Жизненный цикл товара – период, в течении которого товар находит своих покупателей. Период физического существования не совпадает с жизненным циклом. Жизненный цикл - от первого покупателя до последнего.
Фазы жизненного цикла:
1 2 3 4 5
убытки прибыль убытки
1. Выведение, появление, внедрение на рынке, зарождение.
Зарождение товара и выход на рынок.
2. Рост, развитие.
Товар одобряется покупателем и спрос резко растет,
3. В абсолютном отношении объемы продаж увеличиваются, а темпы роста снижаются,
4. Начинается сначала снижение объемов продаж, а потом резкий спад,
5. Товар разочаровывает покупателей и уходит с рынка.
Продолжительность жизненного цикла (ЖЦ) товара зависит от:
1. Технической сложности изделия, чем сложнее, тем больше ЖЦ.
2. От объема новых средств.
3. От наличия конкурентов. Чем их больше, тем короче ЖЦ.
4. От качества маркетинговых исследований и степени соответствия конкретике покупателей.
На 1 фазе приоритетное значение имеет качество товара. Нужно обращать внимание на престиж товара, положительную оценку первых покупателей, на возможный диапазон использования товара. Ведущая роль на этой фазе отводится производственникам. Необходим жесточайший контроль за качеством, дизайном, упаковкой.
На 2 фазе основная задача менеджера – окупить затраты, которые предприятие понесло на стадии разработки и реализации товара. Для этого нужно проводить постоянные, тщательные, приближенные к действию расчеты. Варианты:
1. Если нет окупаемости затрат:
а) надо увеличить затраты на совершенствованине товара (качество, дизайн). Окупаемость будет, если покупатели его примут. Необходимо увеличение маркетинговых расходов.
б) прекратить маркетинговую деятельность, производство. Свернуть производство и перейти к новому жизненному циклу. Для выбора надо изучить рынок, вести постоянные грамотные расчеты, проведение грамотной рекламной компании.
На 3 фазе если затраты окуплены, то задача – дальнейшее увеличение продаж и получение прибыли. Предприятие работает на свои доходы. Если темпы продаж уменьшаются, то маркетолог должен думать о новых рынках, товарах. С этим товаром: совершенствование цепочки товародвижения (избавка от посредников), грамотная корректировка цены, улучшение сервиса. Конкурентоспособность надо увеличивать, надо сохранить рынок. Инициатива в области товара на этой фазе переходит к торговле.
На 4 и 5 фазах главная задача – ограничение и полное прекращение производства. Надо активно реализовывать запасы путем снижения цен, заниматься рекламой. Задача маркетолога – не остаться с товарными запасами на складе.
48. Ценообразование в маркетинге.
Цена – денежное выражение стоимости товара. Ранее господствовала система стабильных расчетных цен. Цены позволяли иметь сопоставимость показателей по годам. Они не отвечали общественно необходимыи затратам труда. В 1991 году цены поросли вверх. Это было оправдано, т.к. приведение цен в соответствие с затратами привело к увеличению производства.
В цене отражается:
1. Динамика затрат.
2. Показатели результатов труда.
3. Темпы инфляции.
4. Соотношение спроса и предложения.
5. Степень монополизации рынка.
Правильное определение цены определяет:
1. Рентабильность производства.
2. Конкурентоспособность фирмы.
3. Стабильность фирмы на рынке.
Фирма устанавливает исходную цену, а затем корректирует ее с учетом различных факторов, действующих в окружающей среде. Рассмотрим следующие подходы к системе ценообразования: установление цен на новый товар, ценообразование в рамках товарной номенклатуры, установление цен по географическому принципу, установление цен со скидками и зачетами, установление цен для стимулирования сбыта и установление дискриминационных цен.
Установление цен на новый товар.
Стратегический подход фирмы к проблеме ценообразования частично зависит от этапов жизненного цикла товара. Особенно большие требования предъявляет этап выведения на рынок. Можно провести различия между установлением цены на подлинную новинку, защищенную патентом, и установлением цены на товар, имитирующий уже существующие.
Фирма, выпускающая на рынок защищенную патентом новинку при установлении цены на нее может выбрать либо стратегию “снятия сливок”, либо стратегию прочного внедрения на рынок.
Стратегия “снятия сливок”. Установление самых высоких цен на абсолютно новые товары, когда полностью отсутствуют конкуренты. При этой цене продукцию воспринимают только некоторые сегменты рынка. После замедления начальной волны сбыта, цена снижается, чтобы привлечь следующий эшелон покупателей, которых устраивает новая цена. Таким образом снимаются сливки с различных сегментов рынка. Данная стратегия используется если:
1. наблюдается высокий уровень текущего спроса со стороны достаточно большого числа покупателей.
2. издержки мелкосерийного производства не высоки.
3. высокая начальная цена не будет привлекать новых конкурентов.
4. высокая цена поддерживает образ высокого качества товара.
Стратегию прочного внедрения на рынок.
Установление сравнительно низкой цены на новинку для привлечения большего числа покупателей и завоевания большего сегмента рынка. Установлению низкой цены благоприятствуют следующие условия:
1. рынок очень чувствителен к ценам и низкая цена способствует его расширению,
2. с ростом объемов производства его издержки, а также издержки по распределению товара сокращаются,
3. низкая цена непривлекательна для существующих и потенциальных конкурентов.
Установлением цены на товар, имитирующий уже существующие.
Фирма, планирующая разработать новый товар-имитатор, сталкивается с проблемой его позиционирования. Она должна принять решение о позиционировании новинки по показателям качества и цены (табл.) Фирма должна изучить размеры и темпы роста рынка для каждой из 9 позиций и конкретных конкурентов в рамках каждой из них.
Девять вариантов стратегии маркетинга применительно к показателям цены и качества:
ЦЕНА
Ценообразование в рамках товарной номенклатуры.
Фирма стремиться разработать систему цен, которая обеспечивала бы получение максимальной прибыли по номенклатуре в целом.
Установление цен по географическому принципу.
Установление фирмой разных цен для потребителей в разных частях страны.
Установление цен со скидками и зачетами.
В качестве вознаграждения потребителей за определенные действия, такие, как ранняя оплата счетов, закупки большого объема или внесезонные покупки, многие фирмы готовы изменять свои исходные цены.
Скидки за платеж наличными. Уменьшение цены для покупателей, которые оперативно оплачивают счета.
Скидка за количество закупаемого товара. Уменьшение цены для покупателя, приобретающих большие количества товара. Экономия складывается за счет сокращения издержек по продаже, поддержанию запасов и транспортировке товара. Скидки служат для потребителя стимулом делать закупки к одного продавца, а не у нескольких поставщиков.
Функциональные скидки. Эти скидки производители предлагают службам товародвижения, выполняющим определенные функции по продаже товара, его хранению, ведению учета.
Сезонные скидки. Уменьшение цены для потребителей, совершающих внесезонные покупки товаров или услуг. Эти скидки позволяют продавцу поддерживать более стабильный уровень производства в течение всего года.
Зачеты. Под ними понимают другие виды скидок с прейскурантной цены. Товарообменный зачет – это уменьшение цены нового товара при условии слачи старого. Часто применяется при торговле автомобилями и некоторыми другими категориями товаров длительного пользования. Под зачетами на стимулирование сбыть понимают выплаты или скидки с цены для вознаграждения дилеров за участие в программах рекламы и поддержания сбыта.
Установление цен для стимулирования сбыта.
Установление цен для стимулирования сбыта происходит в разных формах:
1. Универсамы и универмаги устанавливают на некоторые товары цены как на “убыточных лидеров” ради привлечения покупателей в магазин в надежде, что они заодно приобретут и другие товары с обычными наценками.
2. Для привленчения большого числа клиентов в определенные периоды времени продавцы пользуются ценами для особых случаев. Так, в январе устраиваются зимние распродажи для привлечения утомленных от предновогодних покупок людей.
3. Иногда производители предлагают потребителям, покупающим товар у дилеров в определенный отрезок времени, скидку наличными. Она производится непосредственно потребителю.
Установление дискриминационных цен.
С учетом различий в потребителях, товарах, местностях и т.п. фирмы часто вносят коррективы в свои цены. При установлении дискриминационных цен фирма продает товар или услугу по двум или более разным ценам без учета различий в разных формах.
1. С учетом разновидностей покупателей.
2. С учетом вариантов товара.
3. С учетом местонахождения.
4. С учетом времени.
Чтобы ценовая дискриминация сработала необходимо наличие определенных условий:
1. Рынок должен поддаваться сегментированию, а полученные сегменты должны отличаться друг от друга интенсивностью спроса.
2. Члены сегмента, в котором товар продается по низкой цене, не должны иметь возможности перепродать его в сегменте, где фирма предлагает его по высокой цене.
3. Конкуренты не должны располагать возможностью продавать товар дешевле в сегменте, где фирма предлагает его по высокой цене.
4. Издержки в связи с сегментированием рынка и наблюдением за ним не должны превышать суммы дополнительных поступлений, образующихся в результате ценовой дискриминации.
5. Установление дискриминационных цен не должно вызывать обиды и неприязни потребителей.
6. Применяемая фирмой конкретная форма ценовой дискриминации не должна быть противоправной с точки зрения закона.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 247.