Заявив о себе как о социальном государстве, Луганская народная Республика в ст.4 Конституции закрепила положение, в соответствии с которым ее политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [26]. Безусловно, одним из важнейших условий достойной жизни человека является труд, как средство поддержания жизни и удовлетворения основных потребностей человека. и труд этот также должен быть достойным.
Сегодня МОТ в качестве одной из главных задач рассматривает реализацию концепции «достойного труда» и достаточно четко формулирует свою позицию по этому вопросу. Неотъемлемые признаки достойного труда - нормальные условия работы, справедливая зарплата, адекватная социальная защита, отсутствие дискриминации, право голоса.
Свою основную задачу МОТ видит в распространении принципа социальной справедливости посредством политических консультаций, исследований и выдвижения инициатив в рамках четырех главных стратегических целей:
претворения в жизнь основополагающих прав в сфере труда,
расширения возможностей занятости и получения дохода,
совершенствования систем социальной защиты,
укрепления социального диалога [27, с.115].
Цель социального государства - отстаивать интересы большинства членов общества в первую очередь через обеспечение важнейшего элемента социально-трудовых отношений - занятости населения. Достижение данной цели возможно посредством выполнения ряда функций:
контроль за соблюдением государственных стандартов в области безопасности, условий и охраны труда;
поддержка необходимых уровней оплаты труда в соответствии со стоимостью воспроизводства рабочей силы и положениями конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ);
обеспечение условий для цивилизованного разрешения социально-трудовых конфликтов и нормального осуществления колдоговорных процессов согласования и регулирования социально-трудовых отношений.
Реализация статуса социального государства предполагает определенные направления развития и социально-трудовых отношений и их законодательного закрепления. В связи с этим представляется возможным предложить пути совершенствования механизма регулирования социально-трудовых отношений.
Полагаем, что основной целью регулирования социально-трудовых отношений должно стать формирование такого механизма, который был бы не столько механизмом вмешательства при появлении негативных явлений, сколько механизмом их предупреждения. Превращение механизма регулирования в инструмент превентивных мер связан с четким определением принципов его формирования.
Дальнейшее распространение демократических начал на организационно-управленческие правоотношения в социально-трудовой сфере возможно лишь в условиях большого вовлечения работников и их представительных органов в процессы управления трудом и производством, выработки и развития у работников навыков самоуправления.
В государствах с развитыми рыночными отношениями накоплен большой опыт развития рабочей демократии посредством социального диалога, расширения прав и представительства трудящихся в органах управления предприятий и организаций.
С развитием рыночных отношений, нарастанием интеграции нашего государства в мировое сообщества меняется статус работодателей и их объединений особенно в организационно-управленческих правоотношениях в социально-трудовой сфере. С одной стороны, они обязаны повышать конкурентно способность товаров и услуг, а с другой - соблюдать принципы социальной ответственности перед трудящимися и обеспечивать им достойный уровень оплаты труда.
В этих непростых условиях повышается роль основных субъектов организационноуправленческих правоотношений в социально-трудовой сфере: государства, работников и работодателей в обеспечение оптимальных организационно-управленческих правоотношений в сфере формирования и регулирования предмета трудового права.
Гармонизация процесса формирования новой архитектуры посткризисного мира, безусловно, должна опираться на философию диалога, а не противостояния. Но, в то же время, гармонизация интересов - это не некий раз и навсегда найденный общий знаменатель, а максимальный учет национальных интересов каждого государства,
Нельзя не учитывать того, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры ЛНР являются составной частью ее правовой системы. Это предполагает необходимость изучения опыта международно-правового регулирования труда и его применения в российской правовой системе - при непременном условии адаптации к ней этого опыта.
Необходимость дифференциации в правовом регулировании отношений, связанных с применением труда в различных сферах человеческой деятельности, не означает обязательного возникновения новых методов правового регулирования труда. ТК впервые (по сравнению с действовавшими ранее кодексами законов о труде) имеет достаточно прилично проработанную Общую часть, значение которой на практике постоянно возрастает. Метод трудового права, сочетающий единство и дифференциацию, централизованное и локальное регулирование, как раз и позволяет максимально учесть особенности этого правового регулирования.
Безусловно, на первом месте находятся экономические аспекты этой важнейшей проблемы. Право, как и всегда, здесь играет служебную роль, однако эта роль чрезвычайно важна, т.к. сами по себе, не будучи оформлены в правовую оболочку, самые замечательные идеи экономистов могут «повиснуть в воздухе» и не быть реализованы. Кроме того, при главенствующей роли в этом процессе трудового права необходимо комплексное правовое регулирование многих вопросов. В противном случае результат вряд ли будет достигнут.
В решении этих проблем крайне важна гармонизация законодательства ЛНР в области содействия занятости населения, обеспечения безопасности труда и его справедливой оплаты, в области социального партнерства с международными нормами.
Ослабление государственного контроля за такой важной сферой экономики как рынок труда и его функционирование совершенно очевидно привело к негативным последствиям, а сложившаяся ситуация в очередной раз показала важность и необходимость государственного регулирования принципиальных аспектов социальноэкономического развития страны.
Право ничего не стоит без государственного аппарата, способного реально и эффективно осуществлять надзорные и контрольные функции. В связи с этим на повестку дня встает вопрос о развитии функций Министерства труда и социальной политики.
Трудовое законодательство можно и нужно совершенствовать по всем институтам - но, не затрагивая его принципов. Сами по себе «точечные» изменения могут даже входить в конфликт с этими основополагающими категориями отрасли права, да и правовой системы в целом.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 241.