Опыт экологического анкетирования Л. Колотилина, С
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Голубева. Переславский НП

 

Группа старшеклассников и студентов под руководством сотрудников парка и журналистов периодически проводит опросы общественного мнения (или опросы отдельных слоев населения) по анкетам. Анкету составляют журналисты и сотрудники парка с учетом требований момента, конкретных ситуаций. Существует много экологических проблем, ждущих своего решения. Попробуйте узнать о них как можно больше. Мы советуем простой путь - провести опрос населения в вашем городе. Предлагаем вам анкету, по которой работали участники одной из детских экологических конференций. Вы можете дополнить и изменить ее с учетом особенностей вашего города.

Но прежде чем вы отправитесь с анкетой, вы должны сами немного подготовиться: подумайте о том, как лучше себя вести во время разговора (не забудьте представиться, рассказывайте о ваших намерениях и целях в приветливой, доброжелательной манере; после окончания беседы не забудьте поблагодарить собеседника за оказанное вам внимание и т.п). Удобнее всего вести уличный опрос и делать это втроем-четвером. Задавайте ясные и прямые вопросы и избегайте того, чтобы в вопросе было выражено ваше отношение к проблеме. Если вы не понимаете ответов собеседника, попросите его объяснить свою точку зрения другими словами.

После того как вы сочтете, что уже опрошено достаточное число людей, нужно сесть всем вместе и обсудить собранные данные. Подведите итоги по каждому вопросу анкеты. В дальнейшей своей работе, в общении с прессой, с городскими властями, с руководителями предприятий вы можете ссылаться на результаты вашего опроса.

АНКЕТА “ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОРОДА”

Дата________

Здравствуйте! Меня зовут _____. Я член экологического кружка. Наш кружок собирает информацию о том, что думают жители нашего города об экологических проблемах. Не могли бы Вы ответить на несколько вопросов?

Сведения об отвечающих на вопросы:

Пол (муж.) (жен.) _______ Возраст_________ Профессия __________

Житель города __________ Гость города _________

Вопросы

1. Считаете ли Вы, что в нашем городе есть экологические проблемы?

Да_______ Нет ________ Не знаю ________

Если “Да”, то какие __________________

2. Какие это, на Ваш взгляд, проблемы, и к какой группе их можно отнести:

- загрязнение атмосферы ________;

- загрязнение воды (в реке, озере; питьевой воды);

- отходы ______ (бытовые ; свалки промышленных отходов);

- другое ___________.

3. Какая экологическая проблема нашего города, по Вашему мнению, наиболее актуальна? ________________________

4. Влияет ли это на здоровье жителей Переславля?

    Да _______ Нет ________ Не знаю _________

5. Как Вы думаете, кто может решить данную проблему?

- мэр города и местные органы власти ___________;

- организации, отвечающие за контроль и охрану окружающей среды (национальный парк _________, комитет по экологии __________);

- жители города ____________;

- другое __________.

6. Какие меры Вы бы предложили, чтобы уменьшить или решить экологическую(ие) проблему(ы)? ____________________________

7. Если Вы узнаете о случае сильного загрязнения окружающей среды, проинформируете ли Вы об этом органы власти, общественность?

Да _________ Нет ___________ Не знаю _________

Если “Да”, то: ___________________

8. Куда Вы в таком случае обратитесь?

В СЭС _______; в милицию______; в администрацию города ________;

в комитет по экологии______; в национальный парк ____; в местную печать______.

Спасибо за помощь!

Переславский национальный парк провел анкетирование старшеклассников и групп студентов Университета, кинофотохимического колледжа с целью выявить общий уровень экологической грамотности молодежи города. В большинстве школ экологическое образование не является приоритетным, однако, в основном благодаря средствам массовой информации, представление об экологии имеют сегодня практически все. К сожалению, это представление зачастую однобоко, что еще раз подтвердили ответы анкетируемых - слово “экология” у большинства из них ассоциируется с проблемами загрязнения и охраны окружающей среды. Небезынтересно, что было дано два полярных ответа: “экология - это грязный воздух, реки, земля...” и “ экология - это чистый воздух... земля...” Те молодые люди, которые изучают экологию отдельным курсом (как, например, в 9-й школе), дают научную трактовку термина - “это наука о взаимоотношениях организмов в окружающей среде”. Эти же учащиеся правильно соотносят понятия “экология” и “охрана окружающей среды”, соподчиняя их.

Необходимость экологических знаний признают практически все анкетируемые, аргументируя это следующими высказываниями: “…чтобы правильно использовать природные ресурсы, задуматься над их ограниченностью; для осознания наносимого вреда; для бережного отношения к природе; чтобы чувствовать ответственность; предсказывать последствия хозяйственной деятельности; чтобы не нарушать природный баланс”. По мнению студентов университета, для всего этого достаточно иметь начальные знания по экологии. Некоторые молодые люди отмечают, что экологические знания должны входить в общую культуру человека. К сожалению, о нужности этих знаний в повседневной жизни многие не задумывались и не могут припомнить или указать, когда бы знания экологии могли пригодиться лично им.

Подобная абстрактность имелась и в ответах на вопрос: “Экологически культурный человек - кто это?”. “Это тот, кто любит природу, знает ее законы, кто рационально использует природные ресурсы; тот, кто усвоил с младенческих лет, что природа и окружающая среда - основа основ; это человек, живущий в гармонии с природой или стремящийся к этому; поступающий в соответствии с законами природы и общества”. Хотелось бы, чтобы молодые люди и себя и свое поведение как-то оценили с этой точки зрения.

На вопрос о личном участии в природоохранных акциях мнения разделились. Ребята из экологической группы колледжа готовы оказывать помощь национальному парку в озеленении города, расчистке родников, озера, субботниках (и, кстати, они действительно помогали в создании искусственных нерестилищ, чистке леса на месте гари). Если природоохранные акции будут оплачиваться, число желающих в них участвовать возрастет. А пока большинство ссылается на нехватку времени, отсутствие призвания, профессиональных знаний.

Самые же любимые у молодежи места - это, конечно, Плещеево озеро (103 человека), дендрарий (65 человек), Кухмарь (36 человек), Ботик (35), Синий камень (24 человека). Эти места являются памятниками природы, истории, этнографии или археологии, и таковых на нашей переславской земле много. Сохранить их, восстановить по возможности - цель национального парка. Цель труднодостижимая, если экология не перестанет быть абстракцией хотя бы для части населения нашего города. Мы очень надеемся на молодых людей.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 236.