ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПР-ИЕ, ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПР-ИЕ, ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ

Понятие и особ - ти соцупр - ия. Определение упр-ия: 1. Это целенапр-ое орг-щее возд-ие человека на соотв-ий объект для достижения опред. целей (чтобы привести этот объект в нужное человеку состояние. 2. Это процесс перевода системы из сущего состояния в заданное. Т.о. субъектом упр-ия всегда является человек, между субъектом и объектом сущ-ет прямая и обратная связь. 3 вида упр-ия (в зависимости от х-ра объекта): 1) Техническое (объект – механизмы, процессы); 2) Биологическое (объект – представители живой природы); 3) Социальное(система человек – человек). Право рег-ет только отн-ия между людьми (общ-ые отн-ия), превращая их в юр-кие. Особ-ти СУ: 1. В СУ и прямая и обратная связи являются рез-том сознательной волевой деят-ти людей – участников упр-ия. Обе линии связи наполнены сознанием, отсюда объективно вытекает свойство СУ – в нем огромную роль играет субъективный фактор (нельзя игнорировать индивид-ти). 2. СУ имеет ярко выраженную общ-ую (коллективную) природу. Всякий общ-ый труд нуждается в упр-ии. Чем выше профессионализм управляемых, тем менее упр-ие носит диктаторский х-р. 3. СУ предст-ет собой тонкую сложную подвижную систему отн-ий между участниками упр-ческого процесса (членами коллектива). Управлять – значит регулировать надлеж-м образом эти отн-ия. В коллективе присутствует 2 вида отн-ий: - отн-ия социально-нравственной среды (ОСНС); - отн-ия социально-правовой среды (ОСПС). Эти отн-ия взаимопроникающие и друг друга дополняющие. ОСНС – складываются исключительно под возд-ием личностных потребностей участников (дружба, уважение и т.д.). Спектр ОСНС очень широк, они тонки и рег-тся нормами морали (обычаи, традиции и т.д.). Эти отн-ия не терпят прямого упр-ия. ОСПС – рег-тся с помощью правовых норм. Особенности ОСПС: а) официальные, могут складываться и без согласия участников; б) рег-тся непосредственно с помощью права. Право – это наиболее эффективный регулятор, но его объективная слабость – неспос-ть учитывать индивидуальные особенности людей (применяет одинаковый масштаб ко всем). Преодолеть эту слабость помогают ОСНС (например, неодобрение товарищей). Госупр-ие – разновидность социального. СУ проявляется в 2х видах – гос-ное и общ-ое (например, аппарат партии). ГУю свойственны все особенности СУ плюс дополнительно: 1. Это властная деят-ть, реализация госвласти (синоним – исп. власть) гос-вом. 2. ГУ реализуется специальной системой гос. органов (конкретно – органами ИВ РФ и ее субъектов). 3. ГУ – это деят-ть юр-кая.

СОДЕРЖАНИЕ ГУ, ЮРИД. ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ.

ГУ как орг-щая деят-ть (объединение и координация д-ий) складывается из 4х неразрывно друг с другом связанных и образующих единый массив элементов. 1) Принятие НА ГУия (т.е. актов, в которых содержатся общие правила поведения). например, постановления правит-ва. 2) Применение НП органами ИВ – разрешение бесчисленного множества дел или ситуаций, предусм-ых пр. нормами. Например, выставление оценок на экзамене. 3) Орг-нная непрерывная работа – планирование, контроль, совещания. 4) Мат.-техн. операции – д-ия технологического х-ра (подготовка документов, делопроизводство), это технолог. основа для принятия норм. актов. 1) и 2) являются юрид. элементами, поскольку могут затрагиваться интересы и права гр-н.

ГУ И ИВ.

Предметом АП является ГУская деят-ть, И. органы, исп.-распорядит. деят-ть. Все эти термины можно объединить одним - ИВ. Конст. 1993 г. отказалась от термина ГУ, закрепив вместо него иной — ИВ. Ст. 10 Конституции - госвласть в России осущ-ся на основе разделения на законод-ую, исп. и судебную - переход от «разделения труда внутри госаппарата» к «разделению властей». Под ГУ раньше понималась деят-ть исп.-распор. характера: исполнение - проведение в жизнь законов и подзаконных НА; распорядительство – средство достижения исп-ия, т.е. использование необходимых юр.-властных полн-й. Органы ГУ рассматривались в качестве исп. аппарата госвласти. Согласно теории «разделения властей» вместо органа ГУ - субъект ИВ. Госвласть должна строиться на опред-ой функциональной и компетентной специализации, а потому мы имеем три ветви единого дерева госвласти, самост-ые и в то же время взаимосв-ые. Каждой ветви соотв-ует свой субъект, т.е. выражающий ее госорган. Характерные черты ИВ: 1. ИВ — относительно самост. ветвь (вид, разновидность) единой госвласти, тесно взаимод-щая с ее законод-ой и судебной ветвями. 2. Функция ИВ: практическая реализация законов в общегос-ном масштабе, для чего используется опред-ая часть ГВ полн-й. 3. ИВ представлена в ГВ мех-ме органами ИВ, через деят-ть которых она приобретает динамические качества. Однако сама ИВ, как и само ГУ, — это не система соотв-щих ГО, а осущ-ая ими деят-ть. 4. ИВ в процессе своей реализации наполнена организ-ым содержанием. Орг-ия предполагает: 1) механизм ИВ практически организует исполнение законов; 2) этот механизм должен быть сам необходимым образом организован. 5. ИВ реализуется во внесудебном порядке. 6. В ведении и распоряжении субъектов, реализующих ИВ находятся наиболее существенные атрибуты госвласти: финансы, коммуникации, армия, милиция и т.п. Итак, ИВ — категория политико-правовая, в то время как ГУ — категория орг-ионно-правовая, гос. деят-ть, в рамках которой практически реализуется ИВ. ГУ, понимаемое как исп.-расп. деят-ть, не противопоставляется ИВ, понимаемой как деят-ть субъектов этой власти. Вывод: предмет АП не претерпел в условиях перехода орг-ии механизма госвласти на начала разделения властей конструктивных изменений. Что же изменилось: уменьшение удельного веса непосредственного ГУ экономическими процессами. Но резкое сокращение госсектора (особенно в области экономики) вовсе не означает отказа от АП рег-ия.

ПРИНЦИПЫ ГУ

Что такое П.? Это нечто фундаментальное, глубокое. Самые важные. 1. П. законности. 2. П. демократизма 3. П. федерализма. Такие П.ы как научности, гласности – производные. П. законности – прежде всего это требование строгого, неуклонного соблюдения любых законов всеми без исключения. Для этого необходимо: а) иметь проработанную и научно обоснованную систему законов. чтобы ничего не было упущено; б) должен д-овать механизм, обеспечивающий безусловное распр-ие д-ия законов на всех субъектов. Если все же исключения имеются, то они д.б. объективно обусловлены. Перед законом все д.б. равны, практика допущения исключений неправильна. в) законодательство д.б. широко доведено до сведения гр-н, т.е. тех, кто по идее руководствуется законом. П. демократизма – прежде всего это комплекс прав, свобод и обяз-ей гр-н в сфере ГУ, различные формы вовлечения их в упр-ие делами гос-ва. Например, чтобы НА начал д-овать, он д.б. опубликован, а если он ущемляет права и свободы гр-н – д.б. зарегистрирован в Минюсте. П. федерализма – подразумевает а) взаимод-ие в упр-ии между федер-м уровнем и уровнем субъекта федерации б) разграничение полн-й. Конституция предусмотрела различные варианты коллизий между актами ГУ федерации и субъекта: 1) Ст. 71 – круг вопросов в ведении РФ. Если по этим вопросам возникает разногласие между нормами федер. уровня и нормами субъекта – д-ует фед. норма. 2) Ст. 72 – вопросы совместного ведения 3) Вопросы, не попавшие ни в ведение РФ, ни в совм-ое ведение – приоритет субъекта федерации. ГУ претерпело кардинальные изменения с началом перестройки. При этом большую роль сыграли несколько новых явлений: - Конст. закрепление нескольких форм собственности (гос-ая, частная, муниципальная и т.д.). Появились такие виды деят-ти, как регистрация, лицензирование. - Органы госупр-ия стали независимыми от органов представительной власти .Раньше органы ГУ создавались советами.

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АП

Иногда в процессе людских взаимоотн-ий одна из сторон становится потерпевшей, ищет защиты. Для обеспечения выполнения желаний, прав и обяз-ей человека люди создали правила. Так возникла социально-правовая среда. Отн-ий, которые требуют правового рег-ия, огромное множество, в т.ч. и упр-ие отн-ия. Задача правового рег-ия – создать оптимальные условия для каждого участника отн-ий. Определение АП – это система правил поведения (норм), установленных государством для рег-ия общ. отн-ий в сфере ГУ. Д-ие этих норм обеспечивается гос-м. Особенности АП : 1) АП, как и любая другая отрасль права, является системой норм (а не их совокупностью). 2) Нормы АП уст-ся гос-м (конкретно – правомочными органами. 3) АП регулирует не все, а опред. отн-ия, которые складываются в сфере ГУ, осущ-ия ИВ. Под возд-ием правового рег-ия обществ. отн-ия становятся правовыми, т.е. участники этих отн-ий начинают обладать опред. полн-ями и обяз-ями. 4) Нормы АП обеспечиваются гос-м, для этого надо иметь отработанный механизм, с помощью которого правила начинают реально д-овать. Сущ-ет 2 способа обеспечения норм – убеждение и принуждение. Применительно к АП нормам основным методом является убеждение. Сюда входит много процессов и мероприятий. Принуждение – вспомогат. способ в виде соотв-щей юрид. отв-ти. 5) Объективно АП является самой крупной отраслью права. 6) АП – это самая динамичная, изменчивая отрасль права, поскольку упр-ие направлено вперед. Обст-ва пунктов 5) и 6) сильно затрудняют процесс кодификации, единого кодекса в АП создать невозможно. 7) АП – это составная часть системы российского права.

СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ АП НОРМ

Определение: Реализация АПН – это процесс практического использования содержащихся в них правил поведения с целью рег-ия упр-ких общ-ых отн-ий. Участвуют все стороны указанных отн-ий в соотв-ии с их АП статусом. Способы реализации АПН: 1) Исполнение АПН - точное следование юр. предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Субъектами являются все участники упр-ких отн-ий — гр-нин, ИО и т.п. 2) Применение – см. билет № 9 3) Соблюдение – конкретное выражение исполнения, реакция участников упр-х отн-ий на запреты. 4) Использование – добровольное совершение субъектами правомерных д-ий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере упр-ия. В отличие от соблюдения и исполнения здесь субъект сам решает, воспользоваться ему правом, предоставленным АПН или нет.

ПРИМЕНЕНИЕ АП НОРМ

Определение: Применение АПН – это разрешение на ее основе инд.-конкретной ситуации в сфере госупр-ия правомочным на то субъектом. Сопровождается принятием инд-го правового акта (например, приказ о назначении на должность, регистрация общ-ого объединения, решение по жалобе гр-нина и т.п.). Кто может применять АПН: соотв-щие субъекты ИВ (должностные лица). Решение конкретного адм. дела - исключительная к компетенция ИО, гр-не не имеют полн-й по применению АПН. Некоторые АПН применяются в судебном порядке (например, при наложении адм. взысканий за совершение некоторых адм. правон-ий). Требования к субъектам, применяющим АПН: а) должна применяться соотв-ая АПН, а не первая попавшаяся; б) АПН должна быть применена к надлежащему субъекту; в) АПН должна быть применена при наличии оснований, предусм-ых законом или иным нормат-м актом.

ВИДЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ АП НОРМ

1) Система источников АП многообразна и широка, поэтому остро стоит проблема кодификации АПН. Что это такое? Берется какая-либо сфера права. Специалисты собирают абсолютно все д-ующие нормы, устаревшие отбрасывают, создается проект и вносится на рассм-ие законодателей. В рез-те появляется Кодекс – он вбирает в себя все, за его пределами ничего не остается. В настоящее время имеется только КоАП 1984 года, объединяющий нормы материального и процессуального АП. Готовится к принятию новый КоАП. 2) На первом плане – задача инкорпорации АП – объединение и расположение в систематизированном порядке и в логической последовательности норм по важнейшим АП институтам. Разные слои населения испытывают различные потребности: знать, выполнять, применять и т.д. Конечный продукт инкорпорации – справочник.

АП ОТН-ИЯ

АПО обладают всеми св-вами, кот. присущи правовым отн-иям, в частности – первичность АПН. Это значит, что АПО явл-ся рез-том рег-щего возд-ия на конкретное общ-ое отн-ие соотв-щей АПН. Определение: АПО – это общ-ое отн-ие, сложившееся в сфере ГУ, регулируемое нормами АП. Особенности АПО: 1) Это властеотн-ия, т.е. такие отн-ия, которые построены на принципе «власть (авторитет) – подчинение» и посредством которых реализуется исполн. власть. Для АПО характерно отсутствие юр-ого равенства сторон. 2) Непременным участником АПО является орган исп.власти или его официальный представитель. Также в АПО всегда есть обязательная сторона, и АПО не могут возникать между гр-нами. Структура АПО: 1) Субъекты (участники) АПО. Более общее понятие – субъект права, СП не обязан быть субъектом ПО. Субъекты АПО делятся на 2 группы – индивидуальные (физ. лица: гр-не РФ, ин-ые гр-не и лица без гр-ва) и коллективные (не то же самое, что юр. лица, ЮЛ – это часть коллективного субъекта: органы исп. власти, предприятия и учреждения, партии и объединения). 2) Объекты АПО. Существует 2 точки зрения: а) Объекты - это то, на что направлено АПО, в этом случае объект только один – поведение обязанной стороны в ПО (управляемых). б) Объект – это то, по поводу чего складывается ПО. При этом приходится различать несколько видов объектов: - материальные и нематериальные блага, гласный адм-ый надзор. 3) Правомочия и юр-ие обяз-и участников ПО. Юр-ие факты: Для возникновения АПО требуется: во-первых, норма, предусм-ая возм-ть таких отн-ий, во-вторых, как минимум, 2 субъекта. И третье — ЮФ-ты, т.е. обст-ва (д-ия или события), при которых в соотв-ии с требованиями соотв-щей нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные ПО. ЮФ делятся на 2 основные группы – волевые и неволевые. К волевым ЮФ относятся: 1) Д-ия - могут быть правомерными (полное соотв-ие требованиям АПН). Например, подача гр-нином жалобы. Основной вид правомерных д-ий - правовые акты субъектов исп. власти адресованные к конкретному лицу и делу. Например, приказ о назначении на должность. Неправомерные д-ия нарушают требования АПН (дисц-ые проступки или адм. правон-ия). 2) Безд-ие может быть и правомерным и неправомерным (например, непринятие службой ВД мер по обеспечению общ-ого порядка). Неволевые ЮФ - события — жизненные обст-ва, не зависящие от воли людей, но с которыми закон связывает возникновение ПО (напри­мер, смерть, стихийное бедствие и проч.).

СИСТЕМА МАТЕРИАЛЬНОГО АП

САП делится на общую (включает нормы, охватывающие упр-ие в целом) и особенную (состоит из норм, д--щих в пределах отд-х сфер деят-ти исп. власти. Общая часть вкл-ет в себя институты: 1) Субъектов АП, сюда входят АПН, которые рег-т орг-ию и деят-ть, правовой статус всех субъектов АП; 2) Гос. службы – сейчас в стадии становления; 3) Актов госупр-ия (их еще называют юр. формой деят-ти органов ГУ), этих актов, нормативных и индивид-х, масса, надо иметь правила по их принятию и т.д.; 4) Админ. отв-ти 5) Обеспечения зак-ности в госупр-ии (комплексный) – наряду с нормами АП присутствуют нормы других ОП, принимают участие различные органы гос-ва (закон-ые, судебная система, прокнадзор). Особенная часть – основная тяжесть АП, здесь концентрируются нормы, кот. рег-т отн-ия в 4х крупных сферах госжизни: 1) Экономической – крупные отрасли н/х (промышленность, строительство, транспорт, с/х, ЖКХ); 2) Соц.-культурной (наука, здравоохр., культура, соц. защита, СМИ; 3) Админ.-полит. сфера (упр-ие в области обороны, внутренние дела, безопасность, внешразведка, иностр. дела, юстиция, таможня, погранслужба). 4) Межотраслевая сфера – здесь группируются нормы, охватывающие потребности 3х предыдущих сфер. Т.о. в одном пространстве сосредоточен огромный массив. Чтобы обеспечить надлежащую работу этих сфер и отраслей, нужны надлежащие правила, которые имеют тенденцию устаревать, поэтому за ними надо следить.

ПРАВ-ВО РФ

ПРФ - это коллегиальный орган, который возглавляет систему ИВ РФ и издает адм-о-правовые акты от своего имени. Состав ПРФ, порядок его формирования, цели, основные направления деят-ти, полн-я, взаимоотн-ия с Президентом и ФС регламентируются КонстРФ: ПРФ состоит из Председателя ПРФ, его заместителей и федеральных министров. Конкретные полн-я ПРФ по общим, межотраслевым, отраслевым и другим вопросам закреплены в ФЗ и актах Президента РФ. Полн-я ПРФ: руководит фед. министерствами разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; упр-ие федеральной собственностью; обеспечение обороны страны, государственной безопасности, внешней политики РФ; обеспечение законности, прав и свобод гр-н; охрана собственности и общ-ого порядка, борьба с преступностью. Свои полн-ия ПРФ реализует через свои правовые акты – постановления и распоряжения. Основная орг-ная форма деят-ти ПРФ – заседания не реже 1 раза в месяц. Их подготовка и проведение – в соотв-ии с Регламентом ПРФ. Президиум ПРФ обр-ся для решения оперативных вопросовпо предло-ию Пред-ля, заседания по мере необх-ти.Аппарат ПРФ – обеспечение деят-ти ПРФ и орг-ции контроля за выполнением решений ПРФ

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ФЕД. МИН-В (ФМ) И ИНЫХ ФЕД. ОРГАНОВ ИВ (ФОИВ)

Министерство РФ –ФОИВ, проводящий госполитику и осуществляющий упр-ие в установл-ой сфере деят-ти, коорд-ий деят-ть в этой сфере иных ФОИВ. Адм.-правовос статус ФМ: раньше говорили «осуществляет отраслевое упр-ие», теперь «упр-ет опред-ой сферой деят-ти». Смысл – современным мин-вам присуще сочетание отраслевых и межотраслевых ф-ций и полн-й, т.е. кроме проведения госпол-ки в данной сфере ФМ коорд-ет деят-ть иных ФОИВ в этой сфере. Система ФМ состоит из 24 ФМ. Возглавляет ФМ министр. Компетенция ФМ определяется Положением о ФМ (утверждается ПРФ или президентом). В ФМ обр-ся коллегия (министр, замы и др.). Главное звено центр. аппарата ФМ – отраслевые (подотр-ые) и проблемные департ-ты, отделы и т.д. Госкомитеты РФ (ГКРФ) – ФОИВ, осущ-ие на коллегиальной основе (ФМ – на единоначальной) межотр-ую коорд-ию по вопросам, отнесенным к их ведению + функц-ое рег-ие в опред-ой сфере деят-ти. Отличие ГКРФ от ФМ небольшое, поэтому часто происходит обоюдное преобр-ие. 13 штук (по делам молодежи, кинематографии, по физкультуре и туризму и т.д.). ГКРФ возглавляет предс-ль. Фед. комиссии России (ФКР) – недавно возникли, по сути = ГКРФ. 2 штуки – ФКР по рынку ценных бумаг и Ф. энерг. комиссия. Фед. службы России (ФСР) – 17 штук. Это налоговая, пограничная, безопасности и т.д. ФС осущ-ют регулятивные, контрольные и разрешительные ф-ции отраслевого х-ра. Рос. Агенства – ФАПСИ, Фед. космическое. Фед. надзоры – контрольная деят-ть (Госатомнадзор).

ОИВ СУБЪЕКТОВ РФ

Система ОИВ в субъектах формируется ими самостоятельно. Гос.-правовая природа субъектов весьма различна (республики, края и области, автономные обр-ия, города фед. значения). ОИВ в республиках – а) Президент – высшее должн-ое лицо и глава ИВ (Калмыкия, Якутия). б) Прав-во (его председатель) – глава ИВ (Хакассия). в) ИВ принадл-ит особому органу – Госсовету (Дагестан). Республиканские прав-ва согласно респ. Конст-ям: осущ-ют ИВ под руководством Пр-та (Бурятия); являются исп. и распор-ым органом, формируемым Пр-том (Ингушетия); явл-ся исп. органом госвласти, подотчетным Пр-ту (Кабарда). Составы респ. пр-в однообразны: министры, предсе-ли госкомов, руков-ли респ. ведомств, обр-мых пр-вами. ОИВ в терр-х субъектах РФ – это администрация края, области и т.д. + ее глава. Конкретные формы выражения а-ций: губернатор и возглавляемое им пр-во (Ставропольский край), губернатор и возглавляемая им а-ция (Иркутская обл.). Глава а-ции: подчиняется Пр-ту РФ и ПРФ по вопросам ведения РФ и совм-го ведения; представляет интересы субъекта в ПРФ и ФОИВ; может вступать в отн-ия с соотв-ми органами и долж. лицами ин. гос-в; по вопросам своей компетенции принимает пост-ия и распор-ия. ОИВ в Москве и СПб – Моск. гор. а-ция (мэрия), кот. возглавляет мэр Москвы.В структуру мэрии входят пр-во Москвы (коллег. орган), упр-ие делами мэрии, отраслевые и функц. органы (департаменты), префекты адм. округов и т.д. Двойной статус мэрии – орган госвласти субъекта и орган МСУ. Районная управа – решение вопросов местного значения. СПб – глава ИВ –губернатор, он же возгл-ет пр-во города.

ПРЕДПРИЯТИЯ (ПР) И УЧРЕЖДЕНИЯ (У) КАК СУБЪЕКТЫ АП

Орг-ия – коллектив людей разной численности, возглавляемый своим органом упр. (ОУ), имеющий в собст-ти, хоз. ведении или опер. упр-ии обособленное имущество. ОУ орг-ии является адм-ия, кот. не является субъектом внешнего упр-ия. АП статус орг-ии (т.е. комплекс прав и об-тей) опред-ся их орг.-правовыми формами, объемом и х-ром полн-й по расп-ию принадл-м им имуществом, целями их деят-ти, соотн-ием с ОИВ. Разновидность орг-ий – ПР (самост.хозяйств-ий субъект, созданный для произв-ва продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлет-ия общ. потребности и получения прибыли) и У (создают соц. ценности в основном непроизв-ного х-ра), кот. могут быть гос. и негос. ОП формы ПР-ий – полное товар-во, тов-во на вере, ООО, АО и т.д. Виды ПР по отраслям – заводы, коопер-вы, пароходства и т.д. По целям деят-ти орг-ии различают: комм-ие (преследующие извлечение прибыли) и некомм-ие. Учредит. документом ПР явл-ся устав. ПР подлежит госрегистрации, данные кот. включаются в единый госреестр юр. лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Законод-во о предпр-х в равной степени распр-ся на ПР всех форм собст-ти. Однако для гос. ПР есть особые правила (только они могут осущ-ть произв-во оружия и т.д.). Гос. ПР (ГП) – это собст-ть гос-ва, создаются гос-м, гос-во определяет их цели и назначает руков-лей. ГП подразд-ся на: 1) ГП, основанное на праве хоз-го ведения. – самостоят-но планирует свою деят-ть и перспективы развития, несет полную отв-ть за несоблюдение договоров и расчетов. 2) ГП, основанные на праве опер-го упр-ия, создаются в виде фед. казенных ПР. Меньшая степень хоз. самостоят-ти, образуются на основании нецелевого исп-ия фед. средств, отсутствие прибыли в течении 2 лет и т.д. Соотв-ий госорган осущ-ет непоср-ное упр-ие казенным заводом с использованием директивного планирования (план-заказ). На них не распр-ся положения о ликвидации ГП вследствии банкротства. Негос. ПР (НГП) – упр-ие осущ-ют учредители или уполномоченные ими органы. Роль гос-ва – установление АП режима, общего для всех НГП и контроль за его соблюдением. Руководитель НГП нанимается собст-ком по контракту. Ликвидация – по решению учредителей. У – это орг-ия, созданная собственником для осущ-ия управ-ких (аппарат законодат. органа), соц.-культурных (У. образования), адм.-полит. целей. Муниципальные ПР и У – создаются органами МСУ для осущ-ия хоз. деят-ти.

ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ (ГСБ), ГОСУД. ДОЛЖНОСТЬ (ГД), КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУД. СЛУЖАЩИХ (ГСЩ)

Понятие ГСБ: Раньше не было четкого определения понятия ГСБ. Теперь согласно ФЗ "Об основах ГСБ РФ" 1995 г. под ГСБ понимается проф-ая деят-ть по обесп-ию испол-ия полн-й госорганов (ГО). Т.е. к госслуж-м относятся только лица, замещающие ГД в ГО, а не в любых госорг-иях (например в госвузах). Кроме того, к ГСБ относится исп-ие должн-х об-тей (ДО) только лицами, замещающими ГД категорий Б и В, на лиц кат. А понятие ГСБ не распр-ся, они не явл-ся ГСЩ. Деят-ть лиц кат. Б и В носит обслуж-ий х-р, для обесп-ия исп-ния полном-ий лицами кат. А. Неправильно понимать, будто лица Б и В служат при лицах А, а не об-ву и гос-ву. Если лица А сменяются, предполагается возм-ть замены лиц Б. ГСБ основана на принципах: верховенства Конст. и ФЗ над иными НПА, должн-ми инструк-ми при исполнении ГСЩ ДО и обеспечении их прав; приоритета прав и свобод человека и гр-на, их непоср-го д-ия (обяз-и ГСЩ признавать, соблюдать и защищать); единства системы госвласти, разгр-ия предметов ведения между РФ и субъектами (субъекты вправе издавать свои акты по вопросам ГСБ); разделения властей (ГСЩ не вправе быть депутатом и наоборот); равного доступа гр-н к ГСБ в соотв-ии со способн-ми и профподготовкой; обяз-ти для ГСЩ решений, принятых вышестоящими ГО и руководителями (исполнительская дисциплина); единства основных требований, предъявляемых к ГСБ; проф-зма и компетентности ГСЩ; гласности; отв-ти ГСЩ за решения, неисполнение ДО; внепартийность и внеконфессиональность ГСБ; стабильности кадров ГСЩ. Госдолжность – вообще под д-тью понимается учрежденная в установл-м пор-ке первичная структурная единица, отраж-ая содерж-ие и объем полн-й занимающего ее лица. Эта ОП категория присуща только служащим. ГД – только д-ть в фед. ОГВ, ОГВ субъектов, а также в иных ГО, образуемых в соотв-ии с Конст., с установленным кругом об-тей по исполнению и обесп-ию полн-чий данного ГО, денежным содержанием и отв-тью за исполнение этих об-тей. ГД подразделяются на: категории "А" (политико-судебные) – д-ти, устан-мые Конст., ФЗ, конст. субъектов для непоср-го исп-ия полн-ий ГО (Президент, Председатель Пр-ва, депутаты, судьи и др.); категории "Б" (патронатные) – д-ти, учреждаемые в уст-ном законод-м порядке для непоср-го обесп-ия исп-ия полн-ий лиц А (рабочий аппарат Президента); категории "В" (адм-ые) – д-ти, учреждаемые ГО для исп-ия и обесп-ия их полн-ий (секретари, курьеры и др.). ГД, включенные а Реестр ГД подразд-ся на группы: высшие ГД (5-я группа), главные (4-я группа), ведущие (3-я группа), старшие (2-я группа), младшие (1-я группа). ГСЩ - это гр-нин РФ, исполняющий в порядке, установленным Законом о ГСБ, обяз-ти по ГД ГСЩ за денвознагр-ие, выплачиваемое за счет федбюджета или бюджета субъекта. Классиф-ия ГСЩ: 1) по масштабу деят-ти органов ГВ: фед-ые ГСЩ и ГСЩ субъектов; 2) по разделени. властей: ГСЩ предст-х, судебных и органов исп. власти; 3) по объему долж-х полн-й: должн-ые лица (руков-ли, предст-ли власти, чьи властные полн-ия выходят за пределы их органов, распр-ся на неподчиненных им гр-н) и ГСЩ, не являю-хся ДЛ; 4) по квалиф-ным разрядам (присваиваются лично каждому ГСЩ по рез-там квал. экзамена или аттестации) соответс-но для 5ти групп ГД начиная с 5ой (для лиц категорий Б и В): д-ит госсоветник (ГС) РФ, ГС РФ, советник РФ, советник ГСБ, референт ГСБ (все 1го, 2го и 3го классов). Существуют и другие виды квал. разрядов – воинские звания диплом. ранги.

ПРОХОЖДЕНИЕ ГСБ (ПГСБ)

ПГСБ – это процесс, выражающийся в последов-ой смене ГСШ-им должностей категории Б и В, начиная с момента поступления на службу и до увольнения с нее. ПГСБ регулируется 1) НПА, устанавливающие порядок ПГСБ для всех гр-н; 2) Индивид. акты – один из видов юр. фактов, кот. порождают, изменяют или прекр-ют ГС отн-ия для конкр. гр-на. Порядок приема на ГСБ - не моложе 18 лет и т.д., ограничения по приему, приказ по ГО о назначении гр-на на ГД – основание для вступления в долж-ть. 3 варианта назначения на ГСБ впервые или вновь поступающих: 1) На ГД кат-рии Б – по представлению лиц кат. А, уполном-х лиц или госорганов. 2) На ГД 1ой группы кат. В – соотв-им руководителем. 3) На ГД 2, 3, 4 и 5ой групп кат. В – по рез-там конкурса на замещение вакантных долж-тей. Допускается испытание на срок от 3 до 6 мес для гр-на, впервые принятого. Аттестация проводится не чаще раза в 2 года, не реже раза в 4 года. Формируется атт-ая комиссия. По рез-там атт-ии комисия вносит на рассм-ие руковод-ля рекоменд-ии. ГСБ прекращается при увольнении ГСЩ, в т.ч. в связи с выходом на пенсию. Сведения о прох-ии гр-ном ГСБ содержатся в его личном деле, которое постоянно за ним следует.

ТРЕБОВАНИЯ К ПАУ

1) Целесообразность, полезность с т.з. госинтересов. В основе ПАУ д. лежать общ. благо, он д. б. научно обоснован, соотв-ть реальной обст-ке, своевр. принят, предусм-ть мех-м его претворения в жизнь. Должны учитываться: права человека; уровень сознания и культуры масс; плюрализм мнений, интересов;возм-ти решения проблем; ранее принятые акты. 2) Законность - наличие компетенции у автора; соотв-ие ПАУ Конст. законод-ву, указам ПР-та; учитывать ПАУ вышестоящих ОИВ; четко выражать основания и цели издания + юр. последствия издания; не ограничивать комп-цию и самост-ть нижестоящих звеньев сиситемы ИВ, предпр-ий и учр-ий, общ. объедин-ий; соблюдение процесс-х правил подготовки, принятия и издания ПАУ. ПАУ, не соотв-щие треб-ям з-сти, бывают: ничтожные, если на то есть прямое указание закона, грубо нарушена подведомст-ть адм. дел; нет законного основания (заявления и т. д.) для принятия; нарушен срок давности; акт предписывает совершение преступления и т. д.; оспоримые, подлежат исполнению, что не лишает инд. и колл. субъектов права оспорить их з-ть в устан-м порядке. 3) Орг.-техн. требования: язык акта д.б. четким, лаконичным, понятным для тех, к кому он обращен; акт д.б. оформлен грамматически правильно; д.б. соблюдены все соотв. реквизиты; акт д.б. своевр. доведен до сведения исполнителей и заинтересованных субъектов; оформленный акт д.б. передан на хранение.

СИСТЕМА МЕР АДМ. ВЗЫСКАНИЙ

Понятие: АВ –один из видов А.-принудит. мер. АВ – это мера отв-ти за АП (оно и только оно), содержит итоговую юр. оценку противопр. деяния нарушителя. Цель применения АВ по КоАП: воспитание лица, совершившего АП в духе соблюдения закона и уважения к правопор-ку; предупр-ия соверш-ия лицом и другими лицами новых правон-ий; Особенность правонар-ий в сфере ГУ – ими причиняется как правило немат. вред, поэтому содержание АП санкций, охр-щих об-ые отн-ия в ГУ, носит наказательный х-р, АВ не свойственен восстановит.-компес-ый х-р. Вид и объем огр-ий, сост-щих содерж. АВ, определяются полномочн. органами и ДЛ гос-ва с учетом х-ра пр-н-ия, личности нар-ля, степени его вины, смягчающих и отягч-х обст-в. Индивид-ии отв-ти способ-ет относит. опред-ть АП санкций. Применение АВ влечет для лица состояние А. наказанности (продолжается в теч. года со дня окончания исполнения АВ, прекращается автоматом), это обст-во имеет особ. значение при наложении АВ при неоднократных АП. Виды АВ: предупр-ие (незначит. нар-ия); штраф (кратный МРОТ, стоимости похищенного, равный размеру незаконного дохода и т.д.); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непоср. объектом АП (принудит. изъятие, реализация, передача вырученной суммы бывшему собственнику); конфискация предмета, явившегося ..... ; лишение спец. права, предост-го данному гр-ну (упр-ия трансп. средствами, права охоты – от 15 дн. до 3 лет); адм. арест (искл. случаи, за отд. виды АП, срок до 15 сут., назначается судьей, содержание в спецприемниках или изоляторах ОВД); адм. выдворение за пределы РФ ин. гр-на или лица без гр-ва.

КОНТРОЛЬ

51. КОНТРОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА Согласно ст. 80 К-ии Пр-т определяет осн. напр-ия внутр. и внеш. пол-ки гос-ва, ОИВ претворяют их в жизнь. Контр. полномочия Президента: 1) при форм-нии Пр-ва, других ФОИВ, при назначении ДЛ (Пр-ля ПР-ва и т.д.), при форм-ии СБ, Администрации, назначении высшего командования ВС; 2) повседн. контроль за деят-ю Пр-ва и других ОИВ (может председ-ать на заседаниях Пр-ва, как Верх. Главноком., Пр-ль СБ); 3) может отменить пост-ия и распор-ия Пр-ва, приостановить д-ие актов ОИВ субъектов; 4) через Адм-ию (подразделение – Гл. контр. упр-ие). Его полном-ия: - систем-ий контроль, – координация деят-ти органов к-ля и надзора ФОИВ в субъектах, – по рез-там проверок вносит Пр-ту предложения, если надо напр-ет материалы о выявл-х нарушениях в соот-ие органы, - регул-но проверяет ход исполнения поручений Пр-та ОИВ. Полномочные представители Пр-та в округах. 50. КОНТРОЛЬ ПРЕДСТАВИТ. ВЛАСТИ 1) Ст. 102, 103 К-ии: мех-м к-ля за соотв-ием Указов Пр-та К-ии и законам (Совет Федерации – указы о введении военного пол-ия, исп-ие ВС за пределами РФ, ГД – дача согласия на назначение Пр-ля Пр-ва, вопрос о доверии Пр-ву, импичмент Пр-та, назначение и освоб-ие Пр-ля ЦБ и Уполном-го по правам чел-ка); 2) Пр-т консультируется с соот-ми комитетами и комиссиями при назн-ии и отзыве диплом. предст-ей в других гос-вах и межд. орг-иях; 3) запрос депутата (группы д-тов) Пр-ву, руков-лям ОИВ и т.д.; 4) для осущ-ия контроля за исп-ием фед. бюджета ФС обр-ет Счетную палату. Задачи СП: - контроль за исполнением доходн. и расх. статей бюджета, опред-ие эфф-ти и целесообр-ти расходов гос. средств и исп-ия фед. собств-ти; - оценка проектов бюджетов; - финансовая экспертиза проектов ФЗ и НПА ФОИВ; - контроль за зак-тью и своевр-ю движения ср-в бюджетов в банках; - регул. доклад ФС о ходе исполнения бюджета. СП проводит ревизии, проверки, передает материалы в соотв-ие органы, направляет предст-ия по рез-там проверок, дает предписания. 52. ДЕЯТ-ТЬ СУДА ПО ОБЕСП-ИЮ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ УПР-ИЯ Судебн. власть нельзя сводить только к расс-ию конкр. суд. дел. Она имеет возм-ть оказать активное влияние на решения и д-ия ИВ. Закон 93 г. «Об обж-ии в суд действий и решений, затрагивающих права и свободы ...». Контр. полномочия Констит. суда – в ст. 125 Конст. – разрешает дела о соотв-ии К-ии НПА Пр-та, Пр-ва, ОИВ, разрешает споры о компетенции, делает представления по нарушениям К-ии, толкование К-ии. КС не может начинать дела по собст. инициативе, только по жалобам. Контроль судов общ. юр-ии (СОЮ) за деят-ю ОИВ осущ-ся в процессе рассм-ия дел. Уг. дела - форма реагирования СОЮ на недостатки в работе ОИВ, кот. способствовали нар-ию (преступлению) ДЛ – частное опред-ие. Гр. дела (восст-ие на работе, неправильная запись в книге АГС) – кроме решения вопроса по сущ-ву суд изучает правомер-ть д-ий и актов ОИВ. Админ. дела (мелкое хул-во) – суд проверяет зак-ть д-ий ОИВ по привлечению лица к АО. Арбитражный суд – устанавливает жесткую дисциплину договорных отн-ий, пресекает эк-кий произвол чиновников, процесс банкротства и т.д. АС резрешают споры: - о признании недейст-ми ненорм-х актов органов, кот. не соот-ют законам и НПА; - об отказе в госрег-ции (уклонении от нее); - о взыскании штрафов органами (если законом не предусм-н бесспорный порядок) и т.д. При рассм-ии этих дел АС проверяет соот-ие актов и д-ий органов законам.

НАДЗОР ПР-РЫ В СФЕРЕ УПР-ИЯ

Осн-ая ф-ция П. – надзор за исп-ием д-ющих на тер-ии РФ законов. Предмет ПН за деят-ю ОИВ (общий надзор) определен законом о пр-ре 95 г. – 1) исполнение законов минист-ми и ведомствами, предст-ми и исп-ми органами субъектов, органами МСУ, военного упр-ия, контроля, 2) соотв-ие законам издаваемых ими актов. Перечень не подлежит расширению. При несоот-ии пост-ий Пр-ва К-ии и законам Генпрокурор инф-ет об этом Пр-та. Органы П. при осущ-ии надзора не вмешиваются в опер-но-хоз. деят-ть поднадзорных. Прок. проверки проводятся на основании поступ-ей инф-ии и по плану. Пр-ры имеют большие полномочия – проход, доступ к документам, вправе вызывать ДЛ и гр-н для объяснений. Актуальные виды надзора – о соблюдении законод-ва о собст-ти, предприн-ве, приватизации, коррупции, налог. нарушения. Надзор за собл-ем прав и свобод – надзор не только за вышеперечисл. госорганами, но и за различными комм. и некомм. орг-иями. 54. АКТЫ ПР-РА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ УПР-ИЯ Протест пр-ра – реагирование на противор-ий закону ПА органа или ДЛ, приносится в этот орган или ДЛ, или в суд. В пр-те пр-р требует либо отмены акта, либо приведение его в соот-ие. Пр-т д.б. расс-м в 10дн. срок, либо на ближайшем заседании коллег. органа. О рез-тах рассм-ия докладывается пр-ру в письменном виде. Представление – готовится на основе материалов проверок, цель – устранение нарушений законов, способ-щих причин и условий. Вносится в орган или ДЛ, кот. правомочны устранить нарушения. Конкретные меры – не позднее, чем в мес. срок, доклад в письм. форме пр-ру. Постановление пр-ра о возб-ии произ-ва об А. правон-ии – если установлены нарушения адм. законод-ва, рассм-ся уполн-ым органом или ДЛ в установл. законом срок, о рез-тах доклад в письм. форме пр-ру. В новой ред. Закона о пр-ре новая статья «Предостережение о недопустимости нарушения закона» - превентивный х-р, цель - предупредить возм. нарушения, сведения о подготовке которых стали известны, выносится не по совершенным уже правон-ям, а по тем, кот. готовятся и есть сведения об этом. В письменной форме.

АДМИН. НАДЗОР

Один из способов обесп-ия з-ти и дисц-ны в сфере упр-ия – АН. Определение – особый вид деят-ти спецуполн-х гос. ОИВ и их ДЛ, в отношении организ-нно неподчиненных органов, орг-ий, ДЛ и гр-н, по поводу исполнения ими общеобяз-х правил, норм, стандартов и т.д. с целью предупр-ия, выявления и пресечения правон-ий, восст-ия порядка и привлечения к АО. Виды АН по объектам: 1) в отн-ии неопред. круга ФЛ и ЮЛ независимо от их ведом. под-ти, за соблюдением ими опред. правил (например поведение в общ. местах); 2) в отн-ии опред. круга гр-н, ДЛ, ЮЛ и по конкр. вопросам (соблюдение правил приобр., хранения и исп-ия огнестр. оружия); 3) персониф. АН, осущ-ся ОВД в отн-ии некоторых гр-н, освобожд. из мест лишения свободы. Особенности АН: (по ср-ию с контролем) а) отс-ие орг. подч-ти субъектов и объектов АН; б) проверяет только з-ть д-ий конкр. объекта, но не целесообр-ть; в) невозм-ть вмеш-ва в опер-хоз. деят-ть объектов; г) возм-ть самост-го примен-ия мер А. прину-ия в случае обн-ия правон-ий или возн-ия угрозы безоп-ти, эти меры строго ограничены. ФОИВ, осн. деят-ю кот. явл-ся АН: горный надзор, по яд. и рад. безоп-ти, ветеринарные, рыбные, пожарные, регистры и т.д. Указ Пр-та 92 г. о гос. надзорных органах. Компетенция конкр. надзоров определена соотв-ми НПА. Многие надз. органы имеют право разрабатывать и утверждать правила в своей области деят-ти. Стадии АН: предварит. – анализ инф-ии об объекте, разработка и доведение до объекта правил его функц-ия. Текущий – систем. набл-ие, проверки. Заключит-ый – выявление тенденций, разработка предложений.

ГОСУДАРСТ-ОЕ УПР-ИЕ

Система ГУ имеет свою структуру – 3 крупных блока, сост-щих содержание соврем. госполитики и формирующихся на основе общности упр-ких отн-ий и деят-ти по орг-ии упр-ия. 57. ГУ И АП РЕГУЛ-ИЕ ОТНОШЕНИЙ В ЭК-КОЙ СФЕРЕ. Упр-ие в области эк-ки охватывает промышленность, с.х прои-во, строит-во, тр-т и связь, финансы, природные ресурсы и т.д. Промышленность Минэкономики проводит госполитику (ПГП), реализует федпрограммы, осущ-ет госрег-ие и межотрасл. коорд-ию, участвует в разр-ке гос. оборонного заказа, проводит единую госпол-ку во внешнеторг. деят-ти, регул-ет и контрол-ет ее. Минатом – ядерное оружие и энергетика. Минтопэнерго – топливно-энерг. комплекс. Агропром. комплекс Минсельхозпрод ПГП и осущ-ет упр-ие (ОУ) в АПК, отвечает за обеспечение страны прод-ием и коорд-ет деят-ть в этой сфере. Транспортно-дорожный комплекс и связь Мин. путей сообщения ПГП на ж/д тр-те, регулирует хоздеят-ть жел. дорог, обесп-ет безопасность движения и сохр. грузов. Минтранспорта ПГП и ОУ тра-ным комплексом (зарегист-х ЮЛ и инд. предприн-ей, осущ-х перевоз-ю и трансп.-экспедиц. деят-ть на морском, речном, автом-м, гор. пассажирском тр-те, работы по обслуживанию водных ПС). Фед. авиац. служба – руководит гражд. авиацией. Фед. дорожная служба – осущ. руков-во дорожным комплексом. Госком по связи и информатизации – ПГП и ОУ в этой сфере и осущ. межотрасл. коорд-цию в обл-ти электросвязи, информатизации и почт. связи. Строит.-жилищн. комплекс Госком по строит., архитектурн. и жил. пол-ке – экспертиза проектов на стро-во, издает нормы, стандарты, контроль застройки городов, ПГП в ЖКХ и т.д. Природоисп-ие Мин. природных ресурсов упр-ет фондом недр и водным фондом. Финансы и кредит Минфин проводит единую фин., бюдж., налог., и валют. пол-ку, коорд-ет деят-ть других ОИВ в этой сфере. 58. ГУ И АП РЕГУЛ-ИЕ ОТН-ИЙ В СОЦ.-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ. Упр-ие в СК сфере охватывает отрасли соц. развития и соц. пол-ки, культ. стро-ва. Образование Основное общее обр-ие – 9тиклассное. Мин. общ. и проф. обр-ия возгл-ет всю систему обр-ия, сущ-ют также фед. ведомств. ОУ об-ием (минобороны, ВД и т.д.) + гос. ОУ обр-ем субъектов. Минобр-я разрабатывает и реализует концепцию развития об-ия, опр-ет перечень проф-ий и спец-тей и т.д. Наука Мин. науки и технологий разр-ет и реал-ет единую гос. научно-техн. пол-ку. Агенство по патентам и товарным знакам. Рос. академия наук. Культура Минкультуры обеспечивает свободу творчества, доступ гр-н к культ. ценностям, участие в культ. жизни, сохранение памятников культуры. Труд и соц. развитие Мин. труда и соцразвития – проблемы народонаселения, повышения уровня жизни и доходов, развитие сист. соцстраха, орг-ия пенсионного обесп-ия и т.д. Урегулирование труд. споров. Миграционная служба. Здравоохр-ие Мин. здраво-ия – санитарно-эпидемиолог. благопол-ие населения, профилактика, оказание медпомощи населению, научные исследования и т.д. 59. ГУ в АДМ.-ПОЛИТ. СФЕРЕ Оборона – система полит., эк-ких, военных, соц., правовых мер по подготовке к военной защите и вооруж. защита целостности и неприкосновенности территории РФ. Орг-ия и упр-ие обороной включают: прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы, разработка военной политики и доктрины, строит-во, подготовка и поддержание ВС и т.д. Минобороны несет отв-ть за состояние ВС, боевую готовность, воинскую дисциплину. Генштаб ВС – осн. орган оперативного упр-ия ВС: разрабатывает предложения по военной доктрине, планы строит-ва ВС, мобилизации, развед. деят-ть и т.д. Военные советы – постоянно дейст-ие совещ. органы. Безопасность Осн. напр-ия в этой обл-ти – анализ и прогнозирование угроз нацб-ти, определение критериев нацб-ти и их пороговых значений, выработка мер и мех-мов обесп-ия б-ти, поддержание на уровне страт. и моб. ресурсов. Совет Без-ти – форм-ся и возгл-ся Пр-том, опред-ет жизненно важные интересы об-ва, гос-ва, выявляет угрозы. ФСБ осущ-ет контрразв. деят-ть, борьбу с преступностью, разведдеят-ть. Служба внешн. разведки – добывает и обрабатывает инф-ию о возм-тях, планах, намерениях ин. гос-в, орг-ий и лиц. Кроме того есть фед. служба охраны, ФАПСИ, ФПС. Внутр. дела – Объекты упр-ия: личность (права и свободы), об-во (его ценности), гос-во (строй, сув-тет, целостность). ОВД осущ-ют непоср. охрану ПиС гр-н, обесп-ют общ-ый порядок и безопасность. МВД возгл-ет систему ОВД: главные упр-ия, УВД краев, областей, городов, на транс-те, РУБОП, противопож. служба, внутренние войска и т.д. Иностранные дела МИД осущ-ет ГУ в обл-ти отн-ий с ин. гос-ми и межд. орг-ми, в его систему входят дипю предст-ва, консульские учр-ия, предст-ва при межд.орг-иях. МИД разраб-ет вн. пол-ку, реализ-ет внешнепол-ий курс страны, защищает права и интересы Р. гр-н за рубежом, обесп-ет диплю и конс. отн-ия с другими гос-ми. Посольства собирают инф-ию о гос-ве пребывания, готовит проекты договоров с этим гос-м, поддер-ет контакты с госорганами этой страны и т.д. Консульские учреждения – если отсутствует посольство, защищает интересы РФ и ее гр-н. Юстиция Судебный деп-т при ВС РФ осущ-ет орг. обесп-ие деят-ти судов. Реформирование угол.-исп. системы – места лишения свободы в ведении органов юстиции. Минюст – правов. обесп. нормотв-ской деят-ти госорганов (экспертиза законов, разработка законопр-тов, систем-ция законод-ва), госрег-ция ведомственных НПА, затр-щих ПЧ или межведом-ые, госрег-ция ЮЛ, АГС, прав на недв-ть и сделок с ней, правовая информ-ция госорганов, управление гос. нотариатом, рук-во деят-ю судебных приставов (охрана судов, исполнение решений).

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПР-ИЕ, ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ

Понятие и особ - ти соцупр - ия. Определение упр-ия: 1. Это целенапр-ое орг-щее возд-ие человека на соотв-ий объект для достижения опред. целей (чтобы привести этот объект в нужное человеку состояние. 2. Это процесс перевода системы из сущего состояния в заданное. Т.о. субъектом упр-ия всегда является человек, между субъектом и объектом сущ-ет прямая и обратная связь. 3 вида упр-ия (в зависимости от х-ра объекта): 1) Техническое (объект – механизмы, процессы); 2) Биологическое (объект – представители живой природы); 3) Социальное(система человек – человек). Право рег-ет только отн-ия между людьми (общ-ые отн-ия), превращая их в юр-кие. Особ-ти СУ: 1. В СУ и прямая и обратная связи являются рез-том сознательной волевой деят-ти людей – участников упр-ия. Обе линии связи наполнены сознанием, отсюда объективно вытекает свойство СУ – в нем огромную роль играет субъективный фактор (нельзя игнорировать индивид-ти). 2. СУ имеет ярко выраженную общ-ую (коллективную) природу. Всякий общ-ый труд нуждается в упр-ии. Чем выше профессионализм управляемых, тем менее упр-ие носит диктаторский х-р. 3. СУ предст-ет собой тонкую сложную подвижную систему отн-ий между участниками упр-ческого процесса (членами коллектива). Управлять – значит регулировать надлеж-м образом эти отн-ия. В коллективе присутствует 2 вида отн-ий: - отн-ия социально-нравственной среды (ОСНС); - отн-ия социально-правовой среды (ОСПС). Эти отн-ия взаимопроникающие и друг друга дополняющие. ОСНС – складываются исключительно под возд-ием личностных потребностей участников (дружба, уважение и т.д.). Спектр ОСНС очень широк, они тонки и рег-тся нормами морали (обычаи, традиции и т.д.). Эти отн-ия не терпят прямого упр-ия. ОСПС – рег-тся с помощью правовых норм. Особенности ОСПС: а) официальные, могут складываться и без согласия участников; б) рег-тся непосредственно с помощью права. Право – это наиболее эффективный регулятор, но его объективная слабость – неспос-ть учитывать индивидуальные особенности людей (применяет одинаковый масштаб ко всем). Преодолеть эту слабость помогают ОСНС (например, неодобрение товарищей). Госупр-ие – разновидность социального. СУ проявляется в 2х видах – гос-ное и общ-ое (например, аппарат партии). ГУю свойственны все особенности СУ плюс дополнительно: 1. Это властная деят-ть, реализация госвласти (синоним – исп. власть) гос-вом. 2. ГУ реализуется специальной системой гос. органов (конкретно – органами ИВ РФ и ее субъектов). 3. ГУ – это деят-ть юр-кая.

СОДЕРЖАНИЕ ГУ, ЮРИД. ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ.

ГУ как орг-щая деят-ть (объединение и координация д-ий) складывается из 4х неразрывно друг с другом связанных и образующих единый массив элементов. 1) Принятие НА ГУия (т.е. актов, в которых содержатся общие правила поведения). например, постановления правит-ва. 2) Применение НП органами ИВ – разрешение бесчисленного множества дел или ситуаций, предусм-ых пр. нормами. Например, выставление оценок на экзамене. 3) Орг-нная непрерывная работа – планирование, контроль, совещания. 4) Мат.-техн. операции – д-ия технологического х-ра (подготовка документов, делопроизводство), это технолог. основа для принятия норм. актов. 1) и 2) являются юрид. элементами, поскольку могут затрагиваться интересы и права гр-н.

ГУ И ИВ.

Предметом АП является ГУская деят-ть, И. органы, исп.-распорядит. деят-ть. Все эти термины можно объединить одним - ИВ. Конст. 1993 г. отказалась от термина ГУ, закрепив вместо него иной — ИВ. Ст. 10 Конституции - госвласть в России осущ-ся на основе разделения на законод-ую, исп. и судебную - переход от «разделения труда внутри госаппарата» к «разделению властей». Под ГУ раньше понималась деят-ть исп.-распор. характера: исполнение - проведение в жизнь законов и подзаконных НА; распорядительство – средство достижения исп-ия, т.е. использование необходимых юр.-властных полн-й. Органы ГУ рассматривались в качестве исп. аппарата госвласти. Согласно теории «разделения властей» вместо органа ГУ - субъект ИВ. Госвласть должна строиться на опред-ой функциональной и компетентной специализации, а потому мы имеем три ветви единого дерева госвласти, самост-ые и в то же время взаимосв-ые. Каждой ветви соотв-ует свой субъект, т.е. выражающий ее госорган. Характерные черты ИВ: 1. ИВ — относительно самост. ветвь (вид, разновидность) единой госвласти, тесно взаимод-щая с ее законод-ой и судебной ветвями. 2. Функция ИВ: практическая реализация законов в общегос-ном масштабе, для чего используется опред-ая часть ГВ полн-й. 3. ИВ представлена в ГВ мех-ме органами ИВ, через деят-ть которых она приобретает динамические качества. Однако сама ИВ, как и само ГУ, — это не система соотв-щих ГО, а осущ-ая ими деят-ть. 4. ИВ в процессе своей реализации наполнена организ-ым содержанием. Орг-ия предполагает: 1) механизм ИВ практически организует исполнение законов; 2) этот механизм должен быть сам необходимым образом организован. 5. ИВ реализуется во внесудебном порядке. 6. В ведении и распоряжении субъектов, реализующих ИВ находятся наиболее существенные атрибуты госвласти: финансы, коммуникации, армия, милиция и т.п. Итак, ИВ — категория политико-правовая, в то время как ГУ — категория орг-ионно-правовая, гос. деят-ть, в рамках которой практически реализуется ИВ. ГУ, понимаемое как исп.-расп. деят-ть, не противопоставляется ИВ, понимаемой как деят-ть субъектов этой власти. Вывод: предмет АП не претерпел в условиях перехода орг-ии механизма госвласти на начала разделения властей конструктивных изменений. Что же изменилось: уменьшение удельного веса непосредственного ГУ экономическими процессами. Но резкое сокращение госсектора (особенно в области экономики) вовсе не означает отказа от АП рег-ия.

ПРИНЦИПЫ ГУ

Что такое П.? Это нечто фундаментальное, глубокое. Самые важные. 1. П. законности. 2. П. демократизма 3. П. федерализма. Такие П.ы как научности, гласности – производные. П. законности – прежде всего это требование строгого, неуклонного соблюдения любых законов всеми без исключения. Для этого необходимо: а) иметь проработанную и научно обоснованную систему законов. чтобы ничего не было упущено; б) должен д-овать механизм, обеспечивающий безусловное распр-ие д-ия законов на всех субъектов. Если все же исключения имеются, то они д.б. объективно обусловлены. Перед законом все д.б. равны, практика допущения исключений неправильна. в) законодательство д.б. широко доведено до сведения гр-н, т.е. тех, кто по идее руководствуется законом. П. демократизма – прежде всего это комплекс прав, свобод и обяз-ей гр-н в сфере ГУ, различные формы вовлечения их в упр-ие делами гос-ва. Например, чтобы НА начал д-овать, он д.б. опубликован, а если он ущемляет права и свободы гр-н – д.б. зарегистрирован в Минюсте. П. федерализма – подразумевает а) взаимод-ие в упр-ии между федер-м уровнем и уровнем субъекта федерации б) разграничение полн-й. Конституция предусмотрела различные варианты коллизий между актами ГУ федерации и субъекта: 1) Ст. 71 – круг вопросов в ведении РФ. Если по этим вопросам возникает разногласие между нормами федер. уровня и нормами субъекта – д-ует фед. норма. 2) Ст. 72 – вопросы совместного ведения 3) Вопросы, не попавшие ни в ведение РФ, ни в совм-ое ведение – приоритет субъекта федерации. ГУ претерпело кардинальные изменения с началом перестройки. При этом большую роль сыграли несколько новых явлений: - Конст. закрепление нескольких форм собственности (гос-ая, частная, муниципальная и т.д.). Появились такие виды деят-ти, как регистрация, лицензирование. - Органы госупр-ия стали независимыми от органов представительной власти .Раньше органы ГУ создавались советами.

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ АП

Иногда в процессе людских взаимоотн-ий одна из сторон становится потерпевшей, ищет защиты. Для обеспечения выполнения желаний, прав и обяз-ей человека люди создали правила. Так возникла социально-правовая среда. Отн-ий, которые требуют правового рег-ия, огромное множество, в т.ч. и упр-ие отн-ия. Задача правового рег-ия – создать оптимальные условия для каждого участника отн-ий. Определение АП – это система правил поведения (норм), установленных государством для рег-ия общ. отн-ий в сфере ГУ. Д-ие этих норм обеспечивается гос-м. Особенности АП : 1) АП, как и любая другая отрасль права, является системой норм (а не их совокупностью). 2) Нормы АП уст-ся гос-м (конкретно – правомочными органами. 3) АП регулирует не все, а опред. отн-ия, которые складываются в сфере ГУ, осущ-ия ИВ. Под возд-ием правового рег-ия обществ. отн-ия становятся правовыми, т.е. участники этих отн-ий начинают обладать опред. полн-ями и обяз-ями. 4) Нормы АП обеспечиваются гос-м, для этого надо иметь отработанный механизм, с помощью которого правила начинают реально д-овать. Сущ-ет 2 способа обеспечения норм – убеждение и принуждение. Применительно к АП нормам основным методом является убеждение. Сюда входит много процессов и мероприятий. Принуждение – вспомогат. способ в виде соотв-щей юрид. отв-ти. 5) Объективно АП является самой крупной отраслью права. 6) АП – это самая динамичная, изменчивая отрасль права, поскольку упр-ие направлено вперед. Обст-ва пунктов 5) и 6) сильно затрудняют процесс кодификации, единого кодекса в АП создать невозможно. 7) АП – это составная часть системы российского права.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 184.