Организационно-управленческие правоотношения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Среди общественных отношений, регулируемых трудовым правом, есть такие, где в качестве участников (субъектов) выступают трудовые коллективы организаций, а также профсоюзные органы — законные представители прав и интересов трудовых коллективов и отдельных работников. Конструктивную роль, в частности, играют правоотношения с участием указанных субъектов по вопросам организации труда, управления деятельностью трудовых коллективов, установления условий труда и применения трудового законодательства. Помимо трудовых коллективов эти правоотношения охватывают связи государственных и профсоюзных органов, а также работодателей на самых различных уровнях: от высших органов государственного управления (Правительства Российской Федерации, министерств РФ), объединений работодателей и профсоюзов до администрации и профкомов отдельных организаций. Такие правоотношения в науке трудового права получили название организационно-управленческих .

 

Цель организационно-управленческих правоотношений — выработка и принятие актов (решений) по совершенствованию организации труда, нормативному установлению и применению действующих условий труда»/В них реализуется правовой статус трудовых коллективов как субъектов трудового права, а также профсоюзов и работодателей.

 

Особо важное значение в условиях перехода к рыночной экономике имеют организационно-управленческие отношения, складывающиеся между трудовыми коллективами и администрацией организации, а также между профкомом и администрацией по установлению условий труда и применению трудового законодательства. ^Эти правоотношения призваны способствовать улучшению регулирующего воздействия норм права на общественные отношения, возникающие в процессе организации труда и управления производством.

 

организационно-управленческие правоотношения выражают собой действие либо непосредственной производственной демократии, либо опосредованной. Вместе с тем эти правоотношения выражают приоритет управленческих правомочий работодателя (собственника имущества предприятия, предпринимателя).

 

Если трудовые правоотношения опосредуют применение труда работников, то организационно-управленческие правоотношения направлены на организацию и управление коллективным трудом. Это одно из принципиальных отличий, дающих основание рассматривать их в качестве относительно самостоятельных в системе правоотношений трудового права.

 

Основные и важнейшие обязанности в организационно-управленческих правоотношениях возлагаются на администрацию организации. Что касается трудового коллектива и профкома, то формы их участия в этих правоотношениях различны и зависят от вида (уровня) коллектива и профкома, а также от того, какими конкретно правами они наделены в решении того или иного вопроса. Если в организационно-управленческих правоотношениях участвуют администрация государственного предприятия и профком, то администрация выступает здесь как орган государственного управления, а профком — как представитель трудового коллектива. Поэтому права профкома нужно рассматривать как представительные права трудового коллектива, осуществляющего производственную демократию.

 

Организационно-управленческие отношения возникают обычно в связи с необходимостью обсуждения, разработки и принятия того или иного акта (решения), касающегося организации труда, управления производством, установления локальных правовых норм или применения трудового законодательства. Инициатива в разработке и принятии организационно-управленческого акта исходит по преимуществу от администрации, и с ней нужно связывать возникновение указанных правоотношений между администрацией и профкомом. Однако такая инициатива в ряде случаев может исходить от трудового коллектива или профкома. Так, в соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. (ст. 6) инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая сторона.

 

Юридическим фактом, влекущим прекращение организационно-управленческого правоотношения, является отмена ранее принятого акта (решения) либо принятие нового акта (решения), например согласование с профкомом приказа администрации о введении новых или пересмотре действующих норм труда.

 

67. правоотношения по подготовке кадров на производстве

Интересы развития и технического оснащения организаций требуют постоянной заботы администрации о профессиональной подготовке кадров. В процессе организации и осуществления такой подготовки складываются три группы правоотношений: по ученичеству; повышению квалификации кадров; руководству обучением.

 

Правоотношения по ученичеству возникают в результате заключения особого договора между гражданином и работодателем, по которому работодатель обязуется организовать индивидуальное, бригадное или курсовое обучение гражданина новой для него специальности, а гражданин — освоить специальность в установленные сроки и в дальнейшем работать по ней в данной организации. Этот договор может быть заключен как с лицом, впервые поступающим в целях приобретения специальности, так и с работающим трудящимся (например, в.связи с предстоящей реорганизацией производства).

 

Следует отметить, что между правоотношениями по ученичеству и трудовыми правоотношениями есть много общего: они протекают внутри кооперации труда, среди трудового коллектива организации; субъекты этих правоотношений (гражданин и работодатель) совпадают; на работников и учеников в одинаковой мере распространяется внутренний трудовой распорядок и ответственность за его нарушение. Однако по содержанию и целевой направленности они отличаются, и это предопределяет их межвидовое различие. Если трудовые правоотношения складываются в процессе выполнения трудовой функции, то ученические — в ходе профессиональной учебы, то есть осуществления учебной функции. Данное различие не нарушает то обстоятельство, что ученичество включает в себя не только теоретическое обучение, но и овладение специальностью посредством затрат труда для приобретения практических навыков.

 

Как правило, правоотношения по ученичеству предшествуют трудовым. Исключение составляют случаи, когда уже работающее лицо по договоренности с администрацией переходит на обучение новой специальности. Но и здесь правоотношения по профессиональному обучению предшествуют самостоятельной работе по новой специальности.

 

Правоотношения по профессиональной подготовке кадров могут складываться и в связи с повышением их квалификаций} Последние во многом сходны с правоотношениями по ученичеству. Оба они базируются на осуществлении гражданами права на профессиональное образование и носят срочный характер.. Однако правоотношения по повышению квалификации в отличие от правоотношений по ученичеству не имеют относительной самостоятельности, а существуют постольку, поскольку есть трудовое правоотношение. Иначе говоря,, эти правоотношения существуют как спутники трудовых правоотношений. Возникновение правоотношений по повышению квалификации связывается с соответствующим договором (контрактом), заключаемым между работником и организацией, с которой он состоит в трудовых правоотношениях.

 

•Правоотношения по руководству обучением возникают в связи, с заключением особого договора, по которому обучающие лица (обычно квалифицированные работники данной организации) берут на себя обязательство подготовить учеников к самостоятельной работе по определенной специальности либо содействовать повышению квалификации того или иного работника либо группы работников. Эти правоотношения являются разновидностью трудовых правоотношений, а договор о руководстве обучением — разновидностью трудового договора. Кроме выполнения основной трудовой функции по трудовому договору, правоотношения по руководству обучением предполагают установление дополнительной трудовой обязанности по теоретическому и практическому обучению учеников, а также работников той организации, с которой они состоят в трудовых правоотношениях.

 

Таким образом, правоотношения по руководству обучением — дополнительные трудовые правоотношения, их содержание сводится к установлению дополнительных прав и обязанностей к предусмотренным трудовым договором (контрактом) при поступлении на работу. Они всегда ограничены временем прохождения ученичества или повышения квалификации, поэтому являются спутниками правоотношений по ученичеству и повышению квалификации кадров.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 297.