Виды рентабельности и методика их расчета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

Термин рентабельность означает доход, в широком смысле слова означает прибыльность, доходность.

Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.

Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат):

 

 

где Ц - цена единицы продукции; С - себестоимость единицы продукции.

Рентабельность производства (общая) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов):

 


где П – сумма прибыли; ОСср - среднегодовая стоимость основных средств; ОбСср – средние за год остатки оборотных средств.

Этот показатель характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какой величине использованного капитала получена данная масса прибыли.

На уровень рентабельности влияет ряд факторов:

1. Внешние (географическое положение предприятия, Конкуренция и спрос на продукцию предприятия, Ситуация на смежных рынках, Государственное вмешательства в экономику)

2. Внутренние

- внепроизводственные (снабженческо-сбытовая деятельность, природоохранная деятельность, претензионная деятельность, социальные условия труда и быта, финансовая деятельность)

- Производственные

а) Наличие и использование средств труда (Экстенсивные: изменение объема средств труда, изменение времени работы оборудования, непроизводительное использование средств труда; Интенсивные: улучшение качественных характеристик, повышение производительности оборудования)

б) Наличие и использование предметов труда (Экстенсивные: изменение количества предметов труда, непроизводительное использование предметов труда (брак, отходы); Интенсивные: использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости)

в) Наличие и использование трудовых ресурсов (Экстенсивные: использование численности производственного персонала, изменение фонда рабочего времени, непроизводительные затраты труда; Интенсивные: повышение квалификации рабочих, снижение трудоемкости, совершенствование организации труда).

 


4. Классификация и содержание факторов роста прибыли

 

Прибыль предприятия отражает чистый доход созданный в сфере материального производства. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.

Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль. Экономическая прибыль –разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками.

В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль предпринимателя. (Нормальная прибыль предпринимателя - это минимальная плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский талант.)

Бухгалтерская прибыль - разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.

На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся природные условия; транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; цены на производственные ресурсы….

Внутренними факторами изменения прибыли могут быть основные факторы (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции); неосновные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (неправильное установление цен, нарушения условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др.).

При увеличения прибыли ориентируются на внутренние факторы, влияющие на величину прибыли. Увеличение прибыли предприятия может быть достигнуто увеличения выпуска продукции; улучшения качества продукции; продажи излишнего оборудования и другого имущества или сдачи его в аренду; снижения себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов…



Дата: 2019-05-28, просмотров: 188.