в Украине.

58. Роль и место хозяйства Украины в мировом экономическом развитии.

59. Приватизация в Украине: необходимый этап в реформировании экономики.

60. Приватизация в АР Крым, ее задачи и особенности.


Критерии оценки знаний по дисциплине «Экономическая история»










Оценка «Отлично»

 

· Студент полностью освоил программный материал;

· Глубоко знает и самостоятельно излагает содержание вопросов, а также знает литературу по теме;

· Ответ построен на уровне самостоятельного мышления в знании вопроса и всей темы. Материал излагается логически последовательно и полно, с элементами творческого мышления;

· Студент умеет правильно применять знания к анализу современной действительности, может сравнить экономическое развитие ведущих стран мира и Украины в разные исторические периоды;

· Умеет самостоятельно делать общие выводы и анализировать, как влияли различные исторические события на экономические процессы.

 

Оценка «Хорошо»

 

· Студент проявил твердое знание программного материала и самостоятельность мышления;

· Показал знание предусмотренной программой литературы;

· Продемонстрировал умение применять свои знания к анализу современной действительности;

· Показал умение выделить главное, но не усвоил второстепенные вопросы.

 

Оценка «Удовлетворительно»

 

· Студент усвоил лишь основную часть программного материала;

· Знает лишь основное содержание рекомендованной литературы;

· Ответ студента строится на уровне репродуктивного мышления с нарушением логики изложения материала;

· Испытывает затруднения в применении знаний к анализу современных событий, а также затрудняется в сравнении экономики ведущих стран мира и Украины;

· Студент не может правильно ответить на дополнительные вопросы, связанные с материалом ответа.

 

УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Ректор – Узунов В.Н.

доктор экономических наук, профессор

Осуществляет обучение по специальностям:

- с присвоением квалификации магистр (обучение 1 год после получения образовательно - квалификационного уровня «бакалавр» по избранной специальности)

 

ü Финансы ü Экономика предприятий ü Маркетинг ü Менеджмент организаций ü Экономическая кибернетика

 

- с присвоением квалификаций специалист (обучение 1 год после получения образовательно-квалификационного уровня «бакалавр») и бакалавр (обучение 4 года для очного отделения и 4 года 6 месяцев для заочного на базе полного общего среднего образования)

 

ü Финансы ü Экономика предприятий

ü Управление трудовыми ресурсами

ü Учет и аудит ü Маркетинг
ü Банковское дело ü Экономическая кибернетика ü Экономическая теория
ü Менеджмент организаций ü Коммерческая деятельность ü Налогообложение

ü Переводчик иностранных языков (английский, немецкий, французский)

 

- обучение на факультете последипломной подготовки с присвоением квалификации специалист (2года 6месяцев на базе полного высшего образования неэкономического профиля и 1год 6месяцев на базе полного высшего экономического образования)

 

ü Финансы ü Банковское дело ü Учет и аудит
ü Экономика предприятий ü Экономическая кибернетика ü Интеллектуальная собственность

- с присвоением квалификации младший специалист (обучение 3 года для дневной формы обучения после 9 класса, 2 года для дневной формы обучения на основе полного общего среднего образования)

ü Финансы ü Банковское дело ü Биржевая деятельность

ü Бухгалтерский учет ü Экономика предприятий

ü Коммерческая деятельность

Выпускники – младшие специалисты – имеют право зачисления на 2 курс университета по избранной специальности без экзаменов. Выпускники, оканчивающие обучение с отличием имеют право зачисления на 3 курс университета.

Университет имеет III–IV уровень аккредитации с правом выдачи диплома государственного образца в соответствии с образовательно-квалификационным уровнем (Лицензия АА №626743 от 06.11.2003г.).

Учебная база – 12 этажный учебный корпус, два трехэтажных учебных здания, учебно-лабораторный комплекс, оснащенные современной компьютерной техникой, специализированной библиотекой, читальными залами. Студенты получают возможность пользоваться интернетом, электронной почтой. Плата за обучение доступная.

Для поступления абитуриент представляет следующие документы:

 

1. Документ о среднем образовании и его ксерокопию. 5. Автобиографию.
2. 6 фотографий размером 3х4 см. 6. Паспорт, его ксерокопию  (1-я, 2-я, 11-я страницы).
3. Ксерокопию идентификационного кода. 7. Медицинскую справку формы 86-У.
4. Приписное удостоверение для юношей дневной формы обучения. 8. Справку с места работы или копию трудовой книжки для заочного отделения.

 

Прием документов на все факультеты с 15 мая ежедневно
 с 9-00 до 16-30, кроме воскресенья.

Студентам дневного отделения на время обучения предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.

При университете функционируют:

· Открытый таврический колледж.

Осуществляет обучение с присвоением квалификации младший специалист по специальностям (с углубленным изучением приемов работы на компьютере):

 

ü Банковское дело ü Коммерческая деятельность

ü Биржевая деятельность

ü Бухгалтерский учет
ü Финансы

ü Программирование для ЭВТ и автоматизированных систем

ü Эксплуатация систем обработки информации и принятия решений

         

 

Обучение 3 года для дневной формы обучения после 9 класса, 2 года для дневной формы обучения на основе полного общего среднего образования. (Лицензия АА №902116 от 05.02.2004г.)

Также проводит профессиональную подготовку всех желающих по профессиям ü Оператор компьютерного набора, Оператор компьютерной верстки (обучение 1 год и 2 года). (Лицензия АА №190396 от 10.02.2004г.)

· Финансово – экономический лицей.

 Проводит обучение школьников 8–11 классов по программе общеобразовательной средней школы, с углубленным изучением компьютерной техники, иностранных языков, математики и экономики. (Лицензия АА №190401 от 30.03.2004г.)

· Малая математическая академия.

Проводит обучение школьников 10-11 классов школ г. Симферополя и Крыма по предметам: математика, информатика (обучение 5 месяцев).

Занятия проводятся 1 раз в неделю по субботам с 10-00 до 13-00. Начало занятий с 1 октября. Прошедшие обучение в ММА, зачисляются в Университет экономики и управления без экзаменов. Научный руководитель: Павлов Е.А., доктор физико-математических наук, профессор, академик МАН.

Адрес университета: 95021, г. Симферополь, ул. Крымской правды, 4 (проезд троллейбусами 5, 10, 11, остановка “Телезавод”)

Телефоны: (0652) 49-49-49 (секретарь), 49-49-17, 49-49-19(приемная комиссия), 49-49-27 (лицей), 49-49-20 (отдел кадров) 49-49-39, 49-49-29 (деканаты дневного и заочного отделения), 51-02-22, 51-02-20 (открытый таврический колледж)


Содержание

 

Предисловие. 6

Программа курса "Экономическая история"……………………………..….7

Учебно-методическое обеспечение изучения дисциплины «Экономическая история» 16

Тема 1. Введение в курс экономической истории. 16

1. Предмет и задачи курса экономической истории. 16

2. Периодизация экономической истории. 18

Часть I. Экономическая история ведущих стран мира. 23

Тема 2. Хозяйственные формы экономики Древнего мира. 23

1. Основные этапы эволюции первобытного общества. 23

2. Фазы эволюции и варианты развития рабовладельчества. 24

3. Причины гибели рабовладельческой системы.. 26

Тема 3. Становление и развитие феодальной системы хозяйства. 28

1. Основные черты и периодизация феодального хозяйства. 28

2. Средневековые города в Европе. 29

Тема 4. Мануфактурный период мировой экономики. 32

1. Предпосылки и последствия Великих географических открытий. 32

2. Разложение феодальных отношений. Развитие мануфактурного производства 33

Тема 5. Эпоха перехода к индустриальному обществу. 36

(конец XVIII-II половина XIX в.) 36

1. Экономика Англии в ХУШ-Х1Х вв. 36

2. Экономическое развитие Франции. 38

3. Экономическое развитие Германии в эпоху промышленного капитализма. 40

Тема 6. Хозяйство ведущих стран мира в последней трети ХIХ - начале ХХ века 43

1. Прогресс мировой науки, техники и технологии производства. 43

2. Экономический рост США и Германии. 44

3. Основные факторы промышленного отставания Англии и Франции. 46

Тема 7. Хозяйство ведущих стран мира в межвоенный период. 48

1. Экономические последствия Первой мировой войны для ведущих стран мира 48

2. Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. и экономические причины Второй мировой войны.. 49

Тема 8. Хозяйство ведущих стран мира после Второй мировой войны.. 53

1. Экономические последствия Второй мировой войны для ведущих стран мира 53

2. Динамика и структурные изменения хозяйственного развития во II половине ХХ века. Формирование трех центров экономического развития: США, Японии, стран Западной Европы.. 55

Тема 9. Общая характеристика экономики развивающихся стран. 59

1. Хозяйство стран с переходной экономикой. 59

2. Развивающиеся страны и новые индустриальные страны.. 60

Часть II. Экономическая история Украины.. 62

Тема 10. Хозяйство украинских земель в период с древнейших времен до V века н.э. 62

Тема 11. Развитие феодальной системы хозяйства на украинских землях (V-ХVI вв.) 64

1. Формы и характер землевладения в Киевской Руси. 64

Категории зависимого населения. 64

2. Города, ремесла, торговля и финансовая система в Киевской Руси. 65

3. Экономическое положение украинских земель во время феодальной раздробленности и литовско-польский период. 66

Тема 12. Хозяйство украинских земель в условиях господства феодальной системы (XVII-XVIII) 69

1. Экономические отношения в казацко-гетманский период. 69

2. Мануфактурный период украинской промышленности. 70

3. Развитие торговых отношений и формирование украинского национального рынка 71

Тема 13. Кризис феодально-крепостнической. 72

системы и развитие капиталистических отношений в XIX в. 72

1. Аграрные реформы середины XIX в. и их влияние на экономическое развитие Украины.. 72

2. Промышленный переворот в Восточной Украине и на западноукраинских землях 73

3. Финансовая политика. 74

Тема 14. Экономическое развитие Украины в конце XIX - начале XX вв. 76

1. Столыпинская аграрная реформа и ее проведение в Украине. 76

2. Индустриализация в Украине. 77

3. Развитие кооперативного движения. Финансовые и кредитные отношения. 78

Тема 15. Хозяйство Украины в межвоенный период. 79

1. Экономическая политика украинских правительств и большевиков. 79

2. Сталинская индустриализация и ее особенности в Украине. 81

3. Проведение коллективизации сельского хозяйства и ее последствия в Украине 82

Тема 16. Экономика Украины в годы Второй мировой войны и послевоенного восстановления (1939-1950 гг.) 84

1. Хозяйство Украины на первом этапе Второй мировой войны.. 84

2. Экономическое положение Украины в 1941-1944 гг. 85

3. Трудности послевоенного восстановления. 86

Тема 17. Хозяйственное развитие Украины в 1950-1980-е годы.. 88

1. Экономические реформы 50 - 60-х годов ХХ в. и их влияние на Украину. 88

2. Хозяйство Украины “периода застоя”. 90

3. Попытки экономических преобразований во второй половине 80-х годов и причины их неудач. 91

Тема 18. Экономика независимой Украины в 1990-е – начале 2000-х гг. 92

1. Социально-экономические реформы в первые годы независимости. 92

2. Экономическое положение государства во второй половине 1990-х – начале 2000 гг. 93

Перечень контрольных вопросов к зачету 96

Перечень контрольных вопросов к экзамену 98

Критерии оценки знаний. 101

Список литературы.. 103

 



Предисловие

 

Экономическая история - важная гуманитарная дисциплина, составляющая часть высшего экономического образования.

Экономическая история изучает хозяйственную деятельность человечества в историческом развитии, основные явления и процессы материального производства; экономическую политику ведущих государств мира и Украины; исследует общие закономерности экономической жизни, а также его особенности в отдельных странах. Изучая конкретные аспекты экономики, данная дисциплина помогает лучше понять современные хозяйственные проблемы, прогнозировать их решение. В пособии не только в хронологическом порядке изложен фактический материал, но приведен анализ общественно-экономических явлений, рассмотрены их позитивные и негативные характеристики.

На сегодняшний день экономическая история занимает определенное место в системе высшего образования развитых государств мира, став неотъемлемой частью подготовки не только экономистов, но и юристов, политологов, социологов.

Целью и задачей курса «Экономическая история» является изучение хозяйственной деятельности человечества в историческом аспекте, начиная с древнейших времен и по настоящий день.

Экономическая история способствует пониманию историко-экономических явлений, помогает познать особенности развития экономики отдельных стран, понять причины быстрого развития одних стран и отставания других в разные времена.

Данное пособие составлено в соответствии с программой курса «Экономическая история» для студентов высших учебных заведений.

В структуру пособия входят:

Ÿ программа курса «Экономическая история»;

Ÿ введение – тема 1;

Ÿ часть первая – восемь тем по всемирной экономической истории;

Ÿ часть вторая – девять тем по экономической истории Украины;

Ÿ целевые постановки по каждой из тем;

Ÿ вопросы для подготовки к семинарским занятиям;

Ÿ основные термины и понятия по каждой из тем;

Ÿ тематика рефератов;

Ÿ тестовые задания по каждой теме;

Ÿ вопросы по итоговому контролю знаний студентов;

Ÿ критерии оценки знаний;

Ÿ список рекомендованной литературы.


Ÿ Программа курса «Экономическая история»


Тема 1. Введение в курс экономической истории

 

Предмет и задачи экономической истории. Неразрывная связь экономической истории и истории экономической политики как единой историко-экономической науки. Роль историко-экономического анализа в формировании экономической культуры кадров и развитии экономического мышления. Экономическая история в системе наук. Общественные функции экономической истории. Характеристика источников и литературы.

Методы изучения экономической истории.

Периодизация курса. Разные подходы к периодизации (периодизация К. Маркса, Г. Гильдебранда, В. Левитского,
П. Мечникова, Е. Мейера, А. Тойнби, У. Ростоу).




Дата: 2019-05-28, просмотров: 163.