Налогообложение предприятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Налогообложение предприятий.

Система налогов и сборов в РФ.

Налог — обязательное и безвозмездное изъятие средств, осуществляемое государством или местными органами власти для финансирования общественных расходов.

Характерные признаки налога: слайд 2

ü прерогатива законодательной власти утверждать налоги;

ü односторонний характер установления налога;

ü налог является индивидуально безвозмездным, т. е. каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо блага;

ü уплата налога — обязанность налогоплательщика, она не порождает встречной обязанности государства;

ü налог взыскивается на условиях безвозвратности;

ü целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

Должны быть определены основные характеристики данного налога и порядок его взимания — составляющие налога: слайд 3

ü налогоплательщик (субъект налогообложения);

ü предмет налогообложения;

ü объект налогообложения;

ü налоговая база;

ü налоговый период;

ü налоговая ставка;

ü порядок исчисления налога;

ü порядок и сроки уплаты налога.

Кроме того, могут быть установлены: слайд 4

ü налоговые льготы,

ü ответственность за налоговые правонарушения,

ü установленная отчетность по налогу и др.

Субъект налогообложения — лицо, на которое возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Предмет налогообложения — это реальные вещи (земля, автомобили и т. п.) и нематериальные блага (госсимволика и др.), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств.

Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обязательство, имеющее стоимостную, количественную и физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ).

Налоговый период — срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства.

Ставка налога — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53 НК РФ).

Порядок исчисления налога — это совокупность действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Взимаемые в установленном порядке налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи в совокупности образуют основу налоговой системы.

Существенными условиями налогообложения являются: слайд 5

ü налоговая политика;

ü система и принципы налогового законодательства;

ü порядок установления налогов и распределения поступлений по бюджетам;

ü виды налогов;

ü порядок и условия налогового производства;

ü система налоговых органов;

ü формы и методы налогового контроля;

ü права, обязанности и ответственность участников налоговых отношений.

Налоговая политика — система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов.

Система налогов и сборов в Российской Федерации включает федеральные, региональные и местные виды налогов и сборов (ст. 12 НК РФ).

Принципы налогообложения:

Налог на прибыль.

Налог на прибыль организаций является важнейшим видом по­доходного налога, взимаемого с организаций и играющего фискаль­ную и регулирующую роль.

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций определяется главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Плательщиками налога являются все организации, имеющие прибыль от осуществления предпринимательской деятельности. Вы­деляют две группы плательщиков: слайд 14

ü российские организации;

ü иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Бюджетные и другие некоммерческие организации уплачивают налог при осуществлении ими коммерческой деятельности с суммы превышения доходов по ней над расходами.

Налог на прибыль организаций не уплачивают организации, при­меняющие в установленном порядке упрощенную систему налогообло­жения, уплачивающие ЕНВД для определенных видов деятельности, являющиеся плательщиками ЕСХН, а также организации, осуществля­ющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса.

Недавно введена норма, направленная на стимулирование разви­тия экономики страны по инновационному типу и предусматривающая десятилетний мораторий на исполнение обязанностей налогоплатель­щиков для организаций, получивших статус участников проекта по осу­ществлению исследований, разработок и коммерциализации их резуль­татов в соответствии с Законом об инновационном центре «Сколково».

Объектом налогообложения является прибыль, полученная на­логоплательщиком. Для российских организаций объект налогообло­жения (прибыль) определяется как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Доходы определяются на осно­вании первичных, а также других документов, подтверждающих полу­ченные доходы, и документов налогового учета.

Налог на имущество.

В налогообложении имущества в большей степени заметны инди­видуальные особенности каждого государства, хотя прошедшие в по­следнее десятилетие во многих промышленно развитых странах на­логовые реформы привели к существенному сближению принципов и механизмов налогообложения имущества. Значение имуществен­ных налогов как высокостабильных, управляемых источников дохо­дов бюджетов остается достаточно высоким и в большинстве стран составляет от 4—6 до 9—12% от общих налоговых поступлений. При этом фискальная функция данных платежей наиболее значительна на местном уровне. Например, в США они обеспечивают свыше 30— 40% налоговых доходов местных бюджетов большинства штатов.

В России роль и значение налогов на имущество также достаточ­но высоки, однако за последние два десятилетия их доля в доходах государства существенно снизилась, что обусловлено сокращением состава объектов налогообложения, увеличением изношенности обо­рудования и др.

Следует заметить, что эффективность системы имуще­ственного налогообложения заключается не только в ее фискальном значении — роль этих налогов еще и в том, что они при качественном налоговом администрировании являются важнейшим механизмом регулирования экономических отношений, содержат элементы экономи­ческого стимула.

Налог на имущество организаций в настоящее время занимает центральное место в системе имущественных налогов, которые в свою очередь обеспечивают около 6—8% доходов бюджетов субъектов Фе­дерации. Его удельный вес в общей сумме имущественных налогов со­ставляет в настоящее время 69%.

С 1 января 2004 г. налогообложение имущества организаций регу­лируется одноименной главой 30 НК РФ. Следует, однако, учитывать, что данный налог является региональным, а это означает, что установ­ление самой обязанности платить налог и всех элементов определяет­ся не только НК РФ, но и соответствующими законами субъектов Рос­сийской Федерации. При этом налог, введенный в действие законом субъекта Российской Федерации, обязателен к уплате только на тер­ритории этого субъекта. Регионам также дано право определять на­логовую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, а также отчетные периоды, порядок и сроки уплаты налога. Наконец, законо­дательные органы субъектов Российской Федерации могут устанавли­вать дополнительные налоговые льготы (сверх льгот, установленных НК РФ) и основания для их использования налогоплательщиками.

Плательщиками налога на имущество организаций признаются любые организации, имеющие имущество, признаваемое объектом на­логообложения.

Объект налогообложения определен ст. 374 НК РФ и дифферен­цирован по категориям налогоплательщиков: слайд 19

ü российские организации;

ü иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства;

ü иностранные организации, не осуществляющие свою деятель­ность в Российской Федерации через постоянные представительства.

Для российских организаций объектом налогообложения при­знается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств в соответствии с установленным поряд­ком ведения бухгалтерского учета. В состав объекта налогообложения при этом включается имущество, переданное во временное пользова­ние, распоряжение или доверительное управление, и имущество, вне­сенное в совместную деятельность или полученное по концессионно­му соглашению.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через по­стоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, в том числе полученное по концессионному соглашению.

Движимое имущество не является объектом налогообложения по налогу на имущество с 1 января 2013 года. В отношении него применяется льгота. Однако она не применяется, если имущество было принято на учет в результате реорганизации или ликвидации организации, либо было получено от взаимозависимого лица.

Для иностранных организаций, не осуществляющих деятель­ность в Российской Федерации через постоянные представитель­ства, объектом налогообложения признается только недвижимое иму­щество, принадлежащее им на праве собственности. В соответствии с классификацией ГК РФ к недвижимым объектам имущества отно­сятся здания, строения, сооружения и иные объекты, непосредствен­но связанные с землей, а также отдельные виды воздушных, морских судов, суда внутреннего плавания и отдельные другие виды.

Земельный налог.

Земельный налог является одним из древнейших прямых нало­гов. По своему экономическому содержанию он относится как к иму­щественным налогам, так и к налогам, связанным с природопользо­ванием. В современной российской налоговой системе земельный налог действует в соответствии с главой 31 «Земельный налог» НК РФ.

Земельный налог является местным. Он устанавливается, вво­дится в действие и прекращает действовать не только в соответствии с главой 31 НК РФ, но и с нормативными правовыми актами предста­вительных органов муниципальных образований.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве соб­ственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно­го наследуемого владения (рис. 1). Слайд 21

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреж­дениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение сво­их полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК РФ).

Плательщиком земельного налога признается организация, которая в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указана как обладающая правом собственности, правом постоянного (бессрочного) поль­зования на соответствующий земельный участок (Рис. 2) Слайд 22

Объект налогообложения — земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значе­ния), на территории которого введен земельный налог (рис. 3). Слайд 23

Налоговая база — кадастровая стоимость земельных участков, определяемая в соответствии с земельным законодательством Россий­ской Федерации (ст. 390 НК РФ).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Критерием разграничения земель по категориям является различ­ное целевое назначение, в соответствии с которым они используются, т.е. та роль, которую выполняет земля в общественных отношениях.

 

Рис. 1. Нормативно-правовое регулирование земельного налога

Рис. 2. Плательщики земельного налога

 

Рис. 3. Объект обложения земельным налогом

 

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра не­движимости по каждому участку отдельно.

В отношении участков, находящихся в общей долевой собствен­ности, налоговая база определяется пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности.

В отношении участков, находящихся в общей совместной соб­ственности, налоговая база определяется в равных долях для каждого налогоплательщика (ст. 392 НК РФ).

Отчетными периодами для организаций и индивидуальных пред­принимателей признаются I, II, III кварталы календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, определенных ст. 394 НК РФ (рис.4). Слайд 24

Налогообложение предприятий.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 198.