Формирование правового государства предполагает уважение к закону, праву, строгое соблюдение положений Конституции. Вместе с тем путь от создания нормы до воплощения ее предписаний в реальной жизни весьма сложен, зависит от множества факторов. Права граждан в сфере социально-трудовых отношений, закрепленные в конституционных нормах, являют собой определенную форму с юридическим содержанием, и главное их предназначение заключается в претворении в общественной практике. Только общественная практика, конкретные отношения людей составляют реальную жизнь конституционных правоположений. Норма Конституции, не оказавшая влияние на общественные отношения, остается нереализованной и неэффективной.
Вместе с нем необходимо отметить, что процессе перехода к рынку возникает немало сложных проблем, связанных с правовым регулированием общественных отношений, в том числе проблем собственности, организационно-правовых форм предпринимательства, инвестиций, прибыли, налогов. Безусловно, все это очень важные элементы рыночной экономики. Но рынок не может существовать без рынка труда, а рыночная экономика - без применения этого труда. Можно констатировать, что сфера труда в значительной мере является основой экономики. Все остальное зависит и производно от эффективности его применения. Непонимание этого создает почву для социальных конфликтов в основной сфере человеческой деятельности [23, с.51].
В свою очередь, отношения, возникающие в сфере труда, нуждаются в правовом регулировании. Уровень развития общества во многом определяется эффективностью правового регулирования общественных отношений. Право человека на труд относится к основным правам человека, а состояние законодательства и реального положения дел в области реализации данного права не только является показателем цивилизованности общества, но и непосредственно воздействует на его нравственность, эффективность его экономики.
Нормальная предпринимательская деятельность граждан и иных ее субъектов, цивилизованные отношения в сфере труда возможны лишь при наличии определенных традиций в этой сфере и при условии взвешенного подхода государства к решению возникающих в этой сфере проблем, что в немалой степени определяется состоянием правовой культуры всех участников этой деятельности [24, с.77].
Трудовое право с самого своего появления имело социальное назначение. Это объясняется тем, что задачей этой отрасли права изначально являлось такое правовое регулирование отношений, связанных с применением наемного труда, которое обеспечило бы, с одной стороны, равенство сторон при заключении соответствующих договоров и учет их интересов, а с другой - необходимость защиты экономически более слабого работника от экономически более сильного работодателя.
Сегодняшнее состояние правового регулирования трудовых отношений отражает специфику периода перехода к рыночной экономике. С одной стороны, оно уже не в состоянии адекватно реагировать на все происходящие в экономике изменения, с другой, - именно переходный характер нынешнего этапа затрудняет, например, использование в чистом виде аналогичного механизма регулирования, имеющегося в странах с развитой рыночной экономикой.
Существенным недостатком современного состояния трудовых отношений является отсутствие четкого механизма реализации принципов, заложенных в законодательстве. Причин тому много. Это и недостаточно четкое разделение решаемых вопросов по уровням нормативных актов, и нестыковка этих актов между собой, и отсутствие специальных органов и процедур, и недостаточный уровень юридической техники, и многое другое.
В условиях очевидного спада интереса государства к эффективному регулированию, отсутствия в этой сфере комплексного подхода и жесткого централизованного регулирования, надзора и контроля, характерного для довольно длительного периода российской истории, работодатели не всегда заинтересованы в четком следовании нормам официально действующего законодательства. Государственная власть сегодня не в полной мере учитывает необходимость комплексного и в то же время дифференцированного подхода к проблемам социально-трудовых отношений и, тем самым, создает взрывоопасную ситуацию. Уходя от чрезмерного вмешательства в регулирование трудовых отношений, государство нередко оставляет работников практически один на один с работодателем [25, с.104].
В настоящее время многие организации активно используют различные виды гражданско-правовых договоров для оформления правоотношений по привлечению трудовых ресурсов физических лиц. Однако при этом нередки случаи, когда именно таким способом скрываются фактические трудовые отношения между работником и организацией. Причем на практике встречаются различные варианты таких ситуаций. К примеру, гражданско-правовой договор заключается на период прохождения сотрудником испытательного срока, и только затем, если испытательный срок пройден успешно, оформляется трудовой договор. Зачастую в целом вместо заключения трудового договора организация на определенный срок заключает гражданско-правовые договоры на выполнение работ или оказание услуг, а затем регулярно их перезаключает.
Причиной этого является стремление снизить фискальную нагрузку - с выплат таким работникам организация не исчисляет отдельные виды обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Кроме того, сужается круг обязательств и ответственности организации. В частности, при заключении гражданско-правовых договоров юридическое лицо освобождает себя от обязанностей, которые возложены на него нормами трудового законодательства, - предоставлять ежегодные оплачиваемые отпуска, отпуска по беременности и родам, оплачивать периоды временной нетрудоспособности, обеспечивать выполнение требований по охране труда, соблюдать нормы о расторжении трудового договора и т.д. Стремление организаций сэкономить на выплатах и ограничить свою ответственность влечет за собой негативные последствия, в первую очередь нарушение законных прав работников.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 224.