Со школьниками М. Джураев, С. Голубева. Переславский природно-исторический НП
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Этнографическую работу в нашем парке организует лаборатория духовной культуры, совместно с центром экологического образования.

Работа по сбору фольклора, предметов старинного быта, образцов деревянной архитектуры и скульптуры

 

Основным методом сбора фольклора является работа с населением. На первом месте стоит сбор старинного фольклора, т.к. он является исчезающим. Его необходимо восстанавливать и доносить до молодежи. Только это может реставрировать наши старинные традиции и культуру.

Поэтому периодически Переславский национальный парк организует экспедиции с целью поиска сохранившихся образцов народного творчества. Экспедиции могут быть и совместными, например, с Московским Республиканским Центром Русского Фольклора РАН. Мы записываем на магнитофонную ленту беседы с долгожителями деревень Переславского р-на, песни, обряды, а также легенды, диалектные слова, топонимические названия и версии их происхождения, собираем фабричный, детский фольклор и т.д.

Ведем поиски предметов старинного быта, делаем фотоснимки образцов деревянной архитектуры (резьбы, наличников), самодельной деревянной скульптуры.

Для сбора фольклора мы также проводим опросы жителей. К этому мы привлекаем и добровольных помощников, для которых составляем специальные опросники (пример опросника приводится).

Работа с накопленным материалом

Музыкальный фольклор: магнитофонные записи наиболее интересных образцов народного творчества расшифровываются специалистами и записываются на ноты. В целях пропаганды музыкального фольклора готовятся записи на местное радио, видеосюжеты для городского кабельного TV. Используем и возможности компьютеров: на Web-страничке парка в сети Internet помещены музыкальные записи 76-летней переславской певуньи А.Н. Рожковой. (WWW Home Page: http://www.botik.ru/park).

Забытые песни оживляются ансамблями народной песни (взрослые исполнители) и детским ансамблем музыкальной школы. Проводится эксперимент по переложению старинных песен в современное эстрадное звучание в целях большей доходчивости для молодежи, готовится аудиозапись таких возрожденных песен.

Диалекты, топонимика: составляем Переславский топонимический словарь, Словарь диалектных слов.

Издательство и печать

Другое направление нашей работы - подготовка материалов к печати (компьютерная верстка) в виде минисборников. Так, выпущена “Краткая история сел и деревень Переславского района”, сейчас готовится нотно-текстовый сборник “Песни Переславского края”. Нужным делом для сохранения научных трудов в области духовной культуры является подготовка к изданию рукописей этнографа С.Е. Елховского, хранящихся в местном музее.

Публикации материалов в СМИ, помимо просветительской цели, являются и способом сбора информации, т.к. читатели в своих откликах также сообщают интересные этнографические и краеведческие сведения.

Работа с детьми

Дети часто являются нашими добровольными помощниками. Они проводят опросы, участвуют в этнографических экспедициях. Так, местные легенды и поверья были собраны летней детской экспедицией. С собранным материалом в дальнейшем также работали дети, участники компьютерного проекта “настольная типография”: обученные работе с текстовыми и графическими редакторами, системе PageMaker, ребята готовили публикацию (набрали тексты, иллюстрировали, разработали дизайн сборника, верстали). По материалам летней детской экспедиции был выпущен сборник “Легенды и предания Переславского края”.

 


4.3. Эколого-этнографическое представление “Медвежий праздник” И. Неведомская. ГПЗ “Курильский”

 

Совместно с заповедником “Курильский” районный краеведческий музей г. Южно-Курильск начал проводить серию мероприятий под общим названием “Явления природы, их отражения в народных верованиях, праздниках и обрядах”. Мы выбрали четыре отправных точки в календарном году для этих мероприятий: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. С этими природными событиями связано и большинство народных праздников.

Для весны мы разработали сценарий под названием “Медвежий праздник”. Весеннее равноденствие - поворот на лето. Многие народы именно в это время отмечали приход весны. Старинный славянский праздник - Масленицу, изначально также связывали с этой датой. Переход к православию сдвинул Масленицу со своего исконного места.

У коренного населения Курильских островов - айнов, примерно в это же время раз в 4 года проводилось важнейшее торжество - Медвежий праздник. Используя этнографические сведения, сведения о биологии медведя, игровые моменты, мы отмечали приход весны.

Вашему вниманию предлагается краткий сценарий праздника.

Первая часть

1. В начале мероприятия - рассказ о народе айну - жителях Курил. Их верования, легенды, обычаи. Тотем. Наиболее почитаемые животные у айнов (змей, собака, косатка, медведь). Как проводился медвежий праздник у айнов (Приложение 1).

Одновременно проводится показ японского фильма об этих событиях (чернобелые съемки 30-х годов из фондов Сахалинского областного музея).

2. Рассказ о медведях России. Белые медведи. Черные медведи. Бурые медведи. Немного биологии: как выглядят, чем питаются, почему косолапые, как спят зимой, почему медведь лапу сосет. Курильский медведь (Приложение 2).

Одновременно проводится показ видеосъемок курильских медведей, отрывков из мультфильмов (“Маугли”,”Умка”), художественного фильма “Аляска”, др.

3. Медведи и человек. Медведь - прообраз одного из важнейших славянских богов - Велес (Волос). Волхвы. Как медведей танцевать учили...(зачитываются отрывки из произведений о медведях) (Приложение 3).

Вторая часть

Делим присутствующих на три команды:

Белые медведи, Черные медведи, Бурые медведи.

Каждому члену команды выдаются заранее приготовленные эмблемы - изображение “своего” медведя.

Между командами проводятся конкурсы:

1.“Я самый...”

На основе полученных сведений и собственных знаний каждая команда от первого лица хвалит “своего” медведя (белого, черного, бурого), так, “чтобы мы все его полюбили”.

2.“Ключ к животному”(игра взята из книги “CEDAR-экологическое воспитание”).

Составляются карточки на 3-х животных, по 10 характеристик на каждого (всего 30 шт.), они перемешиваются. Задача команд - собрать все карточки, характеризующие одного из животных. В данном случае это священные животные айнов, которые упоминались при рассказе об этом народе. Животные: косатка, собака, змея (Приложение 4).

3.“Отгадай”.

Вызывается человек из каждой команды, ведущий говорит ему название картины, сказки, др. художественного произведения, где главный герой(и) - медведь. На листе бумаги за минуту участник должен изобразить нечто, чтобы его команда догадалась, о каком произведении идет речь. (“Маша и медведь”, “Три медведя”, “Винни-Пух” и т.д. ).

4.“Побудь медведем”.

Членам команд раздаются карточки: “медведь в берлоге”, “медведь на ярмарке(в цирке)”, “разъяренный медведь”, “медведь мед добывает” и т.д. Нужно изобразить такого медведя, другие должны угадать, какой это медведь или что он делает.

5.“Рисуем вместе”.

Всем участникам раздаются фломастеры. Одна команда рисует голову медведя, другая - переднюю часть туловища, третья - заднюю по частям - ухо, нос, лапа и так далее на кусочках бумаги. Затем все вместе выкладывают как мозаику изображение медведя.

6.“Песня”.

Белые медведи могут петь “Где-то на белом свете...”, другие- песенки Винни-Пуха и т.д.

7. “Таинственное животное” (из книги “CEDAR-экологическое воспитание”) Зачитать.

Ведущий таинственным голосом зачитывает описание животного и места, где оно обитает, не называя его. Участники должны догадаться, кто это. В нашем случае мы зачитывали описания большой панды и коалы, своего рода, это тоже медведи (Приложение 5).

В конце “Медвежьего праздника” все “медведи” пожимают друг другу лапы и пьют чай со сладостями.

Медведь проснулся, весна пришла.

Примечание. В первой части “Медвежьего праздника” можно заменить рассказ о народе айну на рассказ о каком-либо другом народе или народности, в верованиях и преданиях которого медведь занимает важное место. Может быть, они когда-то проживали или проживают сейчас в вашей местности.

Можно вместо рассказа о народе айну перейти сразу к части “Медведь и человек” (Приложение 3), затем к рассказу о биологии медведя, медведях вашей местности, конкурсам.

Список литературы - Приложение 6.




Приложение 1

 

Айны

Айны - своеобразный народ, занимающий среди множества малых народов Земли особое место. До сих пор он пользуется таким вниманием в мировой науке, какого не удостаивались многие гораздо большие народы. Это был красивый и сильный народ, вся жизнь которого была связана с лесом, реками, морем и островами. Язык, европеоидные черты лица, роскошные бороды резко отличали айнов от соседних монголоидных племен. По последним гипотезам ученых предками айнов были наши сибирские народы - башкиры, буряты.

В древности айны населяли ряд районов Приморья, Сахалин, Хонсю, Хоккайдо, Курильские острова, юг Камчатки. Жили в землянках, сооружали каркасные дома, носили набедренные повязки южного типа и пользовались закрытой меховой одеждой как жители севера. Айны соединили знания, умения, обычаи и приемы таежных охотников и прибрежных рыболовов, южных собирателей даров моря и северных морских зверобоев. Их традиционные занятия - речное рыболовство, охота на морских и сухопутных животных, собирательство.

Регресс в культуре айнов наступил, когда они оказались между двух огней: японской, а затем российской колонизацией. Постепенно сокращались территории, занимаемые айнами.

97 айнов Северных Курил в 1883 г. японцы перевезли на Шикотан. В 1941 г. на Кунашире, Итурупе и Шикотане едва набиралось 50 человек айнов. Вскоре 20 оставшихся шикотанских айнов переправили на Хоккайдо. Так в ХХ веке с лица Земли исчезла целая ветвь народа - курильские айны. В настоящее время айны проживают только на Хоккайдо - 16 тыс.человек.

Когда-то древний человек впервые ступил на ту землю, которую затем назвал Айнумосири (земля людей или страна айнов). И прежде всего ему необходимо было освоить эту землю, вжиться в мир живой природы, окружающей его, и найти свое место в нем.

Острова, на которых живем мы, курильчане, острова, на которых жили айны - крохотные частички суши посреди огромного океана. Природа здесь хрупка и беззащитна более, чем где бы то ни было. Айны понимали: если они хотят, чтобы на островах жили не только они, но и их дети и внуки, нужно уметь не только брать у природы, но и сохранять ее, иначе через несколько поколений не останется леса, рыбы, зверя и птицы. Все айны были глубоко верующими людьми. Они одухотворяли все явления природы и природу в целом. Такая религия называется анимизм.

Главным в их религии были камуи. Божеством камуи был как весь мир, так и его составные части: море, острова, горы, лес, реки, озера, обитающие в них существа. В какой-то своей части это слово созвучно русским словам “бог”, “божество”, но не только. Камуи для айнов - и божество, и уважаемое существо, и важный предмет, и загадочное явление. В этом слове - двойственность мировоззрения айнов, которые, будучи глубоко религиозными, оставались трезвыми рационалистами в практических делах.

Камуи - бог, которого следует почитать, но это и зверь, которого убивают.

Случайно ли, что обожествлялись многие важные промысловые животные? Не только у айнов, но и у других народов являлись священными и окружались поклонением именно те животные и растения, от наличия которых зависело благополучие людей.

Об этих животных слагались легенды. Одна из таких легенд говорит о происхождении айнов. В одной западной стране царь хотел жениться на собственной дочери, но она убежала за море со своей собакой. Там, за морем, у нее родились дети, от которых и пошли айны.

Айны бережно относились к собакам. Каждая семья старалась обзавестись хорошей сворой. Возвратясь с поездки или с охоты, хозяин не входил в дом, пока досыта не накормит усталых собак. В ненастье их держали в доме.

Другой миф - о “первичном небесном змее”, спустившемся на землю со своей возлюбленной, богиней огня, в сущности отождествляемой с солнцем. Солнце так иногда и называют “солнечным змеем”. Зарницы тоже считаются змеями. Змея - покровитель горячих источников. Ей молятся об остроте зрения, она отводит опасность от пищи человека.

Самые могучие боги-камуи - боги моря и гор. Морской бог - косатка. Этот хищник почитался особо. Айны были убеждены, что косатка посылает людям китов и каждого выброшенного кита считали ее даром, кроме того, касатка каждый год посылает своему старшему брату - горнотаежному богу, процессии своих подданных - косяки лосося. Эти косяки по пути заворачивали в селения айнов, а лосось всегда был основной пищей этого народа.

Горнотаежным богом был медведь - главное почитаемое животное айнов. Медведь был тотемом этого народа. Тотем - мифический предок группы людей (животное или растение). Люди выражают свое почтение тотему через определенные обряды. Животное, олицетворяющее тотем, охраняется и почитается, его запрещено убивать и есть. Однако раз в году предписывалось именно убить и съесть тотем.

Айны были твердо убеждены в одном коренном отличии животного от человека: человек умирает “совсем”, животное лишь временно. После убиения животного и совершения определенных ритуалов оно возрождается и продолжает жить.

Главное торжество айнов - медвежий праздник. Для участия в этом событии съезжались родственники и приглашенные из многих селений. Четыре года в одной из айнских семей выращивали медвежонка. Ему отдавали лучшую пищу. И вот животное, взращенное с любовью и старанием, в один прекрасный день намечалось убить. Утром в день убиения айны устраивали массовый плач перед клеткой медведя. После чего зверя выводили из клетки и украшали стружками, надевали ритуальные украшения. Затем его вели по деревне, и пока присутствующие шумом и криками отвлекали внимание зверя, молодые охотники один за другим прыгали на животное, на мгновение прижимаясь к нему, стараясь коснуться головы, и тотчас отскакивали: своеобразный обряд “целования” зверя. Медведя привязывали на особом месте, старались накормить праздничной едой. Затем старейшина произносил перед ним прощальное слово, описывал труды и заслуги жителей селения, воспитавших божественного зверя, излагал пожелания айнов, которые медведь должен был передать своему отцу - горнотаежному богу. Чести “отправить”, т.е. убить медведя из лука мог удостоиться любой охотник, по желанию хозяина животного, но это должен был быть приезжий. Нужно было попасть точно в сердце. Мясо животного укладывалось на еловые лапы и раздавалось с учетом старшинства и родовитости. Кости аккуратно собирали и уносили в лес. В селении устанавливалась тишина. Считалось, что медведь уже в пути, и шум может сбить его с дороги.



Приложение 2

 

Медведь

Медведь - сообразительный, сильный и добродушный зверь. 2/3 из 150.000 бурых медведей, обитающих нынче на земном шаре, живут у нас в стране. Напрасно считают медведя увальнем, неуклюжим он кажется в космах длинной шерсти, когда заплывает к концу осени подкожным жиром. В действительности мишка - прекрасный спортсмен: бегун (по самой пересеченной местности), отличный пловец, неплохой древолаз. Он может догнать лошадь, особенно на марафонских дистанциях. Что же касается медвежьей силы - она вошла в поговорку (быка или лося, весящего полтонны, он тащит сквозь дебри в гору).

При поразительно остром слухе и особенном обонянии - медведь слаб зрением и близорук. Прекрасно видит муравьев у себя под носом, но неважно видит дальние предметы, особенно если они неподвижны.

Месяцами может питаться одной травой, ягодами, желудями, орехами, мышкует, как лисица, муравьев, лягушек - все ест. Попадется кабан - может задрать и съесть его за 1-2 дня, по 40-80 кг в день.

Медведю свойственна безумная отвага - не боится схватиться с уссурийским тигром ( и часто выходит победителем) , она соседствует с непонятной трусостью - опрометью кидается прочь от неожиданно выскочившего из-под ног зайчишки. Много противоречий заключает в себе медведь - хозяин русского леса.

Происхождение медведей восходит к мелким, похожим на кошку животным, которые жили 50 млн лет назад. Примерно 35 млн лет назад медведи пошли своим эволюционным путем. Современный род медведей Ursus появился около около 5-10 млн лет назад. В нашей стране обитают бурые, черные (гималайские) и белые медведи.

Белые медведи - самые могучие из сухопутных зверей, их вес может доходить до 800 кг. Белый медведь занесен в Красную книгу, в мире их осталось 10-12 тысяч. У белого медведя только нос черный, сам он белый и зимой и летом. Подошвы лап поросли густой шерстью, а пальцы соединены плавательными перепонками (на половину своей длины) - он отличный пловец.

Зимует в зимовальных ямах, вырытых в снегу. Медвежата рождаются в декабре-феврале, маленькие, беспомощные, глухие и слепые. Чтобы не мерзли, мать держит их между лапами и дышит на них, согревая. Весной, обычно в марте, вся семья покидает зимний приют. Идут по снегу гуськом: впереди мать, за ней ее дети. Пока им нет года, в воду она их не пускает, молоком кормит медвежат почти год.

Главная добыча белого медведя - тюлени, в основном молодые, за год он съедает примерно 50 тюленей. Летом ловит рыбу на мелкой воде, на берегу - леммингов, песцов, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник.

По единодушному мнению полярных исследователей и охотников, белый медведь не опасен для человека. Чаще всего даже раненый медведь или медведица с медвежонком стремятся лишь уйти от преследования, хотя возможны и исключения. Не спешит скрыться встретившийся с людьми впервые в жизни медведь, в нем пробуждается любопытство и он, не таясь, идет к человеку. Такого зверя легко отогнать окриком, выстрелом в воздух.

Белый медведь - постоянный персонаж местных сказаний и легенд народов Севера, самый почитаемый зверь в Арктике.

Черные медведи (гималайские) считаются самыми сообразительными, но они и наиболее агрессивны. Обитают только в Азии; у нас в стране - в лесах Дальнего Востока (6-8 тыс зверей). В своей жизни сильно зависят от больших дуплистых деревьев, они выскабливают в них когтями просторное помещение для зимовки, где и спят всю зиму, с ноября по март. Спят сидя. Редко, но бывает, что не один, а несколько черных медведей спят в одном дупле.

Бурые медведи. Самый крупный из них - кодьяк - обитает на побережье и островах Аляски.

Курильский медведь. Окраска медведей может меняться с возрастом. Наблюдается осветление концов направляющих волос у многих медведей в возрасте 1,5-3 лет - так называемые серебристые медведи. У молодых медведей часто можно наблюдать в области шеи различные по площади белые пятна: от широкого ошейника до нескольких пучков белых волос. В возрасте 3 лет белый цвет меняется на светло-бурый, пятна могут совсем исчезать. Дальневосточные медведи темнее европейских.

Зимой медведи спят в берлогах. Подошвы лап бурого медведя голые, лишенные волосяного покрова, покрыты толстой грубой кожей. В течение всей жизни зверя кожа непрерывно нарастает и при холоде постоянно снашивается. Медведю можно позавидовать - на ногах у него вечные подошвы, не требующие ремонта. Но это все происходит у медведя, если он ведет активный образ жизни. В период зимнего сна грубый наружный слой не снашивается, а внутренний слой продолжает нарастать. Лежа в берлоге, медведь обсасывает растрескивающуюся кожу, отстающую иногда целыми лоскутьями и объедает ее. Отсюда и пошло поверье, что медведь с голоду лапу сосет. Сосет, но не с голоду. По грубому весеннему насту ходить медведю затруднительно - пока свежая кожа на подошвах не загрубела, он может поранить ноги.

Оттуда, где спит, туда, где кормится, ходит медведь обычно одной тропой, к которой привык. А там, где медведей много, тропы эти - лучшие и единственные дороги в тайге. Ведут они к самым удобным перевалам, к самым рыбным местам.

Весной, когда медведь выходит из берлоги, он питается в основном побегами, реже - корневищами растений и молодой травой. Наш медведь выходит из берлог в первой декаде апреля и “пасется” на лизихитоне и белокопытнике. Летом питается симплокарпусом, борщевиком, корюшку вылавливает, крапиву, лабазник обкусывает. Осенью шиповник и шишки ест.

Когда рыба идет на нерест, питается наш курильский медведь в основном ею. Повсеместно распространенный способ рыбной ловли - активное преследование: броски на перекатах, при этом поднимаются тучи брызг. На небольших речках с ямами медведи вылавливают лапой рыбу, забившуюся под коряги. Все медведи пытаются прижать рыбу ко дну передними лапами, а затем, опуская голову в воду, достают ее зубами. Самая активная рыбалка в сумерках.



Приложение 3

 

Медведь и человек

Медвежий праздник - комплекс обрядов, связанных с охотой на медведя, и у многих народов Азии и Северной Америки, живущих в лесной зоне, распространен культ медведя. Чтобы умилостивить убитого на охоте медведя, совершали различные обряды. Мясо съедали с соблюдением строгих ритуалов. Некоторые народы Сибири и Северной Америки устраивают перед тушей танцы в масках, ханты и манси - примитивную драму на сюжеты охоты.

24 марта - закончилось весеннее равноденствие, день стал длиннее ночи. Это время восточнославянского “праздника пробуждающегося медведя”, созвучно с одноименным греческим праздником, его еще называют комоедицы - комедия. Сейчас Пасха и Великий Пост сдвинули Масленицу со своего исконного места - 24 марта, а когда-то именно в этот день сжигали чучело, катали горящие колеса, плясали в медвежьих шкурах или в вывороченных мехом наружу тулупах. Ряженые медведем были обязательными участниками масленичных игр.

Почитали хозяина леса на Руси. Медведь был прообразом одного из важнейших славянских богов - Велеса. Велес (Волос), бог - покровитель скота - волосатый, косматый, отсюда и “волхв” (изначально колдун-жрец, одетый в медвежью шкуру).

В старину в праздник - будь то Новый год или Масленица, на Руси прибегали к медвежьим услугам. Тешили народ медвежьими плясками. Подготовкой медведей занимались специально.

“Это была крестьянская хата с каменным полом, под которым находилась русская печь. В хату впускали ручного медведя и нагревали пол, отчего животное, чтобы меньше страдать, становилось на задние лапы, нагревали пол сильнее и медведь уже подпрыгивал. В это время производили условный стук, по окончании его кормили медведя, лакомили его хлебом, медом или вином. Наконец приходило время, когда не надо было нагревать пол, потому как медведь, услышав стук, начинал плясать в ожидании последующего кормления. Тысячи косолапых артистов выкидывали уморительные штуки по всем городам старой Руси”.

В конце прошлого века случилось страшное. Вышел Указ о запрете промыслом медведями, и всех ручных медведей сами хозяева должны были истребить. Убивали тысячи медведей. Один такой случай описан в рассказе В.Гаршина “Медведи”: “С четырех уездов сошлись несчастные цыгане со всем своим скарбом, с лошадьми и медведями. Больше сотни косолапых зверей, от маленьких медвежат до огромных стариков в поседевших и выцветших шкурах, было собрано на городском выгоне... чтобы устроить разом большую казнь. Цыгане с ужасом ждали решительного дня, когда им придется перебить своих кормильцев.

Они в последний раз совершали свой поход по деревням со знаменитой козой и ее барабанщиком, непременными спутниками медведей. В последний раз толпа мальчишек и девчонок бежала к ним за версту навстречу и с ликованием возвращалась вместе с их нестройной толпой в слободу, где начиналось самое торжество...

Они шли по деревням, давая в последний раз свои представления. В последний раз медведи плясали, боролись, показывали, как мальчишки горох воруют, как ходит молодица и старая баба...

Настало пасмурное, хмурое, настоящее сентябрьское утро. Цыгане потеряли всякую надежду. Женщины забились в шатры вместе с ребятишками, чтобы не видеть казни. Мужчины откатили к краю становища телеги и привязывали к ним зверей.

Старик Иван стоял возле своего огромного старого медведя: “ И вот я убить тебя должен... Приказали мне застрелить тебя своей рукой; нельзя тебе больше жить на свете. Что же? Пусть бог на небе рассудит нас с ними.” Он взвел курок и прицелился в зверя. И медведь понял. Из его пасти вырвался жалобный отчаянный рев; он встал на дыбы, подняв передние лапы и как будто закрывая ими себе глаза, чтобы не видеть страшного ружья...

По всему табору затрещали выстрелы.

Один медведь сорвался с цепи и понесся прочь... к лесу. За ним - толпа преследователей. Несчастный забился в самую глубину кустов, рана от пули сильно болела; он свернулся в комок, уткнув морду в лапы и лежал неподвижно, оглушенный, обезумевший от страха, лишившего его возможности защищаться. Его убили поздно вечером, выгнав из убежища огнем. Всякий, у кого было ружье, считал своим долгом всадить пулю в умирающего медведя, и когда с него сняли шкуру, она уже никуда не годилась”.

Конфликт зверя и человека существовал во все времена. С каждым годом он делается все острее. Все сильнее становится человек с помощью орудий цивилизации; все уязвимее и беззащитнее звери. Они, как и мы, имеют право на жизнь. Нужно уважать это право.

Пусть всегда рядом с нами на этой Земле живет красивый и сильный зверь - медведь.



Приложение 4

 

Собака

· Я самый верный и преданный друг человека.

· За тысячу лет появилось огромное количество наших пород всех форм и размеров, от крохотных, умещающихся в ладонях, до размером с теленка.

· У меня 4 ноги, я превосходный бегун на длинные дистанции.

· Я кормлю своих детенышей молоком, их у меня может быть до десятка. Первые дни они слепые и беспомощные, но вскоре становятся самостоятельными.

· Если мы дикие, мы можем стать очень опасными, собираясь в стаи, и тогда нам не страшны животные гораздо крупнее нас.

· Я могу есть сырое мясо и рыбу, но еще я люблю, если мне дадут ту еду, что вы едите за обедом.

· Я могу быть гладким или пушистым, с длинной или короткой шерстью любых оттенков белого, коричневого, рыжего и черного цветов с пятнами всех форм и размеров.

· Мой хвост иногда говорит за меня: он может приветствовать вас, когда я радуюсь, прятаться между ногами, если мне плохо или страшно.

· Мой нос различает сотни тысяч запахов. Некоторые из нас могут найти человека по запаху пота, который просачивается сквозь подошву ботинок.

· Я одно из умнейших животных в мире вместе с обезьяной, дельфином и медведем.

Косатка

· Я теплокровное, вскармливаю своих детенышей молоком. У меня может быть только один или два детеныша.

· Многие животные вышли из воды на сушу, а я вернулась в море.

· Я живу на всех широтах, во всех океанах, от тропиков до полярных льдов.

· Мое тело покрыто толстым слоем жира, который не позволяет замерзнуть даже в ледяных океанских водах. Но, несмотря на весь свой жир, я выгляжу очень неплохо.

· Я имею элегантную черно-белую окраску. Одна из моих ближайших родственниц совсем черная и немного меньше по размерам. Вы можете встретить нас обеих в курильских водах.

· Я прекрасный спортсмен, могу плыть со скоростью около 50 км/ч, прыгать и кувыркаться, несмотря на свой вес (до 8 тонн и длину до 10 м).

· Я живу в группе, это моя семья. Мы очень дружны и вместе проводим всю жизнь. В группе нас может быть от 3 до 30, а во время дальних странствий - 100.

· Мы никого не боимся и можем напасть на любого обитателя моря от маленьких рыб и упитанных тюленей до синего кита.

· Мы хищники и очень прожорливы. Нас называют “орками”, по имени древнеримского бога подземного царства Орка.

· Несмотря на многочисленные легенды, я вовсе не так свирепа, как вы думаете. На свободе я хищник и борюсь за свою жизнь, но в неволе я послушна и миролюбива как к людям, так и к другим животным.

Змея

· Я холоднокровное, могу откладывать яйца.

· У меня нет ног, но достаточно длинный хвост и язык.

· Несколько раз в году я меняю свою старую кожу на новую, яркую и блестящую.

· Мои предки появились 300 миллионов лет назад. Они правили сушей и морем 150 миллионов лет. Ни одна группа животных так долго не оставалась хозяевами земли, воды и воздуха.

· Я могу хорошо плавать, лазать по деревьям и по крышам.

· В огромных количествах я поедаю грызунов, приносящих урон вашим огородам.

· У меня много врагов - люди, звери и птицы. От них я должна уметь быстро скрываться и прятаться среди травы, в норах и расщелинах.

· Некоторые из нас имеют грозную защиту - ядовитые зубы. У других их нет.

· Я люблю тепло солнца, нагретых камней и горячих источников. Когда холодно, я мало двигаюсь, а зимой сплю в укромных местах.

· Тепло от руки человека я чувствую на расстоянии 30 см. Я реагирую на малейшее изменение температуры ( в 0,002°С). Я могу обнаружить объект, температура которого всего на 0,1° выше или ниже температуры окружающей среды.



Приложение 5

 

Таинственное животное

Большая панда

Мы находимся в одном из самых неисследованных уголков Земли. Уже поздняя осень, листья опали. Но вокруг нас густой лес - настоящие джунгли, перевитые лианами. Лес полон шорохов и звуков. Кругом бамбук, высокий и тонкий, в нем можно так спрятаться, что того, кто хочет затаиться, не заметишь и в двух шагах.

Мы не шевелимся, мы наблюдаем. Вот кто-то показался на краю поляны...

Довольно внушительных размеров существо. Длиной около 2 м и весит килограммов 150. Да, пожалуй, у такого животного врагов (не считая человека, конечно) почти нет, разве что леопард, которому эти бамбуковые джунгли тоже дом родной. Но и леопард довольно редок в этих краях.

Наблюдаем дальше. На вид зверь довольно неуклюжий, но очень симпатичный. Смотрите, совсем как человек, - садится на задние лапы и передними быстро и ловко отправляет один за другим в рот ростки бамбука. Лапы - и передние, и задние - черные, а сам будто одет в белую безрукавку, и голова белая. Глаза - как в черных очках.

Пошел снег. Куда направилось это милое, симпатичное существо? Смотрите - оказывается, за этими зарослями - пещера. В ней оно и скрылось. Неизвестно, впадает ли оно в спячку, но не исключено, что на короткое время, особенно в холодные зимы, все же засыпает.

Местное население называет этого зверя “пожиратель бамбука”.

Вы еще не угадали кто это?

Коала

Жарко. Мы стоим в солнечном лесу. Прямые стволы высоких деревьев поднимаются вверх, уходя в небо. На земле - паутина теней от листьев и веток крон.

Вы видите симпатичных, похожих на игрушек зверьков. Они с большими головами, маленькими глазками, широкими ушами, густой серебристо-серой шерстью и совсем без хвоста. Это, вероятно, семейство: мама, а с ней ее детеныши. Младший детеныш сидит на спине старшего, а старший на материнской. Бывает, около года носит на спине симпатичная пушистая мама своих баловней.

А вот еще один такой зверек, похожий на маленького медвежонка, цепляясь поочередно всеми четырьмя лапами, медленно движется вверх по стволу дерева. Все они, гордо восседая на ветках, спокойно и неспешно отправляют в рот один за другим узкие листья дерева - еще и еще. Эти листья - их единственная пища во все времена года. Смотрите, пушистые “медвежата” на деревьях доверчиво вам улыбаются. Они всегда улыбаются и очень дружелюбны.

Имя этого зверя на языке местных аборигенов значит “не пьет”...



Приложение 6

 

Список литературы

 

1. Акимушкин И. Мир животных. Млекопитающие или звери. М.:Мысль, 1971.

2. Арутюнов С., Щебеньков В. Поверья, приметы и представления айнов об окружающем мире// Вестник Сахалинского музея: Ежегодник Сахалинского областного краеведческого музея. 1995. №2.

3. Бертон Р. Чувства животных. М.:Мир, 1972.

4. Гаршин В. Медведи // Избранное. М.: Современник, 1982. Доисторический период. Минск: Попурри, 1996. Сер. “Тайная жизнь животных”.

5. Медведи и другие хищные звери. М.: Терра, 1997. Сер. “Удивительный мир живой природы”.

6. Руковский Н. Зачем медведь лапу сосет?// Юный натуралист. 1995. №4.

7. Таксами Ч., Косарев В. Кто вы, айны? М.:Мысль, 1990.

8. Эриксон А. Киты и дельфины. М.: Слово, 1995. Сер. “Мир природы”.

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 184.