Социальное партнерство - сложный социологический феномен. Оно, с одной стороны, представляет собой систему сотрудничества работников и работодателей, с другой - идеологию такого сотрудничества. Основным назначением социального партнерства является создание и применение трудовых норм, регламентация труда. (с.85)
Понятие социального партнерства как специфического типа общественных отношений можно характеризовать как вполне определенное и системное. В соответствии со ст. 23 ТК РФ в его содержании выделяются четыре признака:
1) предмет - система взаимоотношений по поводу регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
2) субъекты - работники (представители работников), работодатели (представители работодателей), органы государственной власти, органы местного самоуправления;
3) цель - обеспечение баланса реализации интересов работников и работодателей;
4) область регулируемых отношений - социально-трудовые и непосредственно связанные с ними экономические и политические отношения, к примеру, вопросы собственности и ее перераспределения, вопросы формирования государственной политики в сфере труда.
Отношения между представителями работником и работодателем (работодателями), иначе называемые коллективными трудовыми отношениями, складываются по поводу (с.86):
- проведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров, соглашений или внесения в них дополнений, изменений;
- формирования постоянно действующих трехсторонних органов ( комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, комитетов по занятости);
- проведения консультаций по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав, прав работников и совершенствования законодательства о труде;
- участия представителей работников в управлении организацией;
- участия работодателя и представителей работников в досудебном разрешении индивидуальных трудовых споров;
- участия представителей работников и работодателя (работодателей) в разрешении трудовых споров;
- участия профсоюзов и объединений работодателей в управлении внебюджетными социальными фондами.
Таким образом, отношения между социальными партнерами гораздо многообразнее, чем их участие в установлении трудовых норм.
Социальное партнерство включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехстороннее взаимодействие - с участием органа государственной власти или органа местного самоуправления.
При этом надо иметь ввиду, что в системе социального партнерства участвуют не все органы государственной власти, а лишь те из них, которые прямо указаны в Трудовом кодексе или иных федеральных законах, законах субъектов РФ. К ним относятся:
- Правительство РФ (ст. 35 ТК),
- Министерство труда и социального развития РФ, традиционно принимавшее участие в заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне,
- администрация области (края), правительство республики, органы исполнительной власти городов федерального значения, автономной области и автономных округов (в соответствии с законами субъектов РФ),(87-88)
- органы службы занятости, другие заинтересованные государственные органы (ст. 20 Закона о занятости населения).
Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий (комитетов), участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях и т.п.
Целью взаимодействия социальных партнеров является согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников. Такие решения принимаются на разных уровнях (ст. 26 ТК) и имеют различный характер: это и нормативные соглашения (коллективные договоры, соглашения), заключаемые в договорном порядке, и согласованные программы и планы, и государственные решения (законы, иные нормативные правовые акты, федеральные целевые программы), принимаемые с учетом мнения социальных партнеров, и локальные нормативные акты, утвержденные совместно или с учетом мнения представителей работников, и правоприменительные акты, принимаемые с учетом мнения представителей работников.(88)
Дата: 2019-05-28, просмотров: 231.